VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Занятость и безработица как экономические категории

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008908
Тема: Занятость и безработица как экономические категории
Содержание
     1 Занятость и безработица как экономические категории
1.1 Понятие и виды занятости

     Проблема занятости является основополагающей в современном обществе. Занятость характеризует социально-экономическую ситуацию в стране. Существует несколько точек зрения на определение понятия и видов занятости. Рассмотрим основные из них. 
     Занятость можно определить как «деятельность населения, связанную с удовлетворением его личных потребностей, а также потребностей общества» [9]. Иными словами, занятость – это наличие у граждан доходного занятия, приносящего доход и не противоречащего действующему законодательству. 
     Состояние занятости напрямую зависит от понятия «занятые», которое в российской практике не имеет однозначной трактовки. 
     Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) трактует это понятие немного шире, чем Международная организация труда, рекомендациям которой следует Росстат. 
     Согласно Международной организации труда, к занятым экономической деятельностью относятся [5]: 
* лица, выполнявшие работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также выполнявшие работу не по найму, но приносящую доход, самостоятельно или у отдельных граждан; 
* лица, работавшие на семейном предприятии без оплаты труда; 
* лица, временно отсутствовавшие на работе по больничному листу; из-за отпуска или выходных; из-за ухода в декретный отпуск; в связи с обучением, переподготовкой вне рабочего места или учебного отпуска; из-за забастовки; других подобных причин. 
     Согласно Закону № 1032-1, занятыми считаются граждане:
* работающие по трудовому договору за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, включая сезонные и временные работы, за исключением общественных работ (за исключением некоторых категорий, указанных в законе); 
* зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 
* занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 
* выполняющие работы по авторским договорам, договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также состоящие в производственных кооперативах; 
* избранные или назначенные на оплачиваемую должность; 
* проходящие военную, гражданскую службу, службу в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службе; 
* учащиеся очных отделений; 
* временно отсутствующие на рабочем месте в связи с отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации, переподготовкой, участием в забастовках, подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей или другими уважительными причинами; 
* являющиеся учредителями организаций, за исключением некоммерческих организаций, не предполагающих получения дохода их учредителями; 
* являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. 
     Нетрудно заметить, что Закон № 1032-1 в отличие от Международной организации труда относит к категории занятости еще и учащихся на очном отделении в образовательных учреждениях, а также лиц, участвующих в общественных работах. 
     Учет трудовых ресурсов населения вызывает потребность в выделении различных форм и видов занятости. 
     Различают продуктивную, социально полезную занятость, полную, эффективную, рациональную, скрытую занятость [13]. 
     Продуктивная занятость характеризует уровень занятости в общественном производстве и выражается отношением количества занятых в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). 
     Социально полезная занятость характеризуется числом людей, занятых не только в общественном производстве и состоящих на службе, а также и учащиеся очных отделений и ведущие домашнее хозяйство. 
     Полная занятость – это состояние общества, характеризующееся тем, что все желающие иметь оплачиваемую работу, ее имеют. 
     Эффективная занятость подразумевает использование рабочего времени без потерь и достижение максимального экономического результата. Эффективность вычисляется отношением явочного фонда рабочего времени к его номинальному фонду. Наибольшая эффективность достигается при равенстве этого отношения одному. 
     Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к социально полезной занятости. Эта величина имеет свое оптимальное значение для каждой экономической системы. 
     Скрытая занятость – это занятость людей в незарегистрированных хозяйственных структурах вне учета официальных органов, не платящих налоги. Сюда относится теневая экономика или ее неформальный сектор – строительные работы, нелегальное производство, сфера бытовых услуг и т.п. 
     
2.2.  Понятие и виды безработицы 
     
     Безработица представляет собой это социально-экономическое состояние населения, которое характеризуется отсутствием деятельности, удовлетворяющей личные и социальные потребности и не противоречащей законодательству [9]. Состояние безработицы оценивается количеством безработных в обществе. Но понятие «безработный», как и понятие «занятый», также не имеет точного определения. 
     В практике Росстат использует рекомендации Международной организации труда, но в законодательстве Российской Федерации используется немного отличающаяся классификация. 
     По рекомендациям Международной организации труда, безработные – это лица 16 лет и старше, которые в данный период времени [5]: 
* не имеют работы или иного доходного занятия; 
* занимаются поиском работы, а именно обращаются в государственную или коммерческую службы занятости или самостоятельным поиском работы; 
* готовы приступить к работе; 
* обучаются по направлениям службы занятости;  
* являются учащимися очных отделений, инвалидами, пенсионерами, но занимаются поиском работы и также готовы к ней приступить. 
     В соответствии с Законом № 1032-1, к безработным относят трудоспособных граждан, которые в данный период времени:  
* не имеют работы или иной оплачиваемой деятельности;  
* ищут работу;  
* готовы приступить к работе;  
* зарегистрированы в органах службы занятости для поиска подходящей работы. 
     К тому же, в Законе № 1032-1, что безработными не могут быть признаны граждане:
* которые не достигли возраста 16 лет;  
* которым назначена трудовая пенсия или пенсия по старости в соответствии с законодательство Российской Федерации;
* которые в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска работы отказались от двух вариантов работы или от получения профессиональной подготовки или не явились в указанный срок для предложения им работы;  
* по решению суда, осужденные к исполнительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;  
* представившие содержащие ложные данные об отсутствии работы или доходного занятия документы или другие недостоверные сведения для признания безработными. 
     Главные отличия состоят в том, что Закон № 1032-1 не относит к безработным тех не имеющих доходного занятия, ищущих его и готовых приступить к работе граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости, а также лиц, находящихся на пенсии и студентов. 
     В зависимости от социально-экономических последствий и продолжительности различают фрикционную, сезонную, структурную и циклическую виды безработицы [13]. 
     Фрикционная безработица связана с текучестью кадров и носит добровольный характер. Человек может оставить работу в связи с неудовлетворенностью заработком, условиями труда, переездом на новое место жительства и многими другими причинами. Фрикционная безработица носит кратковременный характер и длится не более одного или двух месяцев. В экономически развитых странах она находится на уровне 3-6% численности от экономически активного населения [13]. 
     Сезонная безработица объясняется сезонным характером некоторых видов работ. Это сельскохозяйственные работы, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и другие виды работ сезонного характера. Особенностью данного вида безработицы является сравнительно легкая прогнозируемость и схожесть с фрикционной безработицей по степени добровольности. Изменение структуры производства, вызванного изменением спроса на товары и услуги, является первоосновой структурной безработицы. Причины этих процессов лежат в основе научно-технического прогресса, появления новых технологий, товаров, услуг. При этом меняется спрос на некоторые виды профессии, он сокращается, если не исчезает вообще, а на другие наоборот возрастает или возобновляется. Другими словами, структурная безработица – это безработица устаревших профессий. 
     Следствием циклически возникающих экономических спадов, сокращения производства, кризиса, уменьшения спроса и числа рабочих мест является циклическая безработица. Многие предприятия в таких условиях прекращают деятельность, оказываясь банкротами. Происходит массовые увольнения работников, рынок труда переполняется безработными. В литературе также встречаются другие определения безработицы, характеризующие ее отдельные особенности и стороны. 
     Разновидностью структурной безработицы является технологическая, когда в результате появления новой техники в связи с НТР возрастает производительность труда работников и часть из них становятся ненужными. 
     Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу. 
     Несовершенство правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы вызывают такое явление, как институциональную безработицу. Чрезмерно большие социальные выплаты могут, к примеру, уменьшить стимулы у населения к поиску работы, ведь они могут жить и на социальные пособия. Стимулы к поиску работы могут понизить и высокие налоги. 
     Фрикционная и естественная безработица образуют естественный уровень безработицы. 
     Иногда встречается и такое явления, когда официально работник трудоустроен, но не получает оплаты за свою деятельность и не востребован организацией. Такая ситуация называется скрытой безработицей. 
     По продолжительности различают кратковременную, умеренную, длительную и застойную безработицы [13]. Продолжительность безработицы в 1-2 месяца характерна для кратковременной. Умеренная безработица имеет продолжительность вплоть до 12 месяцев. Длительная – до 1,5 лет, а застойная безработица длится больше 1,5 лет. 
     Наиболее актуальной является молодежная безработица. Она характеризуется отсутствием желания у работодателей принимать на должность малоопытных выпускников учебных заведений при их достаточно высоких требованиях к уровню оплаты труда. Предприятия хотят иметь опытных и знающих свое дело работников. Поэтому уровень безработицы среди молодежи достаточно высок.
     
     
     


     
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДИНАМИКУ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Динамика занятости и безработицы в России в 2000-2015 гг.
     
     Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2015г. составила 75,9 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны [22]. Всего в России количество безработных по данным ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система) за первый квартал 2015 года равняется 4,3 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (Международная организация труда) (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В численности экономически активного населения 71,8 миллион человек классифицировались как занятые экономической деятельностью [22].
     Динамика численности экономически активного населения с 2014 по 1 квартал 2015 гг. представлена на рисунке 3.1

Рисунок  3.1 -  Динамика численности экономически активного населения [22]
     
     Но следует учитывать, что и ЕМИСС, и Росстат не учитывают так называемую скрытую безработицу, когда формально работник числится работающим на предприятии, но фактически не работает, что связано с источниками, на которые опирается Росстат и ЕМИСС. Анализ уровня безработицы по регионам Российской Федерации показал следующее. В региональном разрезе наихудшая ситуация в республике Ингушетия — уровень безработицы там равен 29,9% в апреле 2015 года. В других Северо-Кавказских республиках, а также Калмыкии, Забайкальском крае, Севастополе, республике Тыва и в Ненецком АО уровень безработицы превышал 10%. Уровень безработицы в пределах 3% отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Центральной части России, уровень безработицы либо не превышает, либо превышает незначительно средний по стране показатель в 5,8% [22].
     На значительной части территории России безработица достигает 6- 8 % от количества экономически активного населения, среднее значение 7%.
     Уровень безработицы по методологии МОТ с 2014 по 1 квартал 2015 гг. представлен на рисунке 3.2.

     Рисунок 3.2 - Уровень безработицы по методологии МОТ (в % от экономически активного населения) [22]
     
     Ещё одной причиной такой региональной различии по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,7 раз ниже, чем в Ингушетии) является недостаточное региональное развитие в этих регионах. Причем большая часть фирм уходит в федеральный бюджет. В результате регионы не имеют достаточных средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест.
     В таблице 3.1 представлены усредненные данные по занятости населения и уровню безработицы в России по годам. 
Таблица 3.1 - Динамика уровня безработицы в России в 2000-2015 гг. [22]
Годы
Количество безработных в РФ, в % к экономически активному населению
2000
10,6
2001
9,0
2002
7,9
2003
8,2
2004
7,8
2005
7,1
2006
7,1
2007
6,0
2008
6,2
2009
8,3
2010
7,4
2011
6,5
2012
5,5
2013
5,5
2014
5,3
2015
5,8

     Очевидно, что за 15 лет произошли значительные изменения в динамике безработицы, уровень которой снизился практически в 2 раза. Однако следует заметить, что уровень безработицы на протяжении этого периода колебался, увеличиваясь и снижаясь, время от времени.
     
3.2. Основные тенденции уровня занятости и безработицы
     
     Несмотря на продолжающееся замедление темпов роста реального сектора, спрос на рабочую силу сохранялся, а уровень безработицы почти не отклонялся от минимального за всю историю уровня, при том что демографическая ситуация, характеризующаяся старением населения, по-прежнему оказывает давление на предложение рабочей силы. Между тем во втором полугодии 2015 года реальные зарплаты резко снизились в условиях ускорения инфляции; если эта тенденция продолжится, то это будет означать коррекцию на рынке труда в ответ на снижение спроса на рабочую силу. Во втором полугодии 2015 года спрос на рабочую силу не претерпел значительных изменений. Соотношение числа вакансий к общему числу рабочих (с учетом сезонности) сократилось лишь незначительно в III и IV кварталах года до 2,9 по сравнению с 3,0 во II квартале. Соответствующего роста безработицы не отмечалось. Кривая Бевериджа представлена на рисунке 3.3. 
     
     Рисунок 3.3 -  Кривая Бевериджа [17]
     На протяжении 2015 года уровень общей занятости был высоким, несмотря на то что показатель с учетом сезонности несколько снижался в середине года, к концу года он достиг 71,7 млн. по сравнению с 71,2 млн. в конце 2013 года. 
     Во втором полугодии 2014 года уровень безработицы среди женщин (5,2%) превысило аналогичный показатель для мужчин (4,8%), однако разрыв несколько сократился с 0,6% во втором полугодии 2013 года. Уровень городской безработицы составил лишь 4,2% по сравнению с сельской безработицей, составившей 7,6% во втором полугодии 2014 года. По мере старения населения постепенное сокращение численности трудоспособного населения с 2008 года продолжает оказывать давление на предложение рабочей силы и отчасти проясняет причину такого чрезвычайно низкого уровня безработицы. Вместе с тем, учитывая некоторое снижение как спроса на труд, так и предложения рабочей силы, дальнейшее снижение уровня безработицы с учетом сезонности до 5,1% во втором полугодии 2014 года по сравнению с 5,3% годом ранее с трудом поддается объяснению.
     Динамика безработицы в 2008 и 2014 гг. представлена на рисунке 3.4.
     
     Рисунок 3.4 -  Динамика безработицы в 2008 и 2014 гг. [17]
     
     Несмотря на замедление темпов роста экономики, уровень занятости и уровень экономической активности оставались близкими к исторически максимумам, при этом уровень безработицы был рекордно низким. Этот феномен можно объяснить комбинацией факторов. Традиционно, в ответ на снижение спроса на рабочую силу коррекция на рынке труда в России происходит преимущественно в виде сокращения зарплат, а не автоматического повышения уровня безработицы.
     Но, к сожалению, последние статистические данные относительно безработицы в России говорят o том, что наметился перелом с позитивного тренда на нeгативный. Случился этот перелом в начале года, а именно: в январе 2016 года доля безработных резко возросла с 5,3% до 5,5%. Возможно, это объяснялось бы сезонностью, ведь у многих работников годовые контракты; которые закончились в декабре, а за январь, насыщенный праздничными днями, человек новую работу просто не успевает найти. Однако и в фeврaлe этот нeгaтивный трeнд прoдoлжился. Мaлo того, урoвень безработицы рaстет, медленно, но верно: 5,8 % трудоспособных в феврaле не имeли работы, это далo прирост армии безработных в Рoссии. Это люди, которые потеряли в конце декабря работу, но найти новую так и не смогли. Министерство труда оценивает увеличение плановых показателей по числу официально зарегистрированных безработных на 2015 год на 650 тыс. человек. Вместо 950 тыс. человек, меры поддержки которых заложены в принятом федеральном бюджете, число официально зарегистрированных безработных по итогам года ожидается на уровне 1,6 млн человек [10].
     Проблемы в сфере занятости и на рынке труда определяют характер сформировавшихся за истекший период тенденций.
     Инерционная оценка перспективных изменений численности представлена на рисунке 3.5. 

Рисунок 3.5. Инерционная оценка перспективных изменений численности: (а) трудовых ресурсов, (б) занятого населения [10]
     
     Их сохранение в перспективе представляет собой инерционный вариант развития и является в известной мере теоретической конструкцией. Предпосылки и особенности инерционного варианта, а также методика его практической оценки применительно к показателям сферы занятости и рынка труда подробно рассмотрены нами, например в и в более ранних работах. За последнее время принципиальных перемен в экономике, которые потребовали бы изменений набора этих предпосылок в расчетах, не произошло, что отчасти может свидетельствовать и об устойчивости сложившихся на ретроспективном периоде тенденций.
     В структуре распределения трудовых ресурсов по сферам занятости происходит сокращение доли занятого населения в трудоспособном возрасте, т.е. его численность в активных возрастах уменьшается более интенсивно, чем общая численность занятого населения.
     Численность занятого населения старше трудоспособного возраста заметно возрастает. Увеличение численности данной категории населения будет интенсивнее при сохранении тенденций на более продолжительном временном периоде. Общая численность работающих пенсионеров по старости в соответствии с полученными оценками может составить в 2030 г. 6,2-7,0 млн. чел. Ретроспективные тенденции не позволяют дать однозначную оценку перспективных изменений численности занятого российского населения в возрасте моложе трудоспособного (работающие дети и подростки). Вместе с тем общая величина этой категории занятых даже при значительных ее колебаниях не способна существенно изменить численность трудовых ресурсов страны. Численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы, заметно сокращается (на 10-20%) [10]. 
     Сохранение сложившихся в ретроспективном периоде тенденций ведет к некоторому увеличению доли иностранных трудовых мигрантов в общей численности занятого населения.
     Изменение динамики безработицы зависит напрямую от экономического состояния государства. Своего пика безработица достигла в 2000 году, что, в общем-то, неудивительно, ведь именно конец 20 – начало 21 столетия явились для экономики России переломным моментом. Следствием перехода от плановой экономики к рыночной стали немалые потери жителями страны своих рабочих мест. Высокого уровня безработица достигла и в 2008-2009 гг., когда случился мировой финансовый кризис. 
     В настоящее время снова наблюдается негативная тенденция роста уровня безработицы. 
     По сравнительным анализам и иным результативным прогнозам аналитиков, уровень безработных в нашей России может достичь 6% от всего общего количество экономически и физически активных людей (на конец 2015 года уровень безработицы зафиксирован на уровне 5,8%) [18]. Кажется, что цифра не столь велика, особенно, по сравнению с предыдущими страшными кризисными годами. Но так или иначе она существенно отразиться на жизнеобеспеченности трудового народа. Если вдаваться в иные подробности и цифровые вариации, то общее количество потерявших работу людей станет больше примерно на 500 тыс. человек по прямому сравнению с предыдущим периодом.
     Сопоставительный анализ динамики  численности рабочей силы и безработицы на основе статистических данных, представленных в Приложении, позволяет говорить о пропорциональном росте численности рабочей силы и безработицы в 2015 году. В 2016 году рост численности рабочей силы прекратился,  а рост числа безработных сохраняется.
     На  сегодняшний  день  в  условиях  санкций  ЕС  к  России,  нестабильности  курсов  валют  проблема  безработицы  в  России  приобретает  немаловажное  значение. Экономический  кризис  во  все  времена  нарушает  баланс  общественных  отношений,  что  вносит  свои  коррективы  в  рынок  труда.  Главным  образом  экономический  спад  приводит  к  приостановке  работ,  сокращению  заработной  платы,  массовым  увольнениям,  «принудительно-добровольным»  предоставление  отпусков  без  сохранения  заработной  платы,  переводам  на  другую  работу,  смене  режимов  работы  без  согласия  работников.
     Главная  тенденция,  которая  наблюдается  в  такие  периоды,  -  панические  настроения,  как  самих  работников,  так  и  работодателей,  что  выражается  в  росте  нарушений.  Тем  не  менее,  при  грамотно  проводимой  политике  руководства  всегда  можно  найти  разумный  и,  самое  главное,  законный  выход  из  сложившейся  ситуации.
     Таким образом, представляет интерес анализ факторов, влияющих на изменение уровня безработицы и поиск путей решения проблемы безработицы в современной России.
     
4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 
     
4.1. Основные пути решения проблемы безработицы
     
     Безработица несет за собой ряд негативных последствий [12]:
* при долговременной безработице снижаются навыки работников;
* снижается уровень жизни населения;
* усиливается психологическая напряженность, в которой люди не уверены в завтрашнем дне, что приводит к болезням или же к самоубийствам;
* происходит потеря и неполное использование экономического потенциала населения;
* возникает недовыпуск продукции;
* проявляется политическая неустойчивость населения, недовольство властью и рост криминала.
     Выявить пути снижения уровня безработицы можно только при условии понимания факторов, влияющих на безработицу в России и способствующие ее росту.
     Вообще проблему безработицы порождает трудное материальное положение населения, вследствие чего работу начинают искать студенты, домохозяйки и пенсионеры. С уже накопленным службой занятости опытом увеличению числа безработных в России будет способствовать развитие следующих видов безработицы [12]:
* вынужденная безработица сопровождается отсутствием сырья и энергии, что приводит к остановке работы;
* временная безработица возникает вследствие ухода за ребенком, тяжелобольными, инвалидами, стариками, декретного отпуска;
* условная безработица связана с непостоянной работой;
* безработица молодежи возникает в связи с отчислением из учебных заведений;
* безработица специалистов, длительное время проработавших за рубежом;
* безработица граждан, вернувшихся из мест лишения свободы;
* безработица вследствие вынужденной миграции;
* безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
* частичная принудительная безработица (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя);
* безработица вследствие стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, что является причиной разрушения предприятий и учреждений).
     Этот список включает в себя далеко не все существующие пути пополнения численности безработных. Под неучтенным количеством людей подразумеваются немалые группы. Первая группа – это некоторая часть населения, которая не желает работать. Люди из этой группы не встанут на биржу труда и не будут зафиксированы как безработные. Хотя они, достигающие по некоторым данным несколько миллионов человек, пока не влияют на рынок труда, но уже сейчас оказывают давление на бюджет. Вторая группа – прямо или же косвенно взаимодействует с криминальным миром. В зависимости от борьбы государства с преступностью, люди, находящиеся в преступном мире увеличивают ряды безработных. Третью группу составляет то население, которое находится в достаточно благоприятном для жизни материальном положении, но официально является безработным. 
     Для решения проблемы безработицы необходимо усилить работу по созданию рабочих мест и их же сохранению. Крайне специфическим является роль государства в решении проблем, связанных с безработицей.
     Если речь идет именно о России, то поддержка государства в данной проблеме, экономике и особенно рынку труда крайне необходима. В недалеком прошлом наше государство практически находило решения всех вопросов связанных с трудоустройством населения, и оставить его на данном этапе было бы экономически неэффективно.
     Для того чтобы побороться с этой проблемой государство создает федеральную и региональную программы, которые обеспечивают занятость населения, учитывая специфику России и неоднократно доказанный факт, что предотвратить безработицу полностью невозможно, но можно и нужно довести ее до минимума.
     Здесь речь идет не только об интересах одного гражданина, но и об интересах целого государства, ведь при безработице 8-10 %, только на выплату пособий безработным уйдет 2,6% ВНП, что не выгодно России [19]. 
     Безработицу следует рассматривать как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением полной незанятостью максимальное устройство на рабочие места вынуждено безработных и заинтересованность добровольно незанятой части населения, стимулируя их труд.
     Государственные гарантии незанятому населению нужно заменить обязательным страхованием структурной и профессиональной безработицы. Однако в последнее время предпринимаются попытки «скрыть» официально растущую безработицу.
     Государство должно стремиться к сбалансированию заработной платы, занятости и инвестиций, только так может быть обеспечено создание новых рабочих мест, что в итоге приведет к уменьшению безработных.
     Практически все аналитики уверены, что Россия скатывается в рецессию. Спад в экономике России и снижение курса доллара приведут к драматическим изменениям на российском рынке труда: пик безработицы пришелся на начало 2016 года, причем многие эксперты считают, что наибольшие сокращения персонала ожидаются в сфере туризма и услуг, в автопроме и строительной отрасли. Кроме этого, сокращения прогнозируются в среднем и малом бизнесе, а во второй первой половине 2017 года – и в госструктурах [19].
     В целом, это связано с кризисом в Еврозоне, а также имеет и политический подтекст: развязанная санкционная кампания бьет по отдельным секторам экономики, бьет по торговому обороту, а также вызывает опасения со стороны инвесторов. Кроме того, последние меры ЦБ России по стабилизации курса рубля, также оказывают свое косвенное влияние.
     Решить проблемы на рынке труда призвана государственная программа содействия занятости населения, на которую в бюджете 2016 года было  заложено 79,9 млрд руб., пока итоги не подведены. Но, стоит отметить, что по сравнению с 2015 годом расходы бюджета-2016 на ее реализацию сократились примерно на 5% [19].
     Таким образом, проблема безработицы не возникает в один миг и не решается в одну секунду. Она носит тяжелый характер, и мы не можем разрешить часть проблемы, не затрагивая других ее частей и не учитывая специфику России. Здесь и скрывается сложность борьбы с безработицей.
     России потребуется большой срок на разрешение этой проблемы, но если стремится к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.
     
