Аннотация: |
Введение
Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
В условиях жесткой конкуренции, руководители компаний задумываются о завтрашнем дне. Какими финансами будет располагать их организация в определенный период времени? Как оптимальнее использовать ресурсы? Как спланировать и распределить прибыль? Как сократить издержки? Эти и другие вопросы, связанные с управлением финансами компании решаются постановкой и автоматизацией системы бюджетного управления.
Для того, чтобы построить на предприятии систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным инструментом поддержки построенной системы управления финансами компании. Основная задача автоматизации - освободить время менеджеров от рутинных операций, предоставляя отчетную информацию в удобной для принятия решения форме.
Первым шагом в нелегком пути построения системы бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования. Для этих целей разработана специальная программа обучения.
Финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.
Актуальность темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. В условиях усложнения хозяйственных связей, острой конкурентной борьбы и повышения важности стратегических решений процессы предвидения положения предприятия в будущем, разработки целей, стратегий, сценариев в их реализации выдвигаются на одно из первых мест в системе управления предприятием. В настоящее время российский бизнес очень стремительно развивается, а для эффективного управления развивающегося бизнеса необходимо использовать современные технологии управления, одним из которых является - бюджетирование.
Создание системы бюджетирования – довольно сложный процесс. Для того чтобы достичь определенного уровня качества, нередко приходится прибегать к дорогостоящим услугам консалтинговых фирм. Есть второй, более дешевый способ – внедрить систему бюджетирования самостоятельно. Результат в данном случае зависит от квалификации и профессионализма работников предприятия. К сожалению, лишь, лишь немногим предприятиям удается завершить создание системы бюджетироваия. Данная система в своем завершенном виде требует от предприятия немалых дополнительных затрат, так как в этом процессе задействуется все предприятие: от небольшого цеха, отдела, подразделения до высшего руководства.
В условиях рынка именно бюджетирование является основой планирования и управленческого учета. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценить последствия текущего положения дел и реализуемой стратегии для финансового состояния предприятия. Следовательно, бюджетирование становится связующим звеном между стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством, и оперативным управлением, реализуемым на нижнем уровне.
Цель преддипломной практики – охарактеризовать роль бюджетирования в системе управления финансами.
Задачи исследования:
• Охарактеризовать бюджетирование как современную систему управления финансами
• Проанализировать практику управления финансами на основе бюджетирования
• Разработать методы совершенствования управления финансами на основе бюджетирования.
Действующая система бюджетирования на предприятии выявила следующие негативные моменты.
В ОАО «СФЕРА» отсутствует специализированная программа автоматизации процесса бюджетирования, формы результирующих бюджетов, как правило, ведутся в электронной таблице MS Excel. Тогда как фактические данные находятся, в основном, в бухгалтерском контуре «1С:Бухгалтерия», а данные оперативного учета могут быть даже в третьей программе. При этом возникают двойной ввод данных (сначала в «1С:Бухгалтерию» бухгалтером, а затем экономистом из 1С в Excel).
В ОАО «СФЕРА» не проведена достаточная «методическая» и «психологическая» подготовка руководителей финансовых служб предприятия: отсутствует ясное видение предназначения системы бюджетирования.
Потенциальные пользователи системы не вовлечены в процесс ее создания, не уделяется должного внимания обучению пользователей работе в системе.
На предприятии игнорируется необходимость разработки регламентирующих и нормативно-справочных документов
На ОАО «СФЕРА» отсутствует разделение на центры ответственности, прибыли, затрат, инвестиций. Работа отделов, отвечающих за систему бюджетирования, разрознена, дублируется. Существуют разногласия между экономическим отделом и бухгалтерией, что отражается на эффективности работы предприятия.
Заключение
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). Приступая к планированию, руководители начинают более четко представлять свои цели, корректировать бюджет. Точность планирования при этом повышается.
Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию: составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности; вовремя обнаружить наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа; при помощи финансовых моделей быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана и принять эффективное управленческое решение; скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели; повысить управляемость предприятия за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.
Система бюджетов позволяет получать полную информацию о необходимых финансовых и материальных ресурсах, предсказать периоды с их дефицитом и принять соответствующие меры (сдвиг платежей по времени на более поздние сроки, взятие кредитов, увеличение объема продаж и т.д.). Планирование поможет избежать банкротства.
В ходе составления бюджета согласуется деятельность различных подразделений предприятия. Каждый руководитель четко понимает свой вклад и ответственность при формировании бюджета. На практике возможны ситуации, когда планы подразделений в совокупности не дают реализуемого плана. В связи с этим одной из важных функций бюджетирования является разрешение противоречий между подразделениями на основе, выгодной для предприятия в целом. Качественно составленный бюджет обеспечивает координацию различных направлений деятельности предприятия и согласованность работы всей его подразделений.
Данная работа имела целью доказать необходимость бюджетирования деятельности любой организации, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот.
Проведя анализ финансовой деятельности ОАО «СФЕРА» можно сказать, что на начальный – базисный период, финансовое состояние нестабильное. Так, с отрицательной стороны предприятие характеризовало не соответствующая норме структура баланса с точки зрения платежеспособности (один из показателей, коэффициент текущей ликвидности, не уложился в норму); неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств; ниже нормального значение коэффициент текущей (общей) ликвидности; коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности ниже нормального значение.
Анализ эффективности действующей системы бюджетирования на ОАО «СФЕРА» на 2011 г. выявил следующие результаты. Наблюдается положительная динамика изменения собственного капитала относительно общего изменения активов (сальдо баланса) организации; коэффициент маневренности собственного капитала имеет оптимальное значение (0,53); коэффициент обеспеченности материальных запасов соответствует норме; в планируемом периоде организация получит прибыль от продаж (269317 тыс. руб.), причем наблюдается положительная динамика по сравнению с прошлым периодом (+125992 тыс. руб.). Чистая прибыль составит 204681 тыс. руб. (+116463 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.). Наблюдается положительная динамика прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации (+7,1 коп. к 7,5 коп. с рубля затрат за аналогичный период 2010 г.).
Тем не менее, в планируемом периоде остается нерешенной основная проблема деятельности предприятия - недостаток собственных оборотных средств и денежных активов.
Отсутствие необходимой для управленческого учета аналитичности в бухгалтерской учете ведут к долгому сбору фактических данных (порой, когда экономисты заканчивают сбор от бухгалтеров и «заколачивание» данных в формы бюджетов с задержкой в 1-1,5 месяца, данные становятся неактуальными для принятия управленческих решений).
В целях повышения эффективности бюджетирования на предприятии предлагается ввести следующие изменения.
1. Внедрить на ОАО «Сфера» специализированную программу бюджетирования.
2. Внедрить на ОАО «Сфера» центры ответственности, прибыли, затрат, инвестиций
3. Обеспечить обучение персонала технологии и методике бюджетирования на предприятии.
4. Разработать документы: положения и регламенты функционирования системы бюджетного управления и управленческого учета.
5. Внедрить автоматизированное управление системы бюджетирования на предприятии с применение новейших технологий. Обеспечить настройку программы под специфику системы бюджетирования предприятия согласно разработанным нормативно-регламентным документам.
6. Реорганизовать существующую финансовую структуру предприятия
7. Ввести критерии оценки работы:
8. Ввести должность финансового контролера. |