VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Законность и правопорядок

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015787
Тема: Законность и правопорядок
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет юридический
Кафедра  «Теории и истории государства и права»


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Законность и правопорядок».



Выполнил студент
Сурков Владислав Вячеславович 
1    курса  БЮ – 172  шифр группы   очной  формы обучения
Специальности (направления/профиля подготовки) юриспруденция
Руководитель ст. преподаватель Каравай Татьяна Владимировна
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________________________
«___»_____________20___г. 
_____________________________
(подпись руководителя)


Кемерово 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ	3
1.Теоретические положения законности и правопорядка	5
1.1.Характеристика законности и правопорядка	5
1.2.Право и закон: соотношение понятий	8
1.3.Законность и правопорядок как состояние, цель и результат правового регулирования	10
2.Принципы и формы правопорядка и законности	17
2.1.Принципы и формы правопорядка	17
2.2.Принципы и формы законности	22
3.Индивидуализация закона в законодательстве	32
3.1.Современная практика индивидуализации закона	32
3.2.Особенности индивидуализации закона в России	34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	36
СПИСОК ИСКОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	38

     

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Формирование правового государства оказывает влияние на развитие российского права, которое призвано обеспечить стабильное регулирование общественных отношений. Право определяет четкие границы поступков и действий, выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни. Приоритет права выражает торжество законности и справедливости, свидетельствует о высоком уровне правовой культуры всего общества. 
     Переход от тоталитаризма к демократическому правовому государству характеризуется существенными изменениями в юридической науке. Эти изменения коснулись и категории «законность». Изменения в сущностном содержании законности обусловлены изменениями основополагающих категорий «право» и «государство».
     Актуальность выбранной темы. За всю историю своего существования люди стремились создать для себя рамки, или же универсальный регулятор общественных отношений. Они понимали, что без существования подобного механизма, мир будут постоянно раздирать войны и иные междоусобицы. Таким образом, в течение времени моральные нормы в том или ином социуме стали видоизменяться. С момента создания государственных структур, подобные нормы эволюционировали в правовые. Вначале их отличие было незначительно. Но моральные нормы, санкционированные государственной властью, всегда имеют приоритет над иными поведенческими моделями. Поэтому некоторые этнические особенности деятельности людей стали вытесняться правом. Уже к началу первого тысячелетия нашей эры на просторах Древнего Рима стали появляться ученые-юристы, которые уделяли много времени изучению права. 
     Но при всех положительных моментах данной категории она должна быть каким-либо образом выражена. На сегодняшний день наиболее корректной формой выражения права является закон. Соотношение права и закона является наиболее интересной проблематикой в современном научном мире. В процессе изучения этого феномена возникает множество вопросов и теоретических подоплек, о чем будет детальнее рассказано далее. 
     Объект исследование – соотношение понятий права и закон.
     Предмет – особенности понимания и структуры права и закона.
     Цель курсовой работы состоит в анализе понятия права и закон. 
     В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
     -рассмотрение понятия права и закон;
     - проведение анализа соотношения правопорядка и законности;
     - проанализировать структуру нормы права.
     - анализ соотношения права и законодательства;
     - анализ индивидуализации закона в законодательстве.
     При написании работы использовались работы следующих авторов: Акимова В.И., Алексеева С.С., Безина А.К., Брайнина Я.М., Братусь С.Н., Венгеров А.Б., Васьковского Е.В. Виндшейд Б.,  Дробышевского С.А.
     Методы, использованные при написании работы – синтез, исторический, наблюдение, анализ.
     Работа состоит из введения, где обозначены актуальность выбранной темы, цель работы, объект, предмет и методы исследования.
     Двух глав, заключение и списка использованной литературы.
     
     
     

     1.Теоретические положения законности и правопорядка
     1.1.Характеристика законности и правопорядка
     
     Анализ вопросов законности и правопорядка имеет существенное значение как с точки зрения теоретико-правового исследования, так и в аспекте совершенствования взаимодействия личности, общества и государства. На необходимость строго соблюдения законности в нашем государстве и дальнейшего укрепления правопорядка обращает особое внимание Президент России В.В. Путин.1 Сообразно с этим, можно утверждать, что вопросы, связанные с рассмотрением таких понятий как законность и правопорядок, являются весьма актуальными и нуждаются в подробном и комплексном исследовании. Для теоретико-правового исследования понятий законности и правопорядка мы должны попытаться сформулировать их определение и выявить их соотношение. В научных кругах законность понимается не однозначно. В.С. Нерсесянц определяет правовую законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. По мнению В.К. Бабаева законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.2
     С.А. Комаров указывает, что содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения.3По нашему мнению законность можно рассматривать как составляющую трех элементов: 1) принципа самого права, заключающегося в требовании соблюдения и исполнения норм права всеми субъектами, которым они адресованы; 2) метода осуществления государственной власти, способа деятельности, поведения субъектов общественных отношений; 3) особого режима состояния общественной жизни, выражающегося в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания. 
     Таким образом, мы полагаем, под законностью следует понимать принцип, метод и режим строго неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. 
     Понятие правопорядок также трактуется среди ученых-правоведов не однозначно. Н.И. Матузов полагает, что правопорядок есть порядок, основанный на праве4, правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений.5 А.Ф. Черданцев считает, что правопорядок есть система общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права. Р.А. Ромашов утверждает, что правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права. На наш взгляд, для того чтобы сформулировать понятие правопорядка следует акцентировать внимание на соотношении понятий правопорядок, общественный порядок и законность. Правопорядок является составной часть общественного порядка, поскольку общественный порядок можно определить как систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения субъектами правоотношений всех социальных норм (как правовых, так и не правовых – норм морали, религиозных и др.), а правопорядок предполагает соблюдения именно правовых норм. 
     Правопорядок выступает результатом законности, то есть это итого соблюдения и исполнения правовых норм. Таким образом, с нашей точки зрения правопорядок – это составная часть общественного порядка, представляющая собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения. 
     Теоретики юриспруденции характеризуют право, как один из существующих видов регулирования общественных отношений. В широком смысле термин представляет собой систему формально-определенных, общеобязательных, гарантированных государством поведенческих правил, за неисполнение которых установлены специальные санкции. В любом государстве суть права определяется правопониманием и политической доктриной. В большей части случаев власть той или иной страны использует представленную систему норм поведения для управления населением. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что права человека, — это лишь специальные рамки, в которых конкретное государство разрешает человеку вести свою деятельность. Иными словами, регулирование направлено на поведение людей, с целью достижения эффективной реализации функций страны. Тем не менее многие ученые с подобной трактовкой не согласны, ссылаясь на то, что права человека закреплены в международно-правовых актах. 
     Право и закон,  нужно изучать через призму ключевых аспектов конкретной правовой системы. В узком смысле закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый уполномоченным государственным органом в особом законодательном порядке. Он имеет внутреннюю структуру и сферу применения. Законом регулируются общественные отношения. А также обеспечивается их охрана за счет существующих мер ответственности. Очень часто в законы включены нормы, которыми фактически создается механизм юридической ответственности. Тем не менее соотношение права и закона нельзя осуществить посредством представленной выше трактовки последнего. Поэтому выделяют еще одну, более широкую дефиницию. 6
     В последнее время теоретики юридических наук все больше уделяют внимание закону как форме выражения права. Подобный подход более правильный, ведь эти две категории взаимодополняют друг друга. В законе отображаются нормы права, а также рассказывается об их действии на конкретные правоотношения. Посредством официального закрепления закона, как нормативно-правового акта, нормы фактически реализуются и влияют на правоотношения социума. Право и закон, проблемы соотношения, которых можно рассматривать с нескольких сторон, не могут существовать отдельно друг от друга. Таким образом, всегда можно будет говорить о специфике их взаимодействия.7
     Иногда соотношение права и закона приобретает совершенно непривычный характер. Учитывая особенности континентального правовой семьи, к которой принадлежит Российская Федерации, закону отводится роль правового источника. Подобная трактовка достаточно интересна. 
     В этом случае право является вторичным «продуктом», оно лишь исходит от официальных документов государства, а не служит основой для их создания. В этом случае нужно учитывать соотношение нормы права и закона не в общем полисе. Их нужно рассматривать в пределах конкретных правоотношений. 
     
     1.2.Право и закон: соотношение понятий
     
     Проблематикой взаимосвязи закона и права ученые занимались еще в древние времена. К числу наиболее известных исследователей этого вопроса можно отнести Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Цицерона и массу римских юристов. Конечно, все они выдвигали собственные концепции и теории, однако на одном они абсолютно все сходились – закон нужно рассматривать как совокупность правовых норм. 
     Другими словами, берется во внимание вся совокупность источников юридических норм: указы, постановления, законы, прецеденты и т. п. Законы, при всем их официальном статусе, могут быть неправомерными. Говоря иными словами, с их помощью можно осуществлять политический произвол. Что касается права, то оно исходит от общества (интерес большинства). Это не дает возможности продвигать антисоциальные идеи. Следует заметить, что право и закон, соотношение понятий, которых будет дано в статье, являются ключевыми категориями в правовой системе любого государства. О чем и поговорим далее. Совершенно нетипичной является теория «правового закона». Её приверженцы считают, что соотношение категорий происходит на основе принципа формы и её содержания. Таким образом, не уделяется внимание вопросу о том, чему отдать главенствующую роль. 
     Также приверженцев теории не интересует, какая категория является первостепенной. Они трактуют соотношение нормы права и статьи закона на основе формально-логического понимания этих структур. Таким образом, право является «наполнителем» официальных документов, а точнее, придает им смысл. Самостоятельные структуры Достаточно интересной является теория о том, что право и закон – это совершенно разные вещи, которые не только существуют отдельно друг от друга, но также имеют независимые источники. В данном случае характеристика понятий основана на существовании разных социальных структур. Право при такой трактовке воспринимается, как способ саморегулирования общества. Оно создается, развивается и реализуется в нем. Никакого дополнительного выражения право не требует, потому что люди и так находятся на пике самоорганизации. А законы создаются в сфере политического управления. Они могут включать в себя некоторые правовые нормы, однако не основываются на них. Таким образом, норма права и закон не имеют ничего общего, хотя имеют одинаковую цель – регулирование общественных отношений. Теория дает возможность искать различие не в конечном действии, а в интересах «издателей» обеих категорий. 
     Очень часто уделяется внимание неправовому содержанию законов. Чаще всего данная проблематика возникает, когда дело касается интересов граждан того или иного государства. Например, законы и права гражданина РФ не всегда соотносятся друг с другом. Существуют моменты, когда юридические возможности человека, которые принадлежат ему от рождения, существенным образом «урезаются» в соответствующих нормативно-правовых актах. 
     Сегодня эта проблематика достаточно серьезно рассматривается не только в России, но и на международно-правовом уровне.8
     
     1.3.Законность и правопорядок как состояние, цель и результат правового регулирования
     
     Исторически законность возникла, как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Под законностью стали понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.9
     В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение, но как принцип законности. В обоих случаях акцент делался на исполнении законов и других нормативных правовых актов и игнорировалось их содержание, а они-то могли быть неправовыми. Неуклонное и повсеместное исполнение таких законов и приводило к нарушениям законности. 
     Так, например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. содержалась ст. 17, предусматривавшая возможность привлечения к уголовной ответственности по аналогии. Институт аналогии являлся правовой основой проведения в стране репрессий. Формально осуществлялось неукоснительное соблюдение требований закона, а фактически – повсеместное нарушение законности. С появлением понятия правового закона возникла необходимость уточнения и понятия законности. Так, Н.В. Витрук определяет законность как идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве, В.Н. Кудрявцев - как определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. 
     Еще раньше в разное время законность определялась как режим, как метод, как средство, как принцип, как способ, как орудие, как функция, как требование и обеспечение, как система организации, как форма и т. д.10, что являлось следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы. И в настоящее время единого понимания законности в публикациях авторов не наблюдается, но предложен некий комплексный подход к определению данного понятия, т.е. трактовка законности в трех аспектах: как принцип государственно-правовой жизни, как метод государственного руководства обществом и как режим жизни общества.11 Но при таком подходе аспектность исследования данного понятия не устраняется, а подтверждается. Более того, происходит своего рода подмена понятий. 
     Так, под принципом законности понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права правовых предписаний, содержащихся в нормах права, т.е. речь идет о различных формах реализации права, о заключительном этапе правового регулирования. Законность как метод государственного руководства обществом означает не что иное, как воздействие с помощью правовых предписаний-тех дозволений, позитивных обязываний и юридических запретов на сознание и волю субъектов общественных отношений. Управляющее воздействие на общество в данном случае осуществляется с помощью способов правового регулирования. Законность как режим общественной жизни представляет собой режим реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве и в повсеместном исполнении законов. Данное определение охватывает своим содержанием понятие правового регулирования: все его этапы и стадии. Поэтому существующие трактовки понятия законности есть условность (фикция), существенно отличающаяся от правовой реальной. Кроме того, в теории права дискуссионными остаются и некоторые другие вопросы, связанные с понятием законности. Так, М.С. Строгович и Н.В. Витрук полагают, «что законность –это требование исполнения закона и только закона». 
     С таким суждением трудно согласиться, так как в теории права имеет место и широкая трактовка законодательства (совокупность всех нормативных правовых актов) и узкое понимание этого понятия (совокупность всех действующих в стране законов). Поэтому требование законности должно распространяться на применение любых нормативных правовых актов, хотя этимологически термин законность связан с соблюдением законов. Дискуссионным в науке является и вопрос о субъекте законности. 
     Так, в свое время Н.Г. Александров полагал, что нарушать законность могут только должностные лица, наделенные властными полномочиями, а граждане совершают правонарушения, за которые привлекаются к юридической ответственности. Аналогичную позицию занимал проф. В.М. Горшенев, а ныне- проф. Н.В. Витрук. Против этого в свое время возражал проф. М.С. Строгович, а ныне – проф. В.В. Лазарев, который считает принцип законности всеобщим, в равной степени распространяющимся на всех субъектов права. 
     Аргумент – более чем убедительный. Нельзя нарушением законности подменять правонарушение. Однако нам представляется некорректной сама постановка вопроса о субъекте законности. А происходит это от нечеткости определения данного понятия. Поэтому необходим иной подход к определению законности. Все существующие определения данного понятия свидетельствуют о его неразрывной связи с правовым регулированием: и с правотворчеством, и с реализацией права. 
     Данное обстоятельство позволяет рассматривать законность в качестве свойства правового регулирования, отражающего его перманентное состояние. Иными словами: законность – это перманентное состояние правового регулирования, т.е. совокупность основных параметров и характеристик регламентации общественных отношений, а также реализации субъективных прав и выполнения юридических обязанностей их субъектов. Таким образом, законность можно определить как состояние правового регулирования общественных отношений, представляющего собой совокупность основных параметров и характеристик правотворчества и реализации права. 
     Рассматриваемый подход к определению законности ставит под сомнение утверждение о том, что оно – самостоятельное политико-правовое явление. Законности вне правового регулирования не существует. Она - не деятельность по формированию и реализации права, но свойство этой деятельности в виде некоего перманентного состояния. Гарантиями этого перманентного состояния выступают положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, осуществляющей правовое регулирование, так и вне ее. Эти гарантии в литературе подразделяются на общие (экономические, политические и духовные) и специальные (правовые). 
     Правовые гарантии включают следующие меры: совершенствование законодательства, выявление нарушений законности, охрана законности, ответственность за нарушение законности, надзор и контроль за соблюдением законности, профилактика нарушений законности. Надзор и контроль за соблюдением законности включает: - контроль за деятельностью высших представительных органов государственной власти; - контроль за деятельностью высших исполнительных органов государственной власти; - конституционный и другие виды судебного контроля; - прокурорский надзор; - общественный контроль. С гарантиями законности в юридической литературе тесно связываются принципы законности. Однако, по нашему мнению, у состояния правового регулирования не может быть собственных принципов, т.е. законность не может их иметь. 
     А вот основополагающие начала правового регулирования общественных отношений должны быть и обеспечивать его перманентное состояние, т.е. законность. В науке вопрос о принципах правового регулирования изучен недостаточно. В различных источниках и законодательстве речь идет преимущественно об отраслевых принципах правового регулирования. 
     Так, например, в ст.2 Трудового кодекса РФ сформулированы принципы правового регулирования трудовых правоотношений, в других источниках и нормативных правовых актах речь идет о принципах правового регулирования предпринимательских отношений, отношений в сфере информации, отношений по социальному обеспечению, налоговых отношений, принципах правового регулирования банковской деятельности и т.п. Исследований по вопросу общих принципов правового регулирования не встречается, и в литературе, исходя из существующего понятия законности, называют ее разнообразные принципы и их количество. 
     Так, М.И. Абдулаев к основным принципам законности относит: верховенство правового закона; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное юридическое значение; обеспечение соответствия закона праву; закрепление основных принципов права в основном законе государства (конституции); единство законодательства; равенство всех перед законом и судом; возможность судебной защиты субъективных прав и свобод; неотвратимость юридической ответственности. 
     А.Ф. Черданцев называет следующие принципы законности: верховенство законов, приоритет (первенство) международного права перед национальным правом; равенство перед законом; единство законности; недопустимость отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности. 
     В.С. Афанасьев называет четыре принципа законности: верховенство закона; единство законности; целесообразность и реальность законности. В учебнике по теории государства и права под редакцией А.В. Малько находим сходный подход к определению принципов законности. Только здесь верховенство закона соединено с верховенством Конституции. Можно согласиться с А.Ф. Черданцевым, что в юридической литературе наблюдается увеличение количества принципов законности, и отдельные из них вовсе таковыми не являются. Но по свидетельству Л.А. Морозовой чаще всего речь идет о таких принципах, как всеобщность, реальность, целесообразность, гарантированность, неотвратимость юридической ответственности, взаимосвязь законности и культуры.12
     Конечно взаимосвязь законности и культуры существует, но вряд ли это можно назвать принципом. Неотвратимость юридической ответственности тоже не может быть принципом законности. Во-первых, он не распространяется на весь процесс правового регулирования. А во- вторых, это – принцип юридической ответственности. 
     По существу все встречающиеся принципы законности являются таковыми либо для правового регулирования в целом, либо для его отдельных этапов и стадий. Для определения общих принципов правового регулирования и законности, в частности, необходимо выявить критерии, которым должны отвечать эти принципы. Во-первых, эти основополагающие начала (принципы) должны влиять на весь процесс, на все этапы и стадии правового регулирования, а не на отдельные его составляющие. В противном случае принцип не будет формировать перманентное состояние правового регулирования, т.е. законность. 
     Во-вторых, принципы правового регулирования должны обеспечивать единую направленность правотворчества и правореализации. 


     2.Принципы и формы правопорядка и законности
     2.1.Принципы и формы правопорядка

     Общественные отношения сами по себе не имеют нормативного характера, не обладают нормативностью в качестве имманентного, присущего им свойства, но общественные отношения, несомненно, имеют признак урегулированности нормами, создаваемыми обществом, государством, общественной организацией или другими субъектами специально для целей регламентации. Система норм права охватывает и регламентирует все стороны человеческой жизнедеятельности. Правовые принципы определяют содержание норм права, особенности толкования и механизм их реализации. 
     Они лежат в основе регулирования общественных отношений, фиксируют и одновременно прогнозируют тенденции общественного развития. Любая деятельность человека и общества осуществляется на основе определенных принципов. 
     Под принципом принято понимать «руководящее начало», «основополагающую идею». Термин «принцип» (principium) переводится с латинского языка как первоначало, основа. Это основные базовые смыслообразующие идеи, которые лежат в основе определенной системы, являются ее краеугольными камнями. Всякая правовая система базируется на определенных принципах. Принципы права — это идеи, положения, выступающие фундаментом, на котором строится система права. На их основе создаются правовые нормы, осуществляется правоприменительная и правоохранительная деятельность.13
      Принципы права, как правило, официально зафиксированы в нормативных правовых актах. Данный факт позволяет некоторым исследователям утверждать, что все принципы должны иметь институциональное оформление. На наш взгляд, это не так. К принципам права также можно отнести и положения, не зафиксированные в нормативных правовых актах, но являющиеся важным ценностным компонентом общественного сознания. Образно выражаясь, текст нормы есть документ особого мировоззрения. Следовательно, принципы, на основе которых создаются нормы, также носят мировоззренческий характер.
     Под принципами права обычно понимают закрепленные в различных его источниках или выраженные в юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, которые отражают уровень познания закономерностей права и служат для создания внутренне согласованной и эффективной системы норм, а также для регулирования общественных отношений при их пробельности и противоречивости. Одним из вариантов типологизации правовых принципов является их деление на принципы, закрепленные в нормах права, то есть имеющие легальное юридическое оформление, и принципы-идеи, не имеющие формального закрепления. Другой распространенной типологией является деление правовых принципов на общеправовые, отраслевые и специальные. 
     Общие принципы права объединяют различные отрасли права, что позволяет говорить о единой системе права и правовых отношений. Принципы права не создаются волей или желанием отдельных индивидов или групп. Их содержание определяется объективными общественными процессами, а также самой природой государства и права как социальных институтов. Сущность принципов права может быть рассмотрена с позиций генетического, гносеологического, онтологического и функционального подходов. Генетический анализ предполагает изучение обусловленности содержания принципов права существующей системой общественных отношений. Важно выявить, насколько данные принципы отражают экономические, политические, нравственные основы социума, каковы их корни, причины возникновения. 
     Гносеологический подход к правовым нормам предполагает выяснение того, насколько они адекватно выражают саму сущность права и соответствуют уровню его познания. Гносеологический аспект позволяет показать обратное воздействие принципов права на общественную жизнь. Известный лозунг эпохи Просвещения гласил: «Миром правит мнение». Не абсолютизируя данное положение, тем не менее, можно утверждать, что функционирование права, внедрение его основополагающих принципов в правосознание способствует правовой и политической социализации личности и общества, преодолению правового нигилизма. 
     Онтологическая характеристика принципов права базируется на изучении форм их существования. Так, например, фиксация принципа в нормативном правовом акте не обеспечивает его автоматическую реализацию на практике. Функциональный подход к исследованию «основополагающих начал» права раскрывает их значимость, практическую ценность. 
     Существование единых правовых начал позволяет рассматривать право как системное образование, отдельные отрасли которого функционируют как единое целое, непротиворечиво и согласованно. Общеправовые принципы ориентируются на господствующие в обществе системы ценностей, одновременно отражая и формируя мировоззренческие установки. Принцип считается общеправовым, если он используется в любой правовой ситуации, независимо от того, нормами какой отрасли права она может регулироваться. Они направлены на поддержание единства и стабильности правовой системы. Принципы права обладают признаком системности. 
     Они тесно взаимосвязаны. Содержание и значение каждого принципа определяется не только собственным содержанием, но и местом, занимаемым в целостной системе принципов права. При этом важно подчеркнуть, что и сами эти принципы представляют собой единое концептуальное образование. К общеправовым принципам обычно относят: принцип законности, справедливости, гласности, единства, федерализма или унитарности (в зависимости от формы государственного устройства), разделения властей, гуманизма и др. Эти принципы, в свою очередь, можно разделить на две группы: нравственные (они, как правило, не имеют легального оформления) и организационные (они обычно бывают юридически закреплены). Так, принцип федерализма можно отнести к организационным, а принцип справедливости — к нравственным. Например, одним из основных общих для всех отраслей права является принцип законности. 
     Принцип законности как общеправовой принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 4, 15, 19, 45, 52).14 Этот принцип должен осуществляться на всех этапах юридического процесса: и в процессе законотворчества, и на этапе правоприменения. Через действие этого принципа происходит легитимация существующего общественного строя и отношений между государством и обществом. Рассмотрим реализацию некоторых общеправовых принципов на примере бюджетного права. Принцип законности относительно бюджетного права реализуется через обязательную нормативную правовую регламентацию бюджетного процесса, то есть бюджет всегда существует в форме закона (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ) или муниципального правового акта (на местном уровне). Отчет об исполнении бюджета также существует в форме нормативного правового акта. Особые требования предъявляются к содержанию бюджета. 
     В нем должны быть представлены определенные показатели в соответствии со статьей 184.1 БК РФ. Принцип федерализма также играет важную роль в бюджетном праве. Он закреплен в Конституции РФ (ч. 1 ст. 4, ст. 5, ст. 12, ст. 71—73). В бюджетном процессе он проявляется в разграничении бюджетных компетенций между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, разграничением доходов и расходов бюджетов разных уровней. В данном случае разграничение идет по вертикали. Если обратиться к мировому опыту, то, например, в Германии речь может идти о горизонтальном подходе («горизонтальное выравнивание» между землями). Еще один общеправовой принцип, который реализуется в бюджетном праве — это принцип разделения властей. 
     В бюджетном процессе он реализуется, например, в разграничении компетенций различных органов власти. Полномочия участников бюджетного процесса определяются статьями 152—154 БК РФ.15 Разграничение полномочий проявляется здесь в разделении компетенций между представительными органами власти и властью исполнительной. Так, составление проекта бюджета и его исполнение ? это прерогатива органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета — функция представительных органов власти. Одним из общеправовых принципов, которые следует применять в бюджетном праве, является принцип гласности. Его реализация может быть осуществлена несколькими путями: через доступность и прозрачность процедуры принятия решений, использование понятной и доступной терминологии, учет публичного мнения. Одним из вариантов осуществления этого принципа могут являться, например, публичные слушания по поводу бюджета, проводимые на уровне субъектов РФ, местном уровне. 
     При этом нельзя сводить все только к обсуждению, необходим реальный учет предложений и замечаний, полученных от населения. Также принцип гласности реализуется через опубликование документов, связанных с бюджетом и бюджетным процессом. 
     Применительно к бюджетной системе общеправовой принцип гласности трансформируется в принцип прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ). Он осуществляется через четкое определение полномочий каждого участника бюджетного процесса, открытость процесса подготовки, принятия и исполнения бюджета, общедоступность информации (где и сам субъект, и третьи лица знают его обязанности). Также прозрачность достигается через гарантированность достоверности предоставляемой информации. 
     Таким образом, межотраслевые и отраслевые принципы права конкретизируют общеправовые принципы. 
     Принципы права обладают признаком системности. Они тесно взаимосвязаны. Содержание и значение каждого принципа определяется не только собственным содержанием, но и местом, занимаемым в целостной системе принципов права. Правовые принципы определяют содержание норм права, особенности толкования и механизм их реализации. 
     В соответствии с принципами права определяется правомерность тех или иных действий, решений, актов. Принципы права не только отражают уже сложившиеся общественные отношения, но также определяют приоритетные направления развития правовой системы, должны способствовать ее качественному развитию, выступая как ценностные ориентиры.

     2.2.Принципы и формы законности
     
     Можно сформулировать следующие принципы правового регулирования, а следовательно и законности: - принцип верховенства в правовом регулирован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.