- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Cтановление философско-политической концепции евразийства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001801 |
Тема: | Cтановление философско-политической концепции евразийства |
Содержание
План: ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙСТВА 1.1.Предпосылки возникновения евразийства 1.2. Классическое евразийство 1.3. Концепция неоевразийства ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РУССКОГО ЕВРАЗИЙСТВА 2.1. Основные идеи евразийцев 2.2. Культура и личность в социальной философии евразийства 2.3. Государство и право в евразийстве. ГЛАВА 3 МЕСТО ЕВРАЗИЙСТВА В ПОИСКЕ ПУТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 3.1. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России 3.2. Евразийское определение путей развития России Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/idei-evraziystva-v-kontekste-sovremennogo-razvitiya-rossii#ixzz4uRkmjtym https://elibrary.ru/download/elibrary_25921131_59368111.pdf https://antisys.wikispaces.com/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE https://cyberleninka.ru/article/n/evraziystvo-v-sovremennom-ideyno-politicheskom-prostranstve-rossii https://eu.spb.ru/images/M_center/M_43_15.pdf http://marsiada.ru/359/1674/4294/ http://www.situation.ru/app/j_art_316.htm http://www.easttime.ru/analytics/tsentralnaya-aziya/sovremennyi-etap-razvitiya-evraziiskoi-idei/7184 http://privetstudent.com/kursovyye/kursovye-po-filosofii/1499-problemy-socialno-filosofskiy-koncepcii-evraziystva.html http://eurasia.com.ru/vehi1.html https://elibrary.ru/download/elibrary_9614172_44591500.pdf https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14522 http://ecsocman.hse.ru/data/718/894/1217/005_Isaev.pdf http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-evraziiskogo-proekta-na-rubezhe-xx-xxi-vekov https://elibrary.ru/item.asp?id=20288182& ВВЕДЕНИЕ Качественные изменения, происходящие в современной России, ее попытки найти новую социально-экономическую ориентацию выдвигают на первый план вопросы о возможных путях развития страны и ее будущем. Попытки ответить на данные вопросы часто заставляют исследователей обращаться к прошлому опыту. Частью наследия русской философии является идеология евразийства. Евразийство является одним из крупнейших направлений научной и общественной мысли двадцатого века в России. Мыслителями-евразийцами было создано большое количество научных работ, посвященных географии, истории России и этнической истории народов, живущих в стране. Кроме того, они создавали и обосновывали качественно новые принципы национальной идеологии России. . Проведение исследования идейно-теоретических оснований и содержания проекта государства и общества классического евразийства в поле про-блематики истории философии актуально на фоне наличествующих на се-годняшний день разнообразных интерпретаций евразийского философско-го учения. Концепция евразийства по-разному оценивается различными политическими структурами, идейными течениями и философскими школами. В настоящее время происходит возрождение интереса к данной концепции, что может говорить о высоком потенциале идеи евразийства. Цель работы – рассмотреть социально-философский смысл идейных аспектов евразийства. Задачи: - Определить предпосылки возникновения евразийства - Рассмотреть процесс становления философско-политической концепции евразийства (классического евразийства и неоевразийства) - Выявить основные идеи евразийства - Рассмотреть аспекты, связанные с культурой и личностью, в социальной философии евразийства - Рассмотреть взгляды евразийцев на государство и право - Определить место евразийства в современном идейно-политическом пространстве России - Проанализировать евразийское определение путей развития России Объектом исследования является социально-философское учение евразийцев. Предметом исследования выступают социально-философские идеи евразийства. ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙСТВА 1.1.Предпосылки возникновения евразийства Концепция евразийства была сформирована в первой трети двадцатого века, и на ее формирование оказали влияние многие факторы. Истоки евразийства представляют собой совокупность идей, объединяющей в себе множество направлений культурологической, геополитической и историософской мысли. Одним из старейших источников евразийской концепции являются «Послания старца Филофея», основная цель изложения которого – концепция «Москва – третий Рим». Евразийцам была очень близка мысль о том, что Россия является страной с особым предназначением и большими возможностями. Идея определяющего значения православной христианской веры в развитии нашей страны, также импонировала им. Поэтому евразийцами разделялось мнение о том, что именно Москва, подобно Риму и Константинополю, стала центром христианства, последним, третьим церковным «Римом». Однако евразийство появилось не на пустом месте, идейные истоки данной концепции достаточно многогранны. Евразийство опиралось на достаточно развитые традиции славянофильского и постпочвеннического (постславянского) направления. Исторический аспект евразийства, в котором значительное место было отведено монголо-татарскому игу и его оценке, истории кочевых народов, населявших Евразию, имел предшественника в лице М.Л. Магницкого, мыслителя первой половины девятнадцатого века, а предшественником географического аспекта был общественный деятель В.И. Лиманский. Несомненным источником евразийских идей являются воззрения Н.Я. Данилевского, в 1869 г. выпустившего в свет книгу «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германороманскому». Многие положения, изложенные в этой работе, стали ключевыми в учении евразийцев. В построении своего учения евразийцы также опирались на воззрения еще одного позднего славянофила К.Н. Леонтьева, часто указывая его имя при перечислении своих предшественников. Творческое наследие К.Н. Леонтьева, в свою очередь, является развитием идей Н.Я. Данилевского. Для выявления идейных источников евразийства необходимо проанализировать культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в России во второй половине XIX-в начале XX века. Одной из причин возникновения евразийского течения является духовный кризис европейской культуры, отображенный в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Данная книга подвергла критике европоцентризм, воспевающий европейскую культуру и превосходство народов Европы. Эта работа способствовала распространению в кругах русской интеллигенции отрицательных оценок достижений и ценностей Запада. Для позиции евразийцев вообще была характерна критика представления культуры европейской как культуры всего человечества. Свою философскую систему они выстраивали согласно этой точке зрения. Кроме того, непосредственными условиями возникновения концепции евразийства стали исторические события, происходившие в начале двадцатого века, такие как Первая мировая война, революция 1917 года и, как следствие, свержение царского режима. Мировая война, ставшая первым явлением такого рода, потрясла мир масштабами своего распространения, русская революция 1917 года, результатом которой стало свержение в России царского режима, породили духовный кризис в обществе. Эти события стали своеобразным «толчком» к началу активных действий. Назревавшие в умах русской интеллигенции идеи о трансформации и переустройстве российского общества и государства получили «свободу действий» и стремительно оформились в различные направления. Евразийство стало одним из таких направлений. Революция явилась для евразийцев окном «из Европы», по их мнению, она вновь открыла для России ее самобытность, ее собственный путь развития, прервавшийся после петровских реформ. Факт эмиграции также, безусловно, сыграл свою роль в формировании евразийства именно в обстановке начала двадцатого столетия. В хронологической цепочке событий, повлиявших на возникновение евразийского течения, эмиграция стала последней каплей. Сила вызванных ею эмоций дала столь мощный импульс, что семя, которое вызревало годами, принесло такие плоды, послевкусие которых до сих пор будоражит умы человечества. 1.2. Классическое евразийство Классическое евразийство представляет собой идейное течение в русской общественно-философской мысли, разработанное группой мыслителей и ученых в 20-х годах XXвека. Наибольший вклад в создание концепции классического евразийства был внесен Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким, также в работу над евразийством вели Г.В. Вернадский, П.П.Сувчинский, Л.П.Красавин и ряд других авторов. По мнению представителя классического евразийства П.Н. Савицкого уникальность течения евразийства заключалась в том, что оно представляет собой синтез трех учений: византизма (утверждение византийского предания и православия основополагающими элементами русской культуры), восточничества (признание единой культуры и исторической судьбы русского и туранских народов) и оригинального политико-экономического учения, по политическим выводам близкого к марксизму (евразийцами полностью принималась тактика большевиков по политическому строю и организационной структуре). Соединение этих учений было основано на анализе истории и культуры страны, а также на теории геополитики, то есть на соотнесении политического и культурного развития народов с географическим пространством, на котором они проживают. Началом истории и развития классического евразийства считается книга «Европа и человечество», написанная Н.С. Трубецким и вышедшая в Софии в 1920 году. В 1921 году был выпущен первый сборник мыслителей-евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев под названием (авторами являлись Н.С. Трубецкой, Савицкий П.Н., Г.В. Флоровский, П.П. Сувчинский).В данном сборнике рассматривается проблема искоренения засилья культуры Запада, а также вопрос оправданности и своевременности революции. Через год выпускается другой сборник евразийцев под названием «На путях. Утверждение евразийцев», в который включена статья «Степи и оседлость», написанная П.Н. Савицким. В данной статье говорится о том, что «степь» имела положительную роль в формировании России. По мнению Савицкого, монголо-татарское иго «дало России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество становиться могущественной ордой». В данном сборнике также выражается позиция евразийцев по вопросу революции: «Как ни относиться к программе большевиков в смысле ее соответствия реальным потребностям жизни, необходимо признать верность руководившего ими инстинкта; они поняли, что нужно ломать и созидать заново.» Основной задачей евразийства в те годы было создание самобытной Российско-Евразийской цивилизации, которая бы утверждалась на началах православия. Для того, чтобы достигнуть данную цель, евразийцам нужно было опровергнуть представления об Азии, как о темном и диком собрании некультурных народов, которые были распространены в евроцентристских идеологиях, и, таким образом, подорвать идею об уникальности европейского Просвещения. Данная идея была развита Н.С. Трубецким в статье «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». Представители классического евразийства принадлежали к числу тех отечественных мыслителей, которые полагали, что революция 1917 года является завершением предыдущего этапа развития России, этапа европеизации, и открывает новый для нашей страны путь, вступив на который, она сможет раскрыть все свое могущество и силу, сможет вернуться к своим истокам - самобытной национальной русской культуре.По их замыслу, Россия должна быть особым культурным миром, свободным от навязываемых ему стереотипов западноевропейской культуры. Евразийцы утверждали, что структура органов государственной власти, сложившаяся в СССР, гармонирует с их представлениями, но они считали, что элиту большевиков, ведущую страну к государственному капитализму(подразумевался НЭП), необходимо сменить на евразийскую национальную элиту.Так как евразийцы считали, что православие является важной составляющей для существования единой России-Евразии, они полагали, что религия должна быть полностью свободной от государства и проводить самостоятельную политику. Получив власть, евразийцы планировали заменить в марксисткой социально-экономической модели государственный капитализм и принудительное экономическое регулирование на так называемую «систему государственно-частного хозяйства», под которой понималась система, в которой сочеталась патерналистская модель государственного регулирования экономики и широкая частная инициатива. Особенно активное развитие движения евразийства происходило в 1925-1927 годах. Однако после 1928 года деятельность евразийцев начала ослабевать, в их рядах начались различные идейные разногласия. В 1938 году Н.С. Трубецкой умирает, и с этого момента период классического евразийства можно считать оконченным. Закат классического евразийства был ознаменован несколькими прчинами. Во-первых, евразийство подвергало критике самые разные политические движения (либералов, славянофилов, черносотенцев, большевиков), тем самым поставив себя за рамки культурно-исторического процесса русской мысли. Кроме того, имидж евразийства сильно подорвала его связь с операцией «Трест» (операция, включавшая контроль за белой эмиграцией путем создания мнимой антибольшевистской Монархической Организации Центральной России). Представители евразийства вступили в контакт с агентами ОГПУ и, поверив их обещаниям, начали направлять членов МОЦР на путь евразийства. В 1928 году данная операция была разоблачена. Еще одной причиной краха евразийства стало то, что в тридцатых годах большевизм начал видоизменяться, и из него исчезли черты, обличаемые евразийцами, такие как пренебрежительное отношение к национальному началу, классовая мораль, неприятие исторической памяти. Большевизм, очищенный от крайностей, становится более схожим с евразийством. В результате некоторые евразийцы, такие как Карсавин, Сувчинский, переходят на сторону левого евразийства. Итак, общественно-политическое движение евразийства потерпело неудачу, однако его идеи оказались достаточно плодотворными, и впоследствии были подхвачены другими последователями. 1.3. Концепция неоевразийства Вторая волна интереса к евразийству возникла в 80-е годы двадцатого века в связи с творчеством Льва Николаевича Гумилева. В 1979 году Л.Н. Гумилев закончил свой основополагающий труд «Этногенези биосфера Земли», который опубликован в СССР лишь через 10 лет. В данной книге Гумилев развивает идею П.Н. Савицкого о воздействии географического ландшафта на особенности этноса, об уникальности культур разных народностей, которые не могут быть сведены европейским культурным формам. Также Гумилев продолжал развивать концепцию культурно-исторического типа, разработанную Н.С. Трубецким. Данная концепция была встроена в этническую иерархию и была названа суперэтносом. (этнические группы, проживающие в различных климатических зонах, но при этом составляющие единое общественное целое) На основе теории этногенза Гумилевым были выведены закономерности развития общественно-политических систем. С помощью приливов и отливов пассионарности Гумилевым объяснялась смена геополитическойситуации в мире, включавшая в себя перемещение государственных границ, исчезновение одних стран и появление новых. Работы Гумилева вызвали новую волну интереса к евразийству. Новые последователи еврпзийства сформировали новое направление, которое было названо «неоевразийство». Современное неоевразийство включает в себя три течения: национально-патриотическое, лево-демократическое и либеральное. В национально-патриотическое течение неоевразийства входят последователи классической концепции евразийства, в представлении которых Россия является осьюобширного геополитического пространства, а ее миссия и задача заключается в создании империи евразийского социализма. При этом представителями данного течения признается стратегическая важность Европы для геополитической законченности евразийского пространства. В лево-демократическом течении неоевразийства утверждается модель многополярного мира, в которой у Запададолжнабыть достойная стратегическая альтернатива в виде евразийского блока. Стратегическим партнерами России по подобному геополитическому блокупрежде всегомогут быть страны СНГ, а также азиатские государства, которые стремятсясохранить свою цивилизационную и культурную самобытность (такие как, например, Китай, Индия и Иран) В либеральном течении разрабатываются идеи развития экономической интеграции и расширения российской экспансии. Для представителей либерального теченияглавным приоритетом являются потребности и интересы гражданского общества, средством реализации которых и выступает внешнеполитическая активность государства. Многие исследователи противопоставляютклассическое евразийство современной концепции неоевразийства, в которой акцент ставится на геополитике в противовес остальным аспектам. Но все же нельзя сказать, что между идеями классического евразийства и неоевразийства лежит пропасть. Неоевразийством заостряется та главная, основополагающая идея, из которой исходили евразийцы, а именно идея географического детерминизма, доведенная до своих предельных выводов. ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РУССКОГО ЕВРАЗИЙСТВА 2.1. Основные идеи евразийцев Основной евразийства является национальная идея России-Евразии, особого пути развития России, уникальности ее культуры и истории. Оригинальность культуры и государственности России, обусловленная одновременным присутствием азиатских и европейских элементов, является причиной особого исторического пути России. При этом, по мнению евразийцев, азиатское влияние на Россию проявилось сильнее, чем европейское. Евразийцы в основном связывали восточную ориентацию России с геополитической сферой, не распространяя ее на религиозный вопрос. Евразийцы укоряли Европу в основном за то, что романо-германской цивилизацией была выработана система ценностей и принципов, которая ими возводилась в ранг универсальной. Для того, чтобы избавиться от влияния Запада, евразийство предлагало переосмысливать русскую историю, признавая положительные аспекты моголо-татарского ига, которое, по мнению евразийцев, является важнейшим элементом истории России, сохранившим духовную самобытность Древней Руси и превратившим раздробленные княжествав остов мировой империи. Земли, попавшие под монголо-татарское иго, впоследствии стали ядром империи, а земли, оказавшиеся под влиянием Европы, постепенно утратили свою политическую и культурную самостоятельность. Евразийцами туранский фактор был переосмыслен, и русско-татарские отношения были признаны истоком евразийской государственности. В основе концепции евразийства лежит понятие «месторазвития», под которым понимается многовековая непрерывная связь культуры народа и территории, природы и человека («место», в котором происходит «развитие» государства и народа, в большой степени определяет направление и смысл данного развития). Цель «месторазвития» Евразии – объединение территории, лежащей от Европы до Тихого океана, и за всю историю человечества это удалось сделать только монголами и русскими. Согласно концепции евразийства, традиционный взгляд на русскую историю, по которому Киевская Русь является основой русской государственности, не совсем правилен, поскольку Киевская Русь ни культурно, ни территориально не соответствует современной России. Евразийцы считали, что истоками русской государственности и культуры является Золотая Орда и Византия. По мнению евразийцев, великие державы, существовавшие в Евразии в разное время (государства гуннов, скифов, монголов, Российская империя) представляют собой один и тот же тип «военной империи». В концепции евразийства просматривается географический детерминизм – теория, согласно которой особенности жизни человека, функционирования общества, формирования культуры в большой мере определяются географической средой. Фактор географического детерминизма в евразийстве не возвышает территориальный фактор над другими, а объясняет существование родственных связей между разными нациями, тем, что территория, оказывая влияние на населяющие ее народы и сама изменяясь под их воздействием, создаёт общность судьбы проживающих на ней народов. Евразийцы под термином «Евразия»понимали не единство Европы и Азии, а серединное пространство. Одним из их постулатов является утверждение о существовании «третьего мира» на континенте. Русско-евразийская культура представляет собой особое пространство, утверждающее свое внутреннее единство и отличие от всего остального мира. Евразийцами всегда подчеркивались религиозные основы данной концепции, и они представляли евразийство как православную идеологию. По их мнению, только православие сохранило такие черты раннего христианства как главенство веры над знанием и духовная целостность. В концепции евразийства православие является истинной природой России и должно слить воедино принципы Востока и Запада, положить конец их борьбе за первенство. (Еремеев, Идеология евразийства: основные категории, Жуков, Основы теории культуры). 2.2. Культура и личность в социальной философии евразийства Центральное место в концепции евразийства занимает идея самобытности русской культуры. В евразийстве русская культура рассматривалась как совершенно самостоятельная цивилизация, которая вобрала в себя опыт как Запада, так и Востока, как «серединная евразийская культура». С данной точки зрения русские люди представляют собой самобытную евразийскую этническую общность, и их нельзя относить ни к азиатам, ни к европейцам. Важной причиной самобытности русской культуры в евразийстве отдается географическим факторам. Согласно философии евразийства, у каждого народа вырабатывается своя национальная, этическая, правовая, языковая, обрядовая, хозяйственная и политическая формы в зависимости от того, в какой географической среде происходило развитие народа. Многообразие ландшафтов является причиной многообразие культур, а поэтому универсальной модели развития различных народов и культур быть не может. Евразийцы считали, что помимо географического расположения значимую роль в развитии культуры играют народы, являющиеся основными субъектами культурного развития. В евразийстве утверждается, что русско-евразийскую культуру нельзя назвать чисто славянской, так как большое значение в ее становлении имел «туранский фактор» (под туранцами понимаются тюркские народы: половцы, хазары, монголо-татары). Поэтому отличительной чертой русской культуры, по мнению евразийцев, является многонациональность. В евразийстве понятие культура связывается сличностью, а в понятие «личность» входит не только отдельный человек, но и народ, и даже группа народов, способных создать особую культуру.Исходя из этого выделяется понятие «многочеловеческой» («симфонической») личности, которая подразделяется на «частнонародную» (государственное объединение одной этнической группы») и «многонародную» (государственное объединение нескольких этнических групп). В противовес рационалистической концепции, по которой личность трактуется как индивид, последователи евразийства (в частности Красавин) утверждали, что реальность личности может проявиться только в многообразии ее связей с другими личностями. Отдельный индивид в евразийстве является не замкнутой в себе и ограниченной от других единицей, а скорее индивидуацией симфонической личности. То есть согласно концепции евразийства человеческая единица представляет собой проявление своего окружения, социума. Евразийские мыслители, утверждая в общественном устройстве сильную, яркую и творческую индивидуальную личность, тем не менее, не воспринимают ее в отрыве от соборного целого, стоя на позициях органицистских. В социальном проекте евразийцев личность никогда не должна забывать о своем долге перед обществом и государством, она всегда подчинена обществу. 2.3. Государство и право в евразийстве В социальной философии евразийства рассмотрен целый ряд аспектов, связанных сгосударством и правом. Евразийцы утверждали, что русское понимание государства и права представляет собой своеобразную квинтэссенцию русской истории, культуры, мировоззрения. Основное отличиерусского и западного правосознания, по их мнению – разное понимание таких основополагающих категорий как «право» и «обязанность». На Западе обязанность рассматривалась обществом как некоторая условная категория, как результат уступки давлению. Люди образуют государство, которое их обязывает, но при этом и они обязывают государство, а также друг друга. В правопонимании западного общества государство является подобием совместного предприятия, созданного независимыми предпринимателями, которые представляют собой своеобразные социальные «атомы».По мнению евразийцев, государство и право в таких условиях не имеют абсолютной ценности. Несмотря на то, что право и нравственность являются понятиями достаточно далекими друг от друга, по мнению евразийцев, право должно опираться на некоторый духовно-нравственный идеал, выступающий в качестве высшей цели права.В связи с этим в евразийстве правовая система рассматривается как необходимость, продиктованная прежде всего тем, что существующее общество не совершенно, и потому ему необходима внешняя система нормативно-правового регулирования. Евразийцы признают идею о первенстве коллективных прав по отношению к личным правам, традиционную для русского консерватизма.Тезис о верховенстве прав человека, по мнению представителей евразийства, представляет собой продукт индивидуалистического мировоззрения, который характерен для европейской культуры.Русские правовые традиции рассматривались ими как порождение самобытной культуры, а потому евразийцы стремятся выявить те специфические принципы права, на которых была сформирована данная традиция. В данном случае, в русском консерватизме существенную роль играет его антииндивидуалистическая направленность. В евразийстве смысл существования государства, народа, общества, личности заключается в служении высшей духовной цели, а материальные условия земного бытия не могут и не должны являться данным смыслом. Богатство и процветание страны, сильная государственность, мощная армия и развитая промышленность должны выступать средством достижения высших идеалов. Смысл существованию государства придает так называемая «идея-правительница». Политический строй, в котором такая «идея-правительница» представлена как высшая ценность, в евразийстве называлась «идеократией». Россия всегда представлялась как Святая Русь, как держава, которая имеет свою особенную историческую миссию, которая заключается именно в евразийском мировоззрении. Государство в замыслах евразийцев - это государство справедливости и правления в нем закона; государство, стремящееся к осуществлению всеобщего блага и немыслимое вне идеи Бога. Социальный проект евразийцев предполагает воплощение постулатов добра и нравственности. Он являет собой нечто цельное и единое, поскольку государство представляет собой единую симфоническую личность, где принцип соборности выступает доминирующим в реализации этой личности. Проект новой России-Евразии, созданный участниками евразийского течения, охватывает все общественные, идеологические, социальные и экономические уровни. ГЛАВА 3 МЕСТО ЕВРАЗИЙСТВА В ПОИСКЕ ПУТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 3.1. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России После распада СССР евразийство рассматривалось как возможность доказать специфику культурно-исторического развития различных областей Евразии, и данная концепция стала востребована вследствие центробежных процессов, развернувшихся на постсоветском пространстве в конце двадцатого века. Многие аналитики (культурологи, политологи, этнологи, социологи и др.) трактовали евразийство как способ доказать приоритетность «постсоветских» отношений над западными связями, и данная концепция стала своеобразным символом постсоветской интеграции. Идеи евразийства присутствуют в современной российской политике, политической публицистике, политологии. Евразийство представляет собой достаточно широкое социокультурное мировоззрение, а потому его аспекты могут быть приняты представителями различных партий, политических направлений. В последнее десятилетие представители евразийства склонны занимать центристские позиции в раскладе политических сил. Происходит либерализация неоевразийства (что было полностью исключено в классическом евразийстве). Представители неоевразийства А.Г. Дугин и А.В.Ниязов начали говорить об «экономическом либерализме» как о составляющей развития экономического аспекта евразийства. Положительной чертой евразийства в условиях современной России является фактическое признание мультикультурности страны, а также ориентация на верность историческим корням и последовательное отстаивание национальных интересов.Евразийская платформа предлагает решение межэтнических конфликтов. В евразийском подходе национализм и интернационализм не противопоставляются друг другу. Еще основателем классического евразийства князем Трубецким говорилось об «общеевразийском национализме», который подразумевал, что самоутверждение народов и наций внутри государства должно поддерживаться Центром. Данный позитивный принцип евразийства дает возможность разрешать межнациональные конфликты. По мнению части исследователей некоторые аспекты евразийства уже используются российскими властями, например интеграционные процессы в рамках СНГ, образования Евразийского экономического содружества, направление внешней политики РФ по отношению к Европе, странам Ближнего Востока, принятие курса на патриотизм, государственность. Но при этом стоит помнить, что подобные аспекты могут быть протрактованы прагматическими политическими и экономическими интересами власти. Многими аналитиками утверждается, что евразийство в современной России не смогло добиться широкого признания. По мнению немецкого историка Л. Люкса, в этом и заключается главная слабость нового евразийства, и поэтому, несмотря на свою оригинальность, данная программа обречена на провал. В целом, концепция евразийства в современных условиях может использоваться политическими силами, однако, можно предположить, что применение евразийства будет ограничено лишь риторикой, используемой в качестве инструмента, политтехнологии во властной борьбе. По мнению некоторых исследователей, в настоящее время неоевразийство можно охарактеризовать идеологической аморфностью, так как данная концепция не способна оказать какое-либо значимое влияние на состояние общественно-политической ситуации в стране. 3.2. Евразийское определение пути развития России Последователями евразийства рассматривались возможные пути дальнейшего развития страны. В евразийстве отмечается необходимость возвращения Россией сферы своего политического, идеологического, экономического и культурного влияния, утверждая, что императивом политики Россииявляется поддерживание единства Евразийского субконтинента. Один из крупнейших идейных лидеров современного евразийства А.Г. Дугин говорит о том, что основная геополитическаяцель России в нынешнем столетии - создание евразийского стратегического блока, характеризующегося гибким мировоззрением, которое могло бы противостоять глобалистским и атлантистским тенденциям.По его мнению, такой блок должен основываться не на мировоззрении экономической системы и политического устройства, ана стратегических и геополитических принципах.Первый этап евразийской интеграции должензаключаться в стратегическом воссоединении стран бывших советских республик в общий стратегическийальянс, объединенныйосознанием общности геополитических интересов и единством цивилизационной и стратегической судьбы. Объединение стран СНГ в стратегически сплоченное образование должно быть основано не на временных социально-экономических интересах и сиюминутном раскладе политических сил, а на глобальных геополитических задачах. Общество, по мнению евразийцев, должно быть основано на некоторых безусловных моральных ценностях, которым придастся статус государственной нормы, а различные социальные пороки и подрывание моральных устоев должны быть полностью искоренены. Вооруженные силы, силовые ведомства и министерства должны восприниматься как стратегическая основа государства. Общественная роль военных должна усилиться, им должен быть возвращен престиж и уважение общества. В плане административного устройства евразийство предлагает модель «евразийского федерализма», под которой предполагается построение федерации не по территориальному критерию, а по этническому. При этом народы должны получить возможность максимального развития этнической, религиозной и даже в некоторых аспектах юридическую самостоятельность. Стратегическое единство в модели «евразийского федерализма» сопровождено акцентом на юридическом «праве народов». ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: