- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Достижение стратегического паритета СССР и США
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005597 |
Тема: | Достижение стратегического паритета СССР и США |
Содержание
2 Зарегистрировано №______ «___»__________2017 г. ________ _______________ подпись (расшифровка подписи) ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО профессионального образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ИНСТИТУТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра международных отношений АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ВООРУЖЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Выпускная квалификационная работа студента очной формы обучения направления подготовки 41.03.05 Международные отношения 4 курса группы 04001332 Толга Дурмаз Допущена к защите «___»____________2017 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) Научный руководитель: Доктор исторических наук, Профессор Малай В.В. Оценка______________________ «___»____________2017 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) БЕЛГОРОД 2017 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕТСКО – АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЙ 1.1. Основные этапы развития ядерного оружия в СССР и США и отличия атомных проектов двух стран…………………………………………………10 1.2.Достижение стратегического паритета СССР и США…………………..17 ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРА В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЙ В 1970-1990-Е ГОДЫ XX ВЕКА 2.1.Договор по ПРО — основа договоренностей в области ограничения стратегических вооружений…………………………………………………...27 2.2.Концепция "избирательной" ядерной войны. Встреча Д. Форда и Л.Брежнева во Владивостоке (декабрь 1974)………………………………...34 2.3. Договор ОСВ-2 и его историческое значение…………………………...42 ГЛАВА III. МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ. 3.1. Сотрудничество неправительственных организаций России и США в области ядерного нераспространения и сокращение ядерных вооружений……………………………………………………………………..58 3.2. Американские программы помощи России по снижению ядерной угрозы…………………………………………………………………………...69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...84 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. Развитие международных отношений на современном этапе происходит в условиях высокого риска дальнейшего распространения ядерного оружия. Мировое сообщество предпринемает меры которые сдерживают этот процесс, но они не могут совсем остановить его, при этом мировое сообщество осознало что наращивание вооружений не гарантирует его безопасность. Увеличение количества ядерных государств уже сегодня повлекло за собой некоторые негативные последствия, которые при нарушении режима нераспространения могут представлять большую угрозу мирному развитию стран. К таким последствиям относятся: - подрыв стратегической стабильности, традиционно основанной на балансе сил и, прежде всего, балансе стратегических вооружений (бесспорно, достичь баланса стратегических вооружений между большим числом ядерных стран почти невозможно); - возникновение новых ядерных угроз из-за нарушения стратегической стабильности в современном ядерном мире; - перемена представлений о ядерном оружии среди политических руководителей разных государств, при этом многие из них рассматривают ядерное оружие как обыкновенный вид вооружений, что несет опасность нарушения стратегической стабильности и вызывает угрозу ядерной войны. Понимая опасность возникновения новых ядерных угроз, правительство Соединенных Штатов начало искать собственные пути противодействия им. Один из первых шагов в этом направлении возобновление идеи создания национальной противоракетной обороны (НПРО). Модель построения будущего ядерного мира, если каждое государство начнет строить национальную ПРО, по-видимому, будет порочна в своей основе. В случае ее реализации страны будут втянуты в обременительную для них гонку стратегических (оборонительных и наступательных) вооружений, а космос неминуемо станет новым театром военных действий. Но самое главное - такая модель не обеспечит стратегическую стабильность в ядерном мире и не сможет защитить ни одно государство от ядерных угроз. На сегодняшний день существует необходимость в теоретическом прогнозировании дальнейших шагов в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Перед мировым сообществом появилась непростая цель: поиск нового пути обеспечения стратегической стабильности принципиально отличающегося от поддержания баланса сил и строительства национальных ПРО. Этот путь, по-видимому, должен пролегать в политической плоскости решения данной проблемы и заключаться в поиске теоретических моделей построения переговорного процесса. Такие модели должны предусматривать консолидацию усилий различных государств в переговорном вопросе построения стабильного ядерного мира и быть пригодными не только в современной обстановке, но и в условиях возможного нарушения режима нераспространения, когда количество ядерных стран может увеличиться. Следовательно, актуальность темы данной работы определяется: 1. Взаимозависимостью стратегической стабильности и российско-американских отношений в области сокращения и ограничения стратегических вооружений. 2. Необходимостью новых направлений развития стратегических отношений России и Соединенных Штатов на основе комплекса мер доверия в ядерной области и уточнением подходов по ведению переговоров между РФ и Соединенными Штатами по вопросам стратегических вооружений. Объект исследования. В качестве объекта исследования в работе выбраны российско-американские отношения во второй половине 20 века. Предметом исследования являются российско-американские отношения в области сокращения и ограничения стратегических вооружений и их влияние на стратегическую стабильность в период со второй половины 1960-х до 2000-х гг., когда вопросы, связанные с сокращением и ограничением стратегических вооружений, имели и продолжают иметь важнейшее значение для мирового сообщества. Основной акцент исследования был сделан на период конца XX века, когда стали формироваться новые рамки российско-американских отношений. Источниковую базу исследования составили договора и конвенции по ядерному оружию. Особое внимание уделено мемуарам политиков и дипломатов. Большой интерес представляет двухтомник воспоминаний A.A. Громыко, бывшего на протяжении длительного времени членом Политбюро ЦК КПСС, министром иностранных дел СССР, «Памятное». Важным источником для работы стали также воспоминания выдающегося советского дипломата А.Ф. Добрынина «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)». Книга бывшего президента США Дж. Буша-старшего (G. Bush) и его советника по национальной безопасности Бр. Скоукрофта (В. Scowcroft) «Мир стал другим» - своего рода «отчет», выборочный и тщательно продуманный, о внешней политике США за годы самых крутых и глубоких перемен в мире за последние полвека. Схожее значение относительно периода рубежа веков, имеет работа известного американского дипломата С. Тэлботта (S. Talbott) «Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии», которая позволяет лучше понять существующие между Россией и США противоречия на современном этапе. Важными источниками являются документы государственных ведомств Соединенных Штатов, среди которых: стратегия национальной безопасности США, ежегодные отчеты американского президента "О положении страны", тексты публичных выступлений президентов, России и США. Интерес для изучения отношений между СССР и США в период холодной войны представили воспоминания государственных деятелей Америки, среди которых книга "Глядя в будущее" Джорджа Буша ст. и книга "Советник по России: Воспоминания о президентской внешней политике" советника президента Б. Клинтона по России Строуба Тэлботта. Изменения советско-американских отношений в ядерный век глубоко проанализированы в трудах крупных советских дипломатов Добрынина А.Ф., Дубинина Ю.В.. и др. Степень разработанности проблемы. Актуальность обсуждаемой темы способствовала появлению большого количества литературы. В российских и зарубежных исследованиях по рассматриваемой проблеме проанализированы отдельные аспекты договоров по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений, ведения переговоровпо СНВ, проблем МО, модели стабильного ядерного мира, текущей политики ведущих западных государств и вопросов выработки их курса во внешней политике, как и проблем укрепления стратегической стабильности в целом. С этой точки зрения следует обозначить, что фундаментальный анализ по рассматриваемой проблематике осуществляли главные институты Российской академии наук (ИМЭМО, ИСКР АН), РАГС при Президенте РФ, ПАМП Дипломатической академии МИД РФ, РИСИ, Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, СВОП, ВА РВСН им. Петра Великого, ЦИВТИ Министерства обороны Российской Федерации и др. В Соединенных Штатах из институтов занимающихся этими проблемами, прежде всего необходимо отметить Вашингтонский институт стратегических и международных исследований, Фонд Карнеги за международный мир, Национальный университет обороны, Гарвардский университет и ряд других центров. Среди известных российских политологов и экспертов, исследовавших вышеуказанные вопросы, необходимо отметить таких как: Арбатов А., Бажанов Е., Батистов В., Белоус В., Волков Е., Задохин А., Золотарев П., Караганов С., Колтунов В., Кузнецов В., Кулматов К. и др. Анализ международных соглашений и содержания национальных ядерных политик (стратегий, доктрин, показал, что в рамках ООН, а также на многосторонней и двухсторонней основе (между РФ и США) к настоящему времени выработан довольно широкий спектр политических мер сохранения стабильности, предотвращения ядерных войн. Целью данного исследования является - анализ состояния отношений между СССР и США в области сокращения и ограничения стратегических вооружений в период второй половины XX века. В центре внимания - эволюция российско-американских соглашений по СНВ, их место в обеспечении стратегической стабильности в мире, необходимость новых, особенно продуктивных подходов к дальнейшему сокращению СНВ. При написании работы были поставлены задачи: - выявить основные этапы развития ядерногооружия в СССР и США - проанализировать достижение стратегического паритета СССР и США - рассмотреть договор по ПРО как основу договоренностей в области ограничения стратегических вооружений - провести анализ концепции избирательной ядерной войны и встречи Д. Форда и Л. Брежнева - обозначить особенности договора ОСВ-2 - исследовать сотрудничество неправительственных организаций СССР и США в области ядерного нераспространения - изучить американские программы помощи СССР по снижению ядерной угрозы Практическая значимость исследования определяется: - разработкой новых направлений развития стратегических отношений России и США - Материалы и анализ, представленные в настоящей диссертации, могут быть использованы широким кругом исследователей и экспертов в данной области. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕТСКО – АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЙ 1.1. Основные этапы развития ядерного оружия в СССР и США и отличия атомных проектов двух стран Две мировые войны, колоссальные разрушения и многочисленные человеческие жертвы – события первой половины 20 века. В 50-е годы 20 века назревала не менее острая конфронтация между двумя противоположными общественно-политическими системами. Это было то время, когда в США, а позже и в Советском Союзе появилось и стало быстро модернизироваться ядерное оружие. У обеих стран были свои причины для создания «сверхоружия». США рассчитывали использовать атомную бомбу в качестве мощного инструмента давления на любое государство, которое могло вмешаться в сферу геополитических интересов Соединенных Штатов, независимо от того, к какой общественно-политической системе принадлежит эта страна. Учитывая все особенности внешней политики руководства СССР в то время, причиной номер один для создания ядерного оружия в Советском Союзе являлось желание покончить с шантажом в свой адрес со стороны США. Политическая верхушка Соединенных Штатов полагала, что победив во 2й мировой войне, утвердится её монопольное право на управление всем миром, вектор развития которого должен был определяться из Вашингтона. Сделав чрезмерную ставку на свою монополию в обладании ядерным оружием, Соединенные Штаты недооценили мобилизационные возможности народного хозяйства Советского Союза за короткое время разработать аналогичное оружие в условиях послевоенной разрухи. Активная внешняя политика Советского Союза, утверждающегося в статусе сверхдержавы, стала преградой для воплощения глобальных геополитических планов правительства Соединенных Штатов. В результате, когда в 1949 г. Советский Союз лишил Соединенные Штаты ядерной монополии, в мире стал создаваться двусторонний ядерный баланс сил, который полвека оказывал доминирующее влияние на международные отношения и всеобщую безопасность. На протяжении 40 лет гонка ядерных вооружений между СССР и США преобладала в мировой политике. История создания ядерного оружия, как и многое другое из советско-американского соперничества было скрыто от общественности. Вопреки тому, что атомная бомба в Советском Союзе была создана на четыре года позже чем в Соединенных Штатах, разработка и реализация атомных проектов в США и СССР имеет общую основу, и следовательно общие закономерности. На начальном этапе развития атомной науки ученые еще не представляли последствий и значимости своих работ, имевших отвлечённый характер, не связанный с практическим применением. После того как Отто Ган и Фриц Штрассман открыли цепную реакцию, расщепив ядро атома урана, ситуация начала стремительно меняться, поскольку ядерная физика стала трансформироваться из сферы исследований в главный фактор международных отношений, когда результаты научно-технического прогресса начинают воплощаться в жизнь. В тот момент начинают расходиться пути Советского Союза и Соединенных штатов. Однако, действия Америки и СССР имели немало общего, т.к. преследовали одну цель - изготовление ядерного оружия. Сходство заключается, во-первых, в том, что и в Соединенных Штатах и Советском Союзе были созданы аналогичные комбинаты с целью получения плутония, урана-235 и сборке атомных бомб. Плутониевый комбинат №817 (Челябинск-40) под Кыштымом - аналог завода в Хэнфорде (штат Вашингтон). Высокообогащённый уран-235 специалисты из СССР получали на комбинате №813 (Свердловск-44) и электромагнитном заводе №418 (Свердловск-45), а специалисты из США в местечке Оак Ридж (штат Теннесси). ЛосАламос в Америке и Саров в СССР являлись секретными научными центрами, инкубаторами идей и смелых, прогрессивных решений, где выдающиеся учёные и экспериментаторы различных квалификаций создали прежде неизвестное сверхмощное оружие. Как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах, их разместили на большом расстоянии друг от друга на малозаселенных территориях. 10-ки секретных шахт, заводов, химических и металлургических предприятий работали для нужд этих комбинатов. В связи с новизной проблемы, при строительстве ядерных промышленных объектов возникали трудности. Объёмы научно-исследовательских, конструкторских, проектных работ не имели прецедентов. Потребовались новые технологии, способы, огромные трудовые и мысленные усилия со стороны рабочих для изготовления уникального оборудования сотнями предприятий. Существовала угроза радиоактивного облучения сотрудников в процессе наладки и эксплуатации заводов и агрегатов. В результате, Советский Союз и Соединенные Штаты справились со всеми трудностями в создании ядерного оружия. Сроки строительства и освоения индустрии не сильно отличались. 2 года 7 месяцев и 15 дней прошло с момента первой цепной реакции деления урана (02.12.1942) до взрыва 1-ой атомной бомбы (16.07.1945) в Соединенных Штатах. В Советском Союзе тот же период с 25.12.1946 г. по 29.08.1949 г. составлял 2 г. 8 мес. и 5 дней. 20 дней разницы для такого важного дела показывает, что обе страны превосходно использовали свои возможности. Советский союз и Соединенные Штаты предусматривали разработку плутониевых бомб (использование явления имплозии), и урановых бомб, (бомба с простой конструкцией по типу ствольного метода). Обе страны обрели схожее по параметрам «сверхоружие». США испытали плутониевую бомбу 16.07.1945 г. в городе Аламогордо, а СССР – 29.08.1949 г. на Семипалатинском полигоне. 6.08.1945 года над городом Хиросима, Япония, взорвалась бомба ствольного типа, без предварительного испытания. Советский Союз временно прекратил работу над урановой бомбой, переключившись на бомбы с комбинированным зарядом. Атомные проекты СССР и США были строго засекречены и охранялись в Соединенных Штатах - контрразведкой Военного министерства, ФБР (Федеральным бюро расследований), собственной службой безопасности Манхэттенского инженерного округа генерала Гровса. В Советском Союзе - Первое управление НКГБ, Главное разведывательное управление Генерального штаба Красной Армии, Разведывательное управление Военно-Морского флота, через которые не прорвался ни один американский разведчик. Так же, американские и советские разведывательные органы вели максимально засекреченные операции за рубежом. Материалы наших разведывательных организаций о ядерной программе США, в нескольких ситуациях помогли учёным из СССР не отвлекаться на ошибочные пути исследований. Невозможно сказать, сколько еще средств и времени бы понадобилось, в случае если Советский Союз не располагал разведданными об атомной программе США. Полученная информация не была принята на веру и прошла тщательную экспертизу с повторными экспериментами и расчетами. У Соединенных Штатов и Советского Союза имелись самые крупные экономические ресурсы. Сильным экономическим фундаментом атомного проекта двух стран стало наличие огромного количества полезных ископаемых, развитой горнодобывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, крупных источников электроэнергии, квалифицированных рабочих и инженеров. Выдающиеся руководители всех уровней принимали участие в атомных проектах Советского Союза и Соединенных Штатов. Они все приобрели огромный опыт руководства и осуществления серьезных и сложных программ по созданию вооружений с использованием многотысячных кол-лективов и множества организаций и учреждений, принимавших участие в сотворении принципиально новых видов военной техники и боеприпасов. Невзирая на отдельные сходства атомных проектов Советского Союза и Соединенных Штатов, различия, все же, очевидны если сравнить советские и американские усилия в создании ядерного оружия. Основное отличие – то, что разработка ядерного оружия происходила в настолько разных условиях, что не все могут представить эту разницу. Соединенные Штаты разрабатывали свою бомбу в благополучных условиях. Их территория не была затронута войной. На всех фронтах военных действий штаты потеряли во второй мировой войне меньше людей, чем немцы, окруженные под Сталинградом. СССР понес огромные потери в борьбе с фашизмом - около 8,6 млн. солдат и офицеров, 18 млн. мирных жителей. Были временно потеряны территории, на которых проживало около половины населения, и которые были полностью уничтожены немцами. В Советском союзе, в отличие от Соединенных Штатов, на начальной стадии осуществления атомной программы была слабо развита сырьевая база, что не позволило СССР раньше перейти к производственной стадии создания ядерного оружия. Снизить эту разницу Советский Союз сумел лишь к 1949 г., благодаря добыче и переработке урановых руд в Восточной Европе и разработке собственных месторождений. В Соединенных Штатах были построены специальные заводы для получения высокообогащённого урана газодиффузионным, электромагнитным и термодиффузионным способами. Первые 2 - важнейшие звенья Манхэттенского проекта. Деятельность термодиффузионного завода помогла ускорить работу и довести производство урана в Соединенных Штатах до максимума. В Советском Союзе же, не было подобного завода. Вдобавок, электромагнитный метод был чрезвычайно дорогим для СССР, и осуществление диффузионной технологии в промышленных масштабах столкнулось со слабым уровнем конструкторских разработок диффузионных машин. Для Соединенных Штатов атомную бомбу разрабатывали ученые из Европы, такие как: Эдвард Теллер, Эмилио Сегре, Бруно Понтекорво, Клаус Фукс и др. В случае если бы Эйнштейн, Сцилард и Ферми укрылись от нацизма в другой стране, то ядерная программа США, возможно, вообще не состоялась и развитие человечества пошло другим путем. Только из Великобритании на помощь США прибыло 19 физиков мирового уровня. Почти все ключевые посты в науке находились в руках европейских ученых, даже американец Роберт Оппенгеймер получил свое образование в области физики в Европе. В 1945 г. американская миссия "Алсос" под научным руководством ученого из Европы С. Гоудсмита собрала в Германии атомные секреты и вывезла величаших немецких ученых: Отто Гана, Вейцзекера, Виртца, Гейзенберга и многих других. В СССР атомную бомбу создавали советские ученые. Г.Н. Флёров, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон, А.И. Алиханов, И.К. Кикоин, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, И.В. Курчатов и многие другие специалисты составляли ядро атомной программы. Важно отметить роль выдающихся физиков, прежде всего И.В. Курчатова по анализу разведывательных данных, их сопоставлению с нашими исследованиями, их проверке и оценке, определению главных идейных направлений атомного проекта СССР. Ученые видели не только сегодняшний день в науке, но и далекие ее горизонты, заглядывая вперед. Развед. данные отражают вчерашний день науки, техники, организации производства. Также, не стоит сравнивать груз ответственности перед населением, перед Родиной за создание советского ядерного оружия, который лежал на плечах советских учёных. Эту ответственность не стоит сравнивать с той, что несли американские руководители Гровс и Оппенгеймер. При неудаче программы Соединенные Штаты теряли большую сумму денег, зато весь мир избавился бы от постоянной атомной угрозы. Для человечества неудача Соединенных Штатов была бы на пользу, и это хорошо понимали учёные из США и Европы, при работе по созданию и совершенствованию атомного оружия. В свою очередь, СССР в случае неудачи остался бы беззащитным перед лицом агрессора. Ответственность создателей ядерного оружия в Советском Союзе за безопасность своего народа и государства не имела аналогов в истории. Отличием атомных проектов двух стран является также то, что СССР испытывал свои первые бомбы на специальном полигоне, когда американцы испытали их на беззащитном населении Японии. Благодаря модернизации, СССР добился таких высот в экономике, науке, образовании, что мог дать отпор фашистской Германии и её союзникам, а затем разгромить их. Приняв вызов Соединенных Штатов в создании ядерного оружия, Советский Союз за короткое время лишил США монополии на ядерное оружие и тем самым предотвратил новую глобальную ядерную войну. 1.2. Достижение стратегического паритета СССР и США Изменения в советско-американском стратегическом балансе на пороге 60-х годов пошатнули состоятельность американских гарантий в НАТО использовать ядерное оружие в случайной войне в Европе. Фактически наращивание вооружений достигло в 1961-1967 годах беспрецедентных для мирного времени темпов и масштабов. Придя к власти в 1961 г., аппарат Кеннеди унаследовал 12 межконтинентальных ракет первого поколения «Атлас». 2 атомные подводные лодки «Дж. Вашингтон» и «Патрик Генри» вышли в море, имея на борту по 16 ракет «Поларис А-1». Под конец 1967 г. военные силы США увеличились в 40 раз. Беспрецедентных темпов достигли темпы ракетного строительства в 1963-1964 г.: в среднем в этот период развертывалось по одной межконтинетальной баллистической ракете (МБР) ежедневно и спускалось на воду по одной подводной лодке каждый месяц. На вооружение поступили шесть эскадрилий усовершенствованных ракет Титан – 2 (10 Мт). В 1966-1967 г. на базах ВВС Уоррен и Гранд – Фокс были развернуты еще два крыла МБР и началось быстрое переоснащение части ракетных сил ракетами «Минетмен – 2». Последние 1000 баллистических ракет «Минетмен» были приведены в готовность на базе Гранд – Фокс и передана САК(мешанный авиационный корпус) 21.04.1967 г. Последняя 41-я атомная подводная лодка «Уил Роджерс» с ракетами «Поларис А-3» вышла в Атлантику. Ракетное строительство 1960-х завершилось. В развитии советских стратегических ядерных сил 1959 год можно назвать этапным. В этом году в западных районах страны развертывается грандиозное строительство ракетных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности Р-12 и Р-5М, способных наносить ядерные удары по объектам, на расстоянии до 2000 км от места старта. При этом некоторые самолеты Ту-16 направили на решение других задач. Заканчивалась постановка на боевое дежурство первого комплекса с межконтинентальными ракетами Р-7. Создавался новый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения. Военно-морской флот получает первую дизельную подводную лодку океанской зоны проекта 629 с 3 баллистическими ракетами Р-13 на борту. Через год в боевой состав Северного флота была включена первая атомная подводная лодка проекта 658 с таким же числом ракет. В начале 1960-го г. стратегические ядерные силы СССР имели 150 тяжелых бомбардировщиков, пять подводных лодок с БРПЛ Р-13 и несколькими МБР Р-7. Параллельно происходил процесс создания группировки баллистических ракет среднейдальности. Хотя Советский Союз и Соединенные Штаты начали развертывание межконтинентальных ракет и баллистических ракет на подводных лодках почти одновременно, в скором времени СССР отстал в этой гонке. В особенности это было заметно в области морских ядерных вооружений. По своим тактико-техническим данным подводные ракетоносцы СССР проектов 629 и 658 сильно уступали американской лодке "Дж. Вашингтон". А ракеты Р-13, которые они несли на борту, в отличии от американских "Поларис-А1", могли быть запущены исключительно из надводного положения, что вынуждало субмарину всплывать на поверхность перед пуском. В итоге она становилась заметной и подвергалась угрозе быть легко уничтоженной. С 1960 г. в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) стало происходить формирование ракетных дивизий, состоящих из ракетных полков. В каждом полку на вооружении был 1 ракетный комплекс. Переход на единую организационно-штатную структуру заметно улучшил управление ракетными войсками, но не ликвидировал ряд недостатков в этом процессе. Для улучшения боевой эффективности РВСН было необходимо создать систему централизованного боевого управления восками и оружием. Военно-политическое руководство СССР очень быстро убедилось в том, что стратегические ядерные силы Соединенных Штатов количественно и качественно превосходят стратегические ядерные силы (СЯС) СССР. Особо ярко это вразилось в период Карибского кризиса. В данных условиях управлением страны была поставлена задача, на пару десятков лет определившая магистральный путь развития национальных СЯС, достичь ядерного паритета с США. Учитывая географические факторы, уровень развития военной техники, незащищенность носителей ядерного оружия от воздействия средств противника, приоритет был отдан РВСН. Именно межконтинентальные ракеты могли стать гарантом нанесения неизбежного удара по Америке. Но по мере роста стратегического арсенала Соединенных Штатов, который спровоцировал оправданные ответные меры СССР, министр обороны и его соратники начали понимать, что поддержание теоретического ядерного превосходства будет все более дорогостоящим и менее рентабельным для Соединенных Штатов. В октябре 1962 года Карибский кризис ускорил эволюцию взглядов некоторых представителей руководства Соединенных Штатов. Он поставил под сомнение обоснованность многих идей и расчетов, лежавших в основе стратегии «контрсилы». Такие концепции, как контролируемые ядерные удары, казавшиеся Макнамаре рациональными, пока атомная война обсуждалась абстрактно, потеряла свою привлекательность, когда настало время принятия практических решений. Идея «стратегической стабильности» стала вытеснять в приоритетах Макнамары концепцию «реализуемого ядерного удара». В ноябре 1962 г. в интервью С. Олсону Макнамара изложил эти совершенно еретические мысли для того времени. В ответ на вопрос, достигнет ли Советский союз надежной способности ответного удара, министр обороны заявил: «Да, конечно. Когда обе стороны приобретут гарантированную способность второго удара, мы будем иметь более стабильный баланс страха». По свидетельству некоторых специалистов, начиная с 63 года Макнамара и некоторые его сторонники все упорнее отстаивали идею, что долговременная безопасность США могла быть надежнее обеспечена «политическими соглашениями, а не военными программами». 1963 год был ознаменован первым крупным соглашением в области ядерного оружия — Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанным Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией. Данный договор и несколько других советско-американских соглашений 1963 года были первыми признаками потепления международного климата, ослабления военно-политической напряженности долгих лет «холодной войны». Президент и его соратники стали осознавать надобность в переходе от политики конфронтации к переговорам по сдерживанию гонки вооружений, и эти мысли нашли отражение в известной речи Кеннеди в Американском университете, произнесенной незадолго до его смерти. Но положительным переменам препятствовало продолжавшееся форсированное наращивание ракетно-ядерной мощи Соединенных Штатов и их открытое военное вторжение во Вьетнам. Да и предложения США по условиям ограничения стратегических вооружений, выдвинутые в 1964 г. в Комитете по разоружению в Женеве, все еще не давали наладить конструктивный диалог с СССР. Настоящий шаг в направлении ограничения гонки вооружений был сделан в 1967 году, когда СССР, США и другие государства подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, взяв обязанность не размещать оружие массового уничтожения в открытом космосе и на небесных телах. Данное событие дало надежду на вероятность сотрудничества великих держав по усмирению военного соперничества. Новые взгляды Макнамары и его сторонников на ядерное оружие были наиболее систематически изложены им в выступлении перед представителями Юнайтед Пресс Интернэшнл в Сан-Франциско. 18.09.1967 года Министр объявил, что «сдерживание преднамеренного ядерного нападения на США и их союзников обеспечивается поддержанием высоконадежной способности навлечь неприемлемый ущерб на любого агрессора или агрессоров, даже после принятия на себя внезапного первого удара». Макнамара также признал: «Очевидным и неизбежным фактом остается, что СССР с его силами может эффективно уничтожить США, даже приняв на себя всю тяжесть американского первого удара». Логическим выводом из этих рассуждений являлась бессмысленность дальнейшего наращивания вооружений для достижения ядерного превосходства. Тем не менее, гонка вооружений, по словам Макнамары, получила своеобразную динамику развития, собственную «безумную инерцию»: «Какими бы ни были их намерения или наши намерения, действия — или даже реалистически вероятные действия — каждой стороны, относящиеся к строительству ядерных сил, неизбежно вызывают противодействия другой стороны. Это как раз тот феномен действия — противодействия, который питает гонку вооружений». В качестве выхода из этого зловещего замкнутого круга министр обороны выдвинул идею переговоров между великими державами: «Мы не хотим гонки ядерных вооружений с Советским Союзом прежде всего потому, что феномен действия — противодействия делает ее глупой и бесплодной... Обе нации выиграли бы от достаточно надежных соглашений сначала ограничить, а позднее и сократить наступательные и оборонительные ядерные силы. Мы считаем, что такие соглашения полностью достижимы, поскольку они очевидно соответствуют интересам обоих наших народов». Впрочем, Соединенные Штаты в то время уже глубоко увязли во вьетнамской войне, а форсированная количественная и качественная гонка ракетно-ядерных вооружений шестидесятых годов продолжалась. Помимо этого, наметился крайне противоречивый и непоследовательный новый подход к проблеме ядерного оружия и безопасности, который не выходил за пределы узкой группировки правящих кругов Соединенных Штатов, что и проявилось во время обсуждения нового поколения американских стратегических вооружений. Примерно с середины шестидесятых годов в области стратегических вооружений в центре внимания руководства Соединенных Штатов пребывали 2 новые военные программы. Речь шла о системе противоракетной обороны (ПРО) и системах разделяющихся головных частей с боеголовками индивидуального наведения на цели (РГЧ) типа «МИРВ» для наступательных баллистических ракет стратегического назначения. Для Макнамары и его помощников система ПРО стала символом бесплодной гонки вооружений, которую в интересах долгосрочной национальной безопасности Соединенных Штатов он считал важным поставить под определенный контроль. Министр считал, что отказ от строительства системы ПРО под названием «Найк-Икс» дал бы возможность заключить соглашение с СССР по ограничению, стратегических вооружений. Иначе, развертывание системы ПРО, по его мнению, могло пошатнуть военный баланс, не предоставив сколько-нибудь реальной защиты США. В 1966 г. сторонники «Найк-Икс» и других стратегических программ, применяя испытанный прием, начали интенсивно распространять ложную информацию разведки о создании якобы «плотной» противоракетной обороны в Советском Союзе. В этой обстановке предварительное решение об обеспечении нового поколения баллистических ракет системами РГЧ прошло, не привлекая большого внимания, без серьезных возражений и тем более организованной оппозиции с какой-либо стороны. Выступая против программы ПРО «Найк-Икс», министр обороны подтверждал, что системы РГЧ могли преодолеть любую противоракетную оборону, вследствие чего «правильным ответом» на строительство советской ПРО, о котором поднимался шум в Соединенных Штатах, должно было стать снабжение американских ракет многозарядными головными частями, а не создание Соединенными Штатами собственной системы ПРО, которую Советский Союз так же мог бы нейтрализовать путем усовершенствования своих наступательных средств. 06.12.1966 года военно-политическое администрация Соединенных Штатов выделила средства для долго....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Государственность как достижение человеческой цивилизации
- Направлена на достижение параметров экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности и устойчивости железнодорожного транспорта
- Влияние организационного стресса на психологическое состояние женщин ориентированных на достижение успеха в профессиональной сфере и карьерного роста