- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Позиция детей из неполных семей в условиях школьного буллинга
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000615 |
Тема: | Позиция детей из неполных семей в условиях школьного буллинга |
Содержание
Введение Современный ребенок входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Современное общество порождает кризисные явления и в школьной среде. Современные социально-экономические и социокультурные условия способствуют формированию и развитию искаженных форм индивидуализма, что приводит к возникновению насилия и жестокости в отношениях между людьми. Эти характеристики отражаются в школьной подростковой среде. Среди подростков распространены различные формы конфликтов. Одной из форм конфликтного взаимодействия является буллинг. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. Школа занимает особое место среди институтов социализации, позволяющих подросткам приобретать социальный опыт. В нашем обществе до недавнего времени было принято считать, что школа – безопасное для детей место. Однако насилие в школах внесло свой вклад в понимание того, что психологически безопасных мест для подростка в современном мире просто нет. Безопасность для всех членов школы является необходимым условием эффективности обучения. Но, к сожалению, в образовательной среде все чаще встают вопросы о проявлении агрессии среди обучающихся, а также о мерах, которые могут использовать и применяют преподаватели с целью пресечения агрессивного поведения. Школьные издевательства и унижения как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей – негативно сказываются на атмосфере в школе, а страх, депрессия и жалобы подростков на здоровье влияют на посещаемость ими школы, концентрацию на занятиях и успеваемость учеников [4]. Буллинг представляет собой серьезную угрозу для благополучного развития подростка во время школьной жизни. Важно понимать, что буллинг влияет не только на непосредственных его участников, но и на всех учеников в классе, школе и, в конечном итоге, на значительно более широкий круг людей, что также подтверждают исследования в этой области [3]. В настоящее время актуальность исследования буллинга в подростковой среде связана с тем, что на сегодняшний момент не выработаны активные способы пресечения, а главное – выявления буллинга в образовательной среде, и именно бездействие педагогов и других участников образовательного процесса становится печальным показателем социальной приемлемости такого поведения в нашем обществе для подрастающего поколения, и, следовательно, для взрослых людей в будущем [5]. В настоящее время проблема школьного буллинга очевидна. Об этом свидетельствуют участившиеся случаи проявления негативной агрессии в межличностных отношениях среди учащихся средних учебных заведений. Такой агрессией бравируют, принимая её за «крутое» поведение. Система взаимоотношений в школе крайне важна для дальнейшего становления подростка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, подросток может следовать им всю жизнь. Распространение данного явления в среде подростков вызывает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы. Цель: определить позицию детей из неполных семей в условиях школьного буллинга. Гипотеза: социально-психологические особенности участников буллинга различаются в зависимости от того, к какой группе они относятся. Задачи: 1. Определить ролевые позиции школьного буллинга. 2. Изучить факторы, способствующие развитию ролевой позиции в буллинге. 3. Выявить особенности личностного развития и агрессивного поведения детей из неполных семей. 4. Разработать модель профилактики буллига среди школьников. Объект исследования: поведение детей в условиях школьного булленга. Предмет исследования: дети из неполных семей. Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, выводы, практические рекомендации, заключение, список литературы, приложения. 1 РАЗВИТИЕ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ БУЛЛИНГА 1.1 РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ БУЛЛИНГА С середины прошлого века ведутся активные исследования причин формирования агрессивного поведения, по средствам которых был выделен частный случай агрессивного поведения, названный буллингом. Буллинг встречается в различных странах и его исследованием занимаются психологи и педагоги из Финляндии, Дании, США, Великобритании, Канады, Японии и т.д. Первые масштабные исследования, в рамках которых осуществлялось систематическое изучение буллинга и основных направлений работы по его превенции, были выполнены Д.Олвеусом и его коллегами в 1970г. Д.Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы булленга. Затем интерес возник и в Великобритании. Среди британских исследователей следует отметить В.Т.Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П. Таттума, Е.Мунте. В США особое внимание к буллингу стали проявлять в начале 1990-х гг. (Каталано, Хоукинс, Харарчи). Буллинг наблюдается в детской среде, особенно в младшем школьном возрасте и среди подростков. Он может выражаться в горизонтальном разрушительном поведении, то есть в рамках одной возрастной группы, а также в вертикальном разрушительном поведении от старших школьников к младшим. Практически во всех возрастных группах буллинг чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Тем не менее, и среди девочек отмечается рост насилия. Отмечаем, что в современном обществе масштабы буллинга очень значительны. Данный факт свидетельствует о деморализации современного общества, когда моральные нормы теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения. Особенно это касается подрастающего поколения, представляющего собой ту часть населения, которая наиболее восприимчива ко всему положительному и отрицательному в обществе. Буллинг – малоизученное явление. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально- психологическим и педагогическим термином, за которым стоит комплекс социальных, психологических и педагогических проблем. В России первые публикации на эту тему появились лишь в 2005 году. Буллинг – явление глобальное и массовое. Во всем мире в начальной и средней школе распространены буллинг и виктимизация. Обобщая данные, можно констатировать, что частота проявления буллинга и виктимизации колеблется от 15 % до 25 % в Австралии, Австрии, Англии, Финляндии, Германии, Норвегии и Соединенных Штатах Америки. Существуют несколько определений буллингу. В переводе с английского языка буллинг означает запугивание, травлю, физический или психический террор. Он направлен на то, чтобы вызвать у другого страх, подчинить его себе. Есть и другое мнение: буллинг – социально-психологическое явление, которое представляет собой длительный процесс сознательного жестокого воздействия со стороны одной личности (группы лиц) по отношению к другой (другим). Таким образом, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе при котором, обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. При возникновении буллинга в классе возникает буллинг структура — социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей. Национальная ассоциация школьных работников США дала такое определение буллингу: это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе. Явление буллинга в школе наиболее часто проявляется начиная с младшего подросткового возраста. Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами. В младшем подростковом возрасте очень важно стремление обзавестись верным другом, избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе. У детей повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе. Также идет переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем. Также детям младшего подросткового возраста свойственна ярко выраженная эмоциональность. Важной особенностью переходного возраста выделяется кризис идентичности или «идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает интимно личностное общение в процессе выполнения коллективной полезной деятельности, любое нарушение процесса общения тяжело переживается подростком и оказывает влияние на развитие его личности. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения. Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе. В стремлении занять желаемые социальные позиции подростки могут использовать различные способы, в том числе буллинг. Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности... В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции cвоeй индивидуальности, интенсифицирует поиск в... референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию». Кроме того, для современных подростков, по утверждению Д.И. Фельдштеина, характерны «интенсивная примитивизация сознания, рост цинизма грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка – неуверенности, одиночества, страха, и в то же время – инфантилизм эгоизм, духовная опустошенность». Подростковый возраст является периодом, когда высока вероятность появления буллинга, и когда последствия буллинга могут носить крайне негативный характер. Основными факторами возникновения буллинга в среде школьников-подростков являются следующие: 1. Индивидуальные (агрессия, виктимность, конформность подростков). 2. Групповые (антисоциальная групповая деятельность, несформированное ценностно ориентационное единство группы, отсутствие самоопределения личности в группе у ее участников, неблагоприятный социально-психологический климат группы). Отсюда видно, что буллинг не является поведением, а представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения. Буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но обладает специфическими чертами. П.Смит и К. Ананиаду рассматривали поведение детей и определили основные позиции буллинга : - преследователь (инициатор,обидчик, булли); - помощник преследователя; - защитник жертвы; - жертва; - и наблюдатель ( нейтральный участник). Возникновение видов девиантного поведения у подростков, которые проявляются в буллинге, создает предпосылки для его возникновения в классе. В буллинге реализуются следующие виды девиантного поведения: агрессивное, виктимное, конформное. В зависимости от типа девиантного поведения подросток может в буллинге занять позицию булли (преследователя), жертвы или свидетеля. Буллинг оказывает влияние на структуру и особенности взаимодействия индивидов в группе. Значимым для понимания данного явления является утверждение К. Лоренца о связи насилия и структуры группы: «каждый из совместно живущих индивидов знает, кто сильнее его самого, кто слабее, так что каждый может без борьбы отступать перед более сильным и может ожидать, что более слабый в свою очередь отступит перед ним самим, если они попадутся друг другу на пути». Современные исследователи буллинга (Bukowski. Sippola, Hawker и Boulton и др.) полагают, что буллинг связан с групповыми процессами и имеет следующие функции: - формирование иерархии и поддержание социального порядка; - развитие партнерства у членов группы, повышение уровня сплоченности. В случае, если педагоги не будут уделять необходимого внимания развитию ученической группе, в ней может развиться внутригрупповая агрессивность. Описывая данный явление, автор утверждает: «каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы («пауки в банке»), в группе царствует внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Такие характеристики обретает ученическая группа в случае, если в ней нет здорового ядра, им не занимаются в воспитательном отношении и воспитанники предоставлены сами себе». Буллинг-структура может стать основой неформальной структуры класса, а в тех случаях, когда в классе отсутствует формальная структура или она минимально опосредствует взаимоотношения обучающихся, буллинг может стать основой всех взаимоотношений в классе. Такая структура класса имеет негативный характер, препятствует нормальной социализации, развитию личности и группы. Рассмотрим каждую из позиций буллинга: «Преследователи». При низком социометрическом статусе, у «преследователей» самый высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они точно осознают круг общения, в котором их принимают. У «преследователей высокие показатели по активному буллингу. Они более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников», является внутреннем оправданиемпри травле «жертв» и создает ощущение субъективной правоты. высокий уровень самоуважения, аутосимпатии. Их эмоциональной сфере присущи раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Легко впадают в ярость. В сфере межличностных отношений им свойственны повышенный уровень враждебности/агрессивности, средний уровень коммуникативных способностей, внешнее соблюдение общепринятых норм и правил. Цель булли – достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей от жертвы, услуг (и связанные с этим блага), проявляет агрессивное поведение. «Преследователи», несмотря на свою роль считают себя слишком добрыми, а хотят быть еще менее добрыми, чем они есть. «Преследователи» нетерпеливы и не стремятся ими быть. У преследователей высокий уровень самооценки и уровень притязаний. Инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера. Основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других. Быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. Одна из причин распространения властолюбивого характера мода на «сильную личность». Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самими собой, а в отношениях с окружающими. Буллеры занимают лидирующие позиции в классе. В исследованиях Salmivalli, Koula, Juvonen, Galvan, Cillessen, Borch утверждается, что буллинг включает в себя намерение обидчика по повышению статуса в группе сверстников. Буллинг позволяет обидчику удерживать высокий статус в группе длительное время, в связи со значительным дисбалансом сил между обидчиком и жертвой. Буллинг формирует и поддерживает структуру группы. Отношения в буллинге выстраиваются по правилам унижения, отпора, силы, гонения жертвы, отвода агрессии от себя и т.д. Буллинг используется как средство создания и поддержания структуры группы. И в связи с этим участники буллинг-структуры (булли, помощники булли) для сохранения высокого статуса в группе должны осуществлять насильственные действия в отношении жертвы. «Жертвы». У «жертв» самый низкий коэффициент удовлетворенности общением и социометрический статус., что говорит о их низком положении в классе. «Жертвы» более зависимы, слабы по сравнению с другими участниками буллинга. Они чаще всех подвергаются буллингу. Цель жертвы – избегание насилия, сохранение социального статуса, который является комфортным и естественным для личности подростка. Жертва буллинга проявляет виктимное поведение. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими участниками, а уровень притязаний довольно высокий, т.е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. У них самый высокий уровень тревожности и уровень трудностей в общении и конфликтности. низкие показатели самоуважения, аутосимпатии. Для их эмоциональной сферы характерны выраженные проблемные переживания, повышенный эмоциональный дискомфорт, тревожность, напряжённость. В межличностных отношениях жертвы буллинга часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками, зависимы от мнения других. В отличие от других агрессивных действий, которые включают единичные или краткосрочные нападения, буллинг, как правило, происходит непрерывно в течение длительного периода времени, надолго оставляя «жертву» в состоянии тревожности и страха. Жертвы часто переживают психологическое насилие, изоляцию и одиночество, ощущение опасности и тревоги. Все эти проявления являются результатом воздействия атмосферы, которая окружает жертву буллинга. Они отличаются социальной отрешенностью, склонностью уклоняться от конфликтов и характеризуются как чувствительные, замкнутые и застенчивые люди с проявлениями разнообразных психосоматических симптомов, соматической ослабленностью, повышенной тревожностью и депрессивностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе с преобладанием неконструктивных стратегий совладания со сложными ситуациями, сниженной учебной мотивацией и многочисленными проблемами в общении. «Помощники» У «помощников» достаточно низкий социометрический статус, т.е. помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, поэтому их подчиняют «преследователи», но они и достаточно авторитарны, что создает у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу самые высокие показатели именно у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют и т.д., а «преследователи» лишь вибирают цель и продумывают план. «Защитники». У защитников самый высокий социометрический статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в целом довольны занимаемой позиции, которая достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надежности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т.е. доброта для них – настоящая ценность. Эти особенности помогают понимать «жертв» и сочувствовать и помогать им. В школьном классе защитниками могут являться дети, которые занимают в социометрическом исследование статус «звезды» или/и «предпочитаемых». Защитник также может являться вторым лидером в классе и предотвращать травлю жертвы. Однако, не всегда в классе присутствуют защитники,что негативно сказывается на всю социально-психологическую структура класса. «Нейтральные участники». У «нейтральных участников» достаточно высокие социометрический статус и коэффициент осознанности положительных отношений. «Нейтральные участники» наименее зависимы, что позволяет им вообще не вмешиваться в конфликты. Они не попадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны, наблюдают за инцидентами буллинга, знают о его существовании в ученической группе. Свидетели могут полагать, что действия булли правильны и могут полагать, что они неправильны. И в первом, и во втором случае, не осуществляя никаких действий, за исключением наблюдения за насильственными действиями булли, свидетели, проявляя конформное поведение, подкрепляют и стимулируют осуществление насильственных действий со стороны булли по отношению к жертве. «Нейтральные участники»- те самые зрители, для которых играется спектакль «буллинга». Во многом их бездействие провоцируют буллинг и даже «преследователи» часто являются исполнителями воли таких нейтральных участников. «Нейтральные» более терпимы, но и уровень притязаний по качеству «терпимость» у них самый высокий. В школьной ситуации буллинга основная масса детей -- наблюдатели. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за того, что они присоединились к буллингу. Буллинг действует не только на непосредственных жертв. Дети, которые травят других, получают удовольствие от власти и высокого статуса по сравнению с жертвами. Поэтому у агрессоров возникают проблемы с развитием эмпатии по отношению к другим людям. Выделяют следующие виды буллинга: - прямой (и физический, и вербальный); - косвенный (социальная депривация, сплетни, разговоры и т.д.). Причем прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация-для девочек. Мальчики значительно чаще принимают участие в буллинге, чем девочки. Следует особо подчеркнуть мотивы и причины буллинга. Мотивы буллинга: зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, нейтрализация соперника, самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей и др. Согласно американским исследованиям, в ходе которых было опрошено 15000 школьников подросткового возраста, 17% являлись жертвами буллинга, 19% - булли (агрессорами), 6% выполняли обе роли. По результатам опроса 1200 детей Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48% , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С.Кон, Селиванова О.А., Шевцова Т.С. и др.) также указывают на высокую степень распространения данного явления в среде школьников и студентов: более 50% сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников. В настоящее время усиливается в масштабах кибербуллинг, то есть буллинг с использованием электронных средств коммуникации. Так по электронной почте могут пересылать письма «ненависти». Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются онлайн или офлайн с подобным поведением со стороны других людей, в том числе и своих ровесников. В среднем по России 23% детей, которые пользуются интернетом, были жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19%). Каждый десятый российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю, а 4% — 1–2 раза в месяц. В группу риска по частоте буллинга попадают дети 11–12 лет: 28% детей этого возраста по меньшей мере один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. При этом каждый десятый сталкивался с буллингом чаще одного раза в неделю. Мальчики и девочки не различаются значимо по частоте столкновения с буллингом. В регионах России буллинг распространен в разной степени. Так, в Санкт-Петербурге каждый третий ребенок 9–16 лет был жертвой, похожая ситуация в Ростове-на-Дону (33 и 30% соответственно). В то же время в Сыктывкаре и Махачкале гораздо меньше детей сталкивались с буллингом (13 и 6% соответственно). Рассмотрев все эти материалы, мы выяснили, что буллинг наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в которое включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные. 1.2 НЕПОЛНОЦЕННАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ В БУЛЛИНГЕ Всем известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Большая склонность к насилию, как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых, обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей: -Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик. -Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами». -Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх. -Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказному, повышенному тону, - оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного. -Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильственным действиям. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: - нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка за счет развития способностей вербальных; - менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; - затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; - становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность. По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р.Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.). Таким образом, процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Сравнительный анализ психосоциального развития детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей
- Личностные особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях
- Теоретические аспекты исследования особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в неполных семьях.