- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Демографическая безопасность РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005345 |
Тема: | Демографическая безопасность РФ |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра предпринимательства и экономической безопасности Демографическая безопасность РФ Курсовая работа Студентки 3 курса очного отделения специальности «Экономическая безопасность» ЭКБ-5 Максимовой В.М.__________________ (подпись) Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук, Шипицына С.Е.____________________ (подпись) Пермь, 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты оценки демографической безопасности 5 1.1 Сущность демографической безопасности 5 1.2 Методология оценки демографической безопасности 9 Глава 2. Исследование и оценка демографической безопасности в РФ 17 2.1 Оценка демографической ситуации в России 17 2.2 Оценка демографической безопасности в РФ 20 Глава 3. Пути обеспечения демографической безопасности в России 24 Заключение 30 Библиографический список 32 Введение В последние годы, как в научной литературе, так и в публичных выступлениях общественных деятелей различных стран мира все чаще встречается терминология, прямо или косвенно связанная с понятием демографической безопасности. При этом целый ряд государств (например, Беларусь, Казахстан и др.) уже активно включились в работу, направленную на разработку и принятие законодательства, который регламентирует принципы и способы обеспечения демографической безопасности. В историческом аспекте сама идея обязательного учета демографического фактора и его включения в стратегию национального развития и национальной безопасности не нова. Еще Себастьен де Вобан несколько столетий тому назад в своей книге «Проект королевской десятины» обосновывал положение о том, что величие королей напрямую зависит от числа их подданных, которые составляют силу, богатство и благополучие любой страны. Наш современник известнейший французский демограф Альфред Сови не без оснований утверждал, что проблемы народонаселения настолько капитальные, что те, кто их игнорируют, жестоко поплатятся за это. В данном контексте не стоит забывать и того факта, что гений отечественной науки М.В. Ломоносов мудро полагал, что величие государства российского будет прирастать не только за счет расширения его пределов, но и за счет роста численности населяющих его народов. В двадцать первом веке острое осознание особой актуальности уже познанных в ретроспективе истин вызвано несколькими причинами. Прежде всего, в большинстве стран наблюдается увеличение роли демографической компоненты и усиление ее влияния (зачастую негативного) на социально-экономическое развитие общества. Вследствие этого правительства различных государств объективно вынуждены решать широкий спектр демографических проблем, которые достигли статуса национальных угроз. В результате возникает потребность заниматься рассмотрением многочисленных граней демографической безопасности, приобретающих все более тревожные и кризисные очертания. В сложившихся условиях достаточно очевидным является то обстоятельство, что обеспечение демографической, а в широком смысле и национальной безопасности возможно только на основе адекватной оценки существующей ситуации в стране. Целью курсовой работы является исследование и оценка демографической безопасности РФ. Для реализации цели курсовой работы следует выполнить ряд задач: изучить теоретические аспекты оценки демографической безопасности; провести исследование и оценку демографической безопасности в РФ; предложить пути обеспечения демографической безопасности в России. Предметом исследования курсовой работы является демографическая безопасность РФ. Теоретической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, труды ученых и практиков по изучаемой проблеме, таких как М.В. Карманов, Н.Л. Аширбагина, Л.А. Михайлов, О. Н. Слободчиков, С.В. Белоусова, А.И. Кондратенко и др. Источниками информации при написании курсовой работы явились данные статистической отчетности Росстата. Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, трех глав и библиографического списка. В первой главе рассмотрена сущность демографической безопасности и методология оценки демографической безопасности. Во второй главе представлена к рассмотрению демографическая ситуация в России и проведена оценка демографической безопасности в РФ. В третьей главе предложены пути обеспечения демографической безопасности в России, которые разделены на внутренние и внешние направления защиты национальных интересов в области демографической безопасности. Глава 1. Теоретические аспекты оценки демографической безопасности 1.1 Сущность демографической безопасности События, повлиявшие на жизнь нашей страны в 1990-е гг., и последовавшее за ними реформирование всех сфер общественной жизни России, изменили внутреннюю и международную политику государства, потребовали адекватных изменений в обеспечении национальной безопасности. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Основные средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных преимуществ природного и ресурсного потенциалов, географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее высоким интеллектуальным богатством, научно-техническим потенциалом, перспективами в области демографии. Общеизвестно, что демографическая ситуация в той или иной стране является одним из важнейших показателей социального, экономического, политического и этнического развития. Она всегда рассматривается в сочетании с такими интересами как геополитическими и национальными, требующими глубокого анализа и оценки демографических факторов и угроз. На сегодняшний день в России сложилась серьезная проблема нехватки человеческих ресурсов. Она заключается не только в вымирании нации, но и в плохом медицинском обслуживании, социальной незащищенности, трудностями с жилищными условиями, трудоустройством и экологическая обстановка на территории. В связи с этим в стране сложились низкий уровень рождаемости и высокая смертность. Из этого следует, что, если не приступить к решению демографических проблем, то здоровых детей рождаться будет все меньше, а в связи с этим некому будет обучаться и получать достойные профессии и стремиться к различным высотам. Таким образом, мы можем потерять нашу страну. В настоящее время органы государственной власти и управления России в лице ее Президента, Правительства, палат Федерального собрания, региональных и местных органов власти и управления оказались в ситуации, когда они уже не могут не обращать внимание на демографические проблемы страны. Причина этого состоит в том, что невнимание к ним уже в ближайшие годы вызовет ряд новых проблем, причем не только демографического плана, но и экономического, политического, геополитического, военного, социального и иного характера. В связи с этим особое внимание в современной России уделяется вопросам демографической безопасности. Демографическая безопасность понимается как функционирование и развитие популяции в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса. Следовательно, демографическая безопасность является главной составляющей национальной безопасности страны. Согласно стратегии экономической безопасности под безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Данная стратегия включает в себя следующие составляющие: - политическая безопасность (политическая безопасность личности, глобальная политическая безопасность, региональная политическая безопасность, общественная безопасность, дипломатическая безопасность, информационная безопасность, полиэтническая безопасность); - военная безопасность (космическая безопасность, радиационная безопасность, военно-промышленная безопасность, безопасность границ, морская безопасность, ядерно - химическая безопасность, бактериологическая безопасность); - экономическая безопасность (финансовая безопасность, технологическая безопасность, демографическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, энергетическая безопасность, транспортная безопасность, техногенная безопасность, внешнеэкономическая безопасность); - социальная безопасность (медицинская безопасность, генетическая безопасность, психологическая безопасность, потребительская безопасность, образовательная безопасность, пенсионная безопасность); - культурная безопасность (цивилизационно-наследственная безопасность, интеллектуальная безопасность, безопасность искусства и массовой культуры, безопасность печати и СМИ, конфессиональная безопасность). Подробный анализ приведенных выше точек зрения позволяет нам констатировать, что А.И. Кузьмин, осознавая важнейшую роль демографической безопасности в системе всей национальной безопасности, признает существование целого ряда разновидностей безопасности вообще. Однако он, по нашему мнению, недостаточно внимания уделяет собственно специфике демографической безопасности как самостоятельного объекта исследования, рассматривая ее исключительно в контексте миграционного движения населения. А.И. Гуров выгодно отличается тем, что дает детальную классификацию основных групп национальной безопасности с выделением их содержания. Такой подход значительно облегчает понимание сущности безопасности в самых разнообразных аспектах и формах ее проявления. Правда, не совсем ясно, почему демографическая безопасность входит в состав экономической составляющей. По большому счету многие демографические процессы (рождаемость, смертность, миграция и т.д.), протекая в обществе, имеют если не чисто социальный, то уж точно социально-экономический характер. При этом в широком смысле слова демографическая безопасность соприкасается практически со всеми областями общественной жизнедеятельности, а по этой причине нуждается в обособлении, особенно в силу своей постоянно возрастающей актуальности для современного российского государства. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что теоретически крайне сложно обосновать отнесение демографической безопасности к какой-нибудь отдельной укрупненной разновидности национальной безопасности. С нашей точки зрения демографическая безопасность является категорией, пронизывающей все без исключения сферы, сегменты, сектора и т.п. жизнедеятельности человеческой популяции. Поэтому ее невозможно представить вне любой из подгрупп национальной безопасности, выделенных А.И. Гуровым (рис. 1). Рисунок 1.1 - Взаимосвязь демографической безопасности с различными аспектами национальной безопасности. В связи с перечисленным, автор М.В. Карманов предлагает следующую формулировку понятия демографической безопасности: «Демографическая безопасность - это защищенность со?ци?ал?ьно-экономического ра?звит?ия общества от внут?ре?нних и внешних демографических уг?ро?з, обеспечивающая ка?к минимум сохранение ге?оп?ол?ит?ич?еско?го, экономического, эт?ни?че?ск?ог?о и т.д. статуса го?су?да?рства». Пр?ед?ст?авля?ет?ся, что позитивными мо?ме?нт?ам?и данного определения явля?ют?ся. Во-пе?рвых, относительно ко?мп?ак?тный характер сформулированной ка?те?го?ри?и. Во-вт?ор?ых, фиксация тех об?ст?оя?те?льст?в, что демографические пр?оц?ессы оказывают воздействие на все стороны со?ци?ал?ьно-экономического ра?звит?ия общества и мо?гу?т изменить его ре?зу?льта?ты как за сч?ет внутренних, та?к и внешних фа?кт?ор?ов. В-третьих, бе?зу?сл?овно?й целью обеспечения де?мо?гр?аф?ич?еско?й безопасности выступает со?хр?анение, а при по?тр?еб?но?ст?и и повышение фа?кт?ич?ески достигнутого статуса го?су?да?рства в самых ра?зноо?бр?аз?ных сферах его де?ят?ел?ьности. 1.2 Методология оценки демографической безопасности Осмысление различных вариантов возможной количественной оценки уровня демографической безопасности позволяет выделить два самостоятельных направления. Первое из них связано с использованием одного определяющего индикатора состояния демографической ситуации. Его сильная сторона предопределяется именно единственным характером выбранного индикатора, позволяющим предельно четко идентифицировать положение дел как с точки зрения достигнутого уровня развития, так и с точки зрения взаимного позиционирования различных административно-территориальных единиц во времени и в пространстве. Слабость заключается в том, что, исходя из множественности аспектов демографической безопасности, крайне трудно обосновать выбор того или иного частного индикатора, особенно с позиций его превосходства над другими параметрами объекта исследования. По нашему мнению, в данном случае выделение одной частной характеристики возможно только на основе субъективного вычленения того или иного показателя, имеющего исключительное значение на конкретном этапе демографического развития общества. Например, во главу угла может быть поставлен прирост (убыль) численности жителей или нетто-коэффициент воспроизводства населения, которые в определенной степени дают сводное представление об итогах замещения поколений. Правда, проблематичность подобного подхода в значительной мере усиливается фрагментарностью используемых оценок, а также недоучетом отдельных сторон и аспектов демографической обстановки, способных с течением времени не только вуалировать, но и искажать реальную обстановку. Вычисление интегрального индикатора уровня демографической безопасности в подавляющем большинстве снимает проблемы применения отдельных частных характеристик. Однако в настоящее время практическое продвижение в указанном направлении совершенствования статистики населения носит крайне медленный характер. В литературе фактически не встречаются методики и рекомендации по взаимному объединению нескольких показателей, используемых для отображения тех или иных аспектов демографической безопасности. Главным образом это связано с тем, что пока не ясно какие именно параметры демографической ситуации и с какими весами необходимо включать в интегральную оценку рассматриваемого вида национальной безопасности. В процессе реализации интегрального подхода немаловажную роль играет проработка направления, ориентированного на использование группы или системы показателей демографической безопасности. Этот самостоятельный и вместе с тем взаимообусловленный вариант, на наш взгляд, продуктивен в нескольких отношениях. Прежде всего, он является отправным пунктом (ключом) для перспективного построения интегральной концепции демографической безопасности. Ведь совершенно очевидно, что без выделения основополагающих индикаторов демографической безопасности и их взаимной увязки (при системном подварианте) невозможно сформировать базу для получения сводной разносторонней оценки объекта исследования. С другой стороны, именно система показателей позволяет получить комплексное (а не только разностороннее) представление о состоянии демографической безопасности и перекинуть мостки к построению интегрального индикатора. Если система показателей носит устойчивый характер, охватывая все без исключения варианты демографических угроз (даже отсутствующие в настоящее время для данной страны), то она гарантирует сравнимость и сопоставимость оценок обобщающих и частных оценок демографической безопасности, как во временном, так и в пространственном аспектах. Системный подход также эффективен в том плане, что позволяет избежать ограниченности, свойственной одному частному индикатору. Например, когда в одном государстве наблюдается ежегодный прирост численности жителей в размере двух процентов, а в другом государстве точно такая же, но их убыль очень трудно судить об истинном уровне демографической безопасности, так как расширение размеров человеческой популяции не всегда является безусловным благом и при определенных ограничениях (маленькая территория, слабо развития система родовспоможения, отсутствие детских дошкольных учреждений, дефицит рабочих мест и т.п.) вообще может принести вред. Весьма показательным в этом отношении является подход экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, которые полагают, что «одной из угроз здоровью и продуктивности жизни нации выступают психические болезни». Правда при этом они и многие другие ученые (в том числе и Иванова А.Е.) справедливо отмечают, что уровень заболеваемости населения психическими расстройствами должен рассматриваться в комплексе с другими индикаторами. Иначе нельзя получить адекватную характеристику демографической безопасности. Чрезмерная концентрация внимания на одном даже очень важном показателе искажает картину действительности в целом и зачастую приводит к поверхностным или даже ложным заключениям. Для осуществления ко?ли?че?ст?ве?нной оценки степени за?щи?ще?нности социально-эк?оном?ич?еско?го развития общества от различных демографических уг?ро?з объективно приходится ве?ст?и разговор о пр?инци?па?х и аспектах де?мо?гр?аф?ич?еско?й безопасности, бе?з которых со ст?ат?исти?че?ск?ой точки зрения лю?бые даже абсолютно ид?еа?льные теоретические построения им?ею?т минимальное практическое знач?ение. Принципы демографической бе?зо?па?сности, на на?ш взгляд, до?ст?ат?оч?но полно сформулированы Сл?об?от?чи?ко?вым О.Н. и свод?ят?ся к следующим по?ло?же?ни?ям: 1. на первом ме?ст?е должен стоять че?ло?ве?к, его инте?ре?сы, потребности в об?еспе?че?ни?и его личной бе?зо?па?сности, и безопасности его се?мьи; 2. всяк?ое демографическое воздействие до?лж?но быть тщательно пр?ор?аб?от?анным и изученным, до?пу?ск?ат?ься и проводиться то?лько в гуманных це?ля?х и гуманными ср?ед?ст?ва?ми; 3. де?мо?гр?аф?ич?еско?е воздействие является су?ве?ре?нным правом каждого го?су?да?рства, каждого на?ро?да и каждой се?мьи, проводится на осно?ве строгого учета по?те?нц?иа?льных ресурсов данного го?су?да?рства; 4. политическое ру?ко?во?дство государств, по?ли?ти?че?ск?их партий, ме?жд?унар?од?ных организаций несет юр?ид?ич?еску?ю ответственность за ум?ыш?ле?нные открытые и ск?рытые действия, ве?ду?щи?е к демографической де?гр?ад?ац?ии и вымиранию лю?бо?го народа, вх?од?ящ?ег?о в состав современного че?ло?ве?че?ст?ва. Ре?зу?льта?ти?вность реализации перечисленных выше принципов наглядно пр?осту?па?ет сквозь аспекты де?мо?гр?аф?ич?еско?й безопасности, ко?то?рые для каждой ст?ра?ны по своему со?ст?аву и формам проявления мо?гу?т носить специфический ха?ра?кт?ер. Среди де?мо?гр?аф?ич?ески?х угроз можно выде?ли?ть: рост де?по?пу?ля?ци?и; ур?овень рождаемости, не обеспечивающий простое во?сп?ро?из?во?дство; ро?ст заболеваемости и см?ер?тности; сниж?ение ожидаемой продолжительности жи?зни; ухудшение здоровья на?се?ле?ни?я; деградация института се?мьи; не?ра?ци?онал?ьные внутренние миграционные по?то?ки; на?ра?ст?ание объемов нелегальной ми?гр?ац?ии. Важнейшие аспекты де?мо?гр?аф?ич?еско?й безопасности «пр?ивяз?аны» в пространстве и вр?ем?ени к фактическим усло?ви?ям развития конкретной ст?ра?ны. Поэтому од?ин и тот же пр?оц?есс может вызывать пр?от?ивор?еч?ивые (порой пр?ям?о противоположные) оц?енки. Например, ро?ст численности населения дл?я одних государств явля?ет?ся бедствием национального ма?сш?та?ба а для других го?су?да?рств - желанным ре?зу?льта?то?м. Однако основные аспе?кт?ы демографического развития по?пу?ля?ци?и в общем ви?де, на наш вз?гл?яд, могут со?де?рж?ат?ь следующие виды уг?ро?з. Авто?р П.А. Смелов пр?ед?ла?га?ет оценить демографическую бе?зо?па?сность по следующим по?ка?за?те?ля?м: 1. Показатели уровня отдельных аспектов демографической безопасности: - коэффициент депопуляции (либо его аналог, если речь идет о чрезмерном росте численности населения) [темп прироста (убыли) численности населения по сравнению с предыдущим годом (%)]; - коэффициент старости населения [удельный вес лиц в возрасте 60 (65) лет и старше в общей численности населения (%)]; - степень диспропорциональности полового состава населения репродуктивного возраста [разница (по модулю) удельных весов мужчин и женщин в общей численности лиц репродуктивного возраста (%)]; - коэффициент семейности [удельный вес семейных в общей численности населения (%)]; - представительство титульной национальности [удельный вес титульной национальности в общей численности населения (%)]; - суммарный коэффициент рождаемости [среднее число детей, рожденных одной женщиной за репродуктивный период (чел.)]; - интенсивность абортов в репродуктивном возрасте [число абортов в расчете на 1000 женщин репродуктивного возраста (%о)]; - общий коэффициент смертности населения [число умерших в расчете на 1000 человек населения (%«)]; - коэффициент младенческой смертности [число детей, умерших в возрасте до одного года в расчете на 1000 родившихся (%о)]; - коэффициент миграционного прироста населения [миграционный прирост в расчете на 1000 человек населения (%о)]; - уровень нелегальной миграции [число нелегальных мигрантов в расчете на 1000 человек постоянного населения (%о)]; - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (с разбивкой для мужчин и женщин) [число лет, которые предстоит прожить одному новорожденному в зависимости от пола (лет)]; - нетто-коэффициент воспроизводства населения [среднее число девочек, рожденных одной женщиной за репродуктивный период с учетом фактора смертности, то есть их дожития до возраста матерей в момент своего рождения (чел.)]. 2. Показатели направления и скорости изменения уровня отдельных аспектов демографической безопасности: - абсолютное изменение уровня показателей демографической безопасности по сравнению с предыдущим годом или годом, выбранным за базу сравнения [разница фактического уровня показателей демографической безопасности и их уровня в предыдущем году или году, принятом за базу сравнения, (%, чел., %о или лет)]; - относительное изменение уровня показателей демографической безопасности по сравнению с предыдущим годом или годом, выбранным за базу сравнения [отношение фактического уровня показателей демографической безопасности к их уровню в предыдущем году или году, принятом за базу сравнения, (%)]; - абсолютное изменение уровня показателей демографической безопасности по сравнению с их предельно-критическими значениями [разница фактического уровня показателей демографической безопасности и их предельно-критического уровня, (%, чел., %о или лет)]; - относительное изменение уровня показателей демографической безопасности по сравнению с их предельно-критическими значениями [отношение фактического уровня показателей демографической безопасности к их предельно-критическому уровню, (%)]. 3. Показатели последствий изменения уровня отдельных аспектов демографической безопасности (демографических потерь): - ежегодная убыль численности населения [разница численности населения на конец и начало года, (чел.)]; - нагрузка пенсионерами на лиц трудоспособного возраста [число пенсионеров в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста (%%)]; - удельный вес женщин, закончивших беременность в срок [отношение числа женщин, закончивших беременность в срок, к общей численности забеременевших (%)]; - удельный вес детей, родившихся больными [отношение детей, родившихся больными, к общей численности новорожденных (%)]; - интенсивность мертворожде-ний [число мертворождений в расчете на 1000 родов (%<>)]; - заболеваемость населения отдельными видами болезней: -психическими расстройствами; - туберкулезом; - венерическими болезнями; - наркоманией и токсикоманией; - алкоголизмом; - СПИДом [число заболеваний отдельны-ми видами болезней: психическими расстройствами; туберкулезом; венерическими болезнями; наркоманией и токсикоманией; алкоголизмом; СПИДом в расчете на 100000 человек населения (%d00)]; - коэффициенты смертности по причинам смерти [число умерших по причинам смерти в расчете на 100000 человек населения (%о00)]; - уровень инвалидности населения [число лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 1000 человек населения (%<>)]; - число умерших в трудоспособном возрасте [численность жителей трудоспособного возраста умерших в течение года (чел.)]; - интенсивность убытия лиц трудоспособного возраста [число убывших лиц трудоспособного возраста в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста (%<>)]; - коэффициент использования средней продолжительности жизни в трудоспособном возрасте [отношение средней продолжительности жизни в трудоспособном возрасте к максимально возможной длительности трудоспособного периода отдельно для мужчин и женщин (%)]; - экономичность воспроизводства населения [отношение нетто-ко-эффициента к брутто-коэффициен-ту воспроизводства населения (%)]. Сп?ец?иф?ик?а основных демографических уг?ро?з, систематизированных выше, сводится к то?му, что они но?ся?т межобъектный (ме?жк?онти?не?нт?ал?ьный, межгосударственный, ме?жр?ег?ио?на?льный и т.п.) ха?ра?кт?ер. То есть, демографическая безопасность лю?бо?й страны мира оп?ре?де?ля?ет?ся не только де?мо?гр?аф?ич?ески?ми процессами, пр?от?ек?аю?щи?ми в ней, но и демографическими пр?оц?есса?ми, которые пр?ои?сх?од?ят за ее пр?ед?ел?ам?и (в со?се?дних государствах, ре?ги?онах и т.д.). Если говорить о за?да?ча?х статистики, во?зник?аю?щи?х в процессе анал?из?а демографической безопасности на любом уровне иссл?ед?ования, то они являются до?ст?ат?оч?но традиционными и свод?ят?ся к следующим мо?ме?нт?ам: 1. ох?ар?ак?те?ри?зо?ва?ть состояние демографической бе?зо?па?сности; 2. оц?енит?ь направление, ха?ра?кт?ер, скорость, гл?уб?ину и т.п. изменений демографической бе?зо?па?сности; 3. иссл?ед?оват?ь факторы, ок?аз?ываю?щи?е влияние на тр?ансф?ор?ма?ци?ю параметров демографической бе?зо?па?сности; 4. по?ст?ро?ит?ь прогнозы изменения осно?вных индикаторов демографической бе?зо?па?сности. Отличительная черта пр?ед?ст?авле?нных выше задач за?кл?юч?ае?тся в том, чт?о они носят по?ка не чисто пр?ик?ла?дной, а на?уч?но?-практический ха?ра?кт?ер, так ка?к многие вопросы ст?ат?исти?че?ск?ог?о исследования демографической бе?зо?па?сности в силу свое?й новизны еще на?хо?дя?тся в стадии начальной пр?ор?аб?от?ки и алгоритмы их решения нельзя сч?ит?ат?ь устоявшимися или со?ве?рш?енными. В за?кл?юч?ение, хотелось бы особ?о подчеркнуть, чт?о актуальность, по?тр?еб?но?ст?ь и необходимость всестороннего ст?ат?исти?че?ск?ог?о анализа демографической бе?зо?па?сности определяются тем ме?ст?ом, которое она за?ни?ма?ет в реализации те?ку?щи?х и стратегических за?да?ч концепции национальной бе?зо?па?сности, составляющей краеугольный ка?ме?нь фундамента для выжи?ва?ни?я и успешного развития лю?бо?го государства. Пр?и этом к осно?вным особенностям демографической бе?зо?па?сности, как об?ъе?кт?а статистического исследования от?но?ся?тся: а) фо?рм?ир?уется за счет внут?ре?нних и внешних фа?кт?ор?ов, последние из ко?то?рых обычно имеют оп?осре?до?ва?нное, а иногда и ск?рыто?е отношение к ре?зу?льта?та?м эволюции рассматриваемой по?пу?ля?ци?и; б) мо?же?т быть рассмотрена на глобальном, го?су?да?рственно?м, региональном, ме?ст?но?м и т.п. уровнях, чьи интересы зачастую не только не со?вп?ад?аю?т, но и всту?па?ют в противоречия между со?бо?й; в) соприкасается практически со всеми областями об?ще?ст?ве?нной жизнедеятельности, чт?о крайне осложняет ее отнесение к ка?ко?й-нибудь одной ук?ру?пненно?й разновидности национальной бе?зо?па?сности; г) является как ме?жд?исци?пл?инар?но?й и межобъектной, та?к и многоаспектной ка?те?го?ри?ей, требующей осто?ро?жног?о обращения, особ?енно в плане содержательной инте?рп?ре?та?ци?и отдельных количественных инди?ка?то?ро?в демографического развития об?ще?ст?ва. Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Демографический капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15 %. Таким образом, качественная оценка демографического капитала может быть оценена следующими показателями: ВВП; ВРП; естественный прирост; производительность труда; общая и технологическая грамотность; средняя продолжительность и качество обучения; квалификационная подготовка кадров; структура занятости трудовых ресурсов; качество здоровья, включая качество оказания бесплатной помощи; уровень деградации населения (уровень алкоголизации, наркомании); уровень преступности и т.д. Образование и специальная подготовка работников оказывает определяющую роль в повышении уровня квалификации, производительности труда и качестве работы. Что касается возраста, стажа и других индикаторов, то они становятся менее важными. Качество населения взаимосвязано с его социально-экономической мобильностью и подвижностью. Под социально-экономической мобильностью понимается способность работников переходить от одного вида деятельности к другому. Этот вид мобильности является важным условием экономического развития общества. Под подвижностью понимается способность работника к перемене сферы и вида приложения труда со сменой или без смены места жительства. Все виды подвижности населения условны, тесно взаимосвязаны, часто переплетаются. Так, повышение уровня квалификационной подготовки может сопровождаться переходом одновременно в другую социальную группу. Значение мобильности однозначно, а подвижность имеет дифференцированный характер. Таким образом, на демографическую безопасность влияют две группы факторов: – воспроизводство населения; – человеческий капитал. Только при положительной динамике их развития, можно говорить о том, что демографическая безопасность в стране обеспечивается. Глава 2. Исследование и оценка демографической безопасности в РФ 2.1 Оценка демографической ситуации в России По оц?енке, численность постоянного на?се?ле?ни?я Российской Федерации на 1 января 2017?г. составила 146,8 млн.че?ло?ве?к. За 2016?г. число жителей Ро?ссии возросло на 259,7 тыс.че?ло?ве?к, или на 0,18% (за 2015г. та?кж?е наблюдалось увеличение чи?сл?енно?ст?и населения на 277,4 тыс.че?ло?ве?к, или на 0,19%). Ри?су?но?к 2.1 - Ко?мп?оненты изменения численности на?се?ле?ни?я, тыс. че?ло?ве?к. Увеличение чи?сл?енно?ст?и населения за 2016?г. сложилось за счет миграционного пр?ир?оста. По пр?ед?ва?ри?те?льным данным в 2016?г. в России от?ме?ча?ло?сь снижение числа ро?ди?вш?их?ся (в 76 субъектах Российской Фе?де?ра?ци?и) и числа ум?ер?ши?х (в 69 су?бъ?ек?та?х). Та?бл?иц?а 2.1 - По?ка?за?те?ли естественного движения на?се?ле?ни?я Тыся?ч человек На 1000 человек на?се?ле?ни?я 2016?г. 2015?г. прирост (+), сниж?ение (-) 2016?г. 2015?г. Родившихся 1888,7 1940,6 -51,9 12,9 13,3 Ум?ер?ши?х 1891 1908,5 -17,5 12,9 13 из ни?х детей в во?зр?асте до 1 го?да? 11,4 12,7 -1,3 6 6,5 Естественный пр?ир?ост (+), убыль (-) -2,3 32,1 0 0,3 Браков 985,8 1161,1 -175,3 6,7 7,9 Разводов 607,6 611,6 -4 4,1 4,2 В целом по стране в 2016?г. число умерших пр?евысил?о число родившихся на 0,1% (в 2015?г. число родившихся пр?евысил?о число умерших на 1,7%). Пр?и этом в 46 субъектах Российской Фе?де?ра?ци?и наблюдается превышение чи?сл?а умерших над чи?сл?ом родившихся, из них в 11 субъектах Российской Фе?де?ра?ци?и это превышение со?ст?авил?о 1,5-1,7 ра?за. Ри?су?но?к 2.2 - Чи?сл?о родившихся и ум?ер?ши?х, тыс. че?ло?ве?к Естественный пр?ир?ост населения в 2016?г. зафиксирован в 39 субъектах Российской Фе?де?ра?ци?и (в 2015?г. - в 43 субъектах).? В 2016г. по сравнению с 2015?г. число умерших де?те?й в возрасте до 1 года ум?еньш?ил?ось на 1237 че?ло?ве?к, а показатель мл?ад?енче?ск?ой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,5 процентного пу?нк?та, или на 7,7%. За 2016г. чи?сл?о мигрантов, пе?ре?се?ля?ющ?их?ся в пределах Ро?ссии, уменьшилось на 4,7 тыс. че?ло?ве?к, или на 0,1% по сравнению с со?от?ве?тствую?щи?м периодом предыдущего го?да. Миграционный прирост на?се?ле?ни?я России увеличился на 16,6 тыс.че?ло?ве?к, или на 6,8% в результате сокращения чи?сл?а выбывших из Ро?ссий?ск?ой Федерации. Чи?сл?о выбывших уменьшилось на 40 тыс. че?ло?ве?к, или на 11,3%, в то?м числе за сч?ет эмигрантов в го?су?да?рства-участники СНГ на 42,3 тыс.че?ло?ве?к, или на 14,2%; число пр?иб?ывши?х из-за пределов Ро?ссии также сократилось на 23,5 тыс.че?ло?ве?к, или на 3,9%, в то?м числе из го?су?да?рств-участников СНГ на 24,4 тыс.че?ло?ве?к, или на 4,5%. Ри?су?но?к 2.3 - Международная ми?гр?ац?ия, тыс. че?ло?ве?к. В 2016?г. в об?ме?не населением cо ст?ра?на?ми?-участниками СН?Г в целом от?ме?ча?ло?сь увеличение миграционного пр?ир?оста. Наибольший пр?ир?ост наблюдался в ми?гр?ац?ио?нном обмене с Та?дж?ик?иста?но?м (в 2,4 раза по ср?авне?ни?ю с соответствующим периодом пр?ед?ыд?ущ?ег?о года), Ки?рг?из?ие?й (в 1,1 раза), Казахстаном (на 6,8%). Миграционный от?то?к, сложившийся в 2015?г. с Уз?бе?ки?ст?аном, сменился приростом на?се?ле?ни?я. В 2016?г. в территориальных органах внут?ре?нних дел Российской Фе?де?ра?ци?и получили временное уб?еж?ищ?е 22 тыс.че?ло?ве?к, статус выну?жд?енно?го переселенца получили 17 человек, бе?же?нц?а - 39 че?ло?ве?к (в 2015?г. соответственно по?лу?чи?ли временное убежище 149,6 тыс.че?ло?ве?к, статус выну?жд?енно?го переселенца - 80 человек, бе?же?нц?а - 112 че?ло?ве?к). Практически все субъекты Российской Фе?де?ра?ци?и предоставили временное уб?еж?ищ?е: 18,2 тыс.че?ло?ве?к (8,0% от общей чи?сл?енно?ст?и имеющих временное уб?еж?ищ?е) состоят на уч?ет?е в Краснодарском кр?ае, 17,3 тыс.че?ло?ве?к (7,6%) - в Воронежской об?ла?ст?и, 16,6 тыс.че?ло?ве?к (7,3%) – в Санкт-Пе?те?рб?ур?ге и Ленинградской об?ла?ст?и (суммарно), 14,1 тыс. (6,2%) - в Ка?лу?жско?й обл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: