- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу самостоятельной работы учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001589 |
Тема: | Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу самостоятельной работы учащихся |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. Окружающий нас мир настолько сложен и многогранен и не до конца изучен, что никто не вправе считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже ВУЗа. Скорее, с этого оно только начинается. “Наука – дело не легкое. Наука пригодна лишь для сильных умов”, - сказал французский философ Мишель де Монтень. Это действительно так: как же долог и нелегок путь постановки вопроса до его решения, до получения результатов! Пройти его способен не каждый. “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями соей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева. Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание. Но как научить своих студентов учиться, мыслить самостоятельно? Выход один: нужно дать студентам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать. Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию “Самостоятельная работа на занятиях по дисциплине «Математика» как способ развития самостоятельности и познавательного интереса». Одним из инструментов развития самостоятельности и познавательного интереса является самостоятельная работа. В своем исследовании и созданном на этой основе руководстве известный дидакт Б. П. Есипов показал, что самостоятельные работы учащихся могут и должны отвечать различным дидактическим задачам: одни из них направлены на отыскание знаний, другие - на упрочение умений и навыков, на использование знаний в новых условиях, на практическое применение, а могут быть самостоятельные работы и контролирующего свойства и т.д. Главную же ценность самостоятельных работ составляет то, что они учат самих учащихся не только решать задачи, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах. Глава I. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу самостоятельной работы учащихся. Разница между «сильным» учеником и слабоуспевающим состоит в том, что первый владеет более богатым арсеналом различных приемов и способов получения знаний. Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, способностью использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. К.Д.Ушинский считал одной из важных задач обучения необходимость развивать у обучаемых «желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые знания». Данную идею развивали в своих трудах Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, А.А.Бобров, Н.Д.Богоявленский, М.А.Данилова, Б.П.Есипов, А.В.Жарова, З.И.Калмыкова, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Н.М.Скаткин, И.С.Якиманская и др. Ими заложены основы теории активного обучения, обоснована роль самостоятельной работы в овладении прочными знаниями, раскрыты пути и способы формирования у учащихся умений самостоятельно работать. Дидактические исследования, посвященные изучению и описанию феномена самостоятельной работы, обнаружили, что она оказывает влияние на развитие познавательных сил и возможностей ученика, стимулирует их творческую активность в процессе познания, воспитывает самостоятельное продуктивное мышление, делает более прочными и осознанными знания, приобретаемые учениками. Но нужно здесь отметить, что в педагогической литературе до сих пор не существует единого, согласованного определения понятия самостоятельной работы. И это несмотря на то, что практически все исследователи, работавшие над проблемой самостоятельности учащихся в учебном процессе, пытались это определение дать. Анализируя педагогическую литературу, я пришли к выводу о том, что под термином «самостоятельная работа» иногда понимается «учебное задание», а иногда «самостоятельная деятельность». Возможно, смешение содержания задания и самого процесса деятельности затрудняет формирование единого понятия о самостоятельной работе. Другая тенденция, приводящая также к противоречиям, связана с отождествлением понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность». И действительно это так. Учение протекает только в процессе собственной познавательной деятельности, но это не значит, что оно совершается учениками только в процессе самостоятельной работы. Возникает вопрос: куда отнести, например, деятельность учеников по сравнению, сопоставлению, которую им предлагает учитель во время слушания своего рассказа? Есть ли здесь самостоятельная работа? На сегодняшний день имеется целый ряд работ, раскрывающих отдельные аспекты самостоятельной работы и дающих разнообразные определения этому понятию. Несмотря на близость тематики, дидактические исследования имеют характерные отличия, связанные с тем, какое значение при определении сущности самостоятельной работы отводится организационному или процессуальному и мотивационному компонентам в учебно-познавательной деятельности учащихся. Посмотрим решение этой проблемы в виде нескольких направлений. В ряде исследований самостоятельная работа учащихся рассматривается как вид познавательной деятельности (Л.Г.Вяткин, М.П.Кашин, Р.Б.Срода, В.П.Стрезикозин и др.). Самостоятельная работа направлена на решение многих дидактических задач, зависящих от конкретного содержания и целей каждого урока. Указывается на необходимость увеличения объема самостоятельных работ на уроке, а на практических занятиях и на экскурсиях она составляет основной вид деятельности учащихся. Такие педагоги-методисты, как Б.П.Есипов, Н.Г.Дайри, А.С.Лында характеризуют самостоятельную работу как форму организации самостоятельной деятельности учащихся. Термин «самостоятельная работа» трактуется как метод обучения такими исследователями как А.В.Усова, Ю.М.Колягин, Н.В.Метельский. И.Унт, О.А.Нильсон и др. рассматривают самостоятельную работу как средство, с помощью которого учитель вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, целенаправленно организует и направляет эту деятельность с учетом различного уровня ученического познания. Такие исследователи как Ю.К. Бабанский, В.К. Буряк, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др. определяют самостоятельную работу методом обучения «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность». Известный психолог А.Н. Леонтьев рассматривал самостоятельную работу как «средство организации учебного или научного познания». М.И. Махмутов и его последователи рассматривают самостоятельную работу как важнейшее средство овладения знаниями и развития познавательных способностей учащихся. Исходным моментом для возбуждения мыслительной деятельности учащихся является постановка проблемного вопроса, необходимость разрешить какое-то познавательное затруднение, противоречие. От учителя в теме урока требуется «увидеть не только общую учебно-познавательную проблему, но и определить какими путями она может быть разрешена различными учащимися данного класса». Все подходы представляют собой попытку раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа» через ответ на вопрос - как организована познавательная деятельность, т.е. по существу речь идет о том, какова форма организации учебного процесса. Г.И. Саранцевым и др. предпринята попытка связать проблему самостоятельной работы с организацией учебной работы в целом, с формированием общеучебных умений. Они под самостоятельной работой понимают учебную познавательную деятельность, выполняемую по заданию учителя, под его руководством, но без непосредственного его участия. Большой интерес представляет приведенные ими схемы выполнения заданий в процессе самостоятельной работы: «корректируемая деятельность - совместная деятельность - самостоятельная работа», или «самостоятельная ориентировка - самостоятельное исполнение — самоконтроль». И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый, и др. рассматривают самостоятельную работу средством включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Самостоятельная работа с позиции ученика представляется как вид познавательной деятельности, а с позиции учителя ее можно рассматривать и как метод обучения, и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности. Однако разные авторы используют понятие «самостоятельная работа» в разных значениях. Среди исследователей понятие «самостоятельный» употребляется в основном в трех значениях: - ученик должен выполнить работу сам, без непосредственного участия учителя. - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале. - выполнение работ строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания. Рассмотрим и проанализируем некоторые определения самостоятельной работы, предложенные разными педагогами. Одно из самых ранних определений принадлежит Р.М.Микельсону: «под самостоятельной работой мы понимаем выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя». Данное определение критиковалось многими учеными за недооценку автором внутренней стороны самостоятельной работы, которая выражается в самостоятельности мысли, суждений, выводов. В 60-е годы были проведены исследования, в которых обращалось внимание на внутреннюю, процессуальную сторону самостоятельной деятельности учащихся. Это период, когда общим лейтмотивом исследований было раскрытие самостоятельной работы в качестве действенного средства повышения сознательности и прочности усвоения знаний. По словам М.А.Данилова она стала одной из «самых увлекательных проблем научной педагогики». Основным элементом самостоятельной работы является учебная (познавательная) задача, содержащая в себе конфликтную ситуацию. Самостоятельная работа рассматривается с позиций деятельности самого ученика. Эти положения получают развитие в исследованиях М.А.Данилова, И.Т.Огородникова, М.А.Скаткина и др.. По мнению М.А.Данилова: «самостоятельной работой называется вся та деятельность школьников, которая определяется заданием учителя и выполняется школьником при максимальном напряжении сил на основе приобретенных знаний, умений и навыков без непосредственной помощи учителя». Наиболее признанным считается определение Б.П.Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели». Глава II. Роль самостоятельной работы в развитии самостоятельности и познавательного интереса. Формирование познавательного интереса и самостоятельности студентов в учебном процессе – одна из определяющих линий деятельности преподавателя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения. Самостоятельные работы студентов являются главной магистралью развивающего обучения, развития активности и самостоятельности, способностей и познавательного интереса. Самостоятельные работы являются формой совместной, единой деятельности преподавателя и студента. Преподаватель закладывает в них программу действий студента в соответствии с определенной дидактической задачей. Студент же, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершенствует ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает преподаватель, укрепляя познавательную активность, самостоятельность и интерес. Любая форма самостоятельной деятельности студента при педагогически ценной ее организации сопутствует познавательному интересу. В первую очередь этому содействуют разнообразные самостоятельные работы. Каким другим путем можно развить ум обучаемого, расположить его к познанию, заставить мобильно действовать, творить? Поиск науки и практики в области высокого эффекта самостоятельных работ учащихся показал, что их стимулирующая роль в развитии интереса к знаниям бесспорна и обеспечивается она не только фактом введения их в учебный процесс, но и соблюдением ряда необходимых требований в целях развития познавательной самостоятельности. Именно в самостоятельных работах необходимо последовательное усложнение содержания, формы, способов учения, требуемых для их выполнения. Работа с таблицами, схемами, картами, диаграммами, творческие сочинения требуют умения анализировать и обобщать. Любая самостоятельная работа студента должна преследовать ясные дидактические цели обучения. Очень важно, чтобы весь строй предлагаемых студенту самостоятельных работ опирался на активные познавательные процессы студентов. При этом следует помнить, что, выполняя функции научения, развития, воспитания, самостоятельные работы обязательно решают и задачи репродуктивного плана, и поисковые, и творческие. Благополучное протекание самостоятельной работы, помимо вооружения студента необходимыми познавательными и практическими умениями, способствует еще и развитию организационных умений, позволяет ему планомерно обеспечивать успешную самостоятельную учебную работу. В свою очередь организационные умения позволяют студенту готовится к самообразованию, открывают ему широкую перспективу самостоятельного овладения знаниями за пределами урока, а в дальнейшем наращивать багаж своих познаний в избранной области. Влияние самостоятельных работ на познавательные интересы студентов не всегда действуют безотказно, а лишь при условии педагогически целесообразного их отбора и подачи в учебном процессе. Своевременное их введение в учебный процесс, слаженная структура их взаимодействия на уроке являются немаловажным фактором, усиливающим их влияние на интерес к знаниям. И дело здесь не только в расположении самостоятельных работ по возрастающей сложности. Нужно видеть еще их объективно интересный смысл для студентов, силу эмоционального воздействия. Специальные исследования и наблюдения показывают, что интересное задание большей эмоциональной силы, предшествующее заданию менее интересному, снижает интенсивность деятельности при выполнении последующего задания, что самостоятельная работа меньшей сложности, если она выполняется после трудной, требующей напряжения умственных и волевых усилий, также выполняется студентами с меньшим интересом. Из этого следует вывод, что вслед за творческим процессом, организованным на занятии, не следует переключать студентов на репродуктивную деятельность. Иными словами, проблема самостоятельной работы студентов на уроке как главного стимулятора познавательного интереса, активности и развития личности студента требует от преподавателя очень тонкой и глубокой работы по отбору содержания самостоятельных работ, их формы, соответствия дидактическим назначениям и педагогическим особенностям познавательных интересов, а также определения их места в общей структуре учебного процесса. Глава III. Формы организации самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студентов, самих студентов между собой. Различают три основные формы организации самостоятельной работы: * Фронтальная (коллективная); * Индивидуальная; * Групповая. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности студентов состоит в следующем: 1) все студенты выполняют общее для всех задание; 2) преподаватель дает инструктаж к выполнению заданий; 3) используются общие приемы организации и руководства действиями студентов. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих студентов к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми студентами, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений студентов, стимулирует познавательный интерес и активность. Несмотря на то, что студенты получают общее задание, общий инструктаж, каждый работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего собственными усилиями. Если же это не удается, то при анализе итогов работы на занятии студент имеет возможность послушать правильные ответы других студентов. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все студенты группы. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому сначала я использую типовые задачи, общие для всей группы, чтобы студенты, получая общий инструктаж преподавателя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых студентами в процессе выполнения заданий. Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе беседы, т.е. включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество студентов. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества студента с преподавателем. Преподавателю необходимо тщательно прогнозировать содержание учебного материала, на основе которого составляются задания для самостоятельной деятельности студентов. Каковы особенности выполнения индивидуальных самостоятельных работ? Во-первых, возрастает роль самого студента в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Во-вторых, появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, эта потребность возникает при выполнении трудоемких заданий. Опыт показывает, что к выполнению индивидуальных заданий следует приобщать и тех студентов, которые не отличаются высокой успеваемостью и ответственностью. Индивидуальное задание вызывает личностное отношение к материалу, стимулирует активность. В структуру урока я включаю небольшие по объему работы, которые предлагает отдельным студентам или группам. Задания выполняются в то время, когда в группе проводится фронтальная работа. Проверяются они здесь же или после уроков. Наиболее простая и доступная форма сотрудничества студентов на уроке – это работа в парах постоянного состава. Эту форму можно одинаково успешно использовать для: * совместной проработки материала учебника, документа, конспекта; * выполнения лабораторных работ и практических заданий; * взаимной проверки письменных упражнений. Преимущество парной работы – необходимость и неизбежность делового взаимодействия. Организация сотрудничества в группах по 4-6 студентов является более сложной. Групповая форма организации самостоятельной работы предполагает следующие условия: * каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или преподавателя; * задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; * состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальным эффектом для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Результаты совместной работы студентов в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым студентом индивидуально. При групповой форме работы студентов на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому студенту, как со стороны преподавателя, так и студентов-консультантов. Причем, студент-консультант получает не меньшую помощь, чем слабый студент, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, закрепляются. Без тщательной направляющей деятельности преподавателя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится, прежде всего, к обучению студентов умению работать самостоятельно, советоваться с членами группы, не нарушая общей тишины на занятии, к созданию системы заданий для отдельных групп студентов, обучению их умением распределять эти задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого. Это помогает преподавателю решить такие важные задачи воспитания, как воспитание самостоятельности, познавательной активности, умения сотрудничать при выполнении общего дела. Групповая форма организации самостоятельной работы имеет и некоторые недостатки: * трудности комплектования групп и организации работы в них; * студенты в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале. Только в сочетании с другими формами организации самостоятельной работы (фронтальной и индивидуальной) групповая форма дает ожидаемые положительные результаты. Глава IV. Виды самостоятельных работ и их место в системе обучения. Сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что образование должно не только и, может быть не столько давать студентам базовые исходные знания, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Преподаватель в процессе работы должен помнить, что студент – это не объект передаваемой ему извне информации, что искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении, а личность, способная на самостоятельную деятельность. Поэтому самостоятельную деятельность студентов нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях, при этом содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе. Поэтому нужно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, в теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ: по дидактическим целям: * обучающие; * тренировочные; * закрепляющие; * повторительные; * развивающие; * контролирующие. по уровню самостоятельности учащихся: * по образцу (репродуктивные); * реконструктивные, вариативные; * эвристические (частично-поисковые); * исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.). по степени индивидуальности: * общеклассные (по вариантам, дифференцируемые); * групповые (в группах, парах); * индивидуальные. по источнику и методу приобретения знаний: * работа с книгой (в классе, дома); * решение и составление задач; * лабораторные и практические работы; * подготовка докладов, рефератов. по месту выполнения: * классные; * домашние. по форме выполнения: * устные; * письменные; * тесты. Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные студентом в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ и их сочетание более подробно. Классификация по степени индивидуализации включает общеклассные, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, в той или иной мере учитывая индивидуальные особенности каждого студента, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности студентов. Рассмотрим более подробно некоторые виды самостоятельных работ и их место в системе уроков. 1. Обучающие самостоятельные работы. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении студентами данных преподавателем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого студента к тому, что объясняет преподаватель. Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной деятельности студентов, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они часто носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоившим материал вместе с остальной частью группы. Обучающие самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Во всех случаях надо стремиться проводить обучающие работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы студенты не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут, покажут, повторно разъяснят непонятое. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, а также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания студентов еще непрочны. Составлять такие самостоятельные работы надо из заданий репродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить плохих оценок. Немедленная проверка обучающих самостоятельных работ дает преподавателю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания студентами нового материала на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на занятии. Самостоятельные работы по формированию навыков состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные студентами навыки выполнения тождественных преобразований, решения уравнений, неравенств, различного рода задач, навыки построения графиков различных функций. Эти работы могут проводиться практически на каждом занятии. При составлении заданий для таких работ следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее готовить к восприятию новых заданий и закрепление предыдущего. Карточки-задания обучающего характера целесообразно применять сразу после изучения нового материала. Важную роль такие карточки-задания играют при работе со слабыми студентами (см. Приложение 1). В приложении 2 представлены примеры обучающей (корректирующей) самостоятельной работы по алгебре и началам анализа. Она предлагается студентам в виде карточек, в которых присутствуют следующие пункты: * опорная формула; * решенные примеры; * примеры для самостоятельного решения. Реши сам (Р.С.). Обучающие самостоятельные работы я применяю для работы со студентами, которые по каким-либо причинам пропустили занятие или имеют некоторые пробелы в знаниях. Особенно это актуально на первом курсе. Для таких случаев я предлагаю развернутый конспект по данной теме, который содержит краткие теоретические сведения, подробно разобранные примеры и задания для самостоятельной работы с ответами для самопроверки (см. Приложение 3). 2. Тренировочные самостоятельные работы. К тренировочным заданиям относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В самостоятельных тренировочных работах часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определение, свойства. Самостоятельные тренировочные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Эта работа мало способствует умственному развитию, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные навыки и умения и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении таких работ можно разрешить пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат, позволяет слабым студентам легко включаться в работу. Задания таких самостоятельных работ разно уровневые. Такой вид самостоятельной работы я обычно использую на практических занятиях (см. Приложение 4). 3. Закрепляющие самостоятельные работы. К закрепляющим самостоятельным работам относят такие работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида преподаватель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой (см. Приложение 5). 4. Повторительные самостоятельные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать подготовлены ли студенты, есть ли у них необходимые знания. Какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала. При проведении таких работ можно применить различные нестандартные формы занятий – конкурсы, деловые игры, соревнования (см. Приложение 6). 5. Развивающие самостоятельные работы. Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каждому студенту, либо всей группе сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать студентам в качестве домашней работы по составлению докладов на определенные темы, математических сочинений, кроссвордов. Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например, задания с кодами. На занятии задаются примеры, решая которые студент получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения (Приложение 7). 6. Контролирующие самостоятельные работы. Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения материала студентами для своевременной коррекции знаний и накопления оценок. Нередко со всеми студентами группы проводятся двух и более вариантные самостоятельные работы, идентичные по содержанию. Ныне же все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности студентами одной и той же группы. В своей практике для развития самостоятельности мышления, я использую самостоятельные и контрольные работы не менее чем в четырех вариантах. В зависимости от степени сложности темы, работы дифференцируются по уровням сложности. Требования к содержанию и структуре трехуровневых контрольных работ: 1. Все варианты должны быть равносильными, хотя в разных вариантах допустимы задания с несхожими формулировками. 2. Любой вариант распределяется по уровням, каждый из которых охватывает все проверяемые умения и навыки. Таких уровней три: минимальный, средний и продвинутый. Минимум – это те задания, которые соответствуют обязательным результатам обучения по данной теме. Ошибки любого вида здесь не допустимы. Решение только этой части работы соответствует оценке «3». Уровень 1 (средний) ? упражнения из основного задачного материала учебника. Они рассматриваются предварительно на занятиях, но не настолько просты или важны, чтобы умение решать их стало обязательным для всех студентов. Выполнение этой части работы без существенных ошибок обеспечивает оценку «4». Уровень 2 (продвинутый) ?достаточно трудные задачи. Для решения этих задач нужно уметь применять знания в новой обстановке, при непривычных сочетаниях данных, иметь хорошие технические навыки. Задачи такого типа специально на уроках не отрабатываются. Если студент справился с заданиями минимума, уровня 1 и уровня 2, то его работа оценивается баллом «5», даже в том случае, когда он допустил две (но не более) несущественные ошибки. Эти уровни должны быть открытыми, т. е. известными студентам и понятны им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность студентов, на заинтересованность их в результатах своего труда. Так как, если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то студент стремится к их осуществлению. Поэтому, открытость уровней подготовки, по моему мнению, формирует сознательное отношение к учебной работе и позволяет опираться на самооценку студента в выборе индивидуального пути его развития (см. Приложение 8). Такой подход формирует у студентов чувство уважения к себе и к окружающим, развивает ответственность, самостоятельность и способность к принятию решений. Кроме этого, освободив студентов от непосильной суммарной учебной нагрузки, можно будет направить его умения в область склонностей и интересов, способствуя развитию его личности и полному раскрытию его способностей. Современная точка зрения на дифференцированный подход в обучении не предполагает давать одним студентам больший объем материала, а другим – меньший. Каждый должен пройти через полноценный учебный процесс, который ни для кого не может быть ограничен требованиями минимума. Каждый студент должен услышать изучаемый материал в полном объеме, увидеть идеальные образцы деятельности. Причем включение студентов в эту деятельность должно учитывать их индивидуальные особенности. К тому же обсуждение результатов работы учеников должно осуществляться желательно сразу же по ее окончании. Всем перечисленным выше требованиям удовлетворяют самостоятельные работы, в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: