VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ положения исследуемого предприятия на рынке в условиях конкуренции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012884
Тема: Анализ положения исследуемого предприятия на рынке в условиях конкуренции
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение	3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия	7
1.1. Конкурентоспособность: понятие и сущность	7
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия	12
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия	17
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Метако Центр»	25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Метако Центр»	25
2.2. Анализ внутренних факторов конкурентоспособности ООО «Метако Центр»	31
2.3. Оценка  внешних  факторов  конкурентоспособности  ООО  «Метако Центр»	38
Глава 3. Основные мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности ООО «Метако Центр»	48
3.1. Основные направления мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности предприятия	48
3.2. Разработка рекламной кампании ООО «Метако Центр»	50
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий	57
Заключение	62
Список использованных источников	64
Приложения	68
     
     
     
     
     
     
     
     
ВВЕДЕНИЕ

     Фактором успеха предприятия на конкурентном рынке является его конкурентоспособность. Конкурентоспособность предприятия является залогом успеха предприятия, решение проблемы конкурентоспособности является самой сложной областью, которая исследуется в деятельности любой фирмы. Для решения этой проблемы необходима согласованная и целенаправленная работа всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга. Особым направлением деятельности фирмы является разработка мер по повышению конкурентоспособности предприятия и самого товара.
     Особое внимание уделяется созданию конкурентных преимуществ, а также достижения экономического превосходства над конкурентами, с помощью снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продукции, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы и маркетинговой деятельности в целом.
     Существует тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке, так как рентабельность увеличивается по мере повышения рыночной доли фирмы. Следовательно, конкурентные преимущества и соответственно увеличение доли на рынке, усиливается за счет повышения рентабельности деятельности фирмы.
     Уровень конкурентоспособности определяется большим количеством факторов, соответственно, могут быть рассмотрены разные решения данной проблемы.
     Актуальность темы, заключается в том, что все предприятия и организации сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому, чтобы выжить и развиваться в условиях борьбы необходимо: проводить анализ положения на рынке и своевременно принимать решения по повышению конкурентоспособности.  
     Изменения внешних и внутренних факторов сопряжены со случайными событиями, которые зависят от: стоимости товара, ценности продукта для потребителей, количества конкурентов. В связи, с чем появляется новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за перераспределение рынка. Острота такой ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенным видом продукта и степенью сегментации рынка.
     Управление конкурентоспособностью требует неизменного улучшения методологических подходов и технологий, позволяющих проводить мониторинг возможностей компании в конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики.
     В системе маркетинговых инициатив, которые активно работают на рынке, рассматривается не самосовершенствование себя, а считывание всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих его с другими участниками рынка. Соперничество стало неотъемлемой долей рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
     Целью выпускной квалификационной работы является анализ положения исследуемого предприятия на рынке в условиях конкуренции и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на российском рынке стройматериалов.
     Работа предполагает выполнение следующих задач:
     * изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
     * дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Метако Центр»;
     * провести анализ внутренних факторов конкурентоспособности ООО «Метако Центр»;
     * провести оценку внешних факторов конкурентоспособности ООО «Метако Центр»;
     * выявить проблемы конкурентоспособности предприятия и разработать мероприятия по ее повышению;
     * провести оценку предложенных мероприятий.
     В качестве объекта исследования выступает ООО «Метако Центр» - предприятие, функционирующее в строительной отрасли. Предметом исследования является конкурентоспособность данного предприятия.
     Методологической основой данного исследования являются методы научного анализа (анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблеме), метод научного синтеза и обобщения (обобщение и синтез точек зрения информационных источников данной проблемы), сравнительного анализа, а также табличные и  графические методы предоставления данных, SWOT-анализ, многоугольник конкурентоспособности и методы маркетингового исследования.
     Теоретическую основу исследования составили актуальные издания и публикации современных специалистов, таких как: В.Л. Белоусов, Н.Т. Волкова, А.С. Головачев, В.В. Квасников, И.М. Лифиц, Е.В. Осадчук, А.Н. Попова, М.О. Потолокова, Ю.Б. Рубин, Р.А. Фатхудинов, Т.Г. Философова. Изучение их дало возможность обобщить теоретические и методические основы конкурентоспособности предприятий в современных условиях.
     Информационной базой исследования явились учебные пособие и учебники, законодательные акты, нормативная и справочная литература, периодическая печать, фактические данные бухгалтерской отчетности за 2016-2017 гг., предоставленные ООО «Метако Центр».
     Практическая значимость работы и научная новизна определяется возможностью использования результатов проведенной работы не только при анализе конкурентоспособности исследуемого предприятия, но и подобных ему компаний Российской Федерации.
     Поставленная цель и задачи определили следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение. Объем выпускной квалификационной работы составляет 67 страниц и включает в себя 10 рисунков, 22 таблицы и 1 приложение. Список литературы насчитывает 44 источника отечественных и зарубежных авторов.
     Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, выделяется цель и задачи исследования, теоретические методы, научная новизна и практическая значимость проведенного исследования.
     В рамках первой главы проводится анализ различных теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия, в частности рассматривается понятие конкурентоспособности, его экономический смысл, проводится анализ факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособности, исследуются методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятий.
     Вторая глава посвящена подробному анализу конкурентоспособности ООО «Метако Центр». В рамках данной главы дана организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, представлен анализ как внутренний факторов, так и внешних факторов конкурентоспособности исследуемого предприятия.
     В третьей главе приводится перечень разработанных предложений и мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «Метако Центр», а также осуществляется расчет эффективности предложенных мероприятий.
     В заключении даются обобщающие выводы о проведенном исследовании и об экономической оценке предложенных мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «Метако Центр» на российском рынке.









ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     
     1.1. Конкурентоспособность: понятие и сущность
     
     Современная мировая экономика переживает ускоряющиеся изменения: глобализацию рынка, формирование многомерной конкурентной борьбы. Данный вопрос уместно начать с понятия термина «конкурентоспособность». В современной литературе есть множество формулировок данного термина. Понятие «конкурентоспособность» состоит из двух слов «конкурент» и «способность» и является определением способности к конкуренции. Термин «конкуренция» - это соперничество между товаропроизводителями, за наилучшие, экономически самые выгодные условия производства и реализации товаров. 
     Так, Ю.Б. Рубин говорит, что конкурентоспособность заключается в борьбе за самые выгодные условия для того, чтобы получить максимальную прибыль1. Т.Г. Философова же определяет конкурентоспособность, как метод эффективного разделения ограниченных ресурсов общества. Он отмечает, что конкурентоспособность исполняет стимулирующую функцию2. Кроме того, при помощи конкурентоспособности осуществляется деление доходов в соответствии с вложениями и результативностью применения параметров производства.
     Е.В. Осадчук понятие конкурентоспособность объясняет, как способность перенести конкуренцию, противостоять конкурентам3. Согласно определению Квасникова В.В. конкурентоспособность – это способность объектов выдерживать конкуренцию по сравнению с похожими объектами на данном рынке.4 При этом конкурентоспособность товара рассматривается применительно к определенному рынку. 
     Другое определение конкурентоспособности дают Забелин П.В., Фатхудинов Р.А., они отмечают конкурентоспособность, как способность добиваться прибыли на внесенный капитал за короткое время не меньше, чем заданная, или больше среднестатистической прибыли в соответствующей области бизнеса5.
     Однако наиболее точным является определение конкурентоспособности О.А. Красиковой, согласно которому конкурентоспособность - это способность приспосабливаться и адаптироваться к условиям деятельности в постоянно меняющихся рыночных отношениях6.
     Основные виды конкурентоспособности, которые известны науке: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность продукции, товара; конкурентоспособность организации; конкурентоспособность отрасли. Между ними существует тесная взаимосвязь7:
     1. Конкурентоспособность стран.
     2. Конкурентоспособность продукции, товара.
     3. Конкурентоспособность производителя товара (предприятие, организация).
     4. Отраслевая конкурентоспособность.
     Далее рассмотрим каждый из перечисленных видов конкурентоспособности. Конкурентоспособность стран и отраслевая конкурентоспособность зависят от способности производителя производить конкурентоспособный товар.
     Международная конкурентоспособность является  основным  комплексным показателем  качественного  состава  продуктов,  хозяйствующих  субъектов,  их  структурных  изменений,  по сравнению  с   аналогами  других  государств.
     Конкурентоспособность  товара – это критерий  выхода  компании  на  товарные  рынки,  который  представляет группу  характеристик  товара,  которые ориентированы  на  удовлетворение  потребительского  спроса. Конкурентоспособность  товара  можно  определить  только  лишь  сравнивая  с другими  товарами  и,  стало быть  является  относительным  показателем. 
     Более конкурентоспособными, являются новые виды товаров, у которых нет аналогов на рынке. Предлагаемый товар должен обладать следующими характеристиками:
     * высоким качеством при стандартном составе показателей, которые определяют это качество;
     * нестандартными свойствами, которые интересуют потребителей.
     Конкуренция – это очень тонкий и гибкий механизм. Первое проявляется в том, что при снижении спроса на продукцию или услугу компании страдают не в одинаковой мере. Больше всего достается неэффективным предприятиям, производителям некачественной продукции. Наоборот, самые сильные предприятия даже в тяжелое время могли процветать, потому, что к ним отходят сегменты рынка, которые раньше были под контролем разорившихся конкурентов.
     Однако,  для  того  чтобы  определить  конкурентоспособность  товара  мало сравнивать  товар  с  товаром  конкурентов,  необходимо  также  учесть  затраты потребителя  на  покупку  и  дальнейшее  применение  для  удовлетворения  своих потребностей. Следовательно,  под  конкурентоспособностью  товара  понимается комплекс  потребительских  и  ценовых показателей  товара,  от которых зависит его  успех  на  рынке8. То  есть  преимущество  определенного  товара  над  другим товаром в условиях широкого представления конкурирующих товаров-аналогов. За товарами стоят их производители, поэтому можно с полной уверенностью говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, фирм, объединений, так же как и стран, в которых они базируются.
     Однако  глобализация  и  формирование  конкурентной  борьбы  создают  не только  финансовые  трудности,  но  и  возможности  для  товаропроизводителей: разработка  и  реализация  постоянных  новинок,  нарастание  темпа  развития наиболее  конкурентных  в  настоящее  время  отраслей  экономики  Японии  и других  индустриально  цивилизованных  государств,  обусловленных  усилением внутренней  и  международной  конкуренции.
     Конкурентоспособность предприятия, организации, фирмы – это группа свойств, которые отличают ее от других хозяйствующих субъектов большим удовлетворением своей продукцией, (товарами, работами, услугами) потребностей граждан, результативной деятельностью, доступностью и динамикой приспособления к условиям рыночного состояния, способностью экономически развиваться на основании разработанных и реализованных стратегий конкурентоспособности9.
     Конкурентоспособность характеризуется такими группами: группой признаков и возможностей предприятия, которые обеспечивают ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами; группой свойств субъекта,  имеющего определенную часть соответствующего динамичного рынка, которая характеризует уровень соответствия выставляемых им объектов спросу потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке; возможностью фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами подобных товаров посредством изготовления более качественных товаров, более доступные цены, создания удобства для покупателей, потребителей; способностью конкурировать на рынке с  другими производителями и поставщиками аналогичных товаров (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по результативности производственной деятельности; возможностью результативной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
     Далее перечислим параметры, которые определяют конкурентоспособность организации:
     1. производственный или торгово-сбытовой потенциал;
     2. финансовый потенциал организации, который включает также ее кредитоспособность, платежеспособность, финансовую устойчивость;
     3. товар и его характеристики, которые включают качество товаров, ассортимент, характеристики запасов продукции;
     4. научно-технический прогресс в отношении товаров и услуг, которые выпускает организация;
     5. трудовые ресурсы, которые предполагают качество трудовых ресурсов;
     6. управленческий и информационно-аналитический потенциал.
     Конкурентные преимущества определяются «пирамидой преимуществ», которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Пирамида конкурентных преимуществ
     Таким образом, конкурентоспособность организации определяется множеством параметров, в связи, с чем существуют различные методики ее оценки, которые применяются в зависимости от целей и задач исследования10.
     
     1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
     
     Конкурентоспособность предприятия является сложной экономической сферой, отражающей положение, которое характеризует действительную или допустимую возможность исполнения своих функциональных полномочий в условиях возможного сопротивления конкурентов11. 
     Фактор конкурентоспособности – естественная причина, при которой изменяется один или несколько критериев конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия зависит от группы факторов12:
     * движущая сила объемов длительного спроса. Повышение или снижение долговременного спроса – это важный фактор, когда принимаются решения по вкладыванию денежных средств для повышения производственной мощности предприятия. Увеличение долговременного спроса завлекает новые предприятия на рынок, а снижение спроса напротив приводит к оттоку предприятий; 
     * динамика состава спроса, такие изменения являются причиной преобразований требований потребителя к сервису, возникновение новых форм сбыта, преобразование в ассортименте новых товаров, преобразование продукта отрасли – это главная движущая сила, влияющая на способы производства, результативные объемы выпуска, маркетинговые затраты, формы разделения; 
     * технологические новшества. Частые технологические инновации в методах производства, величина инвестиций дают возможность увеличивать показатель эффекта жизненного цикла товара. Это может способствовать в проведении значительных изменений в требованиях к размеру и числу предприятий, которые успешно существуют на рынке;
     * маркетинговые новшества. Периодически предприятия представляют рынку свою продукцию, используя новые направления и методы, стараются повысить покупательскую заинтересованность, стимулировать спрос, снизить затраты на единицу продукции. Следовательно, они внедряют новые силы, которые изменяют требования конкуренции и расположение предприятий соперников;
     * динамика лидерства. Определяет вход в конкуренцию и выход из нее крупных предприятий. При этом происходит новая конкурентная борьба, перераспределяются роли и определяются новые ключевые игроки, меняется структура рынка;
     * распространение достижений. Когда новые технологии становятся известны поставщикам, соперникам, потребителям, дистрибьюторам, то уменьшаются барьеры для входа в отрасль;
     * динамика результативности. Когда появляются в отрасли новые результативные масштабы производства, снижающие затраты на единицу продукции, крупные предприятия принуждают другие предприятия к стратегии «фиксированного роста»;
     * покупательские преимущества. Часто увеличивающееся количество потребителей определяют, что товары массового потребления, которые имеют маленькие цены, вполне могут удовлетворить вкусам и предпочтениям так же, как и продукция с большими ценами, которая дает возможность выбора;
     * государственное регулирование рынка. Действия государства через институты, которые включают корректирование экономических отношений, кроме того изменение государственной политики, может влиять на рынок и конкурентные условия;
     * рост детерминации. Характеризуется уменьшением неконкретности и риска. Новые отрасли владеют большой неконкретностью сведений о возможностях рынка. 
     Весь объем факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, делится на три группы13:
* цели, стоящие перед предприятием;
* ресурсы предприятия;
* факторы внешней среды. 
     Оценивая возможности предприятия и сравнивая с конкурентами устанавливаются такие факторы, как производственные и организационные средства повышения качества товаров и совершенствования ассортимента. Кроме того, играют роль техническая снабженность производства, особенно амортизация и время работы оборудования, престиж предприятия и продукции на рынке, присутствие рабочей силы и состав персонала, размеры предприятия и его прибыльность, разные методы управления предприятиями, покровительственная политика правительства к отечественным товаропроизводителям, наличие спонсоров, поддержка местных органов власти, инвесторов. 
     Изучают и полезный опыт конкурента, и их слабые места, ошибки, от которых нужно избавиться. Источники информации – это справочники предприятий, выставки, рекламные проспекты, обзоры коммерческой печати, годовые отчеты компаний, экспертные оценки, опросы. 
     Конкурентоспособность производства состоит из таких понятий как «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия». Несмотря на большое число пособий по увеличению конкурентоспособности товаров, как основного резерва экономического подъема предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, которые влияют на нее, еще мало изучены. Факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, разделяются на внутренние и внешние. 
     Внешние факторы состоят из таких составляющих14:
     * факторов производства, которые оказывают влияние на создание конкурентного превосходства предприятия на протяжении всего производственного процесса. К примеру, присутствие идентификации в государстве или отрасли современной технологии, возможность капитальных вложений, прочной научно-исследовательской базы, рабочих высокой квалификации;
     * факторы связи, которые определяют спрос, его величину и динамику, к примеру, изменчивость спроса по цене, этапы жизненного цикла спроса, условия потребителей к качеству товаров и другие;
     * активная позиция конкурентов;
     * существование родственных и содействующих отраслей в экономике государства;
     * действия Правительства;
     * уровень приватизации предприятий данной отрасли;
     * неожидаемые события. 
     Всесторонние исследования первых шести факторов установили их взаимную связь и воздействие на степень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активная позиция конкурентов и существование в экономике государства родственных и содействующих отраслей соединены в национальную систему свойств государства, которые создают конкурентную почву для ее предприятий. 
     Эти факторы, взаимодействуя друг с другом, повышают или снижают возможный уровень конкурентоспособности предприятия. При возникновении рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние уровень их приватизации, т.к. разгосударствление предприятий предполагает возникновение конкурентной среды на внутреннем рынке, кроме того неожиданные события и действия правительства. 
     Предприятие может лишь косвенно влиять на все факторы, кроме последнего, поэтому остановимся еще на внутренних факторах, которые влияют на конкурентоспособность предприятия и подвержены его прямому влиянию. Внутренними факторами являются15: рыночная и экологическая эффективность, и кроме того эффективность издержек. 
     Эти факторы также оказывают влияние на конкурентоспособность предприятий. Преобразование внутренней сути факторов дает возможность им воздействовать на конкурентоспособность любого предприятия. К указанным факторам добавим еще и психологический показатель.
     Рыночная эффективность – это возможность максимально удовлетворить потребителей при выполнении некоторых условий16:
     * анализ конкурентов;
     * близость размещения к потребителю;
     * отыскивание преимуществ;
     * обеспечение информацией. 
     От того как предприятие способно анализировать цели, стратегию и деяния конкурентов и определять новые методы конкурентного предпочтения зависит не только его рыночная эффективность, но и конкурентоспособность. Близость размещения предприятия к потребителю значит, что существуют личные контакты при проведении продаж и напряженность послепродажного обслуживания. 
     И, наконец, функционирование предприятия в нынешней быстро изменяющейся обстановке требует, чтобы была надежная и быстродействующая система информации. 
     Психологический фактор включает в себя трудовую этику – желание и умение работать, готовность и гибкость к учебе, количество претензий, суть конкуренции, умение всех членов коллектива подчинять свои личные интересы главной цели – производству качественных товаров. Его невозможно оценить в денежном выражении, он тяжело определяется количественно, но оказывает влияние на деятельность всего предприятия. Психологический фактор невозможно подчинить каким-либо политическим манипуляциям, а подлежит изменению на протяжении большого периода времени. Поэтому, пренебрегать психологическим фактором, несмотря на то, что нет надежных методик изучения его, нельзя. 
     На конкурентоспособность предприятия оказывает влияние эффективность менеджмента, уровень которой зависит от личных качеств менеджеров, умение руководителей создавать и осуществлять стратегию предприятия и приспосабливаться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и знания в подборе высококвалифицированных кадров. 
     Система внешних и внутренних факторов не достаточно полная. Однако, даже в таком виде система указывает на то, насколько сложной является проблема увеличения конкурентоспособности и сохранение позиций предприятия на рынке.
     
     1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

     Существуют различные методики оценки конкурентоспособности организации, но при этом в России нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности, которая была бы приемлемой для различных типов организации определенных отраслей.
     Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности организации, разработанные отечественными и зарубежными учеными, можно классифицировать следующим образом.
     При анализе внешней среды предприятие может использовать концепцию «сильных и слабых сигналов» предложенную И. Ансоффом в работе. Сильными сигналами является очевидная информация, на основании которой предприятие может дать оценку значимости факторов и принять соответствующие меры. Слабые сигналы представлены неочевидной информацией, которую можно охарактеризовать как неточную или как ранние проявления определенных факторов (таблица 1). 

Таблица 1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Вид анализа
Преимущество
Примечание
SWOT-анализ
Можно использовать для определения основных направлений развития предприятия, найти главные проблемы, которые требуют немедленного решения.
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы
SNW-анализ
Показывает среднерыночное состояние.
Составляется табличная форма на основе SWOT-анализа по оценкам позиции.
PEST-анализ
Используется для анализа макросреды для стран со слабо развитой экономикой, которая находиться в переходном состояние.
Все четыре компоненты взаимосвязаны, что приводит к требованию системного стратегического анализа.
STEP-анализа
Используется в странах с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов.
Необходимо использовать регулярно одинаковый формат, что даст наибольший результат при анализе макросреды. Это позволяет фиксировать показатели изменения факторов и их воздействие на предприятие. В результате данная модель позволит повысить качество принимаемых решений и получить модель реакции предприятия на воздействия внешних факторов.
Профиль среды
Удобно составлять профиль для макросреды
В результате получается интегральная оценка, которая показывает, насколько важен тот или иной фактор для предприятия.
Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM
Внедрение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий.
Выявляется влияние на стратегию предприятия, в итоге проводиться оценка сильных и слабых сторон предприятия, при этом руководителю необходимо иметь полное представление о возможностях предприятия и его проблемах.
     Методы анализа внешней среды дают возможность предприятию оценить состояние и перспективы развития важнейших факторов, таких как рынки, отрасли, поставщики, на те факторы, на которые предприятие не имеет возможность оказывать влияние17. Руководство должно определить обладает ли предприятие нужными ресурсами, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. И сможет ли предприятие противостоять будущим проблемам, которые связаны с внешними угрозами.
     В настоящее время существует довольно большое количество методик оценки факторов внешней среды. Перечислим некоторые из них: T.E.M.P.L.E.S. - анализ, ETOM - анализ, PEST - анализ, STEEP - анализ, SWOT - анализ. Рассмотрим их. 
     Первый метод T.E.M.P.L.E.S (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) позволяет рассмотреть ряд вопросов, связанных с внешней средой18. Происходит разделение факторов на соответствующие группы. Такая группировка позволяет рассматривать факторы сфокусировано. Каждый фактор анализируется с позиции возможностей и угроз для исследуемой организации. По большому счету, данный метод предоставляет входную информацию для проведения SWOT - анализа. 
     ETOM – Environmental Threats and Opportunities Matrix – матрица угроз и возможностей внешней среды. Данный вид анализа позволяет обосновать реакцию конкретной организации на совокупность факторов макросреды19. 
     PEST – это инструмент, с помощью которого анализируются политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации20. 
     В начале определяются факторы, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль организации, оценивается их реальная значимость, и на выходе получаем сводную таблицу. 
     Перейдем к рассмотрению метода, выбранного автором: SWOT - анализ. SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». Анализ характеризуется преимущественно качественным характером. Данный метод начал применяться в стратегическом планировании с 1960-х годов, когда Кеннет Эндрюс впервые ввел этот термин в Гарварде на конференции по проблемам бизнес - политики21. 
     Данный метод является более универсальным по отношению к остальным, однако качество полученных данных, результатов, остается под сомнением.
     Цель данного метода заключается в изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, которые исходят из внешней среды и их влияние на деятельность организации. 
     Задача SWOT - анализа заключается в структурированном описании ситуации, относительно которой нужно принять какое - либо стратегическое решение. Выводы, сделанные на основе данного анализа, носят лишь описательный характер без рекомендации и расстановки приоритетов. 
     SWOT легко адаптируется к объекту исследования любого уровня (предприятие, отрасль, регион, страна). Данный анализ можно применить даже к людям, потому что он в общем виде не содержит экономических категорий. Недостатки данного метода можно ликвидировать путем проведения дальнейшего, углубленного анализа, что, несомненно, увеличивает его стоимость22. 
     Необходимо   отметить   насколько   актуален   SWOT-анализ   при   оценке внутренней  среды  организации.  Он  является современным  инструментом исследования необходимым для предотвращения рисков предприятия.
     Универсальность данного анализа позволяет использовать его для различных объектов  и на  различных  уровнях:  предприятия,  региона,  анализ  продукции, конкурентов.
     Алгоритм проведения SWOT-анализа заключается в характеристике:
     а) внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон); 
     б) внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятия
     Описание выполняется с помощью факторов, которые не имеют  количественной оценки. Факторы заносятся в таблицу; по значимости, как правило, не  ранжируются.
     Современное  теоретическое  направление  управленческого анализа – диагностика  специализированных  функций или  функциональная диагностика. Она дает возможность повысить качество управления промышленным предприятием23.
     В.В. Квасников выделяет значимость  SNW-анализа24. Он  применяется  после проведения  SWOT-анализа  для  того,  чтобы более  глубоко  изучить  факторы внутренней среды организации.
     Позволяет провести анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. 
     SNW-анализ  используется  при анализе факторов  внутренней  среды  предприятия.  В  SNW-анализ  выделяют  слабую  и сильную оценку позиции. В сравнении со SWOT-анализом, в SNW-анализе система оценки    дополняется    нейтральной    позицией,    которая    определяется среднеотраслевым значениям оценки определенного фактора.
     Нами отмечено, что преимущество такого подхода заключается в возможности изучения нейтральной  позиции  отдельного  фактора,  влияющего  на  финансовую деятельность предприятия, как критерия минимально необходимого стратегии его  соответствия
     Исследователь,  Н.И.  Лахметкина,  рассматривает  управленческие  цели  SNW подхода:
     1) сильные стороны внутренней среды организации - усилить и сохранить;
     2) слабые стороны внутренней среды организации – устранить.
     Основной   причина   включения   нейтральной   стороны:   для   победы   в конкурентной борьбе может определяться достаточным состояние, когда конкретная  организация по сравнению со своими конкурентами по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
     На   основании   теоретических и   методических   подходов   ученых-исследователей,  а  также  статистических  данных  к  анализу  факторов  внутренней среды  предприятия  в  период  кризиса,  нами  рекомендованы  4 группы факторов внутренней среды организации, которые необходимо учесть в 2017 г. и в рамках каждого фактора выделены показатели, которые позволят оценить степень влияния  на предприятие.
     При  выборе  приемлемых  методов  исследования по  оптимизации  развития  организации    основополагающим является использование    достоверной информации.
     Таким образом, состав и состояние элементов внутренней среды организации представляет  объект особого  внимания  при  принятии  управленческих решений,  антикризисном  управлении,  процессе реинжиниринга  бизнес-процессов,  так  как  заключает  в  себе  основной  потенциал  повышения  эффективности  деятельности  организации, роста прибыли, стабильности и благосостояния.
     Таким образом, внешняя среда предприятия, несомненно, очень разнообразна и сложна. Но, несмотря на все сложности ее анализа, предприятию, которое хочет выжить в непростых условиях современного мира, необходимо достигать поставленных целей и эффективно использовать угрозы, превращая их в возможности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.
     Важно понимать, что проблемы, которые выдвигает внешняя среда перед организацией, определяют оптимальную модель ее поведения. При этом для достижения успеха уровень агрессивности стратегии должен соответствовать уровню турбулентности внешней среды, более того, деятельность компании будет рациональна, если ее стратегическое поведение будет соответствовать уровню турбулентности среды, а деловая активность – стратегическому поведению.
     Обобщенно модель стратегического поведения организации во внешней среде можно представить следующим образом (рисунок 2).
         
     
     Рис. 2. Модель стратегического поведения организации в контексте взаимодействия с внешней средой
     Реализация стратегии на основе логической структуры системы управления, объединяющей идеологию, методологию и технологию стратегического управления, позволяет добиваться результатов в конкретном окружении. В этой связи представляет интерес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44