VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Детская телевизионная журналистика как творческий процесс (на примере канала Карусель)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012952
Тема: Детская телевизионная журналистика как творческий процесс (на примере канала Карусель)
Содержание
     Детская телевизионная журналистика как творческий процесс (на примере канала Карусель) 
     
     
Содержание
Введение	2
Глава 1. Теоретические аспекты  творческого процесса в телевизионной журналистике	4
1.1 Телевизионная журналистика как творчество	4
1.2 Детская журналистика	7
Глава 2. Исследование детской телевизионной журналистики как творческого процесса  (на примере канала Карусель)	20
2.1 Творческий процесс в детской журналистике	20
2.2 Краткая характеристика канала «Карусель»	23
Заключение	28
Список литературы	30

     


     Введение
     Актуальность темы. С появлением телевизора в каждом доме, люди стали отдавать приоритет голубому экрану, а не прогулкам, походам, общению.
     Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека, способны долго удерживать его внимание и влиять на человека.
     Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы?
     На сегодняшний день влияние телевидения на детей особенно сильно. Это связано, конечно, с особенностями восприятия ребенка. Помогает ли современное телевидение развитию ребёнка и способности осмысления мира? Или, предлагая ребенку зрелище, оно затормаживает детей на той или иной стадии развития? Все зависит, разумеется, от того, грамотно ли контролируется процесс просмотра телевизора детьми в семье. К сожалению, последние наблюдения сводятся к тому, как телевидением пользуются «стихийно», отнюдь не задумываясь о том, что хорошо и что плохо для развития личности ребёнка, или о том, насколько это целесообразно - доверять телевидению весь досуг детей.
     За последние несколько лет очень возрос уровень компьютеризации населения, в том числе и населения младшего возраста. Этот факт наталкивает на два возможных варианта ответа на поставленный мной вопрос: Побеждает ли детская журналистика в противостоянии компьютерным играм и Интернету?» Первый ответ: проигрывает, в силу заинтересованности детей в компьютерных играх, отсутствия тяги к обучению, развитию. Второй ответ: выигрывает; на сегодняшний день довольно много телепередач, способных заинтересовать младшую аудиторию интересной игрой. Обучающие телепрограммы разрабатываются при участии преподавателей, психологов, методистов, поэтому имеют должный эффект и пользуются популярностью у детей. Развлекательные передачи носят и воспитательный характер, поэтому большинство родителей безукоризненно доверяют детскому телевидению, чего не скажешь о доверии Интернету и компьютерным играм.
     Объектом исследования данной курсовой работы является творческий процесс в телевизионной журналистике.
     Предмет исследования - детская телевизионная журналистика как творческий процесс  (на примере канала Карусель).
     Цель данной работы - рассмотреть детскую телевизионную журналистику как творческий процесс.
     Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач:
     - рассмотреть телевизионную журналистику как творчество;
     - рассмотреть детскую телевизионную журналистику на современном этапе;
     -  изучить творческий процесс в детской журналистике;
     - подробно изучить контент телеканала «Карусель».



     Глава 1. Теоретические аспекты  творческого процесса в телевизионной журналистике
     1.1 Телевизионная журналистика как творчество
     Теоретики разделяют все существующие профессии на три группы: человек - человек, человек - машина, человек - техническая система. Тележурналистика, как и журналистика в целом, входит в группу человек - человек, то есть одной из самых сложных профессий. Относясь к духовно-практической деятельности, она проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества - деятельность, рождает что-то качественно новое.
     Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ориентировано на создание таких произведений, которые способны удовлетворить особые общественные потребности, актуальные в данный момент.
     Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того, чтобы творчество было целенаправленным применяются специальные навыки, под которыми понимается способность выполнять определенную работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Настоящий профессионал обязательно должен владеть основными навыками мастерства.
     В структуре журналистского творчества определяются:
     - мотивы: потребность выразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям, несбывшиеся ранее авторские стремление, увлечения самим процессом творчества;
     - цель: осуществление замыслов и мечтаний, самопознания личности, познания мира, реализация эстетических потребностей;
     - функции: познавательная, художественно-образная, выражение и коммуникация эмоций.
     Самым эффективным средством для осуществления этих функций, для воспитания аудитории, формирование общественного сознания и общественных вкусов является телевидение. А если учесть персонифицированный характер телевещания, можно говорить об усилении роли и авторитета тележурналиста: ведущего, комментатора, репортера, сценариста - личности.
     Творческая личность - это человек, для которого творчество становится важнейшим регулятивом, ценностью цели жизни, способом владения мира и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами и гарантированным степенью пользы, творческая личность в процессе творчества транслирует свое "я" в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения.
     В процессе работы над телевизионными передачами тележурналист проявляет себя как творческая личность путем проникновения в «пространства»:
     - человеческой психики (интра-индивидное проявление)
     - внутреннего мира (интер-индивидное проявление)
     - реализации человеческих возможностей (мета-индивидное проявление).
     Одно из специфических проявлений телевидения - стремление проникнуть в каждое из этих «пространств». Происходит это с помощью инструментария, от эффективности использования которого зависят результаты практической деятельности ... Это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей - своего рода системы профессиональных координат, без освоения которых тележурналист произойти не может.
     Особая роль в творческой деятельности уделяется личностным качествам тележурналиста: интересам, способностям, уровню профессионализма.
     Интерес - эмоциональное проявление познавательных потребностей - может быть непосредственным, когда он вызывается яркими особенностями или качественным содержанием объекта, и опосредованным, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности. Интересы различаются также по содержанию (общественно-политические, интеллектуальные, эстетические), по широте (имеется в виду разнообразие интеллектуальных запасов личности) и по степени устойчивости (ситуативные, переходные и устойчивые).
     Способности - совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности. Способности могут быть общие (проявляются в большинстве видов деятельности) и специальные (обозначаемые в отдельных видах профессиональной деятельности). Специальные способности тележурналиста - это интеллект, воображение, образное мышление, специфика памяти и внимания, развитие эмоциональной сферы.
     Профессиональные способности - совокупность способностей, определяющих успех в профессии, -  они могут быть развиты только в профессиональной деятельности. В тележурналистике на первый план выступают такие свойства, как память, внимание, образное мышление, воображение.
     На определенном уровне творческой деятельности тележурналист достигает умений: использует полученные навыки в нестандартных условиях. Высокий уровень профессионализма - мастерство, достижение высокого искусства в своей деятельности, сохранения творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизионного творчества, формирования новых методов.
     Если журналист стремится привести в действие общественное мнение, оставить в нем какие-то следы, то и средства должны быть соответствующие: красота логики, убедительность аргументов, сотворчество вместе со зрителем.
     1.2 Детская журналистика
     Исследуя формы и методы создания телепрограмм для детей и юношества, следует учитывать актуальность выбранной темы. Теоретики и журналисты-практики, когда речь идет о различных формах организации материалов, в основном оперируют понятием "жанр", часто забывая о существовании термина "форма". Определенные наработки в этом направлении были сделаны: в телевизионной журналистике - Э. Багировым [1], в радиожурналистици - В. Миронченко [4], В. Ружников, В. Ярошенко [6], В. Смирновым [7]. Исследователями детских телепрограмм этот вопрос подробно рассматривался, поэтому можем утверждать, что формы и методы создания детских программ еще недостаточно разработаны.
     Форма детской телевизионной программы определяется, прежде всего, содержанием, но она также зависит от различных средств, благодаря которым это содержание реализуется. Отметим, что понятие "форма" близко к понятию "жанр", они "имеют некоторую внешнюю схожесть и поэтому их часто путают. Между тем понятия эти не однородны. Они принадлежат к разным понятийным системам» [4, с.86]. В этом случае уместно сослаться на замечания В. Ружников [6, с. 142], который обосновал разногласия между этими понятиями. По его мнению, понятие "форма радиопередачи" относится к сфере программной деятельности и касается построения программы вещания. Передача - это составная часть программы, которая в определенной степени имеет самостоятельное значение. Различные формы передач - это разные способы выделения и организации частей речевого материала внутри программы.
     Основываясь на опыте предшественников, В. Смирнов предлагает свою дефиницию термина "форма": "Форма речь - это способ организации звукового материала в соответствии с тематикой, адресной направленности, конкретного времени выхода передачи в эфир и ее объема» [7, ??9].
     В процессе анализа готовой телепродукции форму телепередачи С. Дмитровский рассматривает как "способ выделения одного или нескольких материалов с общей телевизионной программы (например, выпуск новостей, информационная программа, тележурнал т.д.)» [3, с. 170].
     Понятие "жанр журналистики" касается процессов творчества, восприятия и влияния журналистского произведения на слушателей. Жанр - это определенный тип журналистского произведения [6, с. 4-5], "который отличается особым способом освоения жизненного материала, имеет четкие признаки структуры» [3, с. 43].
     Формы более подвижны, чем жанры. Они меняются в зависимости от задач, которые ставит перед собой теле-организация на разных этапах речи, структурирование ее сетки, способов представления материала. Формы разнообразны, чем жанры, поскольку их конкретные функции, приемы структурирования материала значительно развернутые и открыты для моделирования. Практика телевещания имеет немало примеров, когда "жанр" и "форма" речи совпадают, то есть тогда в эфире появляется моно-жанровая передача.
     На выбор формы телепрограмм влияет и формат, в котором работает компания. "Формат - это концепция компании, состоящая из содержания, ритма речи, эстетических норм программирования, манеры работы ведущих и других специфических особенностей организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории" [5, с. 371-372]. Это определение, по нашему мнению, является полным и основательным, может использоваться для определения как радийного, так и телевизионного формата. Термин "формат" широко употребляется, когда речь идет о FM-радиостанции. Но и телевизионные каналы имеют свои особенности речи, хотя и менее выражены. Избранный формат вещания каналов влияет не только на форму программ, но и обусловливает целевую аудиторию.
     Известный теоретик СМИ Багиров в своей книге [1] приводит примеры классификаций передач по форме, которую предлагают ученые мира. Они основываются на различных принципах: по типу условности - документальные, документально-художественные и художественно-игровые; служебные и независимы; по знаковой системой - разговорные (выступления, интервью, беседы, дискуссии) и изобразительные; по форме структурной организации - спектакль, концерт, телегазета, прямой репортаж, журнал, беседа, документальный фильм, игра, конкурс; по степени творческой переработки - передачи и фильмы, студийные но не студийные, "живые" и в записи; по объему - сюжет страница, рубрика, концертный номер; цикл, серия, сериал; по жанрам. Рассмотрим подробнее несколько классификаций передач, важных в процессе создания телепрограмм для детей и юношества.
     Типо-формирующие признаки программ характеризуются рядом факторов, в частности целевыми установками, направленностью на определенную группу аудитории. Основные типы программ по форме структурной организации свойственны как для «взрослого», так и для детского вещания. К ним относятся новости, программы журнального типа, программы-диалоги, программы-обзоры, игровые программы.
     Среди большого объема информации о жизни нашей планеты, знаний о физических и химических законах бытия, которыми каждый день пополняются умы подрастающего поколения, безусловно, важное место отводится текущим новостям. Узнавая о событиях, происходящих в различных уголках земного шара, и, прежде всего, своей страны, люди с интересом, тревогой, надеждой наблюдают за динамикой процессов, которые могут влиять на их жизнь. Российские телеканалы удовлетворяют эту потребность, однако по большей части только взрослого населения. Общегосударственные каналы детских выпусков новостей не готовят. Информационная форма детского вещания существует в эфире отдельных региональных компаний. Ведущие этих программ и авторы сюжетов - юные корреспонденты возрасте от 7 до 15 лет.
     Особенность информационного вещания заключается в том, что оно должно приближаться к максимальной объективности. Задача корреспондента редакции новостей - сообщать факты. Комментарий и оценку должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. Наиболее существенными и важными для восприятия является объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества являются неотъемлемыми атрибутами выпусков новостей. К сожалению, принципы актуальности и оперативности не всегда реализуются в детских информационных выпусках. Приведенные выше программы выходят в эфир только один раз в месяц. К тому же, сюжеты рассказывают о событиях родного города, реже области и вовсе не касаются событий в стране или за ее пределами.
     Важным атрибутом информационного выпуска должно быть особое звуко-зрительное оформление. Динамическая заставка, оформление студии, музыкальные отбивки между сюжетами - все это создает стиль передачи, составляет ее сетку, которая каждый раз наполняется новыми сюжетами. Отметим, что детские информационные региональные выпуски соответствуют этим требованиям, некоторые из них имеют постоянные рубрики: "Культура", "Образование", "Досуг", "Спорт".
     Продолжительность детских информационных программ не превышает 20 минут и, как правило, состоит из четырех-пяти сюжетов. Для них не свойственный деловой стиль подачи материала ведущими, ускорение речевого темпа. Это связано с особенностями усвоения текста юной аудиторией. Особенностью детских новостей является то, что творческие работники редакций юношеских программ нередко экспериментируют, и закадровый текст сюжетов накладывается на музыкальное сопровождение. Подобный метод широко используется во многих «взрослых» программах, но не информационных.
     Следующая форма - программы журнального типа. Эта форма речи прошла испытание временем и сохранила свою актуальность по сей день. Передачи этого типа привлекают внимание различных слоев населения. Главное преимущество этой формы речи - мобильная структура, позволяющая использовать различные темы, жанры, гармонично сочетать актуальный, развлекательный и музыкальный материал. Периодичность накладывает существенный отпечаток на содержание журнала. В нем отсутствуют оперативные новости, а если и содержится информация, то определенной тематики, не требующей срочного представления в эфир.
     Ведущий тележурнала является центральной фигурой. Его функции разнообразны, он связывает весь материал выпуска в единое целое, поддерживает контакт с аудиторией. Связи могут иметь формальный, структурный характер, а могут нести дополнительную нагрузку. В мостиках между сюжетами он может дать более развернутое представление о людях, о которых идет речь, осветить ситуацию интересным историческим материалом [7, с. 112]. 
     Журнальный тип речи позволяет создавать программы продолжительностью от 30 до 60 минут. Представление видеоматериала порциями в виде рубрик или сюжетов, комментарии ведущего и дополнительная информация не утомляют зрителя. Особенностью детских программ этого типа можно назвать их непродолжительность. Это обусловлено детской моторикой и неспособностью воспринимать много информации за один просмотр, поэтому хронометраж детской программы журнального типа, как правило, не превышает 30 минут.
     Следующий тип программ по форме - программы-диалоги. Они предусматривают участие нескольких собеседников, которые по очереди обмениваются мнениями по выбранной темы, дополняют друг друга. Такие программы интересны тем, что показывают процесс живой мысли, ее зарождение, развитие и движение к определенному результату в виде заключения. И все это происходит на глазах у зрителя. Программы такого типа имеют существенное значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно на языке, составляет одну из основ телевидения как социальной системы.
     Программы-диалоги существуют и в детском вещании. Основной компонент этих программ - это разговор с героями. Он может быть в форме интервью, беседы или дискуссии. Авторы телепередачи "Вы знаете?" выбрали для своей программы проверенный временем жанр интервью. Героями программы становятся дети с различными предпочтениями и увлечениями. Задавая им вопрос, ведущий пытается выяснить, чем именно привлекает их внимание. 
     Создание интересных диалогов требует от авторов определенной подготовки: узнать подробности по выбранной для диалога теме, подобрать собеседников. Если герои передачи - известные люди, стоит ознакомиться с их предыдущими интервью. "Чтобы добраться до глубинных свойств личности собеседника, от ведущего требуется особый душевный настрой. Иначе, все будет якобы правильно, возможно, даже непринужденно, но не взволнует, не затронет, не вызовет ответного чувства» [8, с. 166]. Именно душевного настроения и особого творческого подхода требуют телевизионные беседы с юными героями программ. При создании детских программ большое значение имеет способность ведущего освободить героя от страха перед телекамерой, настроить его на полноценный разговор живой детским языком, а не заученными в школе или с телеэкрана фразами. Большинство программ для детей и юношества российского производства страдает именно от этой проблемы - юные герои, а зачастую и ведущие программ говорят штампами, заученными фразами, изымая из своей речи детскую непосредственность и экспрессивность.
     Еще один важный аспект при работе с детьми в телестудии: вопросы желательно задавать героям передач, как относиться к собеседнику (или как к ребенку, или как к зрелой личности)? Несомненно, что программы-диалоги должны нести многоплановую, развернутую, индивидуализированную информацию и опираться на общепринятую методику интервьюирования: "задавая вопросы, следует избегать многозначных понятий основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, поскольку длинный вопрос оппонент может не запомнить, и ответить только на часть вопроса (как правило, последнюю) вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо ограничиваться лишь выбором между двумя вариантами ответа[ 8, с. 166-167].
     Программы-обзоры для детей и юношества на современном этапе телевизионного вещания в России отсутствуют. В эфире отсутствует как отечественная, так и иностранная продукция такого типа программ для детей. По нашему мнению, это связано с тем, что такой тип вещания требует аналитического подхода, отслеживание событий, которые были бы интересными и должны внести резонанс в детской аудитории. Кроме того, основная цель программ такого типа - "изображение для зрителей причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития" [8, с. 177]. Становится понятным, что подобный вид деятельности требует особой подготовки, как автора программы, так и зрителей.
     Несомненно, игровые программы являются наиболее распространенным типом программ для детей и юношества, которые занимают определенное место в эфире по способам связи с аудиторией и особым смыслом. Игровые программы, как правило, рассчитаны на конкретную возрастную аудиторию, поскольку именно от возраста потенциальных зрителей зависят характер и сложность игры. Особенности детской аудитории, детского восприятия, вера в сказку, в чудеса, в добрых волшебников и фей во многом обусловливают организацию их внимание, что сформировалась еще в раннем детстве во время прослушивания "бабушкиных" сказок. Практика показывает, что "детей захватывает действо, если в нем есть элемент игры. Через игру, с ее помощью маленький человек познает мир, особенно мир отношений в детском коллективе. Дети не любят поучений, наставлений, морализованных сентенций» [7, ??с. 157].
     В русском вещании подавляющее большинство детских программ имеют элементы игры. Еще одна разновидность игровых программ, которые присутствуют в российском телевещании - это музыкальные игровые программы. 
     Следующий важный вид детских игровых программ - это программы с кукольными героями. Такие персонажи наделяются специальными волшебный силами и добавляют программе сказочности, обаяния, доброты, приближают телевизионную программу в мир детей. Сказочные кукольные персонажи своим поведением и заинтересованностью к мирозданию, приближенные к детям дошкольного и младшего школьного возраста, становятся как бы их воплощением на телеэкране. Ребенку значительно легче поверить в то, что говорит кукольный герой, чем самый умный ведущий-человек. Игровой момент в подобных программах немного другой, чем в шоу-программах. В связи с тем, что в этих программах не участвует студийная аудитория, герои сами воплощают игровой момент, то есть в начале новой передачи перед зрителями и ведущими, каждый раз возникает новая задачи и в течение действа они находят пути к ее решению. А кукольный персонаж, присутствующий в каждой из приведенных программ, имеет возможность быстро переноситься в телеэфире с одной точки земного шара в другую, с одного события в другое.
     Охарактеризовав детские программы по форме структурной организации, отметим, что почти все формы, за некоторым исключением, представлены в детском телевещании России.
     Следующая характеристика - по степени творческой проработки. Как правило, телепродукция для детей транслируется в записи, очень редко вживую. Это объясняется тем, что возрастные особенности аудитории не позволяют предсказать поведение юных гостей в студии, невозможно спрогнозировать, будут ли они раскованными, собранными и свободно вести себя перед работающей камерой. 
     О программах, подготовленных в студии, и программах нестудийных, то их количество почти одинаково. Кроме того, точные расчеты провести достаточно сложно, поскольку большинство периодических программ для детей, выходящих в эфир на региональных каналах, не имеют постоянной формы и места проведения. Даже такие, рассчитаны именно на студийное воплощение программы, как "Вечерняя сказка", могут отходить от устоявшейся формы. Постоянные выпуски готовятся в оформленной под уютную комнату студии. Отметим, что подобные отступления от принятой формы программы позволяют более детально и наглядно показать юной аудитории материал, раскрыть тайны того или иного ремесла.
     Исходя из формата собственной теле-организации, выбрав необходимые формы для своей деятельности, творческие работники должны пользоваться методами, которые основываются на психологических теориях восприятия различными возрастными группами. Психологи различают несколько типов восприятия: эмоциональный, аналитический, образный [2]. Группе детей 6-10 лет свойственен эмоциональный тип восприятия, 11-13-летние склонны к аналитическому. Установлено также прямую взаимозависимость образного и образно-эмоционального типа восприятия и внушаемости. Подростки в возрасте 11-13 лет прихотливы к логике содержания и менее подвержены внушаемости сравнению с 6-10-летними детьми.
     Детям 5-7 лет следует предлагать игровые телепередачи, способствующие формированию творческого воображения и способности управлять своим поведением. Чрезвычайно полезным можно считать просмотр детских мультфильмов, снятых по сюжетам известных детских сказок, учат и учат хорошим манерам, примерного поведения, послушания. Подбирая репертуар для просмотра младшим детям, и рекомендуя те, или иные передачи подросткам, следует помнить об особенностях детской психики - желание подражать героям с телефильмов и передач. Также юные зрители не всегда способны отличить вымысел от жизненных реалий. И они могут думать, что так, как ведут себя их кумиры на телеэкране, так же следует и им вести себя в жизни.
     Особенностью детей 7-11 лет (младший школьный возраст) является новый этап развития психики, связанный с началом обучения в школе. Для этой целевой группы важным в телепрограммах, является сочетание познавательного с интересным. Поскольку они активно включаются в общественную жизнь, целесообразным было бы через телепередачи разъяснять детям общепринятые в обществе нормы жизни и правила поведения. Вернувшись домой из школы, ребята включают телевизор, стремясь получить не только развлечений, но и пользы от увиденного.
     Подростки в возрасте 11-15 лет характеризуются стремлением к самореализации. Телевизионные передачи для них должны учитывать их потребности в расширении собственного мировоззрения, познании жизни молодежи в других странах, содержать рассказы о интересное и полезное времяпрепровождение, чтобы в будущем выбрать подходящий вариант для себя. Следует также принимать во внимание тот факт, что дети этого возраста уже начинают ориентироваться на взрослую жизнь. Поэтому дидактические наставления для них неприемлемы и могут вызвать негативные последствия, нежелание снова возвращаться к чрезмерно назидательной телепередаче.
     Юношеской аудиторией лучше воспринимаются материалы телепрограмм, побуждающих к поисковой деятельности. Большинство школьников предпочитает передачам, в которых к ним обращаются с вопросами, ставят задачу, просят оценить тот или иной факт, событие, явление, поступок взрослого человека или сверстника и тому подобное. Телевикторины - яркий пример. Они побуждают детей и юношей пользоваться учебниками, словарями, справочниками, специальной литературой, встречаться с интересными людьми. Выясняя любой вопрос, например, по российской истории, культуре, искусству, явлениям, юные зрители проявляют свои знания, моральные ценности, эмоциональный настрой. В процессе такой активной деятельности формируется сознательное отношение к учебе, которое реализуется также через использование услышанной и увиденной информации из других источников.
     Сравнивая телевидение и кинематограф, отметим, что преимущество первого в общении с юным зрителем заключается в том, что телеэкран способствует более доверительной беседе с юношами на сложные темы, требующие особого такта и внимания. Этот эффект достигается благодаря такому характерному качеству телевидения, как доверчивость контакта. Багиров отмечает: "Исходя из этой особенности теле-действа, происходит стирание психологической границы между миром на экране и реальной средой нашего восприятия. Поэтому если в кино зритель отождествляет себя с героями, то во время просмотра телепрограмм он уподобляет героя в себе. В кино точка отсчета - герой, на телевидении - мы сами. И мы скорее сравниваем телегероя с собой, а не воплощаемся в него" [1,  с. 97].
     Запросы в каждой детской возрастной группе оказываются в ориентации на тот или иной жанр. К произведениям поэтико-метафорического характера (фольклор, сказка) тяготеют дошкольники и дети младшего школьного возраста. Подростков и юношей привлекают приключенческие жанры. Психологическая драма, эпос - в центре внимания учащихся средних классов и старшеклассников. Дети с наиболее развитым эстетическим вкусом способны к метафорического мышления, тяготеют к передачам лирико-поэтического, притчевого характера.
     Телепрограммы для школьников должны иметь все основные черты, присущие телевидению как искусству. Первичное начало в них - игра, которая является средством специфического детского принятия окружающей действительности. Произведения для детей специфические не тем, что они имеют особые сюжеты. Их отличительные черты надо искать в открытом принятии колдовства, сказочности, что очень свойственно детском сознании. В передачах для детей и юношества "запрещается" механическое перенесение таких средств "взрослого телевидения", как, скажем, неоднозначность оценок, туманность, разочарование в нравственных позициях.
     Таким образом, телепередачи для детей и юношества должны быть эмоциональными, непосредственно оказывается в самом отборе материала, характерном общении ведущих со своими зрителями. Нужен эмоциональный настрой могут создать сами дети, если они являются не только участниками той или иной передачи, но и ее создателями в качестве авторов и ведущих. Телевидение должно способствовать развитию способностей у детей. Воплощение этой цели возможно за счет создания различных познавательных программ, таких как "Клуб путешественников", "В мире животных", адаптированных для этого возраста.
     В телепередачах для юношества следует учитывать, что в этой возрастной группе разница в два-три года существенная, хотя почти не заметна на первый взгляд. В конце концов, речь должна идти о двух возрастных групп: одна тяготеет к детству, другая - к юношеству. Сказочное и игровое не уступает свои права, но существенно переосмысливается. В центре внимания юношей - не действие и поступки персонажей, а мотивы этих действий. Экранный рассказ усложняется. Условность построения полностью открыта, но уважение к первичному сказочному началу полностью остается.
     Для этого возраста "противопоказаны" поучения и дидактичность, потому что этический максимализм подростка, обостренное чувство справедливости часто становятся причиной безразличного отношения юношей к слишком ровному, спокойному течению жизни на экране.
     А. Храмов рекомендует: "Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должен превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10:00. Также желательно, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд» [9].
     Таким образом, создание телепередач для детско-юношеской аудитории требует от тележурналистов четкого осознания и ориентации на определенную возрастную аудиторию. Теории психологического развития ребенка подтверждают, что создание универсальной передачи для всех возрастных категорий нецелесообразно. В этом случае стоит направлять внимание на отдельную группу зрителей: детей, подростков или юношей.
     Воплощение в жизнь предложенных нами методов организации видеоматериала для юной аудитории, а также расширение палитры форм, позволит наполнить эту часть медиарынка интересными и познавательно-развивающими программами. Это, в свою очередь, позволит закрепить за телевидением право быть полноценным сегментом интеллектуального развития, воспитания и образования молодого поколения.
     

     Глава 2. Исследование детской телевизионной журналистики как творческого процесса  (на примере канала Карусель) 
     2.1 Творческий процесс в детской журналистике
     То, что детская журналистика — это творчество, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнения. Чтобы найти общий язык с детьми и подростками, нужно самим взрослым перевоплотиться, встать на место своих подопечных, чтобы общаться с ними на одном языке. Размышляя о творческой составляющей детской журналистики, в первую очередь, видимо, необходимо выделить:
     а) собственно содержание и художественное оформление детской периодики как результат творческого процесса создателей детских СМИ, как взрослых, так и детей;
     б) функционирование детских самодеятельных объединений — студий, «школ» журналистики (в редакциях СМИ, во внешкольных учреждениях, в школах) как творческий процесс приобщения к журналистской профессии;
     в) создание условий для творческого процесса ребенка, такого, например, как игра в журналистику (может быть, самое главное).
     Как известно, детство — это особое психологическое состояние человека, в основе которого заложена игра. Ребенок, наблюдая окружающую действительность, поведение людей, именно в играх воссоздает образно интерпретированную модель жизни. Это своеобразный театр детства, где в форме игры, стихийного подсознательного действия привносятся элементы сознательного отношения. На основе этого формируются и развиваются творческие, созидательные качества ребенка.
     Не случайно известный философ, культуролог М.С. Каган в 1996 году, используя деятельностный подход к изучению культуры, одной из социальных функций культуры, наряду с преобразованием, общением и художественным освоением мира, впервые официально выделяет игровую функцию [3, с. 72].
     Игра занимает важное место в жизни ребенка, доставляя ему при этом большое удовольствие. Его представления «с ранних лет полны образности. Ребенок "воображает" нечто другое, представляет что-то более красивое, или возвышенное, или более опасное, чем его обычная жизнь. Ребенок видит себя принцем или отцом, или злой ведьмой, или тигром. При этом он испытывает такую степень восторга, которая совершенно роднит его с мыслью, что он и взаправду принц и т.д., хотя "обыденная" реальность при этом и не вытесняется полностью из сознания. Его представление есть "как будто" воплощение, мнимое осуществление, есть плод "воображения", то есть выражение или представление в образе» [5, с. 24—25].
     В чем же отличие художественной, в частности журналистско-литературной деятельности, от игры? В целесообразности. В процессе творческой деятельности человек изменяет самого себя, свои способности, свой внутренний мир, всякий раз преобразуя предмет в своем воображении в соответствии с представлением о желаемом как возможном.
     Известно, что термин «игра» ввел в научный оборот Иммануил Кант, поскольку этот феномен культур.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.