- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Бедность населения России, пути её ликвидации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002199 |
Тема: | Бедность населения России, пути её ликвидации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Курсовая работа по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему Бедность населения России, пути её ликвидации. Выполнил: студентка Алешина Екатерина Олеговна, группа № Э-1509 Научный руководитель: д-р экон. наук, проф. Плотников В.А. Дата сдачи на кафедру Санкт-Петербург 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 5 1.1. Понятие и показатели уровня жизни населения 5 1.2. Критерии бедности, причины и последствия 8 ГЛАВА 2. БЕДНОСТЬ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 14 2.1. Уровень бедности в РФ 14 2.2. Основные направления снижения уровня бедности населения в России 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32 ВВЕДЕНИЕ Бедность – это недостаточность имущественных ценностей, финансовых возможностей, товаров для полноценного существования. Абсолютная бедность – это невозможность удовлетворить даже базисные потребности в еде и пище, одежде и тепле. Такой индивид покупает только тот минимум продуктов, который способен поддерживать его жизнедеятельность. Определить такой вид нищеты можно путём сопоставления прожиточного минимума и способности с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Если разрыв очень существенный, то экономисты говорят о таком явлении, как порог бедности – это отсутствие приличного для общества образа жизни, невозможность поддерживать навязанные эпохой стереотипы и уход от привычных стандартов. Бедность – фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень образования. В свою очередь, бедность является порождением ряда факторов, действующих на глобальном уровне. То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бедность продолжает оставаться одной из основных социальных проблем в современной России. Цель курсовой работы – рассмотреть понятие бедность населения страны, провести анализ динамики бедности в РФ и предложить пути ее ликвидации. В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи: - рассмотреть понятие и показатели уровня жизни населения; - описать причины, последствия, а также этапы исследования бедности; - проанализировать уровень бедности в РФ и рассмотреть основные направления снижения уровня бедности населения в России. Предметом курсовой работы является понятие бедность населения страны как социальное явление.Объектом исследования является уровень бедности в Российской Федерации. В курсовой работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ источников литературы по данной теме, а также обобщение отечественной практики, а именно сравнение, наблюдение, измерение согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников. Теоретико-методологическую основуисследования составили труды современных отечественных учёных, аналитиков и экономистов, которые представлены в учебной литературе, периодической печати и Интернет-ресурсы. ГЛАВА 1. БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1.1. Понятие и показатели уровня жизни населения Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребления их и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Такое определение связывает понятие "уровень жизни" с развитием и удовлетворением личных потребностей. Личные потребности подразделяются на две группы: 1) потребности в материальных благах (продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилище); 2) потребности в услугах (бытовых, медицинских, образования, культуры, искусства, транспорта, связи и т.п.). Принято различать четыре характеристики уровня жизни населения: - достаток (пользование благами, обеспечивающим всестороннее развитие человека); - нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее восстановление физических и интеллектуальных сил человека); - бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы); - нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека). Важнейшим составляющим уровня жизни являются доходы населения, его социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг. Изучение уровня жизни осуществляется по трём направлениям: 1) применительно ко всему населению; 2) по его социально-демократическим группам; 3) по домохозяйствам с различной величиной дохода. Уровень жизни населения - сложная и многогранная категория, поэтому его комплексное исследование возможно только с помощью системы статистических показателей. Уровень жизни населения как социально-экономическая категория, в конечном счёте, определяется совокупностью большого количества факторов обусловленных культурными, геополитическими, историческими и прочими особенностями государства. Уровень жизни населения в конкретной стране находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня развития экономики в стране в целом. Статистическая оценка государством положения своих граждан представляется важнейшим элементом комплексного изучения проблем экономического развития.1 Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Основные показатели уровня жизни населения схематически представлены в приложении 1. Уровень жизни рассчитывается на основании доходов на душу населения, реально имевших место, и объёме потреблённых товаров и услуг. При этом уровень жизни не всегда тождествен уровню благосостояния: последний есть единица более широкая, и при расчёте этого показателя учитываются ещё и духовные, и материальные блага. Так, уровень жизни населения - это обеспеченность населения всеми необходимыми для него материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, и так же степень удовлетворения их рациональных потребностей. Решения проблем, связанных с уровнем жизни влияют на преобразования в стране и, в конечном счёте, на политическую, а, следовательно, экономическую стабильность в обществе.2 Важнейшими составными элементами уровня жизни являются доходы и расходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия проживания и свободное время. При проведении исследований, относящихся к уровню жизни населения значимым элементом является такой критерий, как его оценка, позволяющая изучать и охарактеризовать уровень жизни в динамике по годам, а также в региональном разрезе. Оценка уровня жизни населения является одной из главных характеристик развития общества в целом и характеризует эффективность проводимой в государстве социальной и экономической политики. Нужно отметить, что к важнейшим условиям развития человеческого потенциала, главным образом, можно отнести стабильность общества, эффективную социальную политику государства, призванную создать необходимые условия, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью социальной политики в долгосрочном периоде является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Повышение уровня и качества жизни населения предусматривает: - совершенствование политики в области оплаты труда; - совершенствование политики доходов; - социальная поддержка государством, негосударственными организациями и гражданами малообеспеченного населения; - совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; - борьба с бедностью; - предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов посредством совершенствования государственного регулирования оплаты труда по отраслям и сферам экономики; - поддержка экономически активных групп населения, создание условий для усиления мотивации работников, содействие развитию малого предпринимательства; - совершенствование государственной адресной социальной помощи. Таким образом, уровень жизни или иначе – уровень благосостояния, представляет собой определённую степень удовлетворения финансовых и духовных нужд населения страны той массой товаров и услуг, которые используются в конкретный период времени. Обычно за базовые показатели принимают объем реальных доходов на человека, и его соотношение к потребительской корзине товаров и услуг. 1.2. Критерии бедности, причины и последствия Бедность – социально-экономическое явление, выражающееся в недопустимо низком уровне жизни, измеряемом по объему текущих доходов и расходов, нижним пороговым значением которого является устанавливаемый в данной стране прожиточный минимум. Существуют три основных концепции измерения бедности, сформированные в мировой практике и используемые в европейских странах - это «абсолютная» бедность, «относительная» бедность и « субъективная» бедность. Абсолютная бедность. Под этим понятием подразумевается невозможность человека вести обычный образ жизни. Абсолютная бедность – это невозможность удовлетворить даже базисные потребности в еде и пище, одежде и тепле. Такой индивид покупает только тот минимум продуктов, который способен поддерживать его жизнедеятельность. Обычно он не оплачивает коммунальные услуги и отказывается от приобретения личных вещей. Определить такой вид нищеты можно путём сопоставления прожиточного минимума и способности с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Если разрыв очень существенный, то экономисты говорят о таком явлении, как порог бедности – это отсутствие приличного для общества образа жизни, невозможность поддерживать навязанные эпохой стереотипы и уход от привычных стандартов.3 Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной или приличествующей жизни. Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Причины бедности можно объединить в группы: - Экономические – низкая зарплата, безработица, кризис в стране, денежная девальвация. - Политические – война, вынужденная миграция. - Социально-медицинские – старость, инвалидность, высокий уровень заболеваемости в государстве. - Демографические – неполная семья, наличие детей, иждивенцев. - Квалификационные – ограниченность знаний и умений, недоступность образования и его низкий уровень. - Географические – наличие депрессивных регионов, их неравномерное развитие. - Личные – алкоголизм, страсть к наркотикам, зависимость от азартных игр. Существует два подхода, которые сопоставляют нищету с социальным явлением в обществе: - Культурные объяснения. Приверженцы этой теории говорят о том, что в обществе бедняков формируется некое поведение: фатализм, упадок духа, смирение, разочарование. Вместо того чтобы действовать, люди считают себя обречёнными, начинают спиваться или попрошайничать. В данном случае бедность – это своеобразное наследственное заболевание, передающееся на генном уровне. Эксперты советуют отменить государственные пособия, пенсии и льготы для такого населения, чтоб подтолкнуть его к поискам работы и проявлению малейшей инициативы. - Структурные объяснения. Основываясь на этой теории, аналитики говорят, что нищета возникает, когда в государстве наблюдается экономический спад. Неравномерное распределение материальных благ между населением в эти периоды чувствуется особенно остро. Также они обращают внимание на изменения в структуре международного рабочего рынка. Например, в стране часто искусственно удерживается низкий уровень зарплат, чтобы завлечь больше инвестиций. Кроме вышеназванных причин, бедность может возникать и из-за других обстоятельств, конкретных для определённого человека, его способа жизни и политики государства, в котором он проживает. Анализ любого социально-экономического явления предполагает его измерение. Не исключением является и такое социально-экономическое явление, как бедность. Существует два этапа исследования бедности - определение и ее оценка. Первый этап позволяет охарактеризовать бедность как многомерное явление, где определение на базе только одного критерия невозможно. Поэтому бедность определяется как социально-экономическое положение определённых социальных групп с уровнем обеспечения денежными доходами, не позволяющим достойно удовлетворить физиологические, а также духовные потребности, включающее в себя различного рода лишения. Данные формы лишений ограничивают потенциальные возможности таких групп. Все это является причиной неспособности вести образ жизни, принимаемый в обществе в качестве нормального. Однако бедные люди, как и представители других социальных групп, являются полноправными членами данного общества, имеющие те же права и гарантии, что и остальные граждане. Данное положение требует понимания не только сути проблемы, причин ее возникновения, но и оценки. Именно оценка производится на втором этапе исследования бедности. Данный этап включает в себя установление черты бедности, определения уровня бедности (доли населения с доходами ниже черты бедности), глубины бедности (степени материальной недостаточности бедных семей), остроты бедности (степени расслоения бедных семей по уровню дохода), а также профиля бедности (социальный состав бедных слоёв населения). В конечном итоге с помощью этих показателей можно говорить о том или ином благосостоянии населения в целом. Рассмотрим каждый из этих показателей более подробно. Первый показатель - черта бедности. В широком смысле слова представляет границу, разделяющую бедных и небедных. Для определения черты бедности используют уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. В России в современных условиях в основу оценки бедности положена абсолютная концепция определения черты бедности. Порогом бедности считается установленный законодательством прожиточный минимум, вычисляющийся нормативным методом с расчётом на месяц на одного человека. Данный показатель устанавливается правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, и расходов по обязательным платежам и сборам.4 Второй показатель - уровень бедности. Представляет собой долю населения, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, называемого чертой бедности, и не имеющую возможности приобрести товары из минимальной потребительской корзины (выражается в процентах). При определении уровня бедности измеряются доходы домохозяйств, так как возникают трудности с разделением потребления конкретного человека в семье. Третий показатель - глубина бедности (индекс разрыва бедности, дефицит дохода, дефицит потребления). В его основе лежит разница между чертой бедности и уровнем соответствующего показателя благосостояния (потребление, расходы, доходы и др.) бедных, т.е. показатель отражает степень превышения черты бедности над уровнем расходов или средним доходом бедных. Четвёртый показатель - острота бедности. Данный показатель является одним из наиболее простых суммарных показателей, посредством которого при оценке совокупной бедности значения показателя глубины бедности у бедных взвешиваются сами на себя (возводятся в квадрат). Он является важнейшим критерием оценки бедности, способным отразить изменения степени серьёзности проблемы и определить максимальную глубину бедности. Отличие же индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при расчёте второго придаётся больший удельный вес домохозяйствам с более значительным дефицитом доходов (расходов). Показатель остроты бедности характеризует неравенство среди бедных слоёв населения. Пятый показатель - профиль бедности. Предполагает анализ социального состава бедных слоёв населения, изменяющегося во времени. С помощью него возможно получить сведения о том, кто подвержен риску бедности (какие группы населения), а также состав контингента бедных (категории населения). Требуется это не только для анализа бедности, но и для выработки соответствующей социально-экономической политики. При определении групп населения, подверженных риску бедности, удается выявить причинные факторы бедности и разработать такие меры политики, которые с наибольшей долей вероятности улучшат ситуацию в целевой группе. Таким образом, анализ данных показателей бедности необходим для характеристики минимально приемлемого в обществе уровня потребления, регулирования неравенства в распределении доходов, выделения целевых групп для программ социальной поддержки и оценки их результативности. Именно в периоды социально-экономических кризисов динамика показателей бедности должна становиться предметом повышенного внимания представителей политической власти и экспертов. ГЛАВА 2. БЕДНОСТЬ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ 2.1. Уровень бедности в РФ По данным Росстата, численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 года увеличилось на 3,1 млн. человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 22,9 млн. человек. В первом квартале 2014 года доходы ниже прожиточного минимума имели 19,8 млн. россиян. Уровень бедности в РФ в первом квартале 2015 года подскочил сразу до 15,9% против 13,8% в первом квартале 2014 года. Информация за оба квартала даётся без учёта данных по Крыму и Севастополю. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, которая проводила в 2015 году масштабное исследование на предмет распределения доходов среди различных слоёв населения России, картина представлена следующей (см. рис.1): Рисунок 1 - Распределение населения России по доходам (руб. в месяц)5 Если сложить группы населения, которые живут в крайней нищете, «просто» в нищете и в бедности, получим около 80%. Это более 110 млн. человек в России, которые на 2015 год были официально признаны бедными. Существенный рост уровня бедности в текущем году наблюдался из-за значительного увеличения размера прожиточного минимума в результате высокой инфляции. Прожиточный минимум в России, согласно данным Росстата, в первом квартале 2015 года увеличился до 9 тыс. 662 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 688 рублей в аналогичном периоде предыдущего года. 6 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ представлена на рисунке 2. Рисунок 2 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в первом квартале 2015 года составили 25,2 тыс. рублей в месяц (в первом квартале 2014 года - 22,7 тыс. рублей), что составляет 261% от величины прожиточного минимума (в первом квартале 2014 года - 295%). Показатель уровня бедности имеет ярко выраженный сезонный характер - максимальный в первом квартале и минимальный в четвёртом квартале (из-за выплат премий в конце года). Так, в первом квартале 2014 года уровень бедности равнялся 13,8% (19,8 млн. человек имели доходы ниже величины прожиточного минимума), во втором - 12,1%, в третьем - 11,5%, в четвёртом - 9,1% (13,1 млн. человек). В целом в 2014 году уровень бедности составил 11,2% (16,1 млн. человек) против 10,8% в 2013 году (15,5 млн. человек). По базовому прогнозу Всемирного банка в 2016 году уровень бедности в России вырастет до 14,2%. По оценке банка, количество бедных будет составлять 20,3 млн. человек. Существует устойчивое мнение, что самыми бедными слоями населения являются пенсионеры. Однако анализ статистических данных по России свидетельствуют о несколько иных данных.Распределение бедного населения по половозрастным группам в 2015 году изображено на рисунке 3. Рисунок 3 - Распределение бедного населения по половозрастным группам в 2015 году7 Из графика видно, что доля пенсионеров, проживающих за чертой бедности равна 12,6%. В то время как доля бедной молодёжи от 16 до 30 лет составляет 25,6%, а мужчин и женщин в возрасте от 31 года до пред пенсионного – 39,2%. В целом, дальнейшая динамика уровня бедности в России и количества бедных сограждан будет во многом зависеть от складывающейся экономической ситуации в стране, эффективности реализуемых антикризисных мер. 2.2. Основные направления снижения уровня бедности населения в России На сегодняшний день сокращение бедности является одним из главных приоритетов современной государственной политики в Российской Федерации. Определены чёткие ориентиры в решении этой задачи – снизить число бедных в стране к концу 2016 года до 11-12% от общей численности населения. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения является одной из пяти стратегических целей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Итак, как повысить уровень дохода в стране? Для того чтобы номинальные денежные доходы населения возросли, государству необходимо провести политику вмешательства в частный сектор экономики, а именно: - благодаря уже разработанным и утверждённым мероприятиям по повышению социально-экономического уровня населения стимулировать и восстанавливать доходы граждан; - увеличить уровень потребления продукции частного производства на более чем 75 %, что позволит данному сектору экономики развиваться и поощрять своих сотрудников.8 Что касается общепринятых мировых практик, то во многих развитых государствах составляются программы социально-экономического воспитания населения, которые предусматривают повышение уровня ответственности граждан не только перед государством, но и перед менее защищёнными слоями населения. Российское государство в соответствии с Конституцией РФ призвано осуществлять активную государственную социальную политику, нацеленную на гарантирование своим гражданам важнейших социальных прав, таких как право на образование, жилье, на труд и его достойную оплату, на охрану здоровья и социальное обеспечение и др., а в целом на достойный уровень благосостояния. Поэтому разработка и реализация эффективной государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России имеют приоритетное значение. Чрезмерная бедность населения и высокая дифференциация общества по доходам отрицательно влияют на экономический рост в России, тормозят создание институтов социального государства. Увеличение нищеты и неравенства вредит становлению среднего класса, представляющего платёжеспособную и политически лояльную группу общества. Очевидно, что сбалансированный рост экономики невозможен за счёт только небольшой сверхбогатой группы населения при наличии массовой бедности. Итак, на современном этапе реформирования российского общества проблемы уровня и качества жизни стали центральными. В целях снижения уровня бедности и неравенства населения по денежным доходам, усиления социальной защищённости малоимущих граждан, обеспечения занятости населения, в целом повышения уровня жизни населения предлагаю следующие мероприятия. 9 - Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Заработная плата является основным источником доходов населения и одним из показателей уровня жизни, поэтому она должна обеспечивать не только минимальные потребительские расходы семьи, но и решать социальные вопросы - доступность дополнительных образовательных услуг, оздоровления, культурного досуга, жилья и т.д. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников. - Обеспечение граждан доступным жильём. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 % наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платёжеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под низкие проценты и увеличения объёмов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. - Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, так как более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан; развитие образовательных технологий, программ дополнительного образования детей, исследовательской деятельности учащихся. - Важно постоянно наращивать потенциал физической культуры и спорта. Спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы необходимо сделать доступными для всех граждан. - Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счёт установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоёв населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. Необходимо проводить профилактику, вакцинацию, периодические медицинские осмотры населения. Осуществление вышеперечисленных мероприятий позволит значительно повысить уровень и качество жизни населения. Повышение уровня жизни населения, включая уровень оплаты труда и доходов населения, качество здравоохранения, образования и культуры, создание рабочих мест для населения должно стать основным приоритетом экономического развития страны и служить основой социального прогресса. В настоящее время, по имеющейся в Минздравсоцразвития России информации, во всех субъектах Российской Федерации сохранен адресный принцип назначения ежемесячного пособия на ребёнка. Во многих регионах введены пособия на детей из многодетных семей, на детей-инвалидов, на детей, родители которых являются пенсионерами или инвалидами. Предусматривается усилить действующую систему выплат единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячного пособия семьям, имеющим детей. В настоящее время в Российской Федерации реализуются приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения жильём населения. Мероприятия, предусмотренные в рамках национальных проектов, будут способствовать развитию человеческого потенциала, в том числе повышению благосостояния населения и сокращению бедности, росту объёма и повышению качества оказываемых населению услуг, развитию малого предпринимательства, дополняя меры, предусмотренные Программой на среднесрочную перспективу. В результате анализа факторов и причин бедности можно сделать вывод о том, что эффективность стратегии по сокращению бедности зависит от качества реализации следующих трёх направлений: формирования условий, обеспечивающих занятому населению достаточный заработок для непопадания в состояние бедности; построения эффективной системы помощи социально уязвимым группам населения - пенсионеры, лица с ограниченными возможностями, семьи с большим числом иждивенцев, вынужденные переселенцы, беженцы и т.п.; недопущения дискриминации бедных при получении бесплатных и/или дотируемых социальных услуг. При реализации вышеуказанных направлений по недопущению увеличения числа бедного населения следует придерживаться определённых правил. Рассмотрим их. Во-первых, требуется обеспечить экспертизу всех государственных реформ на предмет оценки регулирующего воздействия, т.е. оценить их социальные последствия. В ситуации, когда реформы ведут к ухудшению благосостояния социально уязвимых слоёв населения, государство может их реализовывать только с предоставлением социальных компенсаций. Во-вторых, требуется предоставить населению в трудоспособном возрасте условия, позволяющие самостоятельно выйти из бедности. Следует выделить четыре направления, в которых должны быть сконцентрированы усилия по доступу бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно преодолеть черту бедности: институциональное регулирование рынка труда, содействие занятости, помощь безработным, оплата труда. 10 К мерам институционального регулирования занятости на современном этапе следует отнести, прежде всего, конкретизацию механизмов реализации на практике правовых норм о труде, включающих формирование предпосылок, стимулов и методов контроля для повышения эффективности их действия. Требуется увеличение ответственности как работодателей за нарушение норм трудового законодательства, так и органов государственной власти за некачественное и несвоевременное прекращение нарушения трудовых прав работников. Ещё одним существенным моментом является изменение концепции социальной поддержки безработных и повышение качества надзора за реализацией законодательства о труде работодателями. В рамках второго направления сокращение бедности возможно за счёт создания новых рабочих мест в трудоёмких отраслях экономики, не требующих больших инвестиционных вложений. К ним можно отнести сектор малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также отрасли промышленности с высокой оборачиваемостью средств, ориентированные на широкий потребительский спрос - лёгкую и пищевую промышленность, промышленность стройматериалов, производство комплектующих для машиностроения. Значительное содействие уменьшению бедности в период 2010-2015 гг. оказало осуществление активной и пассивной программ содействия занятости населения. Пассивная программа, предполагающая формирование эффективной системы материальной помощи безработным, относится к тактическим инструментам государственной политики на рынке труда. Для ее развития требуется, на взгляд авторов, разделение права на статус безработного и права на получение пособия по безработице. В этом случае любой не имеющий работу гражданин, но ищущий и готовый устроиться на неё, должен быть зарегистрирован безработным, но получать пособие по безработице он сможет, только если перечислял в прошлом страховые взносы от заработной платы или иного дохода. Активная политика, нацеленная на адаптацию всех категорий безработных к требованиям рынка труда, является ключевым стратегическим инструментом государственной политики в сфере занятости. В современных условиях следует рационально подходить к выбору инструментов активной программы занятости. Одним из основных направлений должно стать трудоустройство молодёжи, не получившей необходимую квалификацию и впервые выходящей на рынок труда. Для этого требуется развести целевые группы безработных, для которых создаются временные рабочие места или организуются общественные работы. На основе анализа зарубежного опыта было выявлено, что участие в общественных работах, которые создаются на достаточно продолжительный период времени, принимают в основном лица, долгое время являющиеся безработными, а поэтому утратившие квалификацию и трудовые навыки. И как правило, по окончании общественных работ эта категория безработных не трудоустраивается. Временные рабочие места, напротив, могут способствовать последующей постоянной занятости, поскольку организуются для молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, или для лиц, недавно лишившихся работы. В рамках четвёртого направления основным приоритетом является уменьшение числа низкооплачиваемых работников. Это возможно за счёт внедрения механизма индексации заработной платы работников бюджетного сектора. Если ресурсов для оплаты труда бюджетных работников недостаточно, можно сократить дифференциацию базовой части тарифной сетки при одновременном обеспечении стимулирующих выплат из внебюджетных ресурсов. 11 В-третьих, требуется комплекс мер по уменьшению незаконных форм оплаты труда, адресованных как работодателям, занижающим фонд оплаты труда для ухода от налогообложения, и топ-менеджерам, использующим "черные" схемы перераспределения заработной платы в свою пользу, так и работникам, заинтересованным в легализации заработков с целью большего пенсионного обеспечения в будущем, с доступом к ипотечному и потребительскому кредитованию. Среди других мер можно выделить увеличение внебюджетных доходов учреждений бюджетной сферы, в первую очередь образования, здравоохранения, науки и культуры, а также запрет неравномерного бюджетного финансирования однотипных предприятий и учреждений и сокращение финансирования тех го....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: