- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Жизнь и педагогическое наследие К
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009213 |
Тема: | Жизнь и педагогическое наследие К |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Факультет психологии и педагогики? ? 44.03.02 «?Психолого-педагогическое образование» КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Жизнь и педагогическое наследие К.Д.Ушинского» Выполнила: студентка 2 курса Ишмуратова Алина Идуартовна Очной формы обучения Направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Научный руководитель: Санкт-Петербург 2013 Челябинск 2017 Тема: Жизнь и педагогическое наследие К.Д. Ушинского. План. Введение. Глава I. Жизненный путь К.Д. Ушинского. 1.1. Начало жизненного пути и становление педагогических взглядов К.Д. Ушинского в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. 1.2. Преобразования образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога. Глава II. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. 2.1. Педагогические принципы, взгляды на образование и воспитание личности. 2.2. Реализация идей К.Д. Ушинского в современном образовании. Заключение. Список литературы. Литература Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. - 1960 ВСТУПЛЕНИЕ В конце 50-х годов в России, как бы случайно, неожиданно открыли целую область. Область эта — педагогическая. Виновником такого открытия был Константин Дмитриевич Ушинский. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского, несмотря на его широкое распространение и большую популярность в нашей, ещё слишком мало подвергалось настоящему исследовательскому анализу и изучению, между тем как его значение в истории русской педагогике и русской школы не только дореволюционной, но и советской исключительно велико. К. Д. Ушинским было написано множество дельных статей, помещенных им в разных периодических изданиях. Он заставил всю русскую печать обратить серьезное внимание на положение родного нашего учебно-воспитательного дела. В обществе проснулся наконец хоть некоторый интерес к нему, — и в этом страшно застоявшемся деле проявилась живая струя. Так произошло открытие неведомой раньше у нас педагогической области. Открыв ее, К. Д. Ушинский около 15 лет руководил и самою разработкой этой области. Прошло уже более двадцати лет со времени смерти Ушинского. За это время произошли довольно существенные изменения. Вместо цельного, мощного потока, — как можно назвать педагогическое движение в России, пока жил Ушинский и в первые годы после его смерти, — мы видим множество мелких русл, не всегда даже согласующихся в своем направлении с основным потоком. Но в общем движение не прекращается и меняется до сих пор. Исходя из вышесказанного, следует отметить, объектом данной работы является педагогическое наследие К.Д. Ушинского, предмет работы - выявление реализации ведущих идей великого. Цель данной работы состоит в изучении творческого пути и педагогических принципов Ушинского. Достижение поставленной цели реализуется на основе следующих задач: · Изучить педагогические принципы К.Д. Ушинского, проследив связь его исканий с биографическими моментами его жизни; · Изучить источники и литературу, освещающие творческий путь и ведущие идеи в области образования и воспитания К.Д. Ушинского; · Проанализировать использование образовательных и воспитательных методов и принципов. Глава 1. Жизненный путь К.Д. Ушинского 1.1 Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. в Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский, был образованным для своего времени человеком, участником Отечественной войны 1812 года, отличившимся в Бородинском сражении. После выхода в отставку в начале 20-х годов Дмитрий Григорьевич служил чиновником в различных гражданских ведомствах Тулы, Полтавы, Петербурга, Вологды, Новгорода-Северского. Дом Ушинских представлял из себя –обширный двор, службы и фруктовый сад, окружённый тенистыми липами и дубами. Однако на некоторых сохранившихся фотографиях дом Ушинских выглядел гораздо скромней. В доме часто бывали гости, сослуживцы отца. Мальчиком любил Ушинский слушать рассказы отца о событиях двенадцатого года, о сражениях русских войск и партизан против Наполеона, о Москве. Воспитанием и обучением будущего педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла рано, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. К. Д. Ушинский сохранил о матери трогательные воспоминания. Благодаря матери в доме Ушинских царила атмосфера «уюта и теплоты родного семейного гнезда». Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его интерес к новым открытиям. В семье мальчик полупил такое обучение, что в одиннадцать лет смог поступить сразу в третий класс гимназии (третий класс гимназии равнялся примерно шестому классу современной школы). Гимназия была верстах в четырех от дома. К.Д.Ушинского привлекала вся красота природы и внешний вид его гимназии. Позже в своих воспоминаниях он описывает обстановку в Новгород-Северском заведении: «Длинное, низенькое, ветхое, почерневшее здание со своей скверной, украшенной флюгером, будочкой наверху, в которой качался неугомонный колокольчик, походило, по мнению окрестных помещиков, более на паровую винокурню, чем на храм науки: окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали, расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную краску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! Портреты учителей, бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, еще не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплевывался, прежде чем начинал свой урок». Одним из любимых предметов Ушинского-гимназиста была история. Ландшафты родного края очаровывали его. При длительных прогулках он ощущал активное общение с природой, питающие его чувства и мысли, развивающие способности наблюдения над окружающими. Он много и увлеченно читал. Большую часть времени посвящал самостоятельным занятиям. Для того чтобы расширить круг чтения, сделать для себя доступными книги не только на родном языке, он самостоятельно учил немецкий язык и преуспел в нем настолько, что мог читать произведения Фридриха Шиллера в подлиннике. В 30-е годы XIX в. обучение в гимназии было доступным лишь немногим. В эти средние общеобразовательные учебные заведения могли поступать только дети дворян и богатых промышленников и купцов. В гимназиях процветало преклонение перед знатностью и богатством, лесть и угодничество, пренебрежение к учителям и учению вообще. На учение смотрели как на тяжкую повинность, без которой нельзя обойтись: аттестат об окончании гимназии нужен был юношам для будущей служебной карьеры. Новгород-Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства современных ей школ. В ней царил дух демократизма и товарищества, уважения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что определялось преподавательским составом гимназии. Это отличие Новгород-Северской гимназии отмечал и К. Д. Ушинский, когда ему позднее довелось познакомиться со многими другими школами России, а также школами европейских стран. «Случалось мне видеть и такие заведения, – писал он, – где ...презрение к науке было предметом хвастовства для воспитанников, и такие, где пятнадцатилетний мальчик уже видит за учебником истории или географии класс, чин, место и рассчитывает свое прилежание по выгодам будущей службы; и такие, где мальчики, еще плохо читающие по-русски, уже с математической точностью... считаются чинами и породою своих батюшек, дядюшек и тетушек, и где один воспитанник подает другому руку после глубоких соображений». К. Д. Ушинский не раз мысленно обращался к годам обучения в гимназии, которые бережно хранила его память. После окончания гимназии К.Д. Ушинский и двое других выпускников Новгород-Северской гимназии отправились на извозчике в Москву, в университетКак только приехали, Ушинский сразу же захотел осмотреть город. Долго ходил по самым многолюдным улицам Москвы, полный впечатлений. Больше всего его воображение поразил Московский Кремль. Костя Ушинский восторгался великолепием кремлевских дворцов и храмов. Он исписал целую тетрадку, занося в нее подробные сведения об истории построек Кремля, о связанных с ними важных событиях. Утром следующего дня в университете он подавал написанное четким почерком «Прошение». Оно и теперь хранится в архиве Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Его превосходительству, господину ректору Императорского Московского университета, окончившего курс учения в Новгород-Северской гимназии Константина Ушинского Прошение Окончив курс наук в Новгород-Северской гимназии, желаю для продолжения их поступить в Императорский Московский университет на юридический факультет, а потому прошу Ваше благородие допустить меня к испытанию, принять в число студентов. Так К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который в то время, подавал тон всей умственной жизни русского общества. Однако годы университетского учения Ушинского проходили в условиях бюрократического-крепостнического режима правительства Николая I, которое устанавливало строгий контроль над деятельностью университетов и не давало возможности распространения своевольного студенческого духа. Любимыми профессорами Ушинского были Т.Н. Грановский - преподаватель истории средних веков и П.Г. Редкин - профессор правоведения. Легкость и быстрота усвоения знаний, огромное трудолюбие, усидчивость и принципиальность позволили Ушинскому окончить университет с отличием. Два года, которые он после университета пробыл в Москве, готовясь к магистерскому экзамену, были периодом напряженных социальных и научных исканий. Однако проявить себя в роли историка ему не удалось, так как в августе 1846 г. Константин Дмитриевич был назначен в Ярославский Демидовский лицей, где и началась официально его педагогическая деятельность. В качестве профессора камеральных наук Ушинский преподавал в Ярославском лицее всего три года (до сентября 1849), так как с первых шагов деятельность молодого профессора, пытавшегося реформировать устаревший курс лицейского преподавания, вызвала резкое недовольство реакционной профессуры. Ушинского обвиняли в «самовольном» изменение учебных программ. Ушинский опубликовал свой первый научный труд «О камеральном образовании», в котором были поставлены крупные методологические проблемы. В нем он резко критиковал систему преподавания наук в высших системных учреждениях, выдвигал идею создания государства без произвола и насилия, приводил принцип поступательного развития общества. Вследствие своего реформаторского духа, способности мыслить по-новому и желании совершенствовать систему образования, Ушинского уволили из лицея, и он долгое время не мог найти места учители ни в одном учебном заведении. Константин Дмитриевич вынужден был поступить на службу мелким чиновником в один из департаментов Министерства внутренних дел. Через четыре года он был уволен и с этой должности. Департаментская служба, дававшая всего 400 рублей в год, не могла обеспечить Ушинского, тем более что в это время он был уже женат (на Надежде Семеновне, урожденной Дорошенко, дочери малороссийского помещика). Пришлось искать другие занятия, которые не были необременительными для департаментской службы. Увлекаясь философией и землеведением, Ушинский занялся также и изучением английского языка. Это облегчило ему доступ к журнальной работе в самых разнообразных ее видах — в качестве критика, компилятора, переводчика и прочее. Лишь в ноябре 1854 г. Ушинский по предложению директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова получил назначение в этот институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов. Через полгода он стал в институте инспектором классов. Гатчинский институт представлял собой большое закрытое среднее профессионально-юридическое учебное заведение, готовившее своих воспитанников (свыше 600 человек) к занятию различных должностей в многочисленных департаментах и министерствах. В Гатчинском институте, вместе с прочным материальным обеспечением и почетным положением, Ушинский нашел обширное школьное дело, совершенно своеобразно поставленное, т.е. целую систему школ, начиная с начальных, для маленьких детей, только что принимающихся за грамоту, и кончая высшими классами, с курсом законоведения. Это громадное живое дело не могло не увлечь деятельную, отзывчивую натуру Ушинского, с энтузиазмом принявшегося за изучение педагогической литературы с самых ее корней. В институте Ушинский написал свои первые педагогические статьи - «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», которые были опубликованы на страницах «Журнала для воспитания» за 1857 и 1859 гг. Таким образом, сочетание теории и практики в педагогической отрасли выдвинули в это время яркого педагога в лице К.Д. Ушинского. Именно в Гатчине Константин Дмитриевич стал педагогом. Именно в этот период выделяются такая его гражданская позиция, как защита принципов личной человеческой свободы, человеческого достоинства, свободы слова, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека, кто бы он ни был. 1.2 Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога В феврале 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц и Александровское училище. К.Д.Ушинский за три года успел сделать лучшим женским учебным заведением в России. За короткий срок при огромном сопротивлении Ушинский произвел решительные преобразования этого учебного заведения. Е.Н. Водовозова, бывшая воспитанница института, писала в своих мемуарах: «Ушинский явился первым светлым лучом в царстве институтского мрака, пошлости, невежества и застоя». За время своей работы он уменьшил срок пребывания воспитанниц в институте с 9 до 7 лет, уравнял объем знаний в «благородном» и «неблагородном» отделении, ввел отпуска для воспитанниц на каникулы и праздники к родителям. Кроме того, Ушинский вместе с преподавателями-единомышленниками решительно изменил содержание образования и методы обучения, введя, в частности, преподавание естествознания и физики, усиливая преподавание родного языка за счет иностранных. Сверх основных семи классов Ушинским был введен двухлетний педагогический класс. Данная программа была рассчитана на то, чтобы на первом году обучения воспитанницы наряду с общеобразовательными предметами изучали педагогику и методику, посвящая второй год педагогической практике. В Смольном институте, Ушинский постепенно раскрывал свой реформаторский характер и педагогический талант. Он также активно сотрудничал в различных журналах, а с 1960 г. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». Константин Дмитриевич хотел превратить журнал в действительно педагогический и популярно-философский журнал, предназначенный преимущественно для учителей гимназий и уездных училищ. На страницах журнала Ушинский не боялся публиковать статьи, критикующие реакционной деятельности Министерства просвещения и вносящие предложения о демократизации народного образования. Только за 1860-1861 гг. в журнале были опубликованы такие статьи Ушинского, как «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии», «Воскресные школы» и «Родное слово». Прогрессивная деятельность Ушинского вызвала недовольства министра просвещения графа Е.В. Путятина. Возвратиться к прежнему устройству журнала Ушинский не желал и подал заявление об освобождении его от обязанности редактора. Всю свою педагогическую энергию Константин Дмитриевич отдал изданию книги для классного чтения «Детский мир». В это же время в Смольном институте Ушинского начали обвинять в «свободомыслии, неуважительном отношении к начальству, безбожии и безнравственности». Это послужило предлогом для отстранения Ушинского от должности инспектора классов по состоянию здоровья. В июле 1862 г. руководство Ведомства императрицы Марии (куда входил, в частности, и Смольный институт) командировало Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике. Вынужденная командировка продолжалась пять лет. За границей великий русский педагог изучал систему образования в таких развитых европейских странах как Швейцария, Германия, Франция и Бельгия. В это время продолжалась и его литературно-научная деятельность. За границей Ушинский создал учебную книгу «Родное слово» - классический учебник русской начальной школы и окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Несмотря на тоску по Родине и разочарование в западноевропейской буржуазной демократии, Ушинский раскрыл свой талант педагога. В 1867 г. Ушинский возвратился в Российскую Империю. 3 января 1871 г. (22 декабря 1870) в Одессе на 47-м году жизни Ушинский скончался. Его похоронили, согласно его завещанию, в Киеве. В медицинском заключении о причинах его смерти записано, что она наступила от напряженной умственной деятельности, от усиленного учения, которое истощило его физические силы и привело к преждевременной кончине. Подводя итог творческой жизни К.Л. Ушинского на благо улучшения педагогической ситуации в Российской империи, можно сделать вывод, что К.Д. Ушинский смог бы привнести в педагогику еще больше новых свежих идей, нежели в условиях гнета самодержавной России. Но благодаря реформаторской деятельности, привнесению в сложных обстоятельствах нового духа в систему образования и воспитания личности, Ушинского по праву называют учителем всех русских учителей. Глава 2. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского 2.1 Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности «Воспитатель есть художник; воспитанник - художественное произведение; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества». К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной школе, надо рассмотреть ключевые моменты в понимании Константином Дмитриевичем педагогики, целей и задач воспитания и образования, а также его собственные суждения по содержанию и формам педагогического процесса. Прежде всего, следует понимать, что педагогику как науку Ушинский не воспринимал, так как она «не может иметь притязаний на такую самостоятельность, какой обладают науки, открывающие законы природы, истории и духа человеческого. Она только пользуется всеми этими открытиями к достижению своей особенной воспитательной цели». Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский, считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества» Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.4, С. 226., и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а основой воспитания - свободный труд. Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы: 1.Живое восприятие материала; 2.Переработка в сознании полученных образов; 3.Систематизация знаний; 4.Закрепление знаний и навыков Центральная задача обучения Ушинский считал, не количественное усвоение фактов, расширение знаний и опыта, а их систематизация, выявление в них главного. По мнению великого педагога, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: 1) если оно будет связано с жизнью, 2) если будет построено в соответствии с природой ребенка, 3) если преподавание ведется на родном языке. Основную ведущую роль в школе Ушинский отводил народному учителю-воспитателю. Никакие уставы и программы, согласно Ушинскому, не могут заменить личности в деле воспитания. Высокое общественное призвание подлинно народного учителя - нести знания в массы, формировать взгляды своих воспитанников. Убеждения воспитателя - самое главное в деле воспитания. С необыкновенным проникновением о роли и назначении воспитателя Ушинский говорил в статье «О пользе педагогической литературы», написанной в 1857 г. Учитель, по мнению Ушинского, должен быть высоконравственным и знать особенности учащихся во всех обстоятельствах. Ушинский, будучи знакомым с европейской системой образования, а также обладая педагогической теорией и опытом, сформировал в своей педагогической системе некоторые основные проблемы современной ему образовательной системы в Российской Империи. Первой может быть названа проблема народности воспитания и народной школы. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский не воспринимал и считал, что он нее пора отказаться и начать создавать школу на новой основе - народной. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. С. 39. Константин Дмитриевич считал, что благоденствие заключается не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания: - воспитание должно быть самобытным, национальным; - дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой; - народ определяет содержание и характер воспитания; - все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием; - воспитание женщин должно осуществляться наравне с мужчинами; Ушинский решительно отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. - обучение должно вестись на родном языке; Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература. - принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и т.д. Ушинский считал, что «изучение латинской грамматики признается патентом на дальнейшее образование», но в нем нет места ни основательному знанию своей родины, ни уважению к своему отечеству. Принцип народности в системе взглядов Ушинского был взят на вооружение советской школьной системой образования, которая строила собственную образовательную систему. Другой проблемой исследований великого педагога была разработка педагогической антропологии. Получила свое широкое раскрытие в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Константин Дмитриевич выступал за всестороннее изучение особенностей человека: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. При этом главное внимание Ушинский обратил на «индивидуальную антропологию», то есть на изучение возрастных психологический особенностей детей и на необходимость систематической индивидуальной работы с детьми в процессе воспитания и обучения. В педагогическом плане главным для Ушинского было не «образование ума» - обучение, а «образование души» - воспитание. Поэтому третьей важной проблемой в педагогике Ушинского является воспитание нравственных чувствований. Ее раскрытие дано Ушинским во втором томе «Опыта педагогической антропологии» и некоторых статьях. По глубокому убеждению, Ушинского, в основе нравственности лежит борьба за счастье человека, а счастье — это только в свободном труде. Поэтому, согласно воззрениям, Ушинского нравственное и свободное трудовое воспитание неразрывно связаны. Важнейшими средствами нравственного воспитания Ушинский считал: обучение, свободную трудовую деятельность учащихся, личный пример учителя, убеждение, воспитание привычек поведения. Четвертой основной проблемой в педагогике Ушинского является система общедидактических требований успешного обучения. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью. В итоге можно сказать, что педагогические принципы К.Д. Ушинского являются многогранными и разносторонними, но между ними существует логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, на желании в лучшую сторону преобразовать систему образования и воспитания и сделать ее не хуже образовательных систем европейских стран. 2.2 Реализация идей Ушинского в современной школе В «Родном слове» Ушинский произнес следующие слова: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся...» Эти слова должны стать гимном, уставом образовательной системы образования XXI в. и каждого учителя-педагога, в частности. Несомненную пользу образованию и воспитанию личности учащихся приносит тот факт, что в современной школе существует много принципов обучения и воспитания младшего, среднего и старшего звена, за которые в XIX в. боролся великий педагог - К.Д. Ушинский. Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения: 1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются обучить детей многочисленными знаниями из разных областей жизни. 2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации. 3. Органичность. Согласно Ушинскому, «голова учащихся не должна набиваться фактами, плохо усвоенными и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они вырастали органически из немногих зерен» 4. Постоянство. Константин Дмитриевич по этому принципу писал, что «способность к постоянству в умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших условий всякого ученья; но способность эта развивается мало-помалу, постепенно. Приучайте детей к постоянству деятельности в одном направлении, но понемногу». 5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение. 6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся. 7. Самодеятельность учащихся. По новым ФГОС учащиеся должны быть предельно активными на уроке, они должны сами стремиться добывать знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Также и К.Д. Ушинский резко критиковал методику преподавания, при которой активен учитель и пассивны ученики. Но он же полагал, что самодеятельность учащихся выражается не только в активности их на уроке, но и внутренней работе по обработке информации. 8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости. Данный дидактический принцип был отлично воспринят советской школой, которая была ориентирована на ученика «средних образовательных и воспитательных возможностей». Однако, согласно Ушинскому, «Истинный педагог во всем соблюдает середину. Он потребует произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит их сил». Сегодня существуют школы разной направленности, для того, чтобы детям разных склонностей было легко реализовать свои таланты. 9. Нравственность. Один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. Воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». 10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Развитие человека Константин Дмитриевич понимал, как развитие всестороннее - физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни, хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении - активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни. Ушинский с горечью писал, что «у нас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности». Примечательны и слова великого педагога по поводу отдыха после занятий умственной деятельностью: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Этот принцип «оздоровления российских граждан» после умственной нагрузки крепко укрепился в современной системе образования, в которой занятия физической культурой проводятся три раза в школьную неделю. Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, учитель должен «научить детей учиться». Задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. К.Д. Ушинский еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно приобретать новые познания. Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации. В качестве эффективного метода обучения и усвоения знаний, а также выработки своих собственных суждений, Ушинский рассматривал беседу. В своих работах он большое внимание уделял теоретическому обоснованию беседы, практическому использованию ее, раскрытию педагогической эффективности этого метода. Беседа, по его мнению, позволяет учителю на основе имевшихся у учеников представлений об изучаемых предметах, подводить их к самостоятельным выводам и таким путем активизировать их мышление. Активизацию умственной деятельности учащихся в процессе беседы К.Д. Ушинский справедливо рассматривал необходимым условием сознательного и прочного усвоения знаний. Этот принцип Ушинского крепко внедрился в современные методические способы преподавания предметов. Так как, прежде всего у ученика должно вырабатываться собственной мнение, в современных уроках часто используются такие принципы проверки усвоения материала, как дебаты и дискуссии. Ведь, по мнению великого педагога, неумение хорошо выразить свои мысли - меньший недостаток, чем отсутствие собственных мыслей. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные и доступные для понимания вопросы. Эти рекомендации реализуются в такой системе проверки знаний, как фронтальный опрос. В своей двухтомной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский особое внимание уделил психическим процессам, влияющим на мыслительные способности человека. Исходя из своих данных, одним из средств активизации и развития мышления, учащихся К.Д. Ушинский считал логические методы и приемы обучения: аналитико-синтетический, метод систематизации и обобщения знаний, сравнения, которые сегодня используются широко в преподавании естественных наук и развитии младших школьников. Наибольшее значение среди всех мыслительных операций К.Д. Ушинский придавал сравнению как «основе всякого понимания и всякого мышления». Правильное обучение успешно организует психическое развитие ребенка в нужном направлении, пробуждая и стимулируя его самостоятельность и активность. Исходя из особенностей мышления младших школьников, ученый ставил вопрос о необходимости при первоначальном обучении развивать у детей наблюдательность. Развитие наблюдательности над реальными явлениями и предметами способствует успешному развитию ребенка. Исходя и наблюдений за образовательными принципами европейс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: