- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Актуальные тенденции в сфере инноваций как драйвер повышения конкурентоспособности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008655 |
Тема: | Актуальные тенденции в сфере инноваций как драйвер повышения конкурентоспособности |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» Экономический факультет Кафедра экономической теории и мировой экономики Направление подготовки – 38.04.01 Экономика Квалификация (степень): магистр Выпускная квалификационная работа Тема: Актуальные тенденции в сфере инноваций как драйвер повышения конкурентоспособности российской банковской системы Обучающийся _________________ Улымова Ю.А. подпись Дата_____________ к.э.н., доц , Васютина Е.С. подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Научный руководитель подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Рецензент ВКР допущена к защите «___»____________20__г. Заведующий кафедрой, к.э.н.,доцент _________________ Ерохин С.Г. подпись Москва, 2018 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ 7 1.1. Финансовые инновации: сущность, признаки, сферы реализации 7 1.2.Оценка экономического эффекта применения финансовых инноваций 16 ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ 28 2.1. Оценка последствий внедрения финансовых инноваций на примере зарубежных стран 28 2.2. Анализ российского опыта применения финансовых инноваций в банковском секторе 48 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ 60 3.1. Системное совершенствование финансовых инноваций в России 60 3.2. Прогноз экономического эффекта от внедрения финансовых инноваций в российском банковском секторе 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Актуальность изучения инноваций в финансовой сфере обусловлена огромной значимостью нововведений в организации финансов в условиях рыночной экономики. В период жесткой конкуренции и экономической нестабильности банкам важно найти пути удержания клиентов и привлечения новых. Поэтому современный банк или кредитная организация стремится постоянно повышать качество банковской деятельности, предлагать более удобные и совершенные услуги. Инновации в современном мире не просто одно из явлений, определяющих экономическую успешность, а единственно возможный путь развития во всех сферах экономики, в том числе в банковской сфере. Тенденции развития современного банковского бизнеса и вызовы, стоящие перед банковским сектором: усилившаяся макроэкономическая нестабильность, введение мировыми экономическими державами экономических санкций против ряда отечественных банков, политика жесткого регулирования банковского рынка со стороны Центрального банка, существенное повышение рисков ведения бизнеса, развитие информационно-коммуникационных технологий, нарастание глобальной конкуренции внутри отдельных групп финансовых посредников и на межбанковском рынке – оказывают противоречивое воздействие на банковский бизнес. С одной стороны, они стимулируют развитие новых перспективных банковских продуктов, услуг и технологий, а с другой стороны, усиливают конкурентную борьбу, требуя от банков мобильных, нестандартных решений, зачастую затрагивающих модель их финансового поведения и стратегическую линию развития. Поэтому в условиях современной экономики ключевым фактором стабильности, а также устойчивого, сбалансированного развития в долгосрочной перспективе и высокой конкурентоспособности любой организации, а не только банка, служит политика постоянных нововведений, внедрения инноваций. Степень научной разработанности проблемы. Актуальные вопросы инноваций в целом и финансовых и банковских инноваций, в частности, исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых. Разработчиками теории инноваций в банковском секторе стали такие российские ученые как И. Т. Балабанов, Е. Г. Новоселова, О. И. Лаврушин, В. С. Викулов, А. И. Полищук, и многие другие. Из зарубежных автором можно выделить Дж. Бернал, Д. Гелбрейт, Дж. Кларк, Фридмен и др. Генезис инновационных финансовых процессов и его влияние на развитие банковского сектора рассматриваются сквозь призму технического и научного прогресса рассматривали такие авторы как А.А. Галаган, П. Друкер, М.В. Дубинин, О.П. Овчинникова, В.Г. Садков, Л.А. Тимошенко и др. Но, тем не менее, несмотря на разработанность темы, проблемы и направления развития финансовых инноваций все еще остается предметом дискуссий. Цель диссертационного исследования - выявление актуальных тенденций в сфере инноваций как драйвера повышения конкурентоспособности российской банковской системы на современном этапе. Достижение оставленной цели исследования стало возможным при условии последовательного решения следующих задач: 1. Раскрыть понятие, сущность и признаки финансовой инновации. 2. Определить критерии оценки экономического эффекта применения финансовых инноваций. 3. Проанализировать опыт внедрения финансовых инноваций в банковском деле в зарубежных странах. 4. Рассмотреть направления внедрения финансовых инноваций в российском банковском секторе. 5. Предложить системное совершенствование финансовых инноваций в России. 6. Спрогнозировать экономический эффект от внедрения финансовых инноваций в российском банковском секторе. Предметом диссертационного исследования выступают экономические отношения между коммерческими банками, центральным банком и населением по поводу внедрения и использования финансовых инноваций для повышения конкурентоспособности российской банковской системы. Объектом диссертационного исследования являются финансовые инновации в банковской сфере как драйвер повышения ее конкурентоспособности. Теоретико-методологической основой исследования являлось применении таких методов научного познания как: методы дедукции и индукции, синтеза и анализа, сравнения и противопоставления, табличного, графического, системного, функционального и др. В качестве информационной основы исследования определены законодательные акты и нормативно-правовые документы, нормативы Центрального банка РФ. Для усиления доказательности и достоверности выводов исследования в работе были использована статистика Центрального банка России. Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее значимыми результатами, составляющими новизну исследования, являются следующие: выявлено, что классические критерии эффективности не дают объективной картины целесообразности внедрения финансовых инновации из-за стратегического характера принятия решений и быстро изменяющейся внешней среды, увеличивающей фактор неопределенности. выявлены основные препятствия для реализации современных инноваций в российской банковской системе и предложены пути по их преодолению. Практическая значимость исследования. Использование предложенных направлений для развития финансовых инноваций в банковском секторе России позволит скорректировать политику современных российских банков и повысит конкурентоспособность каждого из них, что в свою очередь будет способствовать укреплению российской экономики в целом. Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Материалы диссертации изложены на 95 страницах, список литературы содержит 92 наименования. Приводиться 9 схем и 6 таблиц. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ 1.1. Финансовые инновации: сущность, признаки, сферы реализации Невозможно раскрыть понятие «финансовая инновация», без понимания понятия «инновация». Несмотря на то, что данный термин был введен еще в начале двадцатого века экономистом Й.Шумплером, он до сих пор полностью не раскрыт в экономической литературе. Сам Й. Шумпетер под инновацией подразумевал «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности». Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Хотя, изучая толкование термина «инновация», можно производить в широком и узком смыслах, что позволяет более полно раскрыть данное понятие с разных точек зрения и с позиций разных подходов. Если мы рассматриваем понятия «инновация» в широком, то подразумеваем любой новый продукт, услугу, способ производства, новшество в организационной, научной, образовательной и любой другой сферах. В узком смысле инновацию напрямую связывают с промышленным производством, а точнее с новой техникой, технологиями и изделиями. В своей работе мы будем придерживаться широкого подхода в определении термина «инновация». Так как с нашей точки зрения в современном мире промышленное производство не существует отдельно, а тесно переплетается с научно-исследовательской, образовательной, торговой, социальной и другими сферами и инновациями можно назвать любой новый, нестандартный, экономичный продукт, процесс, технику. «Инновация» в общем смысле представляет собой продукт приложения факторов производства (труд, земля, капитал) к новаторской идее для реализации последней на практике. Так, автор одного из учебников по инновационному менеджменту Балабанов И.Т. предлагает следующее определение «инновации»: «Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.» Экономический (производственный) характер инновации связан c ее принадлежностью к процессу развития общественного воспроизводства, протекающего в соответствии с объективными экономическими законами. Этим же законам подчиняются и инновации. Для понимания сущности «инновации» важно изучение процесса ее формирования. Конечно, в основе ее лежит новаторская идея, то есть какое либо открытие или изобретения. Суть данной идеи в том, что она может предложить либо совершенно новый продукт, либо наиболее эффективный способ производства, использования, переработки и т.д. Идея, являющаяся основой инновации, должна позволять использовать имеющиеся ресурсы с большей пользой, нежели способы, доступные на сегодняшнем этапе развития общества. Но сама по себе идея не является гарантией генезиса инновации. После того как она пришла в голову изобретателю, наступает второй, не менее важный, этап появления инновации – практическая реализация. В истории человечества огромное количество гениальных открытий и изобретений так и остались просто идеями, в жизни они воплощены не были. Таким образом, можно сказать, что появление инновации это синтез новаторской идеи и возможности внедрения ее в жизнь. Данные аспекты нерасчленимы и равноценны по отношению друг к другу. Неотъемлемой частью любой инновации является то, что она содержать такой элемент как полезность. Бессмысленно придумывать и реализовывать то, что не может даже теоретически принести пользу в том или ином виде. Под полезностью понимают способностью удовлетворить определенную потребность, ведь продукт труда – это полезная вещь или полезный эффект (услуга), итог целесообразной производственной деятельности людей, стремящийся к приспособлению предметов и сил природы к человеческим потребностям. Конкретно в этом смысле инновация является средством производства или потребления и в то же время инструментом конкуренции, потому как у получившего ее в свое распоряжение хозяйствующего субъекта появляется преимущество – более эффективный способ производства. Схематично понятие инновации представлено на рис. 1.1. Рис. 1.1. Схема понятия «инновация» Источник: составлено автором исследования. В большинстве случаев цель инновации совпадает с целью, лежащей в ее основе, а в основе всегда лежит стремление увеличить эффективность использования каких либо ресурсов, которые находятся в распоряжении и могут быть получены. То есть не просто давать возможность получать то или иное благо, а эффективно его получать. Также крайне важной частью цели инновационного продукта является возможность его продать, то есть это должно быть что-то такое, что приносит доход его владельцу. Наряду с термином «инновация» в отечественной литературе используются такие термины, как «новшество», «нововведение», «новация». Многими специалистами эти понятия нередко отождествляются. Но это разные понятия, которые следует ограничивать одно от другого. Понятие новшество охватывает любое изобретение, способ, порядок, метод. Реализуясь новшество становится нововведением, и только распространение нововведения позволяет перевести его в разряд инноваций. Основные характеристики новшества, нововведения и инновации в зависимости от различных признаков приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1 – Основное содержание и свойства новшеств, нововведений и инноваций Термин Стадия научно-производственного цикла Содержание Свойства Новшество Начальная Новый порядок, открытие, изобретение, патент, ноу-хау и т.п. Наличие новизны Нововведение Промежуточная Использование новшества Новизна, материализация Инновация Конечная Распространение нововведения Новизна, материализация, распространение, коммерциализация* Источник: Казанская Е. А. Инновации в банковской сфере // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 297. Финансовые инновации имеют те же элементы и сущностные аспекты, что и все другие инновации. Однако, определение «финансовый» применительно к инновациям подразумевает принадлежность к системе денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Иными словами финансовые инновации в отличие от других реализуются в сфере денежных отношений и имеют деньги в качестве ресурса. Не так давно финансовые инновации появлялись только на стадии распределения, как повышение эффективности обслуживания производственной сферы. Но в ходе своего развития рынок капитала, стал нуждаться в различных финансовых институтах в общественном производстве, что привело к созданию финансовых продуктов, которые на прямую взаимодействуют с производством. Сегодня финансовые инструменты и технологии повсеместно выступают в качестве самостоятельных товаров, чье количество и качество постоянно растет в соответствии c требованиями экономических субъектов и условиями макросреды. Соответственно сформировалась своего рода отрасль производства «финансовых товаров», тесно связанная c инновациями в финансовой сфере. Вместе c тем, финансовые инновации одновременно выступают в качестве потребительских инструментов и инструментов ведения бизнеса, что, по сути, сродни понятиям предметов потребления и средств производства. Субъектами финансово-производственной деятельности выступают финансовые и кредитные учреждения: инвестиционные и коммерческие банки, страховые и лизинговые компании и т.д. Определение финансовых инноваций будет представлено после рассмотрения функций, которые в рамках выбранного подхода выступают критерием разделения финансовых и прочих экономических инноваций. Как было сказано ранее, одним из составляющих элементов любой инновации, в том числе и финансовой – полезность. Финансовая инновация как любая должна предлагать более эффективное использования имеющихся ресурсов – денежных средств. Но развитие общества требует не только эффективности использования денежных средств, но и других ресурсов, используемых в финансовых инновациях, к таковым относят денежные ресурсы, доходы, риски, ликвидность и информацию (рис.1.2.). Рис.1.2 – Ресурсы финансовых инноваций Источник: Аюрзанайн А.Б. Инновации в системе финансовых институтов, как фактор развития экономики Российской Федерации на современном этапе/ Под общ.ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2012. – с.322. Первопричиной возникновения первых финансовых сделок было перераспределение денежных ресурсов, но сегодня ликвидность, доходы и информация не менее важны, а в некоторых случаях превосходят по важности денежные ресурсы. Поэтому нужно внимательно относится с составляющей финансовой инновации. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая инновация - это финансовый продукт, главной целью которого выступает более эффективное перераспределение финансовых ресурсов, доходности, рисков, ликвидности и информации, но пока не получивший широкого распространения в настоящих условиях. Настоящие условия можно определить как совокупность географических, временных и экономико-правовых параметров, которые характеризуют финансовые рынки или их отдельный сегмент, в рамках которого будет реализовываться финансовая инновация. В настоящее время, финансовые инновации объединяют новейшие финансовые продукты, которые постоянно видоизменяются и прирастают новыми качествами и формами. Более того, нововведения в банковском секторе содержат не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых методов работы, новых форм бизнеса и т.п. В условиях такого многообразия необходимо располагать классификацией, так как благодаря ей возможно выявить закономерности в возникновении и прохождении инновационных процессов. Без систематизации и определения критериев очень сложно ориентироваться в разнообразии инновационных процессов, можно принять за инновацию вполне обыденную общеизвестную вещь и наоборот. Классификация может осуществляться по следующим параметрам (табл. 1.2.). Таблица 1.2. Классификация финансовых инноваций Критерий Вид финансовой инновации Характеристика Технологические параметры Продуктовые Новый финансовый продукт, услуга Сбытовые Комплекс мероприятий, позволяющий увеличить эффективность реализации финансового продукта Технологические Финансовые инновации суть которых разработка и внедрение новых технологий Временной фактор Оперативные Разрабатывается конкретная форма реализации выбранной инновационной стратегии Сверхновые Применяются впервые в банковской сфере Новые Применяются впервые в рамках банка или кредитной организации (применялись ранее в других банках) Текущие Направлены на получение результата в будущем Характер изменений Эволюционные Создаются на основе уже ранее используемых инноваций Революционные Принципиально новый финансовый продукт, не имеющий аналогов на рынке Место реализации Банковские финансовые инновации Внедряются в деятельность финансово-кредитных учреждений Небанковские финансовые инновации Реализуются в небанковских кредитных организациях универсальные Могут применяться одновременно в деятельности банков и небанковских кредитных организациях Критерий распространенности Мировой финансовый рынок Используются на мировом финансовом рынке Национальный финансовый рынок Внедрены только на национальном финансовом рынке Сегмент финансового рынка Затрагивают какой то конкретный сегмент финансового рынка Причина зарождения Стратегические Рассчитаны на дальнейшее развитие того или иного направления Реактивные Нововведения как реакция на сложившуюся ту или иную ситуацию (чаще всего кризисную) Источник: составлено автором на основе Уткин, Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова. – М.: Акалис, 1996. Также интересным представляется классификация финансовых инноваций предложенная Джоном Финнерти, суть которой операционно-продуктовый принцип классификации. В соответствии со списком Финнерти существуют следующие группы финансовых инноваций (табл.1.3). Таблица 2.3. – классификация финансовых инноваций согласно списка Финнерти Группа Пример инновации Финансовые инструменты это весь спектр услуг при операциях с финансами (например, к ним относятся любые виды кредитов, краудлендинг, краудфандинг и т.п.). Доступность большинства ценных бумаг, удобство работы с ними (как то быстрота предоставления, удаленность работы) привели к тому, что данные инструменты стали популярны у потребителей. Финансовые процессы Сложные по своей структуре инновационные продукты. Примером данных финансовых инноваций может служить кредитный скоринг, предполагающий определение кредитоспособности заемщика с помощью численных статистических методов. Финансовые стратегии и решения Еще более индивидуальны и предполагают массу нюансов в каждом конкретном случае, например технологии конструирования эмиссий облигаций представлены общими подходами, однако каждый корпоративный клиент индивидуален и требует разработки уникальных условий эмиссии: от формирования кредитной истории, до определения параметров выпуска и работы с инвесторами. В результате из комбинации частных условий рождается финансовая стратегия - инновационный финансовый продукт, позволяющий в данных условиях получить максимальный эффект от займа – будь то имиджевые или инвестиционные цели. Источник: Мотохин А.М. Структура российского рынка банковских услуг // Банковское дело. 2015. № 8. С. 32. Данная классификация помогает отграничить инновации по степени универсальности их применения. Данная классификация более применима, что позволило в свою очередь стандартизировать правила торговли и юридические отношений сторон в сделке. Таким образом, на основании изученного материала можно сказать следующее: Под финансовой инновацией в современном мире понимают финансовый продукт, целью которого является более эффективное перераспределение финансовых ресурсов, доходности, рисков, ликвидности и информации. Сегодня они постоянно видоизменяются, приобретают новые качества и формы. Финансовая инновация, так же как любая другая должна состоять из трех элементов – идеи, возможностью реализации и полезностью. В противном случае ее генезис будет просто невозможен. Проводить классификацию финансовых инноваций возможно различными способами, все зависит от той или иной ситуации и потребности в разграничении их между собой. Наиболее универсальной на наш взгляд является квалификация Джона Финнерти, которую можно использовать в повседневной деятельности банка и которая может служить основой для стандартизации финансовых инноваций. 1.2.Оценка экономического эффекта применения финансовых инноваций Сегодня для множества кредитных организаций инновационные изменения – это возможность преодолеть конкуренцию на рынке. Но создание новой идеи и поиск путей ее реализации не могут быть осуществлены без оценки эффективности инновации. Несмотря на востребованность данной процедуры, в современной теории и практике инновационного менеджмента на данный момент не существует единой методики оценки эффективности инноваций. Причина такой научно-практической проблемы заключается в принципиальном отличии инновационных проектов от инвестиционных, для которых разработана единая общепринятая система оценки на основе доходности. Эти отличия состоят в следующем: Во-первых, доходность многих инноваций имеет отсроченный стратегический характер. Например, управленческие инновации, такие как изменение оргструктуры компании, поглощения и слияния, внедрение новых методов управления персоналом, переход на новые системы управления качеством и т. д., дают свои плоды в большом временном разрыве по отношению к периоду вложения средств. Доходность маркетинговых инноваций – выход на новые рынки, репозиционирование товара, изменение стратегии продвижения и многие другие - является достаточно непредсказуемой и часто подлежит оценке лишь в контексте роста общей конкурентоспособности компании. Во-вторых, инновационная деятельность осуществляется в условиях неопределенности и повышенного риска, так как процесс разработки и реализации проекта является достаточно длительным, а внешняя среда меняется очень быстро. Поэтому специалистам сложно предсказать и оценить на начальном этапе конечный результат нововведения. Таким образом, неверным является проецирование методов оценки инноваций и инвестиций, и копировать методики инвестиционных проектов для оценки эффективности инноваций. Прежде всего необходимо выяснить виды эффекта в инновациях. Не менее важным является выбор показателей для расчета того, или иного вида эффекта. Исходя из того факта, что новаторство является важнейшим элементом в развитии современного производства, особую актуальность приобретают получение различных видов эффекта от внедрения инноваций. Оценка такого эффекта имеет колоссальное значение как для уровня отдельного предприятия (конкретной организации), так и в более широком масштабе управления экономикой. В зависимости от результатов и расходов, которые учитываются в инновационной деятельности, выделяются следующие виды эффектов: - экономический – он учитывает все виды результатов и расходов в результате осуществления инновационной деятельности (прибыль от лицензирования, от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; рост продаж, рост производительности труда, увеличение фондоотдачи, ускорение оборота оборотных средств и т.д.); - научные и технические эффекты характеризуются новизной, простотой, полезностью, эстетикой, компактностью (количество зарегистрированных патентов, повышение коэффициента автоматизации производства труда и организационный уровень производства, повышение конкурентоспособности сырьевых товаров и всего предприятия); - финансовые, которые определяются на основании финансовых показателей; - ресурсный – отображает влияние инноваций на производство и потребление конкретного вида ресурса; - социальный – учитывает социальные результаты осуществления инноваций (увеличение доходов трудящихся, повышение уровня удовлетворенности потребностей работников, улучшение условий труда и отдыха, качество жизни и т.д.); - экологический – отображает воздействие инноваций на окружающую среду (шум, электромагнитное поле, яркость, вибрации); проявляется в снижении выбросов природного газа, сокращении объема отходов, повышении экологичности и эргономичности товаров; - этническо-культурный – отображает побочный результат вступления в новый образ жизни, в результате приспособления к быстро меняющимся условиям - новые технологии, которые создают культуру будущей жизни, ее систему ценностей, новые вкусы, нормы поведения и отношений. Кроме этого, показатели эффективности воздействия инноваций можно разделить по нижеприведенным признакам: - место получения – на каком уровне (местном (локальном) и национальном); - по цели определения – абсолютный и сравнительный; - по степени увеличения – одноразовый и мультипликационный; - по времени учета результатов и расходов - расчетный период и годовой. По масштабу эффективности можно рассматривать локальный, национальный и мультипликационный эффекты (табл. 1.3.). Таблица 1.3. Характеристика эффективности по масштабам № Масштаб эффективности Характеристика 1 Локальный эффект результат инновационной деятельности на уровне конкретного предприятия или других хозяйствующих субъектов 2 Национальный эффект эффект в области производства и внедрения инноваций на государственном уровне 3 Мультипликационный эффект результаты инновационной деятельности, которая охватывает не только компании, но и другие отрасли промышленности, в результате чего проявляется эффект мультипликации, то есть, его преумножение Источник: составлено автором. Продолжительность времени, которую принимают во внимание при расчете инновационного эффекта в расчетном периоде, зависит от таких факторов: - срок инноваций; - срок использования объекта инноваций; - степень достоверности источника информации; -требования инвесторов. Общий принцип оценки эффективности инновационной деятельности заключается в сравнение эффекта (результата) от применения инноваций и затрат на их разработку, производство и потребление. Эффект от применения инноваций может охарактеризовать норма прибыли, которая, с одной стороны, может состоять из экономии от сокращения расходов, а с другой – от повышения цен в результате нового качества инновационных продуктов. Как было отмечено выше, для оценки эффективности выбираются показатели, позволяющие оценить эффективность инноваций. В общем проблема определения эффективности и подбор наиболее выгодных вариантов реализации инноваций требует, во-первых, превышение конечных результатов от их использования над затратами для разработки, производства и реализации инноваций, и во-вторых, сопоставление полученного от этого результата с результатами от использования других аналогичных вариантов для инноваций. Особенно остро потребность в быстрой оценке и правильный подбор варианта инноваций в компаниях, использующих быстрое амортизации, для которых требуется значительно сократить сроки замены существующих машин и оборудования на новое. Несмотря на то, что классическими показателями невозможно дать исчерпывающую оценку эффективности инноваций, чаще всего их оценивают с точки зрения прибыльности, периода окупаемости, рентабельности и внутренней нормы прибыли. Так довольно часто используется показатель нормы прибыли инновационного проекта, который вычисляется как отношение средней годовой прибыли от внедрения инновации к одноразовому начальному капиталу, по своей сути близок к периоду окупаемости инвестиций в инновации. При этом под периодом окупаемости понимают возврат вложенных в инновационные действия денежных средств Рентабельность инновационного проекта подразумевает показатели нормы дисконтирования при которой денежные потоки и инвестиционные затрат являются одинаковыми. Чаще всего данный показатель используется при выборе вариантов между тем или другим инновационным проектом. Введение финансовых инноваций при существующей современной экономической ситуации как в мире вообще, так и в России в частности, сопряжено с неопределенностью и, что особенно важно, высоким уровнем риска. Все это требует всесторонних предварительных расчетов эффективности и оценок риска. При существующих рисках и неопределенностях измерение денежных потоков в перспективе может быть лишь приблизительной величиной. Можно также согласиться с точкой зрения американского автора Маршала В.Мейера, что более достоверной будет оценка нефинансовых показателей, влияющих на денежные потоки в будущем и рассчитать их приблизительные значения в соответствующем периоде. Оценить эффективность от внедрения финансовых инноваций, на наш взгляд, целесообразно, используя комплексную методику на основе экономической, научно-технологической и социальной эффективности (рис. 1.3.). Рис. 1.3. Эффекты финансовых инноваций Источник: составлено автором на основе Шумкова К.Г. . Пути совершенствования системы управления кредитным риском в ОАО «Сбербанк России» // Финансы и кредит. 2013. № 40. С. 17. Таким образом, эффективность от внедрения предложенных финансовых инноваций было бы не правильно рассматривать только с точки зрения экономического эффекта, так как их внедрение влечет за собой и другие положительные результаты. Начинать оценку целесообразности внедрения инноваций вообще и инноваций финансовых для любой организации современного рынка необходимо начинать с точки зрения будущих денежных потоков и их дисконтировании к текущей стоимости. Так, экономическую или финансовую эффективность, на наш взгляд, можно определить на основе получаемого дохода коммерческого банка или небанковской кредитной организации, а также доходов кредитной организации в расчете на одного человека, социальную эффективность на основе социологических опросов, а научно-техническую – на основе рейтинговой оценки. Заметим, что бюджетная эффективность теоретически может иметь место лишь для банков, поскольку финансирование небанковских кредитных организаций осуществляется исключительно за счет частного капитала. Определение экономической эффективности на основе получаемого дохода заключается в определении эффективности на основе получаемого дохода от внедрения финансовых инноваций в деятельность кредитных организаций. Инновации, на наш взгляд, не только позволяют сохранить свои позиции на рынке, выйти на новые, получить конкурентные преимущества, но и повысить прибыль. Для определения эффективности внедрения финансовых инноваций необходимо сравнить прибыль кредитной организации после внедрения инновации с прибылью до ее внедрения. Если абсолютная разница будет положительной, то внедрение финансовых инноваций можно считать эффективным Конечно, тут нужно сказать, что экономическому эффекту от внедрения новшеств отдается реальное место, при том, что научно-техническому и социальному эффектам может быть доступна лишь форма потенциального эффекта. В случае учёта только конечных результатов продажи, либо внедрения новшеств, возможной является оценка любого вида инновационной деятельности со стоимостной точки зрения. Критерии итоговой оценки в таком случае состоят из: времени получения фактического экономического эффекта и степени неопределенности возможности его получения (либо уровня риска инвестирования в инновацию). Существует тесная зависимость особенностей функционирования и структуры построения механизмов, нацеленных на улучшение уровня эффективности банковской деятельности, в основе чего лежит внедрение инноваций и специфики процессов инноваций, определение которой возможно посредством типологии инноваций, преобладающих в инновационной деятельности банков. Есть несколько причин, объясняющих появление необходимости в создании и использовании системы показателей уровня эффективности банковской деятельности, которыми производится эффективный инновационный процесс, заключающийся в следующем: - необходимости расчёта затрат и количественной оценке результата инновационного проекта, только после этого возможно принятие целенаправленных управленческих решений; - необходимости соединения инновационного процесса с бизнес-процессом, не отклоняясь от стратегических организационных целей; - составлении прогнозных и фактических значений путем использования показателей эффективности инноваций, характеризующих уровень достижения поставленных целей; - оценке (с точки зрения количества....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: