- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ деятельности транспортно-экспедиторского предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000386 |
Тема: | Анализ деятельности транспортно-экспедиторского предприятия |
Содержание
Оглавление Введение 2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ 4 1.1. Анализ рынка транспортно - экспедиторских услуг России 4 1.2. Развитие транспортно-экспедиторского предприятия 13 1.3 Выбор оптимальной стратегии управления транспортно-экспедиторским предприятием 23 Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДЕТ-ИМПОРТ ЛОГИСТИК» 34 2.1. Характеристика деятельности предприятия 34 2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 42 2.3. Финансово - экономический анализ деятельности 49 Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ДЕТ-ИМПОРТ ЛОГИСТИК» 59 3.1. Разработка и экономическое обоснование реализации проекта управления ООО «Дет-Импорт Логистик» … 59 3.2. Оценка риска реализации проекта управления ООО «Дет-Импорт Логистик» ………….. 65 3.3. Практические рекомендации руководителя ООО «Дет-Импорт Логистик» 74 Заключение 78 Список использованной литературы 80 Приложение 1 83 Приложение 2 85 Приложение 3 88 Введение Современные, постоянно изменяющиеся условия функционирования транспортно-экспедиторских предприятий (ТЭП) на динамически развивающемся рынке транспортных услуг требуют проведения непрерывного анализа внешней и внутренней среды, конкурентов и потребителей, а также показателей их финансово-экономической деятельности с целью осуществления стратегического планирования и развития предприятия, более эффективного и конкурентоспособного. Необходимость разработки развития транспортно-экспедиторского предприятия обусловлена тем фактом, что рынок транспортно-экспедиторских услуг изменчив, как и любой другой рынок, а в условиях конкурентной борьбы эффективность деятельности транспортно-экспедиторских предприятий определяется не только качеством услуг, но и рациональностью стратегических решений и выбранной стратегии в целом. В связи с этим, целью выпускной квалификационной работы является изучение стратегического управления транспортно-экспедиторского предприятия. Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач: - Изучение теоретических основ развития транспортно-экспедиторского предприятия; - Анализ деятельности транспортно-экспедиторского предприятия ООО «Дет-Импорт Логистик» ; - Рассмотрение проекта управления ООО «Дет-Импорт Логистик»; Объектом исследования является транспортно-экспедиторское предприятие ООО «Дет-Импорт Логистик»; в качестве предмета исследования выступает транспортно-экспедиционная деятельность предприятия. Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в определении основных этапов исследовательской работы. В первой главе провели изучение литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы, связанной с деятельностью транспортно-экспедиторского предприятия в современных условиях в целом, и его стратегическим развитием в частности. На данном этапе используются теоретический анализ и синтез, а также метод системного анализа. Вторя глава, является аналитическим и заключается в исследовании деятельности транспортно-экспедиторского предприятия ООО «Дет-Импорт Логистик». Основными методами второй главы являются теоретический анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, а также методы анализа внешней и внутренней среды (конкурентный анализ, построение карты стратегических групп, построение модели конкуренции Портера, SWOT-анализ). Третья глава является проектной и предполагает разработку и экономическое обоснование реализации проекта стратегического развития ООО «Дет-Импорт Логистик» . Данное исследование вносит свой вклад в решение такой проблемы управления как стратегическое развитие предприятий, работающих на рынке транспортно-экспедиторских услуг. Практическая часть заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности транспортно-экспедиторского предприятия, в процессе осуществления стратегического планирования и управления предприятием. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ 1.1 . Анализ рынка транспортно-экспедиторских услуг России В современных рыночных условиях любое предприятие осуществляет деятельность в определенном конкурентном пространстве. Для понимания специфики деятельности и особенностей стратегического развития ТЭП следует изучить рынок транспортно-экспедиторских услуг России. Учитывая, что транспортно-экспедиторские услуги являются частью рынка логистических услуг, было проведено исследование основных тенденций и особенностей данного рынка, результаты которого будут представлены далее. Современный рынок логистических услуг можно разделить на три основных сектора: 1) перевозки и экспедирование грузов различными видами транспорта; 2) складские услуги; 3) услуги по интеграции и управлению цепями поставок. Российский рынок логистических услуг достаточно молод, но он активно развивается. Если сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних предприятий, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, то сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности 3PL-провайдеров) представлен на рынке в основном ведущими международными предприятиями. 