VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ и оценка собственного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001286
Тема: Анализ и оценка собственного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда 
Кафедра социального страхования, экономики и управления предприятиями
                                        

ВКР допущена к защите
Зав.кафедрой социального страхования, экономики и управления предприятиями
______________ д.э.н., профессор Андрющенко Г.И.
«___» _________________ 2016 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ и оценка собственного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности (на примере ООО «РИЗА»)»

направление подготовки 
38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата)


                                                                Выполнил: студентка группы Мк-12 
                                                                заочной формы обучения 
                                                                Долотова Надежда Васильевна
     
     
     Научный руководитель:
     к.э.н., доцент
     Баранов Андрей Андреевич
     








Москва  2016






Оглавление


Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………..

6

1.1 Сущность и характеристика конкуренции и   конкурентоспособности товара и организации …………………….                                        

6

1.2 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия………………………………………………………………         

20

1.3      Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия..              
31
Глава    2.     Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «РИЗА»………………………………………………...

38

2.1        Организационно-экономическая характеристика            ООО 
«РИЗА»…………………………………………………………………

38

2.2   Анализ конкурентоспособности и оценка потенциала  предприятия ООО «РИЗА»………………………………………………..

45

2.3     Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции в            ООО «РИЗА»……………………………………………………………..

54
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности ООО «РИЗА»…………………………………

62

3.1   Совершенствование структуры предприятия и пути повышения спроса на продукцию, выпускаемую ООО «РИЗА»………………….

62

3.2 Предложения по повышению конкурентоспособности            предприятия общественного питания на примере  ООО «РИЗА»……

73
Заключение…………………………………………………………………..
81
Список использованных источников и литературы…………………..
83


                                                         Введение
     
     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. 
     С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. 
     Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности. 
     На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. 
     Актуальность работы объясняется тем обстоятельством, что конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью. 
     Оценка потенциала и конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте   [9,      с.12].
     Проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
     - сосредоточении усилий широкого круга предприятий на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
     - изучении опыта других предприятий, которые поставляют на рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам, с целью возможного его использования на своем предприятии;
     - активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям стандартов [16, с.38].
     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
     Объектом исследования в данной работе выступает - ООО «РИЗА», основным видом деятельности которого является предоставление услуг населению в сфере общественного питания и организация розничной торговли продукцией, как собственного производства так и производства других предприятий.
     Предметом исследования являются - механизмы, способы и средства повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.
     Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции ООО «РИЗА», а также на конкурентоспособность самого предприятия в целом, предложение мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности.
     В связи с этим задачами дипломного проекта являются:
     - определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности товара и организации;
     - анализ потенциала и конкурентоспособности продукции в ООО «РИЗА»;
          - разработка предложений по повышению  конкурентоспособности продукции и организации в целом.
	Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 3.1 и 3.2 могут быть использованы в практической деятельности менеджера при реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности организации и производимой продукции.
     Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 53 источников. 
	В первой главе представлены теоретические основы конкурентоспособности предприятия, методы её оценки и факторы которые влияют на конкурентоспособность предприятия. 
     Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика ООО «РИЗА», а также проведен анализ потенциала и оценка конкурентоспособности данного предприятия. 
     В третьей главе изложены предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия и спроса на продукцию.	Информационной базой при выполнении работы стали работы специалистов в области конкурентоспособности, нормативная и методическая литература по исследуемым вопросам в том числе и [8, 14, 16, 29, 40, 41].












Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
    
     1.1 Сущность и характеристика конкуренции и конкурентоспособности товара и организации
    
      Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия»   и «конкурентоспособность товара».
     Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.
     Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
 - качество продукции и услуг; 
 - наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; 
 - уровень квалификации персонала и менеджмента; 
 - технологический уровень производства; 
 - налоговая среда, в которой действует предприятие; 
 - доступность источников финансирования. 
     Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута [8, с.16].
     Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.
     В целом можно выделить четыре основных уровня или степени конкурентоспособности предприятия:
     1. Руководство предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они уверены в совершенстве качества или технического уровня своей продукции, в явных преимуществах ее по сравнению с изделиями конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений и службы маркетинга, что готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Любые дополнительные улучшения на производстве или в управлении считаются излишеством.
     Такой подход может принести предприятию успех, если оно сумеет найти на рынке нишу, которая убережет от немедленной конкуренции. Но как только предприятие или фирма начинают расти, увеличивать масштабы своего производства, может случиться следующее: предприятие перерастет нишу рынка, на которую первоначально работало, и вступит в конкуренцию на другом его сегменте или первоначальная ниша разовьется в растущий рынок и станет привлекательной для других производителей. Тут уже одним умением просто выпускать продукцию не обойдешься. Нужно позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.
     2. Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы "внешне нейтральными". Это означает, что предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами. 
     Они стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли и использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты. Они следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве. Мало того, они стремятся пригласить к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию и чисто профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства. 
     И некоторые компании неизбежно оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы делового поведения, целиком базирующиеся на заимствовании передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям данной фирмы даже при незначительном усилии внутриотраслевой конкуренции.
     3. На третьем уровне конкурентоспособности, управление начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Производство становится, "поддерживаемым изнутри" всеми другими подразделениями организации.
     Успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько производства, сколько управления, и чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в   принятии решений, лучшая мотивация работников и т. п.
     4. Производственная система предприятий, которым удалось достичь четвертой степени конкурентоспособности оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только стремятся копировать опыт других предприятий данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов, но готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления. 
     Именно они и называются предприятиями с производством мирового класса [11, с.50, 29, с.215].
     Многочисленные прогнозные обследования однозначно показывают, что в ближайшее десятилетие устойчивые позиции на меняющемся и усложняющемся рынке смогут занять только те компании, производственно-управленческий потенциал которых позволит им согласованно решать ряд задач, считавшихся практически взаимоисключающими. 
     Это прежде всего относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременно наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат [14, с.42].
     Особое место занимают обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. 
     Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность — выше [25, с.33].
     Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.
     Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов. 
     Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
     - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
     - определяющими  затратами  потребителя  при  удовлетворении  его потребностей  посредством  данного  изделия  (затраты  на  приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
     - конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.) [15, с.65].
     Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. 
     Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
     - нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
     - техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
     - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
     - организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий).
     Методика  анализа   конкурентоспособности   продукции   рассмотрена   на 
рисунке 1.
     Изучение конкурентоспособности товара важно для любого предприятия, поскольку рыночные отношения не позволяют длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию [10, с.78].
     Основным фактором достижения конкурентоспособности продукции является её качество. Качество продукции — совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. 
 
     Рис. 1.  Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции
    
     К другим статичным факторам относятся:
     - цена продукции; 
     - затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения); 
     -  качество сервиса продукции. 
     Система показателей конкурентоспособности продукции показана  на рисунке 2. 
     Структура приоритетов конкурентоспособности продукции, будет следующей: 4:3:2:1. Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение качества продукции, затем — на снижение издержек предприятия, совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции с целью сокращения эксплуатационных затрат и в последнюю очередь — на повышение качества сервиса продукции. Указанные на рисунке 2 показатели (факторы) конкурентоспособности отражают как бы статику процесса управления. 
     На конкурентоспособность оказывают влияние и динамичные факторы: 
     - факторы времени; 
     - синергичности; 
     - неопределенности внешней среды; 
      - неэтичности партнеров и др.
    
     Рис.2. Место качества продукции среди статичных  факторов конкурентоспособности.
    
     С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия «качество» и «полезный эффект».  
     Качество — потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект – действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40-70 % его потенциальной способности, т. е. потребительские свойства используются на 40-70 %. На практике экономически нецелесообразно достигать 100 % использования потребительских свойств, так как в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства [23, с.84, 41, с.44].
     В свою очередь, как было указано выше, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию   (эксплуатации) продукции и качество ее сервиса в соотношении 4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов менеджмента). Отсюда следует, что повышение качества — не глобальная, а локальная цель организации. 
     Глобальная цель — обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара.
     С теоретической точки зрения для комплексного охвата проблемы обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров необходимо рассматривать одновременно в статике и динамике, т. е. и как структуру, и как процесс. 
     Система обеспечения конкурентоспособности как структура — это система, состоящая из внешнего окружения организации («вход», «выход», связи с внешней средой, обратная связь) и ее внутренней структуры (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы), нацеленная на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. 
     Система обеспечения конкурентоспособности как процесс — это процесс реализации взаимосвязанных научных подходов, принципов, методов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем функциям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров.
     Структура системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) является базовой для любых систем менеджмента, цели которых специфичны при единой направленности — обеспечении конкурентоспособности.
     Данная система является открытой и состоит из внешнего окружения и внутренней структуры. К компонентам внешнего окружения относятся: вход, выход системы, связи с внешней средой и обратная связь. Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. рисунок 3). 
     
     Внешняя среда
     
                        
     
     		
     
               Вход                                                                                      Выход
     
     
     
     
     
     
     
                                                      Обратная связь
     
     Рис. 3. Система обеспечения конкурентоспособности
     
     Анализ системы начинается с ее "выхода" - выпускаемых фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств и т. п.). Главное требование к "выходу" – обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем (внутреннем) рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования фирмы. Основным условием обеспечения потенциальной конкурентоспособности "выхода" системы является высокое качество стратегических маркетинговых исследований. Затраты на последующих стадиях жизненного цикла товара растут высокими темпами. Например, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг. Затраты на организационно-технологическую подготовку производства в 2 - 5 раз больше затрат на НИОКР [7, с.90, 12, с.53, 39, с.55].
     Материализация объекта НИОКР в производстве требует еще больших затрат. Чем больше программа выпуска объектов, тем меньше доля предпроизводственных затрат в совокупных затратах за жизненный цикл объекта. Затраты на использование (эксплуатацию) товаров длительного пользования (более одного года) в несколько раз больше цены объекта.
     Приоритетной стратегией поведения предприятия в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов у их потребителей. 
     Отсюда вывод: для повышения качества "выхода" системы необходимо сначала повышать качество стратегического маркетинга и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров. 
     К "входу" системы относится все, что получает предприятие для производства товаров: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного "входа" путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. 
     К компонентам "обратной связи" системы относятся: требования, рекламации клиентов, новая информация для потребителей товаров предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товаров, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с предприятием-поставщиком основного товара, так и с поставщиками ("входом") предприятия [51].
     К компонентам внешней среды предприятия относятся макросреда, инфраструктура и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость работы предприятия.
     Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Некоторые факторы макросреды оказывают прямое влияние на функционирование предприятия. 
     В принципе, чем больше конкурентоспособность страны, тем выше конкурентоспособных предприятий.
     Инфраструктура региона характеризуется системой следующих его отраслей: 
     - рыночная инфраструктура региона; 
     - мониторинг окружающей природной среды; 
     - здравоохранение; 
     - наука и образование; 
     - культура; 
     - торговля; 
     - общественное питание; 
     - транспорт и связь; 
     - промышленность; 
     - строительство; 
     - жилищно-коммунальное хозяйство; 
     - бытовое обслуживание населения; 
     - пригородное сельское хозяйство. 
     Некоторые отрасли региона оказывают прямое влияние на функционирование предприятия (налоговая система, законодательная система и др.), а другие - косвенное.
     К факторам микросреды предприятия можно отнести: 
     - непосредственных конкурентов предприятия по выпускаемым им товарам; 
     - всех конкурентов поставщиков ("входа"); 
     - маркетинговых посредников предприятия по "входу" и "выходу" системы; 
     - контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). 
     Чем выше конкуренция по "входу" и "выходу" системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых предприятием товаров.
     Компонентами подсистемы научного сопровождения являются: 
     - основные экономические законы функционирования рыночных отношений; 
     - законы организации; 
     - научные подходы к управлению; 
     - специфические принципы управления.
     Компонентами обеспечивающей подсистемы являются: 
     - правовое; 
     - материально-техническое; 
     - финансовое; 
     - информационное обеспечение.
     Компоненты управляемой подсистемы: условия организации труда и отдыха, состав работников, личностные характеристики персонала.
     К компонентам управляющей подсистемы относятся: администрация и её состав, управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы.
     На рисунке показаны связи всех подсистем, что свидетельствует о необходимости соблюдения всех компонентов при решении любой задачи и, в частности, при повышении конкурентоспособности предприятия  [40, с.24, 44, с.57].
     На качество продукции влияют внешние и внутренние факторы.
     К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. 
     Их классифицируют на следующие группы:    
 - технические; 
 - организационные; 
 - экономические; 
 - социально – психологические.
     Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
     Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
     Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
     Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
     Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д. [45, с.105, 48, с.165].
     Все эти факторы  связаны между собой и влияют на качество продукции.
     Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.
     Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции. Согласно ГОСТ 15467-91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
     Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции  [19, с.112, 28, с.98].
     К показателям качества продукции относятся следующие:
     - назначения;
     - надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
     - экологичности;
     - эргономичности;
     - технологичности;
     - эстетичности;
 - стандартизации и унификации; 
 - патентно-правовые; 
 - безопасности применения; 
 - сертификационные.
     Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирования показателей качества продукции наиболее ответственным этапом является стратегический маркетинг. 
     Целью любой организации (или системы менеджмента) является выпуск конкурентоспособного товара [41, с.45].
     Для того чтобы определить уровень качества продукции, необходимо найти численное значение показателя качества продукции. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяют следующие методы:
     а) измерительный – при помощи инструментов и приборов;
     б) регистрационный метод – который основан на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, оригинальных защищенных патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, стандартизация и унификация;.
     в) вычислительный метод – основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции;
     г) органолептический метод – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц, их определяющих;
     д) социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей [50, с.86].
 
     1.2 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия
     
     Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. 
     В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов [42, с.78, 50, с.129].                                                                                           	Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: 
     - сбытовым филиалам; 
     - торговым посредникам; 
     - по конкретным товарам и рынкам сбыта.
     Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:
     - обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке; 
     - изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции; 
     - выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями; 
     - выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии; 
     - изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; 
     - определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна); 
     - выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий); 
     - нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции; 
     - приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых); 
     - дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия-производителя и другого; 
     - воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа [11, с.123].
     Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. 
     Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно поделить на аналитические и графические (рисунок 4.). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
   
     Рис. 4. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
     Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия.
     1. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация следующего характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий.
     Все показатели, которые можно рассчитать на основе реально имеющейся информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. 
     2. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме (формула (1)). Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности [2, с.135].

                                            MS = RC / TC,                                                             (1)
     	
     где  MS – доля рынка субъекта;
             RС – розничный объем товарооборота;
             TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.
    
     Данная методика позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов:  аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. 
     Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, улучшающейся, ухудшающейся, быстро ухудшающейся.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.