VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ организации учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008401
Тема: Анализ организации учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности являются одним из наиболее распространенных видов расчетов. Поэтому данные расчеты являются важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными законодательными и нормативными документами, регулирующими учет расчетов  за поставляемые товары и оказанные  услуги, являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положения Банка России, Положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета и др.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Выполнение работ и услуг подрядчиками, а также поступление материальных ценностей от поставщиков производится на основании заключенных между заказчиками и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров [1. c.724]. В договорах оговариваются: виды выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых материальных ценностей, условия поставки, количественные и стоимостные показатели услуг и материальных ценностей, порядок расчетов.

Для осуществления контроля за организацией расчетов с поставщиками и подрядчиками следует проводить аудит этих расчетов [4. c.189]. 

Цель дипломной работы – анализ организации учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также  разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Задачи дипломной работы:

- изучить теоретические аспекты расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- дать характеристику исследуемого предприятия;

- раскрыть порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  за поставленные  товары и оказанные услуги;

- оценить организацию внутреннего контроля за  расчетами с поставщиками и подрядчиками;

- осуществить планирование аудита расчетов с поставщиками и изложить порядок  его проведения;

- выявить недостатки и нарушения, допущенные при осуществлении расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- разработать рекомендации по результатам аудита.

Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «СтройТоргОтдел» (далее - ООО «СтройТоргОтдел»), которое является торговым предприятием.

Предмет исследования – учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Источниками, используемыми в процессе исследования, являются нормативно-правовые документы, регулирующие порядок совершения расчетов с поставщиками и подрядчиками, годовая бухгалтерская отчетность предприятия: Бухгалтерский баланс (Приложение 1)  и Отчет о финансовых результатах (Приложение 2), а также  первичная учетная документация ООО «СтройТоргОтдел», книги и статьи ведущих российских ученых-экономистов, специалистов по бухгалтерскому учету, учебная литература.





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ



1.1.  Виды договоров и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками



Отношения предприятий – изготовителей c покупателями в соответствии с гражданским законодательством строятся на основе договоров [1. c.432]. Правоотношения, возникающие в результате практической реализации договорных отношений обусловлены содержанием различнывидов хозяйственных договоров (рис. 1.1).



Гражданский кодекс РФ, часть 2

Раздел IV Отдельные виды обязательств

Договора с подрядчиками

Договора с поставщиками 

Договор купли - продажи, ст. 454 ГК РФ

Договор поставки,

ст.506 ГК РФ

Договор мены,

ст.568 ГК РФ

Договор строительного подряда, ст.740 ГК РФ  

Договор подряда,

ст.702 ГК РФ



Договор бытового 

подряда, ст.  730 ГК РФ

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, ст. 758 ГК РФ

Рис. 1.1. Основные виды договоров с поставщиками и подрядчиками  

Так, по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (отдельные статьи договора поставки регулируются договором купли - продажи) [1. c.454].

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. При  этом поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

По договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Предметом договора купли-продажи является имущество (товар), которое поставщик обязуется передать покупателю. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца на момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

Момент, когда обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, зависит от способа исполнения обязательства:

а) если договором на продавца возложена обязанность по доставке товара покупателю, товар считается переданным в момент его вручения покупателю или указанному им лицу;

б) если договором предусмотрена передача товара в месте его нахождения («самовывоз», выборка товара), товар считается переданным в момент фактического предоставления товара в распоряжение покупателя или указанного им лица. При этом товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, установленному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

В том случае, если договором купли-продажи не предусмотрена обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения, обязанность по передаче считается исполненной в момент сдачи товара первому перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Момент перехода риска случайной гибели имущества регламентирован  ГК РФ. В соответствии с требованиям законодательства, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Расчетные операции за отгруженные продукцию и товары, выполненные работы, оказанные услуги  являются непременным условием предпринимательской деятельности. Расчеты с покупателями и заказчиками  могут осуществляться:

предусмотренными законодательством безналичными формами; 

наличными деньгами;

в неденежных формах. 

Порядок совершения безналичных расчетов и платежей определяется  Положением Банка России.

В соответствии с этим документом при расчетах с покупателями и заказчиками могут использоваться следующие формы безналичных расчетов:

платежные поручения;

аккредитивы;

чеки; 

инкассо и др.

Форма расчетов за поставленную продукцию определяется предприятиями-изготовителями самостоятельно и в обязательном порядке указывается в договорах с покупателями.

Товарообменные операции оформляются договорами мены. Данный вид договоров регулируется гл.31 Гражданского кодекса РФ.

Глава 42 Гражданского кодекса РФ устанавливает такие формы сотрудничества с поставщиками  как товарный и коммерческий кредит.

Товарный кредит схож с договорами займа и кредита и является их разновидностью, также представляя собой заемное обязательство. Порядок заключения договора товарного кредита регулируется ст.822 ГК РФ. В ней говорится, что сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). То есть если организация получила по договору товар, то погасить долг она должна таким же товаром.

Договор товарного кредита является смешанным. К нему применяются правила для отношений по кредитному договору, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. В свою очередь, к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для отношений по договору займа. По нему одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму денег (займа) или равное количество других полученных вещей того же рода и качества. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и (или) упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Кроме этих условий, договор товарного кредита содержит и другие, которые не менее важны: срок, на который предоставляется кредит, цена и сумма договора, размер и порядок оплаты процентов за пользование кредитом, ответственность сторон за невыполнение договора и т.д. Применительно к договору товарного кредита установлено следующее. Им может быть предусмотрена обязанность заемщика уплачивать проценты, начисляемые на сумму стоимости товаров. Проценты могут быть как в денежной, так и в натуральной форме. Такой договор считается возмездным. В случае если проценты не предусмотрены, то договор является безвозмездным.

Понятие коммерческого кредита сформулировано в ст.823 ГК РФ. В ней говорится, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. Из понятия, которое дается в ГК РФ, следует, что коммерческий кредит - это не самостоятельная сделка заемного типа, а лишь условие, которое содержится в возмездном договоре. Договоры купли-продажи, оказания услуг, подряда и другие содержат условие как о полной предварительной оплате или об авансе указанного имущества, работ, услуг, так и об отсрочке (рассрочке) оплаты. 

Отличительные особенности товарного и коммерческого кредитов приведены в Приложении № Х.

В связи с разнообразием договорных отношений с поставщиками перед бухгалтерской службой стоит задача по выбору правильного способа отражения в учете тех или иных видов операций по осуществлению расчетов с поставщиками.











1.2. Синтетический и аналитический учет расчетов 

с поставщиками и подрядчиками



В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и другие.

К счету можно открывать следующие субсчета:

- 60-1 - Авансы выданные;

- 60-2 - Расчеты по полученным товарам, работам, услугам;

- 60-3 - Векселя выданные;

- 60-4 - Просроченные оплатой векселя;

- 60-5 - Поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Структура счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками может быть представлена следующим образом (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Структура счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Синтетичес-

кий счет 

1-й субсчет

(валюта расчетов)

2-й субсчет

(вид расчетов)

Аналитический учет 







1-й уровень

 (поставщик)

2-й уровень 

(договор, счет)

60

«Расчеты с 

поставщика-ми и подрядчиками»

1. Расчеты 

   в рублях

1. Поставщики 

    Товаров

01. ООО

 «Керамос»

1. Договор № 57









2. Счет № 1835









3. Договор № 68







02. ООО «Графит»









03. АО «Полюс»









04. База № 5







2. Прочие 

поставщики 









3. Поставщики по выданным векселям 









4. Поставщики по коммерческим кредитам 









5. Поставщики по товарным кредитам









6. Поставщики по неотфактурованным поставкам  









7. Авансы выданные 







2. Расчеты в иностранной валюте











Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

До того момента пока не будет получено документальное подтверждение получения материальных ценностей или выполнения работ, услуг, перечисленные поставщикам авансы и предоплаты будут учитываться на счете 60.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, если в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835 «О первичных учетных документах» Госкомстатом России были разработаны и утверждены унифицированные формы первичных документов, то они должны применяться для оформления текущих операций в целях как бухгалтерского, так и налогового учета.

Если же для какой-либо операции типовая форма первичного документа не предусмотрена, то организация вправе использовать документы по свободной форме. Таким образом, если, к примеру, организация получила акт об оказании услуги по свободной форме, то налоговые органы не вправе отказать в признании его формы, так как в этом случае отсутствует типовая форма.

Под неотфактурованными поставками понимаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы. Речь идет о таких документах, как счет, счет-фактура, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») в  случаях:

- когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества,

- если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Проведение ремонта может быть поручено сторонней организации или физическому лицу (зарегистрированному в качестве предпринимателя или не имеющему такого статуса). При этом между заказчиком и ремонтной организацией или частным мастером (подрядчиком) заключается договор подряда. Данный вид договоров регулируется гл.37 ГК РФ. Как правило, работа по договору подряда выполняется из материалов подрядчика, его силами и средствами, иначе говоря, иждивением подрядчика. Однако заказчик может предоставить для ремонта и собственные материалы.

В таблице 1.2 приведены бухгалтерские записи, которые осуществляют при отражении затрат на ремонт силами подрядчика.                                                                                            

Таблица 1.2.

Бухгалтерские записи предприятия с подрядчиком по договору подряда

№ 

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

1

Отражена стоимость ремонтных работ по договору подряда (по акту приема-передачи выполненных работ).

20

60

2

Отражен НДС по стоимости работ, выполненных по договору подряда

19

60

3

Отражена оплата подрядчику за работы по договору подряда

60

51

4

НДС принят к вычету

68

19



Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по ф. N ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата от 27.01.2003 N 71а.

В соответствии со ст.ст.171 - 172 НК РФ организация имеет право отнести к вычету сумму НДС, уплаченную подрядчику за ремонт, при условии принятия к учету выполненных работ и наличия счета - фактуры, оформленного надлежащим образом.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. 

По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации [16. c.98].

Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет к недостоверности отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую прибыль). Поэтому нарушать сроки списания задолженности нельзя.

По результатам проведенной инвентаризации задолженности выявляются обязательства с истекшим сроком исковой давности. Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служит бухгалтерская справка. На ее основании руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании кредиторской задолженности.

В последнее время все больше предприятий выходит на внешний рынок, осуществляя различные виды внешнеэкономической деятельности. 

Внешнеторговым контрактом может быть предусмотрена последующая или предварительная оплата товаров. При этом предварительным считается платеж, производимый импортером до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо до таможенного оформления ввезенных товаров [10. c.49].

Расчеты с зарубежным поставщиком могут осуществляться в рублях или в иностранной валюте в порядке, установленном ЦБ РФ, если иное не предусмотрено в международных договорах. Международными соглашениями между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ достигнута договоренность об использовании в качестве средства платежа не только свободно конвертируемой иностранной валюты, но и национальных валют содружества[10. c. 87] .

Погашение обязательств перед контрагентом при последующей оплате импортных товаров отражается в бухгалтерском учете записью:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», субсчет «Текущий валютный счет» и др. - с банковского счета уплачен долг зарубежному поставщику.

При предварительной оплате информация о дебиторской задолженности формируется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные», а после принятия товаров к учету зачитывается по отношению к сумме возникших обязательств.



1.3.  Инвентаризация кредиторской задолженности перед поставщиками



Кредиторская задолженность образуется как следствие ненадлежащего исполнения сторонами взятых на себя обязательств и представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.).

В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и из иных установленных действующим законодательством оснований.

В случае если одна сторона свои обязательства исполнит, а другая нет, то до исполнения обязательств другой стороной имеет место дебиторская или кредиторская задолженность.

Образование кредиторской задолженности предприятий в соответствии с нормативными документами признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) образование задолженности производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) величина задолженности может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Кредиторская задолженность признается в том отчетном периоде, в котором она в соответствии с вышеизложенным порядком должна быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления организацией своих обязательств.

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

- перед поставщиками и подрядчиками (кредитовые остатки по состоянию на отчетную дату по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);

В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету уплачиваемые организацией штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещаемые организацией убытки увеличивают размер кредиторской задолженности на суммы, присужденные судом или признанные самой организацией. При этом указанные суммы отражаются в составе прочих расходов организации, а именно по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Кредиторская задолженность подлежит списанию с учета (баланса) предприятий в следующих случаях:

- по факту исполнения предприятиями своих обязательств;

- при взыскании задолженности кредиторами;

- при списании сумм задолженности с баланса как невостребованных.

Взыскание кредиторской задолженности с предприятия осуществляется во внесудебном или судебном порядке.

Возникновение кредиторской задолженности отражается при расчетных операциях в основном на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В таблице 1.3 приведены типовые бухгалтерские проводки при исполнении предприятием своих обязательств.

Таблица 1.3.

Бухгалтерские записи при исполнении предприятием своих обязательств

№

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

1

Погашена задолженность перед сторонними лицами (кредиторами) денежными средствами

60 (76)

51 (52)

2

Погашена задолженность перед сторонними лицами (кредиторами) реализацией продукции, оказанием услуг, выполнением работ и проведением после этого зачета взаимных требований

60 (76)

90

3

Погашена задолженность перед сторонними организациям передачей имущественных ценностей, принадлежащих предприятию

60 (76)

91-1

«Прочие доходы»

4

Остаточная стоимость объектов основных средств, себестоимость материалов, переданных предприятием в погашение кредиторской задолженности

91-2 «Прочие расходы»

01-с/с «Выбытие ОС», 10



Возникает вопрос: в каком порядке должна списываться кредиторская задолженность в случае, если она продолжает числиться без принятия кредитором мер к ее погашению, и в течение какого срока такая задолженность должна учитываться на балансе организации?

Указанные суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, равный трем годам, согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя предприятия, и относятся на финансовые результаты деятельности предприятия [16. c.127].

При этом списываемые с учета по причине истечения срока исковой давности суммы кредиторской задолженности включаются в состав прочих доходов предприятий:

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Кредит счета 91, субсчет 1 «Прочие доходы» - списание сумм кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности.

Из приведенных в ст.12 Закона о бухгалтерском учете и п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности случаев обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств можно выделить следующие случаи проведения обязательной инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (например, при смене материально-ответственных лиц проведение инвентаризации расчетов представляется ненужным):

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также случаи проведения дополнительных инвентаризаций определяются руководителем предприятия. Исходя из этого, по распоряжению руководителя предприятия инвентаризация расчетов может назначаться в любой момент. При этом в таком распоряжении целесообразно указывать о проведении не общей инвентаризации, а только частичной - по расчетам с предприятиями.

В ходе инвентаризации расчетов анализируются все расчеты с предприятиями по состоянию на ближайшую отчетную дату (1-ое число текущего календарного месяца), выявляются суммы задолженности, числящиеся сверх сроков исковой давности, которые впоследствии надлежащим образом оформляются.

Также проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам, выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами). Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. При этом обращается внимание на то, что акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

- задолженность, подтвержденная кредиторами;

- задолженность, не подтвержденная кредиторами;

- задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

Результаты инвентаризации оформляются Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»), который составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у комиссии.

До составления акта комиссией оформляется справка по форме приложения к Акту (форма N ИНВ-17), которая и является основанием для составления акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов и прилагается к акту. Основанием для составления справки и акта являются двухсторонние акты сверки с контрагентами, регистры учета и другие документы (регистры), обосновывающие суммы задолженности.

Соответствующие документы для проверки и анализа должны быть представлены членам инвентаризационной комиссии главным бухгалтером предприятия, или же справка заполняется и подписывается бухгалтером предприятия, а члены комиссии проверяют правильность и обоснованность соответствующих сумм задолженности.

При инвентаризации расчетов необходимо учитывать положения п.73 Положения по ведению бухгалтерского учета, согласно которому расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Не допускается сальдирование дебиторской задолженности кредиторской и наоборот. При этом такое сальдирование не допускается до уровня отдельных договоров, заключенных с одним предприятием (другим хозяйствующим субъектом).

Положения п.73 Положения по ведению бухгалтерского учета в части слов «в суммах, признаваемых ею правильными» означают, что при возникших разногласиях с поставщиками и подрядчиками организация отражает задолженность в размерах, которые она признает правильными. При этом такие разногласия в годовой отчетности должны быть подкреплены двухсторонними актами взаимосверки и актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

На основании оформленных актов сверки и акта по форме N ИНВ-17, а также обстоятельств образования задолженности, переписки по ней, члены инвентаризационной комиссии и (или) главный бухгалтер готовят письменное обоснование о необходимости списания задолженности с учета организации.

В таком обосновании в обязательном порядке должны быть указаны срок числящейся задолженности на 1-ое число текущего месяца, соблюдение срока исковой давности, а также обстоятельства, которые могут указывать на приостановление течение срока исковой давности (ст.202 ГК РФ), ее перерыв (ст.203 ГК РФ), восстановление (ст.205 ГК РФ) и т.п.

Оформленные материалы на списание представляются на утверждение и издание приказа руководителю предприятия.

Списанные по истечении срока исковой давности суммы кредиторской задолженности в соответствии с п.18 ст.250 гл.25 НК РФ включаются в состав прочих доходов предприятия, то есть увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. И только лишь не увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль списываемые с учета предприятий суммы кредиторской задолженности перед бюджетами различных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации, что установлено налоговым законодательством. 

Например, при применении кассового метода, если предприятием не оплачены поставленные товарно-материальные ценности, оказанные работы и услуги, то суммы «входного» НДС с их стоимости не могут быть отнесены на расчеты с бюджетом. В данном случае кроме наличия счетов-фактур для зачета необходим факт оплаты ценностей (работ, услуг). Поэтому  до списания сумм кредиторской задолженности в части поставленных ценностей (оказанных услуг, выполненных работ), суммы «входного» НДС должны числиться на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». В этом случае согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету такие суммы могут быть отнесены к прочим расходам предприятия, как суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, или других долгов, нереальных для взыскания.

Исходя из вышесказанного, суммы кредиторской задолженности в части расчетов за поставленные предприятию ценности, выполненные работы и оказанные услуги, сопровождаются следующими записями по счетам учета (таблица 1.4).







Таблица 1.4.

Проводки при использовании кассового метода за неоплаченные ТМЦ, оказанные работы и услуги



№

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

1.

Отражена стоимость поставленных объектов ОС, НМА (без учета НДС)

08-4 «Приобретение ОС», 08-5 «Приобретение НМА»

60 (76)

2

Отражена стоимость поставленных материалов (без учета НДС)

10

60 (76)

3

Отражена стоимость поставленных товаров (без учета НДС)

41

60 (76)

4

Отражена стоимость выполненных для предприятия работ, оказанных услуг (без учета НДС)

44

60 (76)

5

Отражен НДС со стоимости поставленных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг

19

60 (76)

6

Частично оплачена стоимость поставленных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг

60 (76)

50 (51,52)

7

К зачету при расчетах с бюджетом приняты суммы «вход.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.