VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008658
Тема: Договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки железнодорожным транспортом	6
1.1.Понятие и правовая природа договора железнодорожной	6
перевозки грузов	6
1.2. Источники правового регулирования договора перевозки груза железнодорожным транспортом	14
Глава 2. Элементы договора перевозки грузов железнодорожным транспортом	21
2.1. Стороны договора перевозки грузов железнодорожным транспортом	21
2.2. Предмет и форма договора перевозки груза железнодорожным транспортом	26
2.3. Содержание договора перевозки груза железнодорожным транспортом	33
Глава 3. Ответственность по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом	38
3.1. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств железнодорожной перевозки грузов	38
3.2. Ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств железнодорожной перевозки	48
Заключение	60
Список использованных нормативных актов, материалов судебной и иной юридической практики, специальной литературы	63


Введение

     Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В настоящее время трудно себе представить развитие торговли без развития транспортной деятельности и связанных с этим проблем правового регулирования взаимоотношений между участниками транспортного процесса. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России. Отличительная особенность данного вида транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
     Железнодорожный транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
     Сегодня он переживает состояние структурного реформирования в результате которой значительно расширится круг субъектов, предоставляющих услуги по перевозке железнодорожным транспортом, будут созданы условия для конкуренции на рынке этих услуг. Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ и новый Устав железнодорожного транспорта РФ несовершенны, имеют ряд недоработок и поэтому не разрешили всех проблем особенно в сфере железнодорожных перевозок грузов. 
     Таким образом, актуальность темы дипломной работы:  «Договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом» обусловлена недостаточным уровнем теоретической разработанности поставленной проблемы, обновлением железнодорожного законодательства1, целесообразностью анализа правового регулирования правоотношений железнодорожной перевозки грузов, пассажиров и необходимостью выявления и устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве.
     Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договора железнодорожной перевозки грузов.
     Предметом исследования выступают нормы права, составляющие правовую природу договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также их применения на практике.
     Цель исследования дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и систематизировать нормативный и теоретический материал, связанный с правовым регулированием отношений, вытекающих из договора железнодорожной перевозки. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
     - проанализировать российское законодательство и исследовать научные разработки о понятии и специфике договора железнодорожной перевозки;
     - изучить правовую природу данного договора;
     - определить предмет договора перевозки железнодорожным
транспортом и другие его элементы;
     - исследовать порядок заключения договора железнодорожной перевозки;
     - рассмотреть проблемы ответственности перевозчика за неисполнение (ненадлежащее) исполнение договора железнодорожной перевозки, с учетом сложившейся судебной практики;
     Методологическую основу дипломной работы составили общенаучный диалектический метод познания правовой действительности, а также ряд частно-научных методов: формально-юридический, историко-юридический, системный, сравнительно-правовой, нормативный, комплексный. 
     В качестве правовой и теоретической базы исследования дипломной работы использована как нормативно-правовая база: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее ГК РФ), Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (УЖТ)2, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»3; так и научно-юридическая литература, в том числе учебники и журналы, таких авторов, как  В.К. Андреев, М.К. Александров-Дольник, Т.А. Быкова, В.В. Витрянский, В.А. Егиазаров, В.Н. Изволенский, а также публикации, их анализ и научные статьи других авторов; кроме того приведена судебная практика. 
     Структура дипломной работы состоит из введения,  трех глав и заключения.
     
     
     
     
     

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки железнодорожным транспортом
1.1.Понятие и правовая природа договора железнодорожной
перевозки грузов

     Договор перевозки груза традиционно занимает центральное место в системе так называемых транспортных договоров.
     Действующее гражданское законодательство определяет договор перевозки груза  как договор, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
     Следует отметить, что приведенное определение договора, на мой взгляд, не позволяет однозначно определить правовую природу договора, поэтому неудивительным представляется отсутствие единого мнения по вопросу его правовой характеристики среди специалистов в области транспортного права. Ряд российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемой договора перевозки, неоднократно пытались дать единое определение договора перевозки. Одни полагают, что под договором перевозки груза, следует понимать обязательства перевозчика доставить принятый им от грузоотправителя груз своими средствами передвижения, в соответствии с существующими на данном виде транспорта специальными правилами, в установленный срок и сдать его в указанном грузоотправителем месте им же указанному лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить перевозчику установленную тарифом плату4.
     Другие авторы считают, что по договору перевозки груза железная дорога обязуется доставить вверенный ей груз в пункт назначения и сдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за провоз груза установленную плату5.
     Резюмируя изложенное, под договором железнодорожной перевозки грузов понимается договор, где перевозчик, принимает на себя обязательства принять груз, перевести его в оговоренный договором срок в целости и сохранности в определенное условиями договора место назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему провозную плату6.
     При этом все вышеуказанные определения договора в должной мере содержат верную трактовку понятия договора перевозки, главное, на наш взгляд, что бы в нем содержались основные существенные условия, такие как объект, т.е. груз, место отправления и место назначения и провозная плата, без которых понятие договора будет неверным. 
     Характеризуя договор перевозки грузов железнодорожным транспортом, необходимо рассматривать не только его значение, но и определить его правовую природу.
     Сама по себе транспортная деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Вся ее ценность состоит в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза и пассажиров в согласованное место. Поэтому полезный эффект, создаваемый транспортом в процессе перевозки, называют услугами транспортной промышленности. Рассматриваемые услуги, как и всякий иной продукт производства, обладают потребительной и меновой стоимостью, т.е. обладают свойством товара, а труд, затрачиваемый на производство транспортной продукции, относится к труду производительному, так как стоимость полезного эффекта деятельности транспорта «переносится как дополнительная стоимость на самый товар»7 - объект перевозки. Следовательно, продукция транспорта имеет ту же экономическую сущность, что и продукция промышленных предприятий, т.е. является товаром, и потому ее реализация может осуществляться только посредством договора.
     В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. Некоторые ученые (например, В.В. Витрянский, А.Н. Гуев8) рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки. Другие ученые (М.А. Тарасов, Х.И. Хаснутдинов9) считают указанные договоры предварительными или предшествующими договорами. 
     М.Е. Ходунов, Е.Д. Шешенин10 относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках. 
     Преобладающим является мнение, рассматривающее договор перевозки грузов и пассажиров в качестве самостоятельного договора гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам о других договорах11.
     Часто можно встретить трактовку договора перевозки грузов в качестве вида договора подряда или, как указывают некоторые авторы, «квалифицированного подряда»12. Вместе с тем сходство экономического содержания тех или иных отношений вовсе не влечет за собой тождество их юридического выражения и соответственно одинаковое правовое регулирование. То, что экономически представляет собой вообще работу, юридически выступает как услуга. Отсюда и разнообразие гражданско-правовых договоров, опосредствующих оказание различных видов услуг.
     Поэтому, несмотря на сходство экономической природы отношений, лежащих в основе договоров перевозки и подряда, между ними имеются существенные различия, не позволяющие рассматривать первый как разновидность второго. Это два договора, направленных на регулирование имущественных отношений, полезный эффект которых выражается в их результате. Однако всем услугам присущ один общий признак: результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие. Именно на этом основании известный немецкий исследователь римского права Г. Дернбург перевозку рассматривал разновидностью подряда13.
     Этот же признак положили в основу своего высказывания В.М. Новиков и Н.М. Иваницкий: «Договор перевозки грузов имеет большое сходство с договором подряда, так как по тому и другому договору исполнение заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные перевозчиком или подрядчиком»14. 
     Г.А. Гусаков был единственным автором, который придерживался точки зрения на договор перевозки как на подряд15.
     Первая особенность договора перевозки груза: он является правовой формой, опосредствующей отношения по производству и реализации самих услуг по перемещению, а не их результата.
     Различия в особенностях результатов деятельности, составляющей предмет договоров подряда и перевозки, предопределяют цели и сферу их применения. Договор подряда, имеющий своей целью создание каких-то новых ценностей, опосредствует отношения, возникающие в сфере производства (материального или интеллектуального). Договор же перевозки в силу специфики самого процесса транспортного производства опосредствует отношения, возникающие в сфере обращения, а его целью является доставка груза его получателю. Отсюда вторая особенность договора перевозки: он служит процессу обращения и является средством и правовой формой исполнения обязательств по передаче уже готовой продукции и товаров.
     Таким образом, различие не только в характере экономических отношений, лежащих в основе договоров подряда и перевозки, но и в их целях не позволяет рассматривать договор перевозки груза как разновидность договора подряда.                     С другой стороны, договор подряда нельзя рассматривать в качестве составной части или одного из компонентов договора перевозки.
     Что касается договора железнодорожной перевозки грузов, то можно отметить и иные отличия, например:
     1. Цена работы в договоре подряда определяется соглашением сторон или путем составления сметы, причем цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой, а плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых государственными органами, и всегда является твердой (ст. 709 ГК РФ).
     2. Заказчик, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы, обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов, а плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа вносится, как правило, до осуществления перевозки (ст.ст. 711, 785, 786 ГК РФ, ст. 30 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
     3. Заказчик по договору подряда может в любое время до сдачи ему результатов работы отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части выполненной работы, отправитель груза же в договоре перевозки груза после передачи квитанции грузополучателю (если грузополучателем является третье лицо) не может далее расторгнуть договор (ст.ст. 715, 717, 790 ГК РФ; ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»16. 
     4. Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком, в договоре перевозки груза перевозчик не является собственником перевозимого груза (ст. 703 ГК РФ).
     Существует точка зрения, в соответствии с которой договор перевозки грузов рассматривается как самостоятельный договор, содержащий вместе с тем элементы других договоров: поручения, подряда, хранения, имущественного найма17.
     По нашему мнению, точка зрения, определяющая договор перевозки грузов как совершенно самостоятельный договор гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам о других договорах, представляется нам наиболее правильной. Обязательства, составляющие содержание договора перевозки, по своей экономической сущности настолько специфичны, что вызывают необходимость их специального правового регулирования, существенно отличного от регулирования как отношений по выполнению работ, составляющих предмет договоров подряда, так и отношений по оказанию услуг, составляющих предмет договора хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Правовые нормы, регулирующие отношения подряда, хранения, аренды, поручения, также не могут быть использованы для регулирования грузоперевозочных обязательств. Экономическое содержание всех этих отношений существенно отличается, что не может не отражаться на их правовой форме. Не только договор грузовой перевозки, но и многие другие гражданско-правовые договоры включают права и обязанности, составляющие содержание иных самостоятельных договоров. Таким образом, договор перевозки грузов занимает самостоятельное место в системе российского обязательственного права.
     Таким образом, из соотношения договора перевозки груза железнодорожным транспортом с иными смежными договорами, в том числе договорами подряда, транспортной экспедиции, аренды, хранения, поручения, агентирования, следует, что договор перевозки груза является самостоятельным договором, предметом которого выступает сама деятельность по перемещению объекта (груза, багажа), т.е. транспортная услуга.
     По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
     По правовой природе договора об организации перевозок в отечественной цивилистике также высказываются различные суждения. Некоторые правоведы указанный договор относят к категории предварительных договоров18. Иные ученые договорам об организации перевозок отводят роль «организационных предпосылок»19, а другие авторы относят указанный договор к самостоятельной гражданско-правовой сделке20. Однако, на мой взгляд, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает признакам предварительного договора, поскольку обладает всеми необходимыми для этого признаками:
     1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 
     2) порождает лишь обязательство заключить договор в будущем; 
     3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде.21
     За признание договора организации перевозок предварительным высказывается достаточно большой круг ученых: А. А. Кабалкин, В.А. Косовская, Т.Е. Абова, Б.Д. Завидов, Г.П. Савичев22. Противниками модели предварительного договора выступают В.В. Витрянский, И.В. Елисеев и М.В. Кротов23. Эти авторы строят свое мнение на невозможности использования реального договора перевозки грузов в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозки грузов, так как реальный договор перевозки грузов оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Таким образом, форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. На мой взгляд, и в этой позиции есть свое рациональное зерно, однако первая позиция мне кажется более убедительной.
     Поскольку правоотношения между грузоотправителем и перевозчиком складываются задолго до передачи груза, то договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте является реальным, возмездным, срочным, публичным, при осуществлении перевозок грузов транспортом общего пользования, предпринимательским (участвуют с двух сторон профессиональные участники коммерческого оборота либо с одной стороны), двусторонним договором, заключенным в пользу третьего лица, и по способу заключения - договором присоединения, так как сторонами составляются два документа (заявка грузоотправителя и транспортная железнодорожная накладная на формуляре перевозчика).24 
     Таким образом, на основании выше изложенного договор грузовой перевозки считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. 
     
1.2. Источники правового регулирования договора перевозки груза железнодорожным транспортом
     
     Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.
     Так, Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. А также закрепляет правовые основы рыночной экономики, в том числе посвященных единству экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), свободному использованию способностей и имущества для экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 34 Конституции РФ).
     Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.
     Таким образом, с введением в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, являющегося отраслевым (гражданско-правовым) кодифицированным актом, основополагающая роль в правовом регулировании отношений железнодорожной перевозки грузов стала отводиться нормам главы 40 «Перевозка». Тем более, что согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать именно Гражданскому кодексу Российской Федерации, а не наоборот.
     Однако, по мнению В.В. Ковалева: «Анализ ее норм в соотношении с другими нормативно-правовыми актами позволил выдвинуть предположение о том, что сравнительно небольшой объем норм этой главы, определяющих систему правового регулирования перевозок, свидетельствует, вопреки высказываемому в доктрине мнению о традиционности такого методологического подхода, о незавершенности формирования общей части института перевозок. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не устраняют значительных различий в правовом режиме перевозок грузов применительно к разным видам транспорта, обеспечивая единообразие правового регулирования договоров перевозки лишь на уровне отдельных принципиальных положений».25
     Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы. При этом они должны приниматься только в качестве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
     В связи с чем был принят Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ (ТУЖД).26 В настоящее время взамен ТУЖД принят и действует новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (УЖТ)27, который разрабатывался вместе с новым Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте)28, включающим в себя ряд положений, направленных на реформирование отношений собственности в сфере железнодорожного транспорта. 
     В процессе структурной реформы железнодорожного транспорта внедряются принципы формирования и государственного регулирования железнодорожных тарифов на основе выделения естественно - монопольного, потенциально-конкурентного и конкурентного сегментов деятельности железнодорожного транспорта и разделение тарифов на инфраструктурную, локомотивную и вагонную составляющие для создания конкурентной среды. Дальнейшим шагом по совершенствованию государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта может быть введение раздельной оценки расходов и доходов деятельности естественно-монопольного звена и конкурентного сектора. 
     Таким образом, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом № 18-ФЗ от 10 января 2003 г., в настоящее время – это основной документ, регулирующий взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей с РЖД. Он охватывает практически все этапы процесса, затрагивающие как железнодорожные перевозки грузов - от загрузки вагона до порядка предъявления и удовлетворения претензий в случае каких-либо инцидентов, возникших при транспортировке груза, так и перевозку пассажиров и их багажа.
     К источникам правового регулирования отношений по перевозке железнодорожным транспортом следует так же отнести:
     - соответствующие Федеральные законы. Например, Федеральный закон № 87-ФЗ от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности»29, который определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любым видом транспорта и оформления всех необходимых документов.
     - акты Президента Российской Федерации. Например, Указы Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации».30 
     - подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 
     1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
     2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1051 «О порядке привлечения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе»31, от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».32
     - акты федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции. К последним можно отнести специальные правила Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Только в июне 2003 года было утверждено более 29 специальных правил, призванных решить многочисленные технические вопросы, возникающие при взаимодействии РЖД и ее клиентов. Вот лишь некоторые из них: Приказ МПС России № 40 от 18 июня 2003 г. «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью» и Приказ МПС России № 39 от 18 июня 2003 г. «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и др.33
     Не следует забывать о влиянии в области железнодорожного транспорта международных договоров Российской Федерации. Тем более, что если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила именно международного договора.  
     Процесс реформирования в сфере железнодорожного транспорта - одной из важнейших естественных монополий в России,- находится на этапе непосредственного введения рыночных принципов хозяйствования. Уже проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, созданы правовые основы транспортной системы. Вместе с тем дальнейшая организация экономических отношений на железнодорожном транспорте, предполагающая выделение из монопольной структуры конкурентных  бизнес-единиц и гарантирование недискриминационного доступа к инфраструктуре перевозчиков грузов, независимых компаний-операторов подвижного состава, наталкивается на ряд проблем, связанных с недостаточным теоретическим обоснованием совершаемых институциональных преобразований, нуждается в совершенствовании и существенном развитии. Поэтому в условиях противоречивого законодательства, регулирующего пассажирские и грузовые перевозки, большое значение приобретают общеобязательные акты судебного толкования соответствующих законоположений. К таким можно отнести постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (в настоящее время Верховный суд РФ), которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. 
     Примером могут служить Постановление Пленума Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  6  октября  2005 г.  № 30  «О  некоторых  вопросах  практики  применения  Федерального   закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»34, Постановление  Пленума  ВАС  РФ  от  01.07.2010 № 37 «О внесении изменений  и  дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного   Суда   Российской   Федерации   от   6   октября   2005 г.  № 30  «О   некоторых   вопросах  практики   применения   Федерального   закона 
«Устав  железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации»35 в которых Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.
     Таким образом, изучение источников правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в целом позволяет констатировать необходимость их дальнейшего совершенствования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 2. Элементы договора перевозки грузов железнодорожным транспортом
2.1. Стороны договора перевозки грузов железнодорожным транспортом
    
     Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.
     Таким образом, пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.
     В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.
     Таким образом, субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.
     Определение указанных сторон изложено в ст. 2. Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»:
     - «перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
     - грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;
     - грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа».
     Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. 
     Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта отправления груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятельности транспортной организации, заключившей договор, то она и является субъектом договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц - соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на соответствующем участке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первой транспортной организацией. Заключая договор перевозки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других, участвующих в исполнении обязательства перевозки лиц в качестве их представителя. Представительство в данном случае основано на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на договорах между транспортными организациями. Соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным перевозчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда множественности лиц на стороне перевозчика не возникает.
Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключение договора перевозки, тем не менее, приобретает права, несет перед перевозчиком определенные обязанности. В таких случаях грузополучатель выступает как особый субъект обязательства по перевозке - третье лицо, в пользу которого заключен договор. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в качестве лица, принимающего исполнение за отправителя. 
     Следует сказать, что в юридической литературе на протяжении более ста лет идет спор фигуре грузополучателя и его месте в договоре перевозки груза. Как отмечал Г.С. Гуревич: «Если верно положение о возмездном характере договора (ведь за услуги, оказываемые перевозчиком, отправитель, как правило, уплачивает провозную плату), то положение о двустороннем характере его вызывает возражения. Дело осложняется тем, что в правоотношениях по перевозке фигурирует третье лицо - грузополучатель, приобретающий не только права, но и обязанности по договору. Это послужило поводом для различной правовой квалификации договора с точки зрения его субъектного состава».36 Такого же мнения придерживается В.А. Егиазаров.37 
     Интересное суждение по этому вопросу высказал В.Т. Смирнов38, признававший грузополучателя субъектом обязательства перевозки, но не субъектом договора перевозки груза, отстаивая при этом теорию договора в пользу третьего лица. Думается, что с позицией В.Т. Смирнова можно согласиться, так как грузополучатель действительно не участвует в заключение договора перевозки груза, но в обязательстве перевозки груза выступает одновременно и должником, и кредитором в отношении отдельных обязанностей и прав, составляющих само содержание обязательства, - это обязанность транспортной организации перевезти (доставить) вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44