Аннотация: |
Введение
НДС - один из основных источников пополнения госбюджета. С одной стороны, он очень удобен для взимания, так как изначально включается в стоимость товара. С другой - часть НДС, согласно действующему законодательству, впоследствии возвращается налогоплательщику (например, торговой организации должны вернуть тот НДС, который она уплатила при приобретении товара у поставщика). Экспортеры же имеют право на возврат уплаченного ими НДС в полном размере. Именно поэтому махинации с НДС, нацеленные на возврат этого налога из бюджета, так популярны в России, да и в Европе тоже.
Для преодоления этих и иных недостатков НДС в литературе выдвигаются различные предложения. В частности, предлагается заменить НДС новым налогом с продаж, являющимся более простым в администрировании. В качестве альтернативного предложения Правительством Российской Федерации был подготовлен законопроект о введении НДС-счетов.
Кроме того, предлагается введение специальной регистрации плательщиков НДС, в соответствии с которой платить этот налог могут только те фирмы, которые удовлетворяют определенным требованиям. В частности, такие фирмы должны вести деятельность определенное время и иметь достаточно большие обороты по реализации товаров и услуг. В то же время Минфином России не определено пороговое значение по объему оборотов для налогоплательщиков.
Появились предложения о том, чтобы ввести систему НДС-платежей, для чего предполагается модифицировать платежные поручения и перевести суммы НДС из вспомогательного поля в основное. По мнению Минфина России, суммы НДС, проходящие по счетам, в этом случае станут более прозрачными, в том числе и для налоговых органов. Например, если разница между суммой, полученной от покупателя, и суммой, уплаченной поставщиком, а также суммой, перечисленной в бюджет, будет существенной, то это может стать основанием для проведения выездной налоговой проверки фирмы.
Разрабатывается система контроля ввоза и вывоза товаров за пределы Российской Федерации, которая позволит налоговым органам оперативно получать информацию от таможенных органов об экспортируемых товарах.
Несмотря на значительную степень изученности налога на добавленную стоимость в экономической и правовой науке, вопросы влияния НДС на финансовое состояние коммерческой организации практически не исследованы. При теоретической изученности экономической природы НДС, системные методологические исследования, предметом которых стала бы оценка влияния НДС на налоговую нагрузку организации и на ее финансовое положение, отсутствуют. В свете изложенного очевидна актуальность избранной проблематики, ее теоретическая и практическая значимость.
Целью преддипломной практики является изучение порядка применения НДС.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Экономическая и правовая природа налога на добавленную стоимость в РФ определяется тем, что указанный налог является косвенным. К косвенным налогам следует относить те налоги, которые через расходы косвенно влияют на доход конечного потребителя.
Можно выделить следующие причины появления и распространения НДС: расширение налогооблагаемой базы, включение услуг в объект налогообложения; устранение каскадного эффекта; нейтральность НДС по отношению к организации производства и конкурентной среде; встроенный механизм избежания двойного налогообложения; самоадминистрирование НДС.
Налог на добавленную стоимость в РФ базируется на следующих принципах:
1) налог в итоге уплачивается за счет средств конечного покупателя, приобретающего товары, работы и услуги для целей потребления на территории Российской Федерации;
2) организации и предприниматели, реализующие товары, работы, услуги или передающие имущественные права, перечисляют в бюджет налог в части, соответствующей увеличению ими стоимости товара ("добавленной стоимости");
3) по соображениям юридической логики, экономической целесообразности, стимулирования социально полезной деятельности, необходимости защиты экономически более слабых налогоплательщиков предоставляются разнообразные налоговые освобождения и преимущества;
4) достигается справедливый баланс между публичным интересом, заключающимся в обеспечении своевременной и полной уплаты налога, пресечении уклонения от уплаты налога и иных злоупотреблений, и интересами добросовестных налогоплательщиков;
5) в целях защиты российских экспортеров и импортеров, стабилизации международного оборота товаров, работ и услуг осуществляется гармонизация правового регулирования в сфере НДС разных государств.
Экономическая суть НДС заключается в том, что на каждой стадии движения товара (работ, услуг) плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара (работ, услуг) налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном счете вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком).
В основе экономической природы НДС как налога на потребление заложен механизм налогообложения добавленной стоимости, который функционирует только при выполнении следующих условий: налог перечисляется между плательщиками сверх цены; плательщик, заплативший за товар цену, формирует "НДС уплаченный" и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует "НДС полученный" и уплатит его в бюджет.
|