VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ эффективности системы качества на предприятии, понятия системы менеджмента качества, как она функционирует на предприятии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010820
Тема: Анализ эффективности системы качества на предприятии, понятия системы менеджмента качества, как она функционирует на предприятии
Содержание
     Введение 
     
     В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия. Независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.
     Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожидание потребителя, соизмеряется современным потребителем со стоимостью этой продукции.
     В 50-е и 60-е годы нашего столетия основой бизнеса являлось соотношение: затраты производства + желаемая прибыль = цена.
     С 70-х годов условия для бизнеса начали изменяться – рынок становится все более насыщенными и конкуренция обостряется. В 90-е годы притягательная для производителя формула успешного бизнеса была вынуждена трансформироваться в другую: цена – затраты производства = прибыль.
     Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К остальным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее эксплуатации за нормативный срок службы и качество сервиса продукции.
     Для достижения конкурентоспособности наиболее эффективной рабочей моделью управления предприятием в настоящее время является модель всеобщего  менеджмента качества (total quality management – TQM). 
     Управление качеством касается средств оперативного характера для выполнения  требований к качеству, в то время как обеспечение качества направлено на создание уверенности в этом выполнении, как внутри предприятия так и вне ее – у потребителей.
     Менеджмент качества осуществляется путем разработки, внедрения, функционирования и контроля (аудита) системы менеджмента качества.
     В настоящее время требования и рекомендации по разработке, внедрению, функционированию и контролю систем менеджмента качества установлены в семействе стандартов ISO серии 9000.
     Управление качеством – одна из функций управления организации, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества услуг и продукции за счет разумного управления обслуживанием и производством. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами конкретной организации. Стандарты ИСО серии 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована.
     Как известно качество постоянно развивается как социально-экономическая категория, которая в свое время может характеризовать любой объект. Еще в советском союзе была создана хорошая система стандартов и контроля качества. На государственном уровне были разработаны критерии качества. Многим могло показаться, что не учитывалось мнение потенциального потребителя и само качество, как категория рассматривалась в узком варианте, но главным было соответствовать государственному стандарту.
     В настоящее время качество важно для экономического, социального и научно-технического прогресса. Чтобы быть конкурентоспособным не только на нашем рынке, но и на международном, качество должно отвечать требованиям существующих и новых стандартов в области качества. Как самого предприятия, так и внутри российским и международным. Качество это и есть соответствие определенным стандартам.
     Целью написания работы является анализ эффективности системы качества на предприятии, раскрытие понятия системы менеджмента качества, как она функционирует на предприятии. Для этого необходимо изучить системы обеспечения качества и связанную с этим документацию, способы контроля выполнения других отделов на предприятии, так же рассмотреть методы оценки качества в целом и самого предприятия.
     Объектом дипломной работы является Акционерное Общество «Научно-Исследовательский Инженерный Институт» (АО «НИИИ»), которое было создано 76 лет назад. Основными его видами являются:
     - проведение научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке вооружения и военной техники, реализация их результатов;
     - производство вооружения военной и гражданской техники;
     - изготовление оборудования для производства изделий, содержащих взрывчатые материалы;
     - хранение конструкторской и нормативно-технической документации;
     - оказание транспортных услуг, в том числе по перевозке опасных грузов;
     - осуществление деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
      Материалами выпускной квалифицированной работы служат годовой отчет системы менеджмента качества, учебные пособия  АНО «ИнИС ВВТ» (Автономная некоммерческая организация «Институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники»), нормативные документы и другие учебные пособия и источники.
     














Глава 1. Теоретические аспекты создания системы менеджмента качества на предприятии

 Качество как экономическая категория и объект управления

     Качество – благо для всех: удовлетворение потребителя, экономический успех и благополучие работников предприятия, для общества – здоровая экономика, обороноспособность, экологическое благополучие, достойное место в мировом сообществе.
     Качество не бывает случайным, это продукт системы управления всей деятельностью предприятия, устойчивой к множеству возмущающих факторов (внешних и внутренних).
     Качество это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям – потребностям или ожиданиям, которые установлены (в документах на объект), предполагаются (ожидаются потребителями) или являются обязательными (установлены законодательно).
     В современных условиях конкурентной борьбы качество продукта является конечной целью любого производителя и определяет его ценность в глазах потребителя при последующей эксплуатации. Однако обеспечение при этом относительно низкой стоимости высокоценного продукта во многом зависит от организации работ на предварительных этапах его жизненного цикла, рис 1.
     
     
     
     
     
     
     
     Рис.1. Жизненный цикл продукта
     Качество продукта, т.е. насколько он по своим параметрам качества будет соответствовать ожиданиям потребителя, зависит от качества выполнения предыдущих этапов его жизненного цикла. Таким образом, чем раньше будут скорректированы закладываемые в продукт параметры качества, тем меньше времени и средств потребуется для получения конечного продукта с заданными параметрами качества. При этом улучшение продукта на ранних стадиях его жизненного цикла требует значительно меньше затрат, чем тогда, когда он изготовлен или, еще хуже, когда он уже на рынке. Поэтому японские специалисты говорят: «Нужно не исправлять брак, а не делать брак. Это значительно дешевле, а значит, выгоднее».
     Таким образом, основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать особое внимание, являются:
     - определение потребностей рынка (качество выбора своего потребителя);
     - качество проектирования;
     - качество процесса производства;
     - соответствия качества конечной продукции проекту;
     - качество послепродажного обслуживания.
     Вложение средств в обеспечение перечисленных составляющих качеств, гарантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью без последующей ее корректировки или с незначительной, но оперативно производимой, рассматривается в TQM как один из видов инвестиций. Причем эти инвестиции, по единодушному мнению всех производителей, работающих в соответствии с требованиями TQM, являются в настоящее время наиболее выгодными.
     Однако до того момента как продукция, изготовленная на предприятии, поступит в обращение, т.е. станет товаром, она должна пройти те стадии жизненного цикла, на которых формируются требования к ней и обеспечивается выполнение этих требований. Поэтому на стадии исследования и обоснования разработки первый вариант определения качества является не только более приемлемым по чисто формальной причине – еще нет требований к «присущим характеристикам», но и конструктивным по существу. И на стадии разработки возможна такая постановка вопроса, что требования, сформированные в техническом задании на продукцию. Не рассматриваются как окончательные, и поэтому подход к качеству осуществляется с более общих позиций, т.е. с позиций, соответствующих первому определению понятия качества продукции. Но на стадиях изготовления должно применяться понятие качества как правовой категории. 
     Процесс улучшения качества, в отличие от процессов планирования не имеет четко определенной фазы в жизненном цикле любого процесса. Предложения по улучшению процесса могут возникнуть в конце фазы планирования как результат пробных испытаний или в любой момент в ходе выполнения процесса как результат операционного контроля. Сам процессный подход состоит из следующих шагов, в которые входят выявить полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества, определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействия в этой системе процессов. С позиции стратегических целей и планов определить ключевые процессы, найти сотрудника, готового взять на себя ответственность за данный процесс и наделить его соответствующими полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса. Определить заказчика и описать выход процесса, определить поставщиков процесса и требования к элементам входа процесса. Определить критерии эффективного менеджмента данного процесса и выбрать для них метрологические обеспеченные измерители, спланировать процессы измерения показателей качества и эффективности процесса, описать сам процесс. Определить входные и выходные документы по стадиям процесса, обеспечить информационные потоки для эффективного менеджмента и мониторинга процесса. Вести регулярную оценку, мониторинг и анализ данных, относящихся к процессу, систематически проводить корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижения целей процесса, включая повышение удовлетворенности потребителей. Определить порядок внесения в процесс изменений.
     Российский и международный опыт показывает, что максимального улучшения производственных показателей удается добиться только за счет поэтапного внедрения «бережливого производства» на всех уровнях в структуре предприятия.
     Чтобы оценить экономическую эффективность, необходимо правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы мероприятий по «бережливому производству». Это означает, если применить методы количественного анализа и измерения, что предполагает установление взаимосвязи между увеличением масштаба освоения «бережливого производства», сокращением финансовых потерь, а также возможным приростом прибыли предприятия.
     Оценка экономической эффективности должна учитывать следующие основные требования и ограничения:
     - экономическая эффективность должна оцениваться на нескольких стадиях. В начале определяется потенциальный эффект, на стадии выполнения – ожидаемый эффект, по завершении – фактический эффект;
     - расчеты на каждой стадии имеют неравноценную степень точности, достоверности и надежности;
     - на начальной стадии анализируются только прогнозируемые результаты и затраты, связанные с освоением «бережливого производства»;
     - при расчетах фактической эффективности учитываются фактические результаты и затраты, связанные с внедрением;
     - должны быть приняты во внимание факторы неопределенности и риска, а также способы их отражения в расчетах;
     - используется система цен, тарифов, действующих на момент выполнения расчетов;
     - показатели экономической эффективности для оценки определяются с учетом параметров конкретного проекта;
     - следует включать в расчеты только те показатели, изменение которых планируется в процессе выполнения проекта;
     - оценка экономической эффективности дается в рамках определенного временного периода и должна быть выражена в денежной форме.
     Экономическая эффективность оценивается на основе расчета и сопоставления результатов (в денежном выражении) до и после внедрения «бережливого производства» и затрат на проведение соответствующего проекта за фиксированный период времени:
     Ээ = [?_(i=1)^n?з_(до )  ?_(i=1)^n?з_(после ) ] - з_бп (тыс.р.),
     где Здо – суммарная величина затрат до реализации проекта/внедрения мероприятия «бережливого производства»;
     Зпосле – суммарная величина затрат после реализации проекта/внедрения мероприятия «бережливого производства»;
     Збп – затраты на реализацию проекта/ внедрения мероприятия «бережливого производства»;
     n – показатели затрат.
     Проект/мероприятие по «бережливому производству» считается эффективным, если Ээ  > 0, и неэффективным, если Ээ ? 0.
     Экономическая оценка затрат должна производиться на основе полученной информации о результатах цехов и производственных подразделений.
     Важно отметить, что выполнение проекта по освоению «бережливого производства» или реализация отдельных мероприятий сами по себе не предполагают немедленного улучшения финансово-экономических показателей или эффективности предприятия. Успех приходит, только если осуществляется планомерная и регулярная деятельность по улучшениям, в которой в полной мере участвуют руководители, понимая и принимая свои обязательства, а высшее руководство играет ведущую роль.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что приведенные понятия качества продукции дополняют одно другое. С позиции этих двух определений понятия «качество продукции» можно так трактовать сущность управления качеством: на предпроизводственных стадиях жизненного цикла продукции цель управления состоит в разработке наилучшего варианта продукции с точки зрения удовлетворения установленных или предполагаемых потребностей. На производственной стадии – в обеспечении того уровня, который отражен в документации на эту продукцию, а на стадии эксплуатации – в его поддержании и эффективной реализации.
     Результаты оценки экономического эффекта позволяют доказать эффективность выбранного подхода и убедить сотрудников в поддержке проекта. Средства, полученные от снижения затрат, могут быть направлены на модернизацию производственных процессов, разработку и внедрение новых технологий, что в конечном итоге обеспечит конкурентоспособность предприятия и ее устойчивое развитие.


1.2. Стандарты ИСО серии 9000 - организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечение качества


     Эффективная система качества должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания, как внешних потребителей, так и самой организации путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов.
          Международная организация по стандартизации (ИСО) – International Organization for Standardization (ISO) – созданная в 1947г. Ее целью является содействие стандартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации более 140 стран. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность. При разработке стандартов на продукцию в ИСО особое внимание уделяется установлению требований к продукции по безопасности для жизни, здоровья людей, охране окружающей среды, технической совместимости, а также использованию единых методов испытаний. Стандарты ИСО охватывают почти все области техники кроме областей, относящихся к  международной электротехнической комиссии (МЭК). В фонде ИСО содержится более 14 тысяч стандартов.
          В соответствии с терминологическим стандартом ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» контроль – это действия, включающие поведение испытаний, проверок, измерений одной или нескольких характеристик продукции или услуги и их сравнение с установленными требованиями с целью определения соответствия. В стандарте ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» содержится иная формулировка: контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой (поверкой). Смысл определений одинаков: контроль – это получение значения контролируемой величины доступным объективным методом и сравнение его с нормативом.
     В 1987г. появилась Система международных стандартов качества ИСО-9000, которые признаны в большинстве стран (в России они утверждены в 1996г. как ГОСТ РИСО 9000-96 Управление качеством продукции).
     Стандарты ИСО – 9000 отражают идеологию менеджмента качества, и это является базой для построения и развития системы качества в любых предприятиях. 
     В системе менеджмента качества есть 8 принципов, которые сформулированы кратко, но развернуты в стандартах ИСО – 9001 и каждый из этих принципах может быть раскрыты в нескольких блоках требований стандарта. В 2000годах были включены в текст стандартов первые принципы менеджмента качества, ИСО – 9000:2000 года «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь». Они определяют терминологию и регламентируют требования к качеству по всем стадиям жизненного цикла продукции.
     По утверждению известного австрийского языковеда Х.Шухарта, неясная терминология так же опасна, как туман для мореплавателя, и она тем более опасна, что эту опасность никогда не осознают. Основополагающим терминологическим документом в области качества служит ИСО-8420. 
     Объект – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
     Продукция – результат деятельности или процессов. Сюда включается и понятие услуги. 
     Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы  выходящие.
     Качество – одна из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Она пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.
     Первые попытки установить сущность качества были сделаны философами. Так, Аристотель (3в. до н.э.) определил качество как существенную определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом. По определению Гегеля (19 в.), качество – это тождественная с бытием определенность.
     Согласно стандарту качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
     Требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественных или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы возникла возможность их реализации и проверки.
     Система качества – совокупность организованной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
     Менеджмент качества – это аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, и осуществляют их путем планирования качества, управления качеством, обеспечения и улучшения качества в рамках системы качества.
     Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программ качества и выработку мероприятий по улучшению качества.
     Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
     Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые действия в рамках системы качества, а также демонстрируемые, в случае необходимости, для создания достаточной уверенности в том, что объект будет соответствовать требованиям качества.
     Улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые повсюду на предприятии с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для предприятия, так и для его потребителей. Сущностью улучшения является получение результатов в области качества, превышающих уже достигнутые.
     Петля (спираль) качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных этапах жизненного цикла продукции.
     Модель для обеспечения качества – стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенный с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной продукции.
     Степень подтверждения – величина доказательства, обеспечивающая уверенность в том, что установленные требования выполняются.
     Точка задержки – пункт, определенный в соответствующем документе, за пределами которого деятельность не должна продолжаться без санкции на то определенной организации или полномочного лица.
     Своей концептуальной основой стандарты ИСО-9000 призваны создать условия для постоянного совершенствования технологических производств и выпускающейся с их помощью продукции, в частности:
- предотвращения выпуска и исключения попадания некачественной продукции к потребителю;
- создания условий постоянного повышения качества товаров и услуг, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности людей;
- обеспечения ответственности за это конкретных руководителей и персонала фирм, как производителей, так и поставщиков;
- сертификации систем качества на предприятии;
- оценки поставщиков.
     Система ИСО-9000 включает следующее. Во-первых, общие (базовые) стандарты, описывающие требования к качеству, в соответствии с которыми любая продукция должна отвечать:
- потребностям общества и своему назначению;
- сертификатам и техническим условиям производства и эксплуатации;
- законодательным и другим обязательным требованиям;
- задачам охраны окружающей среды;
- условиям экономичности, выгодности, приемлемости по цене.
     Во-вторых, стандарты базовых характеристик качества, учитывающие требования, предъявляемые спросом, конструкцией, задачами обеспечения надежности, конкурентоспособности, осуществления аудита и проч.
     В-третьих, методические рекомендации по управлению качеством.
     На основе стандартов ИСО-9000 стали создаваться системы управления качеством продукции, элементами которых являются:
 Общефирменная политика в области качества, регламентирующая:
     требования к нему применительно к различным сферам и объектам;
     выработку и осуществление стратегий достижения качества;
     области ответственности различных лиц, контролирующих и управляющих качеством, отвечающих за его систематическое повышение и снижение затрат;
     пути создания соответствующих организационных структур.
     Политика в области качества, с помощью которой осуществляется общее управление именно доводиться до сведения всех работников. Это помогает каждому понимать свои обязанности и ответственность в этом направлении.
 Методические материалы, определяющие набор мероприятий и технологий, обеспечивающие качество.
 Рабочие инструкции, правила действий, процедуры.
     В рамках системы выделяют стратегическое и оперативное управление качеством. Стратегическое управление осуществляется в соответствии со стандартами ИСО-9000 («Общее руководство качеством») и состоит в определении политики и ответственности в области качества, целей, осуществления планирования (например, создания программ качества – документов, регламентирующих конкретные меры в области его достижения).
     Оперативное управление качеством состоит в контроле над соблюдением требований к нему, организацией труда, в устранении причин неудовлетворительного функционирования организации в этих сферах, регулировании соответствующих издержек.
     Механизм оперативного управления качеством сводится к постоянному мониторингу технических, экономических и организационных факторов, влияющих на него, к осуществлению необходимых корректировок деятельности организации, направленных на уменьшение, предотвращение и устранение отклонений. Ответственность за это возлагается на руководителей, от которых, как считается, успех зависит на 80 – 90 %.
     В результате потребители всегда получают продукцию интересующего их качества, а организация повышает эффективность использования ресурсов. Слабой стороной системы является недостаточная ориентация на экономичность и игнорирование проблемы своевременности поставок.
     В 1990г. усилилось внимание общества на организации, а последнее стало больше учитывать социальные интересы. В результате появилась система стандартов ИСО-14000, отражающая требования к системе управления со стороны охраны окружающей среды («Экология качества») и безопасности продукции.
     Мировая рыночная экономика характеризуется следующими острыми проблемами в области обеспечения качества:
- неуклонным ужесточением требований со стороны крупных покупателей не только к уровню качества продукции, но и к обеспечению его стабильности;
- высокими экономическими рисками, связанными с возможностью отказа покупателей от продукции вследствие нестабильного качества;
- отсутствием общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать стабильное качество продукции.
     Решение этих проблем было поставлено в центр внимания специалистов ИСО/ТК 176.
     Выходу стандартов ИСО серии 9000 предшествовала большая и кропотливая работа. Разработчиками стандартов были проанализированы существующие в различных странах национальные и ведомственные документы по управлению качеством и обеспечения качества.
     В результате анализа было установлено, что действующие в различных странах организационные стандарты по качеству, независимо от их национальной или ведомственной принадлежности, делятся на две группы: 
1) стандарты, предназначенные для некорректных условий; 
2) стандарты, предназначенные для контрактных условий.
     Стандарты первой группы, например BS 48 91 (1972г.), ANSI / ASQC 1,15 (1979г.), AFNOR – 110 (1980г.), устанавливают требования к организации системы качества в фирме, т.е. описывают основные принципы и элементы таких систем. Эти стандарты имеют рекомендательный характер, и любая фирма по своему усмотрению может их использовать для своих целей.
     Стандарты второго вида используются в тех случаях, когда присутствуют две стороны – заказчик и изготовитель. В условиях заключаемого контракта на поставку продукции предусматриваются требования конкретного стандарта на систему качества, которые становятся обязательными для изготовителя. Проверка заказчиком их выполнения позволяет гарантировать надлежащее качество и стабильность будущих поставок.
     Главное в стандартах ИСО – это то, что они выступают средством регулирования интересов производителя товаров и услуг, их потребителей и общества. Стандарты ИСО способствуют рационализации там, где чрезмерное различие в качестве продукции и услуг порождает значительные эффективные потери и трудности в торговле. Вместе с тем, регулируя отношения различных сторон на рынке, когда это жестко необходимо, стандарты не мешают свободному развитию различных направлений обеспечения качества и технологий, не навязывают никаких моделей совершенствования внутреннего менеджмента качества.
     Стандарты ИСО – это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе, систему. Принципы, устанавливаемые этой системой и согласованные между профессионалами в области качества, производителями и пользователями, применимы в деятельности любой производственной или сервисной организации как государственного, так и частного сектора. Благодаря этим стандартам идеология качества проникла в международную стандартизацию.
     Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений их разработчиков – специалистов ИСО / ТК 176:
- Стандарты содержат проверенные временем концепции внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества. На основе интегрированной архитектуры стандарты сгруппированы в легко запоминающуюся систему цифрового обозначения;
- Стандарты удовлетворяют растущие потребности международного менеджмента качества и широко используются как универсальный инструмент оценки систем качества второй и третьей стороной.
     Большой интерес к стандартам ИСО серии 9000 проявляют ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Механизм обеспечения качества на базе стандартов ИСО серии 9000 показан на рис.1. Существенную роль в этом механизме играют отношения между изготовителем и потребителем (заказчиком) продукции, которые строятся на основе защиты интересов и прав потребителя. Потребителю предоставляется приоритет в установлении требований к качеству поставляемой продукции, к гарантиям на их соблюдение и получение от изготовителя достоверной и полной информации о качестве продукции и функционировании системы качества. Изготовителю же предоставляется свобода в выборе методов обеспечения качества.
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     

Рис. 1. Механизм обеспечения качества на основе стандартов ИСО серии 9000
     6 основополагающих стандартов ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1 и 8402) стали ядром большого комплекса стандартов. Разрабатываемого ТК 176 и получившего общее название «семейство стандартов ИСО 9000». Структура семейства представлена на рис.2.
     Стратегия дальнейшего развития этих стандартов предусматривает, что каждый новый стандарт этого семейства готовится как дополнение по одному из следующих четырех направлений:
- Общие руководства (развитие ИСО 9001, 9004)
- Требования к системам качества (ИСО 9001, 9002, 9003)
- Вспомогательные технологии обеспечения качества
-Терминология в области общего руководства качеством и обеспечения качества (развитие ИСО 8402)





	
	




	









	Рис. 2. Структура семейства стандартов ИСО 9000

          Для оценки качества разрабатываемых стандартов ТК 176 предложены специальные тесты, к которым прибегают в зависимости от стратегических целей разработки. Четыре стратегические цели стандартов: всеобщее признание, текущая совместимость, последующая совместимость, последующая гибкость.
     ИСО 9000-1: «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества – Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению». Является вводным стандартом. Его основное назначение – помочь предприятию в выборе и применении стандартов семейства ИСО 9000.
     Каждое предприятие, выступающее в роли поставщика, имеет 5 основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество. Предприятие должно уделять внимание требованиям и запросам всех заинтересованных лиц. При этом типичными требованиями или запросами являются: у потребителей – качество продукции, у работников – карьера и удовлетворение работой, у владельцев – показатели инвестирования, у субподрядчиков – возможность непрерывного предпринимательства, у общества – ответственное управление предприятием.
     Семейство стандартов ИСО 9000 распространяется на все виды продукции промышленного и экономического секторов. Разработчиками стандартов установлено 4 общие категории такой продукции:
- оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную форму); 
- программное обеспечение;
- перерабатываемые материалы; 
- услуги.
     Важным, с методологической точки зрения, является введение в ИСО 9000-1 концепции процессов, согласно которой любая система качества функционирует посредством процессов, однако система является чем-то большим, чем просто сумма процессов. Эта идея принадлежит К.Исикаве. Эффективность системы качества достигается благодаря координации и совместимости составляющих ее процессов, а также определяется их взаимодействием. Менеджмент качества на предприятии осуществляется через управление процессами.
     ИСО 9001: «Системы качества – модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Устанавливает требования к системе качества, когда необходимо продемонстрировать способность предприятия – поставщика к проектированию и поставке соответствующей продукции. Стандарт призван предупредить любые несоответствия качества на всех стадиях – от проектирования до обслуживания.
     ИСО 9002: «Системы качества – модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» и ИСО 9003 «Системы качества – модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» используются для этих же целей, что и ИСО 9001, но отличаются областью применения и объемом установленных требований.
     ИСО 9002 применяется в ситуациях, когда установленные требования к продукции сформулированы в виде проекта или технических условий и когда уверенность в соответствии продукции определенному уровню качества можно получить в результате подтверждения предприятием-поставщиком способности к управлению процессами при производстве, монтаже и обслуживании продукции.
     ИСО 9003 используется в ситуациях, когда соответствие продукции установленным требованиям может быть продемонстрировано путем адекватного подтверждения способности поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля испытаний. Как правило, потребитель до заключения контракта оценивает действующую у поставщика систему качества на ее соответствие стандартам ИСО 9001, 9002, 9003. Потребитель и поставщик должны рассматривать подготовленный контракт, чтобы убедиться в однозначном понимании требований к системе качества и ее приемлемости с точки зрения экономики и риска. В контракт могут быть внесены положения о разработке планов и долгосрочных программ по качеству, составлению графиков внутрифирменных проверок и др.
     ИСО 9004-1: «Общее руководство качеством и элементы системы качества – Часть 1: Руководящие указания». Содержит указания по общему менеджменту качества и затрагивает элементы общей административной системы качества предприятия. В этот стандарт включены рекомендации, относящиеся к таким элементам системы качества, как экономика, финансы, маркетинг и безопасность продукции, которые в других стандартах не рассматриваются.
     ИСО 8402: «Общее руководство качеством и обеспечение качества – словарь». Он поясняет основные термины по качеству.
     
     1.3. Система качества продукции на предприятии
     
     Понятие «система качества» в концепции стандартов ИСО может рассматриваться в двух аспектах. Согласно первому – это система менеджмента качества, распространяющаяся на все виды уже выпускаемой предприятием продукции, а также на те виды, которые могут выпускаться в будущем. Эта система удовлетворяет, прежде всего, внутренние потребности предприятия в менеджменте, т.е. в руководстве. Будучи хорошо отлаженной, система качества служит надежным средством рационализации работ в области качества с точки зрения снижения издержек, увеличения прибыли и уменьшения риска, связанного с последствиями от выпуска некачественной продукции. Система менеджмента качества является частью общего менеджмента предприятия; она реализует свои с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44