- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
. Анализ отдачи инвестиций в образование
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008832 |
Тема: | . Анализ отдачи инвестиций в образование |
Содержание
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ «БУДУЩАЯ РОССИЯ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕСТВА» Конкурсная научная работа на тему ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ И ОТДАЧА ОТ НИХ В РОССИИ И В МИРЕ Гильманова А. Студент 4 курса ФБГОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» Казань 2017 Оглавление Введение …………………………………………………………………………3 Часть 1. Инвестиции в образование как часть инвестиций в капитал ………4 Часть 2. Анализ отдачи инвестиций в образование ………………………….13 Часть 3. Предложения по стимулированию отдачи от инвестиций в образование. ……………………………………………………………………16 Заключение (выводы) …………………………………………….……….…..19 Список использованной литературы ………………………………………… 20 Введение Актуальность темы. О человеческом капитале начали писать давно. Свое отражение теория человеческого капитала находит во многочисленных работах известных экономистов прошлого. По их мнению, человеческий капитал ускоряет экономический рост и побуждает экономики государств к конкуренции. В развитых государствах воспроизводство человеческого капитала выше, чем в государствах, находящихся на более низких ступенях экономического развития. Образование индивидуума – основа его человеческого капитала. Инвестиции в него значительно увеличивают преимущества работников на конкурентном рынке труда: уровень экономической активности с улучшением образования возрастает, а риск безработицы уменьшается вместе с возрастанием заработков. И при этом отдача от человеческого капитала по сравнению с отдачей от физического капитала значительно выше, но ее необходимо как-то обозначить, что и приводит нас к проблеме результативности, то есть отдачи инвестиций в человеческий капитал. В таких условиях, обращение к анализу результативности инвестиции в человеческий капитал требование времени и его итоги востребованы как научным сообществом, так и органами государственного управления. Самым ярким примером инвестиций в человеческий капитал, который был использован в этой работе, являются затраты на образование людей. До сих пор, некоторые аспекты проблемы отдачи от вложений в сферу образования рассмотрены не полностью. Цель исследования - анализ количественных вложений в образование и оценку отдачи от них как во всем мире, так и в России и подготовка предложений по их росту. Объект исследования – инвестиции в образование и отдача от них. Предмет исследования – совокупностью отношений, влияющих инвестиции в образование. Гипотеза – отсутствие интегрированного анализа вложений в образование снижает уровень их результативности. Задачи исследования: - охарактеризовать человеческий капитал как детерминант достатка человека, показать развитие человеческого капитала в истории - совершить анализ инвестиций в сферу образования по уровням, а также оценить их отдачу как в мире, так и в России. В основе методологии исследования разделение инвестиции в образование на 4 уровни хозяйствования. Информационной базой послужили данные электронной библиотеки Организации экономического сотрудничества и развития - далее ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development) OECD iLibrary и сборника Высшей школы экономики «Образование в цифрах» и личные наблюдения и обобщения. Теоретическая и практическая значимость. При решении этих задач будет получено представление о человеческом капитале в России и в мире в настоящий момент, его характеристиках и отдаче, а также о его влиянии на индивидуумов на рынке труда. Работа состоит из трех частей. В первой части рассмотрены теоретические основы изучения выбранной темы, во второй части дана информация о состояние вложений в образование, третья часть посвящена предоставлению предложений по улучшению отдачи от инвестиций в образование. Часть 1. ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ как часть инвестиций в капитал В историко-экономическом плане на изучение инвестиций на капитал обращали множество ученых. Для классиков политэкономии капитал был средством производства. Также его сравнивали с накопленным трудом. Смысл человеческого капитала тогда состоял из двух важных, но обособленных частей: капитал как источник прибыли и капитал как часть собственности человека. Инвестиции в человеческий капитал не часто находили свое отражение в работах ученых XVIII - ХХ веков, но надо отметить, что немалое количество экономистов видели в этой идее актуальность. Смит, Маршалл и Фишер в то далекое время уже считали человеческие умения и знания капиталом. Например, великий английский экономист Адам Смит в своем широко известном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1976 года писал, что именно повышение умения рабочих, а лишь после усовершенствование машин, механизмов и инструментов, улучшают производительность труда. [12] Убеждения ученых того времени, как нравственные, так и моральные, не давали им рассматривать человека, как средство производства. К примеру, в свое время Джон Стюарт Милль писал, что раз богатства существуют только ради людей, то их самих нельзя рассматривать, как богатство. [2] А Теодор Шульц говорил в своих трудах о том, что идея человеческого капитала не противоречит его мыслям о том, что человеческий капитал служит людям. Люди улучшат свое благосостояние, только лишь инвестируя в самих себя. [9] Если говорить о XX веке, то именно тогда стало ясно, что инвестиции в человеческий капитал составляют важную причину достижения государствами новых уровней технического прогресса. Стало необходимым соотнести вложения в знания и способности людей с результатами этих инвестиций. Все это и подтолкнуло ученых к созданию теории человеческого капитала. Это понятие было введено американскими учеными в научных публикациях. Ими были Гэри Беккер и Теодор Шульц. Теодору Шульцу в 1979 году вообще была присвоена Нобелевская премия за то, что он создал основы теории человеческого капитала. В труде «Инвестиции в человеческий капитал», написанном в 1961 году, он объяснял: человеческий он, так как этот капитал – часть человека, а капитал – так как принесет прибыль в будущем. [10] Именно Шульц первый оценил инвестиции в человеческий капитал подобно инвестициям в капитал физический, проведя анализ стоимости рабочей силы, учитывая время и капитальные затраты на обучение. Также важный вклад внесли труды Гэри Беккера. Основным является «Человеческий капитал», написанный в 1964 году. Беккер, рассмотрев человеческий капитал на производственном уровне, выявил человеческий капитал предприятия. Он исследовал распределения доходов людей, неравенства по разным признакам в оплате труда и доказал, что доходы напрямую увеличивает именно образование. Вложения в него Беккер приравнивал к капиталовложениям, которые принесут в будущем прибыль. Также он провел работу по сопоставлению издержек на образование с прибылью от них же. Теорию человеческого капитала и анализ его отдачи в своих трудах также освещали такие ученые, как Джейкоб Минцер, Барри Чизвик и другие. Что же о XXI веке, ученые все еще развивают теорию человеческого капитала, отводя ей все более и более важное место в развитии общества. Человеческий капитал является основным фактором развития, так как он приводит к улучшению экономических показателей государства. Обобщая все это, можно сказать, что теория человеческого капитала шла от узкого понимания к более широкому, и что этот переход происходил постепенно. Понятие человеческого капитала из-за интереса к нему ученых усложняется и уточняется, как и его структура. Большая часть экономистов настоящего времени говорят, что человеческий капитал – есть знания и навыки которые приобрел человек, мотивации и энергия, которыми обладает человек, и что они обязательно принесут ему пользу в будущем. А отдача от человеческого капитала может быть в двух формах: денежной – как увеличение доходов самого человека, предприятия, в котором он работает, так и всего государства в целом; неденежной форме – как расширение круга общения при обучении, информация со знаком плюс о предприятии, так и формирование нравственных принципов людей всего государства. Часть 2. Анализ отдачи инвестиций в образование Анализ отдачи инвестиций в образование будет осуществляться на четырех уровнях: - макроуровне – инвестиции из бюджетов государств, как своего, так и иностранных; - мезоуровне – финансирование из бюджета субъектов государства; - микроуровне - инвестиции предприятий; - наноуровне - инвестиции физических лиц и домохозяйств. Перед тем, как судить об отдаче от инвестиций в образование, логично будет выяснить сначала объемы этих вложений как в мире, так и в России. В большинстве развитых государств мира затраты на образование – большая часть государственных расходов. Расходы на одного учащегося увеличились в каждом государстве ОЭСР (рис 1). Рис.1 Ежегодные расходы на одного студента в долларах по – 2015 год Источник: (OECD, 2015,Indicator B1) Удельная стоимость образования представляет собой расходы на одного учащегося. На рис.1 показаны ежегодные расходы на одного студента в долларовом эквиваленте. В государствах ОЭСР тратят 10 759 долларов в год на одного обучающегося. Расходы стремительно возрастают от начального к высшему образованию: 8 733 долларов за учащегося начального образования, 10 235 долларов за учащегося среднего образования и 16 143 долларов за студента высшего образования. В среднем страны ОЭСР тратят почти в два раза больше денег на студента, чем на ученика начальной школы. Государства ОЭСР выделяют в среднем на образование 15% от суммарных расходов государства. Разумно, что богатые страны тратят на образование больше средств, а бедные – намного меньше. В основном, образование оплачивают бюджеты. Частное финансирование связано в основном с высшим образованием, варьируясь от 10% и менее в Австрии, Дании, Финляндии, Ирландии и Норвегии до 60% и более в Австралии, Чили, и Южной Корее, США и Объединенном Королевстве (OECD, 2015, Indicator B3). На рисунке 2 наглядно показано распределение инвестиций между мега и макроуровнями и мезо и микроуровнями, то есть, доля частных инвестиций во вложениях в целом. Ясно, что в таких государствах, как Финляндия и Норвегия высоки вложения государства в образование. А в таких государствах, как Великобритания, Япония, Корея и США преобладают вложения именно частных лиц в образование (рис 2). Рис. 2 Доля частных инвестиций в образование (2014) Источник: (OECD, 2015,Indicator B1) Что касается России, то в период 2000–2015 гг. расходы на образование увеличивались из года в год. Это касается всех важных ступеней образования – дошкольное образование, общее, среднее профессиональное и высшее образование (таб. 1). Табл.1 Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджета Источник – Показатели бюджетных расходов в сфере образования, ВШЭ, 2012 Также показательным будет следующий график (рис 3): Рис.3. Расходы консолидированного бюджета РФ на образование (% к ВВП) Источник: Показатели бюджетных расходов в сфере образования, ВШЭ, 2012 Расходы бюджета РФ на образование, в % к объему валового внутреннего продукта (далее — ВВП), с 2009 г. снижаются (рис. 3). Вложения в образование в % к ВВП в 2011 г. равны 4,1%, это меньше значений 2010 г. и 2009 г. В 2010-2011 годах эта доля снизилась, но незначительно. Теперь стоит обозначить место России в мире на примере инвестиций в человеческий капитал, то есть финансирования образования (рис 4). Рис.4. Расходы на образование по данным ОЭСР (% к ВВП) Источник: База данных OECD iLibrary За период 2000–2008 гг. общие государственные расходы Российской Федерации на образование, выраженные в процентах к ВВП, по расчетам ОЭСР выросли, однако не достигли среднего уровня расходов по странам ОЭСР. Средства, потраченные на обучение своих работников предприятиями-работодателями – это инвестиции в образовании на микроуровне. В России они находятся на третьем месте после инвестиций в образование бюджетов как РФ, так и его субъектов, и после затрат на образование домохозяйствами. Круговая диаграмма показывает соотношение между уровнями финансирования сферы образования (рис 5). Рис. 5 Соотношение бюджетных расходов, расходов населения и организаций-работодателей на образование, 2012 г. (%) Что касается наноуровня, то объем инвестиций в образование может продемонстрировать рисунок 6. Рис.6 – Расходы домашних хозяйств на оплату услуг в сфере образования. Источник: Образование в цифрах: 2017, ГУ-ВШЭ В последнюю декаду увеличение затрат на обучение почти полностью замещалось увеличивающимся бюджетным финансированием системы образования. А реальная стоимость обучения (после корректировки на инфляцию) увеличивалась примерно на 1-10% каждый год. Теперь, когда стало ясно распределение инвестиций в образование по уровням как в мире, так и в России, уже следует обозначить отдачу от этих инвестиций. Государственные расходы в сферу образования (оплаченные из бюджета) могут быть возвращены в какой угодно форме. Например, в виде прилично возросших налоговых отчислений граждан, которые, получив высшее образование, стали получать большую заработную плату, с которой и взимается налог. В среднем по странам ОЭСР гражданин, получивший полное высшее образование, за период трудовой деятельности выплатит в виде подоходного налога на 119 000 долларов больше, чем получивший только полное среднее образование. Если из этой суммы мы вычтем затраты того же уровня на образование, то останется в среднем 86 000 долларов, что в три раза больше, чем расходы государства на одного студента, получающего высшее образование (OECD, 2010a). Отдача от вложений в образование может быть выражена не только в виде увеличившихся налоговых отчислений в бюджет. Рост образования в стране может способствовать снижению неравенства, увеличению отдачи от других активов, росту социальной стабильности, снижению уровня преступности, увеличению продолжительности жизни и т.д. Более высокий уровень образования дает также и более высокие показатели здоровья. В развитых странах люди с лучшим образованием получают большие заработное платы, возрастающие с каждым последующим полученным уровнем образования. Например, те, кто закончил получение высшего образования, получают больший доход от работы, чем те, что получил среднее образование. Это стимулирует совершение инвестиций в образование. И это снова дает еще больший прирост дохода тем, кто получает образование (рис 7). Рис.7 Экономические отдачи для получивших высшее образование в рамках первоначального образования, 2013. Источник: База данных OECD iLibrary (Indicator A7) На рисунке 7 приведены значения отдач от вложения в образование для людей, получивших высшее образование. Общая отдача у получивших полное среднее образование и успешно завершивших высшее образование, превышает 400 000 долларов в Чили, США и Ирландии. Величина вознаграждения в виде большой заработной платы за высшее образование является весомой: в среднем она близка к 300 000 долларов для мужчин и превышает 200 000 долларов для женщин в государствах ОЭСР. В Российской Федерации первые оценки отдачи от вложений в образование были произведены в середине 1990-х годов, не удивительно, что к данному моменту мы имеем достаточное количество результатов, которые проиллюстрируют корреляцию между уровнем образования и получаемой заработной платой. Здесь будет показательна диаграмма, на ней видно соответствие уровня образования (высшее или 2 вида средних) от заработной платы работника. При этом за 100% берется заработная плата работника, получившего среднее профессиональное образование (рис 8). Рис.8 – Соотношение средней заработной платы работников по уровням образования. Источник – Статистический сборник «Индикаторы образования 2016», ВШЭ. Таким образом, в последние годы происходит рост инвестиций по всем сферам образовательной системы. Часть 3. Предложения по стимулированию отдачи от инвестиций в образование Для того, чтобы увеличить размеры инвестиций в образование в Российской Федерации, а также простимулировать возрастание отдачи от этих вложений, необходимо предпринять некоторые меры. Для ясности я разделила их по уровням. В целях роста инвестиций в образование и отдачи от них в России необходимо: На микроуровне - увеличить инвестиции в кадры предприятий. Как мы уже выяснили, в России вложения предприятий из бюджета организаций в образование своих работников занимают последнее третье место (2%) после инвестиций государства из бюджета (65%) и после вложений в образование частных лиц из собственных средств (34%). Следовательно, необходимо начать практиковать на постоянной основе инвестирование предприятий в обучение своих же работников, так как в течение всего срока обучения студент будет изучать непосредственно то, что пригодится именно на этом предприятии и приобретать те навыки и умения, владение которыми улучшит его качество работы. В итоге предприятие получает такого работника, который уже готов к выполнению своих должностных обязанностей в полной мере. Отдача от таких инвестиций будет велика. По всему миру практикуют такой подход к обучению кадров, при этом затраты не заставляют себя долго ждать. Повышается производительность труда, да и самые интересные и инновационные открытия сделаны в последнее время именно на тех иностранных предприятиях, где руководство не жалело денег на обучение своих сотрудников. В России, к сожалению, пока инвестируют в обучение сотрудников сравнительно мало. На макроуровне - повысить студентам стипендии до размера прожиточного минимума. В настоящее время стипендии в России настолько малы, что студентам приходится работать параллельно с учебой для обеспечения хоть на сколько-нибудь приемлемого уровня жизни. Как сейчас говорят в народе, «раньше студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются». Именно из-за потребности работать страдают их обучаемость и успеваемость, следовательно, инвестиции государства в их обучение (если студент учится на бюджетной основе) и инвестиции домохозяйств (если студент учится на платной основе) просто пропадают зря, а уж об отдаче от этих инвестиций не может быть и речи. Поэтому я и думаю, что улучшенное финансирование стипендий студентов из бюджета государства будет более чем положительно влиять на отдачу от инвестиций на образование в России. Повысить финансирование ВУЗов в целях улучшения их материально-технического обеспечения и улучшения их кадрового состава в целях привлечения средств частных лиц, оплачивающих обучение на контрактной основе (макроуровень) Из всех российских ВУЗов в рейтинг 200 лучших университетов мира входит только МГУ им. Ломоносова, занимая в 2016 году 108 место, и 95 в 2017 году: Источник: "Социальный навигатор" медиагруппы "Россия сегодня", русскоязычная версия двенадцатого международного рейтинга лучших университетов — QS World University Rankings 2017/2018, ежегодно составляемого компанией QS. Налицо явный кризис российского высшего образования в сравнении с иностранными ВУЗами. Это можно исправить, как уже было сказано, улучшением финансирования ВУЗов РФ. Большая часть ВВП должна уходить на нужды образовательной системы. А что по поводу отдачи – наиболее успешные будущие студенты сейчас выбирают по большей части иностранные университеты, если, конечно, могут себе это позволить. Происходит утечка мозгов, которую Правительство РФ так хочет избежать, следовательно, и отдача от инвестиций в образование менее перспективных в будущем студентов будет не так велика, как могла бы быть. 4. На мезоуровне субъектам РФ необходимо также большие суммы тратить на различные образовательные программы для будущих работников различных предприятий. Позитивным примером для подражания будут в данном случае инвестиции в корпоративный университет Алабуга в свободной экономической зоне Республики Татарстан, где готовят будущих топ-менеджеров ведущих компаний. Во время обучения они проходят стажировку на 20 производственных предприятиях и начинают понимать, как должны мыслить их генеральные директора. Такой высокий уровень обучения не может не принести результаты. 5. Инвестиции в образование на наноуровне повлечет за собой улучшение МТО ВУЗов, что предложено мной в пункте 3. Родители студентов-контрактников, видя, что наши университеты продвигаются наверх в мировых рейтингах, предпочтут отдать своих детей учиться в университеты России, чем за границу. Это повлечет за собой увеличение бюджета ВУЗа, и эти деньги можно направить на улучшение качества образования в вузе, софинансирование стипендий для студентов-бюджетников. Как мы уже выяснили, все это в перспективе принесет отдачу от инвестиций домохозяйств в образование. Заключение и выводы Проведенная ранее оценка инвестиций в образование показала место России среди других государств. Россия – одна из лидеров среди стран мира по количеству граждан с высшим образованием. Охват общего образование в нашей стране также впечатляет. Вложения государства в сферу образования одни из высочайших в мире. Что касается распределения инвестиций по уровням, то государственные вложения в образование в России занимают первое место, а лишь потом идут инвестиции частных лиц и затраты предприятий на обучение своих работников. Таким образом, можно сказать, что рост доходов с получением каждой последующей ступени образования - это уже мировая тенденция. Масштабные изменения, которые происходят сейчас во всем мире, затрагивают и наше государство. Так что Россия также не стала исключением в этом. Модернизация социально-экономической политики принесла свои плоды. Но должно быть отмечено, что возрастание доли населения с высшим образованием в государстве приводит к стремительному снижению экономической отдачи от вложений в образование. Но плюс этого в том, что получение высшего образования - социальная норма молодежи в России. Список использованной литературы 1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. под ред. Капелюшникова Р. И., Левина М. И. Москва: ГУ-ВШЭ. 2. Милль Д.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. Пер.с англ., Москва: ЭКСМО, 2007. 3. Образование в Российской Федерации: 2016. Статистический сборник. Москва: ГУ-ВШЭ. 4. Образование в цифрах: 2017. Краткий статистический сборник. Москва: ГУ-ВШЭ. 5. Индикаторы образования: 2016. Статистический сборник. Москва: ГУ-ВШЭ 6. Показатели бюджетных расходов в сфере образования. Статистический сборник. ГУ-ВШЭ, 2017 7. Совокупные затраты на образование в Российской Федерации. Информационный бюллетень. Москва: ГУ-ВШЭ, 2014. – 56 с. 8. Becker G. S. (1975). Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analitical Approach. Human Capital 2nd ed. New York: Columbia University Press. 9. Becker G. S. (1962). Investment in human capital: a theoretical analysis. // The Journal of Pоlitical Economy, Vol. 70 № 5. 10. Schultz T. W. (1961). Investment in Human Capital. // The American Economic Review, Vol. 51 №1. 11. OECD. Education at a Glance 2017: OECD indicators. Paris: OECD. 12. OECD. Highlights from Education at a Glance 2017. Paris: OECD. 13. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, Liberty Classics, 1981. 14. QS World University Rankings 2017/2018, ежегодно составляемый компанией QS. 18....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: