VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

бизнес-планирование организационной работы фирмы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001141
Тема: бизнес-планирование организационной работы фирмы
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования
Высшего профессионального образования
«Региональный открытый социальный институт»



Кафедра____________________________

Утверждена распоряжением по институту
Допущена к защите
от ______________________ № ________
«_____» __________________ 20___ г.
Зав. кафедрой (название кафедры)
__________________________________
(уч. степень, уч звание, ФИО зав. каф.)
__________________________________
(подпись зав. кафедрой)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА

«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ФИРМЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СИБИНВЕСТ»)»



Рецензент:

(ФИО)
______________________________________
(ученая степень, звание, должность)
Нормоконтролер:

(ФИО)
(ученая степень, звание, должность)
_________________________________
(Подпись)
Дата защиты
«_________» ________________ 20___ г.
Оценка_____________________________

Выполнил (а):
_______________________________________
(ФИО)
студент(ка) ___ курса, ____ группы
специальность Менеджмент организации
очной (заочной) формы обучения
_______________________________________
(Подпись)
Научный руководитель:
_______________________________________
(ФИО)
_______________________________________
(ученая степень, звание, должность)
_______________________________________
(Подпись)
      	



КУРСК 2016
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ	5
1.1. Сущность, значение и классификация бизнес–планов	5
1.2 Структура бизнес плана: содержание основных разделов	15
1.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов	21
2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СИБИНВЕСТ»	27
2.1. Общая характеристика ООО «СибИнвест»	27
2.2. Анализ финансового состояния ООО «СибИнвест»	32
2.3. План маркетинга	40
2.4. Производственный план	47
3. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА	53
3.1. Разработка финансового плана организации	53
3.2. Анализ рисков	54
3.3. Оценка эффективности проекта	55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	60
ПРИЛОЖЕНИЯ	64



ВВЕДЕНИЕ
      
     Управляя развитием бизнеса в условиях рынка, нельзя полагаться на волю случая. Без качественного планирования невозможно достижение предприятием успеха. Более того, отсутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности. Многолетний опыт зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности, сведение его к минимуму или некомпетентное осуществление часто приводит к большим, ничем не оправданным потерям и, в конечном счете, к ликвидации бизнеса. 
     В рыночной экономике бизнес-план для предприятий является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. 
     Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия, в котором наверняка обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.
     Бизнес-планирование – это именно то, с чего следует начинать любой бизнес-проект, нацеленный на успех. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели. 
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что грамотно составленный бизнес план для реализации бизнес идей очень важен. Бизнес-план помогает составить последовательность действий и достичь намеченной цели. Реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды.
     Цель выпускной квалификационной работы - разработка бизнес-плана организации организационной работы фирмы.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
       Изучить сущность, значение и классификацию бизнес-планов.
       Рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана для новой организации.
       Изучить  методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
       Провести анализ финансового состояния организации.
       Разработать  план маркетинга и производственный план.
       Разработать  финансовый  план организации.
       Провести анализ рисков  и оценку эффективности проекта.
Объект исследования – деятельность ООО «СибИнвест».
     Предмет исследования – социально-экономические процессы и явления, обуславливающие реализацию бизнес-плана по созданию магазина игрушек в городе Нижневартовске.
     В процессе написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, анализ.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность, значение и классификация бизнес–планов
     
     В настоящее время разработка бизнес-плана стала неотъемлемой частью культуры бизнеса. Действенность бизнес - планирования как инструмента обеспечения экономической безопасности предприятий во многом определяется его методологическим и методическим уровнем. 
     Разработке теории бизнес - планирования посвящено множество работ известных отечественных и зарубежных ученых, в том числе Горемыкина В.А., Идрисова А.Б., Кучеренко В.Р., Липсица И.В., Лунева Н.Н., Макаревича Л.М., Марковой В.Д., Пелиха А.С., Покропивного С.Ф., Попова В.М., Уткина Э.А., Черняка В.З., Швыданенко Г.А. и др. 
     Вместе с тем, несмотря на обилие печатных работ по методологии технико-экономического планирования на предприятии и проектному менеджменту, в настоящее время отсутствует четкость в определении сущностных характеристик таких базовых категорий, как «бизнес-планирование», «бизнес-проект» и «бизнес-план». Являются дискуссионными вопросы о роли бизнес-планов в системе планирования деятельности предприятия, функциональном назначении и месте бизнес-планов в процессе подготовки и продвижении бизнес - проектов. На сегодняшний день отсутствует полная и научно обоснованная классификация бизнес-планов, учитывающая все многообразие  признаков [13].
     Наличие отмеченных выше проблем существенно затрудняет стандартизацию требований к разработке бизнес-планов для отдельных типов, видов и классов бизнес - проектов, с учетом их масштаба, сложности и длительности (включая требования к информационному обеспечению бизнес- планирования, структуре, логике разработки, составу и уровню показателей бизнес-планов и т.п.). 
     Поиску решения указанных выше проблем, имеющих не только острую научную актуальность, но и большую практическую значимость, посвящена данная статья.
     Как в экономической литературе, так и в хозяйственной практике понятие «бизнес-планирование» используется в двух смысловых значениях: в широком и узком смысле. Дословно «бизнес-планирование» (business - planning) переводится с английского языка как «планирование бизнеса, предпринимательской деятельности», «планирование предпринимательства». Что же касается определения сущности самого понятия «предпринимательство», то по этому поводу существует множество мнений, в соответствии с которыми данная категорий трактуется как: процесс создания чего-то нового; динамичный процесс наращивания богатства; принципиально новый тип хозяйствования, базирующейся на инновационном поведении собственников предприятия; умение организовать собственный бизнес и успешно осуществлять функции, связанные с его управлением.
     Наиболее полно, на наш взгляд, сущность предпринимательства отражена в следующем определении. «Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях получения прибыли (дохода)» [37, с. 45]. На основе данного определения можно заключить, что практически вся деятельность любой коммерческой структуры (организации, имеющей целью своей деятельности получение прибыли) в рыночной экономике является предпринимательством. 
     Отсюда, под бизнес - планированием в широком смысле следует понимать систему комплексного планирования деятельности коммерческого предприятия; результатом бизнес - планирования является вся система планов предприятия. В.Н. Слиньков отмечает: «Современной методологией … стратегических и внутрифирменных планов деятельности любой фирмы является методология бизнес - планирования» [40,с.18]. Последняя, по мнению автора, распространяется на «любые деловые предложения, проекты, сделки … на разрабатываемые перспективные и текущие планы производственной, сбытовой, социальной и иных видов деятельности фирмы» [35, с. 18]. В.М. Попов считает, что «результатом бизнес - планирования является система планов» [36,с.35], куда автор включает стратегические планы, планы развития фирмы, краткосрочные планы фирмы, текущие планы подразделений, программы и бизнес - проекты» [36, с.35-36]. Следует отметить, что в данном значении термин «бизнес - планирование» использует ограниченный круг экономистов. 
     В другом смысловом значении, в узком смысле, категория «бизнес- планирование» используется сугубо для обозначения процесса разработки бизнес- проектов и бизнес-планов. В таком качестве данный термин и получил наиболее широкое применение, практически вытеснив из пользования более громоздкое словосочетание «разработка бизнес-планов» [4; 5; 6; 7; 8 и др.]. 
     На наш взгляд, для построения строгой системы планов предприятия термин «бизнес-планирование» необходимо использовать сугубо в контексте разработки бизнес-планов и рассматривать его (бизнес-планирование) как самостоятельный вид технико-экономического планирования, наряду с тактическим и стратегическим планированием.
      Следует заметить, что на сегодняшний день встречается и другая терминология, применяемая по отношению к бизнес - планированию, в частности «планирование делового развития фирмы» [12,с.34], «деловое планирование [8,с.307], а бизнес-план зачастую называют «деловым планом» [6,с.37].
     Рассмотрим сущность и взаимосвязь категорий «проект», «бизнес-проект» и «бизнес-план». Под проектом в широком смысле понимается система технических, организационно-правовых и финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий [36,с.192]. Понятие «проект (projectus)», переводимое с латинского как «план» или «замысел», очень емкое. Сегодня оно используется для обозначения практически любого планируемого на предприятии мероприятия, направленного на решение задач, связанных с его производственной, коммерческой, инновационной, социальной и экологической деятельностью. 
     Не менее емким является понятие «бизнес-проект». Такие распространенные сегодня виды проектов, как инвестиционный и инновационный проекты, проекты реструктуризации и санации предприятия являются всего лишь разновидностями бизнес - проектов. От проекта в широком понимании бизнес-проект отличается более узкой целевой направленностью, заключающейся в получении экономической выгоды (повышении дохода, снижении себестоимости продукции, увеличении финансового результата от операционной деятельности предприятия и т.п.). 
     К основным отличительным признакам бизнес - проекта относятся: новизна; неповторимость; изменения как основное содержание проекта; временной горизонт: ограниченная во времени цель и продолжительность проекта; комплексность; ограниченность требуемых ресурсов и др. [36,с.199]. 
     Остановимся на исследовании сущностной характеристики категории «бизнес- план». В экономической литературе встречаются различные подходы к определению сущности и назначения бизнес-плана. Каждое определение отражает различные стороны бизнес - планирования. Из их анализа следует, что бизнес-план:  
     - представляет собой стандартный документ, в котором приводится концепция бизнес - проекта и обоснование эффективности ее реализации;
     -  является комплексным документом, содержащим ряд взаимосвязанных разделов, отражающих все стороны бизнес - проекта (техническую, экономическую, коммерческую, организационную, социальную и экологическую); 
      это документ, в котором определяется степень жизнеспособности и устойчивости предприятия в условиях конкуренции; 
     - это документ, конкретизирующий перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей.
     В экономической литературе и хозяйственной практике бизнес-план зачастую отождествляют со стратегическим планом предприятия или с технико-экономическим обоснованием (ТЭО). Как и стратегический план предприятия (организации), бизнес-план охватывает достаточно длительный период времени – от 3-х до 5-ти лет, а иногда и выше. Однако между данными видами планов существует ряд существенных отличий: 
     - в отличие от стратегического плана, имеющего, как правило, многоцелевой характер, бизнес-план включает только одну четко определенную цель;  
     - стратегический план может включать различные типы стратегий предприятия, в то время как бизнес-план ориентирован только на развитие;
     -  стратегический план – это план с растущим горизонтом времени: ежегодно осуществляется его корректировка в зависимости от результатов выполнения очередного годового плана. Бизнес-план же имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;  
     - от стратегического плана бизнес-план отличается более конкретной проработкой путей достижения поставленных в плане целей. В бизнес-плане более четко определены и ожидаемые результаты от реализации плановых решений. 
     Технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов, являющийся для украинских предприятий более привычной формой обоснования проекта. Функции ТЭО, как одного из вариантов плана решения какой-либо производственно-хозяйственной задачи, во многом близки функциям бизнес-плана. Однако, в отличие от бизнес-плана, главный акцент в ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта при практическом отсутствии рыночных исследований. По сравнению же с ТЭО бизнес- план охватывает практически все стороны будущего бизнеса. 
     По поводу соотношения категорий «бизнес-проект» и «бизнес-план» существуют несколько различных точек зрения. 
     Первая. Данные понятия абсолютно тождественны и используются для обозначения одного и того же документа, а такие словосочетания, как «бизнес-план инвестиционного проекта», не что иное, как тавтология. 
     Вторая. Бизнес-план является обязательной составной частью бизнес- проекта и представляет собой всего лишь подробную программу его реализации с оценкой ожидаемых результатов. И предназначен бизнес-план сугубо для внутреннего пользования как хорошо проработанное руководство к действию для всех участников бизнес - проекта. При этом на рассмотрение кредиторов и инвесторов следует представлять не бизнес-план, а бизнес-проект. 
     Третья. В отличие от бизнес - проекта, бизнес-план имеет более широкое назначение в системе планирования деятельности предприятия и не обязательно связан с бизнес - проектом. Он является и составной частью бизнес- проектов, и формой разработки общефирменных перспективных планов развития. Так, В.М. Попов отмечает, что «план развития организации оформляется в виде бизнес-плана фирмы» [36,с.36], выделяя, таким образом, общефирменное планирование как одну из сфер применения бизнес-планов. Далее он рассматривает бизнес-план как основную составляющую бизнес- проекта [36,с.224-225]. 
     Рассмотренные выше точки зрения представляются нам недостаточно корректными. 
     1. С одной стороны, сами понятия «план» и «проект» абсолютно тождественны. Так, план (planus), как и проект в переводе с латинского означает «замысел, предусматривающий ход развития чего-либо». Более того, бизнес-проект и бизнес- план представляют собой абсолютно идентичные по структуре и содержанию документы. Так, в состав бизнес-плана, как и бизнес- проекта, входит типовой набор разделов и документов, в которых подробно представлены все стороны бизнеса: маркетинг, производство, финансы, оценка и страхование предпринимательских рисков. С другой стороны, несмотря на смысловое единство данных понятий, нельзя отождествлять бизнес-план и бизнес-проект, так как последний по содержанию шире бизнес-плана и содержит более детальную проработку технических вопросов (техника, технология, план строительно-монтажных работ и др.)  [21, с. 49].
     2. Сведение бизнес-плана к документу сугубо внутреннего пользования необоснованно занижает его роль и значение в разработке и продвижении бизнес- проектов. Бизнес-план является документом, как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Адресован он как сотрудникам предприятия для более четкого понимания поставленных задач в контексте реализации бизнес- проекта, так и потенциальным инвесторам и кредиторам. Следует подчеркнуть, что на рассмотрение последних предлагается не бизнес-проект, содержащий подробное описание всех технико-технологических вопросов проекта, а бизнес-план. 
     3. Расширение сферы назначения бизнес-планов до общефирменных планов и перспективных планов развития предприятия практически определяет бизнес-план как результат процесса бизнес - планирования в широком смысле. Однако, как было отмечено выше, для построения строгой системы планов предприятия термин «бизнес- планирование» следует применять сугубо в узком смысле, не допуская подмены понятий и отождествления его с технико-экономическим планированием. 
     Анализ литературных источников показал. Что, несмотря на противоречивость мнений по данному вопросу, подавляющая часть экономистов прямо или косвенно указывает на обязательный характер бизнес - проекта по отношению к бизнес-плану [7,с. 305; 11,с.239; 12,с.224]. Любое из приводимых в многочисленных литературных источниках по бизнес - планированию мероприятий, процессов (создание новых фирм, разработка и продвижение на рынок новых видов товаров и услуг, совершенствование технологии и организации производства, повышение качества продукции, реструктуризация и санация предприятий, приватизация предприятий государственной собственности и т.п.) следует рассматривать как бизнес-проект. Отсюда и любой бизнес-план, независимо от своего назначения, разрабатывается сугубо в контексте обоснования и продвижения бизнес- проекта. 
     Таким образом, можно сделать заключение о наличие тесной взаимосвязи между бизнес-планом и бизнес - проектом, которые по отношению друг к другу носят обязательный характер. Иными словами, с одной стороны, бизнес-план является неотъемлемой частью любого бизнес - проекта, важнейшей его составляющей, его основным ядром, с другой стороны, только наличие бизнес- проекта инициирует необходимость разработки бизнес-плана. 
     Многообразие бизнес-планов, с которым приходится сталкиваться в реальной практике, чрезвычайно велико, что обусловливает необходимость их классификации. Следует отметить, что этот важнейший аспект методологии бизнес- планирования к настоящему времени не нашел адекватного отражения в экономической литературе. Практически все известные сегодня классификации бизнес-планов отличаются узостью и недостаточной корректностью самих группировок. 
     Так, одни авторы выделяют только отдельные виды бизнес-планов, к которым они относят: план выхода на рынок с новым продуктом, план технического совершенствования, план приобретения или изменения структуры активов, общий план функционирования фирмы [14,с.59]. Другие авторы классифицируют бизнес-планы по объектам бизнеса: а) по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения) и по предприятию в целом; б) бизнес-планы новых и действующих предприятий; в) бизнес-планы развития и бизнес-планы санации предприятия; г) бизнес-планы, разрабатываемые для всего предприятия и для отдельных производственных подразделений [12,с.22]. Третьи выделяют несколько типов бизнес- планов, включая: а) внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования; б) бизнес-план для получения кредита с целью пополнения оборотных средств; в) инвестиционный бизнес-план; г) бизнес-план финансового оздоровления (санации) предприятия [23,с.327].
      Рассмотренные классификации не выдерживают критики. Во-первых, каждая из них содержит только один классификационный признак (вид, тип, объект бизнеса), что совершенно необоснованно, принимая во внимание многообразия разрабатываемых на практике бизнес-планов. 
     Во-вторых, сами группировки, на наш взгляд, некорректны. Так, развитие и финансовое оздоровление предприятия [22,с.22] не являются объектами бизнеса. Необоснованно в рамках одного классификационного признака выделять внутренние, инвестиционные и бизнес-планы финансового оздоровления предприятия [23,с.327], так как и бизнес-план инвестиционного проекта, и бизнес-план санации предприятия разрабатывается как для внешнего, так и для внутреннего пользования. Как уже было отмечено выше, бизнес-планы разрабатываются сугубо в контексте подготовки и продвижения бизнес - проектов. Отсюда, выделение бизнес-плана общего функционирования фирмы как отдельного вида [36,с.59] необоснованно, поскольку функционирование фирмы не содержит отличительных признаков бизнес- проекта [23,с.199], а потому и не является таковым. 
     Проведенные выше исследования сущностной характеристики бизнес-планов и их места в системе планирования деятельности предприятия позволяет нам вполне обоснованно использовать разработанные классификации бизнес - проектов применительно к бизнес-планам. Наиболее полная, на наш взгляд, классификация бизнес - проектов, представлена в работе В.М. Попова [36,с.193]. В данной классификации выделены следующие основные признаки:
      тип проекта – основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;
      класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области; 
     масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; 
     длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта; 
     сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности; 
     вид проекта – характеру предметной области проекта. 
     Построим классификацию бизнес-планов, используя указанные признаки. 
     1. В зависимости от типа различают бизнес-планы технического, организационного, экономического, социального, экологического и смешанного бизнес -  проекта. 
     2. В зависимости от класса различают бизнес-планы: монопроекта, мультипроекта и мегапроекта.
      3. По масштабу бизнес - проекта различают бизнес-планы: мелких, средних, крупных и особо крупных бизнес - проектов. 
     4. По длительности проекта выделяют бизнес-планы: краткосрочных (до 3-х лет), среднесрочных (от 3-х до 5-ти лет) и долгосрочных (свыше 5-ти лет) бизнес - проектов. 
     5. В зависимости от сложности различают бизнес-планы: простых, сложных и очень сложных бизнес - проектов. 
     6. По видам бизнес - проектов различают бизнес-планы: инновационных, организационных, научно-исследовательских, учебно-образовательных, смешанных и других бизнес - проектов. 
     Таким образом, исследование сущностной характеристики бизнес- планирования и бизнес-планов как экономических категорий позволило нам сформулировать строгое определение места последних в системе планов предприятия. Бизнес-план, с одной стороны, является неотъемлемой частью любого бизнес - проекта, важнейшей его составляющей, его основным ядром, с другой стороны, любой бизнес-план, независимо от своего назначения, разрабатывается сугубо в контексте обоснования и продвижения конкретного бизнес - проекта. Только наличие бизнес - проекта инициирует необходимость разработки бизнес-плана. 
     Представленные выводы о характере взаимосвязи между важнейшими категориями методологии бизнес - планирования служат обоснованием правомерности использования разработанных классификаций бизнес - проектов применительно к бизнес-планам. Наибольшей полнотой и научной строгостью выделяется, на наш взгляд, классификация бизнес - проектов, разработанная В.М. Поповым. 
     Классификация включает следующие признаки: 1) предмет планирования; 2) назначение бизнес- планов; 3) тип проекта; 4) класс проекта; 5) масштаб проекта; 6) длительность проекта; 7) сложность проекта. Данная классификация бизнес-планов может быть использована при разработке стандартных требований к процессу бизнес - планирования с учетом назначения бизнес- планов, предмета планирования, типов, классов, масштаба, сложности и длительности бизнес - проектов.
1.2 Структура бизнес плана: содержание основных разделов
      

     Объективной основой любого современного бизнеса можно считать правильно сформированный бизнес план. Он выступает в качестве программы действий, которые ориентированы на организацию стабильной работы фирмы. Этот документ содержит полное описание будущей компании, ее задачи и цели функционирования, направления деятельности, а главное – ожидаемые результаты [15, с. 45].
     Бизнес план формируется для того, чтобы представить в упорядоченном виде создание и функционирование фирмы на протяжении определенного срока. Он позволяет заранее представить себе объемы будущего бизнеса и оценить его экономическую целесообразность ещё до начала вложения средств. 
     Бизнес – план выполняет 3 основные функции: 
     1 Формирование базы для стратегического планирования. Этот документ является началом пути к формированию долгосрочных стратегических планов.
     2. Упорядочение процесса создания и построения эффективной работы фирмы. В проекте указываются цели, задачи, необходимые ресурсы, последовательность мероприятий, итоговые результаты, что позволяет не только осуществлять процесс построения бизнеса поэтапно, но осуществлять своевременный контроль результатов.
     3. Способ привлечения источников финансирования. Бизнес план имеет важность не только для самого предпринимателя: банки, государство, частные инвесторы готовы предоставить новой компании дополнительные финансовые ресурсы только при условии [18, с. 79].
     Бизнес проекты создаются в разных отраслях экономики, при этом они могут преследовать коммерческие и социальные цели. Тем не менее, наиболее оптимальная структура бизнес плана выглядит так:
      Резюме проекта или концепция бизнеса; 
     Характеристика будущего бизнеса и отрасли его функционирования; 
     Описание товаров, работ или услуг, которые собирается предлагать фирма; 
     Маркетинговый план; 
     Организационный план;
     Финансовый план.
     Риски и приложения (рисунок 1,2).
     
Рис.1 – Структура бизнес-плана
     Стандартный бизнес проект включает в себя титульный лист, на котором обозначается его наименование, краткая суть идеи и сроки реализации. Далее следует содержание с перечислением основных разделов документа, а также введение, которое коротко разъясняет суть проекта, упоминает его разработчиков и указывает на какую аудиторию он ориентирован.
      После вступительной части в установленной выше последовательности располагаются основные разделы бизнес плана. 
     1) Резюме.
     Резюме проекта являет собой краткое, но емкое описание всей бизнес идеи. По объему оно составляет не более 2-5 страниц, но по содержанию должно отражать весь бизнес-план. Структура резюме выглядит следующим образом: 
     - Введение: цели и суть проекта; 
     - Основная часть: сжатое описание основных разделов, прогноз спроса, предполагаемые источники финансирования; 
     - Заключение: конкурентные преимущества, ожидаемые результаты, порядок действий предпринимателя [21, с. 56].
     2) Описание фирмы и отрасли.
     В данном разделе прописываются сведения о том, в какой отрасли решил организовать деятельность своей компании бизнесмен. Далее приводятся характеристики отрасли: 
     - Объем спроса и предложения продукции в регионе расположения фирмы; 
     - Число фирм, в том числе аналогичных размеров; 
     - Специфические особенности деятельности в отрасли (сезонность, ресурсная база, законодательные ограничения). 
     Что касается самой компании, то представляется целесообразным приведение следующих сведений: 
     - Основной вид деятельности; 
     - Предполагаемый район размещения и регион распространения продукции; 
     - Социальный и экономический эффект от деятельности. 
     3) Характеристика товаров. 
     

     
     Рис. 2 - Разделы бизнес-плана
     
     В этой части проекта важно описать, какие именно товары, услуги или работы фирма будет предлагать своим покупателям. Полный ассортимент, как правило, приводится в приложении. В то же время в основной части указывают, чем товары новой фирмы отличаются от уже существующих на рынке предложений [32, с. 57].
     4) Маркетинговый план. 
     В разделе, посвященном рынку, раскрывается целый спектр вопросов, которые определяют будущую деятельность фирмы на рынке, а именно: 
     - Приводится описание рынка с указанием преимуществ, недостатков и основных особенностей деятельности конкурентов; 
     - Рассматриваются потенциальные группы покупателей и возможности изменения их потребностей; Устанавливаются наиболее характерные факторы спроса, формируются прогнозы относительно их изменения; 
     - Составляются прогнозы объема продаж. 
     В этом же разделе важно установить конкурентные преимущества новой фирмы и перечислить, какие именно мероприятия она намерена осуществлять в вопросе продвижения своей продукции  [35, с. 44].
     5) Организационный план. 
     Эта часть проекта содержит конкретные мероприятия, которые позволят достигнуть намеченных целей. Здесь обычно приводится поэтапный характер действий, а также основные составляющие делового успеха новой компании, а именно: 
     - Материальные ценности и ресурсы, необходимые для эффективной организации работы фирмы; 
     - Вопросы налаживания контактов с поставщиками продукции, оборудования, товаров и оптимальной организации логистических потоков; 
     - Особенности системы управления производством; 
     - Организационная структура компании, количественный и качественный состав персонала будущего предприятия; 
     - Характеристика производственного и торгового процесса; 
     - Порядок взаимодействия с финансово-кредитными институтами, инвесторами, государством  [29, с. 66].
     В данном разделе обязательно указывается, в какой организационно-правовой форме будет действовать новое предприятие. Кроме того, приводится перечень основных мероприятий с определением точных сроков их проведения, ожидаемых результатов и исполнителей. 
     6) Финансовый план.
     Замыкает бизнес проект финансовый план, который в количественном виде отражает всю информацию, представленную в остальных частях. Он разрабатывается для того, чтобы оценить эффективность предлагаемых проектных решений. 
     В данном разделе составляется прогнозная финансовая отчетность (на основании данных, приведенных в предыдущих частях): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Данные в них рассчитываются на 3-5 лет вперед. 
     После этого на основании приведенных числовых данных рассчитываются: 
     - Срок окупаемости проекта; 
     - Точка безубыточности (предельный объем выпуска, свыше которого фирма начнет получать прибыль); 
     - Чистый денежный поток (проект выгоден, если этот показатель больше нуля, то есть доходы покрывают первоначальные вложения);
     - Внутренняя норма доходности (позволяет установить максимальный размер ставки процента, по которой фирма сможет привлекать заемный средства для финансирования своей деятельности); Коэффициент прибыльности (при значении больше единицы план создания бизнеса считается целесообразным) [16, с. 32].
      Таким образом, бизнес план предприятия – весьма сложный по структуре документ, в котором каждый отдельный раздел имеет важное значение и выполняет строго определенную роль. Его части должны охватывать все аспекты деятельности фирмы, детально описывать изменения, риски, финансовые затраты. Готовый проект должен быть понятен не только людям, работающим в этой отрасли, но и доступен для внешних инвесторов, финансово-кредитных учреждений, государственных структур.
     
     1.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
     
     В современной экономике существует множество разных методов оценки инвестиционных проектов, из которых наиболее эффективными считаются: статические, динамические, альтернативные. 
     Каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками. Статистический метод характеризуется простотой расчётов и наглядностью. При этом выбор базы сравнения нормативного срока окупаемости, субъективен. Этот метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости и поэтому не может применяться при сравнении проектов с одинаковым сроком окупаемости, но с различными сроками реализации проекта. Кроме того этим методом нельзя оценивать инновационные проекты связанные с созданием новых продуктов [26, с. 10].
     Экономические показатели эффективности инвестиционного проекта
     Показатели эффективности инвестиций классифицируют по следующим признакам:
     1.   по виду обобщающего показателя:
     -     абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанные с реализацией проекта;
     -    относительные, в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проекта к совокупным затратам на их получение;
     -   временные, которыми оценивается период окупаемости инвестиционных затрат.
     2.   по методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов:
     -   статистические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные.
     К группе статистических относят методы: срока окупаемости инвестиций; коэффициента эффективности инвестиций, определение нормы прибыли на капитал; метод приведенных затрат.
     -      динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к эквивалентной основе посредством их дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных денежных потоков.
     К динамическим методам относят: чистый дисконтированный доход или чистый приведенный эффект; индекс рентабельности инвестиций; внутренняя норма прибыли; дисконтированный срок окупаемости (DPP) [18].
     Далее, определим характеристики некоторых показателей эффективности инвестиционного проекта:
     1)     Чистый приведенный эффект (NPV) отражает сумму чистого дисконтированного денежного дохода, получаемого в случае.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44