- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003137 |
Тема: | Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА» Институт гуманитарного образования Кафедра всеобщей истории Направление подготовки: 43.03.01 «Сервис» Допустить к защите Заведующий кафедрой _______________ / М.Н. Потёмкина / «______» _________________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Обучающегося Черепановой Анна Владимировны На тему: Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности (на примере музея УВД г. Магнитогорска) ВКР выполнена на 60 страницах Руководитель _______________ «_____» ________________ 2017 г. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории Аракчеева Зинаида Васильевна Нормоконтроль и проверка на антиплагиат выполнены. Оригинальность текста ___ % _________ /Т. Г. Пашковская/ Обучающийся _______________ «____» _______________ 2017 г. Магнитогорск 2017 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА» Кафедра всеобщей истории Допустить к защите Заведующий кафедрой _______________ / М.Н. Потёмкина / «______» _________________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ Тема: Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности (на примере музея УВД г. Магнитогорска) Обучающийся: Черепанова Анна Владимировна Тема утверждена приказом №____ от ________________ 2017 г. Срок выполнения «____» ____________________ 2017 г. Исходные данные к работе: Герд, В. А. Экскурсионное дело / В. А. Герд. - М., Прогресс, 2009. – 388 с.Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник. – М.: Советский спорт, 2008. – 216 с. Музееведение. Музеи исторического профиля / учебное пособие для вузов по специальности «История» / под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста — М. : Высшая школа, 1988. — 431 с. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб. , 2004. – 432 с. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы /Т. Ю. Юренева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект; Альма Матер. – 2007. – 560 с. Юхневич М. Ю. Экскурсия музейная // Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс: Рипол-классик, 2005. – С. 763. Перечень контрольных вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе: Целью работы является изучить основные понятия музейно-экскурсионной деятельности, в результате чего разработать экскурсионную программу для школьников на примере музея УВД г. Магнитогорска. Задачи: 1. Рассмотреть основные определения музейно-экскурсионной деятельности; 2. Изучить основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности; 3. Раскрыть основные проблемы экскурсионной деятельности в современном музее; 4. Описать деятельность музея УВД г. Магнитогорска; -5. Раскрыть основные направления и темы экскурсионной деятельности музея УВД г. Магнитогорска; 6. Разработать экскурсию для музея УВД. Руководитель ______________ «____» __________________ 2017 г. /_______________ / Задание получил ______________ «____» __________________ 2017 г. /_______________ / ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу, выполненную обучающимся группы зНОСКб-12-1 Черепановой Анной Владимировной, на тему: «Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности (на примере музея УВД г. Магнитогорска)» Актуальность темы исследования определяется тем, что проблемы организации музейно-экскурсионной деятельности становятся все более актуальными в настоящее время. Ситуация еще и усугубляется тем, что музейные экскурсии становятся наиболее популярными среди других способов проведения культурно-просветительного досуга. В данных условиях требуется совершенствование экскурсионной деятельности в музеях, посредством изучения существующих проблем и способов их решения. Личное участие студента в исследовании – на основе анализа трудов и положение ведущих специалистов в области разработки направлений по проблеме организации музейно-экскурсионной деятельности. Студент рассмотрел основные определения и изучил основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности; раскрыл основные проблемы экскурсионной деятельности в современном музее; проанализировал деятельность музея УВД г. Магнитогорска; раскрыл основные направления и темы экскурсионной деятельности музея УВД г. Магнитогорска; разработал экскурсию для музея УВД. Соответствие темы тексту дипломной работы - содержание работы полностью соответствует заявленной проблеме. Обоснованность теоретических положений исследования - На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что экскурсионная деятельность является неотъемлемой частью работы музея УВД г. Магнитогорска. Соответствие содержания диплома специальности студента – содержание диплома полностью соответствует специальности студента. Практическая значимость работы выражается в том, что собранный и систематизированный материал в данной работе может быть использован в дальнейшем руководством музея УВД г. Магнитогорска для формирования рациональной стратегии повышения конкурентоспособности на рынке экскурсионно-досуговых услуг. Общий вывод: Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного вида, и рекомендуется к защите. Замечания по дипломной работе. Работе немного не хватает графического материала, но это не несет отрицательной нагрузки на саму работу. Рекомендации ВКР к защите, например, «Выпускная квалификационная работа Черепановой Анна Владимировны, заслуживает оценки «отлично», а сам выпускник заслуживает присвоения квалификации «Бакалавр» по направлению подготовки 44.03.01 «Сервис». Руководитель выпускной квалификационной работы к.п.н., доцент З. В. Аракчеева Реферат Выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности (на примере музея УВД г. Магнитогорска)» содержит 74 страниц, 4 рисунка, 2 таблицы, 1 приложение, 65 источников. Ключевые слова: МУЗЕЙ, ЭКСКУРСИЯ, МАГНИТОГОРСК, ШКОЛЬНИКИ, ПРОБЛЕМЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ДОСУГ, МУЗЕЙ УВД. СТРОГО ПО ТЕМЕ Объект исследования – музей УВД г. Магнитогорска. Предмет исследования - совершенствование музейно-экскурсионной деятельности. Цель работы – выявить основные механизмы и способы решения проблемы совершенствования музейно-экскурсионной деятельности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: дать основные определения музейно-экскурсионной деятельности; изучить основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности; раскрыть основные проблемы экскурсионной деятельности в современном музее; описать деятельность музея УВД г. Магнитогорска; раскрыть основные направления и темы экскурсионной деятельности музея УВД г. Магнитогорска; разработать экскурсию для музея УВД г. Магнитогорска. Экспериментальная база музей УВД г. Магнитогорска. Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен анализ научной литературы, обозначающий проблематику музейно-экскурсионной деятельности, и полученные данные использованы в разработки новой экскурсии для музея УВД. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении основных проблем экскурсионной деятельности музея и специфики проведения тематических экскурсий в музее. Содержание Введение 7 1 Совершенствование музейно-экскурсионной деятельности 10 1.1 Основные термины и определения музейно-экскурсионной деятельности 10 1.2 Основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности 20 1.3 Современные проблемы музейно-экскурсионной деятельности 31 2 Практические аспекты совершенствования музейно-экскурсионной деятельности (на примере музея увд г. магнитогорска) 41 2.1 Характеристика деятельности музея УВД г. Магнитогорска 41 2.2 Основные направления и темы экскурсионной деятельности 48 2.3 Разработка экскурсии для музея УВД г. Магнитогорска 57 Заключение 70 Список использованных источников 73 Приложение А 79 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Значение экскурсий в культурной жизни современного человека трудно переоценить. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия - чрезвычайно эффективная форма передачи знаний экскурсантам. Экскурсия способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека. Тема нашего исследования связана с экскурсионной деятельностью музея, что, несомненно, имеет свою специфику. Музеи — это научно-исследовательские и просветительные учреждения, которые осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Академическое определение музеев, содержащееся в энциклопедиях и словарях, конечно, не отражает их громадного нравственного потенциала, той благородной миссии, что они выполняют. Кроме того, содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность «находятся в прямой зависимости от знаний и навыков экскурсоводов, его компетентности, степени практического усвоения им основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение. Здесь важны порядок; последовательность организации работы, методика. В настоящее время экскурсии приобретают все большую популярность, и, несомненно, являются одними из самых культурно-просветительных способов проведения досуга. Однако остается открытой проблема экскурсионной деятельности в музее. Возникает необходимости детального изучения способов организации и проведения тематических экскурсий в музее, с целью улучшения просветительского, культурно-воспитательного воспитания учащихся школ. Степень разработанности проблемы. Внешняя теоретическая разработанность общих вопросов, связанных с проблемами экскурсионной деятельностью, достаточно высока. Написано и опубликовано много книг, статей и других трудов по этой теме такими авторами, как А. Е. Бусыгин, Б. В. Емельянов, Е. Е. Леонов, А. Ф. Родин, Н. В. Савина, В. Н. Шолохов. Уточнение специфики проведения тематических экскурсий в музее, обобщении технологии создания экскурсионного продукта исследовали такие ученые, как Э. С. Аверьянова, Ю. В. Зиновьева, А. В. Лебедев, Ю. Н. Молдавская, Л. М. Шляхтина, М. Ю. Юхневич. Проблема исследования: недостаточно развита экскурсионная деятельность в музеях. Цель исследования – выявить основные механизмы и способы решения проблемы совершенствования музейно-экскурсионной деятельности. Задачи: 1) дать основные определения музейно-экскурсионной деятельности; 2) изучить основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности; 3) раскрыть основные проблемы экскурсионной деятельности в современном музее; 4) описать деятельность музея УВД г. Магнитогорска; 5) раскрыть основные направления и темы экскурсионной деятельности музея УВД г. Магнитогорска; 6) разработать экскурсию для музея УВД г. Магнитогорска. Объект исследования – музей УВД г. Магнитогорска. Предмет исследования – совершенствование музейно-экскурсионной деятельности. Методы исследования: в процессе работы использовались метод обработки информации, системный анализ, теоретический анализ литературных источников, анализ практического опыта. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении основных проблем экскурсионной деятельности музея и специфики проведения тематических экскурсий в музее. Практическая значимость исследования определяется разработкой тематической экскурсии для музея УВД г. Магнитогорска. 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Основные термины и определения музейно-экскурсионной деятельности Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека (школа – для ребенка, работа – для взрослого). Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Выработка этих форм – главная задача такого направления музейной работы, как культурно-образовательная и рекреационная деятельность. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции, хотя идет поиск и новых форм. Основная форма культурно-образовательной и рекреационной работы музеев – подготовка и проведение экскурсий [18, C. 66]. В настоящее время экскурсионная работа приобретает все большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности. Однако проведение экскурсии не следует рассматривать в качестве простой формы деятельности, позволяющей за счет подготовленных индивидуального текста и маршрута легко контролировать группу экскурсантов. С точки зрения экскурсанта качественной является экскурсия, в которой запоминается не только информация, но также рассказ и показ экскурсовода, есть весь экскурсионный процесс. С точки зрения экскурсовода качественной является экскурсия, во время которой правильно используются методические приемы рассказа и показа. В целом же проведение экскурсии является одной из наиболее сложных форм образовательного процесса [14, C. 143]. В современной литературе существует несколько понятий экскурсии. Слово «экскурсия» произошло от латинского «excursio». В русском языке это слово проявилось в XIX в. и в первоначальном виде имело значение «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позже произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Б. В. Емельянов в учебнике «Экскурсоведение» предлагает следующее определение: «экскурсия – коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» [21, C.15]. Показ объектов здесь происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг. В этом понятии достаточно четко прописаны два компонента любой экскурсии – коллективное посещение и наличие экскурсовода [21, C. 19]. Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» [15, C. 583]. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью». Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, C. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…». В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью». В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, C. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью». В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, C. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам. В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками. В некоторых словарях, например в Кратком словаре педагогических понятий и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее. Некоторые экскурсанты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула. Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция» [21, C. 17]. Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом. [21, C. 17]. Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. [21, C. 18]. Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия. [21, C. 19]. Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения. М. Ю. Юхневич предлагает определение музейной экскурсии, которую она обозначает как форму культурно-образовательной деятельности музея, основанную на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту [62, C. 205]. В сборнике «Музейные термины» оно следующее: «Экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными "целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени» [38, С. 128]. Учебник «Музееведение» несколько сужает это определение: «Экскурсией мы называем коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях» [36 С. 274]. На мой взгляд, между приведенными мною определениями «экскурсии» и «музейной экскурсии» есть существенное различие. Речь идет об имеющейся в определениях «музейной экскурсии» фразах «по заранее намеченной теме и специальному маршруту» или «по определенному маршруту». Дело в том, что без определенного маршрута сложно внести отличия в определения «прогулка» и «экскурсия». Любая прогулка может быть информативной и нести в себе экскурсионный подтекст. Экскурсия же никогда не может стать прогулкой в силу своей «маршрутной зависимости» и определенной информационной направленности и специфики. Можно предложить определение экскурсии как одного из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог музея и общества, результатом чего является реализация музеем своих просветительных и образовательных задач. Диалог осуществляется в процессе осмотра музейной экспозиции или выставки по заранее намеченному маршруту. В ходе экскурсии в результате зрительного, моторного и вербального восприятия посетителем музейных объектов происходит его социализация, осуществляются просветительные и образовательные задачи. Роль же экскурсовода сводится к организации этого процесса и участию в передаче посетителям музейных духовных ценностей. Таким образом, экскурсии присущ ряд характерных признаков. Так же, как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, группу ищущих знаний, которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний [14, C. 57]. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему [34, C. 31] Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом. Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах. Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории [14, C. 174]. К присущим экскурсии признакам следует ещё добавить непременное наличие у неё цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, и так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Но главным признаком экскурсии является «обязательное использование при её проведении экскурсионного метода, т.е. единство показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа» [16, C. 44]. Проведение экскурсий не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний экскурсантам, а предполагает их слияние с имеющимися у экскурсантов знаниями, с собственным жизненным опытом, формированием у них определенных убеждений Преимущество и сила методики экскурсионного влияния заключаются в том, что полученная посетителями во время экскурсии информация в процессе усвоения корректируется, становится их интеллектуальной собственностью. Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии [29, C.95]. Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Экскурсия - это результат дух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [21, C. 35]. В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке [17, C. 139-141]: 1. Определение цели и задач экскурсии. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы. 2. Выбор темы. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. 3. Отбор литературы и составление библиографии. В ходе разработки навой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. 4. Определение других источников экскурсионного материала. Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. 6. Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. 7. Обход маршрута. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии. Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. 9. Комплектование "портфеля экскурсовода". "Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. "Портфель" создается на каждую тему. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. К каждому экспонату, включенному в "портфель" прикрепляется аннотация с исходным справочным материалом. 10. Определение методических приемов проведения экскурсии. Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей: - отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; - определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; - выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; - отбор правил техники ведения экскурсии. 11. Определение техники ведения экскурсии. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. 12. Составление методической разработки. Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и 13. Составление индивидуального текста. Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода, определяет полноту и последовательность изложения материала, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. 14. Прием (сдача) экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута определяется дата приема (сдачи) новой экскурсии. 15. Утверждение экскурсии. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, после приема (сдачи) экскурсии руководителем учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению. Подготовка каждой новой экскурсионной темы представляет собой сложный процесс. Но работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы (табл.1). Таблица 1 - Обязательная документация по экскурсионной теме Название документа Содержание документа Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовки данной экскурсии. Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, логических переходов. Индивидуальный текст экскурсовода Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий Портфель экскурсовода Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции предприятий, другими наглядными пособиями Схема (карта) маршрута На отдельном показан путь следования группы Методическая разработка на тему Рекомендации по проведению экскурсии. Называются приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии По мере допуска к проведению экскурсии список пополняется новыми экскурсоводами Материалы экскурсии Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации и способ подачи материала не был утомительным для той или иной категории экскурсантов. Поэтому тематика экскурсий обязательно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых и детей, молодежь, иностранцев и т.д.), т.е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию [17, C. 145]. Итак, музейная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в помещении музея. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. 1.2 Основные виды и направления музейно-экскурсионной деятельности В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными [29, C.103]. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов [49, C. 11]. Каждая экскурсия выполняет присущие ей функции. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, обоснованность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании человека. Функции экскурсии рассматриваются как ее главное свойство. Диапазон - достаточно широк. Почти каждой экскурсии присущи следующие функции: познавательная, образовательная, информационная, воспитательная, научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширения культурного кругозора и тому подобное [21, C. 154]. Проведение экскурсий не сводится только к передаче определенной суммы знаний экскурсантам, а предполагает их слияние с имеющимися у туристов знаниями, со своим жизненным опытом, формированием у них опр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: