- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ понятия «социальная активность»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006082 |
Тема: | Анализ понятия «социальная активность» |
Содержание
Оглавление Введение......................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности старших подростков в образовательной организации……………….………..7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста …………………………………………………………………..…………..7 1.2. Анализ понятия «социальная активность»: структура, характеристика компонентов, факторы развития социальной активности ………………………14 1.3. Внеучебная деятельность в общеобразовательной организации как средство формирования социальной активности старших подростков……………………………………………..……………………………20 Глава 2. Опытно – поисковая работа по формированию социальной активности старших подростков в МКОУ АГО «Ключевская ООШ»…….................................................................................................................27 2.1. Анализ деятельности МКОУ по формированию социальной активности старших подростков ……………………………………….…………27 2.2. Диагностика сформированности социальной активности старших подростков …………………………………………………..…………….………..36 2.3. Программа по формированию социальной активности старших подростков во внеучебное время деятельности………………………………….48 Заключение………………………………………………..…………..…………...56 Список использованной литературы …………………..…………..………….62 Приложения………………………………………………………….…………….68 Введение Главным противоречием старшего подросткового возраста, по мнению Л.С. Выготского, является «естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций» [10, с. 345]. Действительно, в этих условиях подросток сталкивается с критической ситуацией смены и выбора жизненных смыслов. От подростка требуется проявление инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе. Наиболее важной областью социального поведения подростков принято считать среду сверстников. В ней наиболее ярко проявляются дружественные связи, потребность в причастности, принадлежности к определенной группе. В этих условиях с целью позитивного влияния на подростков необходимо повышать значимость внеучебной деятельности современной образовательной организации, которая является неотъемлемой частью системы образования, главным воспитательным институтом общества. Анализ педагогического опыта позволил установить, что в образовательных организациях больше внимания уделяют учебной деятельности. Однако сама по себе учебная деятельность не обеспечивает соответствующий воспитательный эффект, необходимый для формирования социальной активности. По словам В.Ф. Бехтерева, воспитательный потенциал проявляется именно во внеучебное время, когда под влиянием внешних и внутренних факторов подростки проводят свое время на «добровольной основе, опираются на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами» [5, с. 35]. Однако, при всей важности внеучебной деятельности активизация социальных качеств подростков часто сводится лишь к участию подростков в процессе самоуправления школой. Федеральные документы, такие как, Закон об образовании [26], Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования РФ (далее – ФГОС) [27], выдвигают при этом в требованиях «приобщение обучающихся к проектной деятельности и развитие у обучающихся социальной активности». Данное расхождение сформировалось из объективной необходимости формирования социальной активности каждого подростка и недостаточной разработанности педагогических условий формирования в образовательной организации социальной активности в комплексе. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик подростка, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества. Личностные результаты освоения программы основного общего образования по ФГОС должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве во внеучебное время. Но в реальной ситуации, которую мы можем наблюдать в образовательных организациях, эти требования не соблюдаются в должной степени. Необходимость разрешения данного противоречия, а также актуальность и недостаточная разработанность способов формирования социальной активности старшего подростка во внеурочной деятельности обусловили выбор темы настоящего исследования. Другими словами, вопрос формирования социальной активности подростков во внеурочной деятельности остается однообразным и недостаточно изученным и поэтому является актуальным. Проблемы формирования социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения подростков к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности учащихся старшего подросткового возраста. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Г.М.Андреева, В.Ф, Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В.Мудрик, В.С. Мухина, Н.А. Рождественская, М.С. Каган, Д.Б. Эльконин и другие. Противоречие исследования: формирование у обучающихся социальной активности является требованием законодательства РФ в области образования, при этом возникает противоречие между потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью подростков в социально значимые виды деятельности. Проблема исследования: каковы средства формирования социальной активности подростков в образовательной организации? Объект исследования: формирование социальной активности старших подростков. Предмет исследования: внеучебная деятельность как средство формирования социальной активности старших подростков в образовательной организации. Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов разработать программу «Лидерство - путь к успеху» по формированию социальной активности старших подростков во внеучебной деятельности. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования социальной активности у подростков как социально значимого качества будет эффективным при внедрении в практику внеучебной деятельности разработанной структурно-содержательной программы, которая: - опирается на принципы системного, деятельностного и личностного подходов; - определяется возрастными особенностями развития подростка как субъекта социализации; - содержит в своей основе создание ситуации успеха в социально значимой деятельности; - учитывает необходимость согласованности действий педагогов, родителей и детей, когда в процессе взаимодействия школы и семьи будут созданы условия для развития и самореализации подростков, обеспечена их психологическая комфортность. В соответствии с гипотезой и поставленной целью определены следующие задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста; 2. Провести анализ понятия «социальная активность», структуры; дать характеристику компонентов, факторов развития социальной активности; 3. Выявить возможности внеучебной деятельности как средства формирования социальной активности подростков в образовательной организации; 4. Проанализировать деятельность МКОУ АГО «Ключевская ООШ» (далее - МКОУ) по формированию социальной активности старших подростков; 5. Провести диагностику сформированности социальной активности старших подростков; 6. Разработать Программу по формированию социальной активности старших подростков во внеучебное время деятельности. Методы исследования: Теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (анкетирование, наблюдение, тестирование). База исследования: МКОУ АГО «Ключевская ООШ», учащиеся 9 классов. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава 1. Теоретические основы формирования социальной активности старших подростков в образовательной организации 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста Подростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности. И.С. Кон в своих трудах считает, что важными признаками, отличающих этот период, являются «фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом» [16, c. 36]. Старший подростковый возраст соответствует периоду 14-15 лет. В периодизации Д.Б. Эльконина старший подростковый возраст, как всякий психологический возраст, «связан с появлением нового в развитии» [57, с. 138]. Выделим характеристики, определяющие своеобразие поведения старших подростков в наибольшей мере, на рисунке 1. Рис. 1. Психолого-педагогические характеристики старших подростков [52] Психические функции (познавательные процессы) продолжают формироваться и видоизменяться в старшем подростковом возрасте в процессе обучения и воспитания в семье и обществе. Общение – постоянно расширяющийся процесс. Новые контакты старшего подростка порождают новые способы общения и нередко ведут к изменению иерархии личных ценностей подростка в процессе общения. Тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте характеризуются в большей степени переносом центра социализации из семьи в группу сверстников. Рассмотрим каждую составляющую более подробно: Психические функции на данном этапе взросления создают сложную систему, ведущей среди них, по словам Д.А. Леонтьева, становится «мышление в понятиях», остальные же функции изменяются под ее влиянием [19, c.12]. Д.А. Леонтьев выделяет следующие фундаментальные изменения, которым подвергается мышление в старшем подростковом возрасте: подросток овладевает процессом образования понятий, что приводит к «высшей форме интеллектуальной деятельности», открывается мир общественного сознания, идеологии; в новых условиях подросток начинает лучше понимать самого себя и постигать свой внутренний мир – «формируется логическое мышление, которое характеризуется как «понятие в действии» [Там же, с. 19]. Это период Д.Б. Эльконин называет «периодом философской интоксикации» [57, c. 278]. Этой же позиции в своих исследованиях придерживается В.С. Мухина. По ее словам, «обретая легкость и удовольствие в использовании мыслительных операций, подросток становится чрезвычайно склонным к обобщениям и абстракциям и строит множество новых жизненных теорий» [24, c. 234]. Успешное завершение этого периода, как считает В.С. Мухина, превращает подростка «из абстрактного реформатора в активного прагматиста» [Там же, с. 280]. Подросток подходит к 15-летию, главной особенностью которого является максимализм его самостоятельности. Интеллектуальное развитие в этом возрасте играет важную роль, оно определяет все изменения, происходящие в характере, поступках, психологии, в личности и мировоззрении подростка. «Ребенок, становясь подростком, - пишет Л.С. Выготский, - переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания» [10, c. 340]. Переход на новый уровень развития интеллекта становится уже более явным. Другими словами, для детей интеллект является функцией памяти, у подростков, наоборот, память становится функцией интеллекта. Также происходят значительные изменения и в развитии воображения. Ю.И.Фролов считает, что «под влиянием «нового» абстрактного мышления воображение направлено в сферу фантазий» [35, c. 289]. Другими словами, фантазия подростка через понятие проходит от наглядного образа к воображаемому. В своих исследованиях Ю.И. Фролов отмечает «раздвоение фантазии подростка на субъективное и объективное воображение» [Там же, с. 290]. Выделенное субъективное воображение затрагивает интимную область переживаний, новую для подростка. В подобных фантазиях подростком намечается определенный порядок действий, некий жизненный план, к осуществлению которого он постепенно начинает движение. Как одно из самых последних психических изменений в старшем подростковом этапе развития М.С. Каган выделяет «формирование личности» [15, c. 189]. Это изменение многие авторы связывают с «развитием у ребенка рефлексии и самосознания» [15, 36, 38]. Развитие рефлексии, как отражения собственных процессов в сознании подростка, М.А. Рождественская не ограничивает «внутриличностным преобразованием», с её появлением «подросту открывается более полное понимание других людей» [38, c. 178]. Результатом развития самосознания А.А. Реан считает «переход к совершенно новому этапу развития – к самостоятельному внутреннему контролю психических процессов и поведения в целом» [36, с. 201]. В 14 лет подросток меняет интровертность на экстравертность: центр его внимания переносится на внешний мир. И.Ю. Кулагина связывает это с «завершением процесса полового созревания», наделяя подростка экспансивностью, энергичностью, общительностью и уверенностью в себе [18, с. 145]. Другими словами, у подростка возрастает интерес к другим людям и их внутреннему миру, он начинает активно сравнивать себя с другими. Н.А. Рождественская одним из психологических изменений подростков выделяет так называемые «акцентуации характера: заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющего поведения» [38, c. 201]. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонные к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, в процессе которой подросток начинает осваивать нормы морали, принципы и правила социального поведения; начинают складываться отношения равенства и уважения. В сообществе для ребенка создается новая социальная ситуация развития: подросток-ровесник. Уважение друг к другу и к личности, равенство в отношениях, взаимопомощь, верность в дружбе – все эти нормы характеризуют чувство взрослости, которое присуще подросткам. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения. Тенденция к взрослости проявляется в стремлении и потребности казаться, считаться взрослым, но это зачастую вызывает сопротивление у окружающих. Ребенок в новой системе отношений со взрослыми людьми не может занять своего места, поэтому он пытается найти это место в обществе детей. Во всем этом главное для подростка – утвердиться в коллективе, группе сверстников, завоевать их авторитет, уважение и внимание, а не обособиться в семье. М.И. Еникеев выделяет «объективную и субъективную взрослость» [13, c. 239-240], их сущность раскрыта в таблице 1. Таблица 1. Сущность понятий «объективная и субъективная взрослость» старшего подросткового возраста Сущность Объективная взрослость Субъективная взрослость Проявление Готовность ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Появление отношения к себе не как к ребенку, а как к взрослому. Показатели - в интеллектуальной сфере (стремление к саморазвитию, самостоятельность в получении информации и знаний); - в социально-моральной сфере (помощь и поддержка взрослых, соответствие морально-этических представлений реальному поведению); - в межличностных отношениях, особенно со сверстниками другого пола (походы на вечеринки, дискотеки, свидания); - во внешнем виде (поддержание определенного стиля, следование модным трендам, поведение, речь) - потребность в уважении, признании самостоятельности; - попытки разграничить и скрыть определенные сферы своей жизни от взрослых; - проявление своего собственного стиля поведения, несмотря на несогласие взрослых и ровесников. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. М.И. Еникеев отмечал, что «перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения» [13, c. 245]. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые подросткам в будущей самостоятельной жизни. Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания. Вышеперечисленные тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте делают область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Е.И. Захарова в своем исследовании связывает проблемы этого возраста с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: «физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии «собственного Я» [8, c. 219]. Психолого-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие поведения старших подростков, можно представить в виде алгоритма развития старшего подросткового периода. Алгоритм развития старшего подросткового периода наглядно представлен в таблице 2. Таблица 2 Алгоритм развития старшего подросткового периода Новообразование Особенности развития Общее эмоциональное созревание от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности; от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению. Кристаллизация интересов к другому полу от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости. Социальное созревание от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним. Освобождение от опеки родителей от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы. Интеллектуальное созревание от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным. Выбор профессии от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии. Проведение свободного времени от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым. Формирование жизненной философии от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга. Таким образом, знание психолого-педагогических особенностей развития старшего подросткового возраста позволяет смягчить возрастные кризисы в развитии подростка; оптимально использовать этот период его жизни для формирования определенных способностей, качеств, необходимых для формирования социальной активности. Старший подростковый период знаменует собой переход к взрослости, он далеко не самый простой как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Самая общая социально-психологическая проблема старшего подросткового возраста состоит в том, что не все подростки могут (умеют) и имеют нормальные возможности для успешной адаптации в желаемой социальной группе, среде. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение. 1.2. Анализ понятия «социальная активность»: структура, характеристика компонентов, факторы развития социальной активности Анализ научной литературы выявил отсутствие единого подхода к пониманию сущности «социальной активности». С развитием современных гуманитарных наук проблемы формирования социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики и других научных дисциплин. Причиной, на наш взгляд, является не только необходимость привлечения детей и молодежи к участию в жизни общества, но и важность управления процессом социальной активности подростков. В таблице 3 рассмотрим определения социальной активности в различных дисциплинах. Таблица 3 Трактование понятия «социальная активность» Научная дисциплина Трактовка понятия «социальная активность» Представитель Социология Совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период Зерчанинов Т.Е. [44] Социальная педагогика Качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной и творческой активности Мудрик А.В.[23] Воронин А.С. [9] Социальная психология Социально-психологическая, ценностная, профессиональная установка субъекта, реализуемая в его деятельности Андреева Г.М. [46] Философия Высшая форма активности, связанная с целесообразной деятельностью человека и характеризующаяся высоким уровнем результативности. Фролов И.Т.[35] Каган М.С. [15] Педагогика Деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе исторического опыта человечества, проявляясь в творческой деятельности, волевых актах, общении. Бехтерев В.Ф.[5] Этика Деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или общества в целом или определенного класса, социальной группы. Кон И. [16] Экономика Мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Юрьева Т.В. [58] Культурология Сознательная деятельность человека, в процессе которой он изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает в себе желаемые качества личности. Штомпель О.М. [55] Ануфриев Е.А. [2] Как мы видим, единой точки зрения в понимании социальной активности и ее сущности нет. Но исследователи данной проблемы сходятся в одном: сущность социальной активности может быть рассмотрена только через призму активности и деятельности. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что социальная активность - это особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки: направленность на формирование активной жизненной позиции; формируется только через деятельность в обществе; содержательной основой является социальная роль; определяющую роль играет процесс социального воспитания в образовательных учреждениях; эффективность воспитательного процесса зависит от формы и содержания деятельности. Исходя из понимания сущности социальной активности, в качестве основного понятия будем рассматривать социальную активность как сознательную, самостоятельную деятельность личности, направленную на удовлетворение собственных потребностей и решение общественно значимых задач. В определении сущности социальной активности большое значение имеет выделение ее компонентов: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д) социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.); активная деятельность по реализации «на практике». Одним из компонентов социальной активности Т.Н. Мальковская выделяет также «социальную позицию» [21, c. 150], а психолог А.К. Осницкий такие качества личности, как «инициативность, исполнительность, социальная ответственность, требовательность к себе» [29, с. 7]. Анализ научной литературы показал, что авторы часто компоненты социальной активности соотносят между собой как целое и часть: единство субъективной и объективной сторон, качество и свойство, деятельность и действие, самодеятельность и деятельность и т.д. Итак, исходя из описанных выше качеств личности, структура социальной активности, по мнению С.В. Тетерского, состоит из следующих составляющих: «коллективизм, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, социальная ответственность, требовательность к себе» [50, с. 114]. Раскрытие сущности и особенностей социальной активности требует рассмотрения факторов ее развития, представленных на рисунке 2. Рис. 2. Факторы социальной активности К внутренним факторам социальной активности Х. Тожибоева в своем исследовании относит «природные и генетические особенности человека, его характер, темперамент, установки, интересы, мотивы, уровень его включения в общество, уровень культуры, сознание, нереализованные потребности и также мировоззрение» [51, с. 27]. В свою очередь, к внешним факторам такие авторы, как Е.А. Якуба, К.С. Маркин, относят «факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность существует и функционирует» [45, с. 50], а также «моральные и материальные факторы» [22, с. 209]. Сделаем вывод, что социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности. Помимо указанных на рисунке 2 факторов выделяют объективные и субъективные факторы социальной активности. К объективным факторам относятся: государство (политический курс и идеология), экономика страны, деятельность институтов социализации (семья, система образования, СМИ, общественные организации). К субъективным факторам формирования социальной активности А.К. Осницкий относит: «интерес к социальной активности личный опыт участия в социальной деятельности индивида» [29, с. 7]. Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности. Е.А. Ануфриев выделяет следующие формы: «индивидуальная, групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей» [2, c. 40]. Возросший интерес к формированию социальной активности в образовательной организации обусловлен несколькими причинами: Во-первых, по мнению А.Р. Агабанян, это «одно из основных качеств личности, которое не передается по наследству, а формируется в целостном педагогическом процессе» [1, с. 398]; Во-вторых, с точки зрения философа М.С. Каган, активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» [15, с. 125]; И, наконец, с точки зрения педагогики, формирование социальной активности напрямую связанно с современными требования и ФГОС, а именно, с формированием у подростков активной жизненной позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности деловая активность - интенсивная деятельность в сфере профессии и должностиПоскольку общество представляет собой наличие различных сфер, можно выделить формы социальной активности на их основе. Суть этих форм раскрыта на рисунке 3. Рис. 3. Формы социальной активности в зависимости от сферы деятельности Таким образом, основываясь на изученных материалах исследований, которые раскрывают сущность понятия «социальная активность», можно сделать определенные выводы: социальная активность – это сознательная, самостоятельная деятельность личности, направленная на удовлетворение собственных потребностей и решение общественно значимых задач. на социальную активность влияют внутренние и внешние факторы, субъективные и объективные факторы; социальная активность бывает нескольких видов в зависимости от сферы деятельности (трудовая, общественно-политическая, познавательно-творческая и т.д.); структура социальной активности — это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей. 1.3. Внеучебная деятельность в общеобразовательной организации как средство формирования социальной активности старших подростков: содержание, особенности, критерии эффективности Анализ учебно-методической литературы и глоссария Федерального Государственного Образовательного Стандарта выявил отсутствие единства в определении таких часто используемых понятий, как «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность». Понятие «внеучебная деятельность» вообще не находит самостоятельного определения, являясь согласно ФГОС равным «внеурочной деятельности». В результате анализа методического пособия Д.В. Григорьева [11] мы попытались определить взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников. Рис. 4. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников В контексте исследовательской работы понятия «внеучебная» и «внеурочная» мы будем отождествлять только в рамках опытно-поисковой работы в образовательном учреждении. Внеучебная воспитательная работа позволяет педагогам через организацию различных видов деятельности учащихся во внеучебное время обеспечивать необходимые условия для формирования социальной активности у детей старшего подросткового возраста. К.С. Маркин в своем исследовании наделяет внеучебную работу широкими «возможностями воспитательного воздействия на социальную активность подростков» [22, с. 230]: способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удается рассмотреть в учебной деятельности. обогащает личный опыт подростков через включение в различные виды внеучебной работы, обеспечивая приобретение необходимых практических умений и навыков. способствует развитию у подростков интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, самостоятельной организации собственной деятельности. В различных формах внеучебной деятельности подростки не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Иными словами, внеучебная деятельность является одной из основных в работе со старшими школьниками. Д.В. Шувалов выделяет следующие умения и навыки, приобретаемые в процессе внеучебной деятельности: «самостоятельно приобретать знания; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем» [56, с. 16]. Согласно многочисленным исследованиям (начиная с 80-х годов XX столетия), обнаружилось, что внеучебная деятельность создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае А.А. Северюхина лидерство отождествляет с «социальной активностью», или «активную жизненную позицию» [41, с. 241]. Однако проблема состоит в том, что российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности подростка. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой стратегии сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой. Общеобразовательная организация самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности, направленной на формирование социальной активности подростков, в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании». Существует множество моделей организации внеурочной деятельности. Под моделью, как и С.А. Демидова, мы будем понимать «организационную систему, обеспечивающую существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующую определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями» [12, c. 195]. Наиболее интересной с точки зрения исследуемой проблемы автор считает социокультурную модель внеучебной деятельности К.С. Лисецкого [20], А.В. Иванова [14]. Интересна эта модель сложными многосторонними связями с социумом, когда используются возможности учреждений культуры, спорт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: