- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деловая игра как одна из форм проведения аудиторных занятий
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008345 |
Тема: | Деловая игра как одна из форм проведения аудиторных занятий |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Поиск новых форм и методов обучения в системе высшего профессионального образования является необходимым и закономерным процессом. Процесс массового обучения должен быть направлен на формирование сильной личности, которая будет способна жить и работать в динамически развивающемся мире, осуществлять правильный выбор и нести за него ответственность. В вопросе подготовки специалистов территориальных органов МВД России повышение их профессионализма является одним из важнейших аспектов. Решение этой проблемы требует создания системы обучения, ориентированной не только на усвоение курсантами знаний в теории, но, и также на выработку у них навыков применения этих знаний в будущей деятельности. В связи с этим, по-иному должна рассматриваться и роль преподавателя в образовательном, процессе. Прежде всего, должен организовывать мыслительную деятельность ,а также и творческую деятельность обучающихся, направлять ее на выявление и решение проблем, ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям и ситуациям служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Обучающийся же в свою очередь должен быть активным участником учебного процесса, выявляющим проблемы, анализирующим информацию, вырабатывающим возможные пути их решения. Таким процесс обучения становится, прежде всего, благодаря использованию активных форм обучения, которые позволяют использовать все уровни усвоения знаний, реализуют творческий потенциал учащегося, заставляют проверить себя в деле. Актуальность выбранной темы состоит в том, что среди активных форм обучения, широко используемых в практике преподавания различных дисциплин, важное место занимают деловые игры. Деловая игра –прежде всего наиболее эффективная и интересная форма проведения аудиторных занятий, предполагает воспроизведение, имитацию, моделирование некоторой реальной деятельности, которую осваивают участники игры. Участники втягиваются в учебный процесс посредством совместной деятельности и каждый из них решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В современном мире деловые игры широко используются не только в высших образовательных организациях, но также в процессе развития и совершенствования деятельности различных предприятий, в целях формирования у работников навыков принятия решений в различных производственных ситуациях. В высших образовательных организациях системы МВД проведение на занятиях с курсантами и слушателями деловых игр представляется достаточно эффективным способом дать возможность обучающимся действовать в рамках заданной практической оперативной обстановки по своим интуитивным побуждениям, но ориентируясь на букву закона и в соответствии нормативным актам. Деловая игра по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» - это эффективная форма практического обучения, позволяющая воспроизвести деятельность руководителей и заместителей руководителей оперативных штабов, а также других участников группы управления, входящих в состав рабочей группы участвующих в планировании и организации специальной операции; смоделировать систему планирования, организации и управления, направленную на выполнение сотрудниками территориальных органов МВД России своих правовых полномочий и должностных обязанностей при чрезвычайных обстоятельствах. Объектом данной научно - исследовательской работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе подготовки и проведения такого вида аудиторных занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка», как деловая игра. Предметом исследования в настоящей работе стала характеристика деловой игры как формы и метода организации и проведения аудиторных занятий, а также содержание, порядок и методику проведения деловой игры по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Цель работы состоит в изучении мнений различных авторов, разрабатывающих данную тему; выработке выводов и предложений, направленных на совершенствование проведения деловых игр в высших образовательных организациях системы МВД по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Указанной целью обусловлена постановка следующих задач: - изучение мнений различных авторов по поводу разработки, методики организации и проведения деловых игр; - рассмотрение института деловой игры как формы и метода проведения аудиторных занятий; - определение содержания, этапов и тактики проведения деловой игры по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». - рассмотрение особенностей подготовки процессуальных документов в процессе деловой игры и критериев оценки их составления; - разработка методических рекомендаций для проведения деловой игры по дисциплине тактико-специальной подготовка. Содержащиеся в работе выводы и рекомендации к проведению деловых игр, позволят расширить теоретические взгляды на роль и значение проведения деловых игр в условиях современного обучения курсантов и слушателей. Помимо этого, практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и рекомендации, вероятно, могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Структура научно-исследовательской работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка литературы. ГЛАВА I. ДЕЛОВАЯ ИГРА – ФОРМА И МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ § 1. Деловая игра как одна из форм проведения аудиторных занятий. Правильное осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Поближе узнаем, что такое «формы организации обучения» и какова их сущность. В настоящее время в дидактике сложилась парадоксальная ситуация. Многие ученые отмечают, что даже специалисты в области дидактики затрудняются ответить, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. Так как в дидактике ,форма как бы оторвалась от содержания, определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Таким образом, форма обучения как дидактическая категория обозначает как бы внешнюю сторону организации учебного процесса, она связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. По мнению профессора И.М. Чередова, форма организации обучения – особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса. Российский педагог, дидакт В.К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано только, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». Таким образом, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически полную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений преподавателя с учащимися. Единичная и изолированная форма обучения (лекция, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающее - воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение учащимися конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Содержание науки и возрастные особенности учащихся требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. С целью формирования умений и навыков у обучаемых помимо лекционных, семинарских и других занятий в высших образовательных организациях проводятся и практические занятия. Эта так называемая форма организации обучения, целенаправленно совмещающая выполнение разнообразных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие практического занятия от какого либо другого вида занятий – в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности. Практическое занятие – это такая форма организации образовательного процесса при проведении, которого обучаемым предоставляется возможность применения полученных ими знаний в практической деятельности. Деловая игра является одним из видов практического занятия,как наиболее активной формы обучения. Деловая игра предполагает условное воспроизведение, имитацию, моделирование некоторой реальной деятельности, которую осваивают участники игры. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека». Данное определение бесспорно и общепринято. В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность учащегося, которая характеризует игру. Например, дети играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое применено в форме игры. Деловые игры способствуют углублению, закреплению учебного материала. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием обучающихся, их устными сообщениями, переживаниями. Деловая игра развивает фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Данную форму обучения лучше всего использовать в ситуациях, при которых проблема ясно очерчена. Основными шагами, вовлечёнными в постановку игровой ситуации, являются определение проблемы и выяснение ситуации, определение ролей, которые нужно будет играть, подбор героев, проигрывание сцены, обсуждение и анализ результата. Характерные признаки деловой игры, проводимой в высших образовательных организациях системы МВД России можно представить следующим перечнем: Моделирование процесса деятельности сотрудников территориальных органов МВД России и организация выработки принимаемых ими решений; Воплощение в действительность «цепочки решений». Так как ,прежде всего, в деловой игре моделируемая система представляется как динамическая и это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной како й либо задачи, а именно требует «цепочки последовательных решений». Распределение и соотношение ролей между участниками деловой игры. Отличие ролевых целей при выработке определенных решений, они же способствуют возникновению противоречий между участниками и конфликта интересов. При исполнении тех или иных ролей, происходит взаимодействии участников. Присутствие у коллектива единой игровой цели. Совместное вырабатывание решений участниками игры. Система группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры. Своими целями деловая игра имеет: - формирование и тренировку практических умений и навыков, познавательных и профессиональных мотивов и интересов; - развитие творческого мышления; воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; - передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия; - обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; - воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; Преимущество деловой игры состоит в том, что здесь требуется активность со стороны каждого участника, снимаются эмоциональные барьеры, что способствует преодолению различных форм психологической защиты. В определенном смысле, это репетиция функциональной, воспитательной деятельности курсанта. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или иной момент реального события. В соответствии с целями использования, деловые игры могут выполнять разные функции: учебные, профессиональные (служебные), исследовательские. Учебные деловые игры применяются при обучении курсантов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний при исполнении должностных обязанностей. Здесь отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения теоретических знаний и практических навыков. Профессиональные (служебные) игры преследуют цель отработать на примере, систему управления территориальных органов МВД России, выработать механизмы внедрения новых методов планирования и управления, спрогнозировать дальнейшее развитие территориальных органов МВД России дел, их качественное улучшение. Исследовательские игры могут быть использованы при проверке гипотез, новых принципов организации и деятельности отделов и подразделений территориальных органов МВД России. Деловые игры, как и другие активные формы и методы обучения, позволяют, и в этом их ценность, сформировать у курсантов комплекс положительных деловых качеств, таких как: - способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; - умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения; - готовность принять на себя ответственность за деятельность группы; - умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия; - способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты; - готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения; - способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, - способность предвидеть последствия принимаемых шагов, действий; - умение ценить и продуктивно использовать служебное время. . В соответствии с представлением об общей структуре форм активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В игре по дисциплине «Тактико-специальной подготовке» в качестве модели может выступать профессиональная деятельность сотрудников территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельств. Деловая игра состоит из следующих элементов: Имитационная конструкция(модель) наиболее четко отражает выбранную ситуацию реальной действительности, которую можно назвать прототипом модели или объектом имитации. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности специалиста-сотрудника. Сценарий - базовый элемент , описание в словесной , графической форме содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также тех участников, которые ведут игру. Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в моделируемой действительности. Сопоставляя деловые игры с традиционными формами проведения занятий в высших учебных заведениях, можно сказать о том, что деловые игры имеют ряд достоинств: 1. Преобладает высокий уровень общения, чем при традиционном обучении, так как деловая игра преследует конкретную деятельность, а именно ее реализацию; 2.Прежде всего-это коллективная деятельность, которая в свою очередь предполагает активное участие всей группы и каждого члена группы; 3. Выполнение различных заданий приводит к определенному результату, благодаря этому, у обучаемых возникает чувство удовлетворения от совместных действий, в следствии чего, появляется желание ставить и решать новые задачи. 4. В деловой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта; правильного восприятия и оценки партнера как личности; выработки стратегии и тактики общения; выбора при этом наиболее подходящих форм и средств. Деловые игры стали одним из таких новых методов обучения, так как они воспроизводят реальные условия практической деятельности. Эти игры направлены на обучение технике принятия решения, умению применять теоретические знания на практике; с другой стороны, курсанты убеждаются в необходимости теоретической подготовки для практической деятельности, а также получают представления о тех или иных проблемах, усваивают необходимые понятия и теории, обучаются выполнению ролей, приобретают навыки общения, взаимодействия с людьми. § 2. Деловая игра как метод организации учебных занятий. Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов образовательного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения курсантами определенного содержания учебного материала. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков образовательно-познавательной деятельности обучающихся. Среди различных активных методов обучения, которые используются в образовательной практике, хотелось бы выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность курсантов, развивает творческие способности будущих сотрудников полиции. Необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в образовательном процессе высших образовательных организаций МВД России. Путем активизации обучения, метод деловых игр является наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, позволяющий непосредственно включить процесс обучения специальным дисциплинам в модель будущей служебной деятельности. Этот метод представляет собой игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Прежде всего, в деловой игре делается большой акцент на взаимодействие преподавателя и курсантов. При непосредственной подготовке деловой игры преподаватель обрабатывает материал плана содержания, определяет тип игры, состав участников, цели игры, планирует возможные пути их достижения, прогнозирует проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе решения поставленных задач, готовит необходимый реквизит. Непосредственно на самом этапе реализации преподаватель прежде всего определяет цель игры, роль каждого участника и их ролевые отношения , уточняет задачи каждой роли, дает задание. На оценочном этапе преподаватель определяет, достигнуты ли цели игры, какие другие более эффективные пути достижения этих же целей возможны. Далее преподаватель сам подводит итог, завершив его оценками курсантов. Метод деловых игр, направленный на обучение профессиональной деятельности, имеет ряд особенностей: 1. В деловой игре акцентируется внимание на момент самообучения над обучением. Участие обучаемых в проведении деловой игры активизирует их мыслительную деятельность, повышает творческую активность, так как позволяет им на деле применить свои знания. 2. Значимый момент в деловой игре – это ее проблемность. Большую методическую ценность представляют деловые игры, стимулирующие возникновение все новых и новых обстоятельств путем внесения водной по предлагаемой ситуации. Такие деловые игры исходя из сценария предусматривают привлечение достаточно большое число обучаемых к участию в ней. 3. В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместной деятельности и диалогического общения участников. В деловой игре курсант самоутверждается не только как личность, но и прежде всего , как специалист. Рассматривая принципы разработки и применения деловых игр в образовательно-воспитательном процессе в высших образовательных организациях системы МВД, можно сделать вывод о том, что в них не только сохраняются, но и значительно дополняются и совершенствуются следующие характеристики игры: ситуативность; тематичность; осуществление образовательной деятельности посредством игровой; коллективная деятельность реализуется на принципах воспитывающего обучения. В понимании деловой игры как метода следует исходить из назначения любого метода — служить конкретным средством достижения новых результатов в духовном или материальном производстве. При этом особенно важным моментом здесь является следующее, что всякий метод выступает как система правил или приемов, выработанных для познания и практики. Деловая игра как раз и строится с учетом этой двойной функции ее как научно организованного средства деятельности. Следует отметить еще один важный аспект деловой игры как метода. Любой научный метод должен строиться на основе познания объектов, к которым он применяется. Ни один метод не может строиться без учета природы того объекта, который исследуется с его помощью, и на который мы воздействуем посредством этого метода. С этой точки зрения научные методы имеют сугубо объективный характер. Рассматривая с указанных позиций деловую игру, можно сказать, что данный метод своим объективным основанием имеет знание о природе социальной организации и человеческого поведения в ней, знание развитое, расчлененное, многогранное и сложно организованное. Это основание отразилось в структуре игры, уровень сложности которой определяется уровнем сложности предмета, к которому она применяется. Итак, оценивая роль деловых игр в профессиональной подготовке и переподготовке кадров можно выделить следующие параметры: Применение в деловой игре имитационных моделей позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности сотрудников территориальных органов МВД России. Принятие управленческих решений в деловой игре осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение зачастую приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций. Проведение деловой игры является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп. В деловой игре специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению курсантов в решение изучаемой проблемы. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры: принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции; принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. принцип двуплановости; Отражает процесс развития реальных личностных характеристик обучающихся в «мнимых», игровых условиях. Преподаватель ставит перед курсантами двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в Образовательной деятельности. принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности. Таковы основные особенности метода деловых игр, обеспечивающие успешность его внедрения. Необходимо подчеркнуть, что, процесс деловой игры остается процессом педагогическим, направленным на достижение целей обучения. Участвуя в этих формах обучения, курсант усваивает знания в реальном процессе подготовки и принятия решений. ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО – СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» § 1. Содержание, этапы и методика проведения деловой игры по дисциплине «Тактико-специальная подготовка». Деловая игра отличается от других форм практической подготовки тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная профессиональная обстановка и деятельность специалистов в комплексе условий и особенностей (моделируется характер деятельности). Деловая игра по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» основана на качественно новом уровне проведения практического занятия, когда представлена фабула деловой игры, которая требует от курсантов творческого подхода при ее выполнении. В игре тесно переплетен весь набор критериев оценки способностей курсанта: мотивационных, ориентационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых, оценочных. Проведение деловой игры увлекает курсантов в ситуацию постоянной деятельности по изучению установленной учебной программы. Курсанту не указывается, что ему необходимо знать (от корки до корки),так как он вовлекается в постоянный поиск знания, главное, чтобы он постиг метод. Действительно, игра сложна и неопределенна, в ней нет однозначности ответов. Деловая игра акцентирует внимание курсантов на том, что в своей дальнейшей практической деятельности они столкнутся с аналитической работой повышенной сложности, когда над ними будет довлеть высокий уровень ответственности, нежели в период обучения. Игра предполагает постоянное вовлечение курсантов в образовательный процесс: если практикум курсант имеет возможность списать, отложить его заполнение на время, близкое к рубежному занятию. Разработка макета служебных документов (графической и текстуальной части) плана «Специальной операции» на фоне чрезвычайных обстоятельств, максимально приближенных к сложным условиям практической деятельности территориальных органов МВД России, позволяет легко выявить объем знаний, умений и навыков, а также уровень прилежности курсанта. При скоротечном заполнении практикума не вырабатывается навык, так как механизм его приобретения предполагает длительный и последовательный процесс. Возможность выполнения задания по практикуму в отсутствии поэтапности, связанное с перенапряжением и мобилизацией работоспособности в короткий срок, не соответствует методике обретения штабных навыков. Организация деловой игры предполагает тщательную подготовку, а именно: Должен быть разработан сценарий игры, то есть, определенное задание. Проводится расчет времени, необходимого для проведения деловой игры. Необходимо разработать методические рекомендации для курсантов, в которых будут содержаться соответствующая фабула, задание, наименование ролей, линия поведения, которой обязан придерживаться курсант, исполняя свою игровую роль; В этих рекомендациях должны быть перечислены законы и другие нормативные акты, в которых отражены процедурные вопросы и правовое положение тех или иных органов и должностных лиц. Целесообразным представляется обеспечение курсантов раздаточным материалом с примерами. Процедура деловой игры включает следующие этапы: Первый этап: введение в изучаемую проблему. Преподаватель обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, доводит цели проведения предстоящей игры, кратко разъясняет курсантам существо фабулы, подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса участников игры, касается процедурных вопросов, отвечает на вопросы учащихся. Очень важно, чтобы по окончании анализа деловой игры у курсантов не оставалось неясных вопросов и сомнений. Второй этап: постановка задачи. В учебной группе распределяются роли, для каждой из которых преподаватель определяет круг задач, устанавливает время и режим работы. Режим обычно свободный – курсанты не должны ориентироваться на перерывы между парами, в процессе работы могут выходить из аудитории. Следует отметить, что приветствуется самовыдвижение курсантов на роли. Однако преподаватель должен убедить учащихся в важности и общественной значимости всех ролей, предусмотренных сценарием. При определении роли для каждого конкретного курсанта, может учитываться уровень его знаний и индивидуального развития. Можно составить список группы с учетом налаживания коммуникативных связей. В этом случае целесообразно провести анкетирование курсантов. Это позволит увидеть и оценить игровой коллектив как бы изнутри, выявить то, что думают о себе сами участники игры, определить их «уровень притязаний», найти им подходящего партнера для выполнения ролевых функций. Получив роль, необходимо осознанно войти в нее, то есть понять и осознать, что от тебя требует эта роль. При любых неясностях относительно роли необходимо задать вопросы преподавателю. Начиная подготовку к деловой игре, курсанту следует вдумчиво, не торопясь вновь прочитать фабулу специальной операции и вводную, представить себя в роли соответствующего должностного лица или иного лица, вообразить, как бы он действовал в данной ситуации. На первоначальном этапе необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки к игре. Можно обговорить с преподавателем о целесообразности структуры поведения на деловой игре. Третий этап: групповая работа над вводной частью. Преподаватель наблюдает за работой курсантов, отвечает на возникающие у курсантов вопросы по содержанию вводной части (фабулы), напоминает о том, что нужно уложиться в отведенное время. При необходимости рекомендует посмотреть заранее подобранные источники информации: официальные документы, приказы, инструкции, справочники, методическая литература, раздаточный материал. Игра протекает в строгом соответствии с ее сценарием. При этом всем курсантам следует проявлять активность и находчивость, ставить перед участниками игры вопросы, включаться в дискуссии, соблюдая, при этом, необходимый такт. Четвертый этап: групповая дискуссия. Каждый курсант, наделенный ролью, поочередно выступает с сообщением о результатах работы: излагает общее мнение о событии, отвечает на поставленные вопросы, обосновывает предлагаемую альтернативу решения. После этого начинается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобному роду проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для ситуации. Пятый этап: итоговая беседа. Преподавателю следует выделить общий положительный результат коллективной работы над вводной частью, обратить внимание на позиции, занятые различными курсантами при анализе, сопоставить их с ситуациями в реальной практике, выделить правильные и ошибочные решения, обосновать оптимальный подход к подобным случаям, очертить круг знаний и навыков, необходимых для их решения, порекомендовать литературу. Методически правильно построенный анализ конкретных ситуаций позволяет обучающимся приобретать знания, обогащаться практическим опытом профессиональной деятельности, учится избегать ошибок и неверных решений, сознательно влиять на события и процессы в оперативно-служебной деятельности, прогнозировать свою работу. Предлагаемая в научно - исследовательской работе игра относится к классу имитационных игр. В них еще на стадии разработки закладывается совмещение двух моделей: имитационной и игровой. Первая предусматривает имитацию предметного содержания профессии, а вторая – моделирование ролевых должностных действий специалистов в процессе их профессионального труда. Данная игра является условием активной проверки усвоения курсантами учебного материала и способом развития их профессиональной компетентности. Все это, по мнению ученых, увеличит не только качество обучения, но и воспитания, привития прилежности, трудолюбия, усидчивости и добросовестности. А качество обучения и воспитания в первую очередь зависит от уровня развития профессиональной подготовленности, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств педагога. Вопросов у курсантов должно быть много. Если вопросов не будет, то это явится сигналом для проверки сделанной ими работы. Участник деловой игры в высшей образовательной организации МВД России обязан: Глубоко знать свою роль и учебные материалы по теме игры; Проявлять корректность и уважение к товарищам, действуя в системах: «совместно с другими», «против других»; Аргументировано отстаивать свою позицию, уметь признавать свои ошибки; Быть заинтересованным в установлении истины независимо от ролевых функций, находя и развивая в игре интересные идеи; Стремиться к максимальной результативности занятий. Участник деловой игры имеет право: Использовать любую справочную и монографическую литературу; Задавать вопросы другим участникам для уточнения и уяснения их ролевых позиций, оптимизировать свою ролевую деятельность (при этом иметь возможность использовать все средства, допустимые нормами права и морали); Участвовать в дискуссиях по всем вопросам деловой игры; Обсуждать с преподавателем ход и результаты занятия. Цель проведения деловой игры по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» - это повышение динамизма практических занятий, формирование у курсантов умения работать коллективно, развитие чувства общей ответственности за принимаемые решения в составе группы управления рабочего аппарата оперативного штаба. Участие в деловой игре должно позволить курсантам почувствовать себя в реальной практической ситуации в роли сотрудников группы управления, которые под непосредственным руководством начальника и заместителя начальника оперативного штаба, по условиям водной (фабулы) приближенной к реальной разрабатывают план «Специальной операции». Курсанты в роли сотрудников территориальных органов МВД России наглядно знакомятся с порядком подготовки плана проведения специальной операции и алгоритмом действий оперативного дежурного, начальника и заместителя начальника территориального органа МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Участники деловой игры, входящие в группу управления рабочего аппарата оперативного штаба, разрабатывают сокращенный или полный вариант макета служебных документов плана «Специальной операции» проводимого по одному из сигналов «Сбор» в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Разрабатываемый макет плана проведения «Специальной операции» должен состоят из служебных документов, включающих в себя графичес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: