- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита информации государственных служащих на примере Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000524 |
Тема: | Защита информации государственных служащих на примере Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 9 1.1. Современные информационные и телекоммуникационные технологии 9 1.2. Система правовой защиты информации 22 1.3.Информационная защита в системе государственного управления 29 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46 2.1. Организационная структура и описание деятельность Государственной Думы. 46 2.2. Комитета Государственной Думы по обороне 51 2.3. Анализ нормативно правовых актов 67 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 76 3.1. Выявление основных проблем по информационной защите государственных служащих 76 3.2. Защита информации с помощью электронно-цифровой идентификации пользователя 84 Электронный замок 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90 Приложение 99 ВВЕДЕНИЕ Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся информационная революция, благодаря которой существенно расширились возможности реализации права человека на свободу информационной деятельности. Складываются новые общественные отношения, объектами которых становятся информация и информационная инфраструктура, и, как следствие, возникают условия для перехода общества к новой, постиндустриальной фазе его развития, часто называемой информационным обществом. Возникли качественные изменения в содержании национальных интересов, которые во многом связаны с активным участием России в формировании информационного общества, с развитием современных информационных технологий и их использованием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, поддержания национального согласия, укрепления демократии и стабильности. Защищенность этих интересов от угроз во все большей степени определяет содержание национальной и международной информационной безопасности. В условиях глобальных вызовов главным стратегическим национальным ресурсом, определяющим экономическую и оборонную мощь государства, в данном случае - России, являются информация и информационные технологии, от которых в решающей степени зависят все сферы жизнедеятельности российского общества: производство и управление, оборона и энергетика, транспорт и связь, банковское дело и финансы, наука, образование и многие другие. При этом недостаточная защищенность информационных ресурсов приводит к утечке важнейшей политической, экономической, научной, военной информации. Необходимость улучшения организации работы органов исполнительной власти по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации, неуклонное возрастание потребностей органов государственного управления в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в той или иной отрасли, секторе экономики, регионе, городе, предприятии, обусловливает актуализацию процессов информатизации в сфере государственного управления. Информатизация во всех сферах деятельности на базе широкого использования программно-аппаратных средств зарубежного производства, при отсутствии единой централизованной методологии по построению ведомственных и территориальных информационно-коммуникационных систем, привела к бесконтрольному созданию и дублированию информационных ресурсов, появлению множества трудно выявляемых точек доступа к ним. Эти обстоятельства, в условиях хорошо развитых технических средств разведки и широких возможностей практически официального их использования, а также низкое качество существующих средств защиты, привели к возникновению широкого спектра угроз, формированию нетрадиционных технических и иных каналов утечки информации, равно как и способов несанкционированного доступа к ней. Актуальность проблемы обеспечения защиты информации в структурах органов исполнительной власти обусловлена, кроме того, необходимостью принятия эффективных, адекватных политическим задачам, управленческих решений. Во-первых, отметим, что зависимость от информации и информационных технологий становится одним из качественных состояний формирующегося общества. Обладание своевременными, точными, достоверными данными служит чрезвычайно важным фактором эффективности принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Информация становится стратегической ценностью как государства, так и любой управленческой структуры в системе политического управления. В конечном счете, качество функционирования и безопасность информационной сферы, равно как и состояние правового регулирования отношений в данной сфере определяют уровень развития государства. Как стратегический ресурс информация требует особого государственного отношения не только в смысле ее развития и накопления, но и защиты. Во-вторых, информационная безопасность, как состояние защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере, определяет и состояние общественно-политической, экономической, оборонной и иных элементов безопасности государств. Стремительное развитие сферы информационных отношений ставит в прямую зависимость от них все стороны общественной жизни, вызывая в ней глубочайшие качественные перемены. Новые информационные технологии меняют образ жизни людей, конверсируют характер и содержание самих категорий, которыми измеряется социальная (жизненная) активность человека, его общение. Сегодня информационные технологии, интенсивно внедряясь в сферу политической деятельности, бизнес, государственное управление, трансформируют характер межличностных отношений в обществе, меняют сами принципы ведения бизнеса, управления в сфере политики и экономики. В-третьих, обеспечение информационной безопасности сопряжено с вопросами обеспечения технологической безопасности страны. Представляет также значительный интерес рассмотрение проблемы соотношения возможностей средств защиты и средств несанкционированного сбора, обработки и доступа к информационным ресурсам, наличия протоколов взаимодействия пользователей и информации, с учетом степени ее важности и секретности, состояния социально-экономической и общественнополитической обстановки в стране и ее субъектах. Все это вместе взятое, равно как и научный поиск комплексных мер, средств и методов совершенствования системы информационной безопасности политических структур, повышения управленческого потенциала, главным образом, региональных органов исполнительной власти обусловливает высокую степень актуальности диссертационного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Определению базисных понятий, характеризующих информационное общество в целом, посвящен ряд работ зарубежных авторов, большая часть которых написана в русле концепций постиндустриализма: труды Д.Белла, Т.Стоуньера, Э.Тоффлера, М.Кастельса. Различные аспекты формирующегося информационного общества в России подробно рассматриваются в работах Г.Т. Артамонова, О.Н. Вершинской, Т.В. Ершовой, В.Л. Иноземцева, И.С. Мелюхина, Д.Н. Пескова, С.Т. Петрова, М.В. Якушева и др. Столь мощный исследовательский интерес к проблеме информационной защиты, тем не менее, слабо реализуется в направлении изучения процессов и методов обеспечения информационной безопасности органов исполнительной власти, как фактора повышения эффективности их деятельности. Политологические аспекты обеспечения информационной безопасности органов исполнительной власти практически не изучались в надлежащей полноте, комплексности и историчности. В связи с этим сформулируем цель и задачи настоящего исследования. Цель исследования - анализ и обобщение имеющейся практики по обеспечению информационной защиты и повышении эффективности процесса принятия управленческих решений. Реализация цели исследования конкретизируется постановкой следующих основных задач: 1. Проанализировать теоретико-методологические основы, особенности и проблемы становления информационного общества в современной России. 2. Обосновать необходимость обеспечения информационной безопасности органов исполнительной власти в условиях перехода страны к информационному обществу. 3. Определить основные направления обеспечения информационной безопасности региональных органов исполнительной власти. 4. Выявить показатели эффективности использования информационных ресурсов в деятельности органов исполнительной власти, а также индикаторы угроз информационной безопасности. 5. Определить факторы, препятствующие внедрению и эффективному использованию существующей организационно-правовой и технической базы информационной безопасности в органах исполнительной власти субъектов Южного федерального округа. 6. Установить индикаторы информационной безопасности органов исполнительной власти, а также определить критерии готовности органов исполнительной власти к эффективному внедрению и использованию современных информационно-коммуникационных технологий. 7. Проанализировать и обобщить опыт Администрации по созданию региональной системы защиты информации. Объектом исследования выступают общественно-политические отношения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предметом исследования являются состояние информационной защиты , ее политико-правовая база, основные методы защиты информации в деятельности региональных органов исполнительной власти. Теоретическая основа исследования представлена общей теорией национальной безопасности, теорией информации, теорией безопасности, теоретическими разработками отечественных и зарубежных ученых в области информации, информационных технологий и информационной безопасности. Методологической основой является система как общенаучных, так и специальных методов исследования социально-политических, правовых и иных гуманитарных проблем. Среди примененных общенаучных методов исследования автор выделяет индуктивный и системный методы. Метод индукции, заключающийся в обобщении и систематизации эмпирического материала, был применен для определения типологии факторов, препятствующих процессу информатизации в региональных органах исполнительной власти, выявления угроз информационной безопасности органов исполнительной власти. Источниковую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации (1993), новейшее федеральное законодательство, законы РФ, регулирующие деятельность институтов национальной безопасности, информационной безопасности, в частности, Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В исследовании нашли отражение отдельные международные документы, регулирующие правовое положение стран-участниц международных Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы: при разработке общегосударственной Концепции обеспечения информационной безопасности органов исполнительной власти; в практической деятельности органов исполнительной власти по организации нормативно-правовой и технической защиты информации, по координации работ по обеспечению информационной безопасности; при разработке проектов региональных систем защиты информации, которые имеют своей целью повышение эффективности работы региональных органов исполнительной власти; в научно-практической деятельности, а также в учебных программах обучения студентов, повышения квалификации государственных гражданских служащих. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1.1. Современные информационные и телекоммуникационные технологии Современные информационные и телекоммуникационные технологии, стремительное развитие и распространение которых в настоящее время приобретает характер глобальной информационной революции, оказывают все более возрастающее влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества как в рамках отдельных государств, так и мира в целом. Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая лидерами «большой восьмерки» 22 июля 2000 года, гласит: «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» 1. Изменения в жизни общества, связанные с развитием информационной сферы, привели к активному обсуждению теоретических вопросов развития информационного общества. Так появилась теория информационного общества, полагающей главным фактором развития производство и использование научно-технической и другой информации. Данная теория является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Э.Тоффлер, Д.Белл, 3.Бжезинский. Именно в их фундаментальных трудах, вышедших в 70-80-е гг., были сформулированы основные черты этого общества, которое Э.Тоффлер назвал «третьей волной». Так, Элвин Тоффлер полагал, что то общество, которое придет на смену индустриальному, сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация... она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти». В своих работах американский социолог Дэниел Белл выделяет характерные черты информационного общества: это переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений. Продолжение этих идей можно найти у Т. Стоуньера, по мнению которого «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства».2 Данные ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества3. Однако перечисленные черты информационного общества носят достаточно неконкретный характер. Кроме того, отдельные их проявления могут иметь место и на предыдущих стадиях общественного развития. В связи с этим возникает проблема определения единого объективного критерия, отличающего информационное общество от индустриального. Наиболее целесообразным в качестве такого критерия выбрать ту производственную сферу, в которой занято большинство трудоспособных членов общества. С этой точки зрения информационное общество появляется тогда, когда больше половины его членов занято в сфере производства коммуникативной информации и оказания информационных услуг. Таким образом, информационное общество - это общество, в котором информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Развитие идей информационного общества продолжается в работах М.Кастельса, ставшего автором модели сетевого общества. Сетевое общество представляет собой социальную структуру, характеризующую, пусть и с большим разнообразием проявлений в зависимости от культурной и институциональной специфики, информационную эпоху развития общества4. Данная модель представляет собой синтез эмпирических исследований и аналитической работы, проведенных М.Кастельсом во множестве стран, включая и Россию, в течение почти 14 лет. Это отражено в его трилогии «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»5, опубликованной в 1996 - 1998 гг. Сетевое общество, по мнению М.Кастельса, характеризуется одновременной трансформацией экономики, труда и занятости, культуры, политики, государственных институтов и, в конечном счете, пространства и времени. Однако новые информационные и коммуникационные технологии, будучи совершенно необходимым инструментом такой многонаправленной трансформации, не являются ее причиной. Развитие сетевого общества было обусловлено ходом истории, а именно информационно-технологической революцией; культурными и социальными движениями 60-70-х годов; перестройкой социально-экономических систем. Многие развитые и развивающиеся страны мира уже осознали колоссальные преимущества от развития, распространения и применения информационно-коммуникационных технологий и в течение последних лет демонстрируют последовательное продвижение по пути к информационному обществу. При этом каждая страна движется в этом направлении в соответствии со сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Информационное общество рассматривается как концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. В настоящее время в России проблема формирования информационного общества рассматривается как необходимое условие ее устойчивого развития, полноценной интеграции в мировое сообщество. По нашему мнению, на сегодняшний день мы сильно отстаем в этой области, хотя в последнее время темпы информатизации растут достаточно быстро. С целью сокращения отставания России от развитых стран в уровне развития, распространения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий принят и реализуется ряд основополагающих документов. Среди них выделим Концепцию государственной информационной политики, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Стратегию развития информационного общества в России. Концепция государственной информационной политики была разработана в 1998 году и одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 года и Постоянной палатой по государственной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года, опубликована в 1999 году и разослана во все органы государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.6 В ней провозглашены следующие базовые принципы государственной информационной политики: > принцип открытости - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение; > принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства; > принцип системности - при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия при состоянии всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями; > принцип приоритетности производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг; > принцип социальной ориентации - основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов общества; > принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством; > принцип приоритетности права - развитие и применение правовых методов имеет приоритет перед экономическими и административными решениями проблем информационной сферы. Таким образом, реализация государственной информационной политики направлена на создание основ для решения таких жизненно важных задач, как формирование единого информационного пространства России, развитие сферы информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования происходящих информационных процессов, ее интеграции в мировое информационное пространство. При этом особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства. В последние годы в связи с повсеместным внедрением компьютерных технологий, интенсивным развитием телекоммуникационных систем, широким распространением новейших технических средств съема и обработки информации заметно обострились проблемы обеспечения информационной безопасности предприятий, учреждений и организаций, независимо от их принадлежности. Разработка и совершенствование федерального и регионального законодательства, а также ведомственных нормативных актов, регулирующих эти сферы деятельности, явно не успевают за динамикой названных процессов, что негативно сказывается на эффективности мер по защите охраняемых сведений. Утверждение Доктрины информационной безопасности Российской Федерации оказалось существенным шагом на пути дальнейшей информатизации нашего общества, стала концептуальным документом в области информационной безопасности. Доктрина служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и представляет собой «совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации»7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации достаточно ясно определяет государственную политику в этой области. Отметим, что эта политика с той или иной степенью целенаправленности по ряду положений информационной безопасности проводилась и ранее. Однако благодаря Доктрине эта политика стала системной. Важно отметить, что государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Основной же целью государственной политики в области обеспечения информационной безопасности является совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов. Доктрина служит основой для решения многих задач, таких, как: формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научнотехнического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Также в систему задач входят совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны; создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий. Как и всякая политика, политика в области информационной безопасности должна основываться на определенных принципах. Доктрина четко их формулирует. Это, во-первых, соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права. Во-вторых, это открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. В- третьих, правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. В-четвертых, приоритетное развитие современных отечественных информационных и телекоммуникационных технологий. Перечисленные выше принципы государственной политики в области обеспечения информационной безопасности вытекают из национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, которые в Доктрине определены посредством четырех составляющих. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая - это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая интересов России в информационной сфере включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией, выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Так, если рассматривать первую из них, то на современном этапе развития человечества ее уже нельзя обеспечить без создания и развития основанных на современных компьютерных технологиях информационных систем общего пользования. Что касается второй составляющей, то все большая роль в информационном обеспечении государственной политики России отводится, например, глобальной компьютерной сети Интернет и обеспечению доступа к открытым информационным ресурсам органов государственной власти, хранящимся в автоматизированных базах данных. Многие органы исполнительной власти имеют свои Интернет - странички, на которых помещают информацию о своей деятельности. Далее идет обеспечение информационной безопасности компьютеризированных систем критического сектора национальной информационной инфраструктуры, которое напрямую связано с развитием отечественных информационных технологий. Это третья составляющая. Четвертая составляющая предусматривает, что конституционные права граждан могут быть нарушены в случае несанкционированного доступа к информационным системам, содержащим их персональные данные. Важно иметь в виду, что широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни современного общества повысили его уязвимость для противоправных действий и вызвали стремительный рост компьютерных преступлений. Выход в глобальную сеть Интернет влечет за собой угрозы информационной безопасности национальных компьютерных систем. Прежде всего, это несанкционированный доступ к информационным ресурсам, а также их возможное разрушение. Использование импортных информационных технологий в автоматизированных системах управления различными производствами, транспортом и т.п. без принятия соответствующих мер по обеспечению информационной безопасности создает реальные угрозы национальной безопасности России. Однако на сегодняшний день обнаруживаются определенные трудности и проблемы, требующие повышения уровня государственного управления и масштаба привлечения национальных усилий для успешного решения задач формирования в России информационного общества. К ним, в первую очередь, относятся: * недостаточный объем и низкая эффективность бюджетного финансирования программ и проектов в сфере внедрения информационноко-ммуникационных технологий в деятельности органов власти; * низкие темпы разработки и системного внедрения проектов информатизации органов власти и бюджетных организаций; * отсутствие общей архитектуры информационно-коммуникационного обеспечения процесса управления на всех уровнях государственной власти как единого целого; * несовместимость информационных систем органов власти, ограничивающая их взаимодействие, несовершенство системы стандартизации в сфере информационно-коммуникационных технологий; * запаздывание с формированием базовых информационных систем государства по учету населения, природных ресурсов, объектов недвижимости, имущества и созданием системы взаимодействия органов власти с населением; * недостаточный уровень подготовки сотрудников государственных организаций и бюджетной сферы для более масштабного использования информационно-коммуникационных технологий. Помимо перечисленных проблем финансово-экономического и организационно-технологического плана, процессы информатизации наталкиваются на препятствия социально-политического характера: * отсутствие в законодательстве четко сформулированного принципа презумпции открытости информации и законодательно установленных прав и обязанностей государства, бизнеса и граждан по его реализации; * неспособность большинства политических лидеров грамотно инициировать инновационные процессы и выступить в качестве организаторов социальных сил, поддерживающих модернизацию страны; * экономическая и политическая неорганизованность социальных сил, поддерживающих технологическую модернизацию общества, и периферийный характер этой проблемы в массовом сознании; * блокирование консервативно настроенными чиновниками проектов модернизации и использования информационно-коммуникационных технологий в интересах повышения эффективности государственного управления; * неисполнение уже принятых решений по повышению прозрачности власти и обеспечению доступа населения к информации о деятельности государственных органов. Важно отметить, что данные проблемы могут привести к нарастающему отставанию информационно-коммуникационного развития России от развитых стран. В рамках данной работы хотелось бы подробнее остановиться на таком принципе развития информационного общества в России как обеспечение национальной безопасности в информационной сфере, т.е. обеспечении информационной безопасности. Стремительное проникновение информатизации во все сферы жизненно важных интересов личности, общества и государства привело к возникновению новых общественных отношений. В связи с этим особую остроту и социальную значимость приобретает проблема их адекватного правового регулирования. Правовая основа регулирования информационных отношений должна способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, информационных услуг и средств информационного производства в стране в процессе ее движения к информационному обществу. Значимость проблемы развития законодательства в информационной сфере определяется также тем обстоятельством, что нормы законов этой сферы существенно влияют на качество регулирования отношений субъектов во всех сферах жизни страны. Важно отметить, что все более актуальный характер приобретает задача приоритетного развития системы правового регулирования отношений в области информационной безопасности. Это обусловлено рядом объективных факторов. Во-первых, в условиях построения правового государства и гражданского общества деятельность органов государственной власти, несущих основную ответственность за обеспечение информационной безопасности, должна регулироваться определенными правовыми нормами, обеспечивающими соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Во-вторых, правотворческий процесс является единственным видом деятельности, в котором принимают участие все высшие органы государственной власти как федерального, так и регионального уровней. Делают они это на основе установленного Конституцией Российской Федерации принципа разделения властей и предметов ведения. Правотворчество в сфере информационной безопасности направлено на нормативное закрепление целей противодействия угрозам информационной безопасности России, средств и методов их достижения, обеспечение согласованной деятельности органов власти8. В-третьих, интеграция Российской Федерации в международное сообщество существенно расширяет возможности укрепления информационной безопасности страны за счет участия в развитии норм международного права, создания международной системы обеспечения безопасности информационной сферы как мира в целом, так и каждого государства в отдельности. Наконец, в-четвертых, реализация гарантий прав и свобод граждан, защиты национальных интересов Российской Федерации предполагает существенное усиление роли государства в регулировании соответствующих общественных отношений, наличие открытой и понятной государственной политики в этой области. Приходится констатировать, что имеющаяся в России законодательная база не в полной мере отражает потребности информационной безопасности. При дальнейшей работе в сфере правового обеспечения информационной безопасности следует исходить из необходимости рассмотрения и принятия таких законодательных актов, где бы в полной мере были учтены международные принципы и нормы, направленные на укрепление международной информационной безопасности. Выводы: Информатизация – это создание потока информации в автоматическом режиме и обеспечения повышения уровня удобства, потенциала и получение выгоды исключительно за счет применения информационных технологий. В государственной службе информация стала стратегическим ресурсом; она опеределяет ключевые системы системы государственной деятельности. 1.2. Система правовой защиты информации В настоящее время система правовой защиты информации является наиболее важной и менее разработанной. Так, федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» стал первым основополагающим законом, который дал правовую квалификацию многим новейшим общественным отношениям в информационной сфере. Закон регулировал отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.9 Новый федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ был принят 27 июля 2006 года. Закон регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: