- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Банковская система в условиях рынка, становление и развитие банковской системы в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010227 |
Тема: | Банковская система в условиях рынка, становление и развитие банковской системы в России |
Содержание
Курсовая работа по теме: Банковская система в условиях рынка. Становление и развитие банковской системы в России. Введение Банки являются основой экономики любой страны, без которых не может существовать ни одно современное общество. Являясь центром осуществления всех платежей и расчетов товарно-денежных отношений, перераспределяя свободные денежные средства одних и предоставляя их тем, кому в данный момент эти средства необходимы, банки, а вместе с ними и вся банковская система в целом, являются своеобразной кровеносной системой государства с рыночной экономикой. Особая роль банковской системы в целом заключается в ее воздействии на социально-экономические процессы, происходящие в стране. При помощи денежно-кредитных рычагов, умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, банковская система способна регулировать экономику страны. От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета. Для любого суверенного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной банковской системы имеют стратегическое значение и всегда актуальны, составляя часть содержания понятия «экономическая безопасность государства». Без устойчивой и надежной банковской системы невозможно успешно осуществлять государственные экономические, социальные, политико-правовые, экологические и другие программы и проекты. Банковская система России имеет многовековую историю, однако современный этап развития берет свой начало с 1991 г., когда завершилось формирование двухуровневой банковской системы: Центральный банк Российской Федерации – коммерческие банки. За прошедшие четверть века отечественная банковская система прошла значительный путь развития, на который у других стран уходит не одно столетие. В свете сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую значимость. Банковская система России в настоящее время претерпевает существенную трансформацию. От того, на сколько устойчивой и эффективной будет наша банковская система во многом зависит и уровень социально-экономического развития нашей страны, и в конечном счете уровень благосостояния каждого гражданина России. Таким образом, выбранная тема данной курсовой работы является очень актуальной. Цель исследования – изучить историю становления и развития банковской системы России, проанализировать современное ее состояние. Задачи данной работы: 1) Раскрыть понятие банковской системы, определить ее элементы и свойства. 2) Определить функции банковской системы. 3) Выявить основные этапы становления и развития банковской системы в России. 4) Проанализировать современную структуру банковской системы России. При написании работы использовались труды современных отечественных экономистов, статьи в периодических изданиях, интернет сайты Банка России, Федеральной службы статистики, информационные порталы. Глава 1. Теоретические основы банковской системы. 1.1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства. Слово «банк» происходит от итальянского «banco», что означает «стол». Эти «банко-столы» размещались на площадях, где, непосредственно, проходила оживленная торговля товарами с использованием разнообразных монет. Если учесть тот факт, что в Х в. Италия считалась центром мировой торговли, куда стекались деньги и товары с разных стран, то очевидно, что специалисты менялы, или как их позже стали называть банкиры, выступали непременными участниками торговых операций и их «банко-столы» получали все большее распространение. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ №395-1) дает следующие определения понятий банка и кредитной организации. Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1. Такая организация может образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Понятие банк подразумевает кредитную организацию, имеющую исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Банковская система считается главной финансовой основой развития рыночной экономики страны. Банковская система - исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране, включающая в себя все банковские и небанковские институты, которые выполняют отдельные банковские операции. Структура банковской системы, сфера деятельности, подчиненности и ответственности для различных институтов, входящих в данную систему – все это определяет законодательство. В статье 2 ФЗ №395-1 дается такое определение банковской системы: «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков». Банковская система является составной частью кредитной системы страны, а кредитная система включена в экономическую систему страны. Отсюда следует, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности. Термин банковская система - один из ключевых в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Следовательно, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Рассмотрим основные свойства банковской системы, как и систем в целом: - во-первых, иерархичность построения; - во-вторых, наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности; - в-третьих, упорядоченность ее элементов, отношений и связей; - в-четвертых, взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства; - в-пятых, наличие процессов управления. В современной научной литературе понятие банковской системы можно рассматривать с двух точек зрения. Придерживаясь юридической точки, под банковской системой следует понимать совокупность определенных организаций, определяющих ее структуру. И с экономической точки - как система организаций, которая отражает ее сущностные признаки и другую структуру: морфологическую, функциональную и процессную. Морфологическая структура банковской системы определяет такую форму ее организации, которая содержит основные элементы (Центральный банк, коммерческие банки, банковская инфраструктура) банковской системы. В функциональной структуре банковской системы закреплены функции элементов банковской системы (функций Центрального банка, коммерческих банков, банковской инфраструктуры). Под процессной же структурой банковской системы понимается банковский процесс, который включает в себя процесс взаимодействия элементов морфологической структуры с учетом функций элементов банковской системы, направленный на удовлетворение потребностей клиентов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что банковская система – это включенная в экономическую систему страны единую и целостную (взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждой из которых присуще свои функции, свой перечень денежных операций/сделок. С помощью чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности. Российская банковская система включает в себя 2 уровня: первый уровень представлен Банком России, а второй – занимают коммерческие банки. В России она была создана по образу и подобию банковской системы Англии. 1.2. Основные функции банковской системы в условиях рынка. К основным функциям банковской системы можно отнести следующие: - предоставление банковских кредитов и организация системы расчетов для обеспечения функционирования и развития экономики; - осуществление перемещения денежных средств и от кредиторов к заемщикам; - сбор и накопление временно свободных денежных ресурсов; Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны. Функции коммерческого банка как элемента банковской системы во многом переплетаются с функциями банковской системы: 1) Функция сбора и накопления временно свободных денежных средств является одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращении их в капитал с целью получения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков. 2) Функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, созданию запасов, расширению потребительского спроса, выполнению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения. 3) Функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов. 4) Функция создания платежных средств. Согласно федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России выполняет следующие основные функции: 1) разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной денежно-кредитной политики (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации); 2) разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации); 3) организует наличное денежное обращение в стране и осуществляет монопольную эмиссию (выпуск в обращение) наличных денег; 4) разрабатывает и утверждает в виде знака графическое обозначение рубля; 5) организует систему рефинансирования кредитных организаций, являясь для них при этом кредитором последней инстанции; 6) разрабатывает и устанавливает единые правила для осуществления расчетов в Российской Федерации; 7) выполняет функцию по надзору и наблюдению в национальной платежной системе Российской Федерации; 8) устанавливает единые правила проведения и совершения банковских операций; 9) выполняет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом осуществляет проведение расчетов по поручению государственных внебюджетных фондов и уполномоченных органов исполнительной власти; 10) управляет золотовалютными резервами Банка России; 11) является органом, который принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их в установленных случаях; 12) являясь мегарегулятором, также принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; 13) осуществляет банковский надзор, т.е. выполняет надзорные функции за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 14) в соответствии с федеральными законами осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций; 15) регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; 16) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах эмитентами; 17) в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах выполняет регулирование, надзор и контроль; 18) для выполнения своих функций осуществляет самостоятельно (или по поручению Правительства Российской Федерации) все виды банковских операций и иных сделок; 19) в соответствии с законодательством Российской Федерации организует и осуществляет валютный контроль и валютное регулирование; 20) выступает уполномоченным лицом по определению порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами; 21) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; 22) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения; 23) устанавливает на основе макроэкономических показателей официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю и публикует их; 24) совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление; 25) также участвует в разработке методологических подходов по составлению финансового счета Российской Федерации и организует его составление; 26) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и из Российской Федерации за рубеж; 27) разрабатывает методологические подходы по учету прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и из Российской Федерации за рубеж, определяет перечень участников данного учета, определяет и утверждает порядок по предоставлению ими данных, в том числе включая формы федерального статистического наблюдения; 28) на основе макроэкономических данных, региональных показателей осуществляет анализ состояния экономики Российской Федерации и разрабатывает прогнозы ее развития, осуществляет публикацию этих данных и статистических материалов; 29) в случае признания банкротом банка, который не участвует в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, Банк России осуществляет выплаты по вкладам физических (в соответствии с законодательством Российской Федерации); 30) осуществляет хранение средств в валюте Российской Федерации Международного валютного фонда, в соответствии с Соглашением и договорами с Международным валютным фондом осуществляет соответствующие операции и сделки; 31) контролирует соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, а также по манипулированию рынком; 32) выступает защитником прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, в том числе по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению; 33) осуществляет организацию по оказанию услуг по передаче финансовых сообщений; 34) в соответствии с федеральными законами выполняет иные функции. В современных условиях банковская система России постоянно развивается и изменяется, усложняется ее структура. Это обусловлено развитием финансовых и товарных рынков, появлением новых инструментов и методов обслуживания клиентов, новых видов финансово-кредитных учреждений. Глава 2. Развитие банковской системы в Российской Федерации. 2.1. Этапы становления и развития банковской системы в России. Согласно историческим сведениям датой появления банковской системы в России считается первая половина 18 века. Изначально банковские операции во всех странах осуществляли учреждения на неспециализированной основе, которые не являлись банками как таковыми. Эта было характерно и для России. Первая попытка создания учреждения, подобного банку, в России была предпринята в 1665 г. в Пскове воеводой А.Л. Ордин-Нащекиным. В качестве ссудного банка для "маломочных" купцов выступала городская управа, которую поддерживали крупные торговцы. Однако, эта попытка закончилась неудачно. Вскоре Ордин-Нащекин был отозван из Пскова, а новому воеводе удалось упразднить все его начинания. Банки, как особые экономические институты, стали появляться в России только через 100 лет. В 1733 г. в Петербурге была учреждена Монетная канцелярия. Первоочередной ее функцией была выдача ссуд "всем без различия состояния людям" под залог золота и серебра по ставке 8% годовых. Позднее основную роль в кредитно-денежных операциях выполняли Соляная контора, "сохранные казны" при Петербургском и Московском воспитательных домах, "приказы общественного призрения", Санкт-Петербургская и Московская банковские конторы вексельного производства. В 1754 г. были учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий. Первый банк имел основной капитал в размере в 750 тыс. руб. Его представительства располагались в Петербурге и Москве. Основным направлением его деятельности было предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений. Клиент мог брать ссуды до 10 тыс. руб. на 3 года по ставке 6% годовых. Это были привлекательные условия, так как размер ставки за частный кредит доходил до 20% годовых. Второй банк располагал капиталом в 500 тыс. руб. Основной его задачей было обслуживание купечества, торговавшего в Петербургском порту. Банк выдавал краткосрочные ссуды сроком до 1 года по ставке 6% годовых. В 1762 г. оба банка были закрыты в связи с дефицитом ликвидности. Для оказания содействия внешней торговле в 1764 г. были открыты два казенных коммерческих банка, один в Петербурге, другой в Астрахани. Функционировали они не долго. Петербургский был закрыт в 1782 г. в связи с исчерпанием ресурсной базы, а Астраханский после большого пожара был преобразован в 1767 г. в благотворительное учреждение. Впервые функция выпуска бумажных денег в обращение была предоставлена Государственному ассигнационному банку в 1786 г. Примерно в это же время начинают появляться первые региональные банки – городские банки, которые создавались на средства горожан. Деятельность этих банков носила местный характер. Каждый из них имел свой устав и предоставлял кредиты купцам, мещанам и цеховым мастерам, которые проживали в данном городе. Чрезмерные выпуски ассигнаций, выдачи долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретные заимствования на нужды правительства послужили основными причинами проведения первой масштабной банковской реформы. В 1818 г. учрежден государственный Коммерческий банк, который был впоследствии реорганизован в первый в России Государственный банк в 1860 г. (в настоящее время именуется Центральным банком Российской Федерации). Предполагалось полностью прекратить выпуск ассигнаций, Коммерческому банку придать акционерную форму, утвердить капитал в 50 млн. руб., все кредитные учреждения, находящиеся в подчинении Министерства финансов, сделать независимыми организациями. Однако в полном объеме реформы осуществлены не были. Одновременно с Коммерческим банком в первой половине 19 века существовал государственный Заемный банк. Основной его функцией было предоставление ссуд под залог землевладений, каменных домов, фабричных и заводских строений. Казенные банки были не единственными кредитными учреждениями того времени. В 1841 г. было положено начало учреждению сберегательных касс, которые осуществляли прием мелких вкладов. Именно с этого года исчисляет свое «родословную» Сбербанк России. Первые сберкассы были открыты в Санкт-Петербурге и Москве. Позднее они стали создаваться при уездных казначействах и городских думах, а в конце 19 века – при учреждениях почтово-телеграфного ведомства, при фабриках и заводах, таможнях, при различных правительственных и общественных организациях. К началу 1914 г. в стране имелось более 8,5 тыс. сберегательных касс. В 50-е годы 19 века в Москве начинает образовываться особый вид кредитных учреждений – банкирские дома, банкирские конторы, меняльные лавки. Основные их операции были направлены на снабжение государственной казны денежными средствами, а их владельцы выступали в роли казенных интендантов и комиссионеров. Наиболее заметную роль в тот период играл Банкирский дом Штиглица, основатель которого Л. Штиглиц организовал финансирование железной дороги Петербург – Москва. Через это учреждение русское правительство поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. Значительное увеличение количества городских банков, объемов проводимых ими операций обусловили необходимость установления общих правил деятельности таких банков. Первое российское банковское Положение было утверждено 10 июня 1857 г. После отмены крепостного права в 1861 г. в стране создаются учреждения мелкого кредита, осуществляющие кредитование сельского населения. Идеи организации частного коммерческого кредита впервые возникли в русском обществе в начале 19 века. Наиболее видным их инициатором был адмирал Мордвинов Николай Семенович – видный государственный и общественный деятель. В 1811 г. он представил проект организации акционерного коммерческого банка, в котором доказывал, что у правительства нет достаточных средств для удовлетворения потребностей в кредите. В реальности первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк начал свои операции 1 ноября 1864 г. С 1866 г. в Москве начал работать Купеческий банк, основным видом активных операций которого являлись учет и выдача ссуд под ценные бумаги. Успешная деятельность первых коммерческих банков послужила толчком к массовому появлению банков. Учредителями становятся профессионалы – банкирские дома, биржевые дельцы, которые привлекли в свою среду влиятельных лиц или лиц, имевших громкие имена и связи в высших сферах. Акционерные банки направляли привлеченные капиталы на развитие торговли и промышленности, на строительство железных дорог. К 1873 г. в России было открыто уже 39 акционерных коммерческих банков с суммарным основным капиталом в 1,06 млрд.руб. (основной капитал Госбанка составлял 21 млн. руб.), с сетью филиалов из 40 отделений. Они не конкурировали с Госбанком, а помогали ему обслуживать народное хозяйство. Определенный интерес представляет кадровая политика банков. Для рядовой работы нужные работники приглашались из-за границы. Перспективы быстрого продвижения по службе привлекали в русские банки многих иностранцев. Некоторые из них сделали неплохую карьеру. В результате в наших банках закрепилась европейская техника банковского дела. Довольно быстро рост числа банков привел к конкуренции между ними, что негативно сказалось на их деятельности и финансовом состоянии заемщиков. Чтобы предотвратить отток вкладов, банки стали повышать проценты по вкладам и текущим счетам, в связи с чем нарушалась их ликвидность и они оказались не в состоянии предоставлять промышленности и торговле ссуды по низким процентам. Стремясь получить большую прибыль, они стали прибегать к рискованным операциям, в результате чего ряд банков потерпел крах. Законами 1883 и 1884 гг. были определены порядок открытия новых коммерческих банков и порядок их ликвидации. Были установлены требования к размеру капитала банка, количеству учредителей, показателям ликвидности, определен порядок назначения ликвидационных комиссий. Подъем мирового хозяйства в конце 80-х - начале 90-х годов оказал благоприятное воздействие на экономическое развитие России. Осуществленная под руководством С.Ю. Витте денежная реформа способствовала оздоровлению финансового хозяйства. Считая, что "кредит есть основа всякой промышленности", Витте всячески содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации капиталов в крупнейших из них, используя для этого и иностранные капиталы. При нем, в частности, разрабатывались первые проекты совместных банков, а также принципы деятельности зарубежных банков в России. За сравнительно короткое время своего существования, насыщенное чередованием экономических подъемов и кризисов, российские банки проявляли достаточно устойчивый рост своих капиталов, вкладов, активных операций и сети учреждений, что видно из таблицы 2.1. Таблица 2.1 Основные показатели банковской системы России в 1885-1914 гг. Годы (на 1 января) Кол-во банков Кол-во отделений Капитал (млн.руб.) Вклады (млн.руб.) Учетные операции (млн.руб.) Ссудные операции (млн.руб.) 1885 34 39 120,1 219,2 157,2 138,1 1890 34 47 133,3 230,1 143,0 180,2 1895 35 167 174,1 307,7 204,7 257,0 1900 39 242 275,2 547,9 406,4 327,9 1905 - - 332,1 775,6 632,2 366,1 1910 47 - 332,1 1252,2 837,5 322,9 1914 46 822 836,3 2544,9 1546,5 1615,4 Анализ становления и развития банковской системы России был бы неполным, если не затронуть такой важный инструмент денежно-кредитной политики Государственного банка России, как учетная ставка. В настоящее время учетная ставка носит название ключевая ставка Банка России, которая устанавливается по итогам заседания Совета Директоров Банка России. Официальная учетная (ключевая) ставка национального банка любой страны является важным средством регулирования спроса и предложения капитала на финансовых рынках. Стабильность этой ставки дает возможность правильно оценивать условия кредитования и прогнозировать эффективность коммерческих сделок и эффективность инвестиционных проектов. В таблице 2.2 приводятся данные, показывающие уровни официальных учетных ставок Российской империи и других стран в конце 19 – начале 20 в. (в %). Таблица 2.2 Учетные ставки стран мира. Годы Россия Франция Англия Германия Италия Австро-Венгрия 1890 5,85 3,00 4,55 4,38 6,00 4,52 1895 5,00 2,10 2,00 3,15 5,00 4,30 1900 6,07 3,23 3,96 5,33 5,00 4,57 1905 5,63 3,00 3,00 3,81 5,00 3,70 1910 4,46 3,00 3,74 3,95 5,20 4,20 1911 4,50 3,14 3,53 4,00 5,20 4,00 1912 4,98 3,38 3,78 4,45 5,60 5,10 1913 6,00 4,00 4,60 5,98 5,72 5,96 В настоящее время ключевая ставка установлена Банком России на уровне 10% годовых (приложение 1). На 1 января 1917 г. в России действовало 52 акционерных коммерческих банка, из них 15 петроградских, 7 московских, 30 региональных. Общая сумма их капиталов составляла 883,5 млн. руб., доля иностранного капитала в основных капиталах банков была значительной – 26,3%. Наибольшую долю пассивов дореволюционных коммерческих банков составляли вклады. Вклады делились на срочные и бессрочные (до востребования). Самым распространенным видом бессрочных вкладов были простые текущие счета, с которых вкладчик мог получать деньги или вносить их в банк по собственному усмотрению в любое время. Открывались и условные текущие счета, выдача денег с которых производилась с уведомлением об изъятии за 5-7 дней. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и экономическими концепциями партии большевиков. Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента такого контроля Ленин рассматривал банк – единый, государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов. Сразу после Октября большевики приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком, поставив его на службу Советскому государству. В начале декабря 1917 г. упраздняются ипотечные банки. В конце того же месяца был принят декрет “О национализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Государственным банком. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР. В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита. Одновременно ликвидируются городские общественные банки и частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков. В итоге страна получила своеобразный "единый банк" в лице Народного банка РСФСР. Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции. Декретом от 19 января 1920 г. он был упразднен. Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям. Однако жизнь отвергла эти нелепые ожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу), включая замену продразверстки продналогом, после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об учреждении Государственного банка. Постепенно увеличивая сеть своих учреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста числа его филиалов – низового звена "единого банка" с охватом всех районов страны. Однако именно в этот период (конец 1922 г.) принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков – отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного капитала. В течение 1922-1925 гг. создаются: акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк; кооперативные банки – Всекобанк и Украинбанк; коммунальные банки – Цекомбанк и местные коммунальные банки; система сельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита. К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%). Во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея "единого банка". В итоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее. Реализация нового варианта "единого банка" потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейся в период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. На Госбанк было возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственного капитала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами. Была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о "едином банке". Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Также продолжал функционировать Внешторгбанк, осуществляющий операции на внешнем рынке. В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства. Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом. Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы – республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет. Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908. Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г. вес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: