- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ правовой основы выдачи лиц, совершивших преступление
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011500 |
Тема: | Анализ правовой основы выдачи лиц, совершивших преступление |
Содержание
Содержание с. Введение 3 1 Понятие и условие экстрадиции 5 1.1 Понятие экстрадиции 5 1.2 Правовые основы экстрадиции 8 1.3 Правила экстрадиции 10 2 Порядок экстрадиции 15 2.1 Порядок направления запроса об экстрадиции 15 2.2 Порядок выполнения запроса об экстрадиции 17 Заключение 19 Список использованных источников 21 Введение Актуальность темы исследования. Экстрадиция является одним из наиболее значимых и концептуально сложных институтов российского права. Она обеспечивает реализацию уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших преступление и вышедших за пределы действия полной юрисдикции государства. Между тем многочисленные пробелы и неточности в регламентации института экстрадиции нередко приводят к безнаказанности отдельных из этих лиц, чем подрывается авторитет соответствующих правоохранительных органов и государства в целом. Кроме того, уголовно-правовые проблемы, связанные с экстрадицией, зачастую осложняются особенностями политических отношений государств. Являясь международно-правовым институтом, экстрадиция выполняет ряд функций как международного, так и национального уголовного права. Во-первых, она свидетельствует о проявлении сотрудничества государств, основы которого заложены в международных документах; во-вторых, способствует совершенствованию и укреплению международного правопорядка; в-третьих, обеспечивает неотвратимость наказания лиц, совершивших преступления и укрывающихся на территории другого государства; в-четвертых, имеет значительный превентивный потенциал. Степень научной разработанности темы. В теории права экстрадиции традиционно всегда уделялось довольно пристальное внимание. Данная проблема получила освещение в многочисленных трудах специалистов по уголовному и международному праву как дореволюционного и советского времени (Р. М. Валеев, В. К. Звирбуль, Ф. Ф. Мартене, Д.П. Никольский, И.В. Павлова, Э.К. Симеон, Н.С. Таганцев, М.Д. Шаргородский, А.Н. Штиглиц, В.П. Шупилов и др.), так и современного периода (Р.А. Адельханян, Т. Александрович, С.С. Беляев, П.Н. Бирюков, А.И. Бойцов, Ю.Г. Васильев, JI.B. Иногамова-Хегай, А.Г. Князев, И.Я. Козаченко, В.П. Коняхин, В.Н. Кудрявцев; JI.K. Лосицкая, И.И. Лукашук, А.В. Марченко, Ю.В. Минкова, А.В. Наумов, К.С. Родионов, Н.А. Сафаров, В.Ш. Табалдиева, Ю.М. Ткачевский, Д.Н. Шурухнова и др.). Данная работа имеет своей целью анализ правовой основы выдачи лиц, совершивших преступление. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие экстрадиции; - проанализировать правовые основы экстрадиции; - исследовать правила экстрадиции; - определить порядок направления запроса об экстрадиции; - уточнить порядок выполнения запроса об экстрадиции. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся между Российской Федерацией и иностранными государствами по вопросам взаимной выдачи лиц, совершивших преступление. Предметом исследования являются нормативные предписания действующего российского, а также зарубежного и международного законодательства по данной проблематике. Методологическую базу исследования составил диалектический метод познания, общенаучные (анализ, синтез, системный и структурный подходы) и частно-научные методы исследования (сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический и др.). Теоретической основой работы являются труды по уголовному праву и процессу, исследования в области международного права. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 1 Понятие и условие экстрадиции 1.1 Понятие экстрадиции Выдача преступников - древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Положение о выдаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.). Именно институт выдачи преступников положил начало международному уголовному праву. Институт экстрадиции является комплексным и регулируется нормами международного, конституционного, уголовного и уголовно-процессуального права. В России подробные положения о выдаче, включая основания выдачи и отказа в ней, содержатся в гл. 54 УПК, что дает основание многим юристам относить выдачу к институтам уголовно-процессуального права. Однако без обращения к нормам уголовного права выдача невозможна по определению. В российском уголовном законодательстве институт выдачи был впервые закреплен только в ст. 13 УК 1996 г. При этом лаконичное содержание этой статьи во многом обедняет уголовно-правовое значение экстрадиции. В доктрине права наметились различные подходы к определению понятия экстрадиции. Они обусловлены различными обстоятельствами, в том числе характеристикой ее юридической природы, оценкой действия уголовного закона в пространстве в целом и отдельных его принципов в частности, отношением к определенным аспектам выдачи, зафиксированным в международных договорах и национальном законодательстве, и т.д. Л.Н. Галенской дается обзор определений экстрадиции, встречающихся в юридической литературе. Так, выдача понимается как: 1) процесс, которым беглецы от правосудия одного государства, ищущие убежища в другом государстве, передаются последним первому; 2) акт, по которому государство передает лицо, обвиняемое в совершении преступления или деликта или осужденное, государству, которое имеет право его судить или наказывать; 3) формальная передача лица одним государством другому для обвинения или наказания; 4) передача обвиняемого или осужденного лица тому государству, на территории которого это лицо считается совершившим преступление или осужденным за него, тем государством, на территории которого находится предполагаемый преступник в данное время; 5) передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания. Сама Л. Н. Галенская определяет выдачу как «процесс передачи преступника... другому государству для применения уголовного наказания». Институт экстрадиции связан с действием уголовного закона в пространстве. Территориальный принцип гласит: преступность деяния определяется законами, действующими в месте совершения преступления. В этом принципе в полном объеме проявляется территориальная юрисдикция государства (предписательная, судебная и исполнительная). При таком подходе, разумеется, институт выдачи не мог получить хоть сколько-нибудь существенного развития. Для этого потребовалось признание мировым сообществом юрисдикции государства над своими гражданами и постоянно проживающими в нем лицами без гражданства независимо от места совершения преступления, получившей название персональной юрисдикции или принципа гражданства. Кроме того, на эволюцию института выдачи оказал влияние такой принцип действия закона в пространстве, как реальный. Его суть заключается в экстерриториальном действии уголовного закона, осуществляемого в целях защиты интересов государства и его граждан от преступлений, совершаемых лицами, не являющимися гражданами данного государства за его пределами (этот принцип еще называют защитным, охранительным или пассивным персональным). Наконец, экстрадиция находится в непосредственной связи с универсальным принципом действия уголовного закона в пространстве, заключающимся в возможности применения национального уголовного закона к находящимся на территории государства иностранным гражданам или лицам без гражданства, совершившим за его пределами преступления «против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что экстрадицию следует рассматривать в двух аспектах - нормативном и субстанциональном. В первом отношении она представляет собой совокупность нормативно закрепленных оснований и условий, при наличии которых государство пребывания лица (запрашиваемое государство) в соответствии с принятыми на себя обязательствами по многосторонним или двусторонним конвенциям или договорам обязано передать его запрашивающему государству в целях осуществления в отношении данного лица уголовного преследования или исполнения наказания. На основании этих норм возникает специфическое экстрадиционное правоотношение, содержанием которого являются права и обязанности конкретно определенных субъектов - запрашивающего и запрашиваемого государства, первое из которых выступает в качестве управомоченной стороны, второе -правообязанной стороны. В субстанциональном смысле выдача преступника - это акт правовой взаимопомощи государств в реализации действия уголовного закона в пространстве, в частности его экстерриториальности, в целях осуществления юрисдикции запрашивающего государства для обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности всех стран, вовлеченных в экстрадиционно-правовое отношение. Следует различать выдачу обвиняемого и выдачу осужденного. В первом случае экстрадиция осуществляется для уголовного преследования лица, во втором - для исполнения наказания по приговору, вынесенному судом запрашивающей стороны. Кроме того, выдача отличается от передачи осужденного для отбывания наказания, назначенного по приговору суда запрашиваемого государства, в государство, гражданином которого оно является. Наконец, экстрадицию необходимо отграничивать от выдворения за пределы Российской Федерации, применяемого в соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ. 1.2 Правовые основы экстрадиции Приведем нормативные основания экстрадиции. 1. Многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений. Так, согласно ст. 7 Конвенции о предупреждении преступления геноцида «в отношении выдачи виновных геноцид и другие перечисленные в статье 3 деяния не рассматриваются как политические преступления. В таких случаях Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами». 2. Многосторонние конвенции об оказании правовой помощи по уголовным делам. Примером может служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в Минске государствами - членами Содружества Независимых Государств. 3. Двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам либо о выдаче преступников. В послевоенные годы СССР заключил такие договоры со всеми социалистическими и с некоторыми капиталистическими государствами. После распада СССР Российская Федерация стала его правопреемником в международных отношениях, в том числе и по данным договорам. После 1992 г. Российская Федерация заключила договоры о правовой помощи со всеми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, и с некоторыми государствами так называемого дальнего зарубежья. Примером может служить Договор с Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. Все они содержат нормы о выдаче преступников. К настоящему времени Россия заключила такие договоры более чем с 50 государствами. Подчеркнем, что в Европейской конвенции закреплен приоритет данной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (ст. 28). В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на основании принципа взаимности с учетом ст. 462 УПК. Данный принцип означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу России будет произведена выдача. 4. Национальное законодательство. Вопросы выдачи преступников регулируется Конституцией РФ и ст. 13 УК РФ «1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». 1.3 Правила экстрадиции Выдача основывается в первую очередь на правиле двойной преступности, также именуемого в литературе как принцип тождественности, двойной инкриминации, двойного вменения, двойной преступности, двустороннего определения состава преступления, двойной преступности. Это правило предусмотрено в ст. 2 Европейской конвенции и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Лицо также не может быть выдано и по иным основаниям, препятствующим уголовному преследованию в России: в силу истечения сроков давности, принципа пе bis in idem или по иному законному основанию. Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным. В соответствии с УПК направление запроса о выдаче осуществляется, если деяние, в связи с которым направляется запрос, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора. Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или преступления политического характера. В соответствии с Европейской конвенцией «выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением» (п. 1 ст. 3). В данной норме отражено общепризнанное правило невыдачи политических преступников. В этой же Конвенции указывается, что убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления. Россия подписала Европейскую конвенцию с оговоркой, указав, что российская правовая система не знает понятия политического преступления. В то же время УК предусматривает ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), которые вполне могут быть отнесены к преступлениям политического характера. В прим. 2 к ст. 2821 УК прямо говорится, что преступления экстремистской направленности совершаются, в частности, по мотивам политической ненависти и вражды. В соответствии с оговоркой к Конвенции Россия не рассматривает в качестве политических преступления: против мира и безопасности человечества, террористической направленности, предусмотренные в международных конвенциях (всего 7 категорий преступлений). Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ недопустима выдача лиц, преследуемых за политические убеждения. В соответствии с п. 1 ст. 464 УПК невозможна выдача лица, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, если ему предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследования в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Положение о порядке предоставления в России политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, предусматривает правило предоставления политического убежища лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Выданное лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, не указанное в запросе о выдаче (правило специализации). Статья 461 УПК содержит правила о пределах ответственности лица, выданного России: «Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче» (ч. 1). Данная норма УПК имеет уголовно-правовое значение, поскольку ограничивает применение уголовного закона к выданным лицам. Соответствующее правило следует закрепить в уголовном законе. Запрет на выдачу граждан РФ. В соответствии с Конституцией РФ выдача может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так как согласно ч. 1 ст. 61 «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это правило закреплено в ч. 1 ст. 13 УК: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Отметим, что УК неправомерно ограничивает правило невыдачи только случаями совершения гражданином РФ преступления на территории иностранного государства. В соответствии с Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу, граждане РФ не подлежат выдаче другому государству независимо от места совершения ими преступления, по которому запрашивается выдача. Правило о невыдаче граждан распространяется на лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). В соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». По мнению Ю.М. Ткачевского, «расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 12 УК, в котором правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, приравнен к статусу граждан РФ». Данное соображение представляется справедливым. Однако эта точка зрения прямо не вытекает из действующего законодательства РФ. Государство вправе гарантировать своим гражданам более высокий уровень правовой защиты, чем апатридам. Отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Россия «поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации». Международно-правовые акты и российское законодательство устанавливают и другие основания для отказа в выдаче, главным образом вытекающие из международно-правовых норм о защите основных прав и свобод человека. Так, ст. 11 Европейской конвенции предусматривает, что «если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей Стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой Стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая Сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая Сторона считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение». В связи с подписанием Россией Протокола № 6 об отмене смертной казни в мирное время к Конвенции о защите прав человека и основных свобод представляется, что выдача лиц, в случае когда им в запрашивающем государстве угрожает смертная казнь, противоречит международно-правовым обязательствам России и, следовательно, невозможна при непредоставлении таким государством гарантий неприменения смертной казни. В соответствии с оговоркой к Европейской конвенции о выдаче Россия оставила за собой право не выдавать лиц, выдача которых способна нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Это так называемая оговорка о публичном порядке (ordre public), которая подтверждает то обстоятельство, что выдача во всех случаях является суверенным правом государства, но не его обязанностью. Отказ в выдаче лица не означает его безнаказанности за совершенные преступления. При наличии оснований лицо подлежит уголовной ответственности по положениям ст. 11 и 12 УК. Выдача преступника может быть запрошена не одним, а двумя или более государствами за одно и то же преступление либо за различные преступления (так называемая коллизия запросов о выдаче). В этих случаях запрашиваемая сторона принимает решение с учетом всех обстоятельств и в особенности сравнительной тяжести совершенного правонарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами, гражданства требуемого лица и возможности его последующей выдачи другому государству. 2 Порядок экстрадиции 2.1 Порядок направления запроса об экстрадиции Как уже отмечалось, согласно ст. 460 УПК РФ Россия вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица уголовного преследования на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется тогда, когда в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос об экстрадиции, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в уголовно-процессуальном законе, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 18 октября 2008 г. № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для поведения принудительного лечения» полученные от нижестоящих прокуроров материалы по уголовным делам, находящимся в производстве российских органов предварительного расследования, дознания и судов, для подготовки указанного запроса в течение трех суток в двух экземплярах вместе с заключением о законности уголовного преследования, обоснованием необходимости направления такого запроса представляются в Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ (военные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, направляют материалы в Главную военную прокуратуру). Запрос о выдаче должен содержать: 1) наименование и адрес запрашивающего органа; 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за деяние, и обязательным указанием санкций. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановлении судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. В приведенном Указании Генеральной прокуратуры РФ эти требования дополнены и конкретизированы. В частности, в пакет документов, необходимых для запроса о выдаче для уголовного преследования, должны входить надлежащим образом заверенные копии постановлений о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, об объявлении в розыск, о привлечении в качестве обвиняемого (по делам, направленным в суд, - копия обвинительного заключения или обвинительного акта), копия паспорта или формы № 1, заключение о наличии гражданства Российской Федерации, сведения о судимостях и неисполненных приговорах. В случае если международным договором предусмотрено направление документов на языке запрашиваемого государства или на другом иностранном языке, они должны быть переведены на соответствующий язык. Эта обязанность лежит на органе предварительного следствия, дознания или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Текст перевода должен быть постранично заверен гербовой печатью. 2.2 Порядок выполнения запроса об экстрадиции Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. Выдача лица может быть произведена в случаях: 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования; 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию; 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со ст. 463 УПК РФ. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято. Заключение Подводя итог вышеизложенному, следует остановиться на некоторых важных моментах. Экстрадицию следует рассматривать в двух аспектах - нормативном и субстанциональном. В первом отношении она представляет собой совокупность нормативно закрепленных оснований и условий, при наличии которых государство пребывания лица (запрашиваемое государство) в соответствии с принятыми на себя обязательствами по многосторонним или двусторонним конвенциям или договорам обязано передать его запрашивающему государству в целях осуществления в отношении данного лица уголовного преследования или исполнения наказания. В субстанциональном смысле выдача преступника - это акт правовой взаимопомощи государств в реализации действия уголовного закона в пространстве, в частности его экстерриториальности, в целях осуществления юрисдикции запрашивающего государства для обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности всех стран, вовлеченных в экстрадиционно-правовое отношение. Правовой основой экстрадиции являются: многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений; многосторонние конвенции об оказании правовой помощи по уголовным делам; двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам либо о выдаче преступников; национальное законодательство. Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях: совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи; когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред; при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны. Условия выдачи преступника: соблюдение принципа тождественности; совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник; гарантия неприменения к преступнику смертной казни. Основания для отказа в экстрадиции: экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится; совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения; истек срок давности преступления; иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела; запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности; экстрадируемым лицом получено право убежище. Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ). Порядок исполнения экстрадиции: подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление; срок запроса на экстрадицию - 40 дней с момента задержания преступника; передача задержанного в местный орган прокуратуры; избрание меры пресечения; рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка); принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе; вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса); уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче; Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ I Нормативные акты и опубликованная практика 1 Конституция Российской Федерации. – М. : Юрид. лит., 2014. – 96 с. 2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25 - Ст. 2954. 3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 52 (часть I) - Ст. 4921. 4 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002 . - № 22. - Ст. 2031. 5 Положение о порядке предоставления в России политического убежища: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1997 . - № 30. - Ст. 3601. 6 О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для поведения принудительного лечения: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 октября 2008 г. № 212/35 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». II Книги 1 Бойцов А.И. Выдача преступников. – СПб. : Питер, 2014. – 184 с. 2 Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. – М. : Юрлитинформ, 2015. – 168 с. 3 Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. – М. : Юрид. лит., 1988. – 341 с. 4 Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. Т. 1. – М. : Спарк, 2016. – 653 с. 5 Крупцов А.А. Выдача лиц, совершивших преступление. – М. : Проспект, 2015. – 144 с. 6 Курс уголовного права / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. Т. 1. Общая часть: Учение о преступлении. – М. :Статут, 2015. – 764 с. 7 Лукашук И.И. Международное уголовное право / И.И. Лукашук, А.В. Наумов. – М. : Норма, 2016. – 377 с. 8 Минкова Ю.В. Принципы института выдачи (экстрадиции) в международном праве. – М. : Норма, 2012. – 161 с. 9 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. В.С. Комиссарова. – М. : Проспект, 2016. – 762 с. III Статьи 1 Гуськов И.Ю. Возникновение и становление института экстрадиции в России // Российский следователь. – 2016. - № 5. – С. 55-59. 2 Конюхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. – 2015. - № 1. – С. 22-24. 3 Пургина О.В. Экстрадиция: основания и порядок ее осуществления // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2015. - № 4. – С. 56-62. 4 Сафаров Н.А. Экстрадиция и права человека: поиск оптимального баланса // Современное право. – 2016. - № 3. – С. 75-81. 5 Чучаев А.И. Экстрадиция // Законность. - 2016. - № 7. – С. 29-31. 4....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: