VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015973
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.И. НОСОВА»

Институт гуманитарного образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Направление подготовки 44.03.02
Психолого-педагогическое образование

Допустить к защите
Заведующий кафедрой
     ________/Л.Н. Санникова/
«16» июня 2018 г.
	
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

      Обучающегося  Каримовой Елены Васильевны _______				 (фамилия, имя, отчество)
На тему: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 
(полное наименование темы)

      ВКР выполнена на _55___ страницах
      Руководитель 13.06.2018г.__ Овсянникова Елена Александровна_ доцент,
       канд. пед. наук ________
       (подпись, дата, должность, ученая степень, звание, Ф.И.О.)



Нормоконтроль и проверка                                                            Обучающийся__________
на антиплагиат выполнены                                                                                       (подпись)
Оригинальность текста___%                                                                               16.06.2018г.
_____2018г./_____________
                    (Ф.И.О., подпись)



Магнитогорск, 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.И. НОСОВА»

Кафедра дошкольного и 
специального образования

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
___________/Л.Н.Санникова/
«14» февраля 2018 г.
      
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ
      Тема: _Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
      (полное наименование темы)
      
      Обучающемуся  Каримовой Елене Васильевне______
                                           (фамилия имя отчество)
      
Тема утверждена приказом № 10-35/257 от 14.02.2018 г.
Срок выполнения 04.06.2018 г.
Исходные данные к работе: 
1. Изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития.
2.Выявить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания
4.Реализовать экспериментальную работу по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Перечень вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе: 1.Проблема сенсорного развития в работах отечественных и зарубежных педагогов
2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей
4. Цели, задачи, результаты экспериментального исследования
5. Описание комплекса дидактических игр, направленного на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
6 Результаты контрольного эксперимента
Руководитель: ___14.02.2018 /__________________/
(подпись)
Задание получил: __14.02.2018 /___Е.В.Каримова_/
     
     РЕФЕРАТ
      Объем работы: 56 стр.
      Количество приложений: –
      Количество иллюстраций: – 2
      Количество таблиц: 8
      Количество использованных источников: 50
      Ключевые слова: сенсорное развитие, младший дошкольный возраст, развитие сенсорных эталонов, дидактические игры, формирование чувственного познания, чувственный опыт, сенсорная культура
      Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
      Предмет исследования: специфика использования дидактических игр как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
      Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально апробировать систему дидактических игр как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
      Теоретико-методологические основы исследования: психологическая теория деятельности и ее педагогический аспект (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.); концепция формирования перцептивных действий (Л. А. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, H.H. Поддьяков и др.); исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (Ш. А. Абдуллаева, Л.А. Венгер, Д.Х. Гизатуллина, З.М. Истомина, В.И. Лупандин, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Радина и др.).
      Теоретическая значимость: углубление, расширение, обобщение материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. 
      Практическая значимость: содержится в разработке методических советов, рекомендаций для воспитателей и родителей по применению дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 
      Рекомендации по внедрению: 
      Разработанный комплекс дидактических игр с целью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста может быть рекомендован в массовую практику педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений.
      Область применения: дошкольные общеобразовательные организации.…………..
      Прогнозные предложения о развитии предмета исследования: 
      Систематические занятия по сенсорному развитию посредством дидактических игр способствуют формированию у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений объектов.
      
СОДЕРЖАНИЕ
Введение	6
1. Теоретические основы проблемы	9
1.1 Проблема сенсорного развития в работах отечественных и зарубежных педагогов	9
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста	13
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей	17
2 Экспериментальное исследование проблемы	25
2.1 Констатирующий эксперемент	25
2.2. Описание комплекса дидактических игр,  для сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста	37
2.3 Результаты экспеременальной работы 	46
Заключение	49
Список использованных источников	51














ВВЕДЕНИЕ
     На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 10 .2013 N 1155) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой на первый план выступает развивающая функция образования, которая обеспечивает становление личности дошкольника и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности. В Программе раскрываются все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у дошкольников всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие ?10?.
     В ряду способностей индивида, которые обеспечивают успехи в любом виде деятельности, важное место занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, которое достигается в период дошкольного детства. 
     Актуальность исследуемой проблемы определяется, прежде всего, значительной ролью сенсорного развития, которое составляет фундамент общего умственного развития, а так же, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие окружающей действительности необходимо не только для успешного обучения ребенка в детском саду и школе, но и для многих других видов деятельности. Особое значение сенсорное развитие приобретает в дошкольном возрасте, т. к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы.
     В истории дошкольной педагогики одно из центральных мест занимает проблема сенсорного развития. Известный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет. В основе отечественной системы сенсорного воспитания лежит теория восприятия, которая была разработана Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
     Видными педагогами (Я.Коменский, М.Монтессори, О.Декроли, Ф.Фребель, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны различные дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со свойствами и признаками предметов. 
     Актуальность исследуемой проблемы подтверждается многочисленными исследованиями (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина и др.), которые  показывают, что у детей младшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие сенсорных представлений. Их усвоение происходит стихийно и оказывается поверхностным и неполноценным. 
     Таким образом, значение сенсорного развития ребенка ставит перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания дошкольников.
     Отсюда вытекает проблема исследования влияния дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
     Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования: специфика использования дидактических игр как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
     Цель: теоретически изучить и экспериментально апробировать систему дидактических игр как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования – целенаправленное использование в педагогическом процессе дидактических игр способствует сенсорному воспитанию ребенка.
     В соответствие с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития.
2) выявить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3) раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания
4) реализовать экспериментальную работу по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
     Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью детей в процессе занятий по сенсорному развитию, беседа с детьми, изучение продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент.
     Методологическую основу исследования составили психологическая теория деятельности и ее педагогический аспект (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.); концепция формирования перцептивных действий (Л. А. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, H.H. Поддьяков и др.); исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (Ш.А. Абдуллаева, Л.А. Венгер, Д.Х. Гизатуллина, З.М. Истомина, В.И. Лупандин, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Радина и др.).
     Теоретическая значимость исследования: углубление, расширение, обобщение материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. 
     Практическая значимость содержится в разработке методических советов, рекомендаций для воспитателей и родителей по применению дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.




     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ 
     1.1 Проблема сенсорного развития в работах отечественных и зарубежных педагогов

     Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, расположении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
     Под сенсорной организацией личности понимается характерный для человека уровень развития определенных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).
     Сенсорное развитие ребенка уже с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления различных видов деятельности, формирования разнообразных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание целенаправленно включалось во все моменты жизни дошкольника, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.) ?50?.
     Сенсорное развитие - основа общего умственного развития ребенка. Познание окружающего мира начинается с восприятия различных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, воображение, мышление- строятся основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому полноценное умственное развитие дошкольника невозможно без опоры на восприятие. Сенсорное развитие - это одна из важных частей единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
     Полноценное сенсорное развитие ребенка осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у него целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [30].
     Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, которые имеют большое значение для возможности дальнейшего обучения дошкольника. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий [30].
     В педагогическом энциклопедическом словаре под сенсорным воспитанием понимается целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [35].
     В педагогической литературе нет единого определения. С.А. Козловой и Т.А. Куликовой дается такое определение. Сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, которое обеспечивает формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [27]. 
     Согласно Н.Н. Поддъякову, сенсорное воспитание это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) [36].
     Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д., считает А.В Запорожец [41]. 
     По Л.А. Венгеру сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества [11]. 
     В отличие от предыдущих авторов Л.А. Венгер считает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление ребенка с сенсорной культурой реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Л. А. Венгер подразумевает общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.[11].
     Таким образом, обобщая приведенные выше определения, можно сделать вывод, что сенсорное воспитание - это целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, которое обеспечивает формирование у ребенка чувственного познания, развитие процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений посредством ознакомления с сенсорной культурой человечества.
     Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, которая разработана Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
     Коллектив отечественных педагогов и психологов (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Д.Б. Эльконин и др.) полагают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающего мира, служит основой познания. Первой ступенькой познания является чувственный опыт. В процессе сенсорного воспитания осуществляется постепенный переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности ребенка. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как две стороны единого процесса познания дошкольником объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, которые находятся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершении практической деятельности дошкольника [38]. 
     В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. [11]. 
     В области сенсорного развития детей были предложены разные пути. Ф.Фребель предложил свою методику развития восприятия у ребенка с первых дней его жизни. Он советовал взрослым подвешивать над кроваткой малыша предметы разной геометрической формы, которые он называл «дары» (шар, куб, цилиндр), меняя их по цвету, величине, высотой над колыбелью. Он менял расстояние так, чтобы ребенок тянулся к предметам рукой, доставал их, схватывал, ощупывал [4].
     Итальянский педагог Мария Монтессори открыла школу для детей, страдающих слабоумием. М. Монтессори создала пособия и игры, при помощи которых дети изучали окружающий мир доступным для них способом – опираясь на чувственный опыт [39].
     М. Монтессори полагала, что воспитание чувств состоит, прежде всего, в повторении упражнений, цель которых не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и прочие свойства предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением [39].
     А.П. Усовой, А.В. Запорожцем, Н.П. Сакулиной и др. сделан вывод о том, что для развития восприятия дошкольник должен овладеть общественным сенсорным опытом, включающим в себя рациональные приемы обследования предметов, сенсорные эталоны [42].
     Под сенсорными эталонами понимаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством. За тысячелетия своего существования человечество определило следующие системы сенсорных эталонов: звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д. [11]. 
     Под способами обследования принято понимать совокупность определенных перцептивных действий, при помощи которых ребенок выявляет свойства предметов, объектов, явлений [8]. 
     Усвоить сенсорный эталон - это совсем не значит научиться правильно называть определенное свойство предмета. Нужно иметь ясные представления об особенностях каждого свойства и уметь применять такие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов. Т.е., усвоение сенсорных эталонов - это применение их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств предметов и явлений. 
     Дошкольник, воспринимая тот или иной предмет или явление, выделяет его некоторые признаки и свойства, но зачастую это признаки, невольно бросающиеся в глаза, и далеко не всегда они являются наиболее важными и характерными.
     Поэтому в целях развития у дошкольников полного восприятия предметов Н.Н. Поддъяковым и Н.П. Сакулиной предложена следующая последовательность обследования воспринимаемого предмета, которая является общей для разных видов деятельности:
1) восприятие целостного облика предмета;
2) выделение основных частей изучаемого предмета и определение их отдельных свойств (формы, величины, строения и др.);
3) определение пространственных взаимоотношений выделенных частей (справа, слева, выше, ниже);
4) выделение мелких частей предмета и установление их пространственного отношения к основным частям;
5) повторное целостное восприятие предмета [42]. 
     Таким образом, выдающие зарубежные педагоги - учёные (Ф.Фребель, М.Монтессори), а также известные отечественные психологи и педагоги (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) полагали, что сенсорное воспитание, направленное на полноценное сенсорное развитие, является одной из важных сторон дошкольного воспитания.
     
     1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
     На каждом возрастном этапе дошкольник оказывается более чувствительным к тем или иным воздействиям. Поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше дошкольник, тем большую роль в его жизни играет чувственный опыт. 
     Мнение большинства ученых совпадает в том, что именно ранний и младший дошкольный возраст являются самыми благоприятными для развития органов чувств, накопления представлений об окружающей действительности. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из важных сторон дошкольного воспитания. 
     Младший дошкольный возраст отличается качественным скачком в психическом развитии ребенка. У него уже достаточно сформированы такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе различных манипуляций с предметами дошкольник накопил опыт, словарный запас, научился понимать обращенную к нему речь. Благодаря этим новообразованиям ребенок активно осваивает окружающий его мир, и в этом процессе у него формируется восприятие.
     Восприятие младшего дошкольника имеет предметный характер. Все свойства предмета, такие например, как форма, цвет, величина, вкус и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Дошкольник видит их слитно с предметом, он считает их неотделимыми от предмета. При восприятии предмета он видит не все его свойства, а лишь наиболее яркие, а часто только одно какое-либо свойство, и по нему отличает один предмет от других. Например: огурец зеленый, лимон желтый и кислый. Действуя с теми или иными предметами, дошкольник постепенно обнаруживает их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это формирует у него способность отделять свойства от самого предмета, отмечать подобные свойства в разных предметах и различные в одном предмете.
     Сенсорное развитие в младшем дошкольном детстве – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у ребенка снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, заметно возрастает точность определения веса предметов.
     Восприятие признаков объекта осуществляется в ходе предметной деятельности. У ребенка этого возраста обследование предметов подчинено, как правило, игровым целям. По мере взросления дошкольника игровое манипулирование с предметами сменяется собственно обследовательскими действиями для уяснения назначения их отдельных частей, их подвижности и связи друг с другом. 
     По утверждению Л.А. Венгера у детей дошкольного возраста практическое действие с предметом «расщепляется». В нем вычленяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагая собственно обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но одновременно выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Со временем ориентировочное действие обретает самостоятельность и выполняется в умственном плане. У младшего дошкольника происходит изменение ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических действий с предметами дошкольник переходит к ознакомлению с объектами на основе зрения и осязания. Так преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием предмета и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок. Значимой особенностью восприятия детей этого возраста выступает то, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно помогает дошкольнику охватить все детали обследуемого объекта, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания ?11?.
     Выделяя период младшего дошкольного детства в сенсомоторном  развитии, Г.А. Урунтаева полагала, что это особый вид познавательной деятельности, который имеет свои цели, задачи, средства и способы осуществления ?46?.
     Полнота восприятия, его точность зависит от того, насколько совершенной системой способов, приемов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте особое значение придается не отдельным упражнениям органов чувств, а формированию разных сенсорных способностей в процессе разнообразных видов осмысленной деятельности. Поэтому основной задачей сенсорного развития младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их применения. 
     В результате сенсорного развития дошкольник постепенно овладевает перцептивными действиями, основной функцией которых является обследование предметов и выделение в них основных свойств, и усвоение сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений объектов. Самыми доступными сенсорными эталонами для дошкольника младшего возраста являются геометрические формы (квадрат, круг, треугольник) и основные цвета спектра.
     Исследования А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и других педагогов показали, что основные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), предъявляющих более высокие требования к детскому восприятию. Исследователи делают вывод о том, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться отдельно от других проявлений личности дошкольника, так как они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающим миром, в общем ходе развития детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются в контексте комплексной деятельности дошкольника и зависят от условий и характера его деятельности.
     В.Я. Семенова отмечает, что детей младшего дошкольного возраста отличает фрагментарность, обедненность восприятия, несформированность процессов анализа и синтеза. Дошкольники испытывают затруднения в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств предмета, в последовательности обследования. У дошкольников этого возраста отмечается снижение цветовой чувствительности. Они легко различают белый, черный, красный, синий цвета. Но с трудом дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами, не воспринимают оттенки и соседние по спектру цвета. Дети ошибаются в названиях цветов; в их активном словаре нет названий многих цветовых оттенков [44].
     Вовлечение дошкольника в различные доступные ему виды деятельности позволяет ускорить сенсорное развитие. Но если активность дошкольника не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс сенсорного развития будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, что приведет к пробелам в представлениях дошкольника о некоторых свойствах предметов. Незавершенность сенсорного развития приведет к задержке других познавательных процессов.
     Таким образом, к концу младшего дошкольного возраста у ребенка должны сформироваться сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. 
     
     1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей
     В дошкольной педагогике дидактические игры издавна признаны одним из основных средств сенсорного развития детей. Множество различных дидактических игр представлено в работах известных отечественных педагогов (Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцовой, Е.Ф. Иваницкой и др.). Изданы и специальные сборники дидактических игр [12,45,47].
     Дидактические игры - это особый вид игр с правилами, специально создающиеся педагогами с целью обучения и воспитания детей.
     Дидактическая игра - это многоаспектное, сложное педагогическое явление, которое одновременно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью дошкольника, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [47].
     Как игровая форма обучения дидактическая игра имеет свои особенности. Она отличается от учебной сущности занятий тем, что в ней действуют одномоментно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в игре выражается в каких-либо дидактических задачах, ради которых создаются и проводятся с дошкольниками обучающие игры. Это придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но, стоит отметить, что дидактическая игра будет настоящей игровой формой обучения, только если учебные задачи ставятся перед дошкольниками не прямо, а через игровую ситуацию, имеют тесную связь с игровыми задачами и игровыми действиями [10].
     Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические игры. Основная роль в игре - занятии отводится воспитателю, применяющему для повышения у дошкольников интереса к занятию различные игровые приемы. Педагог создает определенную игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Различные компоненты игровой деятельности сочетаются с вопросами, объяснением, показом, указаниями [13].
     Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра основана на осознании детьми этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность возможна только тогда, когда эти правила детьми усвоены. Роль педагога состоит в том, чтобы дошкольникам было известно много таких игр, в которые они играют самостоятельно. В том случае, если интерес к какой-либо игре снижается, необходимо усложнить игру, внести в нее новые элементы [47].
     Исследователями в области дидактической игры (Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, В.Н. Аванесова и др.) определена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия [47]. Игра, применяемая для обучения детей, содержит обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дошкольники в занимательной форме, включающей определенные игровые действия, решают эту задачу [47].
     Ставя дидактическую задачу, необходимо, в первую очередь определить, какие знания, представления дошкольников (о природе, о предметах, о социальных явлениях) будут усваиваться, закрепляться, какие умственные операции при этом должны будут развиваться, какие личностные качества детей формируются средствами выбранной игры. Одну дидактическую игру от другой отличает своя обучающая задача.
     Мотивом выполнения дидактической задачи является естественное для ребенка стремление играть, желание достигнуть цели игры, выиграть. Именно это принуждает дошкольников внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстро ориентироваться на то или иное свойство, подбирать и группировать предметы в соответствие с условиями и правилами игры [10].
     В отличие от игровых упражнений в дидактической игре выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями [47]. Обязательным элементом дидактической игры являются ее правила. 
     Главная цель правил игры - организовать действия, поведение дошкольников. Правила запрещают, разрешают, предписывают что-то играющим, делая игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил игры требует от участников определенных усилий, воли, умения общаться со сверстниками, подавлять отрицательные эмоции, которые могут появляться из-за неудачи. Необходимо, определяя правила игры, ставить детей в определенные условия, при которых они получали бы позитивные эмоции от выполнения задания. Использование игры в воспитательно-образовательном процессе, позволяет через ее правила и действия формировать у детей корректность, доброжелательность, выдержку.
     Дидактические игры классифицируются по следующим основаниям по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, их организации и взаимоотношениям, по роли воспитателя в игре.
     Дидактические игры принято разделять на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
     Игры с предметами. В этих играх дошкольники, играя с игрушками или реальными предметами, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие обследуемых предметов. Значение дидактических игр с предметами заключается в том, что с их помощью дошкольники знакомятся с основными свойствами предметов: величиной, цветом, формой, качеством. В таких играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении игровой задачи. 
     Настольно-печатные игры. Их отличает видовое разнообразие: парные картинки, домино, лото. Разнообразны и развивающие задачи, решаемые при их использовании.
     В основе словесных игр - слова и действия играющих. В этих играх дошкольники учатся использовать имеющиеся  знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дошкольники самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают предмет по описанию; определяют признаки сходства и различия; группируют предметы по различным основаниям, находят алгоритмы в суждениях и др.
     Важным условием сенсорного развития детей является знание воспитателем игр и планомерное обучение дошкольников этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные их возрасту игры.
     Развитие сенсорной культуры детей младшего возраста посредством дидактических игр будет более успешным при соблюдении ряда педагогических условий. Они включают в себя отбор дидактических игр в соответствии с поставленными целями, организацию совместных игр педагога с детьми и обеспечение руководства педагогом самостоятельными играми дошкольников.
     Организация педагогом дидактической игры происходит в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.  
     Подготовка к проведению дидактической игры включает в себя:
* отбор игры соответственно задачам воспитания и обучения: углубление и обогащение знаний детей; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление) и др.;
* определение соответствия выбранной дидактической игры требованиям программы воспитания и обучения детей данного возраста;
* определение удобного времени для проведения игры;
* выбор места для проведения игры, где дети имеют возможность играть, не мешая друг другу;
* определение количества играющих дошкольников (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально);
* отбор материала для дидактической игры (игрушки, картинки, природный материал, другие предметы);
* подготовка к игре самого педагога: ему нужно изучить и осмыслить ход игры, свою роль в игре, методы руководства игрой;
* подготовка к игре детей: актуализация необходимых для решения игровой задачи знаний, представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
     Проведение дидактической игры состоит из следующих этапов:
* ознакомление.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44