- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Духовно-нравственное воспитание ребёнка в воскресной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001372 |
Тема: | Духовно-нравственное воспитание ребёнка в воскресной школе |
Содержание
ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ СЕКТОР ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ БОГОСЛОВИЮ НА ТЕМУ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ» Выполнил: студент 5 курса Фёдоров Денис Владимирович Научный руководитель: прот. Геннадий Антонов ТУЛА 2016 Г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические особенности организации духовно-нравственного воспитания 12 1.1. Сущность духовно - нравственного воспитания в современном образовании 12 1.2. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в воскресных школах 21 1.3. Проблемы духовности в современном мире 30 Глава 2. Духовно-нравственное воспитание ребенка в воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво 44 2.1. Воскресная школа Свято-Богоявленского храма села Хрущёво 44 2.2. Духовно-нравственное воспитание ребенка в воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво 56 2.3. Методы духовно-нравственного воспитания ребёнка на приходе 63 Заключение 80 Список использованной литературы 84 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Святитель Филарет, митрополит Московский поэтому поводу писал: «Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним»1. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Искажения в развитии личности особенно опасны в детском возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Эта опасность усиливается духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие. Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности. 1. Филарет, митр. Московский. Святые отцы о воспитании детей. (Электронный ресурс).– Электр. ст. – Режим доступа: http://predtecha.kiev.ua/sv-otsti-o-vospitanii.html. В настоящее время в России наметился переход к устойчивому развитию общества, характеризующийся гармоничным сочетанием инновационных процессов с возрождением культурно-исторических традиций. В сфере образования названная тенденция находит свое выражение в актуализации духовно-нравственного воспитания школьников. Значительная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования, состав учреждений которой в последние годы пополнился структурами, стремящимися органично соединить лучшие традиции светского и религиозного воспитания, Социально-экономические и демографические потребности возрождения и. развития российских: сел и малых городов обуславливают необходимость исследования влияния культурно-исторических традиций на становление личности в условиях названных типов поселения. Значимость названных исследований состоит в том, что они позволяют: во-первых, установить, на какой основе выявлена совокупность базовых понятий в области духовно-нравственного воспитания; во-вторых, оценить, насколько научно обоснована взаимосвязь целей и задач духовно-нравственного воспитания и обучения; в-третьих, оценить эффективность разработанных методик и установить соответствие между используемыми средствами, методами и формами духовно-нравственного обучения и воспитания детей в воскресных школах; в-четвертых, определить направление и задачи исследования, решение которых позволит обосновать и осуществить на практике комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков. Таким образом, выполненный анализ теоретической и методической литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, выявленные в ней положительные стороны и недостатки, имеющийся положительный педагогический опыт в данном направлении позволяют выделить следующие противоречия между: -декларируемыми целью и задачами формирования духовно-нравственной личности и отсутствием педагогической системы духовно-нравственного воспитания школьников; -существующим многообразием разработанных в педагогике средств, методов и форм образования и отсутствием обоснованной совокупности наиболее приемлемых и эффективных из них в духовно-нравственном воспитании младших школьников и подростков; -имеющимся опытом духовно-нравственного воспитания детей и отсутствием эффективного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, в котором взаимодействуют все его субъекты. Выявленные противоречия позволяют определить проблему исследования, состоящую в том, чтобы разработать и осуществить комплексное решение задач духовно-нравственного воспитания учащихся воскресных школ. В соответствии с этим определена тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание ребенка в воскресной школе». На основе выявленных противоречий, обоснованной проблемы и сформулированной темы поставлена цель исследования: обосновать и эффективность комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию в воскресной школе. Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание ребенка в воскресной школе. Предмет исследования: комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию детей. Гипотеза исследования. Эффективность духовно-нравственного воспитания ребенка обеспечивается использованием комплексного подхода, который позволяет: -установить преемственность системы духовно-нравственного воспитания в воскресной школе; - выявить сопряженность содержания курса духовно-нравственной культуры в современном образовании в целом; - определить совокупность приемлемых средств, методов и форм организации взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в формировании духовно-нравственной личности; - разработать методики, обеспечивающие целостное духовно-нравственное воспитание личности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы и решались следующие задачи исследования: 1.Комплексно обосновать систему духовно-нравственного воспитания в современном образовании и в воскресной школе. 2.Установить проблемы духовности в современном мире. 3.Отобрать приемлемые в духовно-нравственном воспитании средства, методы и формы, позволяющие организовать деятельность учащихся совместно с другими участниками образовательного процесса в воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. 4.Разработать методику использования комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию духовно-нравственного воспитания ребёнка на примере в воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. Методологической основой исследования стали: философские идеи об органичном единстве духовного и материального бытия мира и человека; культурологический подход к формированию личности; положения о взаимосвязи духовной и нравственной культуры человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве; междисциплинарный подход к обоснованию целостности и органичного единства понятий «духовность», «нравственность» и «воспитанность» личности. Теоретическими источниками исследования явились: - работы в области духовно-нравственного воспитания детей (Св. Василия Великого, Св. Иоанна Златоуста, Св. Феофана Затворника, Св. Филарета Московского, Пр.Макария Оптинского, Пр. Амвросия Оптинского, Св. Тихона Задонского, Прав. Иоанна Кронштадтского, Св. Николая Сербского и др.); -работы, посвященные комплексному исследованию проблем образования в школе, целостности педагогического процесса и педагогического взаимодействия (Батурина Г.И., Беленчук Л.Н., Галицкая И.А., Метлик И.В., Дивногорцева С.В., Зеньковский В. прот., Исаева И.Ю., Караковский В.А. и др.). Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, педагогической и психологической литературы, программной, методической документации; индуктивный метод. База исследования: Воскресная школа Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Духовно-нравственное воспитание ребенка обосновано как педагогическая система, устанавливающая преемственность его цели и задач, выбор совокупности эффективных средств, методов и форм, обеспечивающих комплексное формирование знаний о религиозной и светской культуре, умений, навыков совершать поступки на основе духовно-нравственных ценностей, рефлексивного отношения к собственному поведению и ценностных отношений к человеку, Родине, искусству, труду, познанию, природе, религии. 2. Установлена, что больше духовно-нравственного воспитания ребенок получает в воскресной школе и на примере православной культуры выявлены педагогические условия ее комплексной реализации в духовно-нравственном воспитании ребенка в воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. 3. Выявлены эффективные формы сотрудничества семьи, учителей, классных руководителей, администрации школы в духовно-нравственном воспитании детей. 4. Апробирована эффективная методика организации комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию ребенка на примере обучения в Воскресной школе Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию ребенка формирует представление о нем как о педагогической системе, позволяющей установить преемственность его цели, задач и содержания, определить эффективные пути реализации органичного единства духовно-нравственного воспитания и обучения основам духовно-нравственной культуры. Обоснован термин «духовно-нравственное воспитание», определено его содержание. Методика построения и реализации системы духовно-нравственного воспитания школьников может быть использована для решения задач, направленных на исследование межпредметных связей и интегративных процессов в системе общего образования. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании методики духовно-нравственного воспитания ребенка в воскресной школе, которая позволяет оптимально сочетать работу администрации школы, учителей, воспитателей, классных руководителей, органов ученического самоуправления и родителей в формировании духовно-нравственной личности. Апробация работы явилось моё выступление в общеобразовательной школе, МБОУ ЦО №55 им. А.И. Миронова села Хрущёво. С чтением доклада на тему: «духовно-нравственное воспитание ребенка» на примере воскресной школы Свято-Богоявленского храма села Хрущёво. Аудитория слушателей составляли педагоги и школьники начальных классов. Так же были проведены беседы, в этой же средней общеобразовательной школе, по проблемам духовности на сегодня в семьях и школах. И как ребёнку может действительно помочь методический комплекс для духовно-нравственного воспитания в воскресной школе. Структура работы данного диплома обусловлена ее целью, задачами, раскрывает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. СУЩНОСТЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ «Нелегко христианину жить сегодня в миру, полном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия»2. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Святитель Тихон Задонский говорит следующее: «…если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь будет издавать благоухание добронравия; если злу научится, то злобою смердеть до самого конца будет»3. В современном мире развития науки, техники и информационных технологий достигло очень высокого уровня, но, к сожалению, духовно-нравственные качества людей снижаются, поэтому ситуация становится все более опасной: мы все наблюдаем такие явления, как терроризм, межнациональные войны, брошенные дети и старики и т.д. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знание без нравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу. Поэтому, трудно переоценить важность развития высоких нравственных 2. Православное воспитание детей. Изд. Даниловский благовестник, М., 1997. - С. 3. 3. Тихон Задонский, свят. О воспитании детей. (Электронный ресурс). – Электр. ст. – Режим доступа: https://nasledie77.wordpress.com/tag/. качеств учащихся в процессе духовно-нравственного образования. Эта задача в наши дни эквивалентна задаче сохранения жизни на Земле. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный, многогранный и длительный процесс, включающий: нравственные, духовные, педагогические и социальные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный. Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Педагогическое влияние может быть разным: длительным, кратковременным, значимым и не имеющим значения, предвиденным и неожиданным. Социальное влияние на духовно-нравственное воспитание имеют: социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям – это ценностная характеристика сознания. Нравственность – это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании эти два качества составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию), она является основой нравственности. «Духовность – это способность человека к духовной жизни; присуща только человеческому индивиду; заложена в реальных человеческих поступках, творениях культуры, духовных переживаниях; в высшем своем проявлении это проявляется сверх сознания; органом сверхсознания человека является сердце – как центр эмоционально-мотивационной сферы»4. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие личности» определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное 4. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания .- М.: Просвещение, 1986. – С. 36-37. расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»5. Концепция закрепила важнейшую цель современного российского образования и приоритетные задачи общества и государства – это «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которые должны обеспечить обучающихся в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений и содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в сфере государственных отношений»6. В поиске путей решения нравственных задач в общеобразовательной школе, связанных с духовным выбором человека между добром и злом, наряду с Россией заняты и другие зарубежные страны, тем самым проблемы духовно-нравственного воспитания разрастаются до общечеловеческих масштабов. Великий мыслитель Мишель Монтень в своих «Опытах» в главе «О воспитании детей» подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с 5. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. – С. 36-37. 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.- М.: Просвещение, 2009. – С. 9. основами логики, физики, геометрии и риторики»7. Известный педагог Н. И. Пирогов в работе «Универсальный вопрос» подчеркивает: «вся наша нравственность, правда, добро, свет - все учение. И учить не воспитывая, значит не учить, а делать что-то другое»8. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Преп. Макарий Оптинский говорил: «Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное»9. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, разные. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного 7. Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. «Самопознание». Алмата. ННПООЦ «Б?бек», 2013. – С. 4. 8. Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. «Самопознание». Алмата. ННПООЦ «Б?бек», 2013. – С. 6 9. Макарий Оптинский, преп. Мысли о духовном //«Русский инок» - 2008.- №9.- С.35. воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения. Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают влияние многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического воздействия придается еще и потому, что они более нацелены на выработку определенного рода отношений. Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности. Так незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом педагога. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие обучающимся норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьников состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Это предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций России. Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; «восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа на планете Земля»10. 10. Дильдибекова Г. А. Актуализация духовно-нравственного потенциала обучающихся как приоритетная задача современного образования (Электронный ресурс). – Электр. ст. – Режим доступа: http://conf.omua.ru/content/aktualizaciya-duhovno-nravstvennogo-potenciala-obuchayushchihsya-kak-prioritetnaya-zadacha. Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но так же мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? В чем пародокс, и как его преодолеть? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания – живые, а какие мертвые? Выдающий педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш. Амонашвили так отвечает на этот вопрос: «что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания - это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут. Живые знания составляют культуру образования. Живые знания – те знания, которые: одухотворяют человека; влекут к горизонтам науки; способствуют творить новую жизнь; воодушевляют мысль на новые поиски; несут просветление и эволюцию. Живые знания – это крылья, мертвые знания - гири на ногах»11. Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мертвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира. Подводя итог, словами святителя Феофана Затворника: «У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь в том предположении, что вера и наука — две области, решительно разъединенные. Дух у нас один. Он же принимает и науки, и напитывается их началами, как принимает веру и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благоприятное 11. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Изд. «Амрита», 2012. или неблагоприятное соприкосновение здесь? Притом же и область».12 Духовно-нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности на живых знаниях, любви к своей стране на живых примерах, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития. А это зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей, которые нужно закладывать в школьном возрасте. 1.2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ Со времён первых христиан сохранились до наших дней немного книг и трудов, о религиозном воспитание детей. Однако из того, что сохранилось, представляет собой бесценное учение и опыт в решение многих современных проблем в воспитании. С древних веков считалось: «все светские и житейские науки были, по взгляду первых христиан, предметами второстепенными, а главным и первым предметом образования было учение христианское»13. 12. Феофан Затворник, свят. Путь ко спасению. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2011. - С.52. 13. Григорий (Дьяченко), прот. Искра Божия. Сборник. М.,1903. - С. 487. Последние десятилетия отмечены активным возрождением церковной жизни, в том числе появлением воскресных школ в большинстве приходов Русской Православной Церкви, а также прослеживается сотрудничество светской и православной систем образования. «Цель воскресной школы сегодня – приобщить ребёнка к духовным ценностям, восполнить те пробелы в образовании светском, которые являются серьёзным препятствием на пути полноценного развития каждой личности»14. Задачами воскресной школы являются: а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей; б) всестороннее развитие личности воспитанников; в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе. Необходимость своевременного и правильного духовного и нравственного воспитания определяется тем обстоятельством, что в природе человека изначально заложено противоречие. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие) и именно духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Святитель Василий Великий о воспитании: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, 14. Воскресная школа. (Электронный ресурс). – Электр. ст. – Режим доступа: http: //stsergiyrad.narod.ru/school.htm. подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре»15. Большая роль в формировании духовно-нравственной личности отводится сейчас воскресным школам и православным гимназиям, и в зависимости от того, как они понимают цели и задачи возложенной на них работы, во многом зависит направление их деятельности, а также применяемые ими методики. Церковно-образовательная деятельность школ осуществляется посредством следующих дисциплин: * церковно-славянский язык как основа освоения русского языка и путь вхождения в родную православную культуру; * церковное пение в сочетании с церковно-славянским языком; * изучение Закона Божия; * курс Родиноведения (изучение истории родного края, истории семьи, жития своего Святого покровителя и т.д.); * мироведение; * история Церкви в житиях святых; * основы православной культуры с особым акцентом на этику; * ИЗО, изучение основ иконописи; * знакомство с народными ремеслами; * природоведение. Основные направления деятельности церковных образовательно- воспитательных учреждений, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей следующие: 15. Василий Великий, свят. Воспитание детей. (Электронный ресурс).– Электр. ст – Режим доступа: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Semya/vospitanie-detej.html. * участие в литургической церковно-приходской жизни; * образовательно-просветительская деятельность; * разработка методик, позволяющих привлечь нецерковных детей к участию в жизни прихода; * содействие воцерковлению семей и укреплению семейных устоев; * развитие православного краеведения; * развитие творческих и трудовых навыков посредством занятий церковными искусствами, народными ремеслами, послушанием; * участие в организации и проведении праздников; * организация летного отдыха. Главной же целью деятельности определяют воцерковление учащихся и духовно-нравственное воспитание. «Религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах»16. Под термином «воцерковление» в узком богослужебном смысле понимают молитвословия и священнодействия, которые произносятся и совершаются священником над вступающими в Церковь принявшими Крещение людьми. В более широком смысле точного богословского термина не существует, обычно в этом случае понимают внешнюю сторону жизни христианина – исполнение предписываемых Церковью правил благочестия, и внутреннюю – когда человек разумом и душой воспринял Православное учение, погрузился в литургическую жизнь Церкви. Реализовать главную цель можно с помощью решения следующих задач: • организация Воскресных школ для родителей; • организация консультативных служб по семейным вопросам; 16. Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов. Ред.- сост. Глазкова Т.Н., Коровина Е.В., Кондратюк С.В. Тамбов: ТОГОАУ ДПО, 2013. – С. 14. • организация совместных семейных праздников (мероприятия, походы, изготовление подарков, разучивание стихов, песен и т.д.); * организация семейных поселений; * организация семейных паломнических поездок; * изучение духовно-культурного наследия – Священного Писания, житий святых, истории Церкви, литургики и т.д.; * изучение и приобщение к духовно-аскетической практике христианской жизни: богослужениям, постам, молитвенному деланию, борьбе со страстями; * организация занятий, предостерегающих учащихся от отрицательного духовного и физического воздействия (антисектанские занятия, уроки о пагубном воздействии вредных привычек и т.д.). Все это должно содействовать развитию церковного духовно- нравственного воспитания детей, а также: * пробуждать нравственное религиозное чувство (совести); * содействовать развитию самосознания и ответственности за свои поступки; * содействовать образованию у ребенка сознательного желания участвовать в богослужении и изучать предметы, касающиеся православного вероисповедания; * воспитывать у детей чувство благоговения перед святыней, почтение и любовь к родителям и другим людям, бережное отношение к окружающему миру – Божьему творению; * содействовать умственному и физическому развитию ребенка, раскрытию его творческих способностей; * пробуждать внецерковныхдетях интерес к Церкви; * воспитывать у ребенка патриотические чувства: любви к Родине, родному краю, православной отеческой вере; * воспитывать в детях любовь к труду как основе жизнедеятельности человека, прививать основные трудовые навыки. В возрасте от четырех до шести лет дети узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Если их исследовательская акт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: