| Аннотация: |
Выводы по результатам учебной практики
Существующая система финансовой и статистической отчетности ГКНПЦ им М.В. Хруничева практически не позволяет получить необходимую информацию для построения корректных количественных оценок эффективности использования бюджетных средств, выделяемых ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Финансовая отчетность ГКНПЦ им М.В. Хруничева включает данные об источниках средств и направлениях их использования по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Государственная и ведомственная статистика собирает данные о других видах ресурсов ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Проблема состоит в том, что принципы сбора данных о затратах и результатах в сочетании с особенностями деятельности подразделений ГКНПЦ им М.В. Хруничева не позволяют корректно соотнести эти показатели друг с другом. Данные о затратах финансовых ресурсов, которые должно представлять каждое подразделение, относятся к всей деятельности предприятия и не дифференцируются по ее составляющим. Как было показано выше, бюджетные ассигнования составляют 58%, а остальное приходится на внебюджетные средства. Между тем до последнего времени подразделения ГКНПЦ им М.В. Хруничева не представляли данных о том, сколько больных пролечено за бюджетные средства и сколько – за счет внебюджетных источников.
Существующая система финансовой и статистической отчетности не приспособлена для проведения корректного сравнительного анализа затратной эффективности финансирования ГКНПЦ им М.В. Хруничева, не говоря уже о применении более сложных методов экономических оценок: затраты полезность (costutility), затраты выгода (costbenefit).
Данные статистики позволяют судить лишь о степени загруженности мощностей ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Для решения задач оценки эффективности использования финансовых ресурсов вообще и бюджетных ассигнований, в частности, существующая система отчетности и сбора данных о деятельности ГКНПЦ им М.В. Хруничева нуждается в серьезном преобразовании.
При существующем положении дел предметом анализа эффективности бюджетного финансирования ГКНПЦ им М.В. Хруничева может выступать лишь соответствие институциональных характеристик применяемых моделей финансирования и бюджетного процесса общим условиям эффективного использования бюджетных средств.
Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств.
Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов. При перестройке бюджетного финансирования учитывается опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в обществ, производство (так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря бюджетным субсидиям получают возможность для значительного рывка вперед).
Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в т.ч. из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов. |