VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ экологического мониторинга как механизма формирования экологической культуры учащегося

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010372
Тема: Анализ экологического мониторинга как механизма формирования экологической культуры учащегося
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы экологического мониторинга…………………...…5
1.1. Понятие и виды экологического мониторинга…………………………..5
1.2. Цели и задачи экологического мониторинга. Применение сведений, полученных в ходе мониторинга…………………………………………...……7
1.3. Правовое регулирование экологического мониторинга………….……10
2. Экологический мониторинг как механизм формирования экологической культуры учащегося………………………………………………………….…13
2.1. Применение экологического мониторинга в преподавании географии в школе……………………………………………………………………………..13
2.2. Формирование экологической культуры учащихся на уроках географии…………………………………………………………..…………….15
3. Организация исследования………………………………………….……..19
3.1. Констатирующий этап……………………………………………..…….19
3.2. Формирующий этап……………………………………………...……….21
3.3. Контрольный этап и результаты исследования……………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….……………………………………...….31
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Работа посвящена изучению экологического мониторинга как части экологического воспитания.
     Экологическая проблема природы и человека в данный момент является актуальной. Кроме того, действие на окружающую среду человеческого общества принимает серьезные масштабы. Только совместная деятельность людей, которая совершается на базе полного осознания всех законов природы, сможет спасти планету. Человек должен понимать, что он является частью природы, и именно от него зависит существование других живых существ.
     Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической, образовательной.
     Объектом исследования является экологическое воспитание школьников.
     Предмет исследования – экологический мониторинг как часть экологического исследования.
     Цель работы – анализ экологического мониторинга как механизма формирования экологической культуры учащегося.
     Задачи исследования:
     1. Изучить понятие и виды экологического мониторинга;
     2. Рассмотреть цели и задачи экологического мониторинга;
     3. Изучить механизм правового регулирования экологического мониторинга;
     4. Выделить способы применения экологического мониторинга в преподавании географии в школе;
     5. Рассмотреть процесс формирования экологической культуры учащихся на уроках географии;
     6. Провести исследование по формированию экологической культуры учащихся.
     Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что полученные результаты исследования расширяют научные представления о воспитании экологической культуры на уроках географии.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий может быть использован студентами при подготовке к практическим занятиям по методике преподавания.
     Источниковую базу исследования составляют труды Бейсеновой А., Медеу А., Баранского Н., Душиной И.В., Понуровой Г.А., Даринского А.В., а также материалы которые публикуются на страницах периодической печати, научно-методических журналах, также нормативные документы и законы РК.
     По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Первая глава посвящена изучению теоретических основ экологического мониторинга. Во второй главе нами рассматривается экологический мониторинг как механизм формирования экологической культуры учащегося. В третьей главе нами проведено исследование по формированию экологической культуры учащихся.
     

1.Теоретические основы экологического мониторинга

1.1. Понятие и виды экологического мониторинга
     
     Экологический мониторинг – это комплекс наблюдений, ведущихся за тем, в каком состоянии пребывает окружающая среда, а также ее оценка и прогноз изменений, происходящих в ней под воздействием как антропогенных, так и природных факторов.1
     Как правило, на любой территории подобные исследования всегда ведутся, но службы, ими занимающиеся, принадлежат разным ведомствам, и их действия не скоординированы ни по одному из аспектов. По этой причине перед мониторингом окружающей среды стоит первоочередная задача: определиться с эколого-хозяйственным районом. Следующий шаг заключается в выборе информации, касающейся именно состояния среды. Также нужно убедиться, что поступивших данных вполне достаточно для того, чтобы сделать правильные выводы. 
     Так как при проведении наблюдения решается много задач различного уровня, в свое время было предложено различать три его направления: 
     - санитарно-гигиенический; 
     - природно-хозяйственный; 
     - глобальный.2
     Однако на практике оказалось, что такой подход не позволяет четко определить районирование и организационные параметры. Невозможно точно разделить и функции подвидов наблюдения за окружающей средой. 
     Основные подвиды наблюдения, ведущегося за окружающей средой, это:
     - Климатический мониторинг. Эта служба занимается контролем и прогнозом колебаний климата. Она охватывает ледяной покров, атмосферу, океан и другие части биосферы, влияющие на его формирование. 
     - Геофизический мониторинг. Эта служба анализирует данные по загрязнению атмосферы и данные гидрологов, метеорологов. 
     - Биологический мониторинг. Данная служба ведет наблюдение за тем, как загрязнение среды влияет на все живые организмы.
     - Мониторинг здоровья жителей той или иной территории. Эта служба наблюдает, анализирует и прогнозирует состояние здоровья населения. 
     Итак, в общем виде экологический мониторинг выглядит следующим образом. Выбирается окружающая среда (или один ее объект), измеряются ее параметры, собирается, а затем передается информация. После этого данные обрабатываются, дается их общая характеристика на текущем этапе и делается прогнозирование на будущее. 
     Экологический мониторинг – это система многоуровневая. По возрастающей она выглядит таким образом:3
     - Детальный уровень. Мониторинг реализуется на небольших участках.
     - Локальный уровень. Эта система образуется, когда части детального мониторинга объединяются в одну сеть. То есть он ведется уже на территории района или большого города.
     - Региональный уровень. Он охватывает территорию нескольких регионов в пределах одной области или края.
     - Национальный уровень. Его образуют объединенные в пределах одной страны системы регионального мониторинга.
     - Глобальный уровень. В него объединяются системы мониторинга нескольких наций. Его задача – следить за состоянием среды во всем мире, прогнозировать ее изменения, происходящие, в том числе, и в результате воздействия антропогенного фактора на биосферу.
     Экологический мониторинг научно обоснован и имеет собственную программу. В ней указываются цели его проведения, конкретные шаги и методы реализации. Главные моменты, из которых состоит программа экологического мониторинга, следующие: 
     - Список объектов, которые контролируются. Точное указание их территории. 
     - Список показателей ведущегося контроля и допустимых пределов их изменений. 
     И, наконец, временные рамки, то есть, с какой периодичностью должны отбираться пробы, и когда должны предоставляться данные. 
     
     
1.2. Цели и задачи экологического мониторинга. Применение сведений, полученных в ходе мониторинга
     
     Основные экологические цели и экологические задачи состоят в создании информационной системы, которая позволяет получать правдивые сведения о состоянии среды, изменениях биотических и физических компонентов под воздействием антропогенных и естественных факторов. 
     Выясним основные направления, связанные с данными исследованиями. Цели и задачи экологического мониторинга: 
     - получение первичной информации, ее обработка, систематизация, анализ, создание базы данных; 
     - обработка и предоставление информации в виде карт, графиков, таблиц; 
     - модернизация и совершенствование методик получения первичной информации; 
     - оценка реального состояния окружающей среды, а также прогноз на ближайшее время; 
     - выявление причин вероятных и наблюдаемых явлений такого состояния; 
     - оперативность предоставления требуемой информации заинтересованным лицам. 
     Цели и задачи экологического мониторинга, отмеченные выше, способствуют принятию оперативных решений в сфере природопользования. Прогноз необходим для разработки решений, рассчитанных на длительный временной промежуток.
     Базируется подобная деятельность на трех основных принципах:
     - систематичности;
     - комплексности;
     - унифицированности.
     Данные параметры способствуют построению системы экологического мониторинга, подразумевают применение определенных составляющих компонентов:
     - подбор объектов мониторинга и проверяемых характеристик;
     - создание специальных пунктов наблюдений;
     - систематизация полученных данных, анализ и оценка экологической ситуации;
     - рассмотрение информации и полученных решений для поиска способов устранения проблем в экологической ситуации.
     Базируется он на основных четырех блоках:
     - база данных;
     - аналитический блок;
     - информационный блок;
     - система управления.
     Составной частью системы экологического мониторинга считают систему управления состоянием ОС, ведь сведения о реальной окружающей среде и тенденциях изменения считаются базой для создания специальной природоохранной политики, а также для планирования экономического и социального развития определенных территорий. 
     Цели и задачи экологической политики – сохранение уникальной природной среды, повышение культуры общения человека с природой. 
     Применение сведений, полученных в ходе мониторинга. 
     Экологические цели и экологические задачи, выполняемые в ходе мониторинга, позволяют органам исполнительной власти получать информацию для работы: 
     - планирование мероприятий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды; 
     - выбор приоритетных направлений деятельности; 
     - контроль и оценка рациональности проведения разнообразных природоохранных мер; 
     - разработка временных мер по снижению загрязнений на тех территориях, где выявлены превышения предельных допустимых концентраций; 
     - проверка соответствия стандартам и нормам качества природного объекта; 
     - получение информации для организации научных исследований; 
     - введение соответствующих законодательных нормативов. 
     Экономический аспект является важным моментом при разработке системы мониторинга. В ходе исследований оценивается соответствие техники и методов, подбираемых для осуществления мониторинга с поставленными перед сотрудниками задачами. Благодаря получаемым результатам можно корректировать государственную политику в сфере защиты окружающей среды. 
     Долгое время экологические цели и экологические задачи основывались на следующих положениях: 
     - действие техногенных факторов опасности на человеческий организм связано с превышением предельных разрешенных концентраций радиоактивных и токсичных веществ в окружающей среде (ПДК); 
     - человек максимально чувствителен к негативному действию факторов со стороны биосферы, а потому он должен быть защищен государством. 
     Подобный подход к экологическим исследованиям предполагает разработку контролирующих мероприятий, ведь для подобной политики достаточно органов технического контроля за деятельностью служб здравоохранения и организацией очистных систем на предприятиях. Опыт показал ошибочность подобного подхода, при его использовании экологические цели и экологические задачи не решаются. Есть такие опасные химические вещества, которые даже в незначительных количествах способны вызывать негативное воздействие на организм человека, нарушать обменные процессы. Гигиенические нормы ПДК часто оказываются в реальности завышенными, они губительны для многих живых организмов: деревьев, хвойных растений, лишайников. 
     
     
1.3. Правовое регулирование экологического мониторинга
     
     Существуют специальные программы, предполагающие проведение комплексного мониторинга для всесторонней оценки разных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.4
     1) Изучение глобальных воздействий на земную поверхность, например, анализ проблемы, связанной с выделением в атмосферу углекислого газа и галогенуглеродных соединений.
     2) Региональная проблема окружающей среды, которая способна негативно отразиться на соседних группах стран. К примеру, из-за трансграничного переноса агрессивных химических веществ воздушными и водными путями загрязняются моря, вырождаются тропические леса.
     3) Локальные проблемы, касающиеся достаточно небольшой территории. В таком случае основные экологические цели и экологические задачи связаны с определением качества питьевой воды, выявлением количественного содержания в почве тяжелых металлов, анализом состояния почвенного слоя.
     4) Мониторинг проводится как на небольшой территории, так и в глобальном масштабе (по всему земному шару). На основе полученных данных анализируется общее состояние биосферы. 
     Под ним подразумевают проведение системы исследований на территории одной страны. Цели и задачи экологической экспертизы такого вида – получение информации и оценки состояния ОС в интересах национальной безопасности. При повышении уровня загрязнения в некоторых городах либо промышленных районах принимаются локальные меры по устранению выявленной проблемы. 
     В связи с тем, что в последнее время участились несанкционированные выбросы крупными промышленными предприятиями в атмосферу вредных химических веществ, актуальными стали вопросы юридической защиты природы от пагубного воздействия человека. Цели и задачи экологического права регламентируются российским законодательством. В нем предусматривается ответственность за нарушения правил природопользования, указаны все меры, которые могут быть предприняты к нарушителям. Крупные химические производства уделяют особое внимание созданию качественных очистных сооружений, которые препятствуют проникновению в воздушные и водные ресурсы отравляющих веществ.
     В определенные сроки берутся пробы воды, почвы, воздуха, по результатам количественного и качественного анализа определяется соответствие образцов допустимым нормам. Если выявляются серьезные нарушения, осуществляется экологический аудит. 
     Цели и задачи его зависят от специфики организации, но в основном они касаются проверки соблюдения всех требований безопасности. Если полученные результаты свидетельствуют о наличии серьезных проблем, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушения экологического законодательства.5
     Экологический мониторинг является неотъемлемой составной частью обеспечения безопасности людей, живущих на нашей планете. Именно поэтому каждое государство старается находить материальные ресурсы для организации исследований, направленных на решение проблем, касающихся экологии. Для того чтобы цели и задачи экологического менеджмента соответствовали политике страны, существует такое направление, как экологическая политика. Данная отрасль права предполагает определенные нормативные акты, в которых оговариваются все требования к деятельности крупных компаний и предприятий, а также те меры ответственности, которые будут к ним приняты в случае нарушения нормативных актов. Для того чтобы у подрастающего поколения была сформирована экологическая культура, уже на ступени дошкольного и школьного образования вводятся специальные учебные курсы по экологии. На занятиях ребята учатся бережно относиться к окружающей среде, рационально использовать природные ресурсы. Новые федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают формирование у школьников стремления к самостоятельному изучению основ природопользования, проведению экологических исследований и мониторингов. 
     
     

2. Экологический мониторинг как механизм формирования экологической культуры учащегося

2.1. Применение экологического мониторинга в преподавании географии в школе
     
     В связи с актуальностью проблем, связанных с загрязнением природных территорий химическими веществами, в системе современного образования также уделяется особое внимание формированию у подрастающего поколения основ экологической культуры. Дети под руководством своего наставника занимаются собственными мониторинговыми исследованиями, решают определенные проблемы, касающиеся ухудшения качества питьевой воды. Цели и задачи экологического проекта зависят от того, какую проблему хочет изучить, рассмотреть, проанализировать ученик. Например, можно оценить качество питьевой воды в разных местах одного населенного пункта, выяснить существующие трудности, предложить свои способы их устранения. Цели и задачи экологического образования регламентированы федеральными образовательными стандартами второго поколения, направлены на воспитание в подрастающем поколении толерантного отношения к природе.6
     Педагоги во все времена уделяли важное место природе как средству развития и воспитания дошкольников. Польский педагог Я. А. Каменский считал именно живой мир настоящим источником знаний, способом развития детского ума, средством воздействия на органы чувств. Русский педагог К. Д. Ушинский предлагал «вводить детей в мир природы», сообщая полезные и важные свойства живого мира, формируя при этом коммуникативные навыки детей.7
     Школьное экологическое образование приобрело особое значение с середины прошлого века. Именно в это время методисты и педагоги выделяют в качестве основного метода - формирование знаний у школьников об окружающем мире. Развитие экологического образования у детей в продолжалось в 70-80 годы 20 века. В конце 20 века появились новые методики обучения, и на экологическое образование школьников снова было обращено пристальное внимание методистов и педагогов. Усложнилась содержательная часть образования, в него были внесены новые теоретические знания. Были продуманы новые стандарты образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию школьников. Психологи А. Венгер, Н. Поддъяков, А. Запорожец теоретически обосновали важность экологического воспитания детей, важность доступности наглядно-образного образования.8
     Любое образование, экологическое в том числе, предполагают использование определенных методов. Воспитание и всестороннее развитие школьников выполняется разнообразными методами.9
     Разнообразные методики, разработанные детскими психологами и экологами, помогают воспитывать в будущих первоклассниках любовь к деревьям, цветам, птицам, животным, рыбам. Во многих дошкольных учреждениях для экологического воспитания созданы собственные живые уголки. Уход за их обитателями способствует формированию экологической культуры. 
     
     
     
     
     
     
2.2. Формирование экологической культуры учащихся на уроках географии
     
     Экологическая культура, будучи одним из направлений социальной экологии, не исключает других аспектов формирования и изучения социальных явлений, которые описывают различные специальные проблемы, такие как поселенческие модели, функционирование агропромышленной сферы, аспекты природопользования и т.п., в широком контексте комплексно взаимодействующих явлений и процессов внутри определённого социального и природного пространства. Здесь необходимо подчеркнуть, что экологическая культура существует в виде культуры, как личности, так и отдельной социальной группы. При условии формирования целостной экологической культуры социальной группы и культуры, реализуемой в структуре личности. С помощью понятий экологической культуры можно проводить различия между отдельными видами социокультурных систем и институтов, определяя направления взаимного сотрудничества и конкуренции процессов взаимодействия и взаимоотношения в системе «человек - общество – природа». При этом не подлежит сомнению, что экологическая адаптация социальных систем различного уровня зависит от состояния технологического развития и социальной структуры общества, от состояния окружающей среды и, конечно, от потребностей, интересов и мотивов человеческой деятельности.10
     Формирование экологической культуры начинается с формирования сознания людей, сущность которого заключается в достижении понимания того, что сохранение биосферы является сохранением естественных основ человеческой жизни, без чего люди не смогут существовать ни как биологические, ни как социальные субъекты.
     В качестве подходов к совершенствованию экологической культуры можно выделить:11
     1.Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
     2. Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
     3. Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов и др.).
     4. Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
     5. Гуманистический - решение экологических проблем не возможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
     Важнейший аспект преодоления противоречий между природой и человеком - повышение его экологической культуры, воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды. Основа экологической культуры - экологическое образование, которое позволяет человеку познать законы природы и общества, обуславливающие возникновение противоречий в природопользовании и позволяющие улучшать ситуацию за счет внедрения системы мер неистощительного природопользования и охраны природы.
     Биосфероцентрическое мировоззрение является фундаментом экологического образования и формируемой на его основе экологической культуры, т.е. осознания недопустимости коренного переустройства биосферы и необходимости встраивать деятельность человека в протекающие в ней процессы. Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина. Прежде всего, это научные и управленческие учреждения и предприятия экологического профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые, тем не менее, оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом.12
     Изучение экологии родного края способствует формированию у школьников убеждения в необходимости охраны природы, как в родном крае, так и в стране и на всей планете. Обучение учащихся по данному курсу опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, важнейших закономерностей, идей и теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления.13
     Изучение экологии родного края - одно из важнейших направлений географического образования и экологического воспитания учащихся. Центральное место в экологическом образовании занимает изучение экологии на уроках географии, содержание которой преадаптировано к экологизации.14
     В курсе географии учащиеся, знакомясь с природными компонентами, ресурсами, отраслями промышленности и др., рассматривают экологически целесообразные методы и способы использования природных условий и ресурсов. Школьный курс географии дает возможность учащимся систематизировать географические знания и использовать их при решении экологических проблем. Ученик, оценив последствия воздействия общества на природу, должен сам найти способ решения возникшей проблемы. Такой подход в изучении географии и экологии подводит его к пониманию своей роли в сохранении жизни на Земле как субъекта своего края. Проигрывая в уме различные варианты, ученик выбирает лучший, наименее пагубный для природы. Задача решается сначала теоретически и лишь затем возможна ее практическая реализация. Для экологии этот способ решения наиболее рационален, выгоден, ибо сегодня потребности человека должны удовлетворяться с учетом свойств биосферы и современных научно обоснованных технологий рационального природопользования.
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3. Организация исследования

3.1. Констатирующий этап
     
     Наше исследование мы проводили в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
     Опытно - экспериментальная работа проводилась нами во время педагогической практики в общеобразовательной школе №1.
     В опытно - экспериментальной работе участвовало 54 ученика восьмого класса.
     Констатирующий этап эксперимента включал проведение начального тестирования, анкетирования и анализа исходного уровня мотивации учащихся к изучению экологии и экологической культуры. 
     Оценка знаний по изученному материалу проводилась в два этапа: выявление теоретических знаний по природе и знаний экологической обстановки региона. Затем ученикам была предложена анкета, которая включала в себя как открытые, так и закрытые вопросы. 
     Формирующий этап включал в себя проведение уроков с использованием методов экологического воспитания.
     Контролирующий этап эксперимента был направлен на констатацию произошедших изменений, статистическую обработку полученных данных, формулировку выводов.
     Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы заключается в выявлении уровня знаний учеников и желания изучать географию как школьный предмет. Уровень знаний был проверен с помощью  8 заданий (Приложение).
     Констатирующий срез показал не достаточный уровень знаний и умений учеников по изученной теме.
     Проверка уровня знаний на данном этапе опытно-экспериментальной работы показала, что теоретические знания не в полной мере удовлетворяют требованиям современного образовательного процесса. При проведении тестировании задавались вопросы по экологической обстановке определенного региона, знаний экологических законов применяемых на уроках географии и т.д. Тестирование дало следующие результаты: на оценку "3" написало 48%, на "4" хорошо 39%, на оценку "5" 13%. Результаты наглядно изображены на рисунке 1.
     

Рис 1. Результаты констатирующего эксперимента
     
     Для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии использования активных методов обучения является необходимым и достаточным.
     Современными задачами школы является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено, прежде всего, огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связана, прежде всего, с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии.
     
     
3.2. Формирующий этап
     
     Второй этап опытно - экспериментальной работы - формирующий. Заключался в непосредственной реализации эффективного использования активных методов обучения. Во время опытно -экспериментальной работы было реконструировано содержание учебного материала, использованы различные средства и методы обучения. Средства обучения, по возможности были подобраны так, чтобы воздействовать на все органы чувств учеников. Использованы методы, которые активизировали бы познавательную деятельность учеников.
     При проверке домашнего задания использовались индивидуальные карточки (тестовые задания, обозначение на контурной карте указанных географических объектов, кроссворды), проверка остальных учащихся проходило в виде мини - игр ("Ромашка", "Третий, пятый лишний" и др.), различных видов тестирования.
     Игра «Ромашка» заключается в следующем. На листочках в виде лепестков пишется определение или вопрос. Листочки собираются в своеобразную ромашку, чистой стороной вверх. Ребенок подходит, отрывает лепестки и отвечает на вопрос. Проверка темы "особо охраняемые территории Казахстана" на листочках написаны основные заказники, заповедники, национальные парки, задача ученика - рассказать о каждом природном территориальном объекте, показывая по физической карте Казахстана.
     Ситуация - иллюстрация "Деятельность человека на гидрографические объекты Центральной России" удобна при проверке тем как: рельеф и внутренние воды. В данной ситуации необходимо правильно спрогнозировать сложившеюся экологическую ситуацию, это уменьшение стока рек.
     Один из видов тестирования - нахождение соответствия. На интерактивную доску выводятся два столбика с выражениями. Каждое выражение одного столбика пронумеровано, второго обозначено буквами. Ученики должны правильно соотнести выражения, написав напротив каждой цифры букву. Затем ученики меняются тетрадями и проверяют ответы друг друга по выведенным на интерактивную доску ключам.
     Изучение нового материка начиналось с актуализации опорных знаний учеников. Ученики, используя свой опыт, полученную информацию из книг, телепередач рассказывали, что они знают о крупных географических объектах Казахстана, который начинают изучать. Эти данные корректируются, если были не точными или неправильными. Ученики вспоминают все, что они знали или слышали о географическом объекте, тем самым активизировалась их мыслительная деятельность.
     Изучение новой темы проходит в форме беседы учителя с учащимися. Учитель задает наводящие вопросы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, способствую нахождению учениками логико-следственных связей. Этим учитель позволяет стать ученику маленьким открывателем. Эта форма способствует появлению интереса учеников к предмету.
     Затем учитель дает общую характеристику горной системы Алтай. Общая характеристика горной системы начиналась с описания его местоположения. Задействованы настенные карты мира, фотографии материка и его природы, которые были выведены на интерактивную доску, чтобы все ученики могли рассмотреть фотографии для создания общего образа горной страны. Новая тема объяснялась не только учителем, в поиске новых открытий участвуют ученики. Ученики активно используют учебник как источник информации, также источником информации являлись отрывки документальных фильмов по новой теме, презентации (комментируется учителем), схемы и таблицы. Главные моменты записываются в тетрадь учениками. При изучении новой темы ученики рассказывают о изменениях внесенные в законодательство РК, в частности о создании союза двух государств по сохранению лесов Алтайской горной системы (Казахстан, Россия). Например, при изучении темы "Природные зоны", ученики, пользуясь учебником, выполняют задания по новой теме и отмечают экологические особенности региона.
     Ученикам предлагается разделиться на группы и, используя учебник заполнить каждый свою категорию. При изучении природных зон ученики по группам заполняют таблицу, указывая характеристику своей зоны, и делают первоначальный анализ экологической обстановки. Выполнив каждый свое задание, ученики обмениваются данными. Учитель после озвучивания каждой зоны показывает фотографии и отрывки фильмов, чтобы ученики своими глазами увидели и запомнили особенности каждой зоны и горной страны. Ученики видят разницу между природными зонами.
     Ученики, которые готовили дополнительный материал по животному и растительному миру каждой зоны выступают. Оценивается это выступление по степени креативного подхода к представлению дополнительной информации. Ученики с удовольствием берут подобные задания.
     При изучении природных территориальных объектов ученикам раздается задание подготовить дополнительный материал по экологическим вопросам изучаемого региона. Ученики выбирают информацию, которая касается непосредственно экологической обстановки региона, присущий для изучаемого региона (горной системы, равнины и т.д.)
     При изучении номенклатуры эффективно использование специальной программы. На интерактивную доску выводится карта (флипчарты, компьютерные программы), без указания названий географических объектов, рядом их список. Ученик соотносит название с объектом, если не правильно, то название возвращается обратно в список. Это способствует активизации интереса учеников и лучшему запоминанию местоположения объектов. На контурной карте Казахстана отмечаются регионы с повышенной, средней и нижней категории обстановкой экологии работают с атласом ред. А. Бейсенова. Значки регионов вырезаются и раздаются группам. Каждая группа в течение трех минут внимательно изучают карту, затем наклеивают на настенную учебную карту каждый свои значки туда, где тот или иной вид экологической обстановки. Оценка данного задания проводиться по следующим критериям: указание названия регионов по экологической обстановке, скорость размещения значков, правильность размещения и указания всех мест экологических участков. Ученикам очень нравиться соревноваться и поэтому активно и с азартом выполняют задание.
     Рефлексия урока может проводиться также в виде игры «Брейн-Ринг». Ученики делятся на две группы. Учитель задает вопрос, кто первый поднимает руку за тем право давать ответ, если ответ неполный, ученики с данной команды могут дополнить его. Если ответ неправильный, то право ответа отдается другой команде. За каждый правильный ответ даются жетоны, по которым выявляется победитель.
     В конце урока ученикам дается задание найти дополнительный материал по следующей новой теме.
     При прохождении педагогической практики нами было проведено ряд воспитательных мероприятий и уроков, далее приводится их разработки.
     
     
3.2. Контрольный этап и результаты исследования
     
     Третий этап опытно - экспериментальной работы контролирующий. Заключался в определении уровня эффективности применения активных методов обучения, для повышения уровня знаний учащихся и мотивации к изучению предмета. Для проверки уровня знаний давались тестовые задания подобного типа и в равном объеме, что и на констатирующем этапе, который изучался во время опытно - экспериментальной работы. Проверялась и номенклатура экологических объектов.
     Контролирующий этап опытно - экспериментальной работы определил уровень эффективности применения активных методов о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44