3PL-провайдеры - это компании, управляющие грузопотоками, запасами в сети распределения и в цепочках поставок от имени клиента, то есть на аутсорсинге. Деятельность таких предприятий базируется на модели управления качеством услуг в соответствие с международным стандартом ISO 9000. На основании данных маркетингового исследования исследовательской компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ», выполненного по заказу руководителя ООО «Дет-Импорт Логистик» в 2012 году, можно сделать вывод о том, что структура участников исследования в рамках рейтинга по их специализации полностью соответствует современной структуре российского рынка (рис. 1.3.). Рис. 1.3. Структура участников исследования рынка логистических услуг России по специализации По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Доля транспортно-экспедиторских, складских операторов и дистрибьюторов составляет 83% от общего числа участников рейтинга. Географические границы рынка транспортно-экспедиторских услуг определяются границами РФ, то есть клиенты предприятий могут получить логистические услуги на всей территории страны, а также за ее пределами. В исследовании приняли участие транспортно-экспедиторские предприятия - представители всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (рис.1.4.). Рис. 1.4. Структура транспортно-экспедиторских предприятий по федеральным округам в 2012 году По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Таким образом, наибольшее число транспортно-экспедиторских предприятий представлено в Центральном ФО (61%), на втором месте – СЗФО и УФО (по 14%), замыкает тройку лидеров – Сибирский ФО (4%). Иными словами, наиболее насыщенный рынок транспортно-экспедиторских услуг приходится на Уральский и Северо-Западный ФО, что, возможно, связано с территориальным расположением данных округов, а также расположением городов-миллионников (Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Немаловажное значение имеет опыт работы транспортно-экспедиторских предприятий на рынке (рис.1.5.). Рис. 1.5. Структура транспортно-экспедиторских предприятий по сроку деятельности на рынке в 2012 году По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Очевидно, что ТЭП, работающие на рынке более 15 лет, имеют больше шансов быть конкурентоспособными за счет наработанной клиентской базы и отлаженных бизнес-процессов. Большинство транспортно-экспедиторских предприятий (34%) имеют опыт работы на рынке от 11 до 15 лет, на втором месте – предприятия, созданные от 6 до 10 лет назад (23%), на третьем – молодые предприятия, работающие на рынке от 3 до 5 лет (18%). Структура ТЭП по количеству сотрудников приведена на рис. 1.6. Рис. 1.6. Структура транспортно-экспедиторских предприятий по количеству сотрудников в 2012 год По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Так, большинство ТЭП являются средними, так как количество сотрудников в них от 51 до 250 чел. (37%), доля крупных предприятий с численностью от 251 до 500 чел. – 21%, малых предприятий с численностью сотрудников от 1 до 50 чел. – 19%. Немаловажное значение для развития рынка транспортно-экспедиторских предприятий имеет уровень компетентности сотрудников предприятия, который в значительной степени определяется наличием сертификата качества ISO. Во многих предприятиях, принявших участие в исследовании рынка и не имеющих пока сертификатов качества, ведется работа по построению системы управления качеством. Состояние рынка логистических услуг, в целом, и транспортно-экспедиторских предприятий, в частности, находится в прямой зависимости от роста товаропотоков, которые, в свою очередь, обусловлены как социально-экономической ситуацией в стране, уровнем развития промышленности, оптовой и розничной торговли, так и повышением платежеспособности населения. Все вышеперечисленное стимулирует рост инвестиций в развитие транспортно-логистической системы и создание современной логистической (складской) инфраструктуры в стране. Структура ТЭП по наличию складских площадей приведена на рис. 1.7. Рис. 1.7. Структура транспортно-экспедиторских предприятий по наличию складских площадей в 2012 году По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Только 6% логистических операторов - участников исследования не используют складские площади, 46% из них не имеют транспортного парка (рис. 1.8.). Рис.1.8. Структура предприятий по наличию транспортного парка в 2012 году По данным маркетингового исследования предприятия ИК «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» Как показали исследования, для рынка логистических услуг России в целом, и транспортно-экспедиторских, в частности, характерны следующие тенденции: * увеличивается «прозрачность» деятельности ТЭП, они готовы предоставлять необходимую информацию, которая позволяет выстраивать эффективное сотрудничество и партнерство, * взаимоотношения в цепи поставок все чаще носят долговременный характер (контракты заключаются на период от 3-х до 5-ти лет), * появляется межрегиональный доступ к рынкам сбыта, * возникают процессы кооперации, формирования союзов и различных объединений, * рост компетентности ТЭП –происходит смещение от владения активами к владению информацией, * возрастает ценность логистических и транспортно-экспедиторских предприятий для клиентов за счет снижения издержек при расширении географии и возможностей. Выше представленные тенденции развития российского рынка транспортно-экспедиторских услуг напрямую влияют на выбор стратегии развития ТЭП, так как предприятия выходят на новый уровень сотрудничества, характеризующийся долгосрочными и открытыми партнерскими отношениями, а, следовательно, оно должно быть конкурентоспособным и стабильным. В данной главе мы рассмотрели теоретические основы стратегического развития транспортно-экспедиторского предприятия, исследовав отдельные факторы, которые должны быть учтены в процессе разработки стратегии развития ТЭП. Как уже было нами отмечено, проведение анализа общих теоретических вопросов и тенденций развития рынка транспортно-экспедиторских услуг недостаточно для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы. Необходимым условием для разработки проекта стратегии развития конкретного ТЭП является всесторонний анализ его деятельности, включая анализ внешней и внутренней среды, финансово-экономический анализ. 1.2. Развитие транспортно-экспедиторского предприятия В предыдущем параграфе мы провели анализ рынка транспортно-экспедиторских услуг,а теперь необходимо рассмотреть особенности транспортно-экспедиторских услуг и правового поля, в котором работают ТЭП, для того чтобы выявить характерные черты данных предприятий и разобраться в специфике их деятельности, что, несомненно, оказывает влияние на выбор стратегии развития предприятия. Транспортно-экспедиционная услуга (ТЭУ) – отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения [14]. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца – грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями [14]. «Под транспортно-экспедиционным обеспечением во внешней торговле принято понимать коммерческую деятельность посреднических предприятий, осуществляемую при транспортировке внешнеторговых грузов и дополняющую основную деятельность перевозчиков, грузовладельцев и других заинтересованных в грузе лиц» [18]. С правовой точки зрения, транспортно-экспедиционная деятельность может осуществляться в национально-правовом или международно-правовом режиме, если в ней присутствует международный элемент. Транспортно-экспедиционным обслуживанием во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) называется практическая реализация транспортно-экспедиторского обеспечения, объектом которого является внешнеторговый товарооборот (грузооборот).Целью транспортно-экспедиторского обеспечения является содействие в перевозке грузов внешней торговли и развитие экспорта транспортных услуг [28]. Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия решения о необходимости или возможности перевозки и заканчивается в момент, когда груз доставлен его конечному потребителю. Транспортно-экспедиторское обслуживание включает в себя несколько групп основных операций (рис.1.3.). Рис. 1.3. Операции транспортно-экспедиторского обслуживания Подробная характеристика операций, входящих в транспортно-экспедиторское обслуживание представлена в таблице 1.3. Таблица 1.3. Характеристика операций транспортно-экспедиторского обслуживания Группа операций Характеристика 1 2 Погрузочно-разгрузочные и стивидорные работы Транспортно-экспедиторская предприятие сама может выполнять погрузочные и перегрузочные работы или привлекать дли их исполнения любые другие профессионально подготовленные компании. Подготовка груза к перевозке Приведение груза в транспортабельное состояние включает в себя практические работы по упаковке товара, его затариванию, маркировке, а также по укладке товара в контейнеры, укрупнению (консолидации) и разукрупнению контейнерных партий и формированию транспортных пакетов. Требования к указанным операциям определяются условиями договоров перевозки, перевалки и купли-продажи. Складские работы Складское хранение непосредственно связано с транспортировкой груза (в ожидании погрузочных, перегрузочных работ, а также для таможенных целей), поэтому складские операции являются одной из функций транспортно-экспедиторской предприятия. Прием и выдача груза Транспортно-экспедиторская предприятие взаимодействует с перевозчиками и предприятиями транспортной инфраструктуры, принимая грузы от одних и передавая их другим Организация и оформление перевозки Операции этой группы осуществляются после подбора, поиска и нахождения, отвечающих условиям клиента транспортных предприятий, а также установления с ними делового контакта. Если это выполнено, то основными функциями транспортно-экспедиторской предприятия являются: -заключение договоров с участниками перевозочного процесса; -оперативное планирование перевозок (подача заявок на перевозки, согласование дат подачи автотранспортных средств, бронирование мест на морских и воздушных судах, согласование сроков поступления грузов в порт и пр.); -подготовка транспортных, товаросопроводительных и иных необходимых для перевозочного процесса документов и др. Консалтинговые услуги Операции этой группы предшествуют не только договорным отношениям по перевозке грузов, но и договорным отношениям между участниками внешнеторгового контракта купли-продажи. Таможенное оформление Для прохождения внешнеторговых грузов через таможенные органы транспортно-экспедиторская предприятие оформляет необходимые таможенные документы.\ Таможенное оформление В ряде стран мира транспортно-экспедиторские предприятия осуществляют операции по таможенной очистке товаров для экспорта и импорта и производят оплату таможенных пошлин, налогов и сборов. Таможенная деятельность посреднических предприятий подлежит лицензированию со стороны таможенных органов государства. Исково-претензионная работа Выполняется в случае недоставки груза в пункт назначения, доставки его в коммерчески неисправном состоянии или при нарушении сроков доставки. Приведенный выше перечень функций транспортно-экспедиторских предприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен по желанию сторон другими работами и услугами. Транспортно-экспедиторское обеспечение внешнеторгового товарооборота, как неотъемлемая часть международной торговли, должно быть основано на единых подходах к организации этой деятельности. В целях унификации 31 мая 1926 г. шестнадцатью национальными ассоциациями экспедиторов была основана Международная федерация экспедиторских организаций - ФИАТА (сокращения наименования на французском языке). ФИАТА - неправительственная некоммерческая международная организация. Главная цель ФИАТА - обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. Членами ФИАТА являются около 40 тыс. экспедиторских предприятий более чем из 150 стран мира, и их количество постоянно растет. Россию в ФИАТА представляет Ассоциация экспедиторов Российской Федерации (АЭР), насчитывающая около 170 членов. Результатом практической деятельности ФИАТА является разработка и внедрение в практику экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире: экспедиторской расписки, транспортного сертификата экспедитора, складской расписки, декларации грузоотправителя на перевозку опасных грузов, товарораспорядительного мультимодального транспортного коносамента и др. Рассмотрим особенности правового регулирования деятельности транспортно-экспедиторских предприятий в России. Международно-правовая регламентация договора транспортной экспедиции пока не создана. Международное частное право не содержит соглашений и конвенций, определяющих основные условия экспедиторского договора. Отдельные попытки унификации условий экспедиционной деятельности предпринимаются со стороны ФИАТА. Так, в проформе экспедиторской расписки FCR (Forwarder's Certificate of Receipt) указываются основные правила выполнения экспедиторских услуг. Однако все договоры транспортной экспедиции регулируются нормами национального гражданского права, которые при отсутствии необходимых положений дополняются экспедиторами правовыми режимами, заимствованными в нормах французского, немецкого и англо-американского права. Процедура правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности в России закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Транспортной экспедиции посвящена гл. 41 ГК РФ (ст. 801 - 806). Согласно закону, по договору транспортной экспедиции одна из сторон (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договоры транспортной экспедиции заключаются в виде договора поручения (гл. 49 ГК РФ) или договора комиссии (гл. 51 ГК РФ). В законе содержится норма, в которой допускается совмещение обязанностей экспедитора и перевозчика в одном лице. Обязательными являются письменная форма договора транспортной экспедиции и выдача клиентом экспедитору доверенности. Экспедитор не несет ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, за исключением тех случаев, когда экспедитор и перевозчик являются одним и тем же лицом. Предел ответственности экспедитора за ненадлежащее исполнение им договора не определен. Клиент обязан предоставлять экспедитору полную информацию и необходимые документы для исполнения последним обязанностей по организации перевозок и данные о характере предъявленных грузов. Клиент несет ответственность за полноту и достоверность представленных документов и сведений. Экспедитор вправе привлечь любое другое лицо для исполнения своих обязательств по договору, однако в этом случае он несет ответственность перед клиентом в тех же размерах, как если бы он исполнял сам должные работы и услуги. Заключительные положения главы 41 ГК РФ разъясняют процедуру и последствия одностороннего отказа в исполнении обязательств по договору транспортной экспедиции [1]. Указывается, в частности, что подобный отказ одной из сторон может повлечь за собой возмещение другой стороне убытков, вызванных расторжением договора. 3 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», который, однако, никаких принципиально новых норм регулирования транспортно-экспедиционной деятельности не внес [2]. Несмотря на вполне конкретное содержание, термины «экспедитор», «экспедирование», «транспортно-экспедиторские операции» не всегда определяют однозначно те функции, которые транспортные посредники принимают на себя по заключенным с клиентами договорам. В предмете договора транспортной экспедиции, который заключает клиент с транспортным посредником, часто указывается, что клиент поручает, а экспедитор принимает на себя организацию перевозок грузов. Экспедитор принимает на себя обязательства по организации перевозок, информирует клиента о продвижении груза и нарушениях сроков доставки. Исполнением обязательств экспедитора считается нахождение перевозчика, заключение договора перевозки от своего имени, но за счет клиента, предоставление заказчику транспортного средства под погрузку в соответствии со сроками, указанными в заявке, и информирование клиента о прибытии груза в пункт назначения. Клиент в своей заявке обязан предоставить экспедитору все сведения, необходимые для заключения договора перевозки. При этом он обязуется возместить все понесенные экспедитором расходы и выплатить ему вознаграждение. Клиент обязуется обеспечить загрузку, разгрузку транспортного средства и таможенное оформление груза в сроки, указанные в договоре. Ответственность сторон содержит форс-мажорные оговорки, декларирует положения о материальной ответственности сторон за убытки, причиненные контрагенту при ненадлежащем исполнении данного договора, и устанавливает конкретные штрафные санкции. Например, за неподачу транспортных средств, за их несвоевременную загрузку и разгрузку и т. п. Договор транспортной экспедиции содержит статью «претензии и иски», но клиент должен понимать, что они могут быть предъявлены только по договору транспортной экспедиции, а не по договору перевозки. В договоре также указывается, могут ли его стороны передавать свои права и обязанности третьим лицам. Основными источниками национального внутреннего права РФ, которые регламентируют перевозочную, транспортно-экспедиционную и агентскую деятельность являются следующие [27]: 1) гл. 40 «Перевозка», гл. 41 «Транспортная экспедиция», гл. 52 «Агентирование» ГК РФ (определены нормы, регулирующие основные правовые положения осуществления деятельности по перевозкам, транспортной экспедиции и агентированию) [1]; 2) ФЗ от 30.06.2003 №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», который регулирует порядок оказания услуг, связанных с организацией перевозок всеми видами транспорта и оформлением перевозочных, таможенных и др. документов [2]; 3) ГОСТ Р 52297-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения» [3]. Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспортно-экспедиторских услуг, осуществляемых при перевозках транспортом любого вида; 4) ГОСТ Р 52298-2004. Услуги транспортно-экспедиторские. Настоящий стандарт устанавливает классификацию транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых на транспорте всех видов грузоотправителям и грузополучателям, общие требования к качеству этих услуг и методы их контроля/ [4]; 5) «Правила транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8.09.2006 г. № 554. Настоящие правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиторских услуг [5]; 6) «Порядок оформления и формы экспедиторских документов», утвержденные приказом Министерства транспорта от 11.02.2008 г. № 23. Настоящие правила устанавливают формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения, учитывая особенности при перевозке грузов разными видами транспорта [6]; 7) Договор транспортной экспедиции. Так, отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом РФ; ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», «Правилами транспортно-экспедиционной деятельности» и договором транспортной экспедиции. Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность транспортно-экспедиторских предприятий, включает в себя правовые документы, которые раскрывают основные понятия и особенности транспортно-экспедиционной деятельности. В целом, данная нормативно-правовая база развита, имеет некоторые недостатки (например, термины «экспедитор», «экспедирование», «транспортно-экспедиторские операции» не всегда определяют однозначно те функции, которые транспортные посредники принимают на себя по заключенным с клиентами договорам), которые существенно не влияют на стратегию развития ТЭП. Следует отметить, что нормативно-правовая база развивается и постоянно вносятся коррективы, что может как положительно, так и отрицательно отразиться на возможностях реализации той или иной выбранной стратегии развития ТЭП, в частности это относиться к налоговому законодательству. Международные соглашения и развитие нормативно-правой базы может, как укрепить позиции на рынке транспортно-экспедиторских услуг отечественных ТЭП, так и ослабить (например, за счет снижения барьеров на вход для иностранных автоперевозчиков). Кроме того, вступление в ВТО и соответвующие изменения законодательства в сфере торговли, влияющие на объем импорта и экспорта, а также условия проникновения западных перевозчиков на отечественный рынок, влияет на объемы спроса на транспортные услуги отечественных ТЭП. Все выше перечисленные факторы (в частности, вероятность изменения условий деятельности на рынке), безусловно, должно быть учтено при формировании стратегии развития ТЭП. Изучение правовых аспектов деятельности ТЭП является лишь малой долей тех специфических особенностей российского рынка транспортно-экспедиторских услуг, который будет исследован в следующем параграфе. 1.3. Выбор оптимальной стратегии управления транспортно-экспедиторским предприятием Для понимания сущности развития транспортно-экспедиторского предприятия необходимо рассмотреть теоретические аспекты развития менеджмента в целом. Так, стратегия управление, которое первоначальное применялось в военной науке, в настоящее время широко используется в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере управления предприятием. По мнению О.С. Виханского, «управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» [11]. Из выше представленного определения видна взаимосвязь управления и развития, так как менеджмент, по сути, предполагает развитие и совершенствование предприятия в целом. Ключевым и объединяющим звеном понятий «управление» и «развитие» является стратегия. Понятие «стратегия» имеет богатую историю, кроме того, существу-ют различные школы, изучающие стратегическое управление и планиро-вание с разных точек зрения: концепция стратегического менеджмента И. Ансоффа; школа планирования И. Ансоффа; школа дизайна А.Чандлера; школа позиционирования М. Портера и др. Иными словами, сейчас поня-тие «стратегия» является неотъемлемой частью управленческой науки и имеет множество трактовок, некоторые из которых представлены в табли-це 1.1. Таблица 1.1. Определения понятия «стратегия» Автор Определение А. Чандлер «Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [17] И. Ансофф «Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности» [10] М. Портер «Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции. Суть стратегии состоит в том, чтобы выбрать то, от чего отказаться. Без компромиссов не было необходимости выбирать и, таким образом, не было необходимости в стратегии» [21] А. Томпсон «Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности» [26] О.С. Виханский «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целя» [11] Р.А. Фатхутдинов «Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности» [31] В таблице 1.1. представлены определения понятия «стратегия», которые являются общими для всех сфер деятельности. Так, на наш взгляд, определение А. Чандлера представляет собой классический взгляд на сущность стратегии, так как подчеркивает необходимость целеполагания, отсутствие, которого обуславливает неэффективность и нестабильность развития любого предприятия. По сути, А. Чандлер говорит о трех составляющих стратегии – цели, курсы действий, ресурсы. Ресурсное обеспечение стратегических решений выступает в качестве ограничений реализации данного процесса. Действительно, нахождение некоторого соответствия между целями и программами, обеспечивающими их реализацию, с одной стороны, и распределение человеческих, финансовых, технологических и других видов ресурсов, с другой стороны, реализуют одно из требований стратегического процесса – его стабильность. С нашей точки зрения, подход И. Ансоффа к понятию «стратегия», с одной стороны, является слишком общим, с другой, позволяет сформулировать важный для стратегического планирования тезис – стратегию надо определять тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства предприятия. Стоит отметить, что И. Ансофф выделяет отличительные особенности стратегии [10]: 1) Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций предприятия. 2) Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. 3) Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемый путь развития. 4) В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий, поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной неполной и неточной информацией о различных альтернативах. 5) При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулированные стратегии. Определение М. Портера говорит об особом значении конкурентной среды и «правильном» поведении в конкурентном пространстве для предприятий, работающих в любой сфере. На наш взгляд, определение А. Томпсона несколько перекликается с подходом А. Чандлера, и подчеркивает нацеленность на результат деятельности предприятия. Учитывая рассмотренные выше определения, под стратегий транспортно-экспедиторского предприятия (далее – ТЭП) следует понимать программу и план принятия и осуществления стратегических решений, основанный на сопоставлении особенностей внутренней структуры ТЭП с возможностями и угрозами её внешнего окружения и направленный на укрепление конкурентной позиции ТЭП, удовлетворение потребностей грузовладельцев и получение прибыли от организации грузоперевозок [9]. Основной целью создания коммерческих предприятий является получение прибыли, следовательно, стратегическое развития ТЭП – это целенаправленный процесс управления финансово-хозяйственными процессами предприятия. Стоит отметить, что существует не только множество подходов к определению понятия «стратегия», но и множество оснований для классификации стратегий предприятия (рис.1.1.). Учитывая, что любое предприятие проходит определенный жизненный цикл, особую роль играют стратегии по типу развития, включающие [25]: * стратегии роста, включают стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации, * стратегии стабилизации, * стратегии защиты, включающие стратегии сбора урожая, поворота, дивестиций, банкротства, ликвидации. Вторая группа стратегий, предполагающая разделение по видам деятельности, обусловлена тем фактом, что любое предприятие представляет собой целый комплекс взаимосвязанных элементов – финансы, реклама, производство и др. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: