- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Действующая практика функционирования системы социальной защиты населения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003019 |
Тема: | Действующая практика функционирования системы социальной защиты населения |
Содержание
2 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1. Теория социальной защиты. 5 1.1 Теоретико-методологический подход к экономической сущности социальной защиты. 5 1.2 Источники финансирования системы социальной защиты населения в России. 17 ГЛАВА 2. Действующая практика функционирования системы социальной защиты населения 31 2.1. Мигранты как приоритетный объект социальной защиты 31 2.2. Социальная защита мигрантов. 40 2.3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и ее финансирование. 58 ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты мигрантов в России. 73 3.1. Проблемы социальной защиты мигрантов в современной России. 73 3.2. Пути развития и совершенствования системы социальной защиты мигрантов. 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96 ПРИЛОЖЕНИЯ 100 ВВЕДЕНИЕ Вне зависимости от эпохи, в обществе всегда есть люди, которые, в силу объективных причин, не могут самостоятельно выйти из сложной жизненной ситуации или обеспечить себя минимальным объемом благ, необходимых для существования. Причины этого могут быть очень разнообразны: временная нетрудоспособность в связи с материнством, потеря кормильца, потеря трудоспособности в связи с расстройством здоровья и многое другое. Защита данных слоев населения находится в ведении государства. Эволюция развития общества свидетельствует о том, что содержание и первые признаки понятия «социальная защита» уходят своими корнями в глубокое прошлое, но как термин он не был использован в научном обороте. Например, община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовывать все виды жизнедеятельности человека, опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, т. е. обеспечивала необходимость труда и получение необходимых социальных благ для всей общины. Важно отметить, что «попечение о нуждающихся» было широко представлено в дореволюционной России. Благотворительность имела глубокие исторические корни. Со временем помощь нуждающимся стала приобретать государственные формы, которые вместе с добровольцами инициировали создание богоугодных заведений, целью которых была помощь бесприютным детям, престарелым и немощным. Времена СССР характеризуются тем, что проблемы изучения социальной защиты населения не нашли своего отражения в отечественной науке, а вместе с тем отсутствовала адекватная оценка деятельности органов власти по решению проблем в социальной сфере. На современном этапе развития нашей страны основы социальной защиты населения нашли свое отражение в действующей конституции, в соответствии с которой Российская Федерация - это социальное государство, в котором «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»1. Данные принципы являются основополагающими, при формировании социальной политики нашего государства. В целях и интересах государственного строительства важно установить, какие направления деятельности структур власти определяют содержание социальной защиты, что должны делать те или иные органы власти (федеральные, региональные и местные) для поддержания высокого уровня жизнеобеспечения и благосостояния граждан Одним из элементов социальной политики является социальная защита населения. Изучение социальной защиты населения, выявления ее проблем и поиск решений занимают важное место в работах исследователей по всему миру. В России данная тема затрагивается в работах таких ученых как: Кричевский Н. А., Бабич А. М., Федорова М. Ю. и т.д. Но несмотря на множество исследований в данной области существует еще множество не решеных проблем. К важнейшим гарантиям социальной защиты, в соответствии с Конституцией РФ относят: * Охрану труда и здоровья; * МРОТ; * Государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых; * Установление государственных пенсий и пособий; * Развитие системы социальных служб; В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос социальной защиты и адаптации мигрантов, причем эта тенденция характерна не только для Российской Федерации, по всему миру в последние несколько лет количество мигрантов увеличилось в разы. Это объясняется тем, что поток вынужденных переселенцев в Европу увеличился в связи с нестабильным политическим и военным положением в Сирии, Афганистане и Украине. Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч мигрантов нуждаются в правовой, материальной и финансовой помощи, объемы, которой, зачастую превышают социально-экономические возможности государства и отдельных регионов, а условия, в которых экономически активная часть переселенцев могла бы заняться самообеспечением, практически отсутствуют. Противоречия возникают и при выборе нового места жительства – интересы мигрантов, которые в основной массе стремятся поселиться в крупных городах таких как: Москва, Санкт-Петербург и др. и интересы государства в целом, регионов и местных органов власти часто не совпадают. Сложнейшей задачей является формирование прочного правового фундамента в сфере разрешения проблем мигрантов, где многие явления еще не привлекли внимание законодателей. Речь идет, в частности, о миграционном законодательстве, миграционной политике и о самих мигрантах как объекте правового регулирования и социальной политики государства. Наличие большого спектра нерешенных задач в области социально-правовой защиты мигрантов, и необходимость теоретического осмысления социально-правовых процессов, происходящих в современной системе социальной защиты переселенцев, динамичность развития права социального обеспечения, приводит, с одной стороны, к беспрецедентной «декодификации» законодательства, то есть резкому увеличению количества законодательных и иных нормативных правовых актов, а с другой – к длительному отсутствию таких жизненно важных законов, которые регулировали бы социально-правовую защиту мигрантов. Конституция РФ, конституционные, федеральные законы РФ создают систему мер правового социально-экономического и организационного характера, направленную на обеспечение достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека. Выбор данной темы обусловлен пониманием необходимости развития и улучшения системы социальной защиты в Российской Федерации, как неотъемлемой части внутренней политики государства в развитой рыночной экономики. ГЛАВА 1. Теория социальной защиты. 1.1 Теоретико-методологический подход к экономической сущности социальной защиты. В реалиях современной экономики, когда экономические кризисы, происходящие все чаще, снижают уровень производства, порождают безработицу, провоцируют рост цен и инфляцию и тем самым снижают уровень жизни населения, необходимо обратить внимание на вопросы преодоления последствий кризиса. Одним из инструментов и преодоления является грамотная социальная политика государства, ведь только государство имеет большой опят и необходимые ресурсы для становления социальной защиты населения. Социальная защита населения является частью социальной политики государства, поэтому, прежде чем перейти к сущности социальной защиты необходимо понять, что такое социальная политика и разграничить эти понятия. Социальная политика – одно из основных направлений деятельности государства и общества, по развитию и повышению эффективности политической системы страны и разрешению конфликтов и противоречий, возникающих среди членов общества2. В Законодательстве Российской Федерации нет четкого определения термина данного термина. Но основываясь на статье 7 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод, что социальная политика это – деятельность государства, связанная с развитием и управлением социальной сферой, которая направлена на обеспечение интересов и потребностей населения, а также повышение качества жизни всех граждан. На современном этапе развития России социальная политика является приоритетным направлением. По моему мнению, наиболее полным определением данного термина является определение Павлюковой О.В. По ее мнению социальная политика ? это совокупность скоординированных мер политического, экономического, организационного и правового характера, проводимых государством в области социального развития, социальной поддержки и защищенности населения, которая направлена на создание нормальных условий для существования и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества.3 Одними из основных направлений социальной политики являются: обеспечение социальной помощи малоимущим слоям населения, социальное страхование, медицинское обслуживание, установление минимального размера оплаты труда, социальная помощь и т.д. Все вышеперечисленное можно объединить в одно понятие «социальная защита населения». Таким образом социальная защита является механизмом реализации социальной политики государства.4 В нашей стране данная дефиниция имеет глубокую историю. Например Лозовская Е. Г. И Краснова О. Н. в своей книге «История социальной работы в России» говорят о том, что механизмы социальной защиты на Руси начали развиваться еще в 911 году. 5 После создания Советского Союза социальная защита реализовывалась в виде социального обеспечения, которое понималось как система государственных мероприятий по обеспечению граждан при нетрудоспособности, в старости, а так же при возникновении сложных жизненных ситуаций. Финансовую основу такого обеспечения составляли общественные фонды потребления, средства в которые поступали из предприятий, организаций и государственного бюджета6. Средства из данных фондов направлялись на денежные выплаты (пенсии, пособия), а также бесплатное или льготное обслуживание населения (обучение, лечение, организованный отдых и т.д.). После распада СССР и перехода России к рыночной экономике социальные проблемы обострились, и пришло понимание, что в условиях рынка необходима именно защита населения. Вследствие этого отечественные ученые начали изучение зарубежной практики, в том числе и категории «социальная защита». В России не существует законодательно закреплённого понятия социальной защиты. Если обратиться к литературе, то можно увидеть, что и здесь единого мнения на счет данного термина не найдено, это можно объяснить тем, что срок существования данной категории в Российской федерации достаточно невелик. Как социально-экономическая категория социальная защита представляет собой совокупность отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях обеспечения адекватной социальной поддержки нуждающихся членов общества, неспособных самостоятельно справиться с воздействием социальных рисков материальной необеспеченности7. Финансовой основой социальной защиты выступают как бюджеты различных уровней так и социально создаваемые фонды. Предметом социальной защиты являются общественные связи и отношения по поводу защиты граждан и их семей от факторов, способных снизить уровень и качество их жизни, а также ухудшить их социальное положение. Объектом социальной защиты можно назвать социальные институты и учреждения социальной сферы, различные категории населения и самого человека. Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие группы населения, рассматриваемые как объект социальной защиты: * граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие; * инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; * инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; * граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; * безработные; * мигранты; * вынужденные беженцы и переселенцы; * дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают; * дети с девиантным поведением; * малообеспеченные семьи; * многодетные семьи; * одинокие матери; * граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом; * лица без определенного места жительства. Стоит отметить, что на сегодняшний день, в свете последних мировых и политических событий, особую актуальность для всего мира приобретает вопрос о мерах социальной защиты мигрантов и вынужденных переселенцев. В зависимости от того к какой категории граждан относится объект социальной защиты для него предусмотрены различные виды выплат, например: * пособия по безработице; * выплаты матерям при беременности и рождении, пособия по уходу за ребенком; * пособия матерям-одиночкам; * пособия по инвалидности; * пособия на похороны и т.п. Выделяют следующие виды социальных выплат: * единовременная материальная помощь; * ежемесячные социальные выплаты; * периодические выплаты. Субъектами социальной защиты выступают государство, профсоюзы, ассоциации, органы социальной защиты населения и т.д. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией. Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения: В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает: а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации. б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти. в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием. Таблица 1.- Взгляды различных ученых на определение понятия «социальная защита» Определение Автор Социальная защита - совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия Антропов В. В.8 Социальная защита – система гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав на достойный уровень жизни. Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов Е. Н.9 Социальная защита это: В широком смысле - это комплекс мер по защите работников от социальных рисков, который охватывает всю сферу жизнедеятельности работников. В узком смысле - отдельные составляющие этой сферы Роик В. Д.10 Социальная защита - система мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни Аверин А. Н.11 Социальная защита – многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены социальные права каждого члена общества Щербаков В. И.12 В представленной таблице приведены мнения различных авторов, по поводу содержания понятия «социальная защита». Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ. Основу социальной защиты, как важнейшего механизма реализации социальной политики, составляет совокупность юридических и социальных гарантий, которые дают каждому индивиду возможность реализовать свои права, в том числе право на такой уровень жизни, при котором возможно гармоничное развитие личности и воспроизводство. Недостаточность или неразвитость социальной защиты провоцирует социальную напряженности в обществе, агрессивности и неудовлетворенности населения. Определенная логика развития понятия социальной защиты обусловила его тесную взаимосвязь с такими категориями как социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. Для более ясного понимания данной темы рассмотрим каждую из этих категорий подробнее. Социальное обеспечение предоставляется лишь отдельным категория граждан, например ветеранам, «чернобыльцам» и т.п. В упрощенной трактовке термин социальное обеспечение означает «предоставление материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». 13 Можно сказать, что социальное обеспечение – это форма распределения благ, целью которой является удовлетворение жизненно важных потребностей населения. В научной литературе имеют место различные подходы к понятию данного термина, то можно объяснить тем, что социальное обеспечение — это многогранное явление, которому невозможно дать универсальное определение, которое охватило бы все сущностные признаки. Для примера приведем несколько определений различных авторов: Социальное обеспечение – один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса.14 Данное определение характеризует экономическую суть категории, но не охватывает другие важные особенности. Социальное обеспечение – система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями и учреждениями – с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения вследствие наступления страховых или не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и несчастных случаев.15 Данный подход также не отражает все те отношения, которые относятся к данному понятию, поскольку возможна не только утрата заработка, повышение расходов и малообеспеченность, но и потеря возможности самообслуживания, необходимость психологической помощи и т.п. Социальное обеспечение – совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребности физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию16. Данное определение более емкое и развернутое, но все ж и оно не может охватить всех субъектов (например инвалиды), а также все виды социального обслуживания. Однако большинство авторов сходятся во мнении, о том что социальное обеспечение связано с предоставлением населению материальных благ (пенсии, пособия, компенсации), а также с социальным обслуживанием граждан. Также среди ученых существует единое мнение о том, что социальное обеспечение должно финансироваться из специальных государственных фондов. Исходя из вышесказанного можно заключить, что социальное обслуживание входит в социальное обеспечение и является его неотъемлемой частью. Определенное место в системе социальной защиты занимает и социальная помощь. Источником ее финансирования, как и для социального обеспечения, является бюджет, но, в отличие от последнего – ориентировано на адресную помощь, размер которой никак не связан с наличием/отсутствием страховых взносов. Основанием для предоставления социальной помощи является неспособность гражданина самостоятельно выйти из бедственного положения за счет собственных средств. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь оказывается в целях: * поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; * адресного использования бюджетных средств; * усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; * создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; * снижения уровня социального неравенства; * повышения доходов населения.17 Стоит заметить, что ни одна из форм социальной защиты населения не может гарантировать полную защищенность при наступлении страховых событий. Один из таких пробелов восполняет социальная помощь и ее индивидуальной направленностью. Как уже было сказано ранее финансирование социального обеспечения производится за счет бюджета государства, и в сложные для бюджета времена происходит уменьшение социальных расходов, вопреки всем социальным соображениям. Это позволяет сделать вывод о том, что данная форма социальной защиты ограничена в условиях рынка, но в определенных условиях ее применение необходимо. Для Российской Федерации основным элементом социальной защиты является социальное страхование, поскольку, как было сказано ранее, в государстве с рыночной экономикой целесообразно опираться именно на это звено, поэтому рассмотрим его более подробно. Социальное страхование – отношения основанные на принципах всеобщности, солидарности и возмездности по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками денежных фондов и иных средств страховщиков18. В определении названо три принципа социального страхования: Всеобщность – полный охват заинтересованных в социальном обеспечении лиц, обязательность уплаты страховых взносов всеми страхователями при обязательном страховании. Солидарность – распределение ущерба от реализации социального страхового риска на страховщиков и застрахованных при обязательном и добровольном страховании. Возмездность – возможность получить страховое обеспечение в обмен на уплаченные страховые взносы при обязательном и добровольном социальном страховании, а также возможность возврата уплаченных страховых взносов при добровольном страховании без наступления страхового случая. Существует несколько классификаций социального страхования:19 * В зависимости от юридического статуса: добровольное и обязательное; * В зависимости от организационно-правового положения: государственное и негосударственное; * В зависимости от вида социального риска: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и т.п. Последняя из приведённых классификаций занимает особое место в системе социального страхования в России, поскольку защита от различных видов социальных рисков наиболее эффективно функционирует в рамках отдельных направлений социального страхования. Так же это позволяет обеспечить идентичность интересов граждан, застрахованных от определенных социальных рисков. Таблица 2.- Сравнительная характеристика элементов социального страхования и социального обеспечения. Критерий сравнения Социальное страхование Социальное обеспечение Предмет Жизнь, здоровье, сохранение трудоспособности и дохода Социальные гарантии, достаточный уровень жизни Объект Интересы населения, по сохранению трудоспособности и дохода Интересы населения, по сохранению достаточного уровня жизни Определение права на социальное обеспечение При наступлении страховых случаев, по покрываемым социальным рискам После проведения проверки на предмет нуждаемости Механизм Финансирования Создание страховых фондов Финансирование из бюджета Источники Финансирования Взносы в страховые фонды, производимые работниками, работодателями, государством. Субсидии из бюджета и др. Доходы бюджета (налоги, сборы и т.д.) Принципы Всеобщности, возмездности и солидарности, в зависимости от участия в финансировании Солидарности в зависимости от нуждаемости Управление Организации (государственные, частные, общественные), действующие по установленным законом правилам Органы власти и местного самоуправления На современном этапе становления Российской системы социального страхования большее развитие получили государственные формы, а именно были созданы следующие фонды социального страхования (Государственные Внебюджетные Фонды): * Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в регионах. * Фонд пенсионного страхования (Пенсионный Фонд России). * Фонд социального страхования. В то же время сейчас продолжается развитие и негосударственного социального страхования. 1.2 Источники финансирования системы социальной защиты населения в России. В процессе перехода России к рыночной экономике произошла трансформация источников финансирования социальной защиты граждан. До 90-х годов ХХ века финансирование осуществлялось за счет бюджета государства, в процессе реформирования произошел переход к страховым основам формирования социальной защиты, который обусловил и переход к другим финансовым источникам. На сегодняшний день основными источниками финансирования социальной защиты населения являются20: 1. Внебюджетные фонды. * Пенсионный Фонд; * Фонд обязательного медицинского страхования; * Фонд обязательного социального страхования. 2. Государственный бюджет. * Федеральный бюджет; * Бюджеты субъектов федерации; * Местные бюджеты. 3. Негосударственные источники финансирования (благотворительные фонды и т.п.) Правовой основой деятельности благотворительных организаций является Федеральный Закон №135 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. Цели благотворительной деятельности совпадают с целями социальной политики, осуществляемой государством. Различен лишь источник финансирования. Благотворительные организации оказывают значительную помощь структурам государства, поскольку берут на себя часть функций по социальной помощи населению. Но в этой работе более подробно рассмотрим источники финансирования социальной защиты, которые находятся в ведении государства, а именно – государственные внебюджетные фонды и государственный бюджет. Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.21 Ведущая роль в финансировании расходов на социальную защиту принадлежит бюджетам государственных внебюджетных фондов. Совокупный объем бюджетов ГВБФ Российской федерации (без учета межбюджетных трансфертов) составляет примерно 30% к объему доходов федерального бюджета. Деятельность ГВБФ основана на принципах обязательного социального страхования, отраженных в Федеральном законе №165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». На современном этапе развития система государственных внебюджетных фондов России имеет два уровня: федеральные внебюджетные фонды и государственные социальные внебюджетные фонды субъектов Федерации (в частности территориальные фонды обязательного медицинского страхования)22. Федеральный уровень включает в себя три внебюджетных фонда: * Пенсионный фонд России; * Фонд социального страхования РФ; * Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Роль федеральных внебюджетных фондов заключается в накоплении финансовых ресурсов и их распределении на всей территории страны, для выравнивания условий социального страхования и поддержки населения. Основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы работодателей23. Они ежемесячно рассчитывают сумму взносов путем применения к расчетной базе тарифов страховых взносов. На 2016 года предусмотрены следующие тарифы: 1. Пенсионный фонд России – 22%; 2. Фонд социального страхования – 2,9 %; 3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.24 Рассмотрим каждый из внебюджетных фондов подробнее. Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года. На сегодняшний день Пенсионный фонд – самый крупный фонд по объему распределяемых средств. Структура, права и обязанности данного фонда основаны на федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. В настоящее время пенсионный фонд выплачивает пенсии более 42,7 млн человек. Основную долю из них составляют получатели трудовых пенсий. Основным источником выплат в системе обязательного пенсионного страхования является бюджет Пенсионного фонда России. В 2016 году по сравнению с 2015 размер доходов пенсионного фонда увеличился на 5,6 % и составили 7,5 трлн, а в 2017 году вырос еще на 9,6 % и составили 8,3 трлн. рублей. Из федерального бюджета Российской Федерации Пенсионному фонду России переданы средства в форме межбюджетных трансфертов в сумме 3,7 трлн. рублей, в том числе 1,9 (62,5%) – на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансируемые за счет средств Федерального бюджета. Таблица 3.- Численность пенсионеров и средний размер пенсий ПФР в 2013-2016 годах. Вид пенсии Численность пенсионеров (тыс. чел.) Средний размер пенсии (руб.) 2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017 Страховая пенсия: 37 655 38 000 39 170 45182 10 313 11 151 12 380 12830 - по старости 33 954 34 426 35 559 35 555 10 716 11 596 12 380 12 830 - по инвалидности 2 366 2 272 2 223 2365 6 624 7 142 7 969 8 040 - по потере кормильца 1 335 1 323 1 389 1608 6 591 7 174 7 914 7924 Пенсия по гос. пенсионному обеспечению: 3 370 3 400 3 564 - 6 864 7 983 8 759 - - социальная - 274 3 110 3108 6 447 7 548 8 302 8 302 - социальная по инвалидности - 1 919 1 978 - - 8 721 9 572 - - социальная детям – инвалидам и инвалидам детства - 598 1 527 - 9 584 11 216 10 711 - Всего 41 025 41 460 42 734 45182 - - - - В 2016 году по сравнению с 2015 размеры ежемесячной денежной выплаты увеличены на 3,6%, при этом на начало 2017 года общий уровень материального обеспечения 156 тыс. пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны ( с учетом пенсии, ЕДВ, ДЕМО) составил соответственно в среднем около 35 и 37 тыс. рублей (увеличение за 2015 год – от 2,6 тыс. рублей до 3,4 тыс. рублей. Фонд обязательного социального страхования образован 25 декабря 1990 года. Объем аккумулируемых в этом фонде средств в 10 раз меньше, чем у ПРФ, однако его деятельность не менее важна и многообразна. Финансовые ресурсы и имущество, находящиеся под управлением фонда являются федеральной собственностью, при этом бюджет фонда обладает самостоятельностью и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней. В бюджет ФСС помимо взносов предусмотренных федеральным законом №212-ФЗ, также зачисляются взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок расчета которых определяется законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ и ежегодно принимаемым законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и на плановый период». Динамика доходов бюджета фонда социального страхования представлена в таблице. Как можно заметить объем средств фонда с каждым годом уменьшался (в 2015 году, по сравнению с 2013, объем доходов уменьшился на 10%), но 2016 году произошло резкое увеличение на 13%. Основными источниками доходов являются страховые взносы – 98%, из них: Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 17,6%. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 80,4%. В то же время объем расходов фонда имеет тренд к увеличению. В 2014 года по сравнению с 2013 произошло небольшое уменьшение (на 3%), но после, в 2015 году произошло увеличение расходов на 12%, а в 2016 на 5,8%. Таблица 4. - Динамика поступлений и расходов бюджета ФСС Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Общий объем доходов (тыс. руб) 569 825 493,1 541 282 181,1 614 493 531,6 642 204 008 -в т.ч. межбюджетные трансферты из федерального бюджета 34 159 126,4 30 440 100,5 20 865 102,9 42 974 238,7 - трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17 981 835,7 18 367 586,5 18 754 011,0 18 081 397 Общий объем расходов 546 184 862,6 612 140 807,5 647 978 476,6 683 405 426 - в т.ч. расходы по обязательному соц....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: