- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Доступная среда жизнедеятельности, основные характеристики и условия формирования (по опыту Красногорского управления со-циальной защиты населения)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000315 |
Тема: | Доступная среда жизнедеятельности, основные характеристики и условия формирования (по опыту Красногорского управления со-циальной защиты населения) |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра социальных технологий Допущена к защите Зав. кафедрой социальных технологий ___________В.В. Сизикова «____»_________2015г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Доступная среда жизнедеятельности: основные характеристики и условия формирования (по опыту Красногорского управления социальной защиты населения)» Выполнила: студентка 6 курса, заочной формы обучения Научный руководитель: Д.ф.н., профессор Москва 2015г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………….………...………………………………………….…3 ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в РФ………..……………………….….10 1.1. Социальные проблемы инвалидов в РФ: сущность и характеристи..10 1.2. Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения……………….………….…………..21 Выводы по главе…………..……………………………….……………………35 ГЛАВА 2 Проблемы организации доступной среды для инвалидов в Российской Федерации………………..…………………………………………..38 2.1 Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Российской Федерации…………………...…………….38 2.2. Подходы к построению доступной среды………………………………..44 Выводы по главе……………..………………..…………….……..….…………55 ГЛАВА 3. Практика обеспечения доступной среды жизнедеятельности маломобильным гражданам в Красногорском районе……………………57 3.1.Актуальность вопроса создания доступной среды жизнедеятельности в Красногорском районе……………………………………………………….…57 3.2 Опыт и проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности Красногорским управлением социальной защиты населения………………71 Выводы по главе………………..…………………………………………….….88 Заключение………………………………………………………………...……89 Список использованных источников и литературы.………………..…….96 Приложение…………………………………………..…………….………….103 Введение Актуальность проблемы. В настоящее время в Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, которая направленна на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни. В России около 13 млн. инвалидов и 40 млн. маломобильных граждан1. Согласно данным официальной статистики, Росстата, в России вот уже не первый год снижается количество инвалидов. Этот процесс начался в 2005 году, тогда был зафиксирован максимум в 1799000 лиц, впервые признанных инвалидами. Именно в 2005 году была проведена монетизация льгот, соответственно многие люди решили воспользоваться своим правом. Далее же количество зарегистрированных инвалидов начало только снижаться. В 2012 году, для сравнения, эти показатели снизились до 805 тысяч человек. Динамика сокращения количества инвалидов сохранилась и за 2014 год2. Достигнутые результаты явились следствием улучшения условий медико-социальной экспертизы и реабилитации, реализации материального обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, совершенствованием медицинского и социального обслуживания, в том числе, в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов ». Несмотря на предпринимаемые государством меры, которые сопровождаются значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод. Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20 декабря 1993 года, государствам следует3 а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; в) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям». В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее - Конвенция), основополагающий международный документ, устанавливающий принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации данное событие явилось показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, юридических и социальных и других прав инвалидов. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Необходимость создания доступной среды для маломобильных граждан продиктовано всей логикой общественного развития и требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан недостаточно реализуется государством, что снижает их статус в решении проблем социального развития. В связи с этим, важность дипломного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп граждан; необходимостью развития теории и практики функционирования субъектов социального проектирования с целью гармоничного развития общества и государства в целом; актуальностью совершенствования методики и социальных технологий социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан. Степень разработанности проблемы. Весомый вклад в изучение проблем инвалидов в обществе был внесен работами таких известных российских исследователей как Е.И. Холостовой4, Т.А. Добровольской, А.В. Кузнецовой, А.В. Гостюшина, А.И. Осадчих, Е.П. Ярской-Смирновой5, Э.К. Наберушкиной и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Проблемами формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов (жилая среда, образовательная, градостроительная) занимались Н.Ф. Дементьева, М.Ю. Кеслер, Ю.В. Колосов, Л.А. Викторова, Е.И. Холостова. Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего и др. Определенный вклад в понимание общих социальных проблем маломобильных граждан на современном этапе внесли исследования таких социологов, как П.М.Козырева (2002-2004гг), З.Т.Голенкова (2006г), О.А.Оберемко (2007г), В.Г.Сухих (2013г) в статьях, опубликованных в журнале «Социологические исследования». Проблемам социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты исследования особенностей социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, содержания, их сущности содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософф И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермена Р., Пригожина А.И., Сорокина П.А., Спенсера Г., Тейлора Ф.У., Файоля А., Эмерсона Г. и других. Некоторые работы, которые носят преимущественно нормативный, методический или публицистический характер посвящены проблемам развития безбарьерной среды для маломобильных граждан. Объект исследования - маломобильные граждане, как социальная группа с особыми потребностями в доступной среде как условия их активной жизни. Предмет исследования - возможности создания доступной и комфортной среды для маломобильных граждан. Цель работы – определить проблемы и перспективы организации комфортной среды жизнедеятельности маломобильных граждан. Гипотеза: работа по созданию комфортной среды жизнедеятельности маломобильных граждан в России только начинает развиваться и будет осуществляться эффективно при условии дальнейшего развития нормативной базы, возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, объединения усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Более эффективного взаимодействия организаций, служб, учреждений можно достичь, например, созданием Координационного совета (группы) при муниципальных образованиях. Задачи: 1. Теоретическое исследование и уточнение понятий «инвалид», «маломобильные граждане», «доступная среда для маломобильных граждан». 2. Анализ имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; 3. Анализ мер, принимаемых для обеспечения необходимого уровня доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности; 4. Описание сущности и содержания основных направлений и подходов по созданию доступной среды для маломобильных граждан. 5. Выработка предложений по повышению эффективности обеспечения доступной среды для маломобильных граждан. Эмпирическая база дипломного исследования: материалы федеральной, областной, муниципальной программы «Доступная среда», работы, статьи, которые носят преимущественно нормативный, методический или публицистический характер. Теоретическую базу диплома составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития безбарьерной среды; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам интеграции человека в социальное пространства, обеспечения ее доступности; также использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов - архитектурные, строительные и технические стандарты доступности и безбаръерности среды, универсального дизайна, а также материалы научных конференций; научные публикации, статьи. Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные. В работе на основании теоретико-методологического исследования в рамках социологии управления и современных данных социологических исследований: - на основе социологического исследования уточнены понятия «маломобильные граждане», «доступная среда для маломобильных граждан», «социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан»; - получены дополнительные сведения о сущности проблемы между существующей и необходимой системой развития социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан и путях ее решения на основе методов социального проектирования; - на основе современных социологических данных получены представительные сведения о механизмах и деятельности субъектов процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан; - обоснованы пути совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены научные знания о сущности организации обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов, за счет координированного межведомственного взаимодействия, определены направления совершенствования межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Методы исследования: - теоретические (изучение и анализ нормативно-правовых документов, научной литературы по проблеме исследования); - эмпирические (экспертный опрос, анкетирование); Практическая значимость работы. Содержащиеся в дипломе положения по дальнейшему совершенствованию социального проектирования доступной среды могут представлять интерес для практической деятельности органов социального управления различного уровня с целью улучшения и совершенствования мероприятий по интеграции инвалидов в общество. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в РФ 1.1.Социальные проблемы инвалидов в РФ: сущность и характеристика. Понятие инвалидности определяется рядом социологов различно. По определению Храпылиной Л.П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности»6. По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий»7. Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает нам следующее определение: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими...»8 В соответствии с Российским законодательством, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты, а социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты9. К основным категориям жизнедеятельности относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к обучению; способность к трудовой деятельности; способность к ориентации во времени и в пространстве; способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации); способность контролировать свое поведение. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации10. Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям11: нарушения статодинамической функции (двигательной), нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли). Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно медицинской модели, инвалиды не могут делать что-то или так же, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги, таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Долгое время медицинская модель преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе, к создание так называемой доступной среды (для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке, пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями,), а также создание условий, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Социальная модель инвалидности пользуется все большей популярностью в развитых странах, и постепенно завоевывает позиции и в России. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате травмы, болезни или иного воздействия на состояние здоровья, требующего медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели обязательно требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность не как свойство человека, а как социальную проблему. Инвалидность, согласно социальной модели, требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением социального окружения. Таким образом, инвалидность является проблемой, как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и социальная и медицинская концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью. Наилучшая модель инвалидности будет представлять собой савокупность всего лучшего из медицинской и социальной моделей. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. Если инвалидность возникла вследствие заболевания, травмы или дефекта, то сопровождается стойким расстройством функций организма, Такое нарушение здоровья: 1) приводит к ограничению жизнедеятельности человека Под ограничением жизнедеятельности Закон о защите инвалидов понимает полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. 2) вызывает необходимость социальной защиты Под социальной защитой инвалидов понимается система мер, которая направлена на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и должна обеспечить условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности12. К маломобильной группе населения относятся не только инвалиды: "...Маломобильные группы населения - лица старшей возрастной группы, 60 лет и старше, инвалиды трудоспособного возраста 16 - 60 лет, дети-инвалиды до 16 лет, дети до 8 - 10 лет, пешеходы с детскими колясками, временно нетрудоспособные... " Извлечение из документа: "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1. Общие положения""...Маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п..."13 Извлечение из документа: "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"(утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605). По данным социологических опросов ежедневно люди с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами, особенно те, у кого спинномозговые проблемы, проводят все свои дни, и вообще всю жизнь в четырёх стенах своих домов. Дверные проёмы и лифты слишком малы для инвалидных колясок, лестницы, почти никогда, не оборудованы платформами для спуска инвалидных колясок или какими-нибудь подъёмными приспособлениями и это действительно большая проблема. Метро, автобусы, трамваи (вся система городского транспорта) не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, инвалидные коляски настолько стары и несовременны, что они едва ли могут быть использованы вне квартиры. Очень часто, когда инвалидная коляска ломается, человек с ограниченными возможностями теряет единственную возможность передвигаться по дому. Пенсии, которые получают люди с ограниченными возможностями, очень малы. Их хватает только на еду и оплату коммунальных услуг. Чтобы купить новую инвалидную коляску или подъёмное приспособление приходиться просить о помощи окружающих проспонсировать оплату жизненно необходимых вещей. Иногда можно получить помощь от государства, но большинство людей с ограниченными возможностями терпят неудачу, сталкиваясь с множеством бюрократических процедур, чтобы просто получить новую инвалидную коляску или какую-либо другую помощь. Они рискуют здоровьем, проходя сквозь эту жестокую систему. Чтобы получить хоть что-то от государства людям с ограниченными возможностями приходится ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно доказывать свою нетрудоспособность. Это действительно нонсенс, когда человек с ампутированными конечностями должен пройти десяток процедур чтобы доказать свою нетрудоспособность. Огромный труд получить десятки документов от докторов, затем от различных департаментов социальных служб, от жилищного обслуживания и многих других, посещение всех этих инстанций требует долгих часов ожидания в длинных очередях и все эти отделы не оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Например, весь процесс подачи документов чтобы подтвердить нетрудоспособность занимает несколько месяцев! В городах небольшое количество жилых домов имеют подъёмные приспособления. Но зачастую они не используются людьми в инвалидных колясках, так как в большинстве случаев предназначены для детских прогулочных колясок. Многие люди до сих пор живут в домах, построенных в советское время. Сотни пятиэтажных домов по всей стране не оборудованы даже лифтом. Родственники не осиливают спустить вниз с верхних этажей тяжёлую инвалидную коляску вместе с человеком, сидящим в нём. Есть и другие проблемы осложняющие жизнь – дверные проемы ванных комнат слишком узкие – около 80 сантиметров, инвалидная коляска не проходит сквозь них. В больших городах есть лишь несколько автобусов оборудованных для людей с ограниченными возможностями. Иногда такой автобус приходиться ждать часами. Такси тоже не оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Магазины, больницы, рестораны, театры, кинотеатры, музеи, аптеки также не оборудованы подъемными устройствами для инвалидных колясок. И это всего лишь небольшая часть проблем, о которых можно рассказать14. Сегодня по данным социологических опросов, инвалиды сталкиваются с проблемами доступности при получении услуг: 32% в сфере социальной защиты, 41% - в сфере информации и связи, 47%- в здравоохранении, 54%- в сфере образования и культуры,73%- в сфере спорта и физкультуры, 83% - с проблемами общественного транспорта и в жилищной сфере. Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту, в связи с большими изменениями в подходах к людям с ограниченными возможностями. Среди социально - бытовых проблем можно выделить15: 1. Ограничение функций самообслуживания: - способность самостоятельно одеваться; - принимать пищу; - соблюдать личную гигиену; - самостоятельно передвигаться; - самостоятельно садиться или вставать. 2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности: - ограничение социальной роли в семье; - ограничение социальных контактов; - ограничение или невозможность учиться; - ограничение или невозможность трудиться. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие: - в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; - в передвижении; - в общении; - в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; - в возможности получать знания; - в трудоустройстве; - в комфортных бытовых условиях; - в социально-психологической адаптации; - в материальной поддержке. Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, оценивая людей на основании лишь некоторых моральных качеств - доброты, отзывчивости и т.п. Так же не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. По результатам специальных социологических исследований, практически половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, в основном, это инвалиды 1 группы. Около трети инвалидов, в основном 2-ой и 3-ей групп, характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. Такие понятия, как “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди людей, определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее. Замечено отличие в самооценке безработных и работающих инвалидов: у неработающих она значительно ниже. Прежде всего, это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими инвалидами. Неработающие выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин неблагоприятной личностной самооценки. В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью. В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании", инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, к сожалению, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам - инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству. Системе дополнительного образования отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Дополнительное образование можно рассматривать, предполагая, что в нем участвуют многие социальные группы, например, школьники, пожилые люди, безработные и многие другие. В России их более 13 млн. инвалидов, что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу. Таким образом, инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого, инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Поэтому, маломобильные группы нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны семьи и близкого окружения и главным образом со, стороны общественно-государственных структур. 1.2 Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы. С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. Принцип доступности был провозглашен в резолюции Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 года в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. В результате происходящих процессов модернизации касающихся проблемы инвалидности, в научный обиход был введен новый термин - «обеспечение равных возможностей». Доступность среды - понятие всеобщее. Данное понятие трактуется как процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация оказываются доступными всем, и в особенности – людям с инвалидностью. Термин «доступная» среда содержательно определяется в законодательных актах Российской Федерации. Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: