- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятия «знак», «жест» и «символ» в анализе процесса невербальной коммуникации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003447 |
Тема: | Понятия «знак», «жест» и «символ» в анализе процесса невербальной коммуникации |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра литературы и журналистики Невербальные формы коммуникации в жанре ток-шоу ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по специальности 031300.65 – Журналистика ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Жз-131 Кабылина Мария Дмитриевна _______________________ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: к. филол. наук, доцент кафедры литературы и журналистики Млечко Александр Владимирович ________________________ РЕЦЕНЗЕНТ: канд.филол.н., доцент каф. русского языка и документалистики Сидорова Елена Геннадиевна ________________________ Допущен к защите: заведующий кафедрой литературы и журналистики Прохватилова Ольга Александровна ______________________ Волгоград 2017 Оглавление Введение 3 1.1 Невербальный канал–это древнейший из коммуникационных каналов 6 1.2 Содержание, средства и подходы к анализу процесса невербальной коммуникации 12 1.3 Понятия «знак», «жест» и «символ» в анализе процесса невербальной коммуникации 19 1.4 Виды невербальных форм 27 1.5 Невербальные формы и журналистика 31 Глава 2. Общая характеристика жанра ток-шоу 47 2.1 Становление и развитие ток-шоу 47 2. 2 Характеристика особенностей жанра «ток-шоу» 56 Глава 3. Анализ ток-шоу «Пусть говорят» 69 3.1 Структура и проблемно-тематическое своеобразие ток шоу «Пусть говорят» 69 3.2 Профессиональные качества ведущего ток-шоу 81 Заключение 81 Список использованной литературы: 85 Введение Телевидение - одно из самых великих изобретений прошлого века. Это новшество совершило настоящую революцию в умах человека. Телевидение быстро завоевало популярность в современном мире и теперь сложно представить нашу жизнь вне медийного пространства. С помощью «голубого» экрана мы можем оперативно получать информацию и узнавать о событиях страны и мира. Литература, политика, мода… все сферы жизни, о которых нам рассказывает современное телевидение, невозможно перечислить. Думается, что исключений практически не осталось. В наше время технического прогресса, цифровых технологий, нового понимания жизни, рассвета современной политической системы, кроме рекламы, сериалов и кассовых фильмов появился абсолютно новый тип телевизионных программ. Это так называемое развлекательное телевидение. В частности, многочисленные ток-шоу, прочно занявшие обширную нишу в медиапространстве XXI века. Средства массовой информации без стеснения внедряются в нашу повседневную жизнь и всеми силами стремятся воздействовать на представления человека об окружающих явлениях, формировать его отношение к действительности. В результате человек не просто интересуется происходящим - мы ощущаем себя частью навязываемого нам информационного мира. В этой ситуации журналисту отводится особая роль, ведь он становятся основным манипулятором, формирующим медиапространство. От личности ведущего, его внутренних установок и «внешнего» поведения зависит направленность той или иной телепередачи, степень воздействия на зрительскую аудиторию. Тема существования и степени популярности программ формата ток-шоу на данный момент, несомненно, вызывает интерес исследователей, что продиктовано последними тенденциями в развитии теории СМИ, но все же изучена недостаточно. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проблема общения личности на телевидении и зрительской аудитории все еще мало, отсутствуют четкие критерии формирования положительного имиджа ведущего ток-шоу. Изменения, происходящие в теории и практике журналистики в последние десятилетия, привели к возникновению новых терминов и понятий, таких как «медиа», «имидж», «ток-шоу», которые относительно недавно вошли в сферу российской журналистики. Ведущий ток-шоу - ключевая фигура современного медиарынка. Именно его облик приобретает все большее значение для понимания и более эффективного использования ресурсов СМИ. Важно и то, что у понятия «имидж» до сих пор нет однозначного определения, как и нет четкой классификации у способов формирования телеведущими своего имиджа. Отметим и то, что любое исследование, связанное с попыткой изучения «имиджа» приобретает особую значимость, которая связана с выявлением возможных новых оттенков и особенностей этого ключевого понятия в теории журналистики явления. Нам необходимо выяснить, можно ли говорить об определенном «эталонном» имидже в отношении индивидуальных, передач? Этим определяется актуальность нашего исследования. Объект нашего исследования - ток-шоу «Пусть говорят» и личность Андрея Малахова – популярного и любимого всеми россиянами телевизионного ведущего. Предмет исследования - жанровые особенности ток-шоу, а также методы и способы формирования профессионального имиджа телеведущего. Цель нашего исследования - выявить своеобразие жанра «ток-шоу» в отечественном медиапространстве и особенности формирования имиджа ведущего ток-шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова. Поставленная цель предопределила следующие задачи: Провести анализ жанра «ток-шоу», выявить его специфические особенности в рамках отечественного телевидения; Выявить проблемно-тематическое своеобразие ток-шоу «Пусть говорят»; На основе анализа конкретных передач Андрея Малахова (в рамках ток-шоу «Пусть говорят» определить, какой имидж телеведущего наиболее активно влияет на российское медиапространство; Изучить стратегию ведущего Андрея Малахова, обозначить его роль в процессе популяризации ток-шоу «Пусть говорят», а также в формировании контингента зрительской аудитории; Методология исследования в данной работе базируется на принципах объективности и системности научного знания, логичности подхода к познанию медийного пространства и его элементов. Основными методами исследования стали: наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, выявление из общего частного, метод экспертных оценок, анализ источников, контент-анализ, интервью, классификация, группировка, типологизация, метод публицистического прогнозирования, наблюдение за поведением потребителей продукции СМИ, обработка эмпирических данных. Таким образом, собранный и обработанный эмпирический материал с применением научной методики и методологии, а также использование различных теоретических и информационных источников обеспечивают научную достоверность нашего исследования. Теоретической базой для исследования послужили материалы работ А. Пиза, Е.В. Черниковой, Г.Г. Почепцова, А.А Новиковой, Р. Харриса, Л.Н. Федотовой, Л.Е Кройчика, учебник «Телевизионная журналистика», учебное пособие «Психология телевизионных коммуникаций», учебное пособие «Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения», учебное пособие «Творческая деятельность журналиста». В процессе исследования мы анализируем передачи ток-шоу «Пусть говорят» за период с января 2016 год по март 2017 год. Глава 1. Теоретические аспекты невербальных форм коммуникации 1.1 Невербальный канал–это древнейший из коммуникационных каналов Мы составная часть общества. Ежедневно люди во всех странах взаимодействуют друг с другом с помощью языкового общения и средств знаковой (невербальной) коммуникации. Это явление происходит в социуме с целью достижения разных намерений. Наладить общение помогают невербальные компоненты коммуникации. Данное понятие характеризуется отсутствием речевых средств и использованием тела человека как инструмента коммуникационного взаимодействия1. Невербальная коммуникация и ее виды Невербальное общение подразделяется на виды. Типология связана с тем, что, имея понятие о знаковых формах общения и их видах, гораздо проще понять себя и окружающих людей. Знаковые коммуникации делятся на виды2: Кинесика. К ней относятся жесты, телодвижения и позы. Их роль заключается в дополнении разных средств общения. Для системы невербальной коммуникации значение имеют позы, жесты, мимика и взгляд – главные кинесические элементы. Сенсорика – чувственное восприятие с помощью осязательных органов. Хронемика. Она подразумевает использование времени при невербальном общении. Проксемика. Она базируется на использовании межличностных отношений. Она делится на следующие виды3: Личная. Интимная. Публичная. Социальная. Невербальная коммуникация и ее средства Невербальные средства коммуникации классифицируются в зависимости от использования разных каналов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного чувства. Типология делит их на основные типы невербальной коммуникации, для которых характерны свои средства. Акустическая система невербального поведения Для акустической системы невербального общения природа предусмотрела использование слуха оппонента и восприятие им звуковых колебаний. При этом речевой компонент общения не используется. Акустическая система включает в себя следующие виды общения4: Паузы. Пауза – составляющая часть речи. Невербальная коммуникация использует ее для улучшения понимания речевой смысловой нагрузки, подчеркивая аспекты сказанного ранее. Во время беседы важно уметь пользоваться кратковременным молчанием, что позволит акцентировать внимание на высказывании и дать право выговориться оппоненту. Вздох. Смех. Плач. Кашель. Используются данные средства для выражения состояний и эмоций. Например: волнения, радости, обиды или сомнения. Оптическая система невербального поведения Кинесика – оптический канал восприятия. Общение происходит за счет зрительного контакта собеседников и передачи информации через органы зрения. Внутреннее состояние человека описывают жесты, поза и мимика. Типология оптической системы5: Мимика. Мимикой называется комплексное движение лицевых мышц. Это происходит естественно под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности. Жесты. Это проявления состояния человека, демонстрирующие интенсивность переживаний. При эмоциональном перевозбуждении увеличивается количество разных непроизвольных движений рук и ног. Жесты делятся на самопроизвольные и искусственные. Первые выражают эмоции. Искусственные жесты иногда называют профессиональными, поскольку ими владеют люди разных специфических специальностей. Например: движение кисти дирижера, «язык глухонемых», жесты моряков. Поза. Презентация позиции тела характеризует состояние психики человека. Голова, тело и конечности одновременно подчинены скоординированным движениям. Причем человек принимает позу надолго, изредка корректируя ее. Люди, находящиеся в смятении, смущении или обиде, принимают закрытую позу. Подсознательно она помогает человеку защититься и скрыться от факторов, вызывающих отрицательные чувства. Открытая поза возникает у человека с оптимистичным настроем и бодрым настроением. Походка. Походкой называется привычный стиль и способ ходьбы. Зажатость или, наоборот, открытость сильно меняет походку. Уверенная энергичная походка указывает на человека с адекватной самооценкой. А зажато ковыляющий прохожий наверняка окажется закомплексованным и неуверенным в себе. Зрительный контакт. Во время разговора между людьми поддерживается контакт глазами. Таким образом, умение устанавливать зрительный контакт – главный навык, необходимый для разных ситуаций общественной жизни. Глаза дают человеку получать знания сразу из 5 источников6: Изменение формы глаз из-за сокращения мышц. Определение изменений внешнего вида глаза, его строения, формы и выражения лица, создающего представление о человеке. Направление взгляда. Люди отводят взгляд в сторону, когда испытывают некоторые эмоции. Например: взгляд направлен вниз из-за обиды, огорчения или стыда. Моргание. Этот процесс становится интенсивнее при напряжении и чрезмерном переживании. Невербальная коммуникация позволяет это заметить. Размер зрачков. При возбуждении зрачки расширяются. Происходит это независимо от желания и воли человека. Сужение и расширение зрачков регулируется вегетативной нервной системой человека. Слезы. Иногда их также относят к функции вегетативной нервной системы. Однако у некоторых людей есть навык искусственного вызывания слез. Физиогномика. Физиогномикой называется метод определения типа личности человека, состояния его физического, психического здоровья и душевных качеств. Идентификация происходит благодаря анализу черт, понятию особенностей внешности и выражения лица. До сих пор доподлинно не известна природа появления физиогномики, но ученые со всего света доказывают или опровергают зависимость характера человека от типа его лица. Физиогномика включает в себя следующие формы: Этнологическая. Взаимосвязь внешности человека со временем года и окружающей средой. Геометрическая. Основные типажи лица делятся на 5 типов и 15 классов. Каждому из них присущи особенности характера. Мимическая. Физиогномическим признаком являются внешние выражения чувств. Жесты и мимика указывают на соответствующий тип личности. Астрологическая. Предписывает связь между чертами лица и небесными светилами. Тактильно-кинетическая система невербального поведения Такесикой называется коммуникативное общение посредством осязательных ощущений. Рукопожатие. Пожатие людьми рук друг друга – своеобразный жест, применяемый в момент приветствия или прощания. Рукопожатие выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Отказ от пожимания руки расценивается признаком неприязни и агрессии. Поцелуй. Это понятие охватывает семью и общество в целом. Поцелуй выражает искреннее чувство любви и приязни между людьми. Он возникает между влюбленными. Такой поцелуй называется романтическим, он нежен и трепетен, а иногда страстен. Поцелуй между приятелями, друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность. Поглаживание. Поглаживания доставляют человеку приятные ощущения. Поэтому люди, дарящие поглаживания близким, выражают таким образом любовь и заботу. Похлопывание. Это жест, демонстрирующий одобрение или поддержку. Ольфакторная система невербального поведения Ольфакторная система базируется на человеческом обонянии. Анализу подвергаются все окружающие запахи. К ольфакторной системе относятся7: Запах тела. Определение запаха служит индикатором образа индивида. Об этом позаботилась сама природа. Понятие о человеке складывается исходя из особенностей запаха его тела. Благодаря природному обонянию людям удается жить социальной жизнью гораздо проще. Запах парфюмерии или косметики. Этот аспект касается исключительно женского пола. По выбранному аромату появляется понятие о вкусе, настроении и даже материальном достатке женщины. Невербальная коммуникация и ее функции Люди, беседуя друг с другом, утоляют свои потребности или достигают поставленных целей. Главная цель общения – коммуникативное взаимодействие человека с другим человеком. Для этого используются знаковые и языковые способы передачи и получения информации. Функции невербального общения8: Дополнение речевой коммуникации. Илья Наумович Горелов, российский филолог и психолингвист, утверждал, что знаковые средства общения тесно взаимосвязаны с речевой составляющей. Для составления полного впечатления о состоянии собеседника учитываются несловесные проявления общения. Поэтому общение с человеком исключительно посредством писем или других письменных носителей, не дает достоверно понять эмоции и чувства собеседника. Специфика невербальной коммуникации, в отличие от речевой, заключается в использование тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных каналов получения информации. Регуляция межличностных отношений. Данная функция относится как к вербальному общению, так и к невербальному. Презентация эмоциональных состояний. Словом трудно выразить спектр возможных состояний и эмоций. Особенности невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика или жесты. Благодаря этому возникает понимание себя и окружающих. Обмен ритуалами. Специфика невербального общения заключается в перенимании национальных особенностей одних народов другими. Благодаря этому развивается терпимость и толерантность в современных странах между различными культурами. Отличительная национальная черта, особенность или жесты удачно воспринимается другими людьми, выросшими и живущими в разных странах. Специфика невербальной коммуникации дополняет устную речь. Благодаря синтезу речевой и знаковой коммуникации возникает цельная картина эмоционального состояния человека, что нужно для адекватного восприятия действительности. 1.2 Содержание, средства и подходы к анализу процесса невербальной коммуникации Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается не больше 35% информации. Вместе с языком существует большое количество способов общения, которые тоже служат средством сообщения информации. Эти формы общения объединили в одно понятие «невербальная коммуникация». Позы, мимика, жесты, причёски, одежда, предметы, которые нас окружают, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, которым дали название невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. На их долю приходятся 65% информации, которая передается в процессе коммуникации9. Невербальное общение – это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, получаемые от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными. Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» сформировалось сравнительно недавно, в 1950-х годах, хотя основы этого научного направления можно искать и в более ранних работах. Так, Марк Фабий Квинтилиан, по Г.М. Андреевой, в своей книге «Наставления оратору» подробно объяснял наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира10. А французский просветитель Жан-Батист Дюбо (XVIII в.) обратил внимание на невербальные средства, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта». Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке. В книге Г.В. Колшанского «Паралингвистика» (1974 г.) рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике. В психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева (2008 г.) можно найти следующее определение: «паралингвистические средства – невербальные (неречевые) средства передачи информации»11. Существуют различные классификации невербальных средств общения. Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые в общении выполняют выразительно-регулятивную функцию. Они являются наиболее значимыми. К ним относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной. Мимика – «зеркало души» - движение мышц лица. В передаче информации ей отводится особая роль, т.к. на протяжении долгого времени человек не может сделать так, чтобы его лицо не выражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Например, когда говорят, что у кого-то «умный взгляд», «добрые глаза», «тупое выражение лица», то в мимике подразумевают выражение психологических особенностей человека. Легче всего определяются эмоции удивления, радости, гнева, презрения, а эмоции страха и удивления – сложнее12. Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность. Взгляд, или визуальный контакт тесно связан с мимикой и составляет важную часть общения. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Визуальный контакт при этом свидетельствует о расположении к общению. Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются13. Поза является элементарной единицей пространственного поведения человека. Это положение тела человека, типичное для данной культуры. Человек может принять около тысячи различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц. Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. Далее В. Шюбцем было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Это говорит или о расположенности, или о закрытости к общению. Существуют «открытые» позы, которые воспринимаются как позы доверия, доброжелательности, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» - воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики и противодействия. Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу. Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают14. Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Различают: - коммуникативные – жесты приветствия, прощания, запретов, привлечения внимания, отрицательные, утвердительные, вопросительные и т.д.; - описательные – жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания; - модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.)15. Походка – стиль передвижения человека. По походке легко узнать эмоциональное состояние человека. Так, самая тяжелая походка при гневе, а легкая – при радости, угнетенная походка – при страданиях. Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения. Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д. Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания. Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе. Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие. Т.е. скорость речи также является важной характеристикой чувств. Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства. Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам. Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции. Выделяют четыре зоны16: - интимная (до 50 см) – общение близких людей; - персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; - социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении; - публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями17. У разных народов пространственные зоны различны. Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. В отличие от вербальных невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Т.е. невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить еще такую особенность, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, З.Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов. При помощи языка тела, по оценкам специалистов, в процессе общения люди передают около 60% всей информации. Поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Т.е. информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта. Например: взгляд, выражающий внимание к собеседнику; жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т.д. Или, когда отправитель не имеет намерения передать какую-то информацию или пытается ее скрыть (например, плохое настроение), а получатель, тем не менее, эту информацию воспринимает. В связи с этим, по мнению А.Л.Журавлева, полезными оказываются такие понятия, как «знак» и «сигнал»18. Знак – элемент внешности, поведения, движений индивида, несущий в себе информацию, которую другой индивид воспринимает независимо от воли и намерений первого. Если отправитель использует его осознанно с целью передавать какую-то определенную информацию получателю, то знак становится сигналом. Различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Знак, не осознаваемый отправителем, (случайный взгляд) может быть воспринят как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. А специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетания осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, т.к. каждый из них может занимать определенную позицию. Невербальные средства общения позволяют людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга и строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Это общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более подробно в ряде его информационных функций. С помощью невербального общения можно передать информацию о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека; о его физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении человека к кому-то или к какой-то ситуации; о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.; о психологическом климате в группе. Особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.д19. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, регулировать течение процесса общения, отражать истолкование ситуации. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения20. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества. Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение. Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации. 1.3 Понятия «знак», «жест» и «символ» в анализе процесса невербальной коммуникации Достаточно часто невербальную коммуникацию классифицируют в виде систем21: 1. Визуальная (зрение) 2. Акустическая (слух) 3. Тактильная (осязание) 4. Ольфакторная (запахи, обоняние) 1. Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы, походку, дистанцию между партнерами, визуальный контакт (контакт глазами), различные вспомогательные средства общения и т. д. Рассмотрим главные элементы визуальной системы общения: Мимика. Мимика - способ использования выражения лица22. Чаще всего основным объектом внимания является лицо человека. И по эмоциональному состоянию человека можно многое для себя узнать. Главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Например, удивление – рот максимально открыт, если же также широко открыты и глаза, подняты брови это признак ошеломления. Протест – уголки рта чуть приподняты, часто широко открыты глаза. Закрытый, напряженный рот часто говорит о твердости характера, о нежелании продолжать беседу. Улыбка на лице обычно показывает дружелюбность. Улыбка для женщины чаще всего правдива и соответствует ее настроению. Улыбка мужчины как возможность себя показать, что он владеет собой. Однако, улыбка не всегда может выказываться в знак дружелюбия, она может быть неискренней, лживой, ехидной. Очень важно знать различные выражения лица при разных эмоциях не только для того, чтобы понимать других людей, но и для хорошей отработки своих рабочих имитаций. Малоподвижная мимика свидетельствует о постоянстве душевных процессов, об устойчивом настроении, о спокойном характере. А подвижная мимика говорит о легкой возбудимости от внешних раздражителей, о быстрой смене восприятия впечатлений и т. д. Жесты. Жесты – обычно движения рук или кистей рук. Жесты могут быть понятны без использования речи, а могут быть понятными только с ее использованием. Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд23. Жест говорит о желании человека или о том, что человек в этот момент испытывает. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие и разные вещи, но существуют и тождественные моменты: 1) активная жестикуляция – частый элемент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности; 2) чрезмерная жестикуляция – признак беспокойства или неуверенности. Выделяются жесты-сигналы, жесты-знаки, жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы: Жесты-знаки произвольные жесты, осознанные, рассчитанные на передачу информации собеседнику. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие. Непроизвольная жестикуляция это демонстрация открытых ладоней как показатель открытости; сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрытие рта рукой в момент речи – удивление; прикосновения к носу или легкие почесывания его – неуверенность, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века – ложь, но иногда – ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки) – настороженность, нервозность, смущение; пощипывание ладони – готовность к агрессии; покусывание ногтей – внутреннее беспокойство. Жесты-символы – сильно ограничены рамками культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербальной коммуникации. Жесты-иллюстраторы – ими пользуются для того, чтобы пояснять сказанное (например, указать рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы – играют огромную роль в начале и в конце беседы. Например - рукопожатие. Это традиционная и древняя форма приветствия. Эти жесты являются самыми сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы – они сопровождают наши чувства и эмоции. Они проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д. Все жестовые средства общения разделяются на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные) жесты в норме употребляются в повседневном общении совместно с речью, усваиваются они в контексте обыденного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты не зависят от языка, они повторяют его структуру и требуют специального обучения. К конвенциональным жестам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов. Жесты могут очень многое повествовать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к определенному типу людей. Каждый человек умеет жестикулировать по своему, индивидуально. При каких-либо сильных эмоциональных переживаниях намного увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, жесты как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от привычной манеры жестикуляции. При формальном общении, в каких-либо официальных ситуациях язык жестов гораздо реже используется, чем в неформальных беседах. Жест может быть основным, главным в разговоре, может просто дополнять сказанное. Жесты должны соответствовать мыслям, также в разных ситуациях нужно уметь контролировать свою жестикуляцию. Поза. Поза - это положение человеческого тела. Позы выполняют 2 функции в общении24: • расчленять поток речи на единицы; • регулировать межличностные отношения в диадах. Изменение позы говорит об изменениях отношений между собеседниками. Походка. Походка может быть ритмичной, быстрой, медленной и т. д. Характер походки связан с состоянием здоровья человека, возрас....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: