- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и виды свидетельского иммунитета по действующему уголовно - процессуальному законодательству
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002006 |
Тема: | Понятие и виды свидетельского иммунитета по действующему уголовно - процессуальному законодательству |
Содержание
Введение. 1. Понятие тайны в уголовном судопроизводстве. 1.1. Принцип закрытого досудебного и судебного производства в уголовном деле. 1.2. Закрытые судебные заседания как исключение из принципа гласности в целях защиты и охраняемых законом тайн. 1.3. Суть и практическая значимость института тайны. 2. Общие основания и условия использования в уголовном процессе сведений, составляющих охраняемую законом тайну. 2.1. Понятие и виды свидетельского иммунитета по действующему уголовно - процессуальному законодательству. 2.2. Свидетельский иммунитет как уголовно- процессуальный способ защиты охраняемых законом тайн. 2.3. Соотношение и нормативное закрепление частного и публичного начал в интересе свидетельском иммунитете. 3. Специальные уголовно-процессуальные проблемы отдельных видов охраняемых законом тайн. 3.1. Уголовно-процессуальные аспекты государственной тайны. 3.2. Адвокатская тайна, как процессуальная гарантия прав обвиняемого. 3.3. Тайна совещания судей и присяжных заседателей. Заключение. Введение. Под тайной в Российском уголовном судопроизводстве понимается особый правовой режим информации ограниченного доступа, возникающий в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу, представляющий собой комплекс уголовно- процессуальных средств, обеспечивающих сокрытие и/или правовую охрану указанной информации от неправомерного доступа (использования, разглашения), включая санкции, применяемые в случае нарушения такого режима. Значение тайны в Уголовном судопроизводстве заключается в том, что по мнению авторов, она представляет собой комплексный институт законодательства, то есть совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения по поводу возникновения, использования и охраны информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в процессе досудебного и судебного производства по уголовному делу, а также ответственности лиц, виновных в неправомерном доступе (использовании, размещении) такой информации. Возможно, необходимым правовой институт тайны в уголовном судопроизводстве рассматривать как составную часть науки уголовного процесса, изучающую особенности обращения информации ограниченного доступа (как объекта уголовно - процессуальных отношений) с момента проведения проверки сообщения о преступлении. В структуре преступности все более значительное место занимает деятельность организованных, технически оснащенных групп, располагающих значительной материальной базой, что существенно осложняет процесс выявления и расследования преступлений.(Российский следователь, №3/2014, // Современное состояние и актуальные проблемы правового статуса эксперта в уголовном судопроизводстве,с.11). На современном этапе развития уголовно- процессуальной науки очевидна актуальность вопросов, связанных с обращением информации ограниченного доступа в уголовном процессе. В этом отношении представляется абсолютно обоснованным имеющееся в научных кругах стремление к нормативной организованности положений, регулирующих указанные отношения, начиная с законодательного определения понятия «тайна». 1.Понятие тайны в уголовном судопроизводстве. В уголовно- процессуальном законе такой термин как следственная тайна не закреплен. Действует единственная процессуальная норма, предусмотренная ч.3 ст.161 УПК РФ, согласно которой данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства ( ч.3 ст. 161 УПК РФ). В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 г. №1111 имеется перечень сведений конфиденциального характера, где в п.2 указаны сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации). В законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая – нет. Засекречивая те или иные сведения на законном основании, гражданин, организация, государство преследует конкретные цели, предпринимают меры к обеспечению сохранения этих сведений в тайне. Незаконное получение таких сведений, их использование в ущерб пользователю, а также распространение их лицами, которым эти сведения были известны по роду своей деятельности, наносят материальный или моральный вред владельцу этой информации. Государство принимает на себя обязанность по обеспечению безопасности и правовой защите прав гражданина, организаций, государства на тайну и иные сведения конфиденциального характера. Защита указанных прав осуществляется путем принятия соответствующих законов, иных нормативных актов, предусматривающих ответственность третьих лиц за незаконное получение, использование такого рода сведений, их разглашение. Конституция Российской Федерации в ст.23,24,29 закрепила право граждан, организаций, государства на охрану тайны, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Причем эти права могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайн имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. В ряде определений отсутствуют четкие признаки тайны, что, безусловно, затрудняет осуществление правильной правовой оценки и квалификации в случае посягательства на охраняемые законом тайны. В уголовном процессе обращение к информации ограниченного доступа характеризуется множественностью правоотношений, вызывающих необходимость глубокого исследования целого ряда проблем теоретического и практического характера. Особенностью изучаемых общественных отношений является то, что они регулируются не только нормами уголовного процессуального закона, но и нормами иных отраслей права. Основу для законодательного закрепления отдельных видов тайн в Российском законодательстве составляет Конституция Российской Федерации. В ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. На основе этих положений Конституции Российской Федерации отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды тайн: тайна частной жизни, профессиональная, коммерческая, служебная, государственная тайна. Таким образом, по состоянию на 1998г. Российское законодательство регулировало более 40 видов тайн, по состоянию на 2014 г. по информации, подготовленной СПС «КонсультантПлюс», таких тайн около 50 . (стр.85 Ульянов В.Г. «Юридические науки» Теория и практика общественного развития/ 2014, №19). Данные виды тайн носят информационный характер и объясняется тем, что в случаях, установленных законом, сохранение в «секретном» состоянии сведений обеспечивает соблюдение законных прав граждан, юридических лиц, государства. Для прекращения продолжающихся прений по поводу законодательной формулировки понятия «тайна» и в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования этой специфичной области общественных отношений авторам представляется наиболее рациональным в законодательстве под тайной понимать особый правовой режим информации ограниченного доступа, представляющий собой комплекс правовых средств, обеспечивающих сокрытие и/или правовую охрану указанной информации от неправомерного доступа (использования, разглашения), включая санкции, применяемые в случае незаконного нарушения такого режима. (стр. 87 Ульянов В.Г. «Юридические науки» Теория и практика общественного развития/2014,№19). Комплекс правовых средств- это совокупность различных способов, закрепленных и выраженных в нормах уголовного процесса, позволяющих обеспечивать сохранение в тайне сведений, имеющих значение для законного и объективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела, а также соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В результате осуществления уголовно- процессуальной деятельности появляется информация, которая нуждается в защите. Особенности сферы уголовно-процессуальных отношений определяют свои специфические уголовно- процессуальные средства, направленные на недопустимость разглашения данных уголовного судопроизводства (Давыдов, Кутазова, стр.74). Можно выделить следующие уголовно-процессуальные средства, которые обеспечивают недопустимость разглашения данных уголовного судопроизводства: 1. Засекречивание данных о личности при необходимости обеспечит безопасность участников уголовного процесса, не приводя данных об их личности, - ч.9 ст. 166 УПК РФ. Следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия, и приводится образец его подписи, которую он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. Обвиняемому и защитнику указанное постановление не предъявляется. 2. Проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение, -ч.8 ст.193 УПК РФ. Данная норма применяется с целью обеспечения неразглашения данных об опознающем для его безопасности как на стадии предварительного расследования, так и в суде. 3. Меры по неразглашению тайны частной жизни при производстве следственных действий. Согласно ч.3 ст. 161 УПК РФ разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без согласия не допускается. Таким образом, данная часть нормы по форме выражения воли законодателя является категорической, а в зависимости от характера установленных в ней правил поведения- запрещающей. Помимо этого, во второй части указанной нормы содержится карательная, т.е. предусматривающая наступление уголовной ответственности санкция. Такое категоричное требование обязывает правоприменителя выявлять волеизъявление лица при производстве каждого следственного действия. 4. Меры по неразглашению государственной тайны, содержащейся в материалах уголовного дела. Государственная тайна- это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень данных сведений приведен в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. №5485-1. 5. Запрет председательствующим в ходе судебного разбирательства по уголовному делу фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании с тем, чтобы ограничить круг граждан, которым становится известной информация, полученная в суде, визуально. Возможность такого запрета предусмотрена ч.5 ст.241 УПК РФ. 6. Ограничение гласности при разрешении уголовного дела в суде (ч. 2 ст. 241 УПК РФ) предусматривает случаи закрытого судебного разбирательства, и ч.7 указанной статьи позволяет сохранить в тайне сведения по уголовному делу при вынесении приговора, мотивировочная часть которого не оглашается. 7. Отобрание подписки о неразглашении данных у лиц, участвующих в уголовном деле. Ее наличие подтверждает разъяснение данным лицам соответствующей обязанности. Обязанность не разглашать данные уголовного судопроизводства прямо предусмотрена Уголовно – Процессуальным Кодексом РФ для потерпевшего (п.3 ч. 5 ст. 42), гражданского истца (ч. 6 ст. 44), гражданского ответчика (п. 2 ч.3 ст. 54), защитника (ч.3 ст.53), свидетеля (п.3 ч.6 ст. 56), эксперта (п.5 ч. 4 ст.57), специалиста (ч.4 ст.58), переводчика (п.2 ч. 4 ст. 59), понятого (ч. 4 ст. 6). По отношению к процессу расследования уголовно-процессуальные средства можно разделить на применяемые: 1. До начала расследования (во время проведения предварительной проверки или на стадии возбуждения уголовного дела); 2. В процессе расследования; 3. На стадии рассмотрения дела в суде. 1.1. Принцип закрытого досудебного и судебного производства в уголовном деле. В рамках континентальной доктрины смешанного уголовного процесса, где предварительное расследование отделено от судебного разбирательства известно такое начало, как тайна предварительного расследования, прежде всего в отношении широкой публики (СМИ, рядовые граждане), но также и в отношении участвующих в уголовном процессе частных лиц – в полном объеме материалы расследования предоставляются им и их представителям лишь по окончании последнего. Положения о тайне предварительного расследования закреплены в разных нормах действующего российского уголовно-процессуального закона, но прежде всего – в ст.161 УПК РФ, именуемой «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования». Согласно, данной статьи информация предварительного расследования не подлежат разглашению без специального разрешения следователя или дознавателя, определяющих также допустимый объем тех сведений, которые дозволяется огласке. Какая информация именно считается конфиденциальной законом не установлено. Следователь или дознаватель вправе дать указанное разрешение только в том случае, когда разглашение соответствующих данных: а) не противоречит интересам предварительного расследования. Особую значимость это правило приобретает при расследовании уголовных дел, связанных с коррупцией, поскольку по делам данной категории со стороны заинтересованных лиц нередко оказывается мощное противодействие органам расследования (Власова стр.147, Вестник Московского университета МВД России №3/2016). В крупных преступных группировках создаются разведывательные службы, которые занимаются незаконным сбором и анализом информации о стратегии и тактике деятельности органов расследования; б) не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства без их согласия в любом случае не допускается, т.е. здесь одного разрешения следователя (дознавателя) недостаточно – требуется еще получить согласие заинтересованного лица. Участники уголовного судопроизводства предупреждаются следователем (дознавателем) о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения данных предварительного расследования и об уголовной ответственности за такое разглашения (ст. 310 УК РФ), причем предупреждение должно быть не устным, а письменным (они дают подписку). Под тайной предварительного расследования, следует понимать охраняемую уголовно- процессуальным и уголовным законом информацию, объем которой определяется следователем (дознавателем) и защищается в целях устранения реальной или потенциальной опасности причинения вреда интересам расследования уголовного дела или участникам уголовного судопроизводства. Разглашение данных предварительного расследования может помешать установлению истины по делу, способствовать изменению показаний свидетелей потерпевших, уничтожению и фальсификации доказательств, и, тем самым, отрицательно повлиять на ход и результаты расследования и судебного разбирательства. Обеспечение тайны предварительного расследования действительно необходимо как для решения задач самого предварительного расследования по всестороннему установлению всех обстоятельств дела, так и с точки зрения соблюдения прав участвующих в уголовном процессе частных лиц: охраны честного имени лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, пока окончательно не доказана их вина, и их родственников; охраны частной жизни лиц, пострадавших от преступления; защиты участников процесса от возможных посягательств со стороны тех, кто заинтересован помешать расследованию. Более того, даже в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, которое выносится в ходе расследования, не должно быть указания на конкретные доказательства (ст. 171 УПК РФ), что объясняется необходимостью обеспечить тайну предварительного расследования. По тем же основаниям в соответствии с п.6 ч.1 ст. 53 УПК РФ с момента допуска к участию в уголовном деле и до окончания расследования защитник в праве знакомиться только с ограниченным набором процессуальных документов: протоколом задержания; постановлением о применении меры пресечения; протоколами следственных действий; произведенных исключительно с участием подозреваемого, обвиняемого; иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому (обвиняемому). Доступа к остальным материалам дела у защитника до окончания предварительного расследования нет. Случаевский В.К. так пишет о понимании составителей Устава необходимости введения гласных начал судопроизводства: «Начало гласности столь важно и необходимо, что без него и самое понятие о суде утрачивает свое значение. Предварительное, предшествующее судебному следствию, развивается по началам не обвинительного, а следственного процесса, требующего условий тайной процедуры. В пользу мнения о необходимости гласности к производству предварительного следствия приводят еще соображения, сводящиеся к тому, что гласность в этой стадии процесса может оказать губительное влияние на обнаружение материальной истины, так как преступник благодаря ей приобретает возможности сообразно ходу предварительного следствия принимать меры к уничтожению следов преступления и созданию лживых доказательств, способных ввести следователя в заблуждение. С другой же стороны, гласность следствия дает возможность арестованному в открытии истины населению следить за следственными действиями, содействующими развитию участия частных лиц в процессе, участия часто незаменимого официальной деятельностью должностных лиц. Частное лицо, видя по результатам обнаруживаемым следствием, что оно имеет в своем распоряжении сведения ценные для следователя и значение которых оно раньше могло и не знать, может по собственной инициативе явиться к следствию в качестве свидетеля. Независимо от этого, защитники применения гласности к предварительному следствию находят, что за применение это говорят также все достоинства этого принципа, которые вообще присущи ему» (Е.С. Кузьменко, А.С. Борисов, Ретроспективный обзор преобразования институтов гласности и тайны в процессе развития Отечественного уголовного судопроизводства// Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии.- 2016 - № 1-3. – С.43-49). Представляется, что мнение В.К. Случаевского о неоднозначной необходимости гласности на стадии предварительного следствия как никогда актуально и в настоящее время. В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 231 Уголовно- Процессуального Кодекса РФ решение о слушании дела в закрытом судебном заседании может быть принято либо при назначении судебного заседания, либо непосредственно в ходе судебного разбирательства. При этом, закрытым может быть объявлено как все судебное заседание, так и его отдельная часть. О проведении слушания уголовного дела в закрытом заседании суд (судья) выносит постановление, в котором должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение. Согласно п.2 ст. 241 Уголовно- Процессуального кодекса России закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда, когда: 1. Разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, а именно сведения, относящиеся к коммерческой, банковской, врачебной, иной профессиональной, а также личной и семейной тайне. 2. Рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцати лет, в целях уменьшения психотравмирующего воздействия судебного процесса на психику несовершеннолетнего и обеспечения его независимости при даче показаний. 3. Рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство, решается исходя в первую очередь из интересов потерпевшего, которому открытое слушание дела может причинить излишние нравственные страдания. 4. Этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, если открытое судебное разбирательство создает или может создать существенные затруднения в обеспечении безопасности свидетелей, потерпевших и других участников судебного разбирательства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц. Из содержания приведенной выше нормы следует, что закрытое судебное разбирательство во всех случаях проводится по уголовным делам в отношении подсудимых, не достигших шестнадцати лет. В отношении подсудимых от шестнадцати до восемнадцати лет вопрос о проведении закрытого разбирательства уголовно- процессуальное законодательство оставляет на усмотрение суда через призму оснований, указанных в подпунктах 3 и 4 п.2 ст. 241 УПК РФ. Таким образом, Центральным районным судом г.Читы было рассмотрено уголовное дело по обвинению Решетникова В.С., Макеева А.В., Дианова А.Н., Аксенова С.А., Гуцул Е.Г., Кучияш В.С., Дэкмана Д.В., Тюкавкина Р.О., Бакшеева А.П., Калашникова С.С., Потапова В.В., Чиняева А.Г., Алтобасова С.С., Сидельникова В.В., Сосновского Е.Л., Новикова М.В., Баева В.Г., Пряхина С.Г., Денисова О.Ю., Клейменова О.О., Шкиренок М.С., Мезенцева С.А., Брицкого П.Е., Семенова Д.В. (всего 24 подсудимых) в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.240, ч.2 ст.241, ст.210 УК РФ (по фактам организации занятия проституцией, вовлечения в занятие проституцией). Уголовное дело поступило в суд 29 декабря 2015 года в количестве 44 томов. Судебное следствие продолжалось в закрытом судебном заседании, шел допрос признанных в ходе предварительного следствия 27- ми потерпевших и 80 свидетелей. Фотосъемка, видеозапись, киносъемка, а также трансляция по радио и (или) телевидению хода судебного разбирательства могут осуществляться исключительно с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч.3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч.5 ст.241 УПК РФ). В таком же порядке допускается осуществление видеотрансляции хода судебного разбирательства в сети Интернет. Закрытое судебное заседание является обязательным условием исследования в судебном заседании сведений, запечатленных на фотографиях, в аудио- и видеозаписи, киносъемке, если они носят личный характер. При этом не имеет значения, производились ли соответствующие записи и съемки в ходе производства по уголовному делу и независимо от него. Судья может запретить, если фотографирование или видеозапись, киносъемка создают препятствия к объективному исследованию доказательств, могут повлечь за собой нарушение предусмотренных ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ прав участников уголовного судопроизводства, угрозу их безопасности. Несмотря на слушание уголовного дела в закрытом судебном заседании, провозглашение приговора должно происходить в открытом судебном заседании. При этом в целях недопущения разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, закон допускает оглашение только вводной и резолютивной частей приговора. Современное российское уголовно-процессуальное законодательство не свободно от элементов закрытости как на предварительном следствии, так и в стадии судебного производства (стр. 242, Исаева Пробелы в российском законодательстве). 1.2. Закрытые судебные заседания как исключение из принципа гласности в целях защиты и охраняемых законом тайн. Порядок проведения закрытого судебного разбирательства уголовного дела регламентируется ч.2 ст. 241 УПК РФ. Закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1. Разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2. Рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3. Рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4. Этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение. Уголовное дело рассматриваются в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части. Так, например, закрытое судебное заседание осуществляется в случаях, когда открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Отсутствие у адвоката допуска к государственной тайне не может служить основанием для отказа обвиняемому в приглашении выбранного им адвоката, поскольку в силу положений ст.8 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан хранить профессиональную тайну. При этом суд предупреждает участвующих в процессе адвокатов о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, и об уголовной ответственности за ее разглашение. На основании ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» суд вправе рассматривать в закрытом судебном заседании дела о преступлениях террористического характера. Аналогичное решение суд вправе принять и при рассмотрении дел любой категории, если открытое судебное разбирательство создает или может создать существенные затруднения в обеспечении безопасности свидетелей, потерпевших и других участников судебного разбирательства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц. По ходатайству участника процесса дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании при необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов граждан. При совершении преступления лицом, не достигшим 16- летнего возраста, а также по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, когда открытое судебное разбирательство может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного процесса, либо сведений, унижающих их честь и достоинство, допускается рассмотрение дела в закрытом судебном заседании. 1.3. Суть, классификация и практическая значимость института тайны. Правовой институт тайны охватывает широких круг разновидных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Содержанием юридической значимой тайны является то, что ее предмет образует информация, не предназначенная для широкого круга лиц, а ее разглашение может повлечь нежелательные последствия для владельцев и обладателей тайны. Представляет собой существенный интерес классификация тайн, приведенная Н.В. Бондарем (Бондарь Н.В. Указ.сочинения С. 90-147), который предлагает дифференциацию всех тайн на следующие виды: - Тайны с режимом абсолютного запрета на вмешательство; - Тайны с законодательно установленным режимом ограниченного допуска; - Тайны с режимом индивидуальной защиты. Данная классификация проведена на основании общего правового режима, характерного для того или иного вида тайн и представляется одной из наиболее удачных, так как будучи комплексным правовым институтом, правовой режим позволяет достаточно полно отразить характерные особенности того или иного вида тайн, регулируемых законодательством Российской Федерации. Кроме того, хотелось бы отметить, что государство законодательно устанавливает ограничения на введение режима тайны для информации, к которой есть общественный интерес. Помимо того, в целях правового урегулирования исследуемых общественных отношений, со стороны государства в правовые режимы, различных видов тайн вводятся: - обязанность и условия предоставления информации ограниченного доступа другим лицам, в том числе в органы государственной власти для осуществления государственного управления и отправления правосудия; - в отдельных случаях – требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации или ограничения на использование таких средств; - меры ответственности за нарушение конфиденциальности информации. В частности, для защиты государственной тайны законодательно установлены: - сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию; - порядок отнесения сведений к государственной тайне и порядок засекречивания, с учетом ограничения прав обладателя на эту информацию; - порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим субъектам (даже государствам); - порядок государства к соответствующим сведениям, включающий требование лицензирования деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, осуществлением мероприятий или оказанием услуг по защите государственной тайны, сертификацию средств защиты информации; - ответственность за разглашение и другие нарушения режима государственной тайны. Для иных видов тайн правовой режим может существенно отличаться. Так, например, в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну, законодатель не вправе устанавливать: - жесткий порядок отнесения сведений к коммерческой тайне и порядок введения режима коммерческой тайны; - порядок передачи сведений, составляющих коммерческую тайну, другим субъектам, за исключением органов власти; - требования лицензирования деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих коммерческую тайну; - требование использования сертифицированных средств защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Все, что может «позволить» себе законодатель – это установление минимальных, разумно достаточных требований, необходимых для защиты прав обладателя коммерческой тайны, или принятие рекомендации. При этом требование лицензирования может относиться только к деятельности организаций, оказывающих услуги по защите коммерческой тайны. Что касается режима профессиональной тайны, тут законодателем установлены: - обязанность лиц, которым доверена информация, обеспечить ее конфиденциальность; - меры ответственности за нарушение конфиденциальности доверенной информации; - условия предоставления доверенной информации третьим лицам; - в отдельных случаях – требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации или ограничения на использование таких средств. Существенный интерес представляет классификация, подготовленная в рамках концепции развития законодательства в сфере информационной безопасности, которая была одобрена решением Комитета Государственной Думы по безопасности в 1998г. В основе данной классификации лежит способ образования тайн, в зависимости от которого они делятся на две большие группы: - первичные (естественные) тайны, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью субъекта; - производные тайны, которые связаны с защитой информации другого субъекта, получаемой в режиме тайны (Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. Издание Государственной Думы РФ, М., 1998, 159с.). При этом в состав первичных тайн включаются следующие: - личная и семейная тайны – тайна физического лица; - коммерческая тайна – тайна юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность; - государственная и служебная тайны – тайна государства, в том числе в лице органа государственной власти. В состав производных тайн, согласно данному подходу, входят: - профессиональные тайны (врачебная тайна, тайна исповеди, тайна банковских вкладов, тайна усыновления, налоговая, нотариальная, банковская и прочее); - служебная тайна – только в части переданной в органы власти от физических и юридических лиц информации ограниченного доступа. По замыслу авторов данной классификации, принципиальное различие этих категорий тайн состоит в том, что правовой режим охраны первичных тайн подразумевает право субъектов на установление режима конфиденциальности, а правовому режиму охраны производных тайн корреспондирует обязанность лица, которому доверена информация ограниченного доступа, устанавливать соответствующий режим конфиденциальности. Данный подход имеет большое число сторонников. Так, подобной классификации придерживается Р.Б. Головкин, выделяющий по природе происхождения две группы тайн: тайны естественные и тайны искусственного происхождения (Головкин Р.Б. Указ.сочин. С. 178). Солидарность с вышеуказанной классификацией проявляет Е.К. Волчинская, при этом под информацией, составляющей служебную тайну, она понимает: - информацию, создаваемую (генерируемую) в органе государственной власти, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя; - информацию ограниченного доступа, представляемую в этот орган в режиме конфиденциальности (Волчинская Е.К., Роль государства в обеспечении информационной безопасности// Информационное право, 2008, №4). Таким образом, упорядочивание видов тайн, и формирование определенной их «иерархии» необходимо, во – первых, для того, чтобы выстроить оптимальную систему ответственности за их разглашение, а, во- вторых, -оптимальную систему....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: