VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Досуговая деятельность и ее маркетинговое обеспечение

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000256
Тема: Досуговая деятельность и ее маркетинговое обеспечение
Содержание
гл1 Досуговая деятельность и ее маркетинговое обеспечение

1.1. Понятие досуговой деятельности и ее значение в жизни ребенка
      Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.1
      Необходимо определить характер досуга в зависимости от того, какие потребности человек реализует в его процессе. Условно потребности человека можно разделить на три типа:
* первичные: к ним относятся физиологические потребности (отдых, пища, продолжение рода и т.д.), физические (климатические и геоландшафтные условия жизни), материальные (потребность в товарах повседневного спроса);
* социальные: потребности в общении, социальном обслуживании;
* культурные: потребности в духовном и культурном развитии, в образовании.
      Первичные потребности у человека появляются с рождения. Они дают о себе знать совершенно спонтанно, благодаря состоянию организма. Социальные и культурные потребности формируются с помощью культурной среды, они связаны с разумом, уровнем образования, социальным статусом человека. Социальные и культурные потребности формируются по мере взросления и воспитания человека. 
      С помощью досуга человек в той или иной степени реализует все три типа потребностей: либо последовательно, либо в тесном переплетении. 
      Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
* впечатления и эмоции, которые испытывает человек во время того, как занимается досуговой деятельностью, и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
* осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
* его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.2

      Безусловно, любой человек во время занятий досугом стремится испытать положительные эмоции, получить новую полезную информацию, удовлетворить коммуникационные потребности.
      Сегодня досуг играет важную роль в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста. Это как раз тот возрастной период, который является наиболее подходящим для приобщения ребенка к культуре, для формирования его интересов и потребностей. Этот период в возрасте характеризует ребенка как эмоциональную, проявляющую ко многому интерес, активную личность, что позволяет приобщить его к досуговой деятельности.
      Как правило, современные дошкольные образовательные учреждения и начальные школы рассматривают досуг как развлечение, организацию праздников, детских утренников и других развлекательных мероприятий. Однако такой подход несколько сужает значимость досуговой деятельности для детей. Суть этого вопроса заключается в том, что детей в детстве не учат, как занять свое свободное время, чтобы восстановить свои силы: как духовные, так и физические. Из-за этого возникают проблемы, связанные с тем, что ребенок направляет свою энергию на озорство и хулиганство, ведь у родителей в современных социальных условиях не всегда хватает времени научить ребенка правильно распределять свое свободное время. 
      Н. К. Крупская, В. Д. Сухомлинский, Т. И. Осокина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина - отечественные педагоги - в своих научных трудах придают особо значение организации свободного времени. Их исследования подтверждают тот факт, что грамотно продуманная организация свободного времени ребенка сильно влияет на его всестороннееразвитие. Благодаря разнообразным занятиям, у ребенка формируются определенные навыки, умения, появляются новые интересы. 
      Досуговая деятельность способствует приобщению ребенка к культуре. Досуг по своему содержанию разнообразен и тесно связан со становлением личности ребенка, поскольку досуг – это не просто развлечение, это социально значимая деятельность, с помощью которой реализуются культурные потребности ребенка. В дошкольных образовательных учреждениях к досуговой деятельности, как правило, относятся: игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую.
      В традиционном понимании слово «культура» (от лат.«Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы.В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.
      Культура – это развивающаяся система духовных ценностей, процесс человеческого творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата общества, и интегратор человеческих усилий. Арнольдов А.В. пишет, что культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших дней. Культура – коррелят полноценной самоутверждающейся жизни человека.3
	Досуговая деятельность формирует основы культуры ребенка. Этот процесс осуществляется через различные виды художественной деятельности: литературу, музыку, живопись, хореографию, скульптуру, графику, лепку, театр и т.п.Комплекс данных видов деятельности, по мнению психологов и педагогов, в наибольшей степени доступен детям, он открывает широкие возможности в плане развития художественной культуры у детей.
      Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения - важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.4
      Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.5
      Досуг является временной категорией, поэтому критерием определения объема требуемой деятельности служит время.6 Свободным временем у дошкольников является время, которое остается за вычетом сна, приема пищи и проведения санитарно-гигиенических процедур, а у младших школьников - еще за вычетом занятий в школе и времени на подготовку уроков. В соответствии с требованиями нормального физиологического развития ребенка оно составляет 8-10 часов в сутки. У старших дошкольников и учеников младших классов этот отрезок времени значительно меньше за счет выполнения своих обязанностей по дому и в детском или школьном учреждении, но уже со значительно меньшим участием взрослых. У данной категории детей свободное время колеблется в пределах 5-6 часов в учебные дни и 10-12 часов в выходные дни.7
      Основными психолого-педагогическими принципами, которыми педагог руководствуется при организации досуговой деятельности ребенка, являются:
* деятельностный подход;
* принцип интереса;
* сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
* единство отдыха и познания;
* принцип нравственно-эстетической направленности.
      Досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что ее можно различать по признакам:
* по форме - коллективная и индивидуальная;
* по способам осуществления - художественная (музыка, рисование, танцы), творческая, техническое творчество (моделирование), коллекционирование;
* по эмоциональной напряженности - увлеченность, ощущение радости и удовлетворение потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы;
* по физиологической направленности - способствует восстановлению физических сил.8
      Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. Важно помнить, что каждый мотив досуговой деятельности имеет сове содержание. И как результат – у ребенка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.
      Можно выделить три типа отношения к организации досуга:
* первый - полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;
* второй - излишняя заорганизованность, когда ребенку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредоточивают свое внимание на развитии ребенка с маниакальным духовным напряжением;
* третий (не по значимости, а по степени изложения) - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.
      В случае с третьим типом отношений взрослым следует сосредоточить свое внимание на формирование у ребенка интереса именно к содержательной стороне досуговой деятельности при положительном эмоциональном отношении к ее результатам. Ребенок должен стремиться преодолеть возникшие трудности, стремиться к лучшим результатам. В этом случае у него появляется познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника и т.п. Важное качество любой досуговой деятельности заключается в том, чтобы она была интересна ребенку при его максимальной активности и самостоятельности.
      Чтобы любая деятельность, в том числе и досуговая, приносила какие-либо результаты, ее необходимо сначала сконструировать (продумать), а потом – реализовать (организовать). Алгоритм конструирования и организации досуга реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.
      На основании выделенных общих и специфических алгоритмов досугаможно выделить следующую типологию технологии досуговой деятельности.
* Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга.
* Функциональные технологии, несущие в себе те направления досуга, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.
* Частные технологии, выявляющие культуротворческий потенциал собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами досуговой деятельности.9
      По выделенным типологическим характеристикам технологии досуговой деятельности структурируются и методики:
      Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает в себя: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации воспитательного или творческого процесса и их взаимосвязи).
      Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.
      Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы.
      Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды досуговой деятельности:
* рисование,
* конструирование,
* аппликация,
* лепка.10
      Результатом досуговой деятельности является не только продукт, который производит ребенок в процессе, но и развитие моторики, воображения, внимания, памяти и других познавательных процессов. В этом плане наблюдается схожесть между продуктивными видами деятельности и игрой.
      Также с помощью досуговой деятельности у ребенка развиваются элементы трудовой и учебной деятельности. Труд ребенка заключается в том, что он выполняет поручения взрослого, подражает ему, проявляет интерес к процессу деятельности. Именно в этот периоду взрослым необходимо поощрять труд ребенка. Важным моментом является то, что критиковать его работу ни в коем случае нельзя. В этом случае не важен результат деятельности ребенка, важно то, что ему нравится этим заниматься. 
      Следовательно, досуговая деятельность – это целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора ребенка предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей.
      
      
      
      Для осуществелния досуговой деятельности, целью которой является формирование основ культуры у детей дошкольного возраста, ставится рад задач:
* Дать детям знания о художественно-эстетической культуре (представление о прекрасном; об отношении к прекрасному);
* Сформировать у детей желание рассказать о художественно-эстетической культуре;
* Выработать у детей умение реализовать полученные представления в досуговой деятельности (праздники, развлечения);
* Формировать умение и навыки анализировать полученные представления в досуговой деятельности.
      Таким образом, формирование основ культуры у детей дошкольного возраста посредством досуговой деятельности будет происходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:
1. определение составляющих компонентов основ культуры (коммуникативного, физического, детского, игрового, познавательного, нравственного, трудового, экологического, художественного, досугового компонентов); 
2. организация содержательной, эмоционально-насыщенной досуговой деятельности для освоения основ культуры;
3. побуждение дошкольников к реализации основ культуры в выбранной ими досуговой деятельности.

В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.
Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Развивающий потенциал досуговой деятельности менее исследован.
Требования ФГТ позволяют построить практику работы образования дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра содержания работы, осуществить поиск новых путей эффективных условий всестороннего развития ребенка. 
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.
Цель - Формирование творческого потенциала дошкольников посредством включения в досуговую деятельность


      Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная составляющая жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. В дошкольном образовательном учреждении она имеет следующие виды:
* развлечения – вечера досуга, музыкальные викторины и конкурсы, театрализованные представления, концерты, развлечения с использованием технических средств обучения, игры-забавы, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, теневой, театр картинок, театр игрушки, плоскостной театр и т.д.);
* праздники – государственно-гражданские, народные и фольклорные, международные, бытовые, православные, специально организуемые и семейные;
* музыкально-образовательная деятельность — экскурсии, посещения выставок, музеев, театра и концертов, познавательные беседы;
* отдых – просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок, игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных художественных произведений.
* творчество – деятельность детей в студиях и кружках при дошкольном учреждении, в процессе которой ребенок создает исключительно новый продукт.
      Существует поэтапная педагогическая технология для развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста в досуговой деятельности. Эта технология включает в себя два взаимосвязанных этапа:
1. Развитие интереса у ребенка к досуговой деятельности, и ,как следствие, освоение базовых навыков и умений в разных ее видах;
2. Совместная работа педагога и ребенка в той или иной досуговой деятельности.
      Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в различных видах досуга требует от педагога гибкой тактики поведения. Позиция педагога постепенно меняется в процессе досуговой деятельности, в которую вовлечен ребенок:
* педагог-носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;
* педагог-координатор досуговых замыслов и взаимодействий;
* педагог-партнер сотворчества, содеятельности в досуге,
* педагог - демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.
      В основе организации праздников и развлечений для детей, самообразования и творческой деятельности ребенка заложены и связаны между собой принципы, которые определяют каждую сторону самого процесса досуга. К этим принципам относятся:
* детоцентризм – в приоритете интересы ребенка;
* интеграция – определяет, насколько глубоки взаимосвязи различных видов досуга;
* увлекательность и творчество – развивает творческие способности детей;
* дифференциация и индивидуализация – выявляет и развивает способности детей в разных видах досуговой деятельности, учитывая интересы, предпочтения и возможности ребенка;
* сотрудничество «педагог-ребенок» - демократичность в общении между ребенком и педагогом;
* системность – предполагает повторение и учение;
* гуманизация и демократизация – утверждает повышенное внимание к ценностям мировой и национальной культуры и предоставляет право выбора своего пути в образовательном процессе каждому ребенку;
* природосообразность и культуросообраность – учитывает индивидуальность, особенность каждого ребенка.
      На практики реализация данных принципов выходит далеко за рамки детского досуга. Задача этих принципов – разносторонние развитие личности каждого ребенка.
      Сущность досуговой деятельности для ребенка заключается в свободе деятельности. Именно в процессе досуга хорошо реализуются творческий потенциал ребенка, его задатки, которые запрограммированы на генетическом уровне. 
      Процесс организации досуговой деятельности реализует следующие функции:
* Досуг для детей – эта та сфера, где дети, выступая в новых социальных ролях, раскрывают в полной мере свои потребности быть свободными и независимыми, действовать самостоятельно. В этом заключается самореализационная функция.
* С помощью механизма эмоционального восприятия и переживания дети активно усваивают все компоненты творческой деятельности, закрепляющиеся в их поведении и сознании. Эти компоненты откладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь ребенка. Данная функция называется творческая.
* Досуговая деятельность – это сфера, которая подразумевает активное общение. Следовательно, есть еще одна функция – коммуникативная.
* С помощью досуговой деятельность осуществляет подготовка ребенка к жизни, к жизненным трудностям, которые будут возникать на его пути. В этом суть мировоззренческой функции.
* В процессе досуговой деятельности ребенок узнает много нового, делает для себя те или иные открытия, познает окружающий мир. В таком случае досуг выполняет просветительскую функцию.
* Жизнь современного ребенка максимально насыщенна и требует от него больших затрат: интеллектуальных, психических, физических. По этой причине вся досуговая деятельность представлена преимущественно в виде игры. В этом заключается рекреационная функция – возможность восстановить и воспроизводить утраченные силы в процессе досуговой деятельности.
* Ни для кого не секрет, что человек стремится к получению удовольствия. Эта потребность удовлетворяется в большинстве случаев как раз в досуговой деятельности. В данном случает реализуется гедонистическая функция.
      Таким образом, досуговая деятельность при реализации всех вышеупомянутых функций является отличным решением самых разнообразных задач.
      
      Ребёнок воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Ребёнка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.
• Методы игры и игрового тренинга.
Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
• Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.
• Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
• Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.
• Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.
• Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком.
Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.
При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.
В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.
Во время совместных мероприятий в нашем детском саду родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника.
Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком.
• эскизы костюмов для детей;
• консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику;
• участие в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала;
• участие в играх, аттракционах, отгадывание загадок.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия;
К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы;
К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
В процессе проводимой работы по досуговой деятельности, дети :
• научились перевоплощаться в образы сказочных героев;
• приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;
• приобщились к художественной культуре, эстетико – эмоциональному творчеству;
• с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;
• стремятся участвовать в творческой деятельности, познавать новое;
• научились самовыражаться в творчестве;
• находить новые решения в процессе деятельности.
Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.


1.2. Маркетинговое обеспечение досуговой деятельности
Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в Индустрию досуга.
Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т. п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т. п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - о б м е н. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т. е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает р ы н о к, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т. п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - Рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.
Как же работать культурно-досуговым учреждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой деятельности?
Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе.
Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.
Маркетинг порождает определенную философию развития сервисного предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы, которые позволяют повышать уровень конкурентоспособности предприятия. В маркетинге активно исполь­зуются анализ экономической ситуации, проводятся специальные иссле­дования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т. п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рын­ка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Результаты маркетингового анализа широко применяются при выработке ин­новационной стратегии и ее внедрении. Программирование и реализация деятельности сервисного предприятия также во многом строятся на рекомендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную РR-политику, находить методы оптимального позициони­рования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.
Значение маркетинга в менеджменте культурно-досуговой сферы раскроем на примере двух его направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: изучение массового спроса на культурные про­дукты (социальный маркетинг) и продвижение новых досуговых занятий и новых сервисных продуктов.
Сначала остановимся на значении социального маркетинга. Под этим понимается анализ культурных потребностей, продуцируемых основными слоями населения конкретного общества, включая и тех предста­вителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели общественного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели. Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента куль­туры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для развития общества. В осмыслении подобных тенденций следует признать важность сохранения национальных тради­ций, поддержки развивающих направлений досуга, а также учитывать спрос социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, молодежи, как стратегический ресурс развития своего бизнеса. Анализ книж­ного дела позволяет видеть, что издание детективов, популярных женс­ких романов дает возможность издательствам, перераспределяя дохо­ды, издавать менее выгодную в краткосрочной перспективе детскую классику, учебники. Тем самым издатели выполняют развивающую фун­кцию по отношению к подрастающим поколениям и реализуют долго­срочную стратегию своей отрасли. В противном случае уже через де­сять лет начнет исчезать читательская аудитория даже детективов и ме­лодрам. Все это говорит о том, что любой культурно-досуговый бизнес должен более тщательно и ответственно вырабатывать стратегию свое­го развития на ближайшее и долгосрочное будущее.
Теперь рассмотрим агрессивную тактику продвижения новых досу­говых занятий, которая дает о себе знать во многих сегментах сферы организации культуры и досуга. Менеджеры предприятия, сталкиваясь с высоким уровнем конкуренции в своем сегменте досуга, вынуждены не только считаться со сложившейся расстановкой сил и устоявшимся спросом, но и переходить к гиперактивному формированию спроса с заданными параметрами. В этой ситуа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44