- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Книжная культура Древней Руси
Код работы: | D093 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Тема: | Книжная культура Древней Руси |
Предмет: | История русской культуры |
Скачать: | doc |
Аннотация: | ФГБОУ ВПО Арктический государственный институт искусств и культуры КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕМУ:
«Книжная культура Древней Руси»
Выполнил: Стручков Ефим студент
2 курса ФФиЭНА ТИНХК-12
Проверила: Дегтярева Виктория Георгиевна
Якутск 2014
План
1.Введение………………………………………………………….3-4
2.Основная часть:
2.1.История зарождения письменности на Руси: современный взгляд……5-8
2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11
2.3.Летопись……………………………………………………………11-13
2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20
3. Заключение…………………………………………………………..21
4. Список использованной литературы……………………………...22
5.Приложения…………………………………………………………23
Введение
Прежде чем делать курсовую работу, я долго думал, какую же тему мне
взять. Я перебрал много тем, но, тем не менее, больше всех мне
понравился тема книжной культуры Древней Руси. Вы спросите у меня
почему? Точно я и сам не знаю. Она понравилась мне подсознательно и,
возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно русским
корнями, которые заложены во всех русских людях. Да и сознательно мне
очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, эта
курсовая поможет (помогла) мне лучше узнать историю моей страны . Никак не находилось времени, чтобы прочитать об этом и вот попался случай
совместить приятное с полезным. Во-вторых, книга сопровождала человека многие столетия ,и мне всегда было интересно, как к этому пришёл человек .
После выбора темы я стал задумываться о её актуальности. На мой взгляд, эта тема очень интересная, и любой человек заинтересуется ею, ведь эта наша история, а любой уважающий себя и своё Отечество человек должен её знать!
Цель моей курсовой - как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.
Хотелось бы как можно больше прочитать материала о книгах того времени и, хотя бы в картинках, посмотреть на них. Это и будет моими задачами на протяжении того времени , пока я буду делать курсовую работу.
Многие исследователи отмечают, что Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом
О влиянии на литературу церкви, войн, политики и сознания общества в целом я хочу подробно рассказать в своей работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ :
2.1.История зарождения письменности на Руси:
современный взгляд.
«Известно, что книжная культура на Руси начинает распространяться с десятого века. Это было связано с принятием христианства при князе Владимире Крестителе, который, как сообщает летопись под 996 годом, «бе бо любя словеса книжная», то есть был он человеком, любившем книжное слово. А в «Повести временных лет» рассказывается о том, как он, князь Владимир Святославич, начал собирать детей нарочитой чади (то есть детей киевской знати) и отдавать их в учение книжное», - так начинает свой рассказ о становлении русской книжной культуры на Руси выдающийся русский ученый Д.Лихачев (3,с.143 ).
«В методологии ХХ века осознана невозможность избавиться от ценностной позиции в историческом познании. Историчность явлений прошлого составляет само существо выводов и оценок историка.» Проблема образованности Древней Руси высказана несколькими авторами XX века. Об образовании в Киевский период пишет В.Я. Струминский. Он разделяет 3 идеологических течения (что нормально было для советских времён) в общественной мысли в Руси: либерально-дворянского,церковно-монархического,буржуазно-демократического.Всего из этих 3х течений он делает выводы о истории книжного дела и образовании в Руси. Немного увлёкшись этим, Струминский своими статьями сделал историю Киевской Руси неинтересной, скучной, казалось, что в этот период ничего не происходило! Голубинский утверждал, что "в домонгольский период мы не знали настоящего образования, что нашим образованием была простая грамотность". Но почему эта «простая грамотность» не рассматривается автором как огромное достижение в образовании народа? И один, и другой автор уходят от объективной оценки исторического развития общества. В первом случае авторы стремятся утвердить большую культурную значимость Церкви, во втором, наоборот, авторы хотят доказать, что роль Церкви не так уж и важна! (1)
Авторы О.Кошелёва и Л.Мошкова высоко оценивают уровень образованности в Киевский период русской истории. «Возникновение и распространение письменности, полагают они, связано не с одним только принятием христианства, но в целом с развитием городской культуры. Бюрократический аппарат, однако, был развит слабо и в связи с этим для государственной службы почти не требовались грамотные люди.»(1) О школах самым первым позаботилось государство, а потом ,как то само собой, это перешло к церкви. Первоначально школы развивались как систематическая школьная подготовка(как в Греции), но потом стало уже семейной традицией. К началу Московского периода школы сошли на нет. Традиция церковного образования укрепилась и вплоть до петровских времён результаты её были высокими: люди стали более образованными(по крайней мере, те, которые заботились о своём образовании ,а также своих детей). «В контексте истории русской Церкви взвешенные оценки образованности, школ и книжного дела в допетровской Руси предлагает А.В.Карташов. Он выделяет три хронотопа в истории русской Церкви – до-монгольский (Киевский) период, Московский период и историю юго-западной митрополии. Карташов в целом принимает точку зрения Голубинского на способ насаждения греческого просвещения при Владимире: на Русь пришла школа, основанная на частной инициативе и предполагающая наличие культурных механизмов, питающих потребность в образовании. Однако он не столь пессимистично оценивает результаты прививки греческой образованности. В народе потребности в образовании не было, на школу и науку смотрели как на злые мытарства. Однако следы введенного Владимиром просвещения заметны на протяжении всего Киевского периода – и это не только свидетельства летописей о заведении училищ, но и несомненно несущие на себе следы правильного систематического образования произведения русских авторов – митр. Иллариона, Кирилла Туровского, "Слово о полку Игореве" .»(1)Несомненно,в русские школы и семьи ещё долго приглашались греческие учителя.Ведь образование,впринципе,было востребовано только в высших слоях общества. Из-за того,что государтво не поддерживало школу,она не была общеобязательной.что отражалось на образовании средних и низших слоёв общества. «Однако киевская образованность носила характер не простой грамотности, а настоящей систематической школьной образованности, правда, эта школа не расцветала, а постепенно угасала.»
Книжная культура Московской Руси уже не имеет следов систематической школы, однако школа элементарной грамотности не исчезала. Будучи граммотным,человек мог читать,а интерес к книгам был на то время высок,очень значились книги Св. Писания. «Так, впервые на всем православном Востоке на Руси появилась полная рукописная Библия (Геннадий Новгородский, 1490), со всем аппаратом Священного Писания.»(1)Критики к книге не было на Руси,это было даже чуждо, «сложился начетнический тип образованности, "буквопоклонническая среда". Редким исключением выглядит Нил Сорский, оказавшийся способным за время пребывания на Афоне освоить высокую и тонкую культуру греческого богословия. Писаний много, но не все из них истинны. Испытав в чтении истинные, их держись, - такое наставление св. Нила, по мнению Карташова, необычно в начетнической среде.»Благодаря Св. Нилу появляется некая иерархия в книжном доверии.Он говорит,что нужно прежде всегодоверять заповедям Господа и другим церковным предписаниям.
Впервые ,потребность в систематической школе испытали в юго-заподной митрополии.Там началась борьба с исповеланиями Запада.Остро стоял вопрос о спасении православия путём прививания его в школах,книгах,науке. Дело это начало не духовенство, а миряне – аристократия и горожане. «Первые братские школы организовались в 16 веке (у кн. Остожского - Остожская, Слуцкая, у кн. Курбского). Носители духовной энергии и идей были беженцы из московской Руси – Андрей Курбский, бывш. Троицкий игумен Артемий, обосновавшийся в Слуцке. Проект Курбского предполагал дать русскому православию науку греческих отцов, для чего эти тексты предполагалось добыть на Востоке и перевести их на церковно-славянский и русский язык, что и было сделано.»(1) Чтобы уметь распознавать выраженные в силлогизмах ереси ,праволавные должны были учиться в латинских университетах.В то же время,в 16 веке начинается и книгопечатание, сначала в Москве (Иван Федоров), потом в Юго-западной митрополии. « В 1580- 81 гг. появляется первая печатная Библия на славянском языке (Остожская Библия), собранная на основе “многих Библий, различных письмен и языков.”»(2,с.168)
В 17 веке открывается первая систематическая школа в Киеве по латинскому образцу, открывая собой новую эпоху русской образованности.
«В ХХ веке в русле методологии историзма просвещение в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего значения для отечественной культуры базируется на идее типа культурного развития России, формирующегося под влиянием Православной Церкви. Осознание характера книжной культуры, учености и организации школьного дела в контексте исторической жизни России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков отечественных школьных традиций имеет не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в них различные компоненты, и, прослеживая их генезис, различить относительную ценность, обусловленную историческими обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью».(1)
2.2.Рукописная книга в Древней Руси.
«Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства.В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые "черты и резы" — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.»-так говорит в своей статье Г.Зобин.(2,с.175)Конечно такое письмо было очень неудобным для перевода сложных церковных текстов. Кириллица появилась после крещения на Руси Из Византии и Дунайской Болгарии пришло громное количество литературы,не существовавшей до этого времени на Руси. Это и жития святых,и библейские книги,и сборники изречений древних мудрецов. В связи с этим в монастырях «велась огромная переводческая работа»(2,с.ё181). Это связано с тем,что «Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции.» (2,с.182)Также, создаются и собственные книги,собственная литература.
Разные источники говорят о заинтересованности народа Руси к книге,особенно у князей,которые ,конечно,были очень образованными людьми.Например ,огромная библиотека была у Ярослава Мудрого,она была очень богата по своему содержанию.
« Древнерусская рукописная книга была плодом труда многих людей разных профессий. В тишине монастырских келий работали книжники — писатели средневековья. Имена некоторых из них дошли до наших дней. Но многие авторы, подарившие нам подлинные шедевры, остались неизвестными.»(2,с.184) Это связано с характером древнерусской литературы, которая, по определению Д. С. Лихачева, "была искусством надындивидуальным".(3,с.142)
Профессия писца была очень важной в те годы,т.к. книги передавались из поколения в поколение,да и вообще распространялись ,путём переписывания.Тогда при монастырях был «штат» писцов и среди них можно проследить иерархию:мастера,потом подмастерья, а последними ,помощниками мастеров и подмастерьев,конечно.были «робята».Работу писца предствить не сложно:на столе,за которым он сидел,лежала книга,на коленях-тетрадь,заканчивая одну тетрадь,он брал другую и так,заканчивая,он скреплял эти несколько тетрадей в книгу.Потом он делал для книги переплёт.Он делался из 2х досок и обтягивался кожей,а нередко дорогими тканями.Также на переплёте книгу украшали различными металлическими украшениями и т.д. В Древней Руси друг друга сменили несколько типов письма:устав,потом ,полуустав и скоропись. Самый древний-устав - существовал в XI-XIII веках. «Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки.»(2,с.23) С XV века начинает распространяться скоропись. Также,на Руси было распространенБыло на Руси распространено и декоративное письмо - вязь, которым обычно писали заголовки. Ему свойственны о декоративное письмо, в котором преобладало обилие украшений.Немалую роль в книгах Руси играли художники,которые с таким высочайшим исусством выписывали заглавные буквы,в которых проглядывались и головы птиц,и человеческие лица.Особенность Древнерусской книги в том,что в ней присутствовала,не разрывно с самим произведением книжная миниатюра и она следовала развитию сюжета. «Так, в "Повести временных лет" они представляют собой неразрывное единство с повествованием, делают его объемнее, заставляют читателя живее воспринимать его. «Язык цвета вносит эмоциональные оттенки в суровый, внешне бесстрастный рассказ летописца. Ярко горит киноварь, изумрудно зеленеет трава, переливаются разноцветные одежды…»»(2,с.98)
Когда на Руси появляется книгопечатание(XVIвек),рукописная книга ещё долго остаётся в русской культуре,вплоть до XVIII века!
Летопись
«Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.»(6)Летописи рассказывали о русской истории,о происхождении славян,о их взаимоотношении с другими народами и т.д..Они играли большую роль в идеологии государтва
«Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования.»(6) Он стремился создать единую картину о происходящем.,но часто учитывались принципы того ,для кого или у кого он писал,но и отображались взгляды самого летописца.К летописям обращались при спорах в государстве и между государствами,поэтому они имели огромное значение. «Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др. Древние летописи XI-XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патр. Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113.»(6)
Киевское летописание в XIIв. Велось Киево-Печерском и Выдубицком монастырях.В XII веке при дворах галицко-волынских князей велось Галицко-Волынское летописание.Ростов ,Суздаль и Переяславль были главными центрами для летописи во Владимиро-Суздальской земле. «Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков.»(6)
После нашествия Батыя на Русь,летопись утеряла былое процветание и возобновилась в XIV-XVв.в. в Пскове , Новгороде, Твери, Ростове, Москве. «В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др.»(6)
Новаторства в летописи отметили в XV веке,когда уже складывается государство с центром в Москве.В летописях было отражено создание сводов,наиолее полно об этом говорит Троицкая летопись,которая,к сожалению, был уничтожена во время войны 1812 годаДля составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. « Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов.»(6) «Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н. Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (к. XV в.).»(6)
Большой летописный свод появился в Москве в конце XV — началу XVI вв. Много официальных записей входило в нынешние летописи,например,одна из таких Воскресенская летопись,также Львовская летопись. « При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”.»(6)В XVI в. летописание развивается в разных городах Руси. «Летописи велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом.»(6)Начинают появляться другие виды повествования,уже не похожие на летопись (“Книга степенная царского родословия” и “История о Казанском царстве”).
В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования.летописи,наиболее известная Сибирская.Иза тобольским боярским сыном «История Сибирская».Как таковая ,летопись в. к произведениям ,слабо похожим на летопись Древней Руси.
2.4.Литература:её особенности и основные темы.
«Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть "древней русской литературой".»-говорит Д.Лихачёв.
Попробуем рассмотреть литературу ,существовавшую на протяжении 700 лет,как единое целое.
Литература Древней Руси уже начинает открываться,хотя это тяжело для учёных, т.к. наша литература очень сложна своим языком и смыслом.
«То, что вот-вот скажет нам сейчас древнерусская литература, не таит эффектов гениальности, ее голос негромок. Авторское начало было приглушено в древнерусской литературе. В ней не было ни Шекспира, ни Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и в основном господствует унисон. Древняя русская литература ближе скорее к фольклору, чем к индивидуализированному отечеству писателей нового времени. Мы восхищаемся народным шитьем, но можем ли мы найти среди безымянных мастериц этого шитья кого-либо, кто мог бы быть уподоблен Джотто или Чимабуэ?»-вот так красноречиво изъясняется в своей книге Лихачёв. (3,с.235)
Хотя личность уже играла огромную роль в это время,очень распространено было «не подписывать» своих имён под написанными произведениями.Это было неотьемлемой частью древнерусской литературы и объяснялось тем,что часто эти произведения дописывались уже другими авторами.Но ,наряду с тм,осталось немало известных имён: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Ермолай-Еразм, протопоп Аввакум и многие другие.
Литература описывает,как принято,быт и нрав,политику и ,вообще ,всё,что было актуально в обществе того или иного времени. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. «Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников — безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, от которых не осталось даже автографов?»(3,с.237)
«Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем его судьбы.»(3,с.239)
Человек пытался и пытается разгадать загадки жизни,символы,числовые соотношения. « Число один свидетельствовало ему о единстве Бога, два — напоминало о двуединой природе Христа, три — о триединстве Бога, четыре — было символом материального мира. Поэтому мир имеет четыре стороны света, он составлен из четырех элементов. Семь воплощало в себе соединение Божественного начала с материальным, представленного человеком. Поэтому все, что касается человека, семирично по своей природе: семь смертных грехов и семь противопоставленных им таинств, семь возрастов, семь планет, управляющих его жизнью, семь дней недели, в которые был сотворен мир, семь тысячелетий мировой истории и т. д.»(3,с.245)Именно письменность помогла человеку достичь этого,поэтому он понимал,что литература лежит в основе «значительности и величия мира».(3,с.261)
Литература была едина.Но единство разрушалось неедиными взглядами на одни и те же вещи:идеология,например.Но оно нарушалось потому,что существовало!
Древнерусская литература была единой темой-смысл жизни и единым сюжетом-мировая история,но это не значит ,что вся литература была посвящена мировой истотии! «Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира.»(3,с.268)
В Древнерусской литературе нет,практически, вымысла,как говорит Д.Лихачёв он «маскируется правдой».Все произведения написаны по событиям,которые на самом деле существовали.Писатели в то время не знают вымышленных персонажей,все действующие лица были историческими личностями( Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский
«Мировая история, изображаемая в литературе, велика и трагична. Годичный круг праздников был повторением священной истории. Каждый день года был связан с памятью тех или иных святых или событий. Человек жил в окружении событий истории. При этом событие прошлого не только вспоминалось, — оно как бы повторялось ежегодно в одно и то же время.»(3,с.273)
« Сочинение, со средневековой точки зрения, — ложь»(3,с.281),русские произведения о истории переводились, прежде всего,с греческого и писались сразу после произошедшего события по словам очевидцев ,по памяти и т.д. Потом эти же события просто обрабатывали,переплетали с другими и т.п.
«Исторических сочинений великое множество. Но одна их особенность изумляет: говоря о событиях истории, древнерусский книжник никогда не забывает о движении истории в ее мировых масштабах. Либо повесть начинается с упоминания о главных мировых событиях (сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и воплощении Христа), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории.
Автор "Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба", прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира, историю Иисуса Христа.»(3,с.287)
В древнерусской литературе можно говорить о эпосе,но это не просто собрание исторических песен и былин,а целая эпоха,последовательно освещающая читателя совершавшимися событиями.
В произведениях Древней Руси нет отдельных сочинений .Они все цепляются друг за друга,тем самым создавая единую картину того или иного времени.
В средневековье существует только один жанр,выходящий за рамки общепринятого,это-притча.Она существует сама по себе имеет библейскоепроисхождение. «Притчи повествуют о "вечном". Вечное же — оборотная сторона единого исторического сюжета древнерусской литературы.»(3,с.289)
Обсуждая ту или иную литературу,мы говорим о героях,о их поступках.о их характерах.Иногда в произведении некоторые поступки героев бывают неожиданнымидля самого автора,складывается мнение,что сам герой «подсказал» автору о таком повороте.
Но в литературе Древней Руси для автора нет таких поворотов,каждый герой имеет свой характер и он должен соблюдать именно это поведение по «законам поведения того разряда героев,к которому он принадлежит»(3,с.301)
Можно заметить повторение поведений ,поступков,событий в разных произведениях.Но ни в коем случае это нельзя прировнять к бедности воображения авторов, «это литературный и фольклорный этикет».(3,с.303)
Этикетные особенности Древней Руси складываются в эмблемы,которые заменяют длительное описание каких-либо событий.
« Итак, литература образует некоторое структурное единство — такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос.»(3,с.305)
Люди в Древней Руси говорили о том,какое великое и очень доброе,светлое влияние оказывала книга.Они восхищались ею,говоря ,что она учит людей добру,святости.
Литература для людей того времени была святостью,нередко было ощущение,что читатель ,изучая книгу,будто молится.В любой литературе был оттенок благовеяния,будь то церковные учения или светские книги.Но порой использовалось для изложения и ирония,глумление. « Яркий представитель этого противоположного начала в литературе — Даниил Заточник, перенесший в свое "Моление" приемы скоморошьего балагурства.»(3,с.312)
В Древней Руси есть 2 начала литературы:во-первых,это что-то возвышенное,во-вторых,это обыденные темы.Мжду этими начаами можно почувствовать контраст в речи,который коренным образом отличается друг от друга.
В произведениях всегда затронуты темы добра и зла,где добро побеждает,верности своей стране и своим убеждениям,а также помощь близким. «Именно это — наиболее действенное нравственное начало в древнерусской литературе.»(3,с.322)
«С. Орлов обратил внимание на приписки на полях псковских рукописей, где авторы их проявляют свою заботу о других, жалуются на мелкие тяготы жизни, шутят с читателем. И. П. Еремин "открыл" в "Житии Бориса и Глеба" место, которое благодаря ему стало уже "знаменитым": юноша Глеб по-детски просит убийц не убивать его: «Не деите мене, братия моя милая и драгая! Не деите мене... »».И т. д. (3,с.338)
Достоинств у древнерусской литературы очень много,но главное-то светлое нравственное начало,из которого черпали и должны черпать многие поколения.Именно это делает нашу литературу уникальной и ценной.
Литература ,конечно же не неподвижна,но пока она выглядит именно в её идеальном состоянии,попробую показать её развитие,ведь оно совсем не похоже на развитие современной литературы.
Итак,характер развития очень хаотичен,т.к. национальные границы литературы нельзя определить точно.Много книг написана на общепонятном славянском языке.Развитие литературы замедливалось,т.к. на огромной территории обмен происходил не очень быстро.
Литература не могла сомкнуться на идеях только своего княжества,только идеях одного княжества,но т.к. связи между границами были совсем слабы,литература приводила к противоречиям той эпохи
«Рукописи дарились и переходили не только за пределы княжеств, но и за пределы страны, — их перевозили из Болгарии на Русь, из Руси в Сербию и пр.. Переходили из княжества в княжество и книжники.»(3,с.347)
Наша литература,которая в течении многих веков объединяла многие славянские страны и тем самым впитывала тот или иной диалект,но тут же освобождалась от него, « благодаря интенсивному общению славянских стран».(3,с.351)
По типу наша литература была европейской ,т.к. происхождение её тянется именно оттуда.
Литература развивается за счёт нечёткости жанров,а это определялось нечёткостью границ,она приобретает черты младенчества,что делает её хорошо воспринемаемой «.Процесс развития идет не путем прямого дробления этого зыбкого целого, а путем его роста и детализации.»(4,с.87)
«Литература все более и более отступает от своего первоначального единства и младенческой неоформленности. Она дробится по формирующимся национальностям, дробится по темам, по жанрам, все теснее смыкается с местной действительностью. Берега действительности питают течение литературы своими почвенными отложениями.»(4,с.90)
Своего нового описания требуют новые события,уже возникает потребность в новых жанрах,например,публицистики.
«В XV веке появляется еще один новый жанр — политическая легенда (в частности, "Сказание о Вавилоне-граде"). Жанр политической легенды особенно сильно развивается на рубеже XV и XVI веков. ("Сказание о князьях владимирских") и в начале XVI века (теория Москвы — Третьего Рима псковского старца Филофея). В XV веке на основе житийного жанра появляется и имеет важное историко-литературное значение историко-бытовая повесть ( "Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе" и мн. др.). "Повесть о Дракуле" (конец XV в.) — это также новое в жанровом отношении произведение.»(4,с.104)
События XVII века дают начало всё новым и новым жанрам.Это и произведения с политическим уклоном,и произведения,которые описывают собственную точку зрения автора.
Таким образом ,история требует новых жанров в древнерусской литературе ,и они очень скоро возрастают ,приобретая огромный спектр разнообразия .В XVIII веке пришлось их разграничить и стабилизировать.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что мне очень понравилось работать над темой «Книжная культура Древней Руси», я для себя узнал очень много новых и интересных фактов. Мне стало интересно посмотреть взгляды разных учёных на то, как развивалась литература.
Разные национальности, огромная территория нашей страны и нечёткие границы сложили такую великую и очень разнообразную литературу .
Думаю, что цели и задачи ,поставленные перед собой в начале работы я выполнил: мне пришлось найти много литературы по этой теме и прочитать её. А также в иллюстрациях посмотреть на древние книги(см.прил.1,2).
Мне кажется, книга всегда будет необходима и интересна людям. Ведь на протяжении стольких веков человечество восхищалось книгой, считало её эталоном для подражания. И сейчас, в наше время, когда ,казалось бы, уже очень редко детей, да и многих взрослых увидишь в библиотеке, когда большую популярность приобрёл интернет, мы всё равно пользуемся книгами, только в электронном виде. Поэтому жизнь книги вечна!
Список использованной литературы.
1. Захарченко М.В. «История школ и книжного дела в Древней Руси»-научная статья(http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38258.php)
2.Зобин Г. «Рукописная книга в Древней Руси»- : Календарь "Круг чтения" 1990. М.: "Политиздат", 1989. С. 97.
3. Лихачёв Д.С. «Русская культура» - М.: Искусство, 2000.
4.Сапунов Б.В. «Книга в Росии в XI-XIII в.в.»-М.:Наука,1978.
5. Шахматов А.А. « Разыскания о древнейших русских летописных сводах»–Спб.:1908 г.
6. http://www.hrono.info/dokum/1000dok/letopisi.php (М.Н. Тихомиров)
Приложения
Приложение1
Патерик Печерский.Киев ,типография Печрской
лавры.
Приложение2
Старообрядческий сборник 18 века.
|
Похожие работы:
Узнать цену | Каталог работ |