4.2. Основные направления действий в сфере занятости населения
     
     Для повышения производительности труда в ближайшей перспективе необходимы комплексные усилия, направленные на рост качества рабочей силы и рабочих мест; смягчение структурных проблем общероссийского рынка труда в контексте социально-экономического и демографического развития страны в целом, ее регионов и отраслей. 
     Один из необходимых шагов в этом направлении – проведение общероссийской «профессиональной» переписи для уточнения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, ее соответствия структуре текущего спроса на рабочую силу, существующей системе рабочих мест и численности выпускников из учреждений системы профессионального образования. 
     Изменение (корректировка) существующей структуры занятости населения, необходимое в целях эффективного использования рабочей силы, предполагает, в первую очередь более рациональное ее распределение по отраслям производства и сокращение потерь рабочего времени. 
     Изменения сложившейся структуры занятости в сторону роста доли сектора услуг не соответствуют достигнутому в экономике уровню производительности труда. 
     Одной из проблем остается проблема сокращения масштабов формальной занятости и рост неформального сектора. В то же время представляется, что первоочередное значение имеет решение проблем, накопившихся в формальном секторе. Это станет в свою очередь залогом решения важнейших вопросов, связанных с развитием неформального сектора экономики и неформальной занятости. Вопросы повышения уровня производительности труда тесно взаимосвязаны со структурными проблемами рынка труда. 
     Под структурными проблемами рынка труда следует понимать, во-первых, существование структурной безработицы и несовпадение качественных характеристик спроса на рабочую силу и ее предложения, что препятствует их согласованию. Во-вторых, – корректировку существующей структуры занятого в экономике населения с точки зрения соответствующих пропорций численности занятых в сфере услуг и производственной сфере. 
     Проблема согласования спроса на рабочую силу и ее предложения будет обостряться, особенно на фоне расширения занятости в секторе услуг. Рост производительности труда должен сопровождаться увеличением уровня оплаты труда, улучшением условий труда. Увеличение заработной платы и других издержек на рабочую силу будет выступать дополнительным фактором ее высвобождения. В ближайшей перспективе необходимы комплексные усилия по повышению качества рабочей силы и рабочих мест в контексте социально-экономического и демографического развития страны в целом, ее регионов и отраслей.
     В настоящее время актуализируется стимулирование межрегиональной и межотраслевой мобильности рабочей силы, повышение степени управляемости этими процессами. 
     Развитие процессов внутренней трудовой миграции находится на недостаточно высоком уровне. Реализуемая в рамках борьбы с безработицей программа содействия переселению безработных граждан охватила относительно небольшой контингент; с 2012 г. – это фактически специальная программа для смягчения напряженности на отдельных региональных рынках труда. 
     В то же время целый ряд более общих вопросов, в том числе связанных с функционированием рынка жилья, низкой привлекательностью ряда территорий и сфер деятельности, остается нерешенным. 
     В результате задача выбора направлений и интенсивности, а также согласования внутренних и внешних миграционных потоков обостряется. 
     Одной из основных причин качественного несоответствия спроса на рабочую силу ее предложения является несогласованное развитие сферы занятости и рынка труда и системы профессионального образования, отсутствие между ними должной степени координации. По мере смены поколений в составе рабочей силы эта проблема будет все в большей степени обостряться. 
     Для обеспечения более высокой степени координации необходима также корректировка существующей системы мотиваций, сложившейся у населения системы приоритетов относительно перспективных направлений приложения своего труда. Вопросы использования трудовой миграции для обеспечения экономики дополнительной рабочей силой, регулирование потоков внешней трудовой миграции связаны с динамикой производительности труда, проблемами миграции коренного населения, структурой занятости. Значительный приток квалифицированной рабочей силы по существующим направлениям иммиграции маловероятен. 
     Современная практика и сложившиеся тенденции позволяют говорить о том, что поток внешних трудовых мигрантов в значительной степени может состоять из низко- квалифицированной рабочей силы, не имеющей навыков индустриального труда. 
     Доля высококвалифицированных специалистов в общей численности трудовых мигрантов невысока, их привлечение требует создания специальных условий, долговременных системных усилий и затрат. 
     Повышение производительности труда, корректировка структуры занятости, согласование динамики развития рынка труда и системы образования – комплексные, долгосрочные задачи, решение которых связано с повышением степени согласованности социально-экономической политики, развитием принципов социального партнерства. Необходимость их решения повышает требования к последовательности реализуемых мер социально-экономической политики, непротиворечивости создаваемых в обществе возможностей и стимулов.
     
     
2

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.