- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дошкольная педагогика. Особенности социального развития дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006316 |
Тема: | Дошкольная педагогика. Особенности социального развития дошкольников |
Содержание
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) Направление Педагогика Профильная направленность – Дошкольное образование Хусаинова Ирина Владимировна КУРСОВАЯ РАБОТА Дошкольная педагогика. Особенности социального развития дошкольников. Альметьевск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение Глава 1. Теоретический анализ процесса социализации в дошкольном возрасте. 1.1 Определение, факторы и механизмы социализации 1.2 Становление личности дошкольника в контексте социального окружения 1.3 Влияние особенностей семейного воспитания на развитие дошкольников как ведущий фактор социализации дошкольного возраста 1.4 Особенности социализации дошкольников в ДОУ 1.5 Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей детей дошкольного возраста, прошедших и не прошедших социализацию в ДОУ Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность проблемы исследования: Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастает в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности. Этими проблемами занимались Б.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Т.А. Мальковская и др. Применительно к социальному развитию ребенка чаще всего используется именно понятие «социализация», так как оно предполагает не только усвоение человеком общепринятых образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя, то есть происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. Ведущие институты социализации в детстве - семья, группа сверстников, образовательные учреждения и средства массовой информации. Роль семьи в успешной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах. Проблемами изучения социализации занимались многие социологи, психологи и педагоги, такие как Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, П.Ф.Лесгафт, К.Д.Ушинский, Я.А. Каменский, П.Ф. Каптерев и многие другие. Большой вклад в изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста внесли такие известные учёные как Выгодский Л.С., Клюева И.В., Касаткина Ю.В., Коломинский Я.Л., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации. Различные аспекты социализации с учетом макро-, микро- и мезофакторов получили отражение в работах С.А. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, A.C. Макаренко. Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, E.H. Шиянова, P.M. Гранкиной и др. Хотелось бы отметить, что проблема социализации детей дошкольников, обучающихся вне ДОУ в настоящее время очень остра, но, к сожалению, мало изучена рядом современных авторов в отечественной психологии. Объект исследования: процесс социализации в дошкольном возрасте. Предмет исследования: сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей детей, прошедших и не прошедших социализацию в ДОУ. Цель: выявить особенности социализации детей-дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения. Задачи: 1. Теоретически проанализировать имеющиеся в литературе психолого-педагогические теоретические подходы к изучению проблемы социализации. 2. Изучить особенности развития личности дошкольников как особой возрастной категории в условиях взаимодействия с социальным окружением. 3. Рассмотреть влияние семейного воспитания на детей дошкольного возраста. 4. Сделать теоретический вывод об особенностях формирования некоторых личностных характеристик в процессе социализации дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о процессе социализации детей дошкольного возраста и факторах, влияющих на процесс социализации. Полученные в ходе теоретического анализа работы данные, в дальнейшем дадут возможность прогнозировать успешность вхождения ребенка в современную, постоянно изменяющуюся действительность, выявлять возрастные и индивидуальные особенности, способствующие социализации детей. Глава 1. Теоретический анализ процесса социализации в дошкольном возрасте Определение, факторы и механизмы социализации социализация дошкольник семейный воспитание Каждое современное общество имеет определенный свод правил, законов, уставов и других нормативно - правовых и духовных актов. В соответствии с ними человеку даются все условия для проявления и развития своей личности. Становление человеческой личности начинается с раннего возраста. Процесс вхождения ребенка в мир взрослых имеет свою специфику на ранних этапах онтогенеза. Изменение социальной ситуации связано с необходимостью адаптации к новым условиям, нормам и требованиям. Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации. Проблема социализации в нашем обществе имеет широкое освещение. Важно, чтобы ребенок прошел проблемный этап социализации, начиная с раннего детства. А именно, здесь имеется в виду, чтобы ребенок общаясь со сверстниками не чувствовал себя ущемленным. Тем самым мы подходим к сути вышеизложенной проблемы: каким ребенок вырастет, лишенный на раннем этапе своего развития общения со сверстниками? В настоящее время большое количество детей, идущих в школу, оказываются там дезадаптированными. Возможно, причиной этого служит физическое здоровье, психическое состояние или неготовность к школьному обучению, но и фактор социализации тоже необходимо брать в расчёт. Существует большое количество формулировок и подходов к исследованию социализации в рамках наук о человеке (социологии, педагогике, социальной и возрастной психологии). В психологии изучение социализации чаще всего связывается с исследованием психологических особенностей, факторов и механизмов социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.[6] Появление термина «социализация» в науках о человеке связано с именем американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 г. в книге «Теория социализации» он определил суть этого процесса как развитие социальной природы и характера индивида, как подготовку человеческого материала к социальной жизни. Как общепринятое научное понятие «социализация» стало активно использоваться в западной философской, социологической и психологической литературе только в конце 50-х гг. XX в. , однако до сих пор оно не получило однозначного толкования.[3] В социологических концепциях социализация выступает как процесс социальной адаптации, приспособления личности к социальной среде путем усвоения заданных обществом норм, правил. С точки зрения интеракционистской теории, представителем которой был Дж. Мид, «человек становится личностью только тогда, когда реакция другого становится неотъемлемой частью его собственного поведения»[3, С. 32]. В культурной антропологии под социализацией понимается процесс овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами и образцами поведения человека. Американские этнопсихологии М. Мид и Р. Бенедикт сделали вывод о ведущей роли социокультурных факторов в психическом развитии детей. Педагогика рассматривает социализацию как процесс сознательного усвоения ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптации к социуму, а также выработки собственного социального опыта. В трудах Т. Мора, Ж. Ж. Руссо, Р. Оуэна, Ш. Фурье, И. Г. Песталоцци, Т. Кампанеллы и А. Дистервега содержатся положения о социальной природе воспитания, оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребенка и социума, о специальном педагогическом воздействии на социальную среду. В начале XX в. немецкий философ и педагог П. Наторп трактовал социализацию как свободное самовоспитание в общности взрослых. Своеобразной психологической предпосылкой социализации личности исследователь считал волю. Особый подход к толкованию социализации содержится в педагогической системе М. Монтессори. Приобретение детьми социальных знаний и навыков – это не процесс прямого научения, демонстрации образов действий взрослых и их отработка под контролем. Социальные знания и умения естественно формируются в определенной среде.[3] Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически они выявлены не все. Более или менее изученные условия или факторы социализации, которые условно объединили в четыре группы, их выделяет А. Мудрик: мегафакторы - сюда включаются такие факторы как космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. макрофакторы - к ним относятся - страна, этнос, общество, государство, они влияют на социализацию всех живущих в определенных странах. мезофакторы - сюда входят условия социализации больших групп людей. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторов. микрофакторы - к ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения (Бенгстон, Блэк, 1973). Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты в совокупности с факторами образуют механизмы социализации. Механизмы социализации подразделяются на две группы: 1) Социально-психологические механизмы; 2) Социально-педагогические механизмы. К первой группе механизмов можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Ко второй группе механизмов социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны значимы для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг, сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.[2] Становление личности дошкольника в контексте социального окружения Отечественные ученые, такие как: А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин считают, что каждый ребенок-дошкольник проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства.[4] В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств. Формирование иерархии мотивов делает поведение ребенка осознанным и целенаправленным. Становление иерархии мотивов является важнейшим психологическим новообразованием в дошкольном возрасте. Благодаря возникновению соподчинения мотивов деятельность начинает направляться не отдельными мотивами, а их системой.[1] Внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Общение с родителями, со взрослыми и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Однако, при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка. Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую аффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.[7] В дошкольные годы идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение же образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Общество сверстников в группе детского сада наряду с многими другими функциями выполняет функцию половой социализации.[12] Формирование представления о себе предполагает сочетание той информации, которую ребенок приобретает в индивидуальном опыте, с оценками и знаниями о себе, накапливаемыми посредством общения с другими людьми. Если данная гармония систематически нарушается, то представления о самом себе начинают постепенно искажаться: самооценка завышается или занижается. А.В. Захарова отмечает, что развитие когнитивного компонента самооценки в дошкольном возрасте тесно связано со становлением рефлексивных действий, которые определяются по наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуациях оценивания себя, стремления избежать однозначных оценок путем смягчения категоричности самооценочных суждений. На формирование самооценки дошкольников значительное влияние оказывают семейная атмосфера, отношение воспитателя, оценка результатов их деятельности, а также уровень усвоения детьми их деятельности. Дошкольники уже могут относительно реалистично оценивать свои умения, результаты деятельности, знания, однако они не совсем объективно относятся к качествам своей личности. В этом возрасте устойчиво проявляется тенденция к переоценке себя, так как отношение к себе еще связано с отношением со взрослыми и определяется их оценками. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сравнивать себя с другими. Таким образом, становление самооценки в этом возрасте имеет следующие особенности: функционирование самооценки связано со всем ходом психического развития ребенка; содержанием самооценки выступают умения, качества личности, поступки, которые ребенок осознает и соотносит с требованиями окружающих; самооценка дошкольников ситуативна, неустойчива, ее становление зависит от оценки взрослых, но к старшему дошкольному возрасту многие дети уже способны объективно оценивать себя и обосновывать свою самооценку. В дошкольном возрасте особое значение начинает приобретать локус контроля. Уровень субъективного контроля у ребенка предполагает наличие таких характеристик личности, как независимость, самостоятельность в достижении своих целей, ощущение личной ответственности за происходящие события, зрелость и самостоятельность, ощущение собственных силы и достоинства, положительная самооценка. Интернальность как компонент личностной зрелости связана с просоциальным поведением, то есть наиболее способствует социальной адаптации и усвоению социальных норм и правил. Дошкольный возраст – это период возникновения воли – способности сознательно управлять своим поведением. У ребенка формируется умение подчинять свои действия задаче, добиваться поставленной цели, преодолевая трудности. В основе формирования произвольного поведения у дошкольника, по мнению Д. Б. Эльконина, лежит стремление управлять собой и своими поступками. Исследователь считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре. Поскольку самоконтроль у дошкольника еще слаб, он нуждается в поддержке со стороны участников игры, которые следят за соблюдением правил и соответствием поведения образцу. Эльконин считал игру «школой произвольного поведения».[16] Развитие познавательной активности, гибкости мышления, творчества помогает ребенку присваивать и в некоторой степени изменять многие правила, задаваемые взрослыми. Процесс интериоризации норм и ценностей мира взрослых оказывает влияние на характер общения детей в группе сверстников. В этом возрасте раскрываются многие индивидуально-психологические черты ребенка, как врожденные, так и социально формируемые, лежащие в основе выработки индивидуального стиля жизни и определяющие направление и характер социализации детей на данном возрастном этапе.[17] Современные авторы (Л.В. Градусова, Е.А.Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Влияние особенностей семейного воспитания на развитие дошкольников как ведущий фактор социализации дошкольного возраста В настоящее время вопросами семейного воспитания глубоко занимаются различные педагоги и психологи. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских неврозов (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская), есть исследования влияния родительского воспитания на общение ребенка со сверстниками (Ю. Б. Насонова). Психологи также обнаружили, что семейное воспитание оказывает сильное влияние на самооценку ребенка, его образ «Я».[9] Современная наука рассматривает роль семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. Ответственность детей дошкольного и школьного возраста признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности (ответных реакций, ограниченных конкретной ситуацией) в социально активное поведение. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). В этой связи значительно возрастает роль семьи как целенаправленного воздействия успешной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста как ведущего фактора в развитии личности дошкольника и младшего школьника. В широком диапазоне проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения.[14] С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.[19] Социализация семьи зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей, от состава семьи. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая все позитивное и негативное, что есть в семье. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность ребенка. В настоящее время социализация в условиях семьи протекает стихийно, без целенаправленных наблюдений за фактами и явлениями общественной жизни, их осмысления и выражения в самостоятельной творческой деятельности ребенка. В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследования показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нормы взаимоотношений, развивается личность ребенка. Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности. На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст). Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие. Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями: оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт; овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение; социальный опыт складывается спонтанно. Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания. Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений. Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Не менее важная характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. И наконец – детско-родительские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я». Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. Особенности социализации дошкольников в ДОУ В дошкольном детстве наряду с интенсивным развитием познавательной сферы ребенка происходит его активная социализация. Социальное развитие ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: