VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Зарубежная литература на страницах русской периодики 2 половины 19 века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007687
Тема: Зарубежная литература на страницах русской периодики 2 половины 19 века
Содержание
23



СМК Ф 7.5.0-01-33

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет»

		



Институт (факультет)

Гуманитарный институт

Кафедра

Связей с общественностью, журналистики и рекламы







КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине             История отечественной журналистики



на тему

Зарубежная литература на страницах русской периодики 2 половины 19 века





                                                            

Выполнил студент группы 2ЖУРб-00-31оп

                                                           группа

направления подготовки (специальности)

42.03.02 Журналистика

шифр, наименование

Матюшичева Алина Алексеевна

фамилия, имя, отчество

                                                                    

Руководитель

Шарифуллина Светлана Валентиновна

фамилия, имя, отчество

К.ф.н., доцент

 должность



Дата представления работы 

«______»__________________2016 г.



Заключение о допуске к защите 









Оценка _______________, _______________

количество баллов

Подпись преподавателя_________________















Череповец, 2016

                                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Зарубежная литература на страницах периодических 

изданий России……………………………………………………………………5

    1.1. 60-70-е годы XIX века в русской журналистике…………………………5

    1.2. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина………………………………………9

    1.3. «Вестник Европы» М.М. Стюсалевича………………………………….11

Вывод по главе 1…………………………………………………………………14

Глава 2. Анализ корреспонденции Э.Золя в журнале «Вестник Европы»……15

     2.1. Э.Золя в «Вестнике Европы»…………………………………………….15

     2.2. «Парижские письма»…………………………………………………….17

     2.3. «Проступок аббата Муре», «Его превосходительство Эжен Ругон»…20

Вывод по главе 2…………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………………....24















                                                       Введение

Русская литература конца XIX - начала XX века - это особый, динамичный период, характеризующийся формированием новых идеалов, острой борьбой социальных групп и партий, сосуществованием, столкновением различных литературных направлений, течений и школ, отражавших многосложные исторические и общественно-политические предметы и явления эпохи, интенсивными контактами с искусством зарубежья. Например, философско-мировоззренческие основы русского символизма во многом связаны с немецкой культурно-художественной традицией и философией (И. Кант, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше). Литература не только представляла исторические события в произведениях различных по идейным убеждениям отечественных и зарубежных авторов, но и выявляла причины, побудившие их к творчеству.

Актуальность темы выражена в том, что история периодической печати в России начала свое существование благодаря власти. Поэтому достаточно важным ныне представляется обращение к журналам, длительное время, зачастую в силу идеологической конъюнктуры, остававшимся вне пристального исследовательского внимания. 

Цель исследования – анализ творческой деятельности журнала «Вестник Европы» и его зарубежных связей в России (во второй половине XIX века).

Задачами являются:

1.Охарактеризовать литературные журналы второй половины XIX века с учетом эволюции русской журналистики данного периода.

2.Определить своеобразие журнала «Вестник Европы», его историю, и содержание.

3.Дать анализ опубликованных на страницах журнала произведений зарубежной литературы.

Объект исследования – 

Предмет исследования – материалы периодической печати в журнале «Вестник Европы».

Во время написания работы были использованы источники по разным видам журналов XIX века. А именно ...





































Глава 1. Зарубежная литература на страницах периодических изданий России

    1.1. 60-70-е годы XIX века в русской журналистике

Вторая половина XIX века – время окончательного формирования российской журналистики. Выходят авторитетные журналы либеральной ориентации («Русская мысль», «Вестник Европы»), народническое «Русское богатство», монархический «Русский вестник», ежемесячники «Мир божий», «Жизнь», «Начало», иллюстрированные семейные журналы «Нива», «Родина», «Вокруг света». Особую нишу в истории занимают «Полярная звезда» и «Колокол», издаваемые А. И. Герценом и Н. П. Огаревым на Вольной русской типографии, созданной Герценом в Лондоне в 1853 г.

С развитием капитализма и ростом городов появились новые массовые читатели (купцы, приказчики, мелкие служащие, ремесленники, прислуга и т. д.). Возрос темп жизни, стало невозможным обходиться лишь раз в месяц журнальными сведениями о политической жизни. В этих условиях большое значение приобретает частная газета, поскольку правительственная, казенная печать не могла удовлетворить повысившийся читательский интерес и обслужить различные общественные группировки. Правительство вынуждено было пойти на расширение рамок частного газетного предпринимательства, что и было зафиксировано во «Временных правилах о печати» 1865 года. К газетному делу потянулись не литераторы, а люди коммерческого склада, купцы, банкиры, которые могли найти 400–500 тысяч рублей, необходимых для основания новой газеты. У литераторов таких денег не было. Если в 1860 г. появилось 15 газет, а в 1861 – 20, то в 1865 – уже 28, а в 1870 – 36 газет. Среди них – ремесленные, «народные» издания, рассчитанные на читателей из низов: «Воскресный досуг» (Санкт-Петербург), «Друг народа» (Киев) и др. 

«Шестидесятые годы» характеризовались мощным общественным подъемом, началом серьезных преобразований в политической, социальной и экономической областях, а также ожиданием революционных выступлений в демократических кругах общества. Начавшееся новое царствование и развитие общественного движения в стране были взаимообусловлены и взаимосвязаны. Насущная необходимость в реформировании всех сфер русской жизни, в свободе слова, в изменении отношений между властью и личностью в целом ощущалась уже с середины 1850-х годов. После поражения России в Крымской войне (1853–1856), показавшей всю глубину политического и экономического кризиса в стране, и смерти Николая 1 завершился один из самых мрачных периодов русской истории и в обществе возродились надежды на социально-политические изменения.

Важной особенностью шестидесятых годов явилось то, что в это время на общественно-политическую арену вышли разночинцы – деятели нового типа. Разночинцы-демократы, или «шестидесятники» – это новый тип людей, объединенных чувством долга пред народом и страной, стремившихся к объединению передовой теории и практики, к реальной деятельности. Заметную роль среди них играли такие публицисты, журналисты, общественные деятели, как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.Л. Михайлов, Г.З. Елисеев, М.А. Антонович, Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев и др., поэты и писатели В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Н.В. Успенский и др. Они многое сделали для привлечения внимания общества к тяжелому положению народа, активно выступали против социальной несправедливости, а многие из них искренне верили в необходимость подготовки революционных выступлений народа.

После объявления манифеста об отмене крепостного права и начавшихся крестьянских волнений многие «шестидесятники» включились в активную революционную деятельность. Они писали прокламации, обращенные к крестьянам, солдатам, к молодому поколению, в которых критиковали правительственные реформы и прямо призывали к восстанию (Чернышевский, Шелгунов и др.). Большинство прокламаций печаталось за границей или в подпольных типографиях, хотя они и не получили широкого распространения в России, но вызывали серьезную озабоченность правительства и консервативно настроенных представителей общества.

Однако надежды «шестидесятников» на стихийное движение народа, которое могло бы перерасти в крестьянскую революцию, не оправдались. А с конца 1861 года правительство провело против демократов- «шестидесятников» целый ряд репрессий. Так, в ноябре 1861 года за распространение прокламаций был арестован сотрудник журнала «Современник» поэт М.Л. Михайлов, позднее, летом 1862 г. – Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев и многие другие. А издание ведущих демократических журналов – «Современник» и «Русское слово» – было приостановлено на восемь месяцев.

Деятельность «шестидесятников» оказала самое существенное влияние на все стороны политической и духовной жизни России и во многом определила характер общественно-литературного движения и журналистики 1860-х годов.

Газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием. В прессу приходят люди, не имеющие ничего общего с литературой, — купцы, банкиры, дельцы и спекулянты. Принципиальная полемика сменяется сплетнями, пересудами, клеветой и взаимной перебранкой, погоня за подписчиками делается главной заботой издателей. В столицах и в провинции появляется ряд бульварных изданий типа «Московского листка» Пастухова.

Прогресс газетного дела в России вызвал к жизни первые крупные органы информации: Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства, сокращенно обозначавшиеся буквами РТА, МТА и СТА. Все они были частными предприятиями и принадлежали Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову.

Среди столичных изданий в 70-е годы выделяется группа газет либерально-буржуазного типа: «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», издававшиеся в столице, и «Русские ведомости», выходившие в Москве. В 70-е годы газета «Санкт-Петербургские ведомости» была не чужда либерализму. Она поддерживала реформы правительства и высказывалась за некоторые буржуазные преобразования в стране. Суворин и Буренин, в то время бедные студенты, либерально и даже демократически настроенные, писали так лихо и сердито, что газета Корша считалась даже «оппозиционной». На ее страницах время от времени появлялись и статьи представителей демократической интеллигенции, например, В. В. Стасова.

В 70–80-е годы русская печать состояла из четырех основных направлений: демократического, народнического, консервативного, либерального. Каждое их них в свою очередь делилось на более мелкие составляющие. Отдельную группу образовывали издания для рабочих.

Основным для «Отечественных записок» был крестьянский вопрос. Журнал рассказывал о малоземелье, призывал к снижению выкупных платежей, протестовал против обнищания народа. На этой почве «Отечественные записки» вели острую полемику с консервативной журналистикой, в частности с «Русским вестником». Рабочий вопрос журнал почти не рассматривал. Немало критических слов было сказано журналом Некрасова и в адрес русского капитализма.

В журнале «Дело» до начала 80-х годов крестьянский вопрос был одним из главных. «Дело» выступало против пережитков крепостничества, печатало статьи о тяжёлом положении крестьянства, отстаивало идею крестьянской общины как основы будущего социалистического общества. Демократических позиций придерживалось и еще одно издание –еженедельная литературно-политическая газета «Неделя», издававшаяся в Петербурге в 1866–1901 годах.

В конце 60-х – начале 70-х годов XIX века лидерами русских оппозиционных сил становятся народники. Народническое движение было пестрым по своему составу. Это выражалось в том, что, решая насущные проблемы российского общества, народники придерживались различных, порой прямо противоположных подходов. В целом русское народничество было представлено двумя направлениями – радикальным и умеренным.



    1.2. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина

Новым стимулом развития журналистики стали события русско-турецкой войны 1877– 1878 гг. Если в 1870 г. было 36 газет общего содержания, то в 1877 – их стало 51, а в 1881 – 83. По отношению к войне с Турцией в журналистской среде не было единодушия. Если петербургская печать воспринимала ее как способ отвлечь общественность от внутренних проблем России: от необходимости проведения реформ («Вестник Европы») или от коренного переустройства общества («Отечественные записки»), то московская пресса (газета «Русские ведомости» Н.Н. Скворцова, издающиеся М. Н. Катковым журнал «Русский вестник» и газета «Московские ведомости», другие издания) считала войну необходимым, первостепенным делом и была в этом выразителем общественного мнения. Катков считал особенно значительной роль русского царя в деле освобождения балканских народов.

Начало журналистике XIX века положил журнал «Вестник Европы», выходивший почти тридцать лет, с 1802 по 1830 год. Однако после назначения его редактора Н. М. Карамзина в 1804 г. придворным историографом, он уходит из «Вестника», журнал теряет былую современность и злободневность: политические обзоры и публицистические статьи теперь появляются редко В начале двадцатых годов «Вестник Европы» был, по мнению В. Г. Белинского, «идеалом мертвенности, сухости, скуки и какой-то старческой заплесневелости».

Поскольку тексты в журнале в основном были анонимны, то трудно определить, авторами каких статей был каждый из названных выше литераторов. Но доподлинно известно, например, что литературной известностью Жуковский обязан Карамзину: в конце 1802 года в "Вестнике Европы" была опубликована элегия "Сельское кладбище" - вольный перевод произведения английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя. Элегия очень органично и глубоко связана с сентиментализмом Карамзина, была выдержана в духе журнала (его литературной части). 

М. Ю. Лотман проводит исследование и приходит к занимательному выводу: если сравнить многочисленные переводы «Вестника…» с оригиналом, то становится ясно, что автор высказывал собственную позицию и нарочно туманно указывает на источники. Карамзин тяготел ко всему российскому и явно не приветствовал современных веяний моды. Так, например, в статье «Женские парики». Статья подписана, как перевод с французского, но из изысканий Ю. Лотмана стало ясно, что Карамзин не просто переводил и печатал у себя в журнале материалы, исключительно подходящие его точке зрения, но и мог немного исказить источник. Отсюда можно сделать вывод, что на страницы журнала не могло попасть мнение, с которым не был бы согласен редактор. Следовательно, в этой статье была нарочно так осмеяна мода на парики, хотя это совсем не характерно для автора.

Карамзин рецензировал наиболее значимые иностранные, преимущественно французские, произведения, бывшие тогда еще недоступными в Москве, такие, как “Путешествие в Италию” Бартелеми, “Дельфина” г-жи де Сталь и “Гений христианства” Шатобриана.

Иностранные сочинения в русских переводах тоже рецензировались. В частности, Карамзина воодушевил сделанный Н.И. Страховым перевод “Путешествия юного Анахарсиса” Бартелеми. Карамзин назвал его одним из выдающихся творений восемнадцатого столетия.	



1.3. «Вестник Европы» М.М. Стюсалевича

Возникнув в 1866 г., «Вестник Европы» как преимущественно исторический журнал, издавался М.М. Стасюлевичем — отставным профессором истории Петербургского университета. Профессия редактора-издателя надолго наложила отпечаток на характер журнала. Однако с 1868 г. он стал по своей структуре обычным ежемесячником второй половины XIX в. Первую часть каждого номера занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера; вторая часть под названием «Хроника» включала в себя традиционные обозрения внутренней, иностранной жизни, литературную критику, библиографию и разного рода известия.

В журнале принимали участие такие видные писатели, как Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Островский, А. Толстой и др.

Часто помещал в журнале статьи известный искусствовед В.В. Стасов. В 70-е годы к сотрудничеству был привлечен Э. Золя как критик и обозреватель французской жизни («Парижские письма»). В середине 80-х годов стали печататься стихи и литературно-критические статьи Вл. Соловьева, в 90-е годы — Д.С. Мережковского и З.И. Гиппиус.

«Вестник Европы» давал высокую оценку всем реформам 60-х годов и считал необходимой дальнейшую реформаторскую деятельность для обеспечения благополучия страны.

Благосостояние страны «не в застое, не в отчуждении от других народов», а, наоборот, в следовании за другими народами «по их пути развития и рациональной свободы», — утверждал журнал на рубеже 80-х годов. Многие сотрудники признавали трудное положение крестьян в пореформенный период, видели недостаток в отсутствии рабочего законодательства, ограничивающего эксплуатацию, тяжелое финансовое положение страны, недостаток образования, слабость местного самоуправления. Но одновременно журнал отрицал революционный путь преобразований. Все проблемы надеялся решить с помощью реформ сверху и дарованием конституции.

Наряду с «Русской мыслью», «Русским богатством» «Вестник Европы» был одним из популярных среди широких слоев интеллигенции изданием. Тираж его в лучшие годы доходил до 14 тысяч экземпляров.

В пореформенные годы растет газетная печать, но легально могли издаваться газеты только монархические и либерально-буржуазные.

Издания, независимые от цензуры, администрации, как и раньше, продолжали возникать в эмиграции («Свободная Россия» и др.).

Лидирующую роль среди русских консервативных газет по-прежнему играют «Московские ведомости» Каткова, авторитет которого вырос благодаря патриотической позиции в 1863 г. во время польского восстания и во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Катков открыто защищал интересы дворянства, монархии, резко порицал любые проявления свободомыслия, либерализма, осуждал социалистов-нигилистов, бунтующих крестьян и рабочих, требовал от правительства крутых мер.

Издание с названием «Вестник Европы» существовало в русской журналистике без малого целый век. Основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным в Москве, журнал закрылся в 1830 г. В 1866-м пять профессоров Петербургского университета – М.М. Стасюлевич, К.Д. Кавелин, А.Н. Пыпин, В.Д. Спасович, Б.И. Утин – выпустили в свет новый журнал в Петербурге.

«Мы восстановили имя карамзинского журнала в 1866 г., когда исполнилось 100-летие со дня рождения Карамзина, желая тем самым почтить его память», – писал «Вестник Европы» впоследствии.

Причины появления своего журнала редакция объясняла тем, что среди журналов в 1866 г. взгляды «левых» были представлены некрасовским «Современником», «правые» группировались вокруг «Русского вестника» М.Н. Каткова, но представителей «центра» среди толстых журналов не было. Выразителем центристских взглядов и должен был стать «Вестник Европы». «Я соединяю под именем “центра”, – писал позже К.К. Арсеньев, – сторонников безостановочного движения по той дороге, на которую вступила Россия в эпоху великих реформ... Нужно было охранять сделанное и настаивать на осуществлении всего задуманного во всей его полноте... Все это увеличивало потребность в новом журнале, который, оставаясь одинаково свободным от воздыхания о прошлом и от стремления покончить с ним сразу и всецело, освещал бы путь, ведущий без потрясений к заветной цели».

Высшим достижением России «Вестник Европы» считал реформы 1861 г. Его идеалом было постепенное, без революционных потрясений переустройство страны. Но наступление реакции, особенно в 80-е годы, стремление самодержавия сузить реформаторскую деятельность, невыполнение того, что было записано в Указах 1861 г., – все это заставляло журнал становиться в умеренную оппозицию существующим порядкам, критиковать действия правительства. В январском номере за 1901 г. ведущий политический обозреватель журнала К.К. Арсеньев сравнивал начала XIX и XX вв.: «Сто лет назад на пути развития России, умственного и материального, было крепостное право”. XX в. “застает крестьянскую массу юридически свободной, но все еще зависимой и неполноценной... Задачей, достойной нового века, было бы... возвращение к заветам эпохи реформ, не в смысле повторения или подражания, а в смысле плодотворной работы, преемственно связанной с лучшими традициями нашего прошлого».

В начале XX в. «Вестник Европы» оставался верен своему генеральному направлению: пропаганде реформаторской деятельности как основного залога прогресса России. Журнал осудил русско-японскую войну, считая, что она помешает разработке законодательства и дальнейшему переустройству страны, т.е. занял свое место в числе изданий, каких было большинство, войну не принявших и не поддержавших.

	

Вывод по главе 1

XIX век называют золотым веком русской культуры. Ведь только долгая, медленная, кропотливая культурная работа может привести к появлению каких-то вершин - интеллектуальных, эстетических, духовных. Всякий культурный человек в России должен знать хотя бы в самых общих чертах то, что привнесли в отечественную культуру периодические издания, книжная печать, и как все это повлияло на её развитие.

Русская журналистика второй половины XIX века имела ряд общих черт с газетной прессой того периода, но в то же время журналы в отличие от газет, преследующих цель сообщения наиболее свежей информации, более глубоко отражали картину общественных воззрений и запросов, политических убеждений и художественных исканий XIX века. Ведущие журналы получили возможность широкого публицистического комментирования и анализа материалов, стремясь не только отражать общественное мнение, но и формировать его. 





    Глава 2. Анализ корреспонденции Э.Золя в журнале «Вестник Европы»

    Эмиль Золя (1840-1902) - классик французской литературы, автор более двадцати романов, создатель нового направления в литературе – натурализма, первые его романы – это типичные романы-фельетоны, посвящённые проблемам современности. Кроме того, Э.Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. И, тем не менее, этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.



    2.1. Эмиль Золя в «Вестнике Европы»

    Самым крупным фактом в история отношений Э. Золя с русским читателем является его сотрудничество в «Вестнике Европы», продолжавшееся в течение шести лет и выразившееся в присылке «Парижских писем» я одной статьи — «Бальзак и его переписка», напечатанной без этого заголовка. Все корреспонденции Э. Золя в «Вестнике Европы» писались специально для этого журнала в расчете на русскую аудиторию и только значительно позднее и далеко не полностью были опубликованы в оригинале. Из статей, напечатанных в «Вестнике Европы», составилась большая часть критического сборника «Экспериментальный роман» и целиком книги критических этюдов «Романисты-натуралисты» (1881) и «Литературные документы» (1881). А также сборники новелл «Капитан Бюрль» (1883) и «Наис Микулен» (1884).     Если полагать, что Э. Золя объединил в десяти изданных им сборниках критических и публицистических статей все казавшиеся ему ценными газетные и журнальные работы, то оказывается, что «Парижские письма» занимают среди них первое место и по объему, и по своей важности. Самый факт корреспондирования Э. Золя в «Вестнике Европы» оказывается не только знаменательным событием в истории русских отношений романиста, но вырастает в первостепенное значение эпизод из журнальной и критической деятельности французского писателя.

    Внешняя история сотрудничества Э. Золя в «Вестнике Европы» восстанавливается во всех подробностях по относящимся к этому эпизоду опубликованным письмам И. С Тургенева, М. Е. Салтыкова, Э. Золя и некоторым необнародованным документам, хранящимся в Рукописном отделении Института Новой Русской Литературы при Академии Наук СССР.

    18 января 1875 г. И. С. Тургенев обратился к издателю «Вестника Европы»: «Не хотите ли Вы получать от Золя «Парижское обозрение» (без его подписи)? Он сделает это умно и дельно. Правда, у Вас уже есть парижский корреспондент, но Зол я мог бы обращать внимание преимущественно на литературные, художественные, социальные явления. Если эта мысль Вам «улыбается», дайте мне знать и какую Вы бы полагали положить цену?»

    1875 г. был чрезвычайно удачным моментом для начала журнальной работы. Золя в России. Роман «Чрево Парижа» окончательно установил его авторитет среди русских буржуазных читателей. Вместе с тем интерес от романов серии «Ругон-Маккары» перешел и к другим произведениям писателя. Все это создавало обстановку, благоприятную для популярности «Парижских писем», И привлекало к ним исключительное внимание читателей. 

    Несмотря на большое количество предложений о сотрудничестве, Э. Золя отклонил все и остался до конца верен М. М. Стасюлевичу, но причины его ухода из «Вестника Европы» в 1880 г. остаются невыясненными. 

    Одновременно с постепенным охлаждением редакции «Вестника Европы» к парижскому корреспонденту падал и интерес Э. Золя к работе в русском журнале. Начав сотрудничество в 1875 г., «когда ни одно парижское издание не принимало его статей и не давало ему возможности начать литературные бои», Э. Золя воспользовался» страницами «Вестника Европы» как трибуной, с которой он мог прокламировать свои принципы перед «наиболее просвещенной и отзывчивой аудиторией». Дальнейшее сотрудничество в «Вестнике Европы» стало ненужно и обременительно. Регулярное появление «Парижских писем» прервалось. Декабрьская книжка «Вестника Европы» за 1879 г., январская и февральская за 1880 г., а также сентябрьская и ноябрьская за тот же год вышли без обычных корреспонденции Э. Золя. Напечатанная в 12-й книжке «Вестника Европы» новелла. «Дуэль» была последним «Парижским письмом», но Э. Золя не отказывался еще от возможности дальнейшего сотрудничества.



2.2. «Парижские письма»

    В качестве парижского корреспондента Золя сотрудничал в «Вестнике Европы» с марта 1975 года по декабрь 1880 года и опубликовал за это время шестьдесят четыре корреспонденции, включая новеллы, очерки, под общим названием «Парижские письма». В своих критических статьях Золя пропагандировал принципы натуралистического романа. «В текущем месяце я вышлю Вам очерк о Флобере. Он будет как бы продолжением моего очерка о Гонкурах и позволит мне исчерпывающе высказаться о французском натуралистическом романе» (письмо Стюсалевичу от 13 октября). Придавая большое значение этим статьям, Золя включил большинство из них в свои сборники: «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), Литературные документы (1881).

     С. А. Венгеров писал в «Новом Времени»: «Прочитайте только несколько «Парижских писем» Золя, печатающихся в «Вестнике Европы», и вы увидите, каким гро мадным энтузиазмом обладает этот блестящий критик-романист».

«Русская Газета» сообщала: «Парижские письма» Э. Золя, печатающиеся в «Вестнике Европы», пользуются особенной популярностью среди нашей читающей публики».

    Еще категоричнее утверждение «Недели»: «...знай Золя по-русски и живи в русском обществе, успех «Парижских писем» должен бы был вполне его удовлетворить. Русская публика с наслаждением их читает, и если бы нас спросили, какой журнальный критик всего популярнее теперь, мы бы, не задумываясь, сказали: Эмиль Золя».

Под именем «Парижских писем» в «Вестнике Европы» было напечатано 10 новелл. Некоторые из них получили впоследствии большую популярность. Здесь был впервые опубликован под заглавием «Эпизод из нашествия 1870 г.» ставший впоследствии очень известным рассказ «Осада мельницы», вошедший в 1880 г. в состав нашумевшего сборника «Меданскне вечера». Тут же были напечатаны «Наводнение» и «Праздник в Коквиле», разошедшиеся позднее во многочисленных школьных изданиях. Особый интерес представляют напечатанные в составе «Парижских писем» 13 «социально-бытовых очерков» (терминология Э. Золя). Избирая тематическим стержнем какой-либо один жизненный момент, Э. Золя строит очерк из ряда параллельных эпизодов, повествующих о представляющих различные классовые группировки персонажах. Насыщенные общественно-актуальным материалом, политически заостренные очерки привлекали большой интерес разночинного читателя, да и сейчас могут привлечь внимание, выдвигая вопрос об изучении Э. Золя как писателяч» черкиста.  «Вестнике Европы» под именем «Парижских писем» Э. Золя опубликовал несколько отрывков из неизданных еще в то время романов «Западня» и «Нана». 

С майского номера 1875 г. начинается аккуратное появление «Парижских писем» в каждой книжке журнала вплоть до конца 1880 г. За а это время без статей Золя вышли только декабрьская книжка 1876 г.

«Парижские письма» Золя по содержанию очень пестрые, но тем не менее русские читатели раньше французских знакомились с этими произведениями романиста. Раньше французов они узнали теорию экспериментального романа, а также познакомились и со взглядами Золя на некоторых французских писателей: Гюго, Флобера, Бальзака и других. 

Парижские письма Золя разнообразны по своим темам и жанрам. Среди них можно найти статьи об искусстве и литературе, очерки об общественных нравах Франции, рассказы. Работа в русском журнале помогла Золя не только материально. В своих корреспонденциях писатель оттачивал многие формулировки, касающиеся его литературных взглядов, из разрозненных суждений, высказанных когда-то ранее, создавал стройную систему взглядов.

Россия, любознательный русский читатель помогли Золя завоевать более прочные позиции в литературной жизни Франции. Золя это понимал и с чувством глубокой благодарности писал в предисловии к «Экспериментальному роману»: «Да будет мне позволено публично выразить всю мою благодарность великой нации, которая согласилась приютить и усыновить меня в момент, когда ни одна газета в Париже не желала дать место моим писаниям, не прощая мне моей литературной борьбы. Россия в один из страшных для меня часов безысходности вернула мне уверенность и силы, ибо дала мне трибуну и самого просвещенного, страстного читателя в мире».





2.3. «Проступок аббата Муре», «Его превосходительство Эжен Ругон»

В марте 1875 года «Вестник Европы» закончил публикацию романа «Проступок аббата Муре». Россия познакомилась с ним раньше Франции. В романе «Проступок аббата Муре» Золя на время оставляет тему дележа добычи и значительно больше уделяет внимания физиологическим проблемам.

Серж Муре — молодой священник, он служит богу «по призванию», унаследовав от матери ее склонность к мистицизму. Его повышенная чувствительность находит выход в религиозном экстазе. Расстроенные нервы, исключительная впечатлительность доводят Сержа до серьезного заболевания, от которого его избавляет Альбина — молодая девушка, живущая со своим дядей-вольнодумцем в чудесном саду Параду. Серж очарован Альбиной и радостями земной жизни. Роман прозвучал как произведение атеистическое, осуждающее церковную мораль, религиозный фанатизм. Философская мысль романа выражалась в гимне природе, ее животворному началу, побеждающему религию.

В следующем своем романе, «Его превосходительство Эжен Ругон», Золя вновь погружает читателя в водоворот политической жизни времен империи. Показав в предыдущих романах больших и малых хищников, которые с ожесточением борются за власть и деньги, Золя лишь косвенно изобразил ближайшее окружение Луи Бонапарта. На этот раз перед читателями оказывались подлинные вдохновители политической жизни страны — депутаты, министры и сам император.

Эжен Ругон, в котором воплощены черты многих политических деятелей Второй империи, смотрит на политику как на средство для осуществления своих корыстных целей. Его идеал — «властвовать», держа в руках хлыст, быть выше других…». Проводя политическую линию империи, Эжен Ругон, по существу, глубоко безразличен к тому, что он делает. Беспринципность — его единственное политическое кредо. Когда изменившаяся обстановка заставляет Эжена Ругона уйти в отставку, он легко отрекается от своих прежних убеждений: он «в один час отверг всю свою политическую жизнь, чтобы под покровом парламентаризма удовлетворить свое ненасытное желание власти». Эжена окружают люди, которые с циничной откровенностью похваляются подлыми поступками и способны на любое преступление. Это опора не только Эжена, но и всей монархии. Для политических интриг у Эжена всегда наготове такие люди, как Деластан, госпожа Коррер, Шильен и соперница Ругона — Клоринда. На тех же принципах зиждется и власть самого императора. Находясь в постоянной вражде друг с другом, эти люди едины лишь в одном — в своей дикой ненависти к народу.

В романе Золя исторически верно осмыслена сущность политики Луи Бонапарта, о которой Маркс писал: «…Бонапарт чувствует себя прежде всего шефом Общества 10 декабря, представителем люмпен-пролетариата, к которому принадлежит он сам, его приближенные, его правительство и его армия и для которого дело заключается прежде всего в том, чтобы жить в свое удовольствие и вытягивать калифорнийские выигрыши из казенного сундука».













Вывод по главе 2

«Надо долгое время вариться в котле журналистики, чтобы понять и оценить ее». Э.Золя считал, что именно журналистское творчество помогло ему стать тем, кем он есть. «Разве лучшие из нас не прошли теперь сквозь эти испытания?» - обращался он к своим современникам. Называя их и себя учениками прессы, он утверждал, что именно пресса придала гибкость их стилю и снабдила большей частью документальных материалов.

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей-радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение.























                                                    Заключение.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44