VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002836
Тема: Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финуниверситет)

Владимирский филиал Финуниверситета Кафедра «Экономика и финансы»


Допустить к защите:
Заведующий кафедрой

__________ к.э.н., доцент Д.В. Кузнецов

«____» _____________201__ г.



Выпускная квалификационная работа

на тему: «Финансовое состояние компании:
 краткосрочный и долгосрочный аспекты
(на примере ФГУП «Почта России»)»



Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Профиль «Финансы и кредит»


Выполнил: студент
      группы ЗБЗ-ЭК502 Макарова Анна Альбертовна
Руководитель: к.э.н., доцент кафедры
«Экономика и финансы»
Ломов Евгений Евгеньевич




Владимир – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Финансовое состояние организации и роль оценки финансового состояния в современных условиях……………………………………..6
1.2 Подходы к оценке финансового состояния…………………………11
1.3 Тактический план как звено между оперативным и долгосрочным планированием…………………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
2.1 Краткая характеристика организации и анализ структуры управления…………………………………………………………………27
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации…….34
2.3 Анализ краткосрочных и долгосрочных рисков…………………….42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
3.1 Анализ затрат обособленного структурного подразделения связи..46
3.2 Разработка предложений по совершенствованию деятельности организации……………………………………………………………….50
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий……………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ…..........................................................................................67



ВВЕДЕНИЕ
     В современных экономических условиях вопросы финансового менеджмента выходят на первый план. Экономический кризис, продолжающийся уже более 2 лет, поставил перед предприятиями важнейшую задачу – обеспечить поступательное развитие с сохранением уровня результирующих финансовых показателей. Однако, без новых идей по совершенствованию деятельности, добиться этого внутри предприятия невозможно. 
     Государственные почтовые услуги, которые стали отходить на второй план с появлением электронной почты, Интернета, электронных систем платежей, в настоящее время стали снова набирать обороты. Причина состоит в резком увеличении количества покупок в недорогих китайских интернет-магазинах. К сожалению, основные недостатки работы почты сохранились – скорость и сохранность посылок остаются на низком уровне. 
     Сохранить конкурентоспособность государственных почтовых услуг – основная задача «Почты России». При этом, ориентироваться следует не только на клиентоориентированности, но и на проявлении норм корпоративной социальной ответственности перед сотрудниками. Еще одной проблемой является низкий уровень оплаты труда почтовых работников – как на федеральном, так и на региональном уровне. 
     Актуальность работы. Решение представленных проблем невозможно представить без разработки плана мероприятий, который будет иметь конкретное финансовое наполнение. Именно поэтому важнейшим является оценка и прогнозирование финансового состояния организации, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Следует отметить, что при разработке мероприятий возможно учитывать положительный опыт других государственных предприятий – например, ПАО «Сбербанк России». 
     Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является Федеральное государственное унитарное предприятие (далее по тексту – ФГУП) «Почта России». Предмет исследования – финансовое состояние организации. 
     В качестве основной цели выпускной квалификационной работы выдвинута разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ФГУП «Почта России». Для реализации поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
     1) Проанализировать основные подходы, используемые при оценке финансового состояния организации;
     2) Проанализировать основные функции тактического планирования как звена между оперативным и долгосрочным планированием;
     3) Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
     4) Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности организации и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий. 
     Теоретическая значимость работы состоит в систематизации подходов к оценке финансового состояния. Практическая значимость работы – в разработке действенных предложений по повышению прибыли и рентабельности компании с учетом возможных рисков. 
     Проблема оценки финансового состояния организации нашла свое отражение в трудах отечественных исследователей: Аксенова А.П., Васильевой Е.В., Жилкиной А.Н., Пожидаевой Т.А.,Токаренко Г.С., а также зарубежных исследователей Дж.ван Хорна, Дж.М.Маховича и др. Информационная база выпускной квалификационной работы также включает в себя:
     - научные труды отечественных и зарубежных исследователей в виде монографий и статей;
     - учебные пособия по экономике предприятия, экономической теории и финансовому анализу;
     - нормативно-правовые акты;
     - другие материалы сети Интернет, посвященные проблематике работы.
     Структура выпускной квалификационной работы имеет следующий вид: введение, содержательная часть из 3 глав, поделенных на 9 параграфов, заключение, список использованных источников, приложения. Работа проиллюстрирована 10 рисунками, 14 таблицами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
     1.1 Финансовое состояние организации и роль оценки финансового состояния в современных условиях
     Оценка финансового состояния организации является неотъемлемой процедурой на предприятиях любого типа и любых возможностей. Даже если мы рассматриваем сверхмалое предприятие, то оно все равно проводит оценку собственного финансового состояния1. 
     Основной причиной важности исследования финансового состояния является тот факт, что полученные показатели помогают принимать правильные и эффективные управленческие решения. Финансовое состояние – своего рода подсказка руководителю, на основании которой будут приниматься тактические и стратегические решения. То есть исследование финансового состояния необходимо для планирования деятельности предприятия. При этом по своей дальности планирование может быть2:
     - текущим, направленным на решение проблем в настоящее время. Финансовые показатели прогнозируются на небольшой промежуток. Скажем, после оценки финансовых показателей за декабрь, в ходе текущего планирования прогнозируются значения на январь. Например, объем спроса на продукцию;
     - краткосрочным (или тактическим), при котором прогноз строится на более длинный период, однако, не превышающий 1 года; 
     - долгосрочным (стратегическим), при котором определяются перспективы развития предприятия на значительный период времени. Например, если мы рассчитали оборот предприятия в базисном году в 10 млн.рублей, то стратегической целью может являться увеличение оборота до 15 млн.рублей через 3 года.
     Еще одним важным аспектом необходимости оценки финансового состояния организации является тот, что проведенный анализ позволяет разработать бизнес-план. 
     Бизнес-планом считается проект по модернизации функционирующего предприятия (или проект по открытию нового предприятия), который обобщает в себе маркетинговое, техническое, финансовое и экономическое исследование3.
     На основании маркетингового анализа определяется место организации на рынке, тип рынка и его сегментация, а также покупательские предпочтения и степень их влияния на рыночное равновесие. Как правило, при составлении бизнес-плана, маркетинговый анализ осуществляется в первую очередь – если на рынке не будет потребности в товаре (работе, услуге) на прогнозируемый период, то тогда смысла лишены все проекты по модернизации и запуску новых мощностей. Все же деятельность предприятия определяется не только собственными производственными возможностями (внутренний фактор), но и рыночными факторами.
     На следующем этапе при составлении бизнес плана проводится техническая оценка проводимых изменений и модернизаций. Если мы рассматриваем строительство нового объекта, то должны оценить, насколько велика будет трудоемкость при его возведении. Это позволит рационально спрогнозировать потребности в необходимых материальных и трудовых ресурсах на каждом этапе проекта4.
     Только после маркетингового и технического исследования, производится финансовое исследование деятельности предприятия. Оценка финансового состояния для предприятия при бизнес-планировании необходима – она позволит оценить возможности предприятия, учитывая специфику производства, а также внешние факторы.
     Таким образом, оценка финансового состояния – это ключ при принятии решения о целесообразности изменений. Однако, окончательное решение принимается не при финансовой, а при экономической оценке.
     Поэтому для оценки проводимых изменений используется критерий чистого дисконтированного дохода NPV. Его преимущество состоит в том, что денежные потоки дисконтируются, тем самым они переводятся в реальные, учитывая уровень инфляции (1)5:
                                                                      d=1/(1+q)^t                                                         (1)
     Где d- коэффициент дисконтирования, q- ставка дисконтирования (или дисконтный множитель, за который можно принять уровень инфляции, к которому добавлена оценка риска), t – период времени продолжительности (оценки) проекта.
     Основой для анализа по чистому дисконтированному доходу служит расчет показателей денежных притоков и оттоков. При этом денежные потоки необходимо пересчитывать в соответствие с коэффициентом дисконтирования. На каждом периоде реализации проекта находим разность между чистыми притоками и чистыми оттоками. Сумма разностей чистых притоков и оттоков и будет чистым дисконтированным доходом  (2)6:
     NPV=-I+(R1-TC1)*1/((1+q) )+…+(Rt-TCt)*1/(1+q)^t               (2)
     Если чистый дисконтированный доход оказывается больше NPV> 0, то проект принимается. Если же чистый дисконтированный доход оказывается меньше 0, то проект считается неэффективным и отвергается.
     Только после того, как будет доказана целесообразность изменений на всех четырех стадиях, только после этого бизнес-план может быть реализован на практике. Отметим, что бизнес-план является важнейшим проектным документом, на основании которого, например, банки определяют целесообразность предоставления кредитных средств.
     Кроме того, оценка финансового состояния организации проводится в следующих случаях7:
     - реструктуризации или ликвидации компании. При ликвидации компании оценка финансового состояния позволяет оценить стоимость объектов основных средств и запасов, что позволит в дальнейшем реализовать их на рынке;
     - при совершении сделки купли-продажи бизнеса. Иногда в СМИ можно встретить объявления о продаже бизнеса. Человек может продавать предприятие по разным причинам, однако покупатель, в первую очередь, будет смотреть на финансовое состояние предприятия. Например, если у предприятия огромное количество долгов, то его цена должна быть соответствующей (фактически, предприятия с долгами продаются за бесценок);
     - при проведении переоценки активов организации;
     - при получении различных займов и инвестиций. Для потенциальных инвесторов информация о финансовом состоянии предприятия необходима – вряд ли найдутся инвесторы, готовые вложить средства в малорентабельный и убыточный бизнес;
     - при страховании имущества компании проведенная оценка финансового состояния является ключевым источником информации для страховой компании. На основании этой информации определяется страховой тариф и страховая премия;
     - при оформлении процедуры банкротства компании, оценка финансового состояния проводится для получения информации об извлечении доходов от продажи имущества компании для погашения долга перед кредиторами;
     Итак, основной ролью оценки финансового состояния предприятия являются:
     1) Оценка состояния структуры активов, а также динамики их движения;
     2) Оценка динамики движения собственного и заемного капитала (ниже мы рассмотрим правило финансового рычага, которое устанавливает оптимальное соотношение между собственным и заемным капиталом);
     3) Расчет и анализ показателей финансовой устойчивости, оценка их изменения и поиск факторов, влияющих на финансовую устойчивость;
     4) Анализ платежеспособности компании в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также анализ ликвидности ее баланса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2 Подходы к оценке финансового состояния
     Основной целью оценки финансового состояния предприятия, как уже было отмечено выше, является оценка финансовых результатов и финансового состояния на основании бухгалтерской отчетности8.
     Анализ финансового состояния предприятия достаточно многогранен, поэтому остановимся на ключевых его моментах:
     - в первую очередь, предприятие анализирует свои активы и пассивы (бухгалтерский баланс). На основании изменения показателей бухгалтерского баланса уже можно сделать первоначальные выводы о состоянии организации. Например, снижение стоимости основных средств может говорить об их списании вследствие износа – следовательно, необходима модернизация основных средств. Повышение краткосрочной кредиторской задолженности свидетельствует о понижении финансовой устойчивость предприятия – существенно снижается вероятность погашения краткосрочных обязательств в случае ухода с рынка или банкротства;
     - особое место в анализе бухгалтерской отчетности принадлежит анализу финансовых результатов организации за определенный период времени. Например, сокращение прибыли – свидетельство появившихся проблем (как внешних, например, падение спроса на продукцию, так и внутренних, например, снижение производительности труда). Именно на улучшение финансовых результатов должны быть направлены управленческие решения;
     - важными показателями являются показатели финансовой устойчивость компании. Для этого обязательства и активы подразделяются на 3 группы: текущие, краткосрочные и долгосрочные. Если обязательства превышают активы во всех периодах, то организация крайне неустойчиво – любое колебание рыночной конъюнктуры может привести к краху компании;
     - показатели рентабельности и мобильности капитала характеризуют степень отдачи от основных средств. Например, если в организации стоимость основных средств высока (следовательно, высоки и амортизационные отчисления и средства на модернизацию), а величина прибыли в расчете на 1 рубль основных средств незначительна, то это свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборудования и материалов.
     Таким образом, аналитическая функция бухгалтерского учета состоит в расчете основных статистических показателей – чем больше показателей будет подвергнуто анализу, тем более полная картина сложится о финансовой составляющей в деятельности организации9.
     Итак, в рыночной экономике бухгалтерская отчетность является основным средством коммуникации, реализуя информационную функцию обеспечения финансового анализа. Вообще, выделяют 3 основных этапа оценки финансового состояния предприятия:
     1) Определение целей анализа и основных подходов, которые будут использоваться при его проведении;
     2) Оценка информации, представленной для анализа. В данном случае оценивается бухгалтерская отчетность. Отметим, что данные бухгалтерской отчетности и реальные данные могут существенно отличаться;
     3) Определение методов анализа, непосредственное проведение анализа, обобщение результатов и формулировка выводов по результатам анализа.
     На первом этапе происходит выбор подходов, с помощью которых будет проводиться анализ. Например, в качестве подходов можно рассмотреть10:
     - сравнение показателей предприятия со средними показателями предприятий по отрасли, либо с показателями наиболее успешных компаний. Здесь все достаточно очевидно – мы можем находиться либо ниже средних показателей, либо выше, приближаясь к показателям наиболее успешных компаний;
     - сравнение показателей данного периода с показателями предыдущих периодов – данный подход можно назвать анализом по схеме «базисный-отчетный»;
     - сравнение показателей предприятия с показателями фирм-конкурентов. Необязательно конкуренты являются эталонными – гораздо важнее оценить уровень конкурентоспособности именно на сегменте рынка предприятия.
     Второй этап предусматривает проверку качества представленной информации. Любые ошибки в бухгалтерской отчетности ведут, как правило, к принятию ошибочных управленческих решений. Поэтому проверка достоверности информации должна проводиться тщательным образом, если мы хотим получить на выходе объективный результат. 
     Третий этап – непосредственный анализ представленной отчетности. Можно выделить следующие основные методы финансового анализа:
     1) Горизонтальный анализ – производится сравнение каждой позиции отчетного периода с базисным периодом. При горизонтальном анализе строятся таблицы, в которых рассчитываются абсолютные показатели роста (снижения) и относительные показатели, выраженные в процентах;
     2) Вертикальный анализ – определение итоговых финансовых показателей с определением влияния каждой позиции в отдельности на общий результат. Например, пассивы предприятия увеличились в отчетном периоде на 10% (общий результат). Это произошло за счет увеличения кредиторской задолженности на N рублей (это уже анализ каждой позиции);
     3) Трендовый анализ, который заключается в сравнении позиции с результатами по данной позиции в предыдущих периодах. На основании трендового анализа строится прогноз значений показателя;
     4) Анализ относительных показателей – финансовых коэффициентов, заключается в том, что производится расчет отношений показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. Простейший пример – расчет рентабельности продаж. В бухгалтерской отчетности мы можем обнаружить только значение прибыли и выручки за определенный период. Разделив прибыль на выручку мы как раз получим показатель рентабельности продаж – в этом и состоит суть анализа финансовых коэффициентов;
     5) Факторный анализ заключается в определении влияния отдельных факторов на результирующий показатель.
     В настоящее время существует множество методик оценки финансового состояния предприятия11:
     1) Экономисты Войлотовский Н.В., Калинина А.П. и Мазурова И.И. считают, что оценку финансового состояния предприятия следует проводить по следующим направлениям:
     - анализ финансовой независимости предприятия;
     - анализ платежеспособности и ликвидности;
     - анализ и прогнозирование денежных потоков и чистых активов;
     - оценка возможного банкротства предприятия по выработанной для арбитражных управляющих критериях;
     - анализ финансовой устойчивости предприятия. 
     - рейтинговая (экспертная) оценка финансового состояния на основании выработанных весовых значений критериев.
     2) Экономист О.В.Ковалева к числу основных этапов оценки финансового состояния предприятия относит:
     - сравнительный анализ, когда показатели финансового состояния сравниваются с показателями периода, взятого за базисный;
     - группировку показателей в таблицы для придания большей наглядности;
     - метод цепных подстановок, при котором вместо одного показателя отчетного периода ставится значение показателя в базисном периоде. Подобный метод позволяет оценить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель (например, прибыль предприятия).
     3) Согласно подходу Г.В. Савицкой12, оценка финансового состояния может проводиться различными методиками, а главным является решение задач:
     - своевременное выявление и устранение недостатков в деятельности организации, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия;
     - прогнозирование финансовых результатов на некоторый промежуток времени (в зависимости от колебаний внешних факторов);
     - разработка мероприятий и принятие на их основе управленческих решений, которые позволяют более эффективно распределить ресурсы предприятия для увеличения прибыли.
     С точки зрения автора, комбинирование подходов даст больший эффект. Если первый подход можно рассматривать как бухгалтерско-статистический, который отвечает на вопрос, что происходит на предприятии в настоящий момент времени, то второй и третий подходы более ориентированы на прогнозирование показателей в будущих периодах. Именно поэтому оценка финансового состояния не должна быть однобокой – использование как можно большего количества методик позволяет принимать более объективные управленческие решения на основе репрезентативности расчетов. 
     Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, можно разделить на группы, отражающие различные аспекты экономической деятельности предприятия. Рассмотрим более подробно группировку показателей финансового состояния13:
     1) Степень платежеспособности предприятия оценивается в соответствие с коэффициентами финансовой ликвидности:
     - коэффициент абсолютной ликвидности, который рассчитывается как отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности (3):
     Коэффициент абс.ликв-ти=(денежные средства+кр.вложения)/(краткосрочные обязательства) (3)
     В мировой практике считается, что нормальным значением коэффициента абсолютной ликвидности является значение от 0,2 (предприятие может немедленно погасить 20% обязательств);
     - коэффициент ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных вложений и дебиторской задолженности (за вычетом запасов) к краткосрочным обязательствам (4):
        Коэффициент ликвидности=(Оборотные активы-Запасы)/(Краткосрочные обязательства)       (4)
     В мировой практике нормативное значение находится в пределах от 0,8 до 1. 
     - коэффициент покрытия представляет отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (5):
          Коэффициент покрытия=(Оборотные активы)/(Краткосрочные обязательства)           (5)
     Нормальным значением коэффициента считается значение, большее 2. 
     2) Финансовую устойчивость и независимость предприятия отражают следующие показатели:
     - коэффициент автономии, который, исходя из названия, находится как отношение собственного капитала ко всему балансу предприятия (6):
     Коэффициент автономии=(Собственные средства)/Баланс     (6)
     - коэффициент инвестирования, показывающий отношение заемных средств к собственным средствам (7):
     Коэффициент инвестирования=(Заемные средства)/(Собственные средства)      (7)
     Нормальным значением коэффициента инвестирования считается значение от 0,25 до 1. Такая большая вариация вызвана тем, что ученые до сих пор не могут придти к единому мнению, каким должно быть оптимальное отношение собственных средств к заемным. Правило финансового рычага позволяет ответить на данный вопрос, но оно применимо не для всех предприятий и не для всех экономических систем (например, для российской экономики его использование проблематично ввиду высоких процентных ставок). 
     3) Важнейшими экономическими показателями при оценке финансового состояния организации, являются коэффициенты рентабельности:
     - рентабельность продаж, которая показывает эффективность продаж и выражается отношением чистой прибыли компании к выручке (8):
                                 Рентабельность продаж=(Чистая прибыль)/Выручка                            (8)
     - коэффициент рентабельности собственного капитала дает представление об эффективности использования средств, инвестированных собственниками предприятия (9):
               Рент-ть собственного капитала=(Чистая прибыль)/(Собственный капитал )             (9)
     - коэффициент рентабельности оборотных активов показывает эффективность использования оборотных средств (10):
                     Рентабельность об.активов=(Чистая прибыль)/(Оборотные средства)                     (10)
     Также отметим важные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятий на территории России, а также предъявляющие требования к бухгалтерской отчетности и финансовым показателям:
     1) Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»14. Данный НПА также был изменен несколько раз: изменения от 30.12.1999, 24.03.2000, 18.09.2006, 26.03.2007, 25.10.2007 и 24.12.2010. Основной смысл документа – обеспечить прозрачность бухгалтерской отчетности, а, следовательно, и финансовых операций на предприятиях. Например, в последней редакции НПА обозначена необходимость раскрытия финансовой отчетности в сети Интернет;
     2) Постановление Правительства №367 от 25.06.2003 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». Вообще, арбитражный управляющий проводит оценку финансового состояния предприятия в случае объявления того банкротом. Данный НПА регламентирует последовательность проведения финансового анализа, а также дает указания по расчету коэффициентов, необходимых для правильной реализации процедуры банкротства.
     
     
     
     
     
     
     1.3 Тактический план как звено между оперативным и долгосрочным планированием
     Тактическое планирование занимает промежуточное положение между стратегическим (долгосрочным) планированием и текущим (оперативным краткосрочным планированием). Стратегическое планирование основано на долгосрочном прогнозе – примерно 10-15 лет.
     Одним из наиболее ярких примеров стратегического планирования является план по экономическому развитию страны или региона, который разрабатывается на длительную перспективу. Например, Министерство экономического развития Российской Федерации уже разработало план по стратегическому развитию национальной экономики вплоть до 2025 года.
     Однако, за общими формулировками и указанными в плане целями, нет вариантов конкретных действий, которые должны быть выполнены для реализации плана. Кто в этом виноват отдельный вопрос, но факт остается фактом – как правило, такие прогнозы носят чисто теоретический характер и имеют мало общего с практической действительностью.
     Приведем простой пример. При исследовании вопросов экономической безопасности государство всегда разрабатывает некоторую стратегическую программу, указывая основные угрозы. Особенный интерес представляет Государственная стратегия по обеспечению экономической безопасности РФ, одобренная Указом Президента РФ от 29.04.1996 г.№608. Несмотря на то, что прошло почти 20 лет с момента принятия данного документа, рассматриваемые в нем угрозы экономической безопасности, сохранили актуальность и в наше время. Отметим, что Государственная стратегия уже сама по себе означает рекомендации к действиям для органов власти. Рассмотрим, удалось ли реализовать положения, указанные в данном документе.
     Согласно документу, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности, названы:
     1) Повышение уровня бедности, увеличение имущественного неравенства, что по мнению авторов документа, ведет к нарушению общественного согласия. То есть здесь мы как раз имеем дело с понятием социально-экономической дифференциации. Основными угрозами в данном пункте являются:
     - расслоение общества на круг богатых и бедных, появление большого количества людей, неуверенных в жизни и завтрашнем дне;
     - увеличение количества бедных в городах, что создает почву для таких явлений как преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.;
     - рост безработицы как фактор возможных общественных конфликтов. Например, преступления в подавляющем большинстве случаев совершаются безработными;
     - задержка на предприятиях с выплатой заработной платы.
     Названные аспекты как раз характерны для социально-экономической дифференциации. Однако, поразительно другое – в следующем пункте авторы рассматривают деформированность российской экономики как угрозу национальной безопасности, выделяя следующие факторы (обращаем внимание, что с момента разработки документа прошло почти 20 лет – это поможет оценить эффективность экономических преобразований, проведенных в стране в указанный период):
     - усиление топливно-сырьевой направленности. По итогам 2015 года доходы от продажи нефти и газа составили 50,8% - цифры говорят о серьезной сырьевой ориентированности российской экономики;
     - низкая конкурентоспособность продукции российских предприятий на мировом рынке. Несмотря на вступление в ВТО в 2012 году, Россия остается на вторых ролях в мировой торговле. В особенности, это касается товаров микроэлектроники – компьютеры, смартфоны и т.п., то есть то, что наиболее востребовано и котируется на мировом рынке. Однако, есть и успешные примеры – например, вооружение;
     - свертывание производств в жизненно важных отраслях промышленности, и, главным образом, в машиностроении. Сейчас становится очевидным, к каким последствиям привело массовое закрытие машиностроительных предприятий в 90-е годы;
     - разрушение технологического единства научных исследований и разработок. Даже широко разрекламированное Сколково (по аналогу американской Силиконовой долины) не дает отдачи от вложенных в него средств – каких то инновационных открытий сделано не было. То же самое относится и к Роснано.
     Проанализировав положения документа можно сделать однозначный вывод – российская экономика продолжает испытывать сильнейшую зависимость от мировых цен на нефть. Как только они начинают падать, в стране сразу же начинается экономический кризис. То есть каких-то значимых шагов по решению данной проблемы предпринято не было – несмотря на то, что документ носил официальный характер и должен был служить в качестве целеуказателя.
     Мы рассмотрели, каким образом решается вопрос стратегического планирования на примере государства. В принципе, можно отнести это ко всем государственным предприятиям, которые в настоящее время далеки от эффективной работы.
     Частные предприятия устроены иначе – они реально ориентированы на получение экономической выгоды от своей деятельности, поэтому стратегические планы не носят формального характера. К тому же, многие частные предприятия имеют «западные» корни, поэтому к вопросам планирования на них руководство подходит особенно тщательно.
     На большинстве современных предприятий сроки планирования существенно изменились в последнее время. Если усреднить значения сроков, то мы получим:
     - оперативное планирование заключается в планировании на срок меньше 1 года. Например, планирование деятельности на ближайшие 1-2 квартала;
     - тактическое планирование, сроки которого составляют 1-2 года;
     - стратегическое планирование со сроками от 2 до 5 лет.
     Основная задача тактического планирования состоит в достижении целей по стратегическому плану. Как мы уже отметили, стратегический план предусматривает только цели, тактический же решает вопрос, какие действия необходимо предпринять для реализации этих целей.
     При тактическом планировании принятие управленческих решений носит более конкретный характер. Руководитель при этом ориентируется на подразделения предприятия, каждое из которых должно выполнять поставленную перед ним задачу в контексте тактического плана.
     Итак, выделим основные функции тактического планирования (рис.1)15:
      









Рис.1 Функции тактического планирования
     Рассмотрим более подробно названные функции:
     1) Грамотно составленный план обязательно содержит прогноз различных показателей. Без «попытки заглянуть в будущее», план теряет всякий смысл, поэтому функцию прогнозирования можно считать основной при тактическом планировании;
     2) Функция координации, которая заключается в том, что все отделы предприятия объединяются в контексте общей цели, при этом каждый выполняет поставленную перед ним задачу. Функция координации очень важна при управлении предприятием – только слаженный коллектив способен работать эффективно;
     3) Функция контроля, которая заключается в том, что тактическое планирование обеспечивает мониторинг ключевых показателей деятельности предприятия. Например, предусмотренная в тактическом плане инвентаризация поможет провести материальную оценку основных средств и запасов, выявить, по каким позициям присутствуют недостачи, а, следовательно, найти и устранить причину этих недостач.
     Основным документом, который составляется при тактическом планировании, является тактический план. Чтобы тактический план выполнял на него возложенные функции прогнозирования, контроля и координации, он должен соответствовать следующим условиям:
     1) План должен быть гибким. Что означает это понятие? Несмотря на то, что планируемые показатели носят конкретный характер, тактический план должен предусматривать возможности и варианты действий в случае отклонения этих показателей. Кроме того, некоторые отклонения могут быть выгодны для предприятия. Например, увеличение нормы выработки ведет к увеличению производительности труда и увеличению объемов выпуска. Соответственно, работники, которые работают с высокой производительностью труда, должны поощряться, чтобы не потерять стимулы. 
     Первый метод, который обеспечивает гибкость тактического плана – это дополнение тактического плана системой различных бюджетов. Наиболее успешные зарубежные опыт свидетельствует о том, что бюджеты являются главным методом планирования и контроля как на частных предприятиях, так и при государственном управлении.
     В узком смысле бюджет сравнивает фактические результаты с плановыми установками. В широком смысле бюджет представляет собой соотнесение доходов и расходов, проще говоря, финансовый план. 
     Важность при этом представляет соотнесение денежных потоков во времени, поскольку стоимость денег сегодня и через год различна – ввиду уровня инфляции. Ниже мы остановимся на основном критерии, который используют при анализе экономической эффективности любого плана – критерий чистого дисконтированного дохода. 
     Второй метод, о котором мы уже говорили, предусматривает разработку нескольких вариантов плана. При этом варианты могут различаться как несущественно (несколькими показателями), так и иметь серьезные отличия. Рассмотрим пример. Учитывая падение реальных доходов населения (которое происходит в настоящее время в нацио.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.