VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дидактическая игра в условиях деятельностного подхода к обучению.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016139
Тема: Дидактическая игра в условиях деятельностного подхода к обучению.
Содержание
Введение
     	
     Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить.
     Можно выделить два принципиально разных подхода к обучению. Один из них педагогический, целью и смыслом обучения которого является приобретение некой системы знаний. Тот кто учится, должен приобрести знания, выучить определенный учебный материал. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить», и если речь идет о решении задач, то как правило все сводится к запоминанию решения. 
     Другой подход – психологический, предполагает не «зубрежку», а умение научиться чему-то, т.е. осуществлять деятельность. Это деятельностный поход. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. [1] 
     При этом по прежнему актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса, активного отношения школьников к учебному процессу. Одним из методов решения этого вопроса является игра, но, как отмечают исследователи, она является малоиспользуемым средством обучения и воспитания.
     Игра – сложное многофункциональное явление. Психологические особенности игры раскрыты в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.П. Аникеевой и других ученых[13,4,2]. Роль игры в воспитательной работе изучали О.С. Газман, В.П. Пивченко, Н.П. Аникеева и другие [2,5,6].
     В изученной нами литературе достаточно внимания уделяется применению дидактических игр в 5-6 классах, но вопросам разработки и применению дидактических игр в основной школе уделено на наш взгляд слишком мало внимания. За 2010-2016год в периодических изданиях (журналы «Математика» и «Математика в школе») мы обнаружили лишь несколько статей, посвященных рассматриваемой проблеме. [18,19] Таким образом, выбранная тема «Использование дидактических игр в условиях деятельностного подхода к обучению(на примере 7-9 классов)» актуальна.
          Цель дипломной  работы: выявить перспективы применения дидактических игр на уроках математики в условиях деятельностного подхода к обучению.
     Для раскрытия цели выделены следующие задачи:
 проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме;
 рассмотреть методики использования дидактических игр на уроках математики в 7-9 классах;
 выявить основные свойства дидактической игры и ее роль в деятельностном подходе;
 разработать различные дидактические игры для разных этапов изучения материала.
     Дипломная работа состоит  из введения, двух разделов, заключения,  списка использованных источников и приложений.




	










1. Дидактическая игра в условиях деятельностного подхода к обучению



 Вопросы организации дидактических игр на уроках математики в научно-методической литературе

     С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных  действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
     Формированию ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в деятельностный подход в обучении. [1,22].
     Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Этому  способствуют  активные  формы  и  методы  обучения,  к которым можно отнести, в том числе различные виды игр. Именно на уроках с помощью игры, и дидактической игры в том числе, ребёнок раскрывает свои личностные качества, ищет выход из сложившейся ситуации, пути решения проблемы.
      
     Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
     Занимательный материал помогает активизировать мыслительный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.    Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
     Вопросами методики организации дидактических игр в обучении занимались: И. Х. Антонович, З.М. Богусловская, В. Т. Коваленко, Д. Б. Эльконин [7,8,9] и др.
     Игра – общенаучное понятие, поэтому в литературе можно встретить самые разнообразные его толкования.  Г. Спенсер писал: «Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые вследствие недостатка для них естественного упражнения становятся столь готовыми для разряжения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей» [3]. 
     По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяются дидактические игры (это целенаправленная, взаимная деятельность учителя и учеников, имитирующая реальные условия при формировании знаний, умений и навыков). Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической.
     Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, углубляет и закрепляет полученные знания, развивает приобретенные им навыки, делает обобщения.
     Таким образом, игра выступает как полифункциональное понятие. При анализе литературы были выделены следующие цели дидактических игр: [8,17]
 Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.
 Мотивационная – побуждение к применению полученных знаний и умений.
 Развивающая – гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
 Воспитывающая – психотренинг и психокоррекция личности.
 Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов, освоение диалектики общения.
 Релаксационная – снятие эмоционального напряжения.
     Структурные составляющие дидактической игры: 
 игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. 
 правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в ходе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр разрабатываются с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
 игровые действия - включают в себя действия, направленные на выполнение поставленной педагогом дидактической задачи. Выполняя игровые действия и увлекаясь ими, дети легко справляются и с заложенным в игре учебным содержанием.
 оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы.
 результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении [11].
     Классификация дидактичсеких игр.
     Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие, или правило, или и то и другое.
     Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. 
     Дидактические игры  делятся по числу участников в игре на коллективные, групповые и индивидуальные. Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядности в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками (предметами).
     В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей и их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала. К ним можно отнести игры-путешествия, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие.
     По характеру познавательной деятельности  игры можно отнести к следующим группам:
 Игры, требующие исполнительской деятельности (направлены на выполнение действий по образцу или указанию). 
 Игры, требующие воспроизведение действий (направлены на формирование навыков).
 Игры, в которые включены элементы поиска и творчества (направлены на систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы).

1.2. Требования, предъявляемые к организации проведения дидактических игр на уроках математики в 7-9 классах

     Для проведения дидактических игр в классе существенными являются следующие факторы: математическая подготовка учащихся класса, понимание ими цели и механизма игры, заинтересованность их в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки учениками своих действий, а также наличие  опытного и понимающего нюансы игры ведущего - учителя математики.
     Перечислим основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры:
 Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предполагаемого материала — доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
 Игра должна давать  достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
 Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
 При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры. 
 Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
 Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
 Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные с сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
 Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
 В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
 Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль [9,16].
     В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математики в 7-9 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников. 
     Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
     В конечном счёте в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главное - обучение математике.
     При этом, в отличие от младшей школы в системе дидактических игр для 7-9 классов должны преобладать не сюжетно-ролевые игры со сказочными персонажами, а игры-соревнования и простейшие деловые игры.














2. Методика использования дидактических игр на уроке математики в 7-9 классах



2.1. Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру материала

     Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
     Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из его структурных элементов.
     Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты. Рассмотрим некоторые дидактические игры, используемые на уроках математики, в зависимости от этапа и типа урока [17].
1. Дидактические игры, используемые учителями при актуализации знаний. Такими играми могут служить блиц-опросы, небольшие викторины, математические ребусы, игры для проверки устного счета.
2. Игры, используемые при изучении нового материала.
     Как правило, при изучении нового материала применять дидактические игры не очень удобно, но всегда можно использовать игровые ситуации. Для их создания на уроках используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений. 
3. Дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно проводятся учителем в конце урока и занимают не более 10-15 минут.
4. Дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний. В качестве таких игр можно использовать короткие игры.
5. Игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ.
     Процесс обучения немыслим без самостоятельной работы учащихся.   Однако каждый преподаватель знает, что при проведении урока часто трудно пробудить интерес учащихся к активной мыслительной деятельности. В связи с этим учителю необходимо уделять особое внимание организации и проведению самостоятельных работ.
     При проведении письменных самостоятельных работ, выполняемых в классе, можно использовать игры-соревнования, игры с зашифрованными словами, математическое лото, задания с самопроверкой и самооценкой и другие.
     Очевидно положительное значение применения дидактических игр на уроках математики. Можно не согласиться с мнением, что дидактические игры выгодно использовать лишь на уроках обобщения и систематизации знаний. Учитель может их применять на различных этапах урока, тем самым активизируя познавательную активность школьников к изучению математики.
     Для того, чтобы уроки были тщательно подготовлены, необходимо их заранее спланировать. Планирование представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Алгебра 7 класс (А. Г. Мордкович и др.)
№
урока
Место урока в тематическом плане (глава, тема урока)
Этап урока на котором планируется игра (игровая ситуация)
Виды игры (игровой ситуации)
1.
Глава 7. Разложение многочленов на множители. § 30. Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно
§ 31. Вынесение общего множителя за скобки
§ 32. Способ группировки
§ 33. Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения
Закрепления и комплексного применения знаний и умений
Урок-сказка
2.
Глава 4. Степень с натуральным показателем и ее свойства
§ 15. Что такое степень с натуральным показателем
§ 16. Таблица основных степеней
§ 17. Свойства степени с натуральными показателями
§ 18. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
§ 19. Степень с нулевым показателем
Обобщение знаний
Урок-игра «Цветовая мозаика»
3.
Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами
§ 24. Основные понятия
§ 25. Сложение и вычитание многочленов
§ 26. Умножение многочлена на одночлен
§ 27. Умножение многочлена на многочлен
§ 28. Формулы сокращенного умножения
§ 29. Деление многочлена на одночлен
Обобщение знаний
Урок игра
4.
Глава 8. Функции у = kх
§ 37. Функция .у = kх и ее график
§ 38. Графическое решение уравнений
Обобщение знаний

Урок-игра «линейная функция»

5.


Глава 1. Математический язык. Математическая модель.
§ 4. Линейное уравнение с одной переменной
Этап рефлексии, первичное закрепление, контроль усвоения(обсуждение ошибок и коррекция)

Круговые задания
(эстафеты)
6.
Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами
§ 26. Умножение многочлена на одночлен
Закрепление материала
Математический турнир
7.
Глава6.Многочлены. Арифметические операции над многочленами. Тождественные преобразования многочленов
Закрепление материала
«математическое лото»
Таблица 2.
Алгебра 8 класс (А. Г. Мордкович и др.)
№
урока
Место урока в тематическом плане(глава, тема урока)
Этап урока на котором планируется игра (игровая ситуация)
Виды игры (игровой ситуации)
1.
Глава 4. Квадратные уравнения
Закрепление материала
Деловая-игра. Урок-путешествие
2.
Глава 1. Алгебраические дроби.
§ 4. Преобразование рациональных выражений
Систематизация и обобщение знаний
Урок-соревнование «Бег с барьерами»
3.
Глава 4. Квадратные уравнения.
§ 26. Теорема Виета
Усвоение новых знаний
«Математическое колесо»
Таблица 3.
Алгебра 9 класс(А. Г. Мордкович и др.)
№
урока
Место урока в тематическом плане(глава, тема урока)
Этап урока на котором планируется игра (игровая ситуация)
Виды игры (игровой ситуации)
1.
Глава 4. Прогрессии
§ 17. Геометрическая прогрессия
Систематизация и обобщение знаний
«Экономическая игра»
2.
Глава 2. Системы уравнений.
§ 5. Основные понятия
§ 6. Методы решения систем уравнений
Контроль знаний и умений
«путешествие в страну уравнений»
3.
Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
§ 18. Комбинаторные задачи
Систематизация и обобщение знаний
«Страна Комбинатор»
     Подробное использование дидактических игр игровых ситуаций на уроках математики рассмотрены в следующем параграфе.
2.2. Примеры использования дидактических игр
     1. Игра «Цветовая мозаика» - 7 класс.
     Тема: Степень. Свойства степени. Одночлен.
     Форма проведения: урок обобщения знаний: 
     Цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
     Оборудование: карточки с заданиями.
     Правила игры: На карточках предложены задания:  Ученик выбирает задание любой степени сложности.  После выполнения  учитель проверяет. Если неверно, разбирается ошибка, ученик садится и повторяет теорию, а затем выбирает задачу из той же группы сложности. После выполнения заданий на доске в таблице напротив своей фамилии отмечается буква, обозначающая уровень сложности.    
3 «3»
ж «4»
к «5»
Решить уравнение
6(х-1)=2х+34;


3y+(y-2)=2(2y-1)
5x+3(x-1)=6x+11;


3(3x-1)+2=5(1-2x)-1

(5-(1-2 x))/4  =  ((3 x+20))/(6+x/3)

Найти значение выражения

?7a?^3

a=0,2; a=20
-4,5ab
a=-6;a=3 1/3;

a=3/4;b=-2/3;


?225m?^2 n^2

m=-1 1/3;n=1 1/4;

m=-0,2; n=0,5

Вычислить
(2^(5 )*(2^3 ?) ^4?^(  ))/2^13 

((2^5 ?) ^2?^(  ))/(2^6*4)

(?24?^4*6^3)/(?48?^(3 )*3^4 )

Упростить
5ab*0,7bc*40ac

-a^3*3a^2 b^4

?(-0,2y)?^3*?50y?^2
?-60c?^6 ?(-0,5c)?^3

?(1/3 ay)?^2*(?-ay)?^3


Условные обозначения 
К – красный цвет 
Ж – желтый цвет
З – зеленый цвет       
Пример оформления доски
                                  «Калейдоскоп»
з
Ж
ж
к
ж
К
к
к
з
Ж
к
к
з
З
ж
к
Каткова Таня                                                                                          4
Слинко Катя                                                                                        5
Арапова Яна                                                                                        4
Сафронова Света                                                                                4
И т.д. 

     Итоги: на доске появляется калейдоскоп выполненных заданий. Оценка «5» выставляется если решены задания из уровней сложности: к, к, к, к;  ж, к, к, к;  ж, ж, к, к. Оценка «4» если решены задания из уровней сложности: з, ж, ж, к;  з, ж, к, к;  з, з, ж, к;  ж, ж, ж, ж; ж, ж, ж, к. 
 Викторина "Математическая заморочка". 8 класс
     Тема: Повторение
     Цель: формирование у учащихся умения использовать полученные на уроках знания в работе, активизация умственной деятельности. 
     Этап: актуализации знаний
     Правила игры: Класс делится на три команды. Каждой команде будет задано по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Команде «а» задается вопрос. Время подготовки 30 секунд.  При этом все команды ищут ответ на вопрос , в случае если команда не дает ответ, то право ответить на вопрос переходит команде «б» и т. д. за что команда получит 0.5 баллов. Примеры вопросов приведены в таблице. Полный перечень вопросов в приложении 3. 

№ вопроса
Команда 
Вопрос
Ответ
 1
а
На черно-белой фотографии черный цвет составляет 80% площади. Эту фотографию увеличили в 3 раза. Какой процент составляет белый цвет на увеличенной фотографии?
20%

б
Книга стоит 20 рублей и еще ? книги. Сколько стоит книга?
40 рублей

в
Сумма каких двух натуральных чисел равна из произведению?
2+2=2*2
 2
а
Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр?
Диаметр

б
Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько стало углов?
5

в
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера?
На 19 день

     Итоги: команды подсчитывают свои баллы. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов и она получает оценку «5».
 Игра «Цепочка». 
     Тема: «Решение квадратных уравнений». 8 класс
     Форма проведения: обобщения и систематизации знаний. 
     Цель: формирование у учащихся умения использовать полученные на уроках знания в работе, активизация умственной деятельности.
     Оборудование: карточки с заданиями.
     Правила игры: каждый учащийся ряда получает карточку с небольшим заданием – решить уравнение. Выполнив, задание, учащийся передает карточку сидящему сзади. Время выполнения 10 минут. Затем ученики, передавшие карточки решают дополнительно несколько уравнений записанных учителем на доске. Ученик с последней парты приносит к столу учителя все карточки данного ряда. Побеждает тот ряд, который дал наибольшее число правильных ответов за самое короткое время. 
     За каждое правильно решенное уравнение начисляется определенное количество очков. Очки снимаются за нарушение дисциплины. Это повышает ответственность каждого члена команды за свою работу. Лишние очки команде могут принести те учащиеся, которые успеют решить дополнительно еще несколько уравнений, предложенных на доске.
     Итоги:  подсчитываются очки. Ряд, набравший наибольшее количество очков получает оценку «5».
Пример задания для первого ряда.

Решите уравнения:
1.1)    9х2 – 1 = 0;
1.2)   (2х +7)2 = 100;
1.3)   1 – 4у2 = 0;
 4х2 – 3х = 0;
 (х + 3)(х – 4) = -12;
 -5х2 + 7х = 0.

     Полностью задания указаны в приложении 3.
 Игра «цветная звезда»
     Тема: Свойства квадратных корней.
     Форма проведения: урок обобщения знаний: 8 класс.
     Цель: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить взаимопроверку и самопроверку полученных решений.
     Правила игры: класс делится на группы по шесть человек в каждой. Каждая группа выбирает капитана - самого успевающего ученика. Он вытягивает одну из четырех цветных карточек по свойствам квадратного корня и распределяет задания среди остальных членов группы. Время выполнения 5 минут. Капитан проверяет решение и выставляет плюсики в цветные звезды, нарисованные на доске.( цвет соответствует карточке). 
     Итоги: звезда в котором по окончанию времени будут заполнены все пять кружков «+» получит оценку «5». 
     Пример звезды и  карточки с заданием. 
«звезда»




















Карточка красного цвета.

?(a/b)=?a/?b




1) ?(81/256)



2) ?(147/27)



3) ?18/?2

4) ?441/?27


5) ?(2 7/81)

Полный перечень заданий в приложении 3.
 Игра «Круговые задания»
     Тема: Решение линейных уравнений с одной переменной. 7 класс
     Этап закрепления материала.
     Цели: 
 формирование умения применять полученные знания при решении уравнений различными способами;
 развитие интеллектуальных умений, анализа алгоритма решения уравнения, логического мышления при построении алгоритма решения уравнения, вариативности выбора способа решения, систематизации уравнений по способам решения;
     Оборудование: карточки с заданиями.
     Правила игры: в одну команду входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую, сидящие на вторых партах и т. д. Учитель готовит 18 (21) карточек, если в ряду 6 (7) парт, на каждой карточке записано 3 задания. Ученики одной парты получают карточку и решают по одному уравнению. После этого передают карточку на соседнюю парту игрокам той же команды. Получается, что первые парты обмениваются своими карточками, вторые своими и т. д. Решивший уравнение записывает карандашом найденный корень и ставит свои инициалы. Получается, что в одной горизонтали парт каждый ученик решает три уравнения. Выигрывает та команда, ученики которой раньше всех решат все уравнения.
     Итоги: все задания сдаются учителю на проверку. Все получают оценки.
Образец карточки.

 2000 : ( 2х + 51 ) = 2;
 61 – (3х + 51) = 1;
 ( 8х – 12) * 15 – 200 : 4 = 10;

Полный перечень заданий в приложении 2.

 Игра «Бизнесмен» 
     Тема: Арифметическая прогрессия. 9 класс.
     Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний.
     Цели: применить полученные знания при решении задач; закрепить умения и навыки учащихся по использованию формулы арифметической прогрессии; развить вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, а также внимание и личностные качества.
     Оборудование: валюты (рунты), карточки с заданиями.
     Правила игры: класс делится на 3 команды, за правильный ответ присуждается валюта (рунты). Для открытия бизнеса необходим стартовый капитал. В нашей игре мы не только сможем его заработать, но и увеличивать.
     Ход игры: 
     1 этап: учитель задает вопросы по пройденной теме, ученик первый, ответивший правильно на вопрос получает по одному рунту в свою команду
     2 этап: командам предлагаются задания 3 уровней сложности, если правильно решить задания из первого уровня сложности, рунты увеличиваются в полтора раза,  если правильно решить задания второго уровня сложности капитал удваивается, при верном решении третьего уровня сложности,  рунты утраиваются.
     Итоги:  команда, заработавшая наибольшее количество рунтов побеждает и ее члены  получают оценку «5».
          Подробное описание игры в приложении 4.
 Игра «Танец математика»
     Тема: Функция. 8 класс.
     Форма проведения: урок закрепления материала.
     Цели: 
 повторить и закрепить умения и навыки работы данной темой;
 проверить знания и умения учащихся по уже изученному материалу;
 развитие логики и мышления;
 показать практическое применение темы.
     Оборудование: карточки с заданиями.
     Правила игры: класс делится на две команды. Учитель выставляет очки за правильно выполненные задания командам. 
     1 этап: «Найди пару». Каждой команде выдается карточка , на которой в левом столбце записаны функции, справа названия их графиков. Необходимо для каждой функции выбрать соответствующий график.    Листочки сдают учителю.
     2 этап: «Художники». Каждой команде выдаются каточки с функциями графики, которых необходимо изобразить. Листочки сдают учителю. 
     3 этап: «Хореографы». Каждой команде выдается лист, на котором записана последовательность разных графиков.  Команда выбирает «хореографа», который должен изобразить руками график функции, а команда произнести название функции.
     Перед оглашением результатов все встают и танцуют «танец математика». Учитель произносит и вместе с учениками изображает графики. 
     Используется рисунок:
     
     Итоги урока: подсчитываются очки, команда, набравшая большее количество очков получает звание лучший «Математический танцор» и оценку «5».
     Полное описание игры в приложении 3.
 Игра «Волшебное уравнение»
     Тема: Решение квадратных уравнений. 8 класс
     Этап закрепления материала.
     Цели: 
 Сформировать умения и навыки метода устного решения квадратных уравнений;
 развитие логического мышления, памяти, внимания.
     Оборудование: карточки с заданиями.
     Организационный момент: учитель объясняет закономерность, возникающую при решении квадратных уравнений, где сумма коэффициентов равна нулю и приводит наглядный пример. Далее отвечает на возникшие вопросы учеников.   
     Правила: всем ученикам предлагается решить как можно больше уравнений за 10  минут. За каждое верно решенное уравнение начисляются баллы. Учитель диктует ответы и все проверяют.
     Итоги:  ученик, решивший наибольшее количество уравнений получает оценку «5».
     
     
     
     
     
     
2.3.  Экспертная оценка разработанных материалов
        
     В связи с тем, что нам не представилась возможность проверить на практике разработанные дидактические игры, материалы, представленные в дипломной работе, были подвергнуты экспертной оценке. Мы отобрали следующие критерии оценки методических материалов. 
 Актуальность, т.е. направленность на достижение современных целей обучения.
 Новизна (что нового дает для практики обучения).
 Инструментальность (насколько технологичны предлагаемые материалы).
 Понятность (доступность изложения).
 Результативность, т.е. направленность на повышение качества обучения. 
     Уровень соответствия критериям оценивается по трех бальной шкале:
3б – соответствует критерию в полной мере.
2б – в целом соответствует.
1б – соответствие прослеживается слабо.
0б – не соответствует.
     Данная работа оценивалась по 5 критериям. Таким образом, эксперт может оценить нашу работу максимум на 15 баллов.
     Готовая подборка дидактических игр была подвергнута экспертной оценке пятью экспертами:
 Каткова Лариса Валентиновна – учитель математики высшей категории МБОУ «СОШ №22» г. Курган
 Тетенева Любовь Александровна – учитель математики высшей категории МБОУ «СОШ №22» г. Курган
 Горлова Надежда Васильевна – учитель математики 1 категории МБОУ «СОШ №22» г. Курган
 Коростелева Светлана Михайловна – старший преподаватель
 Зверева Анна Тимофеевна – кандидат педагогических наук

     Каждый эксперт заполнил таблицу оценивания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В результате оценки получены следующие данные, которые представлены в таблице.
     Сводная таблица
№
Критерий                                           Баллы                                                                                         
1
2
3
4
5
Средний балл 
1
Актуальность, т.е. направленность на достижение современных целей обучения.
2
2
3
3
2
2,6
2
Новизна (что нового дает для практики обучения).
3
2
2
3
2
2,4
3
Инструментальность (насколько технологичны предлагаемые материалы).
3
2
3
3
2
2,6
4
Понятность (доступность изложения).
3
3
2
3
3
2,8
5
Результативность, т.е. направленность на повышение качества обучения. 
3
3
3
2
3
2,8

     Таким образом, по всем критериям эксперты дали положительную оценку разработанным материалам. 

















Заключение
     Анализ изученной психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что концепция деятельностного подхода в образовании детей предполагает систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. В нашей работе сформулированы основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры в 7-9 классах.
     Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, логичность мышления, чувство соревнования, взаимопомощь. 
     В работе приводятся примеры целесообразного использования дидактических игр на различных этапах обучения. Доказывается, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике.
     Мы нашли в информационных источниках и разработали самостоятельно 12 дидактических  игр и игровых ситуаций  разных видов и для разных уроков алгебры 7-9 классов. Доработали описания и правила игры для 9 игр. Проанализировали тематичес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44