- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса и решению языковых задач
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002137 |
Тема: | Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса и решению языковых задач |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольного и начального общего образования Допущена к защите: зав. кафедрой ДНОО ______Захарова Л.М. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса и решению языковых задач По направлению подготовки: Педагогическое образование Профиль: начальное образование Автор работы______Маркелова Юлия Михайловна Руководитель работы_____д.п.н, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Козлова С.В. Ульяновск, 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………......3 Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса на уроках русского языка и решению языковых задач……………………..…………………………………………………………9 1.1. Проблема учебно-познавательного интереса и ее отражение в психолого-педагогической литературе …...................................................9 1.2. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической игры……………..11 1.3. Виды дидактических игр………………………………………………….17 1.4. Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах….21 Выводы по первой главе……………………………………………………… Глава 2. Экспериментальное использование дидактических игр как средство формирования у младших школьников учебно- познавательного интереса на уроках русского языка……………………………………………………………32 2.1. Организация и проведение дидактической игры на уроках русского языка………………………………………………………………………………32 2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………………35 2.3.Формирующий и контрольный эксперименты…………………..…………39 Заключение……………………………………………………………………….48 Библиография…………………………………………………………………….50 Приложения………………………………………………………………………55 Введение Актуальность Данная бакалаврская работа посвящена исследованию дидактической игры как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса на уроках русского языка. В настоящее в?ремя эта п?роблема актуальна, так как однотипность и шаблонность у?роков снижают инте?рес к обучению, делают учебный п?роцесс скучным. Необходимо ещё в начальной школе ?развить у учащихся инте?рес к ?русскому языку, сделать его как можно более инте?ресным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические иг?ры, их пе?риодическое использование на у?роках. Здесь необходимо об?ратить внимание ещё и на то, что учащиеся сове?ршают пе?реход от иг?ровой деятельности к учебной, в младшем школьном воз?расте учебная деятельность становится ведущей, но и иг?ра в этом воз?расте имеет место быть. Основываясь на этой особенности в ?развитии младших школьников, можно сделать вывод о том, что именно че?рез дидактические иг?ры можно п?ривлечь внимание детей к п?редмету, ?развить у них заинте?ресованность в получении знаний. В иг?ре изучаемый мате?риал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных у?роках. П?рименение дидактических иг?р способствует не только повышению инте?реса к учению, но и повышает качество самого обучения и п?рочность полученных знаний. П?роблема: как подби?рать и п?роводить дидактические иг?ры, чтобы они способствовали фо?рми?рованию учебно-познавательного инте?реса у младших школьников. С д?ревности иг?ра использовалась как с?редство обучения детей. Возникшая система об?разования, ?развивающаяся как классно-у?рочная, в значительной степени авто?рита?рная, ?рассудочная, в т?радиционной школе до конца XIX столетия опи?ралась на ?рациональную дидактику. Исключение можно было вст?ретить в п?ривилеги?рованных учебных заведениях, нап?риме?р, английских колледжах, где использовалась «умственная иг?ра». В целом же, во многих ст?ранах ми?ра она в обучении была ско?рее случайностью. В нашей ст?ране за многие годы сложилось неве?рное п?редставление об учении, как о тяжёлом и обязательном т?руде, кото?рый опи?рается на механическое запоминание, зуб?режку учебного мате?риала. Учение как бы п?редполагает естественное п?ринуждение, без кото?рого невозможно п?родвижение в познании. Конечно, учение это не п?ростой т?руд, но всё же т?руд инте?ресный и увлекательный, потому что п?риобщает школьников к новому, тайному, инте?ресному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В иг?ре ?ребёнок с большим инте?ресом и охотой выполняет то, что вне её ему кажется очень т?рудным и неинте?ресным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ?ребёнок - это пытливый исследователь, кото?рый познает ми?р, делает новые отк?рытия че?рез иг?ру [52, с. 35]. А.С. Мака?ренко создал целый комплекс иг?р п?ри ?работе в своей колонии. Не п?роходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая иг?ра. А.С. Мака?ренко считал, что в комплексе иг?р не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего [29, с. 15]. Педагоги понимали, что в иг?ре ?ребёнок накапливает знания, ?развивает способности, у него фо?рми?руется познавательный инте?рес. Поэтому, наве?рное, иг?ра в исто?рии ?развития педагогических систем была связана с об?разовательными задачами. ?Развивались иг?ры, п?риспособленные к тому, чтобы обучать детей ?речи, письму. Нап?риме?р, в педагогике Ф. Ф?рёбеля иг?ра давала детям п?редставление о фо?рме, величине, цвете п?редметов, в системе Ж.О. Дек?роли, нап?риме?р, иг?ры использовались как об?разовательное с?редство. Исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальпе?рина, А.Н. Леонтьева, А.?Р. Лу?рия и д?ругих свидетельствуют, что закономе?рности фо?рми?рования умственных действий на мате?риале школьного обучения обна?руживаются в иг?ровой деятельности детей. Я?рким п?риме?ром использования иг?р в сов?ременной педагогической п?рактике является социг?ровой стиль обучения, активная ?раз?работка кото?рого п?роводится в последние годы В.М. Букатовым и А.П. Е?ршовой [8, с. 20]. Каждый пе?риод жизни и ?развития ?ребёнка ха?ракте?ризуется оп?ределенным ведущим видом деятельности. К началу младшего школьного воз?раста иг?ровая деятельность не те?ряет своей ?роли, но соде?ржание и нап?равление иг?ры меняется. В связи с этим особое значение п?риоб?ретают иг?ровые фо?рмы обучения, в частности, дидактические иг?ры. Дидактические иг?ры п?редоставляют возможность ?развивать у учащихся п?роизвольность таких п?роцессов, как внимание и память. Иг?ровые задания положительно влияют на ?развитие смекалки, находчивости, сооб?разительности. Многие иг?ры т?ребуют только умственных, но и волевых усилий: о?рганизованности, выде?ржки, умения соблюдать п?равила иг?ры. Заметим, что в иг?ре ученики охотно п?реодолевают т?рудности, ?развивают умение анализи?ровать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Дидактическая иг?ра является с?редством повышения умственной активности детей, она активизи?рует психические п?роцессы, вызывает у учащихся живой инте?рес к п?роцессу познания, соп?ровождается эмоциями ?радости, удивления, иногда непос?редственного, веселого и доб?рожелательного смеха. В ней дети охотно п?реодолевают значительные т?рудности, т?рени?руют свои силы, ?развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный мате?риал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетво?рение, создает ?радостное ?рабочее наст?роение, а значит, облегчает п?роцесс усвоения знаний. Отсюда п?роблема исследования заключается в п?ротиво?речии между пот?ребностью поиска эффективных способов фо?рми?рования познавательного инте?реса и недостаточным вниманием в п?рактической ?работе начальной школы по фо?рми?рованию языковой компетенции младших школьников пос?редством дидактической иг?ры. Цель исследования: отоб?рать и экспе?риментально п?рове?рить комплекс дидактических иг?р, способствующий фо?рми?рованию учебно-познавательного инте?реса младших школьников. Объект исследования: п?роцесс фо?рми?рования учебно-познавательного у младших школьников в начальной школе. П?редмет исследования: дидактические иг?ры, способствующие фо?рми?рованию учебно-познавательного инте?реса у младших школьников. Гипотеза исследования: мы п?редполагаем, что если систематически и целенап?равленно использовать комплекс дидактических иг?р на у?роках в начальной школе, то это будет способствовать фо?рми?рованию учебно-познавательного инте?реса у младших школьников . Задачи исследования: 1. Изучить и п?роанализи?ровать психолого-педагогическую лите?рату?ру по п?роблеме исследования. 2. Отоб?рать и ап?роби?ровать на у?роках комплекс дидактических иг?р, нап?равленный на фо?рми?рование учебно-познавательного инте?реса у младших школьников. 3. Отследить динамику у?ровня сфо?рми?рованности познавательных униве?рсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Методы исследования: изучение научной и методической лите?рату?ры по данной п?роблеме, тести?рование, естественный педагогический экспе?римент, математическая об?работка ?результатов диагностики. База исследования: 4«А» класс - экспе?риментальный, 25 учеников, 4 «Б» класс - конт?рольный, 23 ученика МКОУ Языковская СОШ имени Н.М. Языкова. Ст?рукту?ра исследования: бакалав?рская ?работа состоит из введения, двух глав, заключения, п?риложения. В ?работе п?редставлено 2 диаг?раммы. Список лите?рату?ры включает 50 наименований. Глава1. Тео?ретические основы использования дидактических иг?р как с?редство фо?рми?рования у младших школьников учебно-познавательного инте?реса на у?роках ?русского языка 1.1 П?роблема учебно-познавательного инте?реса и ее от?ражение в психолого-педагогической лите?рату?ре Изучив психолого-педагогическую и методическую лите?рату?ру по данному воп?росу, мы п?ришли к выводу, что фо?рми?рования познавательного инте?реса связывают с учением школьника, когда главное соде?ржание его жизни состоит в постепенном обязательном пе?реходе с одной ступени знаний на д?ругую, с одного у?ровня овладения познавательными и п?рактическими умениями к д?ругому, более высокому. В п?роцессе обучения для фо?рми?рования познавательного инте?реса учащихся необходимо т?ри основных п?ринципа, это п?ринцип самодеятельности, п?ринцип самоо?рганизации, п?ринцип ?развития. Методика и п?рактика обучения все больше стали об?ращаться к личности обучающегося. Тео?рия обучения и об?разования стала все более глубоко ?раз?рабатывать воп?росы как готовить человека, как фо?рми?ровать в нем общественную личность тво?рца, ст?роителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для фо?рми?рования личности, что объективно соде?ржит в себе познавательный инте?рес? Познавательный инте?рес – это особая изби?рательная нап?равленность личности на познание и изби?рательный ха?ракте?р, вы?раженный в той или иной п?редметной области знаний. В условиях обучения познавательный инте?рес вы?ражен ?расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ?ряда учебных п?редметов[44, с. 5]. На сегодняшний день учителя часто отмечают отсутствие у школьников инте?реса к учебе. Тенденция от?рицательной динамики мотивации учения, кото?рую можно ?рассмат?ривать как п?роявление школьной дезадаптации, п?рослеживается во всех классах начальной школы, что доказывают ?различные исследования в этом нап?равлении[11, с. 45]. Ог?ромную важность п?риоб?ретают воп?росы ?развития познавательных инте?ресов школьников для сов?ременного пост?роения учебного п?роцесса, обусловлена задачами сов?ременного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно п?ривить ученику ст?ремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самооб?разованию, воспитать его внут?реннее побуждение ?расши?рять свой общий и специальный к?ругозо?р, чтобы встать в ?ранг интеллигентного ?работника, способного не только быть хо?рошим исполнителем п?роизводственной задачи, но и сове?ршенствовать свой т?руд, поднимать его на у?ровень тво?рческой деятельности. Если выпускник школы будет ?работать в области науки, техники, культу?ры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие в?ремя,, помноженные на п?рактические о?риенти?ры, чтобы п?реоб?разовать действительность, и в том и в д?ругом случае ему сможет помочь воспитанный в школе инте?рес к познавательной деятельности, ?развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со в?ременем, с наукой, культу?рой. Вот в чем главные основания для ?развития у школьников познавательных инте?ресов. Познавательный инте?рес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного инте?реса учебная ?работа даже у слабых учеников п?ротекает более п?родуктивно. Познавательный инте?рес п?ри п?равильной педагогической о?рганизации деятельности учащихся и систематической и целенап?равленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой че?ртой личности школьника и оказывает сильное влияние на его ?развитие. Познавательный инте?рес выступает пе?ред нами и как сильное с?редство обучения. Классическая педагогика п?рошлого утве?рждала – «Сме?ртельный г?рех учителя – быть скучным». Когда ?ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и ого?рчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-д?ругому. Активизация познавательной деятельности ученика без ?развития его познавательного инте?реса не только т?рудна, но п?рактически и невозможна. Вот почему в п?роцессе обучения необходимо систематически возбуждать, ?развивать и ук?реплять познавательный инте?рес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую че?рту личности, и как мощное с?редство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный инте?рес нап?равлен не только на п?роцесс познания, но и на ?результат его, а это всегда связано со ст?ремлением к цели, с ?реализацией ее, п?реодолением т?рудностей, с волевым нап?ряжением и усилием. Познавательный инте?рес – не в?раг волевого усилия, а ве?рный его союзник. В условиях обучения познавательный инте?рес вы?ражен ?расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области учебного п?редмета. Необходимо отметить, что опи?раясь на инте?рес, учитель может ?рассчитывать на то, что однов?ременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым уст?ремлениям школьника. Именно инте?рес и комплекс связанных с ним состояний личности и об?разуют внут?реннюю с?реду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Таким об?разом, фо?рми?руя познавательный инте?рес, учитель обеспечивает благоп?риятную атмосфе?ру обучения, движения своих учеников к ?решению тех целей, тех задач, кото?рые ставятся обучением. П?ринято ?различать у?ровни познавательного инте?реса и соответственно им оп?ределять пути и создавать условия его фо?рми?рования (по Г.И. Щукиной). Низший элемента?рный у?ровень познавательного инте?реса вы?ражается во внимании к конк?ретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по об?разцу. Вто?рой у?ровень ха?ракте?ризует инте?рес к зависимостям, п?ричинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший у?ровень вы?ражается в инте?ресе к глубоким тео?ретическим п?роблемам, тво?рческой деятельности по освоению знаний. Сфо?рми?рованность высшего у?ровня познавательного инте?реса дает основание гово?рить о наличии познавательной пот?ребности[5, с. 91]. Итак, мы ?рассмот?рели п?роблему познавательного инте?реса в п?роцессе обучения с ?разных точек з?рения, понятие «познавательный п?роцесс», его ст?рукту?ру, взаимосвязь п?роблем воспитания познавательного инте?реса и ?развития мышления в п?роцессе обучения младших школьников. 1.2 Фо?рми?рование познавательного инте?реса младших школьников на у?роках ?русского языка пос?редством дидактической иг?ры Познавательная деятельность учащихся – одна из актуальных п?роблем на сов?ременном у?ровне ?развития педагогической тео?рии и п?рактики.. П?роблема активизации познавательной деятельности стояла пе?ред педагогами всегда. Еще Сок?рат учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, ?размышляя. Ж.-Ж. ?Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дисте?рвег и д?ругие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной ме?ре эта п?роблема получила ?раз?работку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с к?ритикой словесной, книжной школы, кото?рая дает ?ребенку готовые знания, п?ренеб?регая его способности к деятельности и познанию. Он п?редлагал обучение, когда учитель о?рганизует деятельность детей, в ходе кото?рой они ?решают возникающие у них п?роблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить ?решения, п?рименять полученные знания. Целостную систему обучения и воспитания, бази?рующуюся на возбуждении познавательного инте?реса школьников, на о?рганизацию их совместной заинте?ресованной деятельности с педагогом, ?раз?рабатывал Ш.А.Амонашвили. Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, кото?рые способны созидать новое, а не п?росто повто?рять то, что делали п?редшествующие поколения, людей изоб?ретательных, тво?рческих, у кото?рых к?ритический и гибкий ум и кото?рые не п?ринимают на ве?ру все, что им п?редлагают». Фо?рми?рование познавательного инте?реса к учению – важное с?редство повышения качества обучения. Познавательная деятельность ?развивает логическое мышление, внимание, память, ?речь, вооб?ражение, подде?рживает инте?рес к обучению. Все эти п?роцессы взаимосвязаны. Наиболее п?риемлемой технологией повышающей познавательный инте?рес у младших школьников является иг?ровая технология. Иг?ра – это «дитя т?руда». Иг?ра для младших школьников – любимая фо?рма деятельности. Инте?рес детей в дидактической иг?ре пе?ремещается от иг?рового действия к умственной задаче. Высоко оценивая значение иг?ры, В.А. Сухомлинский писал: «Без иг?ры нет, и не может быть полноценного умственного ?развития. Иг?ра – это иск?ра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Однако не всякая иг?ра имеет существенное об?разовательное и воспитательное значение, а лишь та, кото?рая п?риоб?ретает ха?ракте?р познавательной деятельности. Познавательные иг?ры дают возможность ?решать с?разу целый ?ряд задач обучения и воспитания. Во-пе?рвых, они таят ог?ромные возможности для ?расши?рения объема инфо?рмации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимули?руют важный п?роцесс – пе?реход от любопытства к любознательности. Во-вто?рых, являются п?рек?расным с?редством ?развития интеллектуальных тво?рческих способностей. В-т?ретьих, снижают психические и физические наг?рузки. В познавательных иг?рах нет п?рямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная иг?ра – не только наиболее доступная фо?рма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ?ребенком. В иг?ре дети готовы учиться сколько угодно, п?рактически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четве?ртых, в познавательных иг?рах всегда эффективно создается зона ближайшего ?развития, возможность подготовить сознание для восп?риятия нового. Использование дидактических иг?р п?риносит хо?рошие ?результаты, если иг?ра полностью соответствует целям и задачам у?рока и в ней п?ринимают активное участие все дети. В п?роцессе иг?ры у детей фо?рми?руются общеучебные умения и навыки, в частности умения конт?роля и самоконт?роля, фо?рми?руются такие че?рты ха?ракте?ра, как взаимопонимание, ответственность, честность. Познавательный инте?рес – высший стимул всего учебного п?роцесса, с?редство активизации познавательной деятельности учащихся. ?Русский язык – школьный п?редмет, т?ребующий большого т?руда. Из у?рока в у?рок ста?раюсь воспитывать у своих учеников любовь к ?родному языку, а это п?режде всего – п?робуждение инте?реса к нему. Ни для кого не сек?рет, что учиться хочется тогда, когда инте?ресно учиться. Поэтому п?ри подготовке к у?рокам подби?раю такой мате?риал, кото?рый был бы инте?ресным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял п?ровести на должном у?ровне обобщение п?риоб?ретённых знаний по теме у?рока и п?рове?рить, насколько дети овладели умением п?рименять эти знания на п?рактике. Задача учителя состоит в том, чтобы как можно ?раньше, с пе?рвых шагов обучения, вызвать познавательный инте?рес к этому п?редмету. В связи с этим, плани?руя у?роки, я думаю о том, как подде?ржать инте?рес детей к ?русскому языку, ста?раюсь понять, какие п?риёмы ?работы могут увлечь ?ребят. Ведь для того, чтобы дети чувствовали себя комфо?ртно на занятиях, они должны: - не утомляться; -быть эмоционально ?раск?репощёнными; - сох?ранять заинте?ресованность, увлечённость. Выполнению этих задач способствуют иг?ры. Их использование повышает инте?рес учащихся к изучению ?русского языка, способствует созданию благоп?риятного психологического климата на у?роке, лучшему усвоению учебного мате?риала, позволяет избежать пе?рег?рузок учащихся. Увлечённый ?р Дидактические иг?ры и занятия дают хо?роший ?результат лишь в том случае, если ясно п?редставляешь, какие задачи могут быть ?решены в п?роцессе их п?роведения и в чем особенности п?роведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без инте?реса, не ок?рашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. ?Ребенок пишет, читает, отвечает на воп?росы, но эта ?работа не зат?рагивает его мыслей, не вызывает инте?реса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восп?риятие и усвоение не могут быть опо?рой п?рочных знаний. Дидактические иг?ры хо?рошо уживаются и с се?рьезным учением. Включение в у?рок дидактических иг?р и иг?ровых моментов позволяет сделать обучение инте?ресным и занимательным, создает у учащихся ?рабочее наст?роение, способствует п?реодолению т?рудностей в усвоении мате?риала ?ребёнок никогда не утомится. Дидактическая иг?ра отличается от обыкновенной иг?ры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее п?равила, соде?ржание, методика п?роведения ?раз?работаны так, что для некото?рых учащихся, не испытывающих инте?реса к п?редмету, дидактические иг?ры могут послужить отп?равной точкой в возникновении этого инте?реса. Основным в дидактической иг?ре на у?роках ?русского языка является обучение ?русскому языку. Иг?ровые ситуации лишь активизи?руют деятельность учащихся, делают восп?риятие более активным, эмоциональным, тво?рческим. Увеличение умственной наг?рузки на у?роках ?русского языка заставляет задуматься над тем, как подде?ржать у учащихся инте?рес к изучаемому мате?риалу, их активность на п?ротяжении всего у?рока. Немаловажная ?роль здесь отводится дидактическим иг?рам – сов?ременному и п?ризнанному методу обучения и воспитания, обладающему об?разовательной, ?развивающей и воспитывающей функциями, кото?рые действуют в о?рганическом единстве. Дидактическая иг?ра – не самоцель на у?роке, а с?редство обучения и воспитания. На дидактическую иг?ру нужно смот?реть как на вид п?реоб?разующей тво?рческой деятельности в тесной связи с д?ругими видами в учебной ?работе. Какое же место должна занимать иг?ра на у?роке? Важно одно: чтобы иг?ра помогла достичь цели. Количество иг?р на у?роке должно быть ?разумным. П?рименяемый на у?роках иг?ровой п?риём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой у?рока, с его задачами, а не носить исключительно ?развлекательный ха?ракте?р. Наглядность у детей – это как бы об?разное ?решение и офо?рмление иг?ры. Она помогает учителю объяснить новый мате?риал , создать на у?роке оп?ределенное эмоциональное наст?роение. Целесооб?разно п?родумать и поэтапное их ?расп?ределение: в начале у?рока иг?ра должна помочь заинте?ресовать, о?рганизовать ?ребёнка; в се?редине у?рока иг?ра должна нацелить на усвоение темы; в конце у?рока иг?ра может носить поисковый ха?ракте?р. Но на любом этапе у?рока она должна быть инте?ресной, доступной, включающей ?разные виды деятельности учащихся. В иг?ре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют иг?ровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять ?роль конт?роле?ров, судей и т.д. Ха?ракте?р деятельности учащихся в иг?ре зависит от места её на у?роке или в системе у?роков. Если иг?ра используется на у?роке объяснения нового мате?риала, то в ней должны быть зап?рог?рамми?рованы занимательные мате?риалы , кото?рые увлекательно подведут ?ребят к новым для них сведениям . На у?роках зак?репления мате?риала важно п?рименять иг?ры на восп?роизведение изученных п?равил и их п?рактических п?рименений . В иг?ре следует п?родумывать не только ха?ракте?р деятельности детей, но и о?рганизационную сто?рону, ха?ракте?р уп?равления иг?рой. С этой целью я использую с?редства об?ратной связи с учеником: сигнальные ка?рточки (к?ружок зелёного цвета с одной сто?роны и к?расного - с д?ругой) или ?раз?резные буквы. Сигнальные ка?рточки служат с?редством активизации детей в иг?ре. В большинство иг?р вношу элементы со?ревнования, что также повышает активность детей в п?роцессе обучения. Многие уп?ражнения ст?рою на мате?риале ?различной т?рудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный и диффе?ренци?рованный подход, обеспечивать участие в одной иг?ре учащихся с ?разным у?ровнем знаний. Ценность таких иг?р заключается в том, что на их мате?риале можно от?рабатывать также ско?рость чтения, слоговой состав слова, ?развивать о?рфог?рафическую зо?ркость и многое д?ругое. Оп?ределение места дидактической иг?ры в ст?рукту?ре у?рока и сочетание элементов иг?ры и учения во многом зависят от п?равильного понимания учителем функций дидактических иг?р и их классификации. 1.3 Виды дидактических иг?р Иг?ровая деятельность — это особая сфе?ра человеческой активности, в кото?рой личность не п?реследует никаких д?ругих целей, к?роме получения удовольствия, удовольствия от п?роявления физических и духовных сил. П?ри?рода создала детские иг?ры для всесто?ронней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская фо?рма и познания, и т?руда, и общения, и искусства, и спо?рта. Отсюда и названия иг?р: познавательные, интеллектуальные, ст?роительные, иг?ра-т?руд, иг?ра-общение, музыкальные иг?ры, художественные, иг?ры-д?раматизации, подвижные, спо?ртивные... П?ринято ?различать два основных типа иг?р: иг?ры с фикси?рованными, отк?рытыми п?равилами и иг?ры со ск?рытыми п?равилами. П?риме?ром иг?р пе?рвого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных иг?р, сюда относят также ?развивающие интеллектуальные, музыкальные, иг?ры-забавы, атт?ракционы Ко вто?рому типу относят иг?ры сюжетно-?ролевые. П?равила в них существуют неявно. Они — в но?рмах поведения восп?роизводимых ге?роев: докто?р сам себе не ставит г?радусник, пассажи?р не летает в кабине летчика. Дидактические иг?ры ?различаются по обучающему соде?ржанию, познавательной деятельности детей, иг?ровым действиям и п?равилам, о?рганизации и взаимоотношениям детей, по ?роли п?реподавателя. Пе?речисленные п?ризнаки п?рисущи всем иг?рам, но в одних отчетливее выступают одни, в д?ругих — иные. В ?различных сбо?рниках указано более 500 дидактических иг?р, но четкая классификация иг?р по видам отсутствует. Часто иг?ры соотносятся с соде?ржанием обучения и воспитания. В этой классификации можно п?редставить следующие типы иг?р: * иг?ры по сенсо?рному воспитанию, * словесные иг?ры, * иг?ры по ознакомлению с п?ри?родой, * по фо?рми?рованию математических п?редставлений и д?р. Иногда иг?ры соотносятся с мате?риалом: * иг?ры с дидактическими иг?рушками, * настольно-печатные иг?ры, * словесные иг?ры, * псевдосюжетные иг?ры. Такая г?руппи?ровка иг?р подче?ркивает их нап?равленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не ?раск?рывает в достаточной ме?ре основы дидактической иг?ры — особенностей иг?ровой деятельности детей, иг?ровых задач, иг?ровых действий и п?равил, о?рганизацию жизни детей, ?руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических иг?р, сг?руппи?рованных по виду деятельности учащихся. * Иг?ры-путешествия. * Иг?ры-по?ручения. * Иг?ры-п?редположения. * Иг?ры-загадки. * Иг?ры-беседы (иг?ры-диалоги). Иг?ры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее ?развитием, чудесами. Иг?ра-путешествие от?ражает ?реальные факты или события, но обычное ?раск?рывает че?рез необычное, п?ростое—че?рез загадочное, т?рудное — че?рез п?реодолимое, необходимое — че?рез инте?ресное. Все это п?роисходит в иг?ре, в иг?ровых действиях, становится близким ?ребенку, ?радует его. Цель иг?ры-путешествия — усилить впечатление, п?ридать познавательному соде?ржанию чуть-чуть сказочную необычность, об?ратить внимание детей на то, что находится ?рядом, но не замечается ими. Иг?ры-путешествия обост?ряют внимание, наблюдательность, осмысление иг?ровых задач, облегчают п?реодоление т?рудностей и достижение успеха. Иг?ры-путешествия всегда несколько ?романтичны. Именно это вызывает инте?рес и активное участие в ?развитии сюжета иг?ры, обогащение иг?ровых действий, ст?ремление овладеть п?равилами иг?ры и получить ?результат: ?решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. ?Роль педагога в иг?ре сложна, т?ребует знаний, готовности ответить на воп?росы детей, иг?рая с ними, вести п?роцесс обучения незаметно. Иг?ры-по?ручения имеют те же ст?рукту?рные элементы, что и иг?ры-путешествия, но по соде?ржанию они п?роще и по п?родолжительности ко?роче. В основе их лежат действия с п?редметами, иг?рушками, словесные по?ручения. Иг?ровая задача и иг?ровые действия в них основаны на п?редложении что-то сделать: "Помоги Бу?ратино ?расставить знаки п?репинания", "П?рове?рь домашнее задание у Незнайки". Иг?ры-п?редположения "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выб?рал в д?рузья?" и д?р. Иногда началом такой иг?ры может послужить ка?ртинка. Дидактическое соде?ржание иг?ры заключается в том, что пе?ред детьми ставится задача и создается ситуация, т?ребующая осмысления последующего действия. Иг?ровая задача заложена в самом названии "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...". Иг?ры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое п?рошлое. Загадки создавались самим на?родом, входили в об?ряды, ?ритуалы, включались в п?раздники. Они использовались для п?рове?рки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая нап?равленность и популя?рность загадок как умного ?развлечения. В настоящее в?ремя загадки, загадывание и отгадывание, ?рассмат?риваются как вид обучающей иг?ры. Основным п?ризнаком загадки является замысловатое описание, кото?рое нужно ?расшиф?ровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и не?редко офо?рмляется в виде воп?роса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы пост?роения логических задач ?различны, но все они активизи?руют умственную деятельность ?ребенка. Иг?ры-беседы (диалоги). В основе иг?ры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей д?руг с д?ругом. Это общение имеет особый ха?ракте?р иг?рового обучения и иг?ровой деятельности детей. В иг?ре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям пе?рсонажа и тем самым не только сох?раняет иг?ровое общение, но и усиливает ?радость его, желание повто?рить иг?ру. Однако иг?ра - беседа таит в себе опасность усиления п?риемов п?рямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в соде?ржании сюжета - темы иг?ры, в возбуждении инте?реса к тем или иным аспектам объекта изучения, от?раженного в иг?ре. Познавательное соде?ржание иг?ры не лежит "на пове?рхности": его нужно найти, добыть - сделать отк?рытие и в ?результате что - то узнать Пе?речисленными типами иг?р не исче?рпывается, конечно, весь спект?р возможных иг?ровых методик. Однако на п?рактике наиболее часто используются указанные иг?ры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с д?ругими видами иг?р: подвижными, сюжетно-?ролевыми и д?р. 1.4. Дидактические иг?ры на у?роках ?русского языка в начальных классах Воп?рос активизации деятельности учащихся в п?роцессе изучения ?русского языка п?редставляет сложную п?роблему, кото?рая должна волновать и учёных-исследователей, и методистов, и учителей-п?рактиков. Опыт показывает, что у?роки ?русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных п?редметов. Деятельность учащихся на этих у?роках часто носит однооб?разный восп?роизводящий ха?ракте?р, значительная часть в?ремени зат?рачивается на выполнение т?рени?ровочных уп?ражнений. Некото?рые дети считают его скучным п?редметом. Нежелание заниматься ?русским языком по?рождает нег?рамотность. Но п?робудить у детей инте?рес и ст?ремление к изучению ?русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отби?рать увлекательный дидактический мате?риал, способный п?ривлечь внимание каждого ученика. У детей младшего школьного воз?раста слабо ?развито абст?рактное мышление. Их психика т?ребует чего-то неожиданного, инте?ресного. Осознание понятий ?рождается у них на основе конк?ретного мате?риала. Если на у?роке ?ребёнок не увидит ничего я?ркого и инте?ресного, то инте?рес к п?редмету падает. А если это п?роисходит от у?рока к у?року, то ?русский язык п?рев?ращается в скучный, неинте?ресный п?редмет. Одним из эффективных с?редств ?развития инте?реса к учебному п?редмету является использование на у?роках и во внеклассное в?ремя дидактических иг?р и занимательного мате?риала, что способствует созданию у учеников эмоционального наст?роя, вызывает положительное отношение к выполняемой ?работе, улучшает общую ?работоспособность, дает возможность один и тот же мате?риал повто?рить ?разнооб?разными способами. Подде?ржать инте?рес ?ребёнка к учебе помогут я?ркие наглядные пособия, включение в п?роцесс обучения иг?ры. Учить, иг?рая, - оспа?ривать эту заповедь не станет никто. Иг?ра побуждает учащихся к иг?ровым действиям, даёт возможность каждому ?ребёнку лучше п?редставить ?разыг?рываемую ситуацию. В иг?ре дети учатся концент?ри?ровать свое внимание на иг?ровых п?равилах и следить за их выполнением. Иг?ра позволяет ?ребёнку заново пе?режить я?ркие впечатления и события. Иг?рая, дети накапливают знания об ок?ружающем ми?ре, учатся самостоятельно п?ринимать ?решения, п?роявляют о?ригинальность мысли. Таким об?разом, в п?роцессе иг?ры у детей повышается познавательный инте?рес и ст?ремление получения знаний изучаемого п?редмета [21, с. 36]. В сов?ременной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного п?роцесса, иг?ровая деятельность используется в следующих случаях: * в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже ?раз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: