Аннотация: |
Введение
Актуальность исследования. Одной из ключевых проблем современного этапа развития экономики РФ является инвестиционная привлекательность. Без активизации усилий и целенаправленных действий в этом направлении всех субъектов рынка надеяться на устойчивое развитие, преодоление возникающих кризисных явлений и диспропорций в структуре общественного производства не приходится. Это предполагает необходимость совершенствования норма-тивно-законодательной базы осуществления инвестиционной деятельности в стране, научно-методического обоснования стратегии и тактики инвестицион-ной деятельности, адаптации предприятий к изменяющимся условиям на рын-ке.
Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют со-временные экономические системы превращаться во все более сложные меха-низмы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые мето-ды, соответствующие сложности внутренней и внешней сред, повышаются тре-бования к гибкости управления. Практика показывает, что значительная часть неудач может быть связана с отсутствием адекватных требований времени и методов управления, а также с некомпетентностью самих управляющих струк-тур. Поэтому обеспечение инвестиционной привлекательности экономических систем следует признать одной из важнейших составляющих процесса общехо-зяйственного управления, а разработку методов и механизмов оценки инвести-ционной привлекательности – одним из приоритетных направлений исследова-ний в области организации и управления хозяйственными образованиями про-мышленности.
Следует констатировать, что многие важные вопросы оценки инвестици-онной привлекательности являются мало изученными экономической наукой. К ним в первую очередь следует отнести, например, проблему оценки инвестици-онной привлекательности хозяйствующего субъекта, не решив которую невоз-можно добиться существенного роста инвестиций. Причем эту проблему нельзя рассматривать изолированно для отдельно взятого предприятия, а лишь в кон-тексте инвестиционной привлекательности страны в целом, конкретной отрас-ли, определенного региона.
Исследованию методологических аспектов проблем инвестирования по-священы труды классиков экономической теории: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Д. Миля, П. Самуэльсона, А. Маршалла, М. Фридмена, Ф. Хайека, И. Шумпетера, С. Брю, Дж. Делана, К. Кэмпбелла, К. Макконнелла, Г. Мэнкью, С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи и др. Существенную роль в определении инвестиционной привлекательности на государственном и региональном уров-нях сыграли отечественные и зарубежные экономисты, такие, как Гран-берг А.Г., Львов С., Маслов Д.В., Перекрестова Л.В., Акинин П.В., Афанасьев М., Кныш М., Хитер Кен, Есина А.П., Донцов С., Девяткин С.В., Шарп В., Дамода-ран А., Фатхутдинов Р.А., Буров М.П., Бочаров В.В., Бирман Т.
Возрастающий интерес к указанным проблемам, особая практическая значимость их разрешения определили выбор темы, цель и задачи дипломного исследования, его структуру и основные направления исследования.
Целью производственной практики является исследование финансовой и инвестиционной привлекательности российских предприятий и разработка пу-тей улучшения финансовой состоятельности предприятия с целью повышения инвестиционной привлекательности.
Объектом исследования является российское предприятие как субъекта предпринимательской деятельности (на примере ООО «Динамика»).
Предмет производственной практики – инвестиционная привлекатель-ность как экономическая система.
Теоретическая база исследования. В работе использовались научные тру-ды отечественных и зарубежных ученых по проблемам инвестиционного ме-неджмента, законодательные и нормативные акты РФ, финансовая отчетность исследуемых предприятий, материалы статистических органов и периодиче-ской печати, правительственные программы.
Информационная база. Исследованию методологических аспектов про-блемы инвестиционной привлекательности классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, К. Маркса, Д.Милля, П. Самуэльсона, А. Маршалла, M. Фридмена, Ф.Хайека, И. Шумпетера, С. Брю, Дж. Делана, К. Кэмпбелла, К. Макконнелла, Г. Мэнкью, С. Фишера, P. Дорнбуша, P. Шмалензи и других ученых-экономистов.
В числе наиболее крупных современных специалистов по теории и прак-тике инвестирования следует назвать таких зарубежных ученых: У.Ф. Шарпа, Г. Александера, Дж. Хорна, Дж. Бейли, Ю.Блеха, У. Гетце, Л.Дж. Гитмана, М.Д.Джонка, а также отечественных ученых-экономистов: А.И. Добрынина, В.В. Бузырева, Г.П. Журавлеву, И.А. Бланка, A.M. Немчина, В.В. Томилова, В.Г. Золотогорова, В.Д. Миловидова, И.Т. Балабанова, В.В. Бочарова и других.
Заключение
Таким образом, по результатам производственной практики можно сде-лать следующие выводы.
Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периоди-чески наступает момент, когда руководство компании понимает, что даль-нейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инве-стиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.
Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамот-ном управлении должен являться рост стоимости компании и других показа-телей ее деятельности.
Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственни-ков компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой и будут также рассмот-рены в данной работе.
Как было показано в работе, существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в ак-ционерный капитал, предоставление заемных средств.
Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:
• инвестиции финансовых инвесторов;
• стратегическое инвестирование.
Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобрете-ние внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как пра-вило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основ-ном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица).
Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса).
В связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целе-сообразно для развития предприятия: модернизации или расширения произ-водства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти стоимость компании и, соответственно, вложен-ный инвестором капитал.
Стратегическое инвестирование представляет собой приобретение ин-вестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или по-стоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.
В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предпри-ятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.
Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигаци-онные займы, лизинговые схемы. (Лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг бли-зок к банковским кредитам.) Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллио-нов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной це-лью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капи-тал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интере-сует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности ис-полнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.
Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кре-диторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в полу-чении дохода от роста стоимости компании.
Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уров-нем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соот-ветствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъяв-ляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основ-ным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение спо-собности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и вы-плате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтвержде-ние способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.
С целью оценки инвестиционной привлекательности предприятия рас-смотрен инвестиционный проект «Модернизация производства», который осуществляется на предприятии ООО «Динамика».
Для структурирования и оптимизации запасов было рекомендовано ис-пользовать шкалу оценки конкурентоспособности поставщиков сырья. Такой подход позволит предприятию снизить уровень запасов на складе и умень-шить затраты связанные с изменениями поставщиков в части расходов на контроль качества исходно сырья, расходов на брак продукции, затрат свя-занных с возвратом некондиционного сырья и т.д.
Для повышения инвестиционной привлекательности ООО «Динамика» должно принимать меры направленные на оптимизацию уровня запасов и дебиторской задолженности, либо стимулировать сбыт своей продукции, чтобы темпы продаж были выше темпов увеличения запасов и кредиторской задолженности. |