VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ доходности предприятия как фактора стабильности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008945
Тема: Анализ доходности предприятия как фактора стабильности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
    
    
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
4


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ КАК ФАКТОРА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………

6
1.1 Понятие и источники формирования доходов организации……………..
6
1.2 Факторы и принципы финансовой устойчивости предприятия…………
12
1.3 Методика анализа финансовой устойчивости предприятия……………..
20


2 АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОО «ТОГАС И К»……….
26
2.1 Характеристика финансовой деятельности ТОО «Тогас и К»…………...........................................................................................................
26
2.2 Оценка уровня доходности  предприятия……………................................
31
2.3 Анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия.
36


3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОО «ТОГАС И К»………………………………………………………………………………...

43
3.1 Влияние эффективности использования доходов предприятия на его финансовую устойчивость…………………………………………………….
43
3.2 Оптимизация процесса формирования и распределения доходов ТОО «Тогас и К»……………………………………………………………………

48


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
59


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
65
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ВВЕДЕНИЕ
    
    
    Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в условиях мирового экономического кризиса перед предприятиями стоит одна из самых главных задач: развитие деятельности и повышение их финансовой устойчивости. Вопросы оценки и улучшения финансового состояния, действующих предприятий являются наиболее актуальными и в данный период.
    Стабильный доход предприятия проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала предприятия. Поэтому становится ясным интерес к проблемам доходности деятельности предприятия. Доход, прочие, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации дохода или даже вызывающих противоречия с этой целью: например резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экономического порядка.
    Но все подобные шаги носят все же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задачи – получение возможного большого дохода.
    Доходы в рыночных условиях хозяйствования выполняют важные функции. Они являются не только критерием эффективности хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия, но и источником формирования различных видов прибыли, а, следовательно, источником воспроизводственного и инвестиционного процесса на предприятии, поэтому каждое предприятие должно знать заранее свои возможности получения различных видов доходов, чтобы обеспечить безубыточность своей деятельности и определить возможности решения экономических проблем, стоящих перед предприятием. Решение этих задач обеспечивает планирование доходов предприятия.
    Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.
    Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).
    Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны. Находясь на пересечении учета, анализа, информационного обеспечения, планирования, контроля и координации, проблемы формирования и распределения прибыли занимают особое место в управлении предприятием: связывая воедино все эти функции, он не подменяет управление предприятием, но переводит его на качественно новый уровень.
    Цель дипломной работы заключается в анализе доходности предприятия как фактора стабильности.
    Согласно цели определены следующие задачи:
    *  рассмотреть теоретические аспекты доходов как фактора финансовой стабильности предприятия;
    *  проанализировать финансовое состояние ТОО «Тогас и К»;
    *  наметить пути улучшения финансового состояния ТОО «Тогас и К».
    Объектом исследования является ТОО «Тогас и К».
    Предмет исследования является оптимизация процесса формирования и распределения доходов ТОО «Тогас и К».
    Теоретической и методологической базой исследования послужили труды авторов: А. В Гуковой, А. В.Кирова, Д.В.  Лысенко, Л.Ф.Бердниковой, С.П.  Альдебеневой, К. А. Крайновой, Е. А.Кулиной, В. С.  Сатушкиной, А.Д. Шеремета, М.Д. Тинасилова, А.Р.Уркумбаевой, ?.Текеева, Ж.Д.   Нугмановой, Е.С.  Карибаева и др. 
    Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ КАК ФАКТОРА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    
    1.1 Понятие и источники формирования доходов организации
     
     
    В современных условиях, когда доход стал важной составляющей при определении финансового результата организаций, возникла необходимость в однозначном понимании термина «доход» в целях достоверного его исчисления.
    Функционирование предприятий сопровождается беспрерывным кругооборотом  денег, который осуществляется в виде затрат различных ресурсов, получения доходов,  их распределения, образования различных фондов и их использования. При этом определяются источники средств, направления и формы финансирования, осуществляются расчеты с поставщиками и покупателями, государственными и финансовыми органами, с  работниками предприятий, с транспортными и др. организациями и посредниками [1, c.56].
    Все эти денежные отношения и составляют содержание финансовой деятельности предприятий.
    Результатом деятельности всякого предприятия слагается из финансового результата от реализации продукции, основных фондов и другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
    На сегодняшний день, существует множество литературных источников, посвященных вопросам исследования доходов предприятия, и понятие доходов не имеет единого определения, так как у каждого автора существуют различные подходы.
    Так согласно определению К. Н Мингалиев,  доходы представляют собой увеличение активов или уменьшение обязательств компании, которые вызваны обычной хозяйственной деятельностью предприятия и приводят к увеличению собственного капитала. В доход включается выручка от реализации товаров работ, услуг, дивиденды, роялти, рента [2, c.7].
     По утверждению И.А Стрельниковой, доходы - любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью [3, c.5].
    Д.В. Лысенко определяет доходы как важнейший фактор, определяющий конечные результаты деятельности предприятия [4, c.25].
    По мнению Л.Ф Бердниковой, доходы - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить [5, c.13].
    Приведенные определения доходов содержат в себе сходства и в то же время между ними существуют различия. Одни авторы характеризуют доходы как факторы, однако они выступают как самостоятельная категория в деятельности предприятия. В других определениях раскрывается сущность доходов только как источника формирования прибыли  предприятия и не указывается их предназначение. Поэтому из указанных трактовок можно сформулировать такое определение, которое бы наиболее полно характеризовало доходы предприятия:
    Доходы  предприятия представляют собой сумму денежных средств, полученных в определенном периоде от реализации товаров и использования активов, а также поступлений от прочих видов деятельности, которые в совокупности составляют основу формирования его прибыли.
    Доход – как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы – объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость – обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно – начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе дохода этот фактор выделяется редко [6,c. 123].
    Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижении объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для «подстегивания» инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должен сокращаться доход подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.
    Доходы предприятий (организаций) предстают, прежде всего, как денежные поступления, платежи, перечисления денежных средств. Эти доходы выступают главным образом как денежные, формируемые в ходе ведения бизнеса в процессе непрерывного денежного оборота средств. Доходы предприятий, фирм, компаний выступают как денежные и не денежные.
    Наличие не денежных форм расчетов определяет формирование доходов в стоимостной форме, выраженной (оцененной) в деньгах. При этом движения самих представителей и выразителей стоимости - денег; может не происходить.
    Денежные доходы могут быть подразделены по видам соответствующим разновидностям движения денежных средств предприятия в формате отчета о движении денежных средств. Не всякие поступления денежных средств есть доходы предприятия в экономическом смысле
    Особыми формами доходов предприятий, понимаемых как поступления денежных представителей стоимости в распоряжение предприятии, выступает вексельная эмиссия и вексельное кредитование. При вексельном кредитовании двигаются не деньги, а вексель, имеющий номинальную и рыночную стоимость [3, с.56].
    С экономической точки зрения основой образования действительного дохода выступает соизмерение стоимости вложения, выраженной в денежной форме, с возросшей стоимостью, получаемой предприятием в результате использования этого вложения на рынке.
    Процесс формирования доходов предприятия преломляется через действующий порядок отражения операций по финансово -хозяйственной деятельности предприятий. На них большое влияние оказывает учетная политика, принимаемая предприятием. Политика, проводимая предприятием в рамках действующего законодательства и положения о бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оптимизацию финансовых аспектов деятельности предприятия в предстоящем году, представляет собой учетно-финансовую политику предприятия.
    Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Данная классификация необходима для направлений:
    -	определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
    -	разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
    -	разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
    Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
    Цель управления доходами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене
    Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты - объем производства - прибыль [2, с. 43].
    Стратегическое планирование доходов - это процесс определения руководством компании стратегических (долгосрочных) целей развития, соответствующих тенденциям внешней среды и потенциалу. Обычно, при стратегическом планировании разрабатывается минимальный набор количественных показателей, характеризующих поставленные цели. Стратегия определяет, куда должен двигаться бизнес. Например, занять первое место в отрасли по объему производства. Схему связи стратегии бизнеса и бюджета можно представить в виде следующей схемы.
    Объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия. Принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.
    Следовательно, доходы предприятия являются основным источником для покрытия всех расходов и формирования различных видов прибыли. Они в ходе его деятельности формируются из различных источников, которые соответствуют определенному их виду. 
    Рассмотрим основные источники формирования доходов, на предприятиях торговли, представленные на рисунке 1.
     

     
     
     Рисунок 1.  Основные источники формирования доходов на предприятии
     
    Основной источник доходов торгового предприятия - торговые надбавки. Торговая надбавка - это цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия. Торговая надбавка выступает как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Она устанавливается предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам по всем товарным группам. Именно торговая надбавка характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при их реализации торговым предприятием. Торговые надбавки дифференцированы по отдельным товарным группам, торговым системам, что связано с различием в уровне издержек обращения и необходимостью обеспечить нормальную рентабельность предприятия.
    Снабженческо-сбытовая надбавка - надбавка к цене при торговле через посредников (снабженческо-сбытовые организации) с учетом издержек обращения и НДС. Они входят в состав цены и предназначены для покрытия издержек обращения предприятий этой сферы торговли и формирования прибыли от продажи, как и в розничной торговле [7, c.45].
    К факторам, влияющим на величину торговых надбавок, можно отнести такие, как степень развития и конъюнктура рынка в регионе, объем и структура товарооборота, скорость оборачиваемости товаров, обеспеченность собственными оборотными средствами, эффективность использования всех видов ресурсов, специфика реализуемого ассортиментного перечня, его издержкоемкость, соотношение спроса и предложения. Размер торговых надбавок должен покрывать издержки предприятия и обеспечивать получение определенного размера прибыли [8, c.85].
    Так, увеличение товарооборота означает рост массы валовой прибыли, то есть чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма средств, полученных от торговых надбавок. Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Связано это с различным уровнем надбавок: в рознице надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат.
    Состав оптового оборота также влияет на объем валовой прибыли. Транзитный оборот дает меньше дохода, чем складской, поскольку небольшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.
    Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обуславливает связь ассортиментной структуры оборота розничной торговли (или оптового оборота) и суммы валовой прибыли. Рыночная модель экономики позволяет самостоятельно предприятиям торговли устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Здесь важно, во-первых, помнить, что торговая и снабженческо-сбытовая надбавка - это элемент цены, обеспечивающий возмещение затрат продавца по продаже товаров и получение прибыли.
    Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля организации и профессионализма руководства. Реальные поступления за определенные услуги в валовой прибыли имеют существенные колебания - от полного отсутствия до 1,5-2 % в общей сумме. Однако косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает опыт экономики развитых стран, значительно весомее.
    Помимо надбавок и наценок доходы предприятия формируются и за счет других источников. Доходы организации могут складываться за счет предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды.
    Также доходы могут формироваться за счет лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия [9, c.6].
    Прочие поступления доходов складываются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия. К ним относят доходы от паевого участия предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами; доходы от принадлежащих предприятию облигаций и других ценных бумаг, выпущенных эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов, полученных по ценным бумагам); доходы по депозитным вкладам торгового предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки за нарушения условий договоров; другие виды доходов.
    Следовательно, что такой источник, как основные фонды формируют доходы в случае сдачи этих объектов в аренду, их продажи или получения их безвозмездно. За счет нематериальных активов доходы складываются также в случае аренды или продажи патентов и других объектов интеллектуальной собственности. Что касается оборотных активов, то здесь можно выделить такие источники формирования доходов, как товарно-материальные ценности и денежные средства. 
    Далее рассмотрим источники формирования доходов предприятия  в современных условиях в таблице 1.

Таблица 1
Источники формирования доходов предприятия в современных условиях
Виды доходов 
Источники формирования доходов
Доходы
1
2
3
1. Валовая прибыль
1.1 Торговые надбавки,
1.2 Снабженческо-сбытовые надбавки
1.3 Наценки общественного питания

1.1 Сумма реализованных торговых надбавок
1.2 Сумма оптовых надбавок
1.3 Доходы от прочей торговой деятельности
2. Доходы от участия
в деятельности других
организаций
2.1 Внеоборотные активы: основные фонды, нематериальные активы, прочие
2.2 Оборотные активы: товарно-материальные ценности, денежные
средства, прочие
2.1 Проценты от участия в уставном капитале
2.2 Доходы по ценным бумагам
2.3 Сумма доходов по договору простого товарищества

Продолжение таблицы 1
1
2
3

3. Проценты к получению

3.1 Оборотные активы: денежные
средства, прочие


3.1 Проценты по депозитам
3.2 Выплаты по процентам банком за пользование расчетным счетом
4. Прочие доходы
1. Внеоборотные активы: основные фонды, нематериальные активы, прочие
2. Оборотные активы: товарно-материальные ценности, денежные
средства, прочие

4.1 Сумма арендной платы
4.2 Стоимость проданных основных фондов
4.3 Плата организациями за пользование патентами или объектами интеллектуальной собственности
4.4 Сумма штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий договоров
4.5 Просроченные задолженности перед кредиторами
4.6 Стоимость излишних товарно-материальных ценностей
4.7 Стоимость проданных деталей от изношенных объектов основных фондов
4.8 Прочие
П р и м е ч а н и е - Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2013.

    В процессе формирования доходов выделяются следующие их виды: валовая прибыль от продажи товаров, работ, услуг и прочие поступления доходов, сумма которых формирует совокупный валовой доход предприятия.
    Полученные доходы торговым предприятием используются в двух направлениях: покрытие расходов и формирование финансовых результатов деятельности. Большая часть доходов на предприятиях торговли, как правило, направляется на покрытие расходов, таких как издержки обращения и уплата налогов. Оставшаяся часть доходов остается на предприятиях в виде прибыли [10, c.12]. 
    Таким образом, доход можно определить как денежную оценку результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики. Данное определение является полным, поскольку не включает в число доход от получателей тех, кто уже или еще не может участвовать в экономической деятельности. Чьи денежные доходы поступают в форме трансфертных, т.е. возвратных платежей из бюджета.
    Доходы различают по источнику, способом, регулярности и очередности получения. Доход может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, предприятием, государством в наличной или безналичной форме и могут поступать как регулярно, так и однократно, выплачивается иногда строгой последовательности.
    
    
    1.2 Факторы и принципы финансовой устойчивости предприятия
    
    
    В современных условиях рыночных отношений предприятиям требуются огромные средства, привлечь которые могут лишь структуры, имеющие устойчивое финансовое положение. Лишь они имеют доступ к свободным ссудам. Финансовое положение предприятия определяется состоянием его финансовых ресурсов. 
    Это состояние определяется финансовыми отношениями, которые выступают в денежной форме и охватывают достаточно широкую сферу отношений между государственной властью и физическими, юридическими лицами, государственными секторами, зарубежными странами, а также между звеньями финансовой системы, между частными предприятиями, но они значительно уже, чем денежные отношения, охватывающие все сферы и взаимосвязи современного общества. 
    В финансовых отношениях, которые характеризуют финансовое положение, в отличие от товарно-денежных отношений нет встречного перемещения материальных ценностей, т. е. обращение денег происходит без соответствующего товарного эквивалента. Такая особенность осложняет порядок контроля за финансовым положением предприятия [11, c.46].
    На финансовую устойчивость предприятия оказывают большое влияние факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние напрямую зависят от организации работы самого предприятия; изменение внешних же почти или совсем не подвластно воле предприятия. 
    Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервной в целях повышения эффективности производства.
     Внешние - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. 
    Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха [12, c.80].
    Основные факторы внешней среды могут быть разделены на четыре крупные группы, рисунок 2.
    
     

     
     Рисунок 2. Внешне факторы финансовой устойчивости предприятия
     
    Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации:  изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами [13, c.97].
    На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные - могут обеспечить предпосылки для его роста. При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.
    Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации.
    Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
    Особое значение для финансовой устойчивости предприятия имеет уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на его продукцию (услуги), так как платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики уровня дохода потребителей - физических и юридических лиц - и цены на продукцию предприятия.
    Существенно влияет на финансовую устойчивость и фаза экономического цикла, в которой находится экономика страны. В период кризиса происходит отставание темпов реализации продукции от темпов ее производства. Уменьшаются инвестиции в товарные запасы, что еще больше сокращает сбыт. Снижаются в целом доходы субъектов экономической деятельности, сокращаются относительно и даже абсолютно масштабы прибыли.
     Все это ведет к снижению ликвидности предприятия, их платежеспособности. В период кризиса усиливается серия банкротств [14, c.43].
    Падение платежеспособного спроса характерное для кризиса, приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы так же представляет собой немаловажный внешний фактор финансовой устойчивости предприятия.
    Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой. 
    Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.
    Серьезными макроэкономическими факторами финансовой устойчивости служат, кроме того, степень развития финансового рынка, налоговая и кредитная политика, страхового дела и внешнеэкономических связей; существенно влияет на нее курс валюты, позиция и силы профсоюзов.
    Экономическая и финансовая стабильность любых предприятий зависит от общей политической стабильности. Значения этого фактора особенно велико для предпринимательской деятельности. 
    Отношение государства к предпринимательской деятельности, принципы государственного регулирования экономики (его запретительный или стимулирующий характер), отношения собственности, принципы земельной реформы, меры по защите потребителей и предпринимателей не могут не учитываться при рассмотрении финансовой устойчивости предприятия [15, c.78].
    Также одним из наиболее масштабных неблагоприятных внешних факторов, дестабилизирующих финансовое положение предприятий в России, является на сегодняшний день инфляция.
    Внутренние факторы представлены на рисунке 3.
    Основными факторами, с точки зрения финансовой устойчивости предприятия являются:
    -  отраслевая принадлежность организации;
    -  состав и структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в спросе;
    -  размер уставного капитала предприятия;
    -  величина и структура расходов производства, их динамика по сравнению с денежными доходами предприятия;
    -  состояние имущества и финансовых средств, включая запасы и резервы, их структура и состав.
     

     
    Рисунок 3. Внутренние факторы финансовой устойчивости предприятия
    
    Степень их совокупного влияния на финансовую устойчивость предприятия зависит не только от соотношения выше перечисленных факторов, но и от той стадии производственного цикла, на которой в настоящее время находится организация, от компетенции и профессионализма ее менеджеров. Практика показывает, что значительное количество неудач организации может быть связано именно с неопытностью и/или некомпетентностью менеджеров, с их неспособностью брать во внимание изменения внутренней и внешней среды.
     Успех или неудача предпринимательства во многом зависят от избрания структуры и состава выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. При этом немаловажно не только предварительно определиться, что выпускать, но и безошибочно решить, как производить, т.е. с использованием какой технологии, по какой модели системы производства и управления. От ответа на эти вопросы зависят основные затраты производства.
    Для обеспечения устойчивости предприятия важна не только суммарная величина затрат, но и соотношение между постоянными и переменными расходами [16, c.6].
    Переменные расходы пропорциональны объемам производства. Постоянные расходы (на приобретение и/или аренду оборудования и помещений, управление, амортизацию, рекламу, выплату процентов за банковский кредит, заработная плата сотрудников и прочее) - от объема производства не зависят.
    Еще одним существенным фактором финансовой устойчивости организации, тесно связанным с типами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура средств предприятия, а также правильное определение стратегии управления ими. Устойчивость организации и потенциальная результативность предпринимательства во многом зависят от качества управления текущими активами предприятия, от того, какие и сколько задействовано оборотных средств, каков размер запасов и активов в денежной форме и т.п.
    Также следует помнить, что если организация снижает размеры запасов и ликвидных средств, то она может пустить больше капитала в производство и, таким образом, получить больше прибыли. Но одновременно с этим возрастает риск неплатежеспособности организации и остановки производства из-за недостатка запасов. Мастерство управления текущими активами предприятия состоит в том, чтобы хранить на счетах организации лишь минимально необходимую сумму денежных средств, которая необходима для текущей производственной деятельности предприятия.
    Следующим существенным фактором финансовой устойчивости предприятия является состав и структура финансовых средств, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у организации собственных финансовых средств, прежде всего, прибыли, тем спокойнее она может себя чувствовать на рынке. При этом немаловажна не только общая сумма прибыли, но и структура ее распределения, и собственно доля, направляемая на развитие производства. Поэтому оценка политики распределения и использования прибыли выступает на первый план при анализе финансовой устойчивости организации.  В частности, исключительно важно провести анализ использование прибыли по двум направлениям [17, c.48]:
    -  во-первых, для финансирования текущей деятельности - на формирование оборотных активов, усиление ликвидности, укрепление платежеспособности и т. п.;
    -  во-вторых, для инвестирования в капитальные затраты, ценные бумаги и т.д.
    Существенное влияние на финансовую устойчивость организации оказывают финансовые средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше финансовых ресурсов может привлечь организация, тем выше ее финансовые возможности; однако при этом возрастает и финансовый риск - способна ли будет организация своевременно расплачиваться по своим кредитам? В этом случае большую роль призваны играть резервы, как один из способов финансовой гарантии платежеспособности предприятия.
    На современном этапе развития общества, по мнению Есембековой А. Ж., финансовая устойчивость предприятия тесно взаимосвязана с другими финансовыми категориями такими как, финансовая безопасность, гибкость, стабильность, равновесие.
    Особую значимость в современной экономике приобретают проблемы обеспечения не только финансовой устойчивости, но и финансовой безопасности предприятий.
    Сущность финансовой безопасности предприятия, по мнению И.А.
Бланка, состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и
проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей
корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды.
Главное условие финансовой безопасности предприятия - способность
противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам,
стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию или нежелательно
изменить	структуру	капитала,	или	принудительно	ликвидировать предприятие. 
    Финансовая устойчивость и финансовая безопасность фирмы неразрывно связаны между собой, взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Выражаясь образно, можно сказать, что они представляет собой две стороны одной медали. Финансовая устойчивость - необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности фирмы. Если условие, что фирма, обладающая финансовой безопасностью, об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.