VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деонтическая модальность как логическая основа нормативных установок текста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003094
Тема: Деонтическая модальность как логическая основа нормативных установок текста
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   2
1 Теоретические основания лингвистического изучения ценностных и нормативных аспектов культуры                                                                           6
     1.1 Культурные нормы, их типы и функции                                               6
     1.2 Понятие ценностей и их функции. Соотношение ценностей с нормами и оценками                                                                                             18
     1.3 Деонтическая модальность как логическая основа нормативных установок текста                                                                                                    29
     1.4 Взаимосвязь нормы и оценки в деонтическом высказывании          32
2 Ценностные и нормативные характеристики кодексов профессиональной этики в корпоративном дискурсе                                                                         44
     2.1 Понятие, сущность и функции корпоративной культуры                 44
     2.2 Жанровые особенности кодекса профессиональной этики, как нормоустанавливающего документа                                                                   65
     2.3 Предпереводческий анализ текста кодексов профессиональной этики                                                                                                                       87
     2.4 Функционирование ценностей профессиональной этики в корпоративном дискурсе                                                                                      94
     2.5 Методологическая основа лингвистического исследования норм и ценностей корпоративного дискурса                                                                 112
     2.6 Содержательно-структурные константы кодексов профессиональной этики                                                                                    118
Заключение                                                                                                           140
Список использованных источников                                                                 142
     
     

     Введение

     Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Нормы выполняют ряд важнейших для общества функций: они упорядочивают поведение индивидов, регулируют общественные отношения, контролируют поведение, сегментируют индивидов по группам, а группы внедряют в общество [117]. 
     Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны.  Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих общество и его коммуникацию. Важнейших, прежде всего в силу того, что именно ценности являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом. Аксиологическая проблематика стала предметом наук - философии, социологии, антропологии, аксиологической лингвистики и других наук. 
     В современной лингвистической науке стало исключительно актуальным решение аксиологических проблем. В начале 20 века был введен термин «аксиология» П. Лапи и Э. Гартманом для обозначения нового раздела философии, занимающегося ценностной проблематикой, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики. Многие ученые, такие как Б. Г. Ананьев, Б. Е. Арама, Н. Д. Арутюнова, Н. Ф. Алефиренко, В. В. Виноградов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Спивак, Е. М. Вольф, Е. В. Бабаева давали определения ценностям и исследовали возникшие вопросы. Мы придерживаемся определения данное В. Б. Кашкиным «Ценности, высшие ориентиры общества, служат инструментом для построения той или иной модели этического поведения в разных сообществах. Ценности составляют фундамент культуры, поэтому выветривание ценностей ведет к культурной деградации» [47]. 
     В данной работе рассматриваются тексты профессионального кодекса в корпоративном дискурсе и их языковые, смысловые и структурные особенности, отражающие ценности и нормы в данных текстах. Именно это и является объектом и предметом исследования. 
     Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:
     * малоизученностью нормативных текстов корпоративного дискурса;
     * недостаточной разработкой лингвотеоретических проблем    исследования нормативно-ценностных признаков дискурса;
     * необходимостью дальнейшего изучения лингвистических аспектов
корпоративного дискурса на материале профессиональных кодексов;
     * востребованностью использования профессиональных кодексов.
     Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу текстов с деонтической модальностью. Данная работа является первым лингвистическим исследованием текстов профессиональных кодексов во взаимосвязи его структурных, содержательных и языковых особенностей, отражающие ценности и нормы. 
     Цель работы заключается в лингвистическом исследовании структурных, смыслов и языковых особенностей, отражающие ценности и нормы  в английском корпоративном дискурсе. В качестве материала были использованы англоязычные профессиональные кодексы различных профессий, размещенных на сайтах компаний (http://www.medicalboard.gov.au/; http://www.iedconline.org/web-pages/inside-iedc/iedc-code-of-ethics/; http://www.nysba.org), сообществ (http://www.ehow.com/about_7363803_code-ethics-chefs.html; www.kindredagency.com; http://www.college.police.uk/Pages/Home.aspx; http://legisquebec.gouv.qc.ca/en/ShowDoc/cr/B-1,%20r.%203.1).Общее количество проанализированных текстов составило более 60 кодексов (более 600 страниц). 
     Для достижения данной общей цели поставлены следующие задачи:
     * рассмотреть определения культурные нормы, их типы и функции;
     * рассмотреть понятие ценностей и их функции;
     * определить способы взаимодействия ценности, нормы и оценки;
     * указать значения и сущность деонтической модальности;
     * выявить понятие, сущность и функции корпоративной культуры;
     * выполнить предпереводческий анализ текста кодексов профессиональной этики;
     * выявить содержательно-структурные константы в текстах профессионального кодекса, которые отражают ценности и нормы определённых профессий.
     В качестве методологии исследования использовано общенаучное наблюдение, функциональный анализ контекстуальной информации, семантический и структурно-семантический анализ языка кодексов; лингвистический анализ текста. Результаты   имеют как теоретическое, так и практическое значение. 
     Теоретическая значимость работы вносит вклад в осмыслении взаимодействия нормы и оценки в деонтической модальности; в выявление вариативных и инвариантных элементов текста – структурных, смысловых и языковых констант, выражающие ценности и нормы.
     Практическая ценность работы состоит в возможности применения результатов исследования и языкового материала при разработке курсов по лингвистике текста, теории и практике межкультурной коммуникации, практике преподавания английского языка профессионального и делового общения (при обучении составлению и понимаю деловых документов). Материалы работы могут использоваться при разработке спецкурсов и учебных пособий по языку корпоративного дискурса. 
     Результаты исследования могут быть полезны для составления инструкций и рекомендаций для составляющих тексты профессиональных кодексов. 
     Результаты исследования нашли своё отражение в докладе на 55-ой научно-практической конференции «Актуальные проблемы английской и китайской филологии», в публикациях:
     1. «Деонтическая модальность и лингвистические средства её репрезентации в кодексе профессиональной этики» в Научном Вестнике «Воронежского государственного архитектурно-строительного университета», серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация»;
     2. «Ценности и нормы в кодексах профессиональной этики корпоративного дискурса» в Вестнике «Воронежского государственного университета», серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (в печати).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
     ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АСПЕКТОВ
     КУЛЬТУРЫ
     
     1.1 Культурные нормы, их типы и функции

     Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочивать отношения в своей среде, регулировать взаимоотношения таким образом, чтобы действовать согласованно и эффективно. Ещё в первобытном обществе возникали первые правила взаимоотношений между людьми, а средствами ограничения в поведении человека служили различные табу – категорические запреты на какие-либо действия или предметы. 
     Табу фактически были первыми законами, т.е. нормами человеческого сосуществования. Возникая на ранних стадиях человеческой эволюции, культурные нормы с помощью знаковых систем передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – традиции, обычаи, обряды. Одна из важнейших функций культуры – регулятивная – осуществляется благодаря осознанию людьми необходимости регулирования всех видов их деятельности.
     Устойчивое и действенное регулирование отношений в обществе достигается через нормы, которые обеспечивают единообразие и согласованность в деятельности людей. Следование культурным нормам является необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. 
     Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его основой или необходимым элементом своих размышлений. Так, «Э. Дюркгейм рассматривал типы норм, воплощенных в праве» [28]. «М.М. Ковалевский полагал, что солидарность людей - норма, классовая борьба - отклонение от нее» [84]. «П.А. Сорокин писал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе «целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения»» [80]. 
     В социологическом словаре норма рассматривается как предписания, служащие общими указаниями для социального действия. Человеческое поведение обнаруживает определенную упорядоченность, которая является результатом следования общим ожиданиям или нормам. В этом смысле человеческое действие в самой своей основе оказывается подчиненным правилам. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а нормативное поведение - это не просто наиболее часто встречающийся образец. «Нормы предполагают наличие легитимности, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Отклонение от норм наказывается санкциями, приобретаются же нормы посредством интернализации и социализации. Данное понятие является ключевым для теорий социального порядка» [100].
     В культурологическом словаре «норма это культурный механизм закрепления и контроля над выполнением определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Нарушение норм вызывает негативные социальные санкции, наказание по отношению к нарушителю со стороны др. членов сообщества. Понятие норма конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний» [101].
     Столь пристальное внимание к нормам, включение их в социальные теории закономерно, поскольку вся социальная жизнь в той или иной мере ими пронизывается и регулируется. Наличествующее сегодня представление о социальной норме необходимо отразить в определенной типологии, без которой описание нормы, понимание ее роли становится затруднительным. 
     Норма как идеал. Если рассмотреть этот вид применительно к различным областям человеческой жизнедеятельности, то можно опереться на следующие примеры: в медицине - совершенно здоровый человек, в педагогике - полностью успевающий по предметам класс, в социальной жизни - отсутствие преступлений. 
     Норма как образец поведения, как правило или эталон, как традиция. Примером в данном случае может быть следование любым, принятым в данном сообществе правилам, таким, например, как уважение к старшим. 
     Норма профессиональная. Пример - технические стандарты или свод правил для медиков, объединенный "клятвой Гиппократа". 
     Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий. Все указанные типы норм существуют в реальности и выполняют ряд функций. 
     Можно согласиться с М. И. Бобневой, которая полагает, что «социальные группы вырабатывают нормы как средства для оформления, спецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей» [15]. 
     Нормы – это устойчивые регулятивные образования, выполняющие ряд функций:
* обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей в достижении общественно одобряемых целей; 
* исключают или ограничивают проявление случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, которые могут иметь негативные последствия; 
* обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения; формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим, т.е. помогает взаимопониманию.
     Нормы могут быть как ситуативные (требующие исполнения лишь при конкретных обстоятельствах – «при пожаре звонить 01»), так и всеобщими (заповеди в Ветхом Завете, законы в обществе). Следует различать нормы по степени вовлеченности в их исполнение членов общества. Так, выделяются следующие виды норм:
* общекультурные – это правила поведения на улице, в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности;
* групповые – образцы поведения, характерные для некоторого класса, сообщества или организации (например, обязательный деловой костюм для проведения деловых переговоров);
* ролевые нормы, определяющие характер поведения человека в определённой ролевой позиции (как руководителя, покупателя, члена семьи и т.д.) [79].
     Можно говорить также об экономических, политических, моральных и других нормах, которые регулируют разные сферы социальной жизни. Так, моральные нормы в основном формируются в практике общения и отражают жизненный опыт многих поколений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми представителями общества или отдельными людьми. Авторитет человека в области морали не связан с его полномочиями, властью и богатством. 
     Мораль – это сумма требований, предъявляемых к человеку обществом, но не имеющих юридической силы. Поэтому исполнение моральных норм реализуется не путём принуждения, а путём нравственного убеждения и воспитания (через совесть) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение каких-либо поступков. 
     Моральные нормы трансформируются при изменении общественного уклада, содержания культуры, образа жизни самих людей. Например, ещё 20-30 лет назад общественное мнение было негативным по отношению к матерям-одиночкам, их игнорировали, относились к ним неуважительно, исключали из круга общения. 
     Сейчас происхождение детей мало кого волнует, кроме самих родителей. Другой моральной нормой в советский период развития отечественной культуры являлась скромность: заявлять о своих достижениях, заниматься саморекламой считалось недостойным.
     Следующим способом осуществления регулятивной функции культуры являются нормы права. Правовые нормы непосредственно связаны со структурой общества и опираются на его социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и регулируются государством и закрепляются в документальных формах (нормативных актах, законах), которые обладают юридической силой. Обеспечение исполнения правовых норм нередко требует мер государственного принуждения (органы внутренних дел, суды, тюрьмы). 
     Не менее важны в жизни общества и нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате длительного применения входят в привычку людей и поэтому регулируют их поведение. О влиянии привычек и обычаев на человеческую жизнь гласит восточная мудрость: «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Обычаи, усвоенные с детства, часто закрепляются на всю жизнь. Обычаи весьма устойчивы и консервативны, и их изменение свидетельствует о глубинных изменениях в культуре. Обычаи национально окрашены и сохраняют самобытность длительное время.
     Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
* как стандарты поведения (обязанности, правила);
* как ожидания поведения (реакция других людей);
* как образцы, эталоны поведения [48].
     По мнению А. П. Садохина, в  зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделено на следующие виды: 
* нравы; 
* обычаи; 
* традиции; 
* обряды; 
* законы. 
     «Нравы были исторически одним из первых регуляторов человеческого поведения. Их предназначение — регулировать повседневное поведение людей и способы реализации продуктов культурной деятельности, а также давать оценку различным формам взаимоотношений людей. Из всего многообразия культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Они представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм, как собственного поведения отдельного индивида, так и поведения других людей» [80]. 
     Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты моральной оценке. В силу своей природы нравы не предполагают немедленного практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем за нарушение всех других норм.
     «Обычаи являются наиболее распространенным и влиятельным видом культурных норм, они представляют собой исторически сложившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие определенные правила для представителей одной культуры» [80].
     Влияние обычаев распространяется, главным образом, на сферу частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и общение между близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми.
     «По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать и более устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что постепенно придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию (первоначальное значение термина «традиция» — «предание», «передача»)» [80].
     В настоящее время назначение традиций сводится к регулированию межличностных и межгрупповых отношений, а также к передаче от поколения к поколению продуктов социального и культурного наследия.
     «Одной из разновидностей культурных норм является обряд, который представляет собой совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его главными отличительными чертами выступают массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: рождение, свадьбу, вступление в другую социальную или возрастную группу, смерть. Среди большого количества различного рода обрядов наиболее известны и распространены религиозные, особенно жертвоприношения» [80].
     Наконец, неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое наряду с указанными видами культурных норм представляет собой «систему обязательных правил поведения, санкционированных государством» [80].
     Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть «совместный договор людей о правилах поведения, которые обязательны для всех и исполнение которых контролируется государством». Действие права распространяется на все сферы общественной и индивидуальной жизни, поскольку его нормы определяют производство и распределение между людьми продуктов их культурной деятельности, регулируют отношения людей во всех сферах, регламентируют контакты и связи между народами[80].
     Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании воспринимается сегодня как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.
     «Все эти нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными, однако независимо от их характера они помогают координировать действия отдельных индивидов и человеческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, находить цивилизованные способы реализации и удовлетворения разнообразных потребностей» [80].
     Толкотт Парсонс выделил следующую классификацию норм:
* нормы, поддерживающие порядок в отношениях как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято выполнять какие-то обязанности, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и служить в армии, а женщины — вести домашнее хозяйство и рожать детей;
* экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т. д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего от состояния производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику, не допускают излишних расходов материала, времени, собственных сил и диктуют обязанность работать профессионально, т. е. производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям;
* политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию;
* культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на своем языке, читать и писать, любить музыку своего народа, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое выпадение из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус «оригинальности» или «талантливости» [66].
     Поскольку человек реализует свои потребности через взаимодействие с другими людьми, а основной тип взаимодействия – речевой контекст, целесообразно выделить 4 типа коммуникативных норм:
* регламентирующие нормы – тип коммуникативных ситуаций, в котором строго регламентированы речевые действия коммуникантов;
* прототипическая норма – правило, стандарт, одобряемый обществом и требующий подражания. Она ориентирована на наиболее частотный образец коммуникативного поведения. Шкала прототипических оценок включает суждения о том, насколько рассматриваемые речевые действия близки прототипу — «лучшему образцу категории»;
* гомеостатическая норма – тип нормы, определяющий границу, за пределами которой общение оценивается как нарушение общественных конвенций в области коммуникации (в область этих нарушений попадает такой речевой феномен, как хамство);
* гипернорма – тип нормы, возникающий в том случаи, когда достижение цели обеспечивается усилиями большими, чем необходимо. Чрезмерные усилия, предпринимаемые для достижения цели, как правило, требуются в условиях конфликтной коммуникации, в стратегиях убеждения, а также мотивируются индивидуальными представлениями о такте и вежливости [36].
     Таким образом, существуют 4 типа коммуникативной нормы, определяемые ситуацией общения и различающиеся по степени императивности. Они отражают сложившиеся в обществе представления о допустимых границах варьирования речевого поведения, нарушение которых ведет к коммуникативному конфликту. 
     Нормы имеет отражение в деонтической модальности. Из определения А. А. Ивина, деонтическая модальность или нормативная модальность, модальность долженствования – «характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм» [33].
     В связи с тем, что любое действие человека может быть оценено с точки зрения соответствия / несоответствия нормативным требованиям, это действие может быть оценено в нормативном аспекте через понятия «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании. Нормативное высказывания, или деонтическое высказывание – «высказывание, устанавливающее какую-то норму поведения» [32].
     Логическое исследование норм и нормативных понятий рассматривается деонтической логикой (логикой норм). Согласно Н. А. Арутюновой, «деонтическая логика – область неклассической логики, в которой изучаются нормативные высказывания и связанные с ними понятия (обязательно, разрешено, запрещено и безразлично)» [6]. 
     Проблемы нормативного рассуждения исследовались Аристотелем, историками, средневековыми логиками, Лейбницем, Кантом, Бентамом. Изучая логические отношения в сфере нормативных рассуждений, исследователи пришли к понимаю междисциплинарного характера деонтических высказываний. 
     Приоритетный тип моделей – это многоуровневые системы с много сортными выражениями. Предлагаются системы, сочетающие нормативные, эпистемические, алетические, динамические, многозначные, релевантные компоненты языка.  
     В логике деонтические понятия отражаются как модальные характеристики высказывания о действиях, или о состояниях, возникающих в результате того или иного действия. 
     Таким образом, по мнению А. А. Ивина, все действия, рассматриваемые с точки зрения какой-то системы норм, разделяются на три класса:
* обязательные;
* нормативно безразличные;
* запрещенные [34].
     Обязательные или безразличные действия относятся к разрешенным.
     Понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» А. А. Ивин относит к взаимно определимым: 
* обязательно то, от чего не разрешено воздерживаться;
* обязательно все, что запрещено не делать;
* разрешено то, от выполнения чего не обязательно воздерживаться;
* разрешено все, что не запрещено;
* запрещено то, от чего обязательно воздерживаться;
запрещено все, что не является разрешенным [31].
      «Разрешено все, что не запрещено» употребляется во всех системах деонтической логики. О системах с данным принципом говорят, что они определяют свободный нормативный режим. Это системы, которые считают, что из-за отсутствия запрещения логически получается разрешение, характеризуют авторитарный нормативный режим. Поэтому следует рассмотреть понятие деонтической необходимости.
     Понятие обязанности или деонтической необходимости можно рассмотреть как противопоставление ее другим видам необходимости. 
     А. А. Ивин выделяет три вида необходимости:
* логическую;
* физическую (онтологическую или каузальную);
* деонтическую (нормативную) [31].
     Соответственно, то, что логически необходимо ? все, что образуется из законов логики. Физически необходимо то, что следует из законов природы. Деонтически необходимо то, что получается из законов или норм, действующих в обществе (отрицание чего противоречит таким законам или нормам). 
     В логике предложено определение обязательности и других деонтических понятий при помощи понятия наказания (санкции): действие обязательно, когда воздержание от него влечет за собой наказание. При таком определении понятие «наказание» должно быть нормативным, или получится то, что нормативное высказывание равняется описательному высказыванию. 
     Так как существуют различные системы норм и порой они не согласуются друг с другом, действие, обязательное в рамках одной системы, может не учитываться, или быть запрещенным в рамках другой (обязательное моралью может не учитываться правом; запрещенное в одной правовой системе может разрешаться в другой). 
     Понятия с деонтическим значением, необходимые структурные компоненты нормативных высказываний, изучаются этикой, теорией права, лингвистикой и другими дисциплинами, занимающимися нормами. 
     Все нормы, независимо от их конкретного содержания, имеют одну и ту же структуру. А. А. Ивин выделяет четыре «части» каждой нормы:
* содержание – действие, являющееся объектом нормативной регуляции; 
* характер – обязывает норма, разрешает или запрещает это действие; 
* условия приложения – обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 
* субъект – лицо или группа лиц, которым адресована норма [32]. 
     Не все эти структурные элементы находят явное выражение в языковой формулировке нормативного высказывания. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет нормы и, значит, нет выражающего ее нормативного высказывания. 
     Область норм крайне широка и разнородна, между нормами и тем, что ими не является, нет ясной границы. Нормы разделены на:
* правила (правила игры, грамматики, логики, ритуала и т.п.);
* предписания (законы государства, команды и т.п.); 
* технические нормы, говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата («Чтобы быстро бегать, надо много бегать») [35].
     Помимо этих трех основных групп А. А. Ивин относит к нормам обычаи («Принято приветствовать старших первыми»), моральные принципы («Не будь завистлив») и правила идеала («Солдат должен быть стойким»). Эти три вида норм занимают как бы «промежуточное» положение между главными видами норм [34].
     Нормы не являются описательными, они употребляются для целей, отличных от описания, и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции – предписания [34].
     Деонтическая модальность, как и другие модальные значения, может выражаться в прямой и косвенной формах. Нормативное высказывание предписывает норму поведения. Поэтому определение нормативного статуса высказывания зависит от представления о норме поведения в социуме.
     
     1. 2 Понятие ценностей и их функции. Соотношение ценностей с нормами и оценками
     
     Изучением ценностей занимаются разные науки: философия, психология, культурология, этика, логика, социология, лингвистика. В энциклопедии по культурологии дается следующее определение ценностям – «Ценности – это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. <…> С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности» [69]. 
     Философская энциклопедия определяет данное понятие так: «Ценность – это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать ?иное и сохранять в памяти прошлое» [41]. 
     В новейшем философском словаре ценности трактуются как «порождаемые культурой, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни и как ее инварианты, позволяющие: 
* связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее);
* семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; 
* задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; 
* строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. 
     В силу того, что ценности непосредственно не даны и не представимы, они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего - через нормы» [22]. 
     «В деонтологических теориях этики и в логике норм за основу принимается концепт обязанности, из которого выводится понятие ценности. В аксиологических концепциях и в логике оценок считается первичным концепт ценности, добра, а понятие обязанности производным от него. Аксиологические понятия образуют ценностные, а деонтологические – нормативные суждения. … Ценности так или иначе проистекают от человека, они не лежат во внешнем мире. … В противном случае они перестали бы быть ценностями и составили бы часть объективного мира» [5]. 
     По Н. Д. Арутюновой, понятие ценности выполняет координирующую (между человеком и миром объектов), стимулирующую (направляющую деятельность), дидактическую и регулирующую (прескриптивную) функции в механизмах жизни. 
     Вопросы ценности и ценностных ориентаций исследовались чаще  всего в логике, где обычно из суждения о ценностях вытекает оценка. Представления о природе ценностей исторически изменчивы и неразрывно связаны с общефилософскими взглядами авторов. 
      Ценность – это объект человеческих устремлений, то, что является для человека, группы или общества в целом священным, значимым, желанным. 
     Ценности помогают обществу и человеку отделять хорошее от дурного, истину от заблуждения, допустимое и запретное, красоту и безобразие и т.д. Понятие «ценности» в широком понимании говорит о том, что некий объект играет существенную роль в личностных, социальных, культурных интересах людей. Изучением и классификацией ценностей занимается аксиология – наука о ценностях.
     Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. 
     Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.
     «По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т. е.  оцениваться в плане добра и зла, истины и неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.» [35].
     Ценности понимаются как сформированные представления, значения некоего объекта для субъекта [90]. При таком подходе ценность оказ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44