VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дефицит федерального бюджета РФ в период 2012-2016 гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002306
Тема: Дефицит федерального бюджета РФ в период 2012-2016 гг
Содержание
      Министерство образования и науки Российской Федерации
      федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
      (ПетрГУ)
      
      ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
      Кафедра экономической теории и менеджмента
      
      
      
      Курсовая работа
      По предмету: «Макроэкономика»
      На тему: «Дефицит федерального бюджета РФ в период 2012-2016 гг.».
      
      
      
      
      
      Выполнила:
      Студентка 3 курса
      Института экономики и права
      Группы 85302
      Патянина В. А.
      Научный руководитель:
      Адаев Б. М.
      к.э.н., доцент.
      
      
      
      
      Петрозаводск
      2017

      Введение
      1 глава. Дефицит государственного бюджета
      1.1. Бюджетный дефицит и его виды
      1.2. Причины гос. бюджетного дефицита и его социально-экономические последствия 
      1.3. Способы регулирования дефицита бюджета
      1.4. Источники покрытия дефицита государственного бюджета
      
      2  глава.  Бюджетный дефицит федерального бюджета РФ 
      2.1. Анализ дефицита федерального бюджета РФ и его влияние на некоторые макроэкономические показатели
      2.2. Пути сокращения бюджетного дефицита 
      
      Заключение
      Список литературы
      Приложения

      Введение.
      Каждое государство обязано осуществлять определенные функции и задачи, а для этого ему необходимы денежные средства. Таким образом, мы вводим понятие «государственный бюджет».
      Государственный бюджет, с одной стороны, представляет собой некий финансовый план, смету предполагаемых доходов и расходов государства на определенный период; с другой стороны, совокупность финансовых отношений между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования государственных фондов денежных средств. Государственный бюджет имеет важное значение для экономики любого государства, так как выполняет такие важные функции, как: 1) контролирование образования и исполнения бюджетных средств (контрольная функция); 2) распределение и перераспределение национального дохода и ВВП страны; 3) регуляция и стимуляция экономики.
      Основными элементами любого бюджета являются его доходная и расходная части. Государство предполагает возможную сумму доходов на основании прогнозов и в соответствии с этим планирует расходы. Все страны стремятся к состоянию сбалансированного бюджета, то есть ситуации, когда доходы и расходы равны. 
      Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
      Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
      В Бюджетном кодексе РФ в гл. 5 ст. 33 определен принцип сбалансированности бюджета, заключающийся в соответствии предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Данный принцип в РФ обязателен к исполнению.
      Однако фактический объем полученных доходов в реальности не может соответствовать их прогнозируемому значению в точности. Иными словами, полностью сбалансированный бюджет существует только в теории. Вследствие этого возникает профицит или дефицит государственного бюджета.
      Профицит бюджета возникает, когда доходы превышают расходные обязательства. Дефицит, напротив, возникает при превышении расходной части над доходной. Доходы подразделяются на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные платежи.
      Данные состояния бюджета нежелательны, так как в случае дефицита бюджета может не быть профинансировано в полном объеме какое-либо направление, а профицит может свидетельствовать о завышенной налоговой нагрузке на экономику.
      Бюджетный дефицит – актуальная проблема современной экономики.
      Объектом моей работы является государственный бюджет РФ.
      Предмет работы – дефицит государственного федерального бюджета РФ. 
      Таким образом, целью моей работы является анализ дефицита федерального бюджета РФ в период 2012-2016 гг.
      Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
      1. Исследование возможных причин дефицита федерального бюджета РФ;
      2. Выявление его социально-экономических последствий;
      3. Рассмотрение способов регулирования дефицита бюджета и источников его покрытия;
      4. Исследование взаимосвязи дефицита бюджета и некоторых макроэкономических показателей.
      Приступим к работе.

      1 глава. Дефицит государственного бюджета.
      В РФ существуют бюджеты ППО (общего назначения) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Таким образом бюджетная система России состоит из трех уровней:
      1) Федеральный уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных федеральных внебюджетных фондов (ПФ, ФСС, ФОМС РФ);
      2) Субфедеральный уровень: региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
      3) Местный уровень: муниципальные бюджеты.
      В рамках моей работы будет рассматриваться федеральный бюджет РФ.
      Обычно бюджетный дефицит выражается в % от ВВП. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (2 года) и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Считается, что дефицит бюджета до 3% от ВВП может служить эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
      Если говорить о субъектах РФ, то для них дефицит бюджета не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
      Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
      

      1.1. Бюджетный дефицит и его виды.
      Дефицит бюджета – ситуация, когда государству не хватает доходной части для покрытия расходных обязательств.
      Выделяют несколько классификаций бюджетного дефицита. Рассмотрим их.
1. По характеру возникновения
      а) случайный (кассовый);
      б) действительный.
      Случайный (кассовый) дефицит бюджета, как правило, обусловлен временными лагами (запаздываниями) поступления и расходования средств. Кассовый дефицит присущ местным и региональным бюджетам (в меньшей мере), так как они в большей степени находятся в зависимости от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется не восполняемым постоянным отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год.
2.  В процентном отношении к ВВП
      а) безопасный – до 3%;
      б) допустимый – до 10%;
      в) критический – до 20%.
      3. По продолжительности
      а) временный (краткосрочный);
      б) хронический (долгосрочный).
      Краткосрочный дефицит бюджета обусловлен случайными факторами, например, изменение условий, в которых осуществлялся бюджет, от условий, при которых он составлялся. Временный дефицит существует в рамках одного финансового года. А долгосрочный бюджетный дефицит зависит от постоянных факторов, таких как циклы экономики, глобальные чрезвычайные происшествия, войны и т.д. Повторяется на протяжении нескольких лет. Опасность состоит в том, что при неправильном управлении временным дефицитом, он может перейти в хронический.
4. По отношению к плану
      а) плановый, т.е. предусмотренный в законе о бюджете (следствие бюджетной политики государства);
      б) внеплановый, т.е. характеризующийся непредусмотренными изменениями в расходах и доходах.
      5. С учетом расходов по обслуживанию государственного долга
      а) первичный
      б) вторичный
      Первичный дефицит предполагает чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
      6. В зависимости от проводимой финансовой политики
      а) активный
      б) пассивный
      Активный дефицит бюджета может являться следствием стимулирующей бюджетно-налоговой политики государства, которая проводится на стадии циклического спада экономики для повышения хозяйственной активности и заключается в снижении налоговых ставок и увеличении государственных расходов.
      Пассивный бюджетный дефицит может быть вызван сокращением государственных доходов, когда хозяйственная активность падает. 
      Также выделяют циклический, структурный и фактический дефициты бюджета. 
      Структурный дефицит представляет собой превышение расходов и доходов бюджета в условиях полной занятости. Структурный дефицит характеризует состояние государственного бюджета, очищенного от циклического компонента, так как при его расчете принимаются во внимание текущие государственные расходы и те доходы бюджета, которые поступили бы в него при существующей системе налогообложения в условиях полной занятости.
      Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом. 
      Значение такого макроэкономического показателя, как структурный дефицит заключается в том, что:
* он позволяет более точно интерпретировать бюджетно-налоговую политику государства;
* на основе его динамики можно сделать вывод об эффективности бюджетно-налоговой политики в долгосрочной перспективе.

      1.2.	Причины гос. бюджетного дефицита
      Если в прошлом бюджетный дефицит был связан с такими чрезвычайными ситуациями как войны, крупные катастрофы, стихийные бедствия, то в настоящее время он стал типичным для многих стран.
      Рассмотрим возможные причины данного явления. 
      1. Политический популизм;
      2. Рост государственных расходов;
      3. Малоэффективная налоговая политика;
      4. Причина цикличности экономики;
      5. Рост неоплаченного гос. долга;
      6. Рост теневого сектора экономики;
      7. Коррупция;
      8. «Белые слоны» и крупные инвестиции в развитие экономики;
      9. Неэффективное управление фин. состоянием в стране со стороны Правительства
      10. Объем ввозимого импорта в страну больше, чем объем экспорта. В денежном выражении.
      11. Резкое укрепление (снижение курса) национальной валюты.
      12. Высокие затраты на ВПК, оборону, милитаризация экономики в мирное время
      13.  Эмиссия пустых денег
      Рассмотрим некоторые вышеперечисленные причины подробнее. 
      Политический популизм вызывает рост денежных средств на различные социальные программы, которые не обоснованы финансово. 
      Рост государственных расходов, как одна из возможных причин, заключается в проводимой государством фискальной политике. Так как развитие экономики циклично (что также может являться причиной дефицита бюджета: период спада производства выражается в снижении доходов бюджета и увеличении социальных трансфертов, следовательно, расходы превышают доходы), то в различные циклы необходимо применять конкретный способ макроэкономического регулирования. В период депрессии или рецессии (спада) экономики государство применяет стимулирующую фискальную политику, заключающуюся в стимулировании агрегатов совокупного спроса (AD), таких как величина государственных расходов, величина социальных трансфертов. В рамках данной политики корректируется и величина налоговой ставки в сторону ее снижения.
      Таким образом, еще одной возможной причиной является налоговая политика по снижению величины налоговой ставки. Рассмотрим следующую макроэкономическую цепочку:
      1. Налоговые ставки на доходы граждан снизились ? снизились налоговые поступления в бюджет ? реальных возможностей роста государственных расходов без угрозы дефицита бюджета практически нет ? в конечном итоге снизится совокупный спрос и ВВП. 
      Однако с другой стороны налоговые ставки на доходы снизились ? повысились доходы потребителей, вырос потребительский спрос ? произойдет увеличение совокупного спроса и ВВП.
      Возникает некое противоречие. Рассмотрим, как изменение налоговых ставок для производителей повлияет на ВВП в конечном итоге.
      2. Налоговые ставки на прибыль снизились ? снизились налоговые поступления в бюджет ? пропали реальные возможности роста государственных расходов без угрозы дефицита бюджета ? в конечном итоге сократился совокупный спрос и ВВП.
      Однако наряду с описанной тенденцией наберет силу и другая: налоговые ставки на прибыль уменьшились ? уменьшились затраты у производителей, выросли инвестиции ? произойдет увеличение совокупного спроса и ВВП.
      Таким образом, мы имеем дело с налоговой дилеммой. Она существует потому, что в национальной экономике действуют различные субъекты. То есть в первом случае, мы рассматриваем цепочку со стороны государства и потребителя, а во втором – со стороны государства и производителя. Однако сила, с которой действуют наши субъекты, такие как государство и функциональные субъекты (производители и потребители) различна, поэтому при игре с «нулевой суммой» возможен как рост общеэкономической эффективности, так и ее снижение
      Разрешить данную дилемму просто: манипулирование размерами налоговых ставок может стать важным инструментом повышения эффективности функционирования макроэкономической системы в целом, побуждая экономических субъектов к выбору наиболее эффективной деятельности или в качестве потребителя, или в качестве производителя. Необходима эффективная налоговая политика государства.
      Рост теневого сектора экономики. Теневая экономика — это экономическая деятельность, скрываемая от государства и не контролируемая, не учитываемая им. Также ее называют скрытой или неформальной. В данную категорию включается не только специально скрываемая деятельность, но и домашняя. «Серая» экономика связана с налоговым бременем, они находятся в прямой зависимости. Чем выше налоговое бремя, тем больше и теневая экономика, так как неуплата налогов дает преимущество фирме на рынке, она вытесняет другие компании. В целом, причины серого сектора экономики многообразные, как налоговые, так и неналоговые (высокие барьеры для входа на рынок, нежелание соблюдать стандарты вследствие увеличения затрат и снижения прибыли, запреты на определенные товары делают их дорогостоящими и др.). Некоторые специалисты считают, что существует оптимальный размер теневой экономики (порядка 15% от годового ВВП), а отклонения от данной цифры приводят к серьезным последствиям. На мой взгляд, теневая экономика имеет как негативные, так и положительные стороны. Негативная и одна из самых важных – недополучение государством налоговых доходов, что ведет к дефициту бюджета. 
      Коррумпированность государственного сектора как следствие бюджетного дефицита можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, коррупция приводит к кризису легитимности власти, то есть ситуации, когда доверие населения и степень поддержки власти, а также ее институтов, подрывается. В настоящее время Навальный (основатель фонда борьбы с коррупцией) выдвинул себя в качестве кандидата в Президенты и зарекомендовал себя как «борец с коррупцией». В связи с этим по всей России проводятся массовые мирные митинги против коррупции. К тому же, стоит отметить, что в списке стран по индексу восприятия коррупции (составляется международной неправительственной организацией «Transparency International» ежегодно с 1995 года), на 2016 год Россия занимает 131 место из 176 возможных, что весьма плохой показатель (см. приложение 1).  Усиливает народный нелегетимизм власти и то, что с коррупцией практически не борются (заведено несколько уголовных дел, например, в 2010 году на Алексея Улюкаева, главу Минэкономразвития, но, если учитывать степень распространенности коррупции, то это «капля в море»).
      «Взаимосвязь коррупции и неравенства также подпитывает популизм. Когда политики не борются с коррупцией, настрой граждан становится скептичным, и они обращают внимание на лидеров, которые обещают все изменить.»1
      Не будем долго останавливаться на данной проблеме и перейдем к следующей возможной причине бюджетного дефицита.
      «Белые слоны» - это идиома, фразеологизм (в английском языке), означающий нечто чрезвычайно дорогостоящее, но не приносящее практической пользы. Происхождение данного выражения связано с легендой о короле Сиама, который дарил белых слонов неугодным ему лицам. Данное животное было священным и не использовалась в работе, причем затраты на его содержание было высоки и разоряли получателя данного «подарка». В русском языке есть аналог – чемодан без ручки. 
      Инвестирование государства в выгодные проекты, общественные блага оправдывает дефицит бюджета, так как денежные средства идут на совершенствование экономики. Однако вливание денег в заведомо неэффективные проекты, большинство из которых на протяжении всего своего «жизненного» цикла являются дотационными, лишь усиливает нагрузку на бюджет, порождая новые финансовые проблемы для экономики и следующих поколений (негативные темпоральные внешние эффекты). 
      Зубов В. И Иноземцев В. В своей статье приводят множество примеров «слонов различных размеров». Это малые слоны (автомобильный суперхайвэй Москва — Санкт-Петербург, Железная дорога Кызыл — Курагино, ведущая к месторождениям с непонятной рентабельностью и неясной схемой реализации проекта), взрослые слоны (мост на острове Русский во Владивостоке — 30 млрд руб. и практически нулевой трафик, объекты Олимпийских игр 2014 года в Сочи — около 1 трлн руб. вложений, а сколько было похищено?), третий тип белых слонов – Сколково, Роснано и др. высокотехнологичные проекты.
      

      1.3. Способы покрытия дефицита бюджета
      Дефицит бюджета обязательно должен быть покрыт. Существуют не инфляционные и инфляционные способы покрытия дефицита бюджета. Однако стоит отметить, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ и не является полностью не инфляционным. Неинфляционные методы не вызывают инфляцию. 
      К ним относят:
      * долговое финансирование (государственные займы).
      * продажа государственных активов (акции и другие формы участия в капитале). 
      Долговое финансирование может быть эффективным, так как сегодня мы платим по вчерашним долгам, а сегодняшние долги переносим на завтра. Для покрытия дефицита используется выпуск государственных займов, заключающийся в продаже казначейских векселей (краткосрочных долговых обязательств правительства – до 1 года) или казначейских облигаций (долгосрочных обязательств на срок > 1 года). Привлекаются временно свободные денежные средства частного сектора и иностранных экономических субъектов.
      Инфляционные методы порождают инфляцию. Это денежно-кредитная эмиссия. Например, эмиссия новых денег, которая приводит к снижению цены и увеличению предложения денег, то есть в результате роста денежного предложения деньги, находящиеся на руках у населения, обесцениваются.
      Следующий метод — это прямые кредиты правительства (министерства финансов) в Центральном банке, использование государственных заимствований как главного способа покрытия дефицита бюджета (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
      

      1.4. Источники покрытия дефицита государственного бюджета
      Дефицит федерального бюджета может финансироваться из внутренних и внешних источников. 
      К внутренним (в РФ - в рублях) относятся следующие источники:
      * рублевые кредиты банков;
      * госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      * бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
      * поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;
      * сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
      * изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
      К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в валюте) относятся:
      * госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      * кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
      

      2 глава.  Бюджетный дефицит федерального бюджета РФ
      2.1.	Анализ дефицита федерального бюджета РФ и его влияние на некоторые макроэкономические показатели
      Рассмотрим дефицит / профицит федерального бюджета РФ за период 2012-2016 гг.
      
Таблица 1. Доходы и расходы ФБ РФ (млрд. руб.) за 2012-2016 гг.2
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Доходы, всего
12 855,5
13 019,9
14 496,9
13 659,2
13 460,0
Расходы, всего
12 895,0
13 342,9
14 831,6
15 620,3
16 416,4
Дефицит (-) / Профицит (+)
-39,4
-323,0
-334,7
-1 961,0
-2 956,4
      
      
      
      
      
      
      За период с 2012 по 2016 год мы видим дефицит федерального бюджета. В 2016 году рассматриваемый показатель увеличился на -2 917 млрд. руб. в номинальном выражении, что составило 7394,8% по сравнению с 2012 годом.
      Рассмотрим динамику дефицита федерального бюджета подробнее.
      
Таблица 2. Динамика дефицита федерального бюджета РФ за период 2012-2016 гг.
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Темпы прироста дефицита бюджета, %
-108,9
718,8
3,6
485,9
50,8
Абс. Изменение дефицита бюджета, млрд. руб.
-481,5
-283,5
-11,7
-1 626,3
-995,4
      
      В 2012 году произошло резкое изменение в федеральном бюджете РФ. Профицит 2011 года перешел в дефицит 2012 года. В рассматриваемый период дефицит бюджета имеет четкую тенденцию к увеличению. В 2013 году по сравнению с 2012 дефицит увеличился на 283,5 млрд. руб., что составило почти 720% (примерно в 8 раз!).  В 2014 году дефицит увеличился в гораздо меньшей степени, на 11,7 млрд. руб., что составило около 4%. Резким увеличением дефицита федерального бюджета характеризуются 2015 и 2016 года. В 2015 по сравнению с 2014 годом показатель увеличился на 1626,3 млрд. руб. или 485,9% (почти в 6 раз). В 2016 году по сравнению с 2015 дефицит увеличился на 995,4 млрд. руб. или 50,8%.
      Рассмотрим дефицит бюджета в % соотношении к номинальному ВВП (ВВП в текущих ценах).
      Таблица 3. Дефицит федерального бюджета РФ в % отношении к ВВП РФ за 2012-2016 гг.
Год
2012
2013
2014
2015
2016
ВВП в текущих ценах, млрд. руб
66926,9
71016,7
79199,7
83232,6
86043,7
Дефицит ФБ, млрд. руб.
39,4
323,0
334,7
1 961,0
2 956,4
Дефицит ФБ в % к ВВП
0,06
0,457
0,42
2,36
3,44

      Считается, что допустимым является дефицит бюджета около 3% ВВП. В РФ только в 2016 году дефицит бюджета превысил данный показатель и составил почти 3,5%, что не является критичным.
      Рассмотрим доходы федерального бюджета по статьям.
      Таблица 4. Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2012-1016 гг. 
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Доходы, всего млрд. руб.
12 855,5
13 019,9
14 496,9
13 659,2
13 460,0
Нефтегазовые доходы, млрд. руб.
6 453,2
6 534,0
7 433,8
5 862,7
4 844,0
Доля в общей сумме доходов, %
50,19769
50,18484
51,27866
42,92076
35,98822
Ненефтегазовые доходы, млрд. руб.
6 402,4
6 485,9
7 063,1
7 796,6
8 616,0
Доля в общей сумме доходов, %
39,27976
39,16655
38,54538
42,98906
46,95508
Прочие
1 352,7
1 386,4
1 475,2
1 924,6
2 295,8
Доля в общей сумме доходов, %
10,52255
10,64861
10,17596
14,09018
17,0567
      
      Анализируя таблицу 4, можно заметить, что доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета ежегодно сокращается, а доля ненефтегазовых доходов и прочих доходов имеет тенденцию к увеличению.
      Рассмотрим структуру ненефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
      Таблица 5. Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета в период 2012-2016 гг.
Ненефтегазовые доходы
6 402,4
6 485,9
7 063,1
7 796,6
8 616,0
Связанные с внутренним производством
2 603,8
2 681,5
3 113,6
3 467,6
3 780,6
НДС (внутренний)
1 886,1
1 868,2
2 181,4
2 448,3
2 657,4
Акцизы
341,9
461,0
520,8
527,9
632,2
Налог на прибыль
375,8
352,2
411,3
491,4
491,0
Связанные с импортом
2 445,8
2 418,0
2 474,3
2 404,4
2 539,6
НДС на ввозимые товары
1 659,7
1 670,8
1 750,2
1 785,2
1 913,6
Акцизы на ввозимые товары
53,4
63,4
71,6
54,0
62,1
Ввозные пошлины
732,8
683,8
652,5
565,2
563,9
Доля внутр. доходов в общей ? ненефтегаз. доходов, %
40,7
41,3
44,1
44,5
43,9
Доля импорт. доходов в общей ? ненефтегаз. доходов, %
59,3
58,7
55,9
55,5
56,1
      
      Можно сказать, что доля доходов, связанных с импортом, в период 2012-2016 гг. ежегодно снижается, однако зависимость от импорта продолжает быть достаточно высокой. В 2016 году доля импортных доходов в общей сумме ненефтегазовых доходов ФБ РФ составила 56%, и доля доходов, связанных с внутренним производством, составила 44% соответственно. 
      Рассмотрим структуру дефицита федерального бюджета.
      Таблица 6. Структура дефицита ФБ РФ в 2012-2016 гг.
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Дефицит -
-39,4461
-322,982
-334,695
-1961,01
-2956,41
Ненефтегазовый дефицит -
-6492,63
-6857,02
-7768,5
-7823,66
-7800,43
      
      Анализируя таблицу 6, мы видим, что в период 2012-2016 года ежегодно растет ненефтегазовый дефицит. Ненефтегазовый дефицит финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. 
      Важной задачей данной главы является рассмотрение финансирования дефицита федерального бюджета РФ.
      Таблица 7. Структура источников финансирования дефицита ФБ РФ (в %) в период 2012-2016 гг.
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Источники финансирования дефицита федерального бюджета - всего
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Источники внутреннего финансирования дефицита
54,2
83,7
143,8
115,1
98,6
Источники внешнего финансирования дефицита
45,8
16,3
-43,8
-15,1
1,4
      
      
      
      

      Дефицит федерального бюджета РФ в большей степени финансируется за счет источников внутреннего финансирования дефицита. В 2014 и 2015 году наблюдается сокращение доли источников внешнего финансирования дефицита вследствие погашения внешнего долга РФ, что ведет к увеличению нагрузки на внутренние источники. В 2016 году 98,6% дефицита бюджета было покрыто за счет внутренних источников.
      
      Рассмотрим взаимосвязь номинального ВВП и номинального дефицита федерального бюджета РФ за период 20112-2016 гг.
Таблица 8.3
Год
2012
2013
2014
2015
2016
ВВП в текущих ценах, млрд. руб
66926,9
71016,7
79199,7
83232,6
86043,7
Дефицит ФБ (-), млрд. руб.
-39,4
-323,0
-334,7
-1 961,0
-2 956,4
      
      Посчитаем коэффициент корреляции для наших данных. Он составил -0,8683, что говорит о наличии сильной обратной связи между номинальным ВВП и номинальным бюджетным дефицитом. Другими словами, при увеличении дефицита бюджета уменьшается ВВП и наоборот. Коэффициент детерминации составил 0,754, т.е. результирующий фактор (ВВП в текущих ценах) зависит от экзогенной переменной (дефицит федерального бюджета) на 75,4%, а от других факторов на 24,6%.
      Однако если рассматривать взаимосвязь динамики номинального ВВП и динамики номинального дефицита бюджета, а именно их темпы прироста по отношению к предыдущему году, то коэффициент корреляции составляет -0,5424, что говорит о наличии обратной средней связи. То есть теснота связи оказалась меньше. Если рассматривать коэффициент детерминации, то он составил 0,2942, что говорит о зависимости динамики ВВП от динамики дефицита бюджета на 29,4%, что достаточно мало и свидетельствует о влиянии на динамику ВВП в большей степени (60,6%) других факторов (см. таблицу 9).
      Таблица 9. Динамика ВВП и дефицита ФБ в номинальном выражении в 2012-2016 гг.4
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Темпы прироста номин. ВВП
12,11
6,11
11,52
5,09
3,38
Темпы прироста дефицита ФБ
-108,92
718,79
3,63
485,91
50,76
      
      Важно рассматривать коэффициент корреляции совместно с коэффициентом детерминации, так как первый показывает тесноту и направление связи, а второй – зависимость одного фактора от другого.
      Таким образом, мы выяснили, что динамика ВВП и динамика дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период в меньшей степени зависят друг от друга, чем их величины на определенную дату, то есть статичные.
      Рассмотрим взаимосвязь доли дефицита бюджета в ВВП и выплат по государственному долгу в ВВП за 2012-2016 гг.
      + для гос долга то же
      
      
2.2. Пути сокращения дефицита бюджета
      Выбор путей покрытия бюджетного дефицита достаточно сложен и зависит от различных факторов:
* финансовой и политической ситуации в стране в целом;
* состояния развития экономики, темпов роста ВВП;
* развитости финансового рынка;
* инвестиционного климата в стране;
* заинтересованности кредиторов и их доверия к государству;
* активизации деятельности бизнес структур, особенно малого и среднего бизнеса;
* отлаженности международных связей и интеграции в мировое сообщество;
* др. факторы.
      Для покрытия дефицита федерального бюджета в РФ можно использовать 2 группы методов: первая – увеличение доходов федерального бюджета, вторая – сокращение расходов федерального бюджета.
      В рассматриваемый нами период Россия переживала кризис (экономический кризис 2014-2015 годов). С 2014 года происходит снижение общей суммы доходов федерального бюджета, а также нефтегазовых доходов как в абсолютном, так и долевом (в общей сумме доходов ФБ РФ) отношении. Также потребительские расходы и инвестиции сокращались.  
      Основные мероприятия по покрытию дефицита федерального бюджета РФ:
* стимулирование процесса производства;
      В период кризиса государство стимулирует процесс производства путем увеличения государственных расходов, снижения ставок налогов, увеличения денежного предложения, сокращения ставки процента Центрального банка, снижения норм обязательного резервирования, а также действий, формирующих позитивные ожидания у производителей. 
      Однако увеличение государственных расходов или снижение налоговых ставок (а особенно их совместное применение) приведет к большему дефициту бюджета.
      Что касается увеличения денежного предложения, то это будет означать увеличение количества денег в стране, а соответственно снижение их цены, то есть обесценивание. Однако инвестиции в стране увеличатся, ровно, как и потребительский и совокупный спрос, и ВВП в итоге. Возможно таким путем можно сократить бюджетный дефицит. 
      Действия, формирующие позитивные ожидания у производителей, могут быть эффективным фактором борьбы с дефицитом бюджета.
      Стоит отметить, что в период подъеме экономики, данные действия обратные: гос. расходы сокращаются, ставка налога увеличивается. Рост налоговой ставки, как уже говорилось раннее, может быть причиной роста сектора теневой экономики, и если не роста дефицита бюджета, то его сохранения на прежнем уровне.
      Таким образом, стимулирование процесса производства должно происходить в определенный цикл экономики, чтобы не допустить ее перегрева и резкого ухода в кризисное состояние. Данный метод является относительно противоречивым.
* направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики;
* снижение непроизводительных расходов и необоснованных льгот;
      Как уже говорилось раннее, сокращение трат на «белых слонов» поможет сэкономить денежные средства и направить их на более важные и эффективные (с большей отдачей) направления экономики. То есть инвестирование бюджетных средств даст положительный эффект мультиплицирования.
* привлечение средств населения путем размещения государственных ценных бумаг;
* введение режима строгой экономии бюджетных средств;
* другие меры.
      Таким образом, можно сказать, что не существует идеальных методов борьбы с дефицитом бюджета. Да и само явление дефицита бюджета может являться не только негативной стороной, но и положительной, так как природа и причины его возникновения, а также источники покрытия дефицита бюджета различны. 
      


      Заключение.
      Причины возникновения дефицита федерального бюджета (да и любого бюджета) и его природа различны. Соответственно, дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса, что обусловлено цикличностью экономики. В данном случае дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Дефицит бюджета может быть следствием экономической политика государства: снижение налогов с целью стимулирования производства (в фазе кризиса экономики, чтобы простимулировать производственный процесс) или увеличение государственных расходов. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами и дает большую отдачу.
      Важно посмотреть, из каких источников финансируется дефицит федерального бюджета.
      В России долгое время в условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов. 
      Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно привед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.