- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ контрольной деятельности ЦБ РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007211 |
Тема: | Анализ контрольной деятельности ЦБ РФ |
Содержание
36 Содержание Введение 3 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России 5 1.1 Понятие, сущность, цели и значение надзора и контроля Банка России 5 1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля 9 1.3 Системы банковского надзора 15 2. Оценка контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ 20 2.1.Анализ контрольной деятельности ЦБ РФ 20 2.2. Оценка надзорной деятельности ЦБ РФ 24 2.3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ 28 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение Актуальность данной темы объясняется тем, что, поскольку банковская система выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами, определение понятия и элементного состава банковской системы Российской Федерации позволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управления. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Цель работы – рассмотреть надзорные и контрольные функции центрального банка РФ в системе финансового контроля. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучить современную банковскую систему; разработать способы совершенствования банковских системы РФ. Объектом данной работы является банковская система Российской Федерации. Предмет исследования работы – современная банковская система. Теоретико-методологическую основы исследования функционирования финансово-кредитной системы с учетом влияния глобализационных процессов представлены в работах Абрамова А., Аганбегяна А., Алифановой Е., Аникиной И., Антонова М., Архипова А., Белолипецкого В., Боднера П., Бромвича М., Виниченко И., Киселева В., Коллонтая В., Кочетова Э., Кочмолы К., Лабынцева Н., Лапусты М., Наталухи И., Осипова Ю., Песселя М., Радыгина А., Росликовой И., Шаршуковой Л. и др.; Эмпирическая база исследования. Значительный вклад осуществили такие российские авторы, как: В.Г. Герасимов, В.А. Жданова, Н.Г. Зубова, Т.В. Федотова, Е.В. Куликова, В.В. Сыроижко, Г.В. Голикова, Н.И. Щеблыкина, М.А. Гончарова, П.М. Чорба, Р.П. Малик, Н.Ю. Холод и др. Исследованию банковских ресурсов много внимания уделили и зарубежные ученые, а именно: Г. Асхауер, Д. Дж. Карлсон, Д. Мак-Нотон, Д. Т. Кох, Ф. Сынки, П. Роуз. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы. 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России 1.1 Понятие, сущность, цели и значение надзора и контроля Банка России Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности. Исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Банковский надзор -- это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика. Согласно ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального бака РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля . Конституция устанавливает также, что данную функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Указанные положения Конституции РФ, как указывает Симановский А.Ю., по существу обусловливают целесообразность наделения Банка России широким спектром надзорных функций. Банковский надзор осуществляется, главным образом на основании, двух федеральных законов: ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также на основании многочисленных нормативных актах, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов. Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. В общем виде объекты банковского надзора закреплены в банковском законодательстве. К ним относятся кредитные организации. Однако помимо самих кредитных организаций к объектам банковского надзора следует отнести филиалы и представительства кредитных организаций в РФ и за ее пределами, а также филиалы и представительства иностранных банков в России. банк кредитный надзорный Субъектом банковского надзора является Банк России. Функции банковского надзора могут осуществляться Банком России, его высшими органами управления, органом банковского надзора при Банке России, создаваемым по решению Совета директоров, а также территориальными учреждениями Банка России. Банковский надзор обеспечивается путем постоянного наблюдения и проведения проверок. Предметом банковского надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России. Из содержания ст. 55 Закона о Банке России следует, что предмет банковского надзора не ограничен только обязательными нормативами. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи: 1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); 2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов; 3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики; 4) способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников. Основные задачи банковского надзора: 1) проверка соблюдения законов и банковских правил, 2) проверка соблюдения экономических нормативов, 3) проверка бухгалтерского учета и отчетности. Исходя из задач, определяются следующие функции банковского надзора. Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций: - изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии; - проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии; - анализ баланса и отчетности банка; - изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка; - проверка решений органов управления; - проверка работы ревизионной комиссии; - анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами; - проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами; - анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги); - проверка управления рисками; - проверка формирования резервов; - проверка гарантий; - проверка обоснованности и законности формирования доходов; - изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности; - выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств; - выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям; - выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов; - выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов; - проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России/ 1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля Центральный банк – это финансовый институт, который имеет особый статус. В первую очередь это, конечно, финансовый институт, выполняющий банковские функции по отношению к тем субъектам экономики, с которыми он связан клиентскими отношениями. Однако этот банк является уникальным в банковской системе, так как его клиентом, в том числе, является правительство страны. Центральный банк как финансовый институт несет обязательства перед всеми экономическими субъектами, снабжая экономику наличными деньгами. Сфера деятельности центрального банка страны находится в основном на макроэкономическом уровне. Центральный банк является экономическим институтом, так как он функционирует в сфере товарно денежных отношений. Также он является общественным институтом, так как его деятельность направлена на поддержание стабильности и развития экономики в целом, и в то же время не преследует цель получения прибыли. Центральный банк обладает широкими полномочиями по регулированию монетарной сферы экономики. Банк России определяет целями своей деятельности защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, российского рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Так как Центральный банк имеет особый статус и его деятельность многогранна, основные задачи Центрального банка сосредоточены в трех секторах: экономика в целом; Правительство; банки и банковская система. По отношению к экономике в целом, задачи, выполняемые центральным банком связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, поддержанием стабильности национальной валюты, удержанием инфляции в установленных границах, снижением безработицы. По отношению к правительству задачи связаны с помощью в реализации разного рода государственных программ, осуществлением оперативной банковской деятельности в отношении государственных органов. По отношению к банковской системе Центральный банк ставит задачу обеспечения эффективной работы кредитных учреждений. В некоторых странах Центральный банк осуществляет регулирование деятельности не только банковской системы, но и всех сегментов финансового рынка страны, следовательно, всех финансовых посредников, работающих на рынке банковских услуг, фондовом, валютном, страховом и других рынках. К основным функциям Центрального банка можно отнести следующие: регулирование денежно кредитной системы; нормативное регулирование; банковское обслуживание государства; • банковское обслуживание коммерческих банков; надзорная и контрольная. Функция регулирования денежно кредитной системы, в первую очередь, подразумевает использование монетарных инструментов для контроля за денежной массой в экономике. Классическими инструментами являются: учетная ставка Центрального банка (или ставка рефинансирования, или ключевая ставка), норматив обязательного резервирования по депозитным операциям, и проведение операций на открытом рынке. К монетарным инструментам может быть отнесено использование прямых количественных ограничений для проведения отдельных банковских операций. Также центральный банк осуществляет эмиссию наличных денег, обеспечивая все субъекты экономики средствами обращения. Нормативное регулирование – это разработка и законодательное введение правил осуществления банковской деятельности и другой финансовой деятельности, если это определено полномочиями национального регулятора, правил бухгалтерского учета, порядка расчетов во внутреннем обороте и с международными организациями. Банковское обслуживание государственных органов – одна из важнейших функций Центрального банка. Кроме нее выделяют также ведение счетов правительства, обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, а также управление золотовалютными резервами. То есть, Центральный банк ведет оперативную работу со счетами правительства на всех уровнях государственной власти, министерства финансов, а также суверенных фондов страны. Центральный банк является головным банком для всей банковской системы страны. Коммерческие банки зависимы от центрального банка при осуществлении своей деятельности, в том числе обязаны открыть счета в центральном банке для проведения некоторых операций, а также могут рассчитывать на получение кредитов и другую помощь при ведении своего бизнеса. Центральный банк осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков и других финансовых посредников на некоторых финансовых рынках. Определяя правила и нормативы финансовой деятельности центральный банк регулярно проверяет то, как финансовые институты их соблюдают. Центральный банк регистрирует и лицензирует финансовые организации, может приостановить их деятельность и отозвать выданную лицензию. Также регулятором осуществляется регистрация эмиссии ценных бумаг финансовых институтов, и валютный контроль. Центральный банк может осуществлять надзор за работой всего финансового рынка, предотвращая незаконные операции на нем и защищая от мошенничества. Операции центрального банка разнообразны и связаны с его целями, задачами и функциями, которые описаны выше. Фактически, в операциях центрального банка детально представлены его функции. В качестве примера приведем некоторые операции центрального банка Российской Федерации: эмиссия наличных денег в обращение; осуществление кредитных, расчетных, кассовых и депозитных операций; покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; операции с облигациями Банка России и депозитными сертификатами; операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте; покупка, хранение, продажа драгоценных металлов; хранение и управление ценными бумагами и другими активами; выдача поручительств и банковских гарантий; осуществление операций с финансовыми инструментами для управления финансовыми рисками; другие банковские операции. Выступая регулятором банковской деятельности Центральный банк функционирует в правовом поле. Это связано, прежде всего с разработкой и принятием законов, регламентирующих деятельность банков. С другой стороны, соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, принимаются положения, регламентирующие деятельность банков. Нормативные акты и инструкции базируются на действующем законодательстве и уточняют основные положения законов. Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона: В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (редакция 2016 г.). Закон «О ЦБР» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Второй по значению – «Федеральный закон О банках и банковской деятельности (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016 г.). Это специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации. Новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации связан с Федеральным законом № 161 ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе». Основной миссией национальной платёжной системы Российской Федерации является создание надёжных, удобных и доступных национальных платёжных карт и электронных средств платежа для населения России. Для этих целей в рамках АО «НСПК» созданы бесперебойные и функциональные операционный центр, и платёжный клиринговый центр НСПК, а также налажен выпуск платёжной карты «Мир» – национального инструмента для совершения финансовых операций.. Помимо указанных выше нормативных актов можно также выделить: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)35 доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции 2016 г.), Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 ФЗ, Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177 ФЗ, Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 апреля 1995 г.) и др. Одним из элементов особого публично правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. № 115 П ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Центральный банк играет ключевую роль в финансово кредитной системе страны. Он является регулятором денежно кредитной политики, воздействующим на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы а, в конечном итоге, экономики. Грамотная кредитно денежная политика Центрального банка государства способствует росту экономики, снижению темпов роста инфляции и безработицы. Проводя операции на открытом рынке ЦБ регулирует объем ресурсов коммерческих банков. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы в целом. 1.3 Системы банковского надзора В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента: 1) лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации; 2) текущий контроль. Лицензирование выполняет функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д. Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание того и другого методов. Контроль над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1. Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. Важный этап надзорной деятельности -- дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Данный вид называется офсайт надзор . Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками. Второй вид банковского надзора - контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов. Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования: а) кредитная организация как таковая; б) системные связи кредитных организаций. В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и отчетность. Например, это необходимо во избежание покрытия дефицита бюджета путем дополнительного выпуска необеспеченных денежных бумаг. Либо в случае возникновения долгов у государства перед кредиторами, государство должно будет самостоятельно решать данный вопрос: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства…» (Закон «О Центральном банке РФ»)[5, C. 64]. Еще одной причиной закрепления независимого положения Центрального банка можно назвать осуществление Банком надзора в банковской и финансовой сферах. Надзорный орган обязан быть независимым, что обеспечивает его объективность. ЦБ в этом плане в чем-то сравним с другим надзорным органом прокуратурой. В соответствии с Конституцией, назначение на должность Генерального прокурора и его заместителей, освобождение их от должности осуществляются Советом Федерации по представлению Президента. Из этого следует, что назначение руководства такого значимого для страны органа государственной власти осуществляется разными ветвями власти. При этом Правительство в данном процессе не принимает никакого участия, чего нет при назначении членов Национального финансового совета Центрального банка[6, C. 295]. Результаты рассмотрения позволяют прийти к следующему выводу: положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» позволяют говорить о самостоятельности Банка России, о наделении его значительным объемом полномочий, позволяющих выполнять основную конституционную функцию – защиту и обеспечение устойчивости рубля. 2. Оценка контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ 2.1.Анализ контрольной деятельности ЦБ РФ Банковская система регулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этому Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Банк России не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России. Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением: 1) регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций; 2) отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля. В практике нередко эти формы комбинируются между собой, или используются одновременно. Согласно Федеральной службе государственной статистики, на 1 сентября 2015 года сумма обязательных резервов, депонированных в качестве хранения на счетах в Центральном Банке кредитными организациями, составила 489,1 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,9 % . Усредненная величина обязательных резервов с 10 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года составила 1068,6 млрд. руб., увеличившись с начала года на 2,1 % . Правом на усреднение в этот период воспользовались 627 кредитные организации (80,6 % от общего числа кредитных организаций). По состоянию на 1 сентября 2015 года сумма обязательных резервов, депонированных на счетах для хранения обязательных резервов в Банке России кредитными организациями, составила 489,1 млрд. рублей, увеличившись за год на 8,9 % . Усредненная величина обязательных резервов с 10 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года составила 1068,6 млрд. рублей, увеличившись с начала 2015 года на 2,1 % . В этот период правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 627 кредитные организации, или 80,6 % от общего числа действующих кредитных организаций. Во - вторых, процентная политика может проводиться центральным банком в двух направлениях: депозитарной, когда проводится изменение ключевой ставки и кредитной, когда регулируются займы коммерческих банков у Банка России. Ключевая ставка есть процент, по которому коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка. В случае, когда этот процент снижается, кредиты становится брать выгоднее, вследствие чего увеличиваются резервы коммерческие банков, а, значит, увеличиваются и деньги в обращении. В случае же повышения ключевой ставки, брать кредиты становится невыгодно, и масса денег в стране сокращается. Под влиянием многих факторов, определяющих макроэкономическую стабильность в стране, таких как, политическая обстановка, внешнеэкономические санкции, высокий уровень инфляции, руководством ЦБ РФ в декабре 2014 года было принято решение повысить учетную ставку до 17 % . Данное мера была необходима для ограничения возросших девальвационных и инфляционных рисков. Однако уже в январе 2015 года значение учетной ставки стало снижаться и к сентябрю 2015 года оно составило 11 % . В - третьих, наиболее гибким инструментом центрального банка для поддержания ликвидности коммерческих банков являются проводимые операции центрального банка на открытом рынке. Операции, проводимые ЦБ на открытом рынке напрямую влияют на размер располагаемых ресурсов коммерческого банка, поддерживая либо сокращение, либо расширение объемов кредитных вложений, а следовательно, сокращая или увеличивая ликвидность банков. В - четвертых, управление объемом наличной денежной массы в обращении, эмиссия денег. Центральный банк рассчитывает прогнозы кассовых оборотов для определения необходимой потребности в наличных деньгах как страны в целом, так и для субъектов РФ и коммерческих банков. Данные расчеты определяют ту необходимую сумму денежной массы, которую необходимо добавить в обращение, либо же изъять из него. Так, в течение 2015 года темп прироста денежной массы в стране возрастал. Денежный агрегат М2 на 1 января 2015 года составил 32, 1 трлн. руб. против 30,6 трлн. Руб. на 1 декабря 2014 года. Всего за месяц показатель возрос на 4,8 % . По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года денежный агрегат М2 увеличился на 2,2 %. В - пятых, валютное регулирование. На валютный курс оказывают влияние набор разнообразных факторов, таких как: доля импорта в ВВП, дефицит бюджета и источники его покрытия, платежный баланс, политическая обстановка и т.д. Наиболее эффективным инструментом валютного регулирования является валютная интервенция, суть которой состоит в целенаправленном вмешательстве центрального банка в операции на валютном рынке для воздействия на курс национальной валюты. На сегодняшний день Центральным Банком России осуществляется политика плавающего курса рубля. Это обусловлено, прежде всего, переходом к режиму таргертирования инфляции (обеспечению ценовой стабильности). Плавающий валютный курс позволяет Центральному банку проводить денежно - кредитную политику, направленную на решение внутренних задач, а именно, на снижение инфляции [Федеральный закон от 10.07.2002 № 86 - ФЗ (ред. от 01.07.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»]. В условиях дефицита материально-финансовых ресурсов сложно найти масштабные источники финансирования. Развитие же отраслей с высокой добавленной стоимостью, создаваемой на основе новых технологий, не требует для развития производства таких же масштабных материальнофинансовых вложений, как добыча ресурсов. Связано это с тем, что нематериальные активы можно тиражировать с низкой стоимостью копирования. Сырьевые отрасли способны обеспечивать покрытие текущих расходов, масштабный же рост добавленной стоимости производится при помощи интеллектуальных активов. Для того, чтобы экономика росла быстро желательно выявлять и развивать точки роста. Важную роль играет и денежно-кредитная политика. Деньги должны поступать в точки роста экономики. Причем стоимость денег должны быть ниже, чем отдача от них в точках роста. В экономике России спекулятивные рынки дают большую доходность, чем долгосрочные инвестиции. При одном контуре финансирования экономики деньги будут вымываться из реального сектора в спекулятивно-финансовый сектор. Поэтому для роста экономики целесообразно разделить эти контура финансирования. 2.2. Оценка надзорной деятельности ЦБ РФ Банковская деятельность является особенной деятельностью. Аккумулируя денежные средства и предоставляя их в качестве кредитов и иных видов вложений, банки являются важнейшими финансовыми посредниками. От их деятельности зависят как состояние дел отдельных предприятий, так и экономики в целом. В силу этого и ряда других причин все процессы, происходящие в банковской сфере, подвергаются регулированию и контролю со стороны государственных органов. Центральной частью управляющего воздействия государства на функционирование коммерческих банков в современных условиях является банковское регулирование и надзор, осуществляемые Центральным банком [1]. Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Проведение комплексного анализа теоретической и правовой основ административно-правового регулирования контрольной и надзорной деятельности органов государственного управления
- Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов (на примере ИФНС №1 по ЦАО г
- Изучение аспектов деятельности Банка России и взаимоотношений с коммерческими банками, анализ его деятельности