Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Торговля, как известно, является важной и неотъемлемой составной частью сферы услуг. В связи с этим все процессы, как положительные, так и отрицательные, происходящие в сфере услуг, в полной мере характерны и для торгового бизнеса.
Объектом производственной практики являются интегрированные в ассортиментном и функциональном аспектах розничные и оптово-розничные предприятия различных форм собственности, использующие в своей коммерческой деятельности комплексный подход к удовлетворению потребностей целевых рыночных сегментов.
Объектом практики выступает ООО «Кенгуру».
Цель производственной практики – формирование стратегических основ управления торговыми сетями и их важнейшими элементами для обслуживания целевых потребительских рынков в условиях изменяющейся роли оптовой и особенно розничной торговли в современной экономике России.
В соответствии с выдвинутой целью решению подлежит комплекс практических задач:
- проанализировать сущность и особенности функционирования рынка и рыночного механизма в современной экономике России;
- систематизировать комплекс ограничений рыночного механизма в контексте современного уровня развития российской экономики;
- провести анализ состояния розничной сети и на его основе выявить наиболее существенные тенденции, оказывающие решающее влияние на их формирование и развитие;
- выявить закономерности, порядок формирования товарооборота и провести их классификацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я проходила производственную практику с 09 февраля по 09 марта на ООО «Кенгуру. По результатам практики можно сделать следующие выводы:
В анализируемом периоде выручка предприятия увеличилась на 8769 тыс. руб., также наблюдается рост прочих доходов от других видов деятельности, доля себестоимости в структуре выручки уменьшилась на 0,7 % в 2006 году по сравнению с 2005 годом, что является положительной тенденцией политики управления себестоимостью продукции, а также наблюдается снижение коммерческих расходов на 0,5 %. Недостатком политики управления доходами данного предприятия является снижение доли операционных доходов на 0,4 % в анализируемом периоде, что требует факторного анализа финансовых результатов предприятия.
В структуре выручки от реализации по видам продукции предприятия наблюдаются ассортиментные изменения, так наибольший удельный вес в 2005 году занимает 22 % спортивный инвентарь, в 2006 году ситуация не изменилась – 21 %, наименьшую доля в выручке составляют аксессуары не более 4-5 % в общей структуре выручки. Тем не менее, наибольшая валовая прибыль приходится в 2005 году приходится на спортивный инвентарь, а в 2006 году ситуация изменилась и в структуре валовой прибыли 14,4 % занимает Обувь для детей от 3 до 10 лет, 13,69 % Одежда для детей от 0 до 3 лет и т.д. Предприятие ведет ценовую политику, направленную на повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения издержек.
Анализ издержек обращения представляет первый этап управленческого анализа торговых организаций. Оценка наличия и движения издержек обращения проводится в разрезе стадий, отражающих информационное обеспечение управленческого анализа, анализ динамики издержек, их факторный анализ и совершенствование современной практики анализа издержек обращения в торговых организациях.
Информационное обеспечение содержит два относительно независимых элемента: документальное обеспечение и компьютерное (в том числе программное) обеспечение анализа издержек обращения. В свою очередь, документальная база издержек обращения включает данные учетных регистров (журналов-ордеров, оборотно-сальдовых ведомостей и пр.), данные сч. 44 "Расходы на продажу" и его субсчетов, сведения экономического анализа, статистические данные, отчетность (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", соответствующие строки формы N 5), данные предыдущих проверок и т.д. Компьютерное обеспечение представляет сложный информационно-технический комплекс, в состав которого входят компьютерные сети, офисное оборудование, программные продукты и иные элементы.
Основным требованием, предъявляемым к информационной базе анализа издержек обращения, является ее рациональность, под которой мы понимаем качество информации, ее адекватность запросам пользователей, в первую очередь управленческих кадров. Требования, предъявляемые к анализу издержек обращения, обусловливают ряд основных задач:
- выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по статьям, элементам затрат, товарным группам или наименованиям;
- исследование степени влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по статьям;
- поиск резервов экономии (снижения) издержек обращения при сохранении высокого уровня качества товаров или его улучшении, выявление непроизводительных расходов, потерь и брака товаров, разработка мероприятий по их устранению или минимизации.
В качестве резервов сокращения издержек назовем следующие:
- рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
- рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
- оптимизация товарных запасов;
- рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку товаров, упаковку товаров, хранение, на тару;
- минимизация товарных потерь;
- повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.
В целом, соглашаясь с приведенными направлениями минимизации издержек обращения, нельзя не отметить факт упущения из вида социальных мероприятий, реализация которых будет способствовать оптимизации товарных расходов в любой торговой организации. К таким мероприятиям следует отнести использование немонетарных льгот для работников, развитие социальной политики коммерческой организации и др.
Модернизация и реконструкция материально-технической базы торговых организаций розничной торговли базируется на следующих действиях:
- увеличение эффективности использования торговых площадей. В практике экономического анализа давно применяется система коэффициентов, характеризующих эффективность загрузки торговых площадей и их компонентов (демонстрационной площади, установочной площади). Так, коэффициент использования торговой площади рассчитывается как соотношение величины торговой площади к общей площади магазина (оптовой базы, склада). Российский экономист И.А. Бланк утверждает, что за счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборота эффективность ее использования возрастает на 0,3 - 0,4% <3>. Опыт зарубежных компаний свидетельствует об оптимальном соотношении торговой и общей площади 70:30 (в процентах), обусловленном в значительной степени спецификой организаций розничной торговли. Следует заметить, что планирование торговой площади предполагает подготовку технической документации для обеспечения приведенного коэффициента использования торговой площади;
- применение коэффициентов установочной (соотношение установочной и общей торговой площади) и демонстрационной (соотношение демонстрационной и общей торговой площади) положительно скажется на росте объема товарооборота, производительности труда и минимизации текущих торговых затрат.
Увеличение объема товарооборота и оптимизация товарных запасов должны предусматривать следующие мероприятия:
- рост в объеме товарооборота доли товаров (товарных групп) с низким уровнем издержкоемкости. Предпосылками такого роста будут рациональное планирование товарного ассортимента, выбор наиболее рентабельных товарных групп, проведение потоварно-группового учета по методикам, предложенным М.И. Бакановым и другими российскими экономистами;
- повышение эффективности рекламной политики за счет анализа масштабов и направленности рекламы по товарным группам и слоям потребителей (покупателей), способов и форм рекламных воздействий;
- определение оптимального размера товарных запасов по модели "Экономически обоснованный размер запаса" и на базе ABC-анализа.
Выбор эффективной стратегии и тактики в области управленческого учета, анализа и аудита как единого информационного комплекса, принятие оптимальных решений в сфере планирования и ценообразования включают, с авторской точки зрения, мероприятия по внедрению стратегического управленческого учета, в котором будут интегрированы контрольная и аналитическая функции. Стратегический управленческий учет должен основываться на альтернативных калькуляционных подсистемах (директ-костинг, ABC, LCC и др.), методиках управленческого анализа и аудита, адаптированных к специфике торговых организаций. |