VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ применения уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013455
Тема: Анализ применения уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Содержание
Оглавление
Оглавление	3
ВВЕДЕНИЕ	4
1. НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ	11
1.1. История развития законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов	11
1.2 Специфика уголовно-правовой ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на современном этапе	20
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ	31
2.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предусмотренных статьями 228 - 228.4 УК РФ	31
2.2 Уголовно-правовая характеристика иных преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предусмотренных статьями 229, 229.1, 230, 231, 232, 233 УК РФ	43
3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ	53
3.1 Актуальные проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов	53
3.2 Направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов	62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	74




ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования. Несмотря на осложнение международной обстановки, общество на международном уровне продолжает сотрудничать с целью противостояния незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 
     Тенденции современного общества, особенно молодых слоев населения к употреблению наркотических или психотропных веществ, а также к «легкому заработку» в данном не легальном бизнесе, а равно общественной опасностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов.
     По официальной статистике Минздрава России1, за период с 2015 по 2017 годы было зафиксировано повышение общего числа состоящих на учете лиц, страдающих наркоманией: с 438,3 тыс. до 542,6 тыс. человек. По официальной статистике МВД России2, число преступлений, связанных с наркотиками, возросло с 254,7 тыс. в 2015 году до 399,4 тыс. в 2017 году. В 2017 году было раскрыто 77,35% общего количества преступлений в этой сфере и выявлено 199,3 тыс. преступников. По итогам прошлого года изъято свыше 36 тонн запрещенных к обороту веществ, при этом из 10 имущественных преступлений 6 совершаются наркоманами. С каждым годом наркоманов становится все больше и значительно уменьшился средний возраст лиц, впервые употребивших наркотики до 13 – 14 лет.
     В связи с вышеизложенным, в российском законодательстве, направленном на обеспечение антинаркотической безопасности эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков во многом зависит от оперативности принятия адекватных складывающейся наркоситуации законодательных решений.
     Степень научной разработанности темы. Изучению теоретико-правовых проблем борьбы с наркопреступностью посвящены работы Л. А. Андреевой, Л. Н. Анисимова, Ю. Н. Аргунова, Т. А. Боголюбовой, Б. Ф. Калачева, В. Кальницкого, Н. Кипниса, В. С. Комиссарова, Г. М. Миньковского, Н. А. Мирошниченко, И. С. Моднова, А. А. Музыки, В. А. Наумова, В. Николюка, Э. Ф. Побегайло, В. П. Ревина, П. Н. Сбирунова, К. А. Толпенкина, Т. Д. Устиновой, Г. X. Шабанова, Б. П. Целинского и др. Публикации научных деятелей, безусловно, имеют большое значение, но не раскрывают всех существующих проблем сферы незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Вместе с тем эти вопросы, как, впрочем, и большинство проблем наказания в теории уголовного и уголовно-процессуального права, рассматривались прежде всего применительно к такому методу борьбы как уголовно наказуемое деяние, и как следствие основная санкция за совершение деяния – лишение свободы. Это понятно, поскольку лишение свободы выступает относительно самым суровым видом наказания. Однако, несмотря на такую суровую санкцию, преступления в настоящей сфере совершаются и число их произрастает с каждым годом.
     Названные обстоятельства определили выбор темы магистерского диссертационного исследования и основные направления ее разработки.
     Целью диссертационного исследования является теоретический анализ применения уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, определение уровня, проблем и перспектив их дальнейшей реализации в российском законодательстве, а также разработка на данной основе рекомендаций по совершенствованию реализации уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в правоприменительной практике правоохранительных органов и судов.
     В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд исследовательских задач:
      1. Проанализировать исторические этапы возникновения и развития уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 
      2. Рассмотреть специфику уголовно-правовой ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на современном этапе.
      3. Дать уголовно-правовую характеристику преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в современном уголовном праве.
      4. Выявить проблемные аспекты в правоприменительной практики законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
      5. Предложить направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
     Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и их аналогов, и применением уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за данные преступления.
     Предметом исследования совокупность существующих международно-правовых нормативно-правовых актов, уголовно-правового российского законодательства в его историческом развитии, уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также законы и другие нормативные акты, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ; научные публикации по исследуемым вопросам. 
     Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания. В процессе работы использовались методы социально-правового исследования: историко-юридический – применительно к изучению исторического опыта регламентации уголовной ответственности за незаконное распространение наркотиков; сравнительно-правовой – при анализе норм уголовного права и положений международных конвенций о противодействии незаконному распространению наркотиков; формально-логический – при анализе и толковании уголовно-правовых норм.
     Нормативную базу исследования составили международные нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральное законодательство, регламентирующее ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков.
     Теоретическая основа дипломного исследования. В процессе работы над исследованием были изучены работы ученых, посвященные проблемам в сфере незаконного оборота наркотиков, в частности: В. Авербуха, З.А. Бабаяна, С. Баймухаметова, А.В. Власова, P.M. Готлиба, А. Долиной, В.М. Егоршина, Т. Емельянова, О. Журмана, В.Д. Иванова, Л.И. Романовой, А. Рокоссовской, А. Тимонина, Б. Целинского и других.
     Научная новизна исследованиясостоит в том, что оно представляет собой комплексное исследование специфики практики применения уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, их значение при реформировании российского уголовного законодательства.
     В ходе диссертационной работы проведен историко-правовой анализ этапов возникновения и развития уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; проанализирована специфика уголовно-правовой ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на современном этапе; дана уголовно-правовая характеристика преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в современном уголовном праве. Это позволило выявить ряд проблем в правоприменительной практики законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. На основе имеющегося положительного опыта обоснованы предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
     Основные положения, выносимые на защиту:
     1. Употребление наркотических средств и психотропных веществ представляет опасность для общества начиная с XX в. Впервые уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и их аналогов, и наркосодержащих растений, были введены Уголовным Уложением 1903 года.После свержения монархии был принят Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, который также предусматривал ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ.  С распадом СССР наркомания приняла огромный масштаб, что требовало от государства стремительного уголовно-правового урегулирования. 24 мая 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс, который вступил в действие ? 1 января 1997 года. УК играет большую роль в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ по настоящие время.
     2. Российское государство и общество прошли долгий и трудный путь борьбы с наркотизмом и наркопреступлениями. За сто лет с 1915 по 2015 гг. в России, по сути, создан правовой институт борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. От первого закона «О мерах борьбы с опиумокурением, кокаином и опийным наркотикомдо разработки норм ст. ст. 228-233 УК РФ, предусматривающих различные виды наказания за совершение наркопреступлений.Законодательные новации и инициативы, предпринятые в начале XXI века, показали, что заинтересованные уполномоченные государственные органы провели значительную работу в этом направлении и, как показывает анализ разработанных проектов законодательных актов, собираются продолжить работу по систематизации и совершенствованию законодательства.
     3. Самые важные НПА, которые действуют и в настоящее время, были приняты в ХХ веке. Это такие акты как Конвенция «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988года, Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Российская Федерация, ратифицировав вышеназванные конвенции, обязалась принимать в пределах своей территории специальные меры контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в том числе вводить законодательные и административные меры, которые необходимы для выполнения обязательств.
     4. Проведя исследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в российском уголовном законодательстве, мы пришли к выводу, что составы преступлений предусмотренных ст. 228 – 233 УК РФ в большинстве своем одинаковы,  то есть субъект, субъективная сторона и объект во многом схожи у всех преступлений, различна только объективная сторона.Субъект у всех составов один – вменяемое лицо, достигшее 16 лет, субъективная сторона так же идентична – лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, объектом выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья населения, а вот объективная сторона различна и выражена различными деяниями. 
     5. Как показывает судебно – следственная практика последних лет (2011-2017 гг.) самым опасным распространением наркотиков является сбыт, так как уже какое-либо другое лицо становится владельцем наркотиков или психотропных веществ. Форма их передачи не влияет на квалификацию содеянного. Эта передача может быть возмездной или безвозмездной. Сбыт следует считать оконченным с момента получения наркотиков или психотропных веществ другим лицом.
     6. В связи с этим изменения нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривают совершенствование уголовно-правового законодательства РФ в части, касающейся гармонизации диспозиционных конструкций с мерами уголовного наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений, более широкого использования административной преюдиции, обеспечения гибкости системы наказания с дифференциацией ответственности за правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в ней позиции развивают и дополняют теоретические положения уголовного законодательства РФ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. 
     Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты в дальнейшем могут использоваться:
     - при совершенствовании уголовного законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок его применения;
     - при проведении дальнейших научно-исследовательских работ по проблемам уголовного законодательства в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
     Апробация работы. Магистерская диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Уголовного права и процесса.
     Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.


1. НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1. История развития законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
     История свидетельствует о том, что потребление наркотиков и их незаконный оборот на протяжении многих столетий в России были объектами пристального внимания. Еще языческие жрецы следили за тем, чтобы наркотические средства использовались только в целях излечения от всяких болезней. Препаратов из трав, ягод и грибов изготавливалось более ста видов.
     Позже с момента крещения Руси контроль за данной проблемой взяла на себя церковь. Так в ХI – XII веках в Уставе В. Мономаха предусматривалось жестокое гонение вплоть до лишения жизни в отношении лиц, занимающихся оборотом одурманивающих средств. Позже контролем за оборотом наркотиков стали заниматься военачальники3. Во времена Петра Великого незаконный оборот одурманивающих средств относился кполитических преступлениям.
     Более актуальной проблема борьбы с наркоманией и наркобизнесом стала проявляться с углублением отношений между Европейской частью Российской Империи и Туркестаном, а также Санкт-Петербургом и Москвой. В начале ХХ века в Средней Азии проживало примерно около миллиона наркоманов и сотнями тонн насчитывался вывозной оборот опия и гашиша. Однако власти в то время противодействие наркобизнесу и лечению наркомании особо не оказывали, объясняя это отсутствием сил и средств. 
     Уголовно-правовые нормы в Российском законодательстве, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и их аналогов, и наркосодержащих растений, были впервые введены Уголовным Уложением 1903 года, где наказания в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное Здравие» имелось особое отделение, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих».4 Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой - лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий5.
     Далее во время 1-й мировой войны в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге стали распространять опийные наркотики и кокаин. Их размах заставил власти разработать и принять первый целевой закон «О мерах борьбы с опиумокурением» от 07.06.1915 года, а в 1916 году в перечисленных городах России стали открываться клиники для лечения наркозависимых лиц. Также настоящим законом в уголовное право были введены понятия «хранение, приготовление и перевозка наркотиков».
     В 1917 году проблема потребления и распространения наркотиков стала ещё более глобальной и нетерпимой, что породило принятие в августе 1918 года Правительством России закона «О борьбе со спекуляцией кокаином». Затем уже в последующие годы распространение наркотиков шло спонтанно, то полностью сходя на «нет», то фиксировались всплески продажи наркотиков на местах.
     В отличие от Уголовного Уложения, УК РСФСР 1922 года упоминал о наказуемости лишь «приготовления ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права».  Несмотря на серьезное внимание мирового сообщества к проблемам борьбы с незаконным потреблением наркотических средств, состоявшихся к этому времени заседании Шанхайской опиумной комиссии 1909 г., Международной конференции по опиуму в Гааге в 1911 - 1912 гг., разработке Международной конвенции о наркотиках 1912 г., соответствующих норм в Уголовном кодексе 1922 г. не содержалось. Однако, применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ.  Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 года «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье: кокаин, опий, морфин, героин и др. Легальное распространение наркотических средств должно было осуществляться в режиме учета и контроля. 
     22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; то же преступление, совершенное в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией. Ст. 140-д не предусматривала ответственности за изготовление наркотических средств для собственного потребления. 
     Ст. 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией. Постановлением ВЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию торговли наркотическими веществами» от 23 мая 1928 года запрещалось свободное обращение кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина, их солей и пантопона.
     Постановлением ВЦИК и СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли» от 27 октября 1934 года на территории СССР был воспрещен посев опийного мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут на покрытие медицинских и научных потребностей государства. В соответствии с этим постановлением УК РСФСР был дополнен статьей 179-а, устанавливающей ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения, статья предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет или исправительных работ сроком до 1 года с обязательной конфискацией посевов. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г., которое имело в виду еще более узкое понятие предмета преступления - не любые, а только ядовитые сильнодействующие вещества, ввело ответственность и за их производство, хранение, отпуск и перевозку. 
     В период действия УК РСФСР 1926 года был принят ряд международных документов, касающихся незаконного обращения с наркотическими средствами: Женевская конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (1931 г.); Конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г); Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.); Парижский протокол о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие конвенции от 13 июля 1931 года, (1948 г.); Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (производства опиума, международной и оптовой торговли им и его употреблении) (1953 г).  Это побудило законодателя не только дополнить действующее законодательство, но и переосмыслить систему преступлений против здоровья населения при разработке УК РСФСР 1960 года. 
     В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержалось три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Ответственность наступала за изготовление, сбыт, хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального разрешения, а также за нарушение установленных правил обращения с указанными веществами; посев опийного мака или индийской конопли без надлежащего разрешения; содержание притонов для потребления наркотиков. Наиболее существенным различием названных норм УК РСФСР 1926 г. и 1960 г. является изменение предмета преступлений: предметом первого были кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а последнего - наркотические вещества. 
     Существенные изменения и дополнения внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» , принятым в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией». Нормы, касающиеся ответственности за незаконные действия с сильнодействующими и ядовитыми веществами, были помещены во вновь введенную ст. 226-2 УК РСФСР 1960 г. В результате ст. 224 УК РСФСР 1960 г. стала предусматривать ответственность за незаконные действия только с наркотическими веществами. Кодекс был дополнен тремя новыми статьями, устанавливающими ответственность за хищение наркотических веществ и склонение к их потреблению, организацию или содержание притонов для потребления наркотиков, предоставление помещений для этих целей. Кроме того, Указом внесен ряд изменений и дополнений в Общую часть УК РСФСР 1960 г. В частности, хищение наркотических веществ с целью сбыта и их хищение при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания, замены наказания более мягким к лицу, осужденному за квалифицированные действия с наркотиками.
     Приведенные изменения и дополнения УК РСФСР 1960 г были обусловлены присоединением СССР к единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г. Значительный период, прошедший с момента ратификации названной Конвенции до момента внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство, обусловлен необходимостью проведения законопроектной деятельности, в процессе которой требовалось учесть многочисленные обстоятельства, а том числе: содержание предписаний Конвенции; особенности наркотической преступности в РСФСР, определение оптимального варианта норм УК РСФСР 1960 г.
     Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР», принятому в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты СССР».  УК РСФСР претерпел еще ряд дополнений и изменений в части, относящейся к преступлениям, связанным с наркотическими средствами, а также токсическими веществами. Была установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание; введена ответственность за действия с наркотическими средствами, совершенными повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. В примечании к ст. 224 УК РСФСР 1960 г. были предусмотрены условия и основания освобождения от уголовной ответственности за незаконные действия с наркотиками. 
     Введена ответственность за организацию или содержание притонов для одурманивания с использованием лекарственных и иных средств, не относящихся к наркотическим или предоставление помещений для этих целей. Понятие «наркотические вещества» заменено на «наркотические средства». Принятие Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 25. Ст. 354. было вызвано присоединением СССР к Конвенции о психотропных веществах 1971 г., которой была предусмотрена наказуемость правонарушений, связанных с психотропными веществами.
     Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»  отменялась уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в УК РСФСР 1960 г.
     Однако в 90-х годах в связи с перестройкой государства, проблема наркомании взяла поистине сокрушительный масштаб. Проблема была столь велика, что в 1996 году уголовное законодательство, применив принцип дихотомии6, сконструировал систему преступлений против здоровья населения, разделив их на связанные и не связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими или ядовитыми веществами, т. е. УК РСФСР 1960 года наиболее полно изложил составы наркопреступлений (уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за их нарушение), вероятно опираясь на общее отделение Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих» в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие»7, значительно расширив основания наступления уголовной ответственности. Кроме того были учтены дифференцированные Уголовным Уложением 1903 года санкции в зависимости от признаков субъекта преступления8, так было учтено специально три статьи: В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой - лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий. 
     В 90-х годах по сравнению с 70-ми и 80-десятыми годами лиц, страдающих наркозависимостью стало в три раза больше. В основном это были молодые люди в возрасте 14-35 лет, причем наркозависимых женского пола стало в 6,5 раз больше, чем лиц мужского пола. На медицинском учете в 2001 году за потребление наркотиков и психотропных веществ состояло 219 000 человек. Примерно 39 000 из них были несовершеннолетними, 25 000 из которых являлись женщинами9.
     Принципиально важно отметить то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходил переход от «легких» наркотиков к «тяжелым».
     За 2003 год среди больных опийными наркоманиями, находившимися на стационарном лечении в HИИ наркологии, героиновые наркомании – самые опасные трудно излечимые, если вообще излечимые - составляли 28,4%. Особенно тревожил рост наркомании среди школьников, прежде всего, в крупных городах, а также в студенческой среде - в шесть-восемь раз за период с1995 по 2005 года10.
     Исходя из вышесказанного, можно сказать, что происходила деградация той части населения, которая должна стать образованным и квалифицированным авангардом нашей страны. Увеличилось количество хронических наркоманов, которые не доживали до 40 лет. Медицине известно, что продолжительность жизни «темпоральных» наркоманов, т. е. постоянно употребляющих наркотики составляет 4-5 лет11.
     Россия, по сути, стала рынком сбыта наркотиков и психотропных веществ, доступным для подростков и молодежи. Большим спросом пользовалась соломка маковая, опий-сырец, опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, «экстази», насвай, спайсы и другие.
     За последнее десятилетие особую опасность представляет распространение синтетических наркотиков и психотропных веществ, в 84% производимых на территории России, либо завозимых из сопредельных стран бывшего Союза. Так только за последние 10 лет (с 2007-2017 гг.) сотрудниками ОВД на всей территории России было выявлено 848 подпольных лабораторий, производивших и создававших все новые и новые наркотики. И что самым нетерпимым является работа в них грамотных специалистов – химиков, биологов, медиков, флористов. Некоторые из них находились в вузах России.
     Процветающая по всей стране в конце 90-х годов ХХ века детская беспризорность так же была прекрасной почвой для существования наркомании. Среди этой категории она становится повседневным явлением - практически: каждый второй или уже попробовал, или уже употреблял наркотики на более-менее регулярной основе. В указанный период, характеризующийся крайней нестабильность во всех областях жизни российского общества, тревожные данные, связанные с наркоманией, стали поступать из Вооруженных Сил.
     Исследовательская группа под руководством профессора А. И. Долговой отмечает «если в советское время случаи регулярной доставки наркотиков в места заключения преступников были достаточно редкими, то в постперестроечное время практически во всех исправительных учреждениях страны возникла проблема возрастающего и, главное, хорошо организованного потока поставки наркотиков. В том числе это коснулось и мест, где содержаться несовершеннолетние осужденные12.
     В Южном Федеральном округе РФ число подростков, состоящих под диспансерным наблюдением на конец 2004 года, почти в 11 раз превысило уровень 2000 года13, а в период с 2005 по 2015 года прирост составил 68% в среде подростков-наркоманов14.
     Опасность наркотического вала тем более была велика, потому что в те годы не существовало единой и четкой государственной концепции борьбы с этим злом. Неопределенность и неоднозначность в трактовке важнейших вопросов в данной области были присущи и уголовному законодательству.
     В заключение отмечу, что Российское государство и общество прошли долгий и трудный путь борьбы с наркотизмом и наркопреступлениями. Законодатель не однозначно относился к криминализации деяний, определяющих НОН и определению уголовной ответственности за их совершение. Однако за сто лет с 1915 по 2015 гг. в России, по сути, создан правовой институт борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. От первого целевого антинаркотического закона «О мерах борьбы с опиумокурением, кокаином и опийным наркотиком», принятого 07.06.1915 г. до разработки норм ст. ст. 228-233 УК РФ, предусматривающих различные виды наказания за совершение наркопреступлений, основным из которых является ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
1.2 Специфика уголовно-правовой ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на современном этапе
     Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов относится к преступлениям международной направленности, уголовно-правовая борьба с которыми ведется на основе целого ряда международных конвенций: Единой конвенции о наркотических веществах 1961 г., Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
     Российская Федерация, ратифицировав вышеназванные конвенции, обязалась принимать в пределах своей территории специальные меры контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в том числе вводить законодательные и административные меры, которые необходимы для выполнения обязательств. 
     Исходя из этого и на основании ст. 71 Конституции РФ законодатель установил уголовную ответственность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
     Так, уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 г., определил новый подход к проблеме наркомании, исключив уголовную ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ. Такое решение законодателя объясняется сложившимся в обществе мнением о том, что наркомана, т. е. лицо, допускающее немедицинское потребление наркотиков нужно лечить, а не наказывать. Хотя дальнейшие действия государственных органов почти полностью нейтрализовали это законодательное решение. 4 июня 1997 г, на заседании Постоянного ком.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44