VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

эффективность психологической коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008419
Тема: эффективность психологической коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



В эпоху стремительного прогрессирования глобальных коммуникаций, увеличения числа информации, расширения круга социальных контактов и ужесточения контроля за исполнением профессиональных обязанностей (чему способствует прогрессирующая бюрократизация всех инстанций), люди испытывают постоянное давление, приводящее в некоторых случаях к срабатыванию психологических защит. Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация. 

Феномен фрустрации может рассматриваться с различных позиций и подходов. Более того, в рамках одного конкретного подхода фрустрация включает множество плоскостей и аспектов, различных по своей сути. Так, например, совершенно по-разному можно определять и раскрывать феномен адаптивности с точки зрения реакций человека на фрустрацию. В разное время рассмотрением феномена фрустрации занимались С. Розенцвейг,        Л. Берковиц, Н. Д. Левитов, А.В. Парняков, П.И. Сидоров, Ф.Е. Василюк и другие отечественные и зарубежные авторы.

Наряду с адаптивными формами реагирования (преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения стратегии поведения; компенсация – поиск другой сферы для удовлетворения потребности; отказ от намеченной цели, выбор новых целей, переоценка ценностей) существуют и, так называемые, дезадаптивные формы поведения, вызванные действием фрустрации. Такие формы фрустрации могут выражаться в агрессивных реакциях, направленных как на другого человека, так и на себя; уход из ситуации, отказ от деятельности, апатия; регрессия; двигательное возбуждение, при котором человек не способен контролировать своё поведение, а также, включение механизмов психологической защиты, помогающих преодолеть состояние фрустрации.

Особым видом фрустрации, требующим подробного рассмотрения, является социальная фрустрированность, которую можно охарактеризовать как личностную особенность человека, выражающуюся через неудовлетворённость им своим социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и многим другим. Социальная фрустрированность выражается, в первую очередь, через низкую самооценку. Сниженное настроение, дискомфорт, склонность испытывать и переживать  негативные эмоции – все эти характеристики также свойственны социально фрустрированным людям. Феномен социальной фрустрированности был рассмотрен в работах Л.И. Вассермана, В.В. Бойко, К.З. Сансызбаевой, Т.Н. Балиной и многими другими отечественными и зарубежными психологами. 

Зачастую переход от школьного обучения к ВУЗовскому сопровождается изменением существующих форм обучения в условиях качественно и количественно усложняющихся информационных нагрузок. Эти специфические особенности обучения в ВУЗе становятся фрустрирующими для студентов, которым не хватает личностных ресурсов для успешного преодоления подобных ситуаций, поэтому реакция фрустрации становится для них одной из наиболее естественных и адекватных в ответ на сложившуюся критическую ситуацию, однако, нередко она принимает форму дезадаптивных стратегий поведения. В данном контексте принято использовать термин «дезадаптация». Феномен дезадаптации был раскрыт многими отечественными и зарубежными психологами, среди которых следует отметить Л.Н. Собчик, И.А. Коробейникову, Г.А. Цукермана, С.А. Беличеву. 

Закономерным следствием из всего этого является увеличение потребности в коррекционных программах. Однако большая часть этих программ имеет обобщённый характер и, как правило, не учитывает  переменные, которые неизбежно влияют на эффективность коррекционно-профилактической работы. Основные биологические показатели (ЧСС, дыхание, КГР, температурные режимы и т.д.) человека остаются вне поля зрения специалистов. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации, длительный эффект процедур, объективность, комплексность, высокая эффективность в диагностике и коррекции любых нарушений вегетативной нервной системы составляет картину преимуществ БОС-тренинга как особого способа коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности. 

Преимущества метода БОС-тренинга: комплексность, объективность, доступность результатов, их визуализация, длительный эффект процедур, высокая эффективность в диагностике и коррекции различных нарушений организма, аналитичность, отсутствие серьёзных противопоказаний и многие другие. Ведущим преимуществом тренинга, использующего принцип биологической обратной связи, является обучение навыкам саморегуляции, релаксации и управляемого восстановления поражённых органов и систем.

Важнейшим качеством БОС-тренинга является максимальная точность снятия физиологических параметров в реальном времени без возможных искажений при обработке сигнала. В каждой системе БОС на базе современных цифровых устройств осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга, частоты сердечных сокращений, уровня дыхания и т.д.

Относительно применения в качестве коррекционных мероприятий средств БОС-тренинга существует достаточно эмпирических исследований в связи с различными аспектами. К таковым следует отнести исследования Г.П. Селина (заниженная самооценка), Е.Б. Лактионовой (личностная тревожность), А.П. Катунина (высокий уровень стрессированностии) т.д., но влияние социальной фрустрированности на адаптацию к обучению в ВУЗе остаётся неизученным.  

Актуальность нашего исследования определяется большой вероятностью возникновения у студентов высокого уровня социальной фрустрированности под влиянием сложных условий учебной деятельности, а также относительно слабо разработанной коррекционной базой, использующей средства и возможности БОС-тренинга.

В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования: какова специфика коррекции средствами БОС-тренинга дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности? 

Цель: обосновать эффективность психологической коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга.

Объект: дезадаптация студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.

Предмет: психологическая коррекция дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга.

Гипотеза: студенты с высоким уровнем социальной фрустрированности имеют высокий уровень дезадаптации. Психокоррекционная программа с использованием средств БОС-тренинга позволит снизить дезадаптацию и уровень социальной фрустрированности.

Задачи:

1.На основе анализа научной литературы, соответствующей теме исследования, раскрыть понятия «социальная фрустрированность», «дезадаптация», «БОС-тренинг».

2. Изучить особенности дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.

3.Обосновать программу коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга и определить степень её эффективности.

Теоретической основой служат исследования фрустрации (С. Розенцвейга, Э. Долларда, Р. Баркера, Н.Д. Левитова, Ф.Е. Василюка, Н.В. Тарабриной); дезадаптации (Л.Н. Собчик, И.А. Коробейникова, Г.А. Цукермана, С.А. Беличевой), теория условных рефлексов (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), теория функциональных систем (П.К. Анохина), а также БОС-тренинга (Barber T.X., Peniston E.G.,Lubar J.F.).

При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод сбора эмпирических данных средствами малоформализованных (наблюдение) и строгоформализованных методик (тестирование), сравнительный метод, методы математико-статистического анализа данных (F-критерий Фишера, корреляционный анализ по Пирсону), интерпретационные методы.

В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко);

Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова;

Многофакторный личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина.

Исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года на базе учебной лаборатории психофизиологии и нейрофизиологии факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании принимали участие 68 студентов факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ» в возрасте от 17 до 20 лет 1-2 курсов обучения. В ходе работы исходная выборка была поделена на две неэквивалентные группы методом рандомизации

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 8 рисунков и приложений. Объём работы составляет 61 страница машинописного текста.


Глава 1. Теоретические основы изучения дезадаптации студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности.



1.1. Подходы к изучению дезадаптации в отечественной и зарубежной психологии



В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается включённым в большое количество социальных ситуаций, связей и отношений, требующих от него способности мгновенно реагировать на любые изменения среды и, тем самым, регулировать собственную активность. В случаях такого взаимодействия, по мнению Е.И. Огаревой, возникает процесс адаптации человека к среде путём его самоизменения или активного преобразования среды [35]. Современные условия жизнедеятельности человека характеризуются постоянно возрастающими требованиями общества к полученным знаниям, умениям и навыкам, наблюдается тенденция к увеличению информационных нагрузок в условиях обучения. Всё это диктует новые требования к адаптационным возможностям индивида. Однако нередко адаптационные возможности человека сталкиваются с непреодолимыми трудностями, в результате чего срабатывают такие механизмы психологической защиты, как, вытеснение, избегание и другие. В подобных ситуациях принято говорить о феномене дезадаптации.

Наряду с различными формами адаптации существует явление дезадаптации. А.И. Ковалева отмечает, что «дезадаптацией называется процесс, который сопровождается многочисленными межличностным и  внутриличностными конфликтами» [19, с. 754]. Он приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). Эти критерии находят свое отражение в  различных определениях дезадаптивного поведения, например, по мнению А.А. Домахина «дезадаптация определяется как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [14, с. 751].

А.А. Налчаджан  утверждал, что к основным причинам возникновения дезадаптации следует относить следующие:

пережитый психосоциальный стресс, вызванный семейными, профессиональными, социальными проблемами, хроническими заболеваниями и т.д.;

пережитые экстремальные ситуации, в которых человек участвовал лично или как свидетель;

неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе  [33].

Последняя из перечисленных причин является ведущей в возникновении дезадаптации у лиц юношеского возраста. В качестве новой социальной ситуации зачастую выступает студенческая среда. 

Состоянию дезадаптированности может сопутствовать отклонения в поведении личности. В таких случаях возникают конфликты, не имеющие явно выраженной причины, сопровождающиеся неадекватными реакциями, отказом от выполнения предписаний по отношению к которым ранее не возникало никакого противодействия. 

Ненормативное поведение также называют девиантным или отклоняющимся. А. И. Ковалева дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [19, с.772]. 

В. Зеленский в словаре аналитической психологии определяет дезадаптацию как «нарушение процесса вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками – с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду» [17, с. 295].

В психологическом словаре Б. Мещериков, В. Зинченко рассматривают дезадаптацию как «отсутствие приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям» [31, с. 447]. При этом внешние условия среды понимаются авторами как биологическая адаптация, а внутренние как психологическая (социальная) адаптация.

С.В.Березин, К.С. Лисецхий, М.Е.Серебрякова определяют дезадаптацию как «нарушение приспособления к существованию в меняющихся условиях окружающей среды» [9, с. 112].

Е.П. Александров, М.В. Воронцова отмечают, что «поскольку дезадаптация – это отсутствие приспособительного взаимодействие двух систем – личности и среды». По мнению Е.П. Александрова, М.В. Воронцовой,  «внутренними индикаторами дезадаптации являются психологический дискомфорт, субъективная неудовлетворенность собой и результатами своей деятельности, переживание чувства психологической дисгармонии, неадекватная самооценка, отсутствие готовности действовать, сотрудничать и пр. Внешними индикаторами дезадаптации являются низкие статусные позиции, непризнание сообществом профессиональной квалификации и компетентности» [1, с. 25-27]. 

Как отмечают М.В. Топчий, Т.М. Чурилова, «в естественных науках понятие «дезадаптация» определяется как нарушение приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, в результате которого нормальное развитие организма, его работоспособность и максимальную продолжительность жизни остаётся необеспеченным» [47,  с. 159].

А.Г. Маклаков  считает, что дезадаптацию следует рассматривать и как процесс, и как свойство живой саморегулирующейся системы, состоящее в отсутствии способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. По мнению А.Г. Маклакова, «чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. И, соответственно, чем ниже адаптационные способности человека, тем выше вероятность возникновения нарушений в работоспособности и эффективности деятельности при воздействии различных факторов внешней среды» [30, c. 287].

Как отмечает А. Г. Маклаков,  адаптацию следует рассматривать на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, с одной стороны, как единый механизм, с другой стороны, как отдельные виды адаптации. Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние, определяя интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Дезадаптация является ключевым звеном, нарушающим данную связь [30]. 

А. А. Реан рассматривает социально-психологическую дезадаптацию как отсутствие самоизменения личности в соответствии с требованиями ситуации или же как вариант её пассивного самоизменения. Ученый выделяет три направления в исследовании социальной дезадаптации: связанное с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды; связанное с гуманистической психологией; связанное с когнитивной социальной психологией [38].

Как отмечает А.А. Реан, внутренний критерий является отражением чувства неудовлетворенности, дискомфорта, общего психического состояния. По мнению А.А. Реана, «признаками дезадаптации по внутреннему критерию являются невысокая успешность, иногда – даже отклоняющееся поведение на фоне отрицательной тотальности индивидуального настроения» [38, c.118].

Основной задачей процесса адаптации является согласование внутреннего и внешнего критерия, что является оптимальной адаптированностью личности. Однако А.А. Реан отмечает, что «оптимальное сочетание двух критериев достигается редко: в большем случае человек ориентируется на один из них. А в случае дезадаптации у человека отсутствует данное оптимальное сочетание критериев» [38, c. 122]. 

А.А. Реан утверждает, что «системная дезадаптация предполагает низкую успешность, которая сопровождается субъективным чувством неудовлетворенности» [38, c. 124]. 

А.В. Федосеева считает, что «под социальной дезадаптацией понимается процесс нарушения активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности» [50, с. 827]. Феномен дезадаптации определяет человека как объекта воздействия социальной среды, который выступает пассивным субъектом, в полной мере не осознающим влияние этой среды. По мнению А.В. Федосеевой, человек будучи пассивным субъектом не способен усвоить все элементы человеческой культуры через механизм адаптации, которая является неотъемлемой частью социального развития личности [50]. 

Таким образом, проанализировав теоретические подходы к изучению дезадаптации  в отечественной и зарубежной психологии, мы можем сделать вывод о том, что дезадаптация представляет собой многоуровневую систему, которая включает как социально-психологическую, так и биологическую концепцию понимания данного феномена. В нашей работе мы считаем необходимым рассматривать дезадаптацию через функциональную систему П.К. Анохина, согласно которой любое малейшее нарушение развития функциональной системы ведёт к дезадаптации, затрудняя процесс освоения ключевых знаний и умений.  Мы будем рассматривать дезадаптацию на основе внешнего и внутреннего критериев, определяя её как нарушение приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, в результате которого нормальное развитие организма, его работоспособность и максимальная продолжительность жизни остаётся необеспеченным. Дезадаптация – отсутствие самоизменения личности в соответствии с требованиями ситуации или вариант её пассивного самоизменения. 

В следующем параграфе мы проанализируем специфику социальной фрустрированности студентов.

1.2. Теоретические основы изучения социальной фрустрированности



По мнению Ю.П. Ярмонова, «фрустрация – психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; состояние краха и подавленности, вызываемое переживанием неудач» [54, с. 112].

По мнению С. Розенцвейга «фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие или обструкции на пути к удовлетворению какой–либо жизненной потребности» [28, с. 23]. В.Н. Панкратов определяет фрустрацию как психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности [8].

Фрустрация – особое состояние, при котором на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Она определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями различными по своему проявлению, начиная от грусти, тревоги и раздражения, заканчивая яростью, отчаянием, горем. В. С. Мерлин отмечал, что «основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию является агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи» [11, с. 245].

Следует отличать понятие фрустрации от понятия фрустратора. 

Фрустратор – это причины возникновения фрустрации; препятствие на пути к поставленной цели.

Согласно классификации фрустраторов, предложенной американским психологом и психотерапевтом С. Розенцвейгом, выделяют следующие типы фрустраторов: лишения – отсутствие средств для удовлетворения потребностей, которые могут быть внешними (тяжёлое материальное положение) и внутренними (отсутствие знаний, навыков); потери: внешние (смерть близкого человека) и внутренне (потеря здоровья); конфликты: внешние (любовь к замужней женщине) и внутренние (борьба между двумя противоположными мотивами) [9]. 

По мнению Б.Г. Ананьева, «в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными социальными и нравственными утратами» [2, с. 264].

Следует заметить, что далеко не всегда наличие фрустратора приводит к возникновению фрустрации. Фрустратор является одной из ведущих причин возникновения фрустрации, безусловно, необходимой, но недостаточной, т.к. важно учитывать дополнительные условия и причины.

Особым видом фрустрации, требующим подробного рассмотрения, является социальная фрустрированность, которую можно охарактеризовать как личностную особенность человека, выражающуюся через неудовлетворённость им своим социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и многим другим. Социальная фрустрированность выражается, в первую очередь, через низкую самооценку. Сниженное настроение, дискомфорт, склонность испытывать и переживать  негативные эмоции – все эти характеристики также свойственны социально фрустрированным людям. 

Т.Д. Дубовицкая отмечает, что «содержание самой блокированной потребности и ее значимость зависит от таких факторов, как: частота неудовлетворения потребности (чем чаще не удовлетворяется потребность, тем выше вероятность фрустрации); сила блокированной потребности (если потребность очень сильная, следовательно, возникает фрустрация, если неудовлетворенная потребность слабая или незначимая, то фрустрация не возникает);  особенности самого человека, испытывающего неудачи, его толерантность (устойчивость) к фрустрации; способ реагирования человека на неудачи» [16, с. 201]. 

Существуют следующие формы фрустрации – реакции на неудачу, блокаду потребности: агрессия, замещение, смещение, рационализация, регрессия, депрессия, фиксация и интенсификация условий. 

Форма агрессии характеризуется тем, что на основе её изучения была выдвинута фрустрационная теория агрессивного поведения: если есть фрустрация, следует искать агрессию и наоборот. Т.о. неудача приводит к агрессивному поведению. По направленности агрессию делят на агрессию на фрустратор (на препятствие) и на агрессию на себя. Последний тип проявляется в разных формах: самообвинения, самобичевания, вплоть до самоубийства.

По способу проявления агрессия бывает: реальная; воображаемая (мечты, фантазии). По содержанию: физическая (драки, насильственные воздействия); вербальная (оскорбление, грубость).

Исследуя индивидуальные особенности социальной фрустрированности, авторы склонялись к тому, что люди по–разному реагируют на неудачи и лишения. По мнению Р.С. Лазаруса,  это «зависит от многих факторов, однако, устойчивые индивидуальные различия часто связывают с типом темперамента». Так, для меланхолика характерны тревожность, подавленность (депрессия), сознание собственной вины (агрессия на себя), регрессия. Сангвиники обесценивают объект неудовлетворенной потребности, используя такие механизмы психологической защиты, как рационализация и защита. Холерики, как правило, ищут, на ком они могут выплеснуть свою негативную энергию. Для них характерны «агрессия на фрустратор», смещение фрустрации проявляется у них в досаде на других и озлоблении. Наконец, флегматики обнаруживают большую толерантность к фрустрации при склонности к фиксации в силу инертности нервной системы [25].

В.А. Бодров отмечает, что «социальная фрустрированность — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели» [10,    с. 482]. Фрустрация может быть разрешена по–разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель.

Социальная фрустрированность может иметь как конструктивный (интенсификация усилий), так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

К проблеме деструктивного проявления социальной фрустрированности исследователи подходят по–разному. Так, по мнению Н.Д. Левитова  к таковым «следует относить: агрессию, реакцию избегания, депрессию, регрессию» [22, с. 936]. Согласно мнению АВ. Махнач и        Ю.В. Бушова – «беспокойство и напряжение» [7, с. 19]. В.М. Астапов утверждал, что «к деструктивным проявлениям следует относить чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вины и тревоги» [3, с. 159].               Т. Г. Румянцева выделяет такие характеристики, как «ярость и враждебность» [39, с. 8], а  А. И. Плотичер – «зависть и ревность» [36,           с. 237]. 

Говоря о деструктивных проявлениях социальной фрустрированности необходимо учитывать особенности адаптации личности к сложившимся условиям, так как зачастую такие факторы как наличие межличностных и внутриличностный конфликтов, нарушение взаимодействия со средой и социумом, нарушение профессиональной деятельности приводят к возникновению и развитию у человека состояния социальной фрустрированности. Речь идёт о, так называемой, дезадаптации личности, которую, по мнению Н.Е. Водопъяновой,  можно охарактеризовать как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [12, с. 141]. 

Подводя промежуточный итог данного параграфа, можно сделать вывод о том, что проблема раскрытия феномена социальной фрустрированности начала исследоваться относительно недавно. Многие отечественные и зарубежные специалисты в области психологии изучают фрустрацию и социальную фрустрированность с позиции разных аспектов. Исходя из вышеизложенного, следует, что единого подхода к определению социальной фрустрированности в современной психологии не существует. Однако многие специалисты выделяют в структуре фрустрации ряд общих особенностей: наличие фрустраторов, рассмотрение феномена фрустрации с позиции конструктивных и деструктивных проявлений, описание форм фрустрации как реакции на неудачу через механизмы психологической защиты. В рамках нашей работы мы будем понимать социальную фрустрированность как личностную особенность человека, выражающуюся через неудовлетворённость им своим социальным статусом, достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми и многим другим. Социальная фрустрированность выражается, в первую очередь, через низкую самооценку. Сниженное настроение, дискомфорт, склонность испытывать и переживать  негативные эмоции – все эти характеристики также свойственны социально фрустрированным людям. 

Однако, несмотря на обилие литературных источников, освещающих феномен социальной фрустрированности с различных сторон, на сегодняшний день в структуре фрустрации по-прежнему присутствует множество «белых пятен». Особенно актуальна проблема развития социальной фрустрированности у студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе, а именно у студентов, которых, согласно периодизации Э. Эриксона (12–19 лет), следует относить к юношескому возрастному периоду. В следующем параграфе отражены особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности. 

1.3. Особенности БОС-тренинга как метода психологической коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности



В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии всё чаще в своих исследованиях авторы обращаются к, так называемым, аппаратурным методам психологической диагностики и коррекции. Одним из подобных методов является исследование, диагностика или коррекция по типу биологической	 обратной связи.

А.А. Сидорова отмечает, что «биологическую обратную связь можно понимать как  технологию, включающую в себя комплекс исследовательских, аппаратурных, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов» [42, с. 39-40].

Согласно определению Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической Обратной Связи (AAPB)  «биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации» [21, с. 127]. Основной задачей метода, по мнению С.В. Субботина,  является «обучение саморегуляции по принципу обратной связи, которая существенным образом облегчает процесс обучения физиологическому контролю». Оборудование делает доступной для пациента информацию, которая не воспринимается испытуемым в обычных условиях жизни [45]. 

Суть БОС-метода состоит в «возврате» пациенту на экран компьютерного монитора или в аудио-форме текущих значений его физиологических показателей, определяемых клиническим аппаратным протоколом. 

Фундаментальная база метода БОС в России была создана П.К.Анохиным [2], К.М.Быковым [7] и В.Н.Черниговским [34]. Первые результаты по обучению произвольному регулированию просвета кровеносных сосудов получены в 1955 году М.И.Лисиной [23]. В 1983 году приказом Министерства здравоохранения СССР метод биоуправления и его аппаратурное обеспечение разрешены и рекомендованы как способ лечения в детской неврологии. 

Первые исследования с использованием БОС датируются 1957 годом.  В своей работе американский учёный Нил Миллер убедительно доказал возможность произвольной регуляции работы внутренних органов с помощью оригинального опыта. Исследователь использовал лабораторных крыс с целью проверки предположения о том, что последние при помощи специальных электродов способны в короткие сроки изменять свои физиологические показатели для достижения состояния эйфории.  Для этого Миллер замыкал показатели работы сердца, желудка и почек на подсоединенные к «центру удовольствия» электроды. В результате серии проведённых опытов крысы легко и быстро научились изменять свои жизненные показатели для достижения необходимого результата [43].

Впервые возможность использования в работе принципа биологической обратной связи  у человека открыл Дж. Камия. В 1958 году он случайно заметил, что если при появлении определенного типа сигналов на ЭЭГ (альфа-активность) перед испытуемым зажигать зеленую лампочку, то альфа-активность возникает чаще. Ему понадобилось больше десяти лет, чтобы осознать важность своего открытия и опубликовать полученные результаты [14].

Сферы использования БОС-технологий условно могут быть разделены на две большие части. Первую группу исследований с применением метода биологической обратной связи называют клинической. Она используется при коррекции различных хронических заболеваний (гастриты, бронхиальная астма, гайморит, бронхит, тонзиллит, мигрени, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет) и при предотвращении их развития. В качестве специалиста А.Л. Церковский  в данном виде БОС-технологии выделяет врача [52]. Вторая сфера – неклиническая, подразумевающая собой использование БОС-технологий для: повышения показателей в искусстве, большом спорте, а также в любой деятельности, требующей дополнительных нагрузок, длительных усилий и большой ответственности. Сфера применения данной БОС-технологии расширена коррекцией пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием острого и хронического стресса. Также, одним из вариантов БОС-тренинга в данном направлении выступает повышение эффективности обучения, развитие творческих способностей и нормализация общего состояния организма. Ведущим специалистом данной БОС-технологии является клинический психолог [52]. В нашей работе мы рассмотрим вариант использования неклинической БОС в рамках коррекции дезадаптации у студентов с высоким уровнем социальной фрустрированности. 

Для расслабления используются как психологические методы, например, аутотренинг, так и дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения особенно важны и эффективны. Для расслабления нужно научиться удлинять выдох. В этот момент происходит активация нерва, ответственного за расслабление работы сердца (вагус). По мнению            Т.А. Павленко  «чтобы научиться расслабляться, нужно наблюдать на экране монитора за динамикой напряжения или расслабления сердца в момент отработки правильного расслабляющего дыхания» [36, с. 233]. 

Занятия проводятся в положении пациента сидя или лежа. Предпочтительно проведение занятий в рамках первого варианта, то есть в положении сидя, поскольку в этом случае приобретенные навыки релаксации легче используются пациентами в реальных жизненных ситуациях. Длительность тренировки может разниться в связи с выбором того или иного варианта тренинга, однако в среднем общее время процедуры не превышает 20-25 мин. По окончанию сессии пациентам предлагают сделать глубокий вдох и открыть глаза. В конце занятия вновь проводится опрос о самочувствии пациентов и успешности проведения тренинга. Общая продолжительность каждого занятия, согласно О.Ф. Кушнеровой, не  должно превышать порог в 45-50 минут [24]. 

Преимущества метода БОС-тренинга: комплексность, объективность, доступность результатов, их визуализация, длительный эффект процедур, высокая эффективность в диагностике и коррекции различных нарушений организма, аналитичность, отсутствие серьёзных противопоказаний и многие другие. Ведущим преимуществом тренинга, использующего принцип биологической обратной связи, является обучение навыкам саморегуляции, релаксации и управляемого восстановления поражённых органов и систем.

Важнейшим качеством БОС-тренинга является максимальная точность снятия физиологических параметров в реальном времени без возможных искажений при обработке сигнала. Согласно мнению Ш.А. Надирашвили, «в каждой системе БОС на базе современных цифровых устройств осуществляется высокоточная регистрация индивидуальных характеристик биоэлектрической активности мозга, частоты сердечных сокращений, уровня дыхания» [32, с. 244]. 

Различают два основных вида биологической обратной связи: прямая и непрямая. Специалисты, работающие с прямой биологической обратной связью, направляют своё внимание на те физиологические функции, которые нарушены при определённом заболевании и являются основными его проявлениями. Непрямая БОС, наоборот, направлена на работу с показателями, изменение которых не составляет картину первичных нарушений конкретной болезни. 

Современные компьютерные технологии позволяют в качестве основного параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма. А. Л. Рудаков  отмечает, что «такими жизненными показателями могут являться: частота сердечных сокращений, скорость распространения пульсовой волны,  уровень артериального давления, число дыхательных движений, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы и многие другие» [40, с. 118]. 

По мнению А.И. Афиногеновой, существуют два вида программ, отличающихся друг от друга числом регистрируемых физиологических характеристик: одной или нескольких. Ряд психологов, врачей и многих других специалистов склонн